Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ESG-ПАРАДИГМЫ В МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ESG-ПАРАДИГМЫ В МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ESG-парадигма / региональная экономика / маркетинг территорий / стратегическое планирование / ESG paradigm / regional economy / marketing of territories / strategic planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джуха В.М., Мажара Р.В.

Статья посвящена изучению особенностей внедрения ESG-парадигмы в систему территориального маркетинга с учетом возрастающей её роли в привлечении инвестиций в региональную экономику. Целью данной статьи является выявление существующих аспектов внедрения ESG-парадигмы в рамках маркетинга территорий на мезоуровне, т.е. на уровне регионов отдельных национальных экономик. Рассматриваются ключевые составляющие ESG и их преломление на региональном уровне. Анализируются ключевые рейтинги регионов России по развитию ESG. В частности: 1) ESG-рэнкинг российских регионов, разработанный международным рейтинговым агентством RAEX; 2) Рэнкинг устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов Российской Федерации, составляемый Национальным Рейтинговым Агентством (НРА). На основе изучения динамики основных показателей деловой активности и социальной сферы регионов устанавливается связь лидерства регионов в данных рейтингах с их уровнем социально-экономического развития. Особое внимание уделено изучению включения ESG-парадигмы в документы стратегического планирования регионов. Делается вывод о том, что многие субъекты РФ ориентированы на развитие в соответствие с ESG-парадигмой и включают данный принцип в число приоритетов маркетинга территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE ESG PARADIGM IN THE MARKETING OF TERRITORIES

The article is devoted to studying the features of the introduction of the ESG paradigm into the territorial marketing system, taking into account its increasing role in attracting investment in the regional economy. The purpose of the given article is to identify the existing aspects of the implementation of the ESG paradigm in the marketing of territories at the mesolevel, i.e. at the level of regions of individual national economies. The key components of the ESG and their refraction at the regional level are considered. The key ratings of Russian regions on the ESG development are analyzed, namely: 1) ESG-ranking of Russian regions, developed by the international rating agency RAEX; 2) Ranking of sustainability of development and integration of ESG criteria in the activities of the subjects of the Russian Federation, compiled by the National Rating Agency (NRA). Following the study of the dynamics of the main indicators of business activity and the social sphere of the regions, the relationship of the leadership of the regions in these ratings with their level of socioeconomic development is established. Special attention is paid to the study of the inclusion of the ESG paradigm in the documents of strategic planning of regions. It is concluded that many subjects of the Russian Federation are focused on development in accordance with the ESG paradigm and include this principle among the priorities of marketing territories.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ESG-ПАРАДИГМЫ В МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ»

Экономика природопользования, предпринимательства,

маркетинг

УДК 339.138:332.122 JEL 0100

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ESG-ПАРАДИГМЫ В МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ

Джуха В. М. д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой Инновационного менеджмента и предпринимательства, ORCID 0000-0003-0424-6510, e-mail: dvm58@yandex.ru, ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Мажара Р. В. аспирант, e-mail: kafimip@yandex.ru, ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей внедрения ESG-па-радигмы в систему территориального маркетинга с учетом возрастающей её роли в привлечении инвестиций в региональную экономику. Целью данной статьи является выявление существующих аспектов внедрения ESG-парадигмы в рамках маркетинга территорий на мезоуровне, т. е. на уровне регионов отдельных национальных экономик. Рассматриваются ключевые составляющие ESG и их преломление на региональном уровне. Анализируются ключевые рейтинги регионов России по развитию ESG. В частности: 1) ESG-рэнкинг российских регионов, разработанный международным рейтинговым агентством RAEX; 2) Рэнкинг устойчивости развития и интеграции ESG-крите-

риев в деятельность субъектов Российской Федерации, составляемый Национальным Рейтинговым Агентством (НРА). На основе изучения динамики основных показателей деловой активности и социальной сферы регионов устанавливается связь лидерства регионов в данных рейтингах с их уровнем социально-экономического развития. Особое внимание уделено изучению включения ESG-парадигмы в документы стратегического планирования регионов. Делается вывод о том, что многие субъекты РФ ориентированы на развитие в соответствие с ESG-парадиг-мой и включают данный принцип в число приоритетов маркетинга территорий.

Ключевые слова: ESG-парадигма, региональная экономика, маркетинг территорий, стратегическое планирование.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE ESG PARADIGM IN THE MARKETING OF TERRITORIES

Dzhukha V. M. Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Innovation Management and Entrepreneurship Department, ORCID 0000-0003-0424-6510, e-mail: dvm58@yandex.ru, RSUE (RINH), Rostov-on-Don, Russian Federation.

Mazhara R. V. post-graduate student, email: kafimip@yandex.ru, RSUE (RINH), Rostov-on-Don, Russian Federation.

© В.М. Джуха, Р.В. Мажара, 2023

Abstract. The article is devoted to studying the features of the introduction of the ESG paradigm into the territorial marketing system, taking into account its increasing role in attracting investment in the regional economy. The purpose of the given article is to identify the existing aspects of the implementation of the ESG paradigm in the marketing of territories at the mesolevel, i.e. at the level of regions of individual national economies. The key components of the ESG and their refraction at the regional level are considered. The key ratings of Russian regions on the ESG development are analyzed, namely: 1) ESG-ranking of Russian regions, developed by the international rating agency RAEX; 2) Ranking of sustainability of development and integration of ESG criteria in the activities of the subjects of the Russian Federation, compiled by the National Rating Agency (NRA). Following the study of the dynamics of the main indicators of business activity and the social sphere of the regions, the relationship of the leadership of the regions in these ratings with their level of socioeconomic development is established. Special attention is paid to the study of the inclusion of the ESG paradigm in the documents of strategic planning of regions. It is concluded that many subjects of the Russian Federation are focused on development in accordance with the ESG paradigm and include this principle among the priorities of marketing territories.

Keywords: ESG paradigm, regional economy, marketing of territories, strategic planning.

► Введение. В настоящее время вопрос встраивания регионов в ESG-повес-тку, интегрирования ESG-парадигмы в их социально-экономическое развитие становится одним из наиболее актуальных вопросов маркетинга территории и выстраивания эффективной стратегии позиционирования во внешней среде.

Именно в данном вопросе состоит постановка проблемы, анализируемой в данной статье. Важно отметить, что, исходно развиваясь из сугубо корпоративного измерения, ЕБО-парадигма приобретает ключевое значение в контексте привлекательности макросубъектов. Как известно, ЕБО представляет собой трёхсоставную систему, охватывающую экологическую (Е), социальную (Б) и управленческую (О) составляющие.

В рамках экологической составляющей рассматривается меры по борьбе за сохранение и восстановление окружающей среды, формированию безотходных производств, современных мусоропе-рерабатывающих комплексов, развитию чистой возобновляемой энергетики. Социальная составляющая предполагает рассмотрение работников организаций в качестве полноправных заинтересованных сторон соразвития предприятий, обеспечение всесторонних гарантий их труда, защиту социальных прав на труд и отдых, обеспечение достойных условий быта и жизнедеятельности. Управленческая составляющая включает в себя открытость и прозрачность в коммуникациях со стейкхолдерами, доступность информации по ключевым корпоративным, экологическим и социальным вопросам, развитие с точки зрения производительности труда, создание новых и поддержание прежних форм мотивации для сотрудников и партнёров.

► Обзор литературы. Как известно, предтечей формирования ЕБО-концепции стали крупнейшие работы зарубежных авторов второй половины XX века. Так, ещё в 1953 г. была опубликовано исследование американского экономиста Г. Боуэна под названием «Социальная ответственность бизнесмена», в которой автор выдвинул концепт так называемой корпоративной социальной ответственности (КСО), которая интегрирует интересы бизнеса и общества [13]. Также важную роль в генезисе рассматри-

ваемой проблематики сыграло исследование Римского клуба «Пределы роста» [17], сформированное группой исследований во главе с такими авторами, как До-нелла Медоуз, Деннис Медоуз, Йорген Рандерс. В данной фундаментальной работе впервые акцентировано внимание на экологических, энвайеренменталистских аспектах экономического развития человечества. Авторы подчеркнули сложность реализации экспоненциального экономического роста, а также роста населения Земли в условиях ограниченности предложения ресурсов. Данная книга во многом обеспечила импульс в развитии концепции устойчивого развития, исследовании потенциала разработки альтернативных источников энергии и во многом подготовила почву для появления ESG-паради-гмы.

В настоящее время отдельным элементам вышеуказанной проблематики посвящено достаточно много исследований. Так, заметный вклад в продолжение анализа социальных аспектов ESG-паради-гмы через призму ESG-концепции внесли Р. Акерман [9], Х. Агуинис и А. Главас [10]. В их исследованиях развёрнуто анализировалась роль компаний в обеспечении социальных функций, превращения работников в полноценную заинтересованную сторону или стейкхолдера. На базе вышеуказанных направлений к началу 2000-х гг. сформировалась собственно ESG-концепция. К заметным исследователям в данной области можно отнести Дж. Элкингтона (общий анализ триединой концепции [14]), И. Иоанноу (о роли обязательной корпоративной отчётности по устойчивому развитию [16]), Ф. Берг (вопрос расхождения в ESG-рейтин-гах [12]), А. Амель-Задех (особенности использования ESG-информации со стороны инвесторов [11]), М. Фултон (устойчивое инвестирование [15]).

Российские авторы также внесли существенный вклад в изучение отдельных аспектов ESG-сферы Значимые исследования по общим вопросам развития сферы ESG осуществлены такими учёными, как

Л. Д. Петренко (применительно к инвестиционной сфере [6]), М.В. Мажорина (применительно к международному бизнесу и устойчивым контрактам [3]), А.Л. Белоусов (в части внедрения ESG-стандартов в российский банковский сектор [1]), В. А. Черненко и Лядова Ю.О. (в части на финансовой устойчивости предприятий [7]), О. С. Боброва (в части опыта европейских компаний и правительств по внедрению ESG [2]). В плане территориальных брендов отдельных региональных экономик значительный вклад в российскую науку внесли исследования В.Н. Овчинникова, Н. П. Кетовой, А.Г. Дружинина и Тамби-ева А.Х. [4, 5].

В то же время наблюдается недостаточное внимание как российских, так и зарубежных авторов к вопросу внедрения ESG-парадигмы к вопросу региональных макросубъектов и их продвижения как инвестиционно привлекательных территорий. В этой связи в качестве цели данной статьи является выявление существующих аспектов внедрения ESG-парадигмы в рамках маркетинга территорий на меро-зоуровне, то есть на уровне регионов отдельных национальных экономик.

► Данные и методы. В условиях нарастающей конкуренции за инвестиционные ресурсы, а также за человеческий капитал, особенно остро проявляющейся в рамках финансово-экономической турбулентности мировой и национальных экономик, важность и актуальность включения регионов в ESG-повес-тку становятся всё более выраженными. Для многих региональных экономик (как за рубежом, так и в России) включение ESG-повестки в маркетинг территорий является дополнительной возможностью привлечения внешнего финансирования, обеспечения достойных мест в межрегиональных и международных рейтингах конкурентоспособности и в целом для формирования современного инвестиционного бренда.

Так, в частности для маркетинга территории важно учитывать рейтингова-

ние регионов по степени учёта ESG-фак-торов в своём развитии. В настоящее время проводится 2 крупнейших рейтинга регионального развития в сфере ESG:

ESG-рэнкинг российских регионов, разработанный международным рейтинговым агентством RAEX1;

Рэнкинг устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов Российской Федерации, составляемый Национальным Рейтинговым Агентством (НРА)2.

Анализ результатов данных исследований свидетельствует о высокой степени связанности общих факторов передового развития тех или иных регионов и степени развитости ESG-сферы в данных регионах. Как правило, регионы с более высокой инвестиционной активностью, с большей конкурентоспособностью МСП, бюджетным профицитом, высоким уровнем жизни населения и в целом достаточно высоких значений ВРП и ВРП на душу населения занимают лидирующие позиции и в рамках вышеуказанных рейтингов.

По результатам вышеуказанных рейтингов лидирующими российскими регионами по развитию ESG являются Ленинградская область, Санкт-Петербург, Москва, Республика Татарстан, Тюменская область, Белгородская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округ. В целом, можно сделать вывод о том, что основные межрегиональные группы лидеров представлены:

столичными и околостоличными регионами;

крупными экспортоориентирован-ными сырьевыми регионами;

крупными промышленно-раз-

витыми и инновационно-активными регионами.

В целом, по оценкам Национального Рейтингового Агентства (НРА) по уровню интеграции ESG-критериев в деятельность субъекта РФ 19 регионов находятся на продвинутом уровне, в 16 регионах концепция ESG достаточно развита, и только 15 регионов находятся на начальном этапе внедрения ESG-критериев в деятельность.

Текущая российская специфика свидетельствует о том, что формируется ещё одна группа регионов, которая также пытается достаточно активно (хотя в некоторых случаях и довольно декларативно) встраиваться в ESG-повестку. Как правило, данная группа регионов является достаточно разноплановой, но её отличительной особенностью является аспект широкого присутствия субъектов РФ, которые можно отнести к группе средне-высокого уровня развития. Особенностью данной группы, в частности, является то, что данные субъекты РФ стали активно позиционировать ESG-сферу как важное отдельное направления собственного стратегического планирования. Так, целый ряд российских регионов включил ESG в качестве отдельного раздела в региональных стратегиях социально-экономического развития.

► Результаты исследования. ESG-сфера напрямую включена в документы стратегического развития таких регионов, как Свердловская область, Ростовская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Липецкая область [8]. Также в ряде регионов на регулярной основе проводятся мониторинги обеспечения устойчивого развития.

1 ESG-рэнкинг регионов [Электронный ресурс]. RAEX Rating Review. URL: https://raex-rr.com/esg/ESG_rating_regions

2 Рэнкинг устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов

Российской Федерации [Электронный ресурс]. Национальное рейтинговое агентство (НРА). Аналитический обзор. Декабрь 2022. URL: https://www.ra-national.ru/wp-content/up-loads/2022/12/ranking_esg_regions.pdf

В ш ндчальнь|^

Рисунок 1 - Разделение 85 регионов РФ по уровню интеграции ЕБО-критериев

в деятельность субъекта РФ1

В частности, в Ростовской области, ESG-концепция включена в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года2 в качестве самостоятельного раздела «Региональные приоритеты ESG-трансфор-мации». В документе осуществлена интеграция ESG-факторов в общую канву устойчивого развития, которое раскрывается через экономическую, социальную и пространственную сферы. Всего в разделе «Региональные приоритеты ESG-транс-формации» выделено шесть региональных ESG-приоритетов, каждый из которых подробно раскрыт в рамках отдельных направлений. В число приоритетов входят:

Адаптация к изменениям климата и развитие низкоуглеродной экономики.

Создание условий для развития ресурсосберегающей хозяйственной системы замкнутого цикла.

Поддержка и поощрение инклюзивных практик в образовании, обслуживании, трудоустройстве и бизнесе.

Поддержка социального благополучия, семейных ценностей и согласия в обществе.

Формирование и развитие культуры социально ответственного бизнеса.

Развитие системы государственного и муниципального управления на принципах устойчивого развития.

Также в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года подчёркивается, что приоритеты ESG сформированы в соответствии с видением и позиционированием Ростовской области в рамках макроэкономических и глобальных вызовов. Следует отметить, что в разделе документа, посвящённого инвестициям, в качестве одной из задач развития сферы фигурирует «формирование инвестиционного бренда территории», что в контексте рассматриваемой проблематики следует выделить как важный прогрессивный шаг для продвижения региона. В то же время некоторой недоработкой документа является отсутствие прямой увязки развития

1 Рэнкинг устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Национальное рейтинговое агентство (НРА). Аналитический обзор. Декабрь 2022. URL: https://www.ra-national.ru/wp-content/uploads/2022/12/ranking_esg_regions.pdf

2 О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2018 № 864 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года» : Постановление Правительства Ростовской области от 19.12.2022 № 1100.

ESG-парадигмы с формированием бренда региона.

Таким образом, многие субъекты РФ либо в настоящее время, либо в ближайшей стратегической перспективе ориентированы на развитие в соответствие с ESG-парадигмой и включают данный принцип в число приоритетов маркетинга территорий.

При этом нужно отметить, что и в регионах зарубежных стран происходит активный, хотя и неравномерный процесс интеграции в ESG. Флагманами данного процесса являются регионы развитых стран, в то же время и многих развивающихся стран. В целом ряде регионов развитых и крупнейших развивающихся стран также существуют ESG-стратегии. Это, в частности, относится к ФРГ, Италии, Франции, Канаде, Австралии.

► Литература

1. Белоусов А. Л. Правовые и организационные аспекты внедрения ESG-стандартов в российском банковском секторе // Russian Journal of Economics and Law. 2022. № 3. С. 577-586.

2. Боброва О. С. От устойчивого развития к ESG: опыт европейских компаний и правительств [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. №91. URL: http://e-journal .spa.msu.ru/ve stnik/item/91_2022bobrova .htm (дата обращения: 22.03.2023).

3. Мажорина М. В. ESG-принципы в международном бизнесе и «устойчивые контракты» // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. С. 185-198.

4. Овчинников В. Н., Дружинин А. Г., Тамбиев А. Х. Территориальный бренд как маркетинговый инструмент рыночного позиционирования региона // Journal of Economic Regulation. 2019. Т. 10. № 1. С. 100-106.

5. Овчинников В. Н., Кетова Н. П., Дружинин А. Г. Развитие рынков и структуризация экономического пространства региона // Terra Economicus. 2019. Т. 17. № 2. С. 77-95.

6. Петренко Л. Д. ESG-критерии в практике принятия инвестиционных решений // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 11-2. С. 100-102.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. В целом, ESG-повестка в настоящее время развивается в качестве долгосрочного стратегического направления по обеспечению инвестиционной привлекательности в рамках развития в соответствии с целями устойчивого развития. Несмотря на то, что региональный уровень не являлся первичным в следовании ESG-повестки, а скорее выступал как промежуточным между корпоративным и общегосударственным уровнями, в настоящее время на уровне регионе внедрение ESG-практик и общей концептуальной составляющей продвигается весьма интенсивно. В то же время очевидным является неполное включение ESG-парадигмы в инструментарий маркетинга территорий, в частности в формирование региональных брендов.

► References

1.Belousov A. L. (2022). Legal and organizational aspects of the implementation of ESG standards in the Russian banking sector. Russian Journal of Economics and Law, 3, 577-586. [In Russian]

2.Bobrova O. S. (2022). From sustainable development to ESG: the experience of European companies and governments. Public Administration. Electronic bulletin, 91. URL: http://e-jour-nal.spa.msu.ru/ve st-

nik/item/91_2022bobrova.htm [In Russian]

3.Mazhorina M. V. (2021). ESG-principles in international business and "sustainable contracts". Actual problems of Russian law, 16, 185198. [In Russian]

4.Ovchinnikov V. N., Druzhinin A. G., Tambiev A. H. (2019). Territorial brand as a marketing tool for market positioning of the region. Journal of Economic Regulation, 1, 100-106. [In Russian]

5.Ovchinnikov V. N., Ketova N. P., Druzhinin A. G. (2019). Market development and structuring of the economic space of the region. Terra Economicus, 2, 77-95. [In Russian]

6.Petrenko L. D. (2020). ESG-criteria in the practice of making investment decisions. International Scientific Research Journal, 11-2, 100-102. [In Russian]

7. Черненко В. А., Лядова Ю. О. Принципы ESG, как фактор, влияющий на финансовую устойчивость предприятия // Национальная ассоциация ученых. 2021. № 73-2. С. 17-20.

8. ESG-повестка в регионах: есть ли перспективы / А. Фегецин, Е. Пастухова, А. Комкова, И. Шампуров [Электронный ресурс] // Журнал «plus-one». 2022. URL: https://plus-one.ru/ecology/2022/10/25/esg-povestka-v-regionah-est-li-

perspektivy?utm_source=web&utm_medium=art icle &utm_content=link&utm_term=scroll (дата обращения: 22.03.023).

9. Ackerman RW. How Companies Respond to Social Demands // Harvard Business Review. 1973. № 51(4). P. 88-98.

10.Aguinis H., Glavas A. What we know and don't know about Corporate Social Responsibility: a review and research agenda // Journal of Management. 2012. № 38(4). P. 932-968.

11. Amel-Zadeh A., Serafeim G. Why and How Investors Use ESG Information: Evidence from a Global Survey // Financial Analysts Journal. 2018. Vol.74. Issue 3. P. 87-103. DOI: 10.2139/ssrn.2925310

12.Berg F., Kölbel J., Rigobon R. Aggregate Confusion: The Divergence of ESG Ratings // Forthcoming Review of Finance. 2019. DOI: 10.2139/ssrn.3438533

13.Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. New York: Harper and Row, 1953. 478 p.

14.Elkington J. Enter the triple bottom line / A. Henriques, J. Richardson, eds. // The triple bottom line: Does it all add up?. London, New York: Routledge, 2013. P. 23-38.

15.Fulton M., Kahn B., Sharples C. Sustainable Investing: Establishing Long-Term Value and Performance. 2012. DOI: 10.2139/ssrn.2222740

16.Ioannou I., Serafeim G. The Consequences of Mandatory Corporate Sustainability Reporting [Electronic source] // Harvard Business School Research Working Paper. 2017. No. 11100. URL: https://ssrn.com/abstract=1799589

17.Meadows D. H., Meadows D. L., Randers J., Behrens III W.W. The Limits to Growth; a report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. New York: Universe Books, 1972. 205 p.

7.Chernenko V. A., Lyadova Yu. O. (2021). Principles of ESG as a factor influencing the financial stability of an enterprise. National Association of Scientists, 73-2, 17-20. [In Russian]

8.Fegetsin A., Pastukhova E., Komkova A., Shpurov I. (2022). ESG-agenda in the regions: are there any prospects. Journal "Plus-one". URL: https://plus-one.ru/ecology/2022/10/25/esg-povestka-v-regionah-est-li-perspek-tivy?utm_source=web&utm_medium=arti-cle&utm_content=link&utm_tert=scroll [In Russian]

9.Ackerman R. W. (1973). How Companies Respond to Social Demands. Harvard Business Review, 51(4), 88-98.

10.Aguinis H., Glavas A. (2012). What we know and don't know about Corporate Social Responsibility: a review and research agenda. Journal of Management, 38(4), 932-968.

11 .Amel-Zadeh A., Serafeim G. (2018). Why and How Investors Use ESG Information: Evidence from a Global Survey. Financial Analysts Journal, 3, 87-103. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2925310

12.Berg F., Kölbel J., Rigobon R. (2019). Aggregate Confusion: The Divergence of ESG Ratings. Forthcoming Review of Finance. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3438533

13.Bowen H. (1953). Social Responsibilities of the Businessman. New York: Harper and Row.

14.Elkington J. (2013). Enter the triple bottom line. The triple bottom line: Does it all add up, 23-38. London, New York: Routledge.

15.Fulton M., Kahn B., Sharples C. (2012). Sustainable Investing: Establishing Long-Term Value and Performance. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2222740

16.Ioannou I., Serafeim G. (2017). The Consequences of Mandatory Corporate Sustaina-bility Reporting. Harvard Business School Research Working Paper, 11-100. https://ssrn.com/abstract=1799589

17.Meadows D. H., Meadows D. L., Randers J., Behrens III W.W. (1972). The Limits to Growth; A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. New York: Universe Books.

Статья поступила в редакцию 22.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.