Научная статья на тему 'ESG-ПОВЕСТКА: НОВЫЕ РЕАЛИИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА'

ESG-ПОВЕСТКА: НОВЫЕ РЕАЛИИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ESG-ПОВЕСТКА / ESG-ОЦЕНКА / ESG-РЕЙТИНГИ / ESG-ПРОВАЙДЕРЫ / ПРЕДПРИЯТИЯ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ / МИРОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушакова Ольга Владимировна, Черникова Оксана Петровна

Рассматриваются условия реализации ESG-повестки для российских предприятий черной металлургии в период мирового геополитического кризиса. Предмет - состояние крупнейших российских предприятий черной металлургии, испытывающих санкционное давление со стороны США и стран ЕС. Цель - исследовать возможности и обосновать необходимость реализации ESG-повестки крупнейшими российскими предприятиями черной металлургии с учетом текущих реалий. В исследовании использованы методы анализа, синтеза, сравнения; описательный, табличный методы. Санкционные меры оказали существенное влияние на углеродоемкие отрасли национальной экономики, в том числе на отрасль черной металлургии. Во многом продвижение принципов ESG на международном уровне еще до событий февраля 2022 г. выступало инструментом политического и экономического давления. Несмотря на усилия российских производителей чугуна и стали, направленные на соблюдение ESG-принципов, объем выбросов CO2-эквивалента в атмосферный воздух во многом определяется экономическими, политическими и другими факторами внешней среды. Для успешной реализации ESG-повестки российским металлургам необходимо кардинально перестроить технологические цепочки при производстве стали, что требует финансовой поддержки со стороны государства. Переориентация российских сталелитейщиков на азиатский рынок и страны Ближнего Востока не отменяет необходимости проведения ESG-оценок российских предприятий черной металлургии, однако результаты оценок отечественных ESG-провайдеров, вероятнее всего, не будут востребованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESG AGENDA: NEW REALITY FOR RUSSIAN FERROUS METALLURGY ENTERPRISES IN TIME OF THE GEOPOLITICAL CRISIS

The article examines the conditions for the implementation of the ESG agenda in Russian ferrous metallurgy enterprises during the global geopolitical crisis. The subject is the condition of the largest Russian ferrous metallurgy enterprises under US and EU sanctions. The goal is to study the relevance and capability for the implementation of the ESG principies by the largest Russian ferrous metallurgy enterprises. The research uses methods of analysis, synthesis, comparison; descriptive, table methods. The sanctions have had a significant impact on the carbon-intensive sectors of the national economy, including the ferrous metallurgy industry. Even before the events of February 2022, the promotion of ESG principles at the international level was used as an instrument of political and economic pressure. Despite the efforts of Russian iron and steel producers, the amount of CO2 equivalent emissions is largely determined by economic, political, and other factors. For the successful implementation of the ESG agenda, it is necessary to radically restructure the technological chains of steel production, which requires financial support from the state. In addition to reorientation to the Asian market and the countries of the Middle East, it is necessary to conduct ESG assessments of Russian ferrous metallurgy enterprises. However, most likely, the results of the assessments of domestic ESG providers, will not be in demand.

Текст научной работы на тему «ESG-ПОВЕСТКА: НОВЫЕ РЕАЛИИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

ы X Е-

О

о

о. u

3

о.

ESG Agenda: New Reality politology, sociology and economics

оригинальная статья

ESG-повестка: новые реалии

для российских предприятий черной металлургии в условиях мирового геополитического кризиса ее

Глушакова Ольга Владимировна Черникова Оксана Петровна I

Сибирский государственный индустриальный университет, Сибирский государственный индустриальный университет, Россия, Новокузнецк Россия, Новокузнецк I

Новосибирский государственный театральный институт, I

от

Россия, Новосибирск 4

Ыш1у@кк.сотрапу I

§

Поступила 27.09.2022. Принята после рецензирования 19.10.2022. Принята в печать 14.11.2022. 5

Аннотация: Рассматриваются условия реализации Е8С-повестки для российских предприятий черной металлургии § в период мирового геополитического кризиса. Предмет - состояние крупнейших российских предприятий черной ^ металлургии, испытывающих санкционное давление со стороны США и стран ЕС. Цель - исследовать возможности 5 и обосновать необходимость реализации ЕЗС-повестки крупнейшими российскими предприятиями черной метал- п лургии с учетом текущих реалий. В исследовании использованы методы анализа, синтеза, сравнения; описательный, табличный методы. Санкционные меры оказали существенное влияние на углеродоемкие отрасли национальной экономики, в том числе на отрасль черной металлургии. Во многом продвижение принципов Е8С на международном уровне еще до событий февраля 2022 г. выступало инструментом политического и экономического давления. Щ Несмотря на усилия российских производителей чугуна и стали, направленные на соблюдение ЕЗС-принципов,

и

объем выбросов С02-эквивалента в атмосферный воздух во многом определяется экономическими, политическими Е—| и другими факторами внешней среды. Для успешной реализации ЕЗС-повестки российским металлургам необходимо ^ кардинально перестроить технологические цепочки при производстве стали, что требует финансовой поддержки со р^ стороны государства. Переориентация российских сталелитейщиков на азиатский рынок и страны Ближнего Востока С^ не отменяет необходимости проведения ЕЗС-оценок российских предприятий черной металлургии, однако резуль-д таты оценок отечественных ЕЗС-провайдеров, вероятнее всего, не будут востребованы.

^ Ключевые слова: ЕЗС-повестка, ЕЗС-оценка, ЕЗС-рейтинги, ЕЗС-провайдеры, предприятия черной металлургии, мировой геополитический кризис

>-

Цитирование: Глушакова О. В., Черникова О. П. ЕЗС-повестка: новые реалии для российских предприятий чер-О ной металлургии в условиях мирового геополитического кризиса. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2023. Т. 8. № 1. С. 50-62. https://doi.org/ 10.21603/2500-3372-2023-8-1-50-62

E- n

Z Él

W £

full article a

g ESG Agenda: New Reality for Russian Ferrous Metallurgy C

< Enterprises in Time of the Geopolitical Crisis H

^ Olga V. Glushakova Oksana P. Chernikova C

^ Siberian State Industrial University, Russia, Novokuznetsk Siberian State Industrial University, Russia, Novokuznetsk a

Q Novosibirsk State Theater Institute, Russia, Novosibirsk chernikovaop@yandex.ru C

trinity@ktk.company k

<rl a

^ a

¡^O Received 27 Sep 2022. Accepted after peer review 19 Oct 2022. Accepted for publication 14 Nov 2022. c

u B

1—1 Abstract: The article examines the conditions for the implementation of the ESG agenda in Russian ferrous metallurgy £

enterprises during the global geopolitical crisis. The subject is the condition of the largest Russian ferrous metallurgy b

enterprises under US and EU sanctions. The goal is to study the relevance and capability for the implementation e

of the ESG principies by the largest Russian ferrous metallurgy enterprises. The research uses methods of analysis, synthesis, a

qj comparison; descriptive, table methods. The sanctions have had a significant impact on the carbon-intensive sectors o

W of the national economy, including the ferrous metallurgy industry. Even before the events of February 2022, the promotion L

ВЕСТНИК

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА политология, СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

ESG-повестка: новые реалии

of ESG principles at the international level was used as an instrument of political and economic pressure. Despite the efforts of Russian iron and steel producers, the amount of CO2 equivalent emissions is largely determined by economic, political, and other factors. For the successful implementation of the ESG agenda, it is necessary to radically restructure the technological chains of steel production, which requires financial support from the state. In addition to reorientation to the Asian market and the countries of the Middle East, it is necessary to conduct ESG assessments of Russian ferrous metallurgy enterprises. However, most likely, the results of the assessments of domestic ESG providers, will not be in demand. Keywords: ESG agenda, ESG score, ESG ratings, ESG providers, ferrous metallurgy enterprises, global geopolitical crisis

Citation: Glushakova O. V., Chernikova O. P. ESG Agenda: New Reality for Russian Ferrous Metallurgy Enterprises in Time of the Geopolitical Crisis. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2023, 8(1): 50-62. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2500-3372-2023-8-1-50-62

Введение

В настоящее время внимание органов власти и управления, научного и бизнес-сообщества сфокусировано на идее внедрения в практику Б8С-принципов, базирующихся на основных положениях концепции устойчивого развития. Изначально понятие Б8С затрагивало такие аспекты, как ответственное поведение финансовых организаций (принципы экватора, 2003)1 институциональных инвесторов (принципы ответственного инвестирования, 2006)2, бизнеса в контексте соблюдения прав человека (руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН, 2011)3, кредитных организаций (принципы ответственного ведения банковской деятельности, 2019)4. Однако в дальнейшем стало ясно, что успех реализации БЗО-повестки во многом определяется эффективностью государственного управления, созданием на государственном уровне адекватной регуляторной среды, направленной на повышение вовлеченности экономических субъектов в решение экологических, социальных и управленческих проблем. В результате в странах и регионах мира начался процесс создания регуляторной среды в области Б8С, а также методических подходов, направленных на оценку их БЗО-позиции.

Началом процесса широкомасштабной институциа-лизации БЗО-принципов в нашей стране считают 2020 г. За период 2020-2021 гг. был принят ряд документов,

направленных на формирование национальных институциональных рамок в области Б8С: провозглашены национальные цели развития до 2030 г.5; принят ФЗ РФ «О сокращении выбросов парниковых газов»6. Утверждена стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.7, энергетическая стратегия РФ8; определены цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ9; утверждены критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития10. Банк России разработал ряд рекомендаций для инвесторов, участников финансового рынка, бизнес-сообщества по учету Б8С-факторов и др.

Результаты

В исследовании использованы методы анализа, синтеза, сравнения; описательный, табличный методы. Также при проведении исследования использовались официальные данные международных (Sustanalytics, М8С1) и отечественных (ОДБХ, АКРА) БЗО-провайдеров, бюджетная отчетность об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, размещаемая на официальном сайте Федерального казначейства, данные Росстата, пресс-релизы крупнейших российских

1 The equator principles. The EquatorPrinciples Association. URL: https://equator-principles.com/ (accessed 19 Mar 2022).

2 Принципы ответственного инвестирования. URL: https://www.unpri.org/ (дата обращения: 19.03.2022).

3 Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях Д. Ругги на Генеральной Ассамблее ООН 21.03.2011. Организация Объединенных Наций. URL: https://digitallibrary.un.org/record/705860 (дата обращения: 25.03.2022).

4 About the principles for responsible banking. Finance Initiative. URL: https://www.unepfi.org/banking/bankingprinciples/more-about-the-principles/ (accessed 5 Mar 2022).

5 О национальных целях развития РФ на период до 2030 г. Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020. СПС Гарант.

6 О сокращении выбросов парниковых газов. Указ Президента РФ № 666 от 04.11.2020. СПС Гарант.

7 Об утверждении стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Распоряжение Правительства РФ № 3052-р от 29.10.2021. СПС Гарант.

8 Об утверждении Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г. Распоряжение Правительства РФ № 1523-р от 09.06.2020. СПС Гарант.

9 Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ. Распоряжение Правительства РФ № 1912-р от 14.07.2021. СПС Гарант.

10 Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ. Постановление Правительства РФ № 1587 от 21.09.2021. СПС Гарант.

се» ^

0

1

0

М s

s s

У

а

-о А со Л

M

1

s

м Т

M О

s

Я

а

"О А

-3

s А

ESG Agenda: New Reality politology, sociology and economics

Ы

и

ь

и <

Ol Cb

О

<

о

ы X ь

ь

ы

ы

о

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< Q

<

т U

предприятий черной металлургии (Группа ММК; ПАО «Северсталь»; Группа НЛМК, ЕВРАЗ), научные статьи зарубежных и отечественных исследователей, посвященные проблематике ESG.

За рубежом к крупнейшим ESG-провайдерам относятся Sustainalytics11 и MSCI12, которые занимаются ESG-оценками, в том числе предприятий черной металлургии. Их деятельность сопряжена с высоким и очень высоким уровнем риска в области ESG, что требует значительных усилий для управления. К сожалению, в настоящее время лишь немногие компании, деятельность которых связана с производством чугуна и стали, успешны в плане соблюдения ESG-принципов. Согласно данным Sustainalytics, из 119 крупнейших сталелитейных компаний мира, 70 компаниям (58,8 %) присвоен очень высокий уровень риска, 42 компаниям (35,3 %) - высокий уровень риска в области ESG. И только в 5 сталелитейных компаниях (4,2 %) уровень ESG-риска оценен как средний, а в 2 (1,7 %) - как низкий13. Высокая потребность в ESG-оценках за рубежом наблюдается последние 5-6 лет. В России ежемесячные ESG-рейтинги российских компаний, начиная с 2021 г., публикует аналитическое агентство RA.EX. ESG-рэнкинг крупнейших игроков на рынке черных металлов из 155 российских компаний по результатам оценки на 2022 г. представлен в табл. 114.

Основной методологический посыл большинства ESG-рейтингов - оценка подверженности экологическим, социальным, управленческим рискам и эффективности усилий, предпринимаемых для их нивелирования. К основным проблемам ESG-рейтингов исследователи относят противоречивость результатов, полученных разными провайдерами в области ESG, что обусловлено применением различных подходов к оценке. По мнению F. Berg, J. Kölbel и R. Rigobon, помимо основных причин расхождения результатов ESG-рейтингов, в числе которых эффект масштаба, используемые значения весовых коэффициентов и проблемы измерения показателей в целях оценки, существенное значение имеет эффект оценщика, который состоит во влиянии мнения оценщика о компании на результаты оценки [1]. Исследуя полезность оценок и рейтингов в области ESG, а также их влияние на корпоративную ценность компаний, G. Serafeim отмечает проблему восприятия самой сущности ESG, что стало причиной нереалистичных ожиданий относительно его эффектов [2].

Проблематикой ESG занимаются многие ученые как в России, так и за рубежом. Отмечая растущее в последнее десятилетие давление на компании в плане необходимости повышения экологической и социальной ответ-

Табл. 1. ESG-рэнкинг крупнейших российских предприятий черной металлургии по состоянию на 01.07.2022 Tab. 1. ESG ranking of the largest Russian ferrous metallurgy enterprises as of07.01.2022

Наименование Окружающая среда (E) Социальная сфера (S) Корпоративное управление (G) Общее место в рэнкинге

ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» 4 4 14 4

ПАО «Северсталь» (Череповецкий металлургический комбинат, Вологодская обл.) 9 9 5 9

ЕВРАЗ (ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат; ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат) 21 24 17 23

ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Челябинск 22 31 19 22

МЕЧЕЛ (ПАО «Челябинский металлургический комбинат», ПАО «Ижсталь», ПАО «Уральская кузница», АО Вяртсильский метизный завод, ООО «Братский завод ферросплавов») 120 157 134 120

ственности бизнеса, B. Cornell и A. Damodaran в своем исследовании фокусируют внимание на том, как социальная ответственность может проявляться в материальных составляющих ценности компании [3]. Влиянию ESG-оценок деятельности компаний на структуру инвестиционного портфеля и принятие инвестиционных решений посвящены исследования L. H. Pedersen, S. Fitzgibbons и L. Pomorski [4]. Обобщением результатов более двух тысяч эмпирических исследований в области ESG по выявлению взаимосвязи между экономическими показателями деятельности компаний и их инвестированием в ESG занимались G. Friede, T. Busch, A. Bassen [5]. Поиском ответа на вопрос «приводит ли более высокая эффективность реализации корпоративных стратегий в области социальной ответственности как составляющей ESG к лучшему доступу к финансовым ресурсам?» занимались B. Cheng, I. Ioannou, G. Serafeim [6]. Исследованию взаимосвязи между позицией компании в ESG-рейтингах

О

о и ы

11 Sustainalytics. URL: https://www.sustainalytics.com/ (accessed 3 Aug 2022).

12 MSCI. URL: https://www.msci.com/ (accessed 3 Sep 2022).

13 Sustainalytics...

14 ESG-Рэнкинг российских компаний (от 01.07.2022). RAEX-Аналитика. URL: https://raex-rr.com/pro/ESG/ESG_companies/ESG_rating_ companies/2022.6/ (дата обращения: 03.08.2022).

ВЕСТНИК

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА политология, СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

ESG-повестка: новые реалии

и доходностью акций посвящено исследование R. Gibson, P. Krueger, P. S. Schmidt [7]. Рассматривая проблему разногласий рейтинговых агентств по вопросу присвоения ESG-позиции конкретной компании, D. M. Christensen, G. Serafeim и A. Sikochi делают вывод, что более широкое раскрытие информации в области ESG в конечном итоге приводит к большему несогласию компании с присвоенным ей ESG-рейтингом [8]. Изучением влияния рейтингов ESG на соответствующие реакции рынка посвящена работа G. Serafeim, A. Yoon [9].

Несмотря на то, что процессы институциализации ESG-принципов в нашей стране начались не так давно, российские ученые активно исследуют данное явление. Влиянию трансграничного углеродного сбора на отраслевые цепочки создания стоимости на примере металлургических компаний посвящена работа Ю. М. Цыгалова [10]. Результаты исследования мнения топ-менеджмента российских компаний на предмет потребности и необходимости внедрения в их деятельность функций по управлению ESG-факторами представлены Е. В. Жуковой [11]. Проблемы адаптации сверхновых нормативных массивов к актуальной правовой таксономии рассмотрены М. В. Мажориной [12]. Исследованием вопросов устойчивого развития во взаимосвязи с ESG-концепцией производства в условиях четвертой промышленной революции занимались В. А. Дзедик, И. В. Усачева [13]. Отраслевые аспекты внедрения ESG-повестки в практику российских угольных компаний рассмотрены в [14]. Влияние раскрытия ESG-показателей на финансовые результаты российских публичных компаний исследовано Б. С. Бата-евой, А. Д. Кокуриной и Н. А. Карповым [15]. Изучением влияния ESG-факторов на устойчивое развитие компаний и финансовую результативность международного и национального корпоративного сектора занималась С. С. Гала-зова [16]. Проблематике применения принципов ESG в системе управленческого учета российских компаний посвящено исследование Л. А. Спиридоновой, Т. А. Кор-неевой [17]. Особенности инвестирования в ESG инструменты рассмотрены Е. В. Стрельниковым [18]. Территориальный аспект имплементации ESG-моделей роста на примере геопарков Республики Башкортостан изучен И. С. Ишмухаметовым [19]. Результаты статистической оценки современных масштабов ESG-инвестирования представлены М. Г. Карелиной, В. С. Мхитарян [20]. Изучением вопросов ESG-ответственности в контексте «зеленого» инвестирования занималась М. В. Чернышева [21]. Перспективы реализации ESG-концепции в аграрном секторе рассмотрены А. Г. Зайцевым и С. И. Хапили-ной [22]. Исследование особенностей отечественных ESG-рейтингов представлено В. О. Петровым, И. В. Стариковым и М. А. Фурщик [23].

На официальном сайте аналитического агентства RAEX представлен ESG-рейтинг российских регионов за 2021 г. Несмотря на то, что информация о региональном ESG-рейтинге RAEX анонсируется начиная с 2018 г., только в ESG-рейтинге за 2021 г. информация представлена в разрезе трех составляющих ESG: environmental, social, governance. В целях оценки экологических и социальных рисков агентство RAEX использует парные показатели, сгруппированные по дихотомическому принципу (по пять пар для каждого направления оценки, за исключением направления governance).

Для оценки экологических рисков используются показатели выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, на душу населения - доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих от стационарных источников; объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта, на душу населения - доля легковых, грузовых автомобилей и автобусов по субъектам РФ, имеющих возможность использования природного газа в качестве моторного топлива; сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, на душу населения -объем оборотной и последовательно используемой воды, на душу населения и др.

Для оценки социальных рисков в систему оценки включены такие показатели, как доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума - объем расходов консолидированного бюджета региона на социальную политику на душу населения, скорректированный на стоимость жизни; доля учеников школы, обучающихся во вторую и третью смену - объем расходов консолидированного бюджета региона на образование на душу населения, скорректированный на стоимость жизни; уровень младенческой смертности (среднее значение за три года) - объем расходов консолидированного бюджета региона на здравоохранение, на душу населения, скорректированный на стоимость жизни и др.

Для оценки качества регионального управления в систему оценки включено 4 показателя, которые демонстрируют наличие / отсутствие в регионах ключевых инструментов повышения качества государственного управления. В их числе инвестиционная привлекательность и поддержка бизнеса (рейтинг инвестиционной привлекательности; наличие сертифицированных индустриальных парков; наличие особых экономических зон) и др. В целях оценки также используются результаты мониторинга качества управления региональными финансами Минфином России. Каждое из трех направлений имеет одинаковый вес. Наличие весов у показателей, используемых внутри каждого направления, не раскрывается15.

15 ESG-рэнкинг российских регионов, 2021 г. RAEX-Аналитика. URL: https://raex-rr.com/pro/ESG/ESG_regions/ESG_rating_regions/2021/ analytics/ESG_rating_regions_2021/ (дата обращения: 15.07.2022).

се» ^

0

1

0

М

S ^

А S

У

а

-о А со Л м

1 S и

Т

м О

-о S Я

а

-о А

-3

S ^

А

ESG Agenda: New Reality politology, sociology and economics

Ы

и

ь

и <

с*

a Q

< >

c*

0

Ы

1 ь

ь z

Ы

S

Ы

О

<

<

S Q

<

m U

О Z О и ы

Агентство АКРА предлагает прозрачную методологию оценки деятельности не только финансовых и нефинансовых компаний в контексте Б8С, но также суверенных и субсуверенных образований в области экологической и социальной ответственности, корпоративного и государственного управления16. Для суверенных и субсуверенных образований при анализе блоков экология и социальная ответственность используются совокупные показатели компаний и предприятий, работающих на территории данных образований.

В рамках блока управление используются критерии качества государственного управления. В целях Б8С-оценки блокам экология, социальная ответственность и управление присвоены равные веса. Каждый блок включает в себя три этапа оценки, для каждого из которых определены группы факторов и соответствующие им показатели. Так, на этапе оценки социальной ответственности суверенных и субсуверенных образований используются такие факторы, как демография, безопасность, социальное развитие, здравоохранение, образование, жилищные условия, наука и инновации. Для оценки каждого фактора определена система показателей. Например, в целях оценки демографии используются показатели рождаемости, смертности, миграционного прироста, ожидаемой продолжительность жизни.

В рамках блока экология используются показатели образования отходов, водопотребления, выбросов вредных веществ и парниковых газов, энергопотребления, сброса сточных вод. На этапах оценки экологического воздействия, социальной ответственности и качества управления оцениваются также отраслевые, страновые и макрорегиональные экологические, социальные, управ-

17

ленческие риски17.

Одна из ключевых проблем Б8С-рейтингов - отсутствие единых методических подходов к оценке. Зачастую компании, уделяющие значительное внимание обеспечению соответствия их деятельности Б8С-принципам, получают неудовлетворительные Б8С-заключения в силу различных методик оценивания. Аналогичным образом обстоят дела и с Б8С-оценками стран и регионов. Агентства ^АБХ и АКРА также используют различные системы показателей.

К показателям, характеризующим эффективность деятельности региональных органов власти в плане реализации Б8С-повестки, можно отнести объем платежей за негативное воздействие на окружающую среду, который

на сегодняшний день во многом связан с особенностями региональных экономик, доминированием в структуре ВРП таких видов экономической деятельности, как «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства». Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 г. в структуре ВРП совокупная доля указанных видов экономической деятельности у 32 субъектов РФ превышала 30 %18.

Наибольший вклад в объем платежей за негативное воздействие на окружающую среду вносит Сибирский федеральный округ, доля которого в 2021 г. составила 28,7 %. Вклад Уральского федерального округа - 16,8 %, Центрального - 14,1 %, Северо-Западного - 13,3 %, Дальневосточного - 7,0 %, Южного - 5,4 %, Северо-Кавказского - 1,2 %19.

Анализ консолидированной бюджетной отчетности за 11 месяцев 2021 г. показывает, что объем платежей за негативное воздействие на окружающую среду в целом по РФ вырос на 31,7 % по сравнению с 2020 г., что, с одной стороны, обусловлено ужесточением требований экологического законодательства, а с другой - нехваткой ресурсов у экономических субъектов для проведения ответственной экологической политики. Положительная динамика данного сбора наблюдалась даже в условиях общего снижения деловой активности предприятий по причине СОУШ-19 (рост составил 16,5 %) (табл. 2).

Регуляторные эффекты от ужесточения требований экологического законодательства и формирования институциональных рамок в области Б8С носят отсроченный характер и требуют непосредственного финансового участия со стороны государства и привлечения экономическими субъектами кредитных ресурсов.

Для металлургических предприятий существенное снижение углеродного следа в атмосфере возможно только при полном перестроении технологических цепочек, либо внесении в них принципиальных изменений. Одним из перспективных направлений считается использование водорода вместо коксующихся углей при производстве стали. На международном уровне разработана целая классификация водорода («серый», «голубой», «желтый», «зеленый») в зависимости от технологии его получения и уровня воздействия данной технологии на окружающую среду20. Самым экологически чистым считается «зеленый» водород, получаемый с помощью электролиза, однако его себестоимость выше из-за значительной энергозатратности его производства. В октябре 2020 г. Правительством РФ был утвержден план

16 Методология оценки ESG. Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство. URL: https://acra-ratings.ru/upload/iblock/924/ubma02xwjk8dt1pkvp mkyvtdkiykawv4.pdf (дата обращения: 15.07.2022).

17 Методология оценки ESG...

18 Соствлено по: Национальные счета. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 21.07.2022).

19 Рассчитано на основании данных табл. 1.

20 Водород: новый уровень. Атомный эксперт. URL: https://atomicexpert.com/hydrogen_the_next_level (дата обращения: 17.09.2022).

политология, СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

ESG-повестка: новые реалии

Табл. 2. Динамика объема платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в т. ч. в разрезе наиболее крупных плательщиков сбора, 2017 г. - 11 мес. 2021 г., млн руб.

Tab. 2. Dynamics of the pollution fee volume, including in the context of the largest fee payers, 2017 - 11 months of 2021, million rubles

Темп роста, %

Наименование (11 мес.) |> о о ж о Оч О <4 (11 мес.) /

|> ж Оч о о ж Оч о о -Н О О о

<4 <4 <4

Российская Федерация 13510,4 12398,9 12430,1 14484,0 19075,2 91,8 100,3 116,5 131,7

Центральный федеральный округ 2391,1 2405,5 2124,1 1994,1 2688,2 100,6 88,3 93,9 134,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

справочно: Московская обл. 1226,9 1315,3 915,6 782,1 956,9 107,2 69,6 85,4 122,4

Белгородская обл. 139,9 129,2 146,4 159,3 218,5 92,4 113,3 108,8 137,2

Липецкая обл. 79,8 102,5 106,6 81,0 91,2 128,4 104,0 76,0 112,6

Вологодская обл. 92,3 124,7 120,8 185,2 189,6 135,1 96,9 153,3 102,4

Северо-Западный федеральный округ 1606,5 1865,4 1965,0 1932,6 2533,2 116,1 105,3 98,4 131,1

справочно: Архангельская обл. 121,9 139,6 117,9 237,7 475,9 114,5 84,5 201,6 200,2

Южный федеральный округ 1138,8 929,8 979,9 858,7 1024,6 81,6 105,4 87,6 119,3

Северо-Кавказский федеральный округ 144,1 102,1 145,8 112,5 228,2 70,9 142,8 77,2 202,8

Приволжский федеральный округ 2243,1 1924,0 1903,2 2013,2 2596,3 85,8 98,9 105,8 128,9

справочно: Респ. Татарстан 427,1 355,4 281,3 318,8 260,9 83,2 79,2 113,3 81,8

Оренбургская обл. 196,1 130,1 386,6 231,2 434,2 66,3 297,2 59,8 187,8

Уральский федеральный округ 1653,4 1540,5 1783,8 2032,1 3208,6 93,2 115,8 113,9 157,9

справочно: Свердловская обл. 774,8 667,6 813,5 1046,6 1448,2 86,2 121,9 128,7 138,4

Тюменская обл. 581,3 641,3 641,3 721,8 1 201,1 110,3 100,0 112,6 166,4

в т. ч. Ханты-Мансийский АО 385,3 346,9 288,4 375,8 522,3 90,0 83,1 130,3 138,9

Ямало-Ненецкий АО 88,2 213,8 267,1 220,8 534,7 242,4 124,9 82,7 242,2

Челябинская обл. 265,3 206,6 299,0 244,3 408,5 77,9 144,7 81,7 167,2

Сибирский федеральный округ 3286,5 2733,7 2608,1 4071,5 5468,6 83,2 95,4 156,1 134,3

справочно: Красноярский край 1028,5 674,0 543,2 1356,5 1895,9 65,5 80,6 249,7 139,8

Иркутская обл. 411,9 437,3 537,1 899,4 1377,2 106,2 122,8 167,5 153,1

Кемеровская область - Кузбасс 969,1 1002,8 976,9 1111,2 1382,6 103,5 97,4 113,7 124,4

Дальневосточный федеральный округ 1046,9 898,0 920,3 1469,3 1327,3 85,8 102,5 159,7 90,3

справочно: Респ. Саха (Якутия) 127,8 169,4 219,6 246,9 377,7 132,6 129,6 112,4 152,9

Прим.: Составлено по: Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ (дата обращения: 10.09.2022); Отчеты об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов за 2021 г. на момент написания статьи на официальном сайте Федерального казначейства не были представлены.

3

"О А

-3

S ^

А

ESG Agenda: New Reality politology, sociology and economics

Ы

и

ь

и <

с*

a Q

< >

c* О

Ы X ь

ь z ы

S ы

О

<

< S

Q

<

m U

О Z О и ы

мероприятий по развитию водородной энергетики в РФ до 2024 г.21, который в основном направлен на удовлетворение потребностей внешнего рынка, в первую очередь, стран ЕС. Однако как нам видится, политическая повестка 2022 г. в перспективе может выступить сдерживающим фактором и для этого источника энергии российского производства. Что касается использования водорода при производстве стали, то, по мнению экспертов, временные горизонты появления первых пилотных проектов в данной области составляют от 3 до 5 лет, а для масштабирования указанной технологии в производство потребуется гораздо больше времени.

В современных условиях на многих предприятиях управление производством обеспечивается с учетом требований, установленных международными и национальными стандартами в области экологического менед-жмента22. Однако обязанность публичного раскрытия информации, прежде всего финансового характера, возлагается на публичные и непубличные акционерные общества, выступающие эмитентами ценных бумаг23. В России отсутствует законодательство, обязывающее всех экономических субъектов публиковать отчеты в формате СМ, социальные, экологические, климатические отчеты. До недавнего времени задача обеспечения соответствия принципам Б8С стояла на повестке дня только у угле-, рудо-, нефтедобывающих компаний с участием иностранного капитала, крупнейших игроков на внешнем рынке черных и цветных металлов. Многие из них публикуют отчеты в области устойчивого развития, соответствующие стандартам СМ24, экологические, социальные, климатические отчеты. В их числе ПАО «Северсталь», ЕВРАЗ, ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат». Практика публикации климатических отчетов с 2021 г. во многом обусловлена ориентацией большинства стран мира, в первую очередь стран ЕС, на снижение углер о до емкости национальных экономик и принятием ряда международных документов.

Несмотря на ратификацию Россией Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992 г.), Киот-ского протокола (1997 г.) и Парижского соглашения

по климату (2015 г.), активное движение в сторону реализации ESG-повестки в нашей стране произошло только в 2020-2021 гг. Во многом этому способствовали решение о введении с 2023 г. в странах ЕС трансграничного углеродного сбора и принятие климатического пакта Глазго, в котором, в частности, были провозглашены такие подцели, как: сокращение выбросов CO2 в атмосферу на 45 % до 2030 г.; постепенный отказ от угольной энергетики и поэтапное прекращение «неэффективного» субсидирования ископаемых видов топлива. Мировой геополитический кризис 2022 г. во многом способствовал ускорению данных процессов, в результате чего коллективным Западом (США, Великобритания, страны ЕС, Япония, Тайвань и др.) были введены ограничения для российских компаний на ведение расчетов в долларах, евро, фунтах, йенах и запрет на осуществление новых инвестиций, поставку оборудования и технологий, в том числе для углеродоемких отраслей (угольная, металлургическая, нефтегазовая). В перечне санкций -запрет странами ЕС на импорт сталелитейной продукции, включенной в систему импортных квот с 1 апреля 2022 г.; введение Великобританией в марте 2022 г., а после и другими странами Еврозоны, тарифа в размере 35 % на импорт чугуна, железной руды, стали; в апреле 2022 г. - полный запрет на импорт указанной продукции; исключение российских металлургических компаний из Мировой металлургической ассоциации (World Steel Association) в июне 2022 г. и др.

В результате многие крупнейшие российские производители чугуна и стали (ПАО «Северсталь», ПАО «Мечел», Группа ММК, Группа НЛМК) отказались от публикации финансовых результатов за 1 и 2 квартал 2022 г. Операционные результаты за 6 мес. 2022 г. представили Группа ММК, Группа НЛМК, ПАО «Северсталь», ЕВРАЗ (табл. 3).

Необходимо отметить, что ЕВРАЗ, в отличие от других крупных игроков сталелитейного рынка, опубликовал неаудированные промежуточные финансовые результаты для инвесторов за 1 полугодие 2022 г. Доходы ЕВРАЗ за указанный период составили $8097 млн, EBIDTA25 - $2486 млн (прирост по сравнению

21 Об утверждении плана мероприятий «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 г.» Распоряжение Правительства РФ № 2634-р от 12.10.2020. СПС КонсультантПлюс.

22 Международный стандарт ISO 14001: Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по их применению. URL: https://iso-management.com/wp-content/uploads/2018/09/IS0-14001-2015.pdf (дата обращения: 24.06.2022); ГОСТ Р ИСО 14004-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению. Утв. и введен в действие Приказом Росстандарта № 700-ст от 18.07.2017. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200146250 (дата обращения: 22.06.2022); ГОСТ Р 55568-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Порядок сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Утв. и введен в действие Приказом Росстандарта № 669-ст от 28.08.2013. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200103730 (дата обращения: 24.06.2022).

23 О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Положение Банка России № 714-П от 27.03.2020. СПС КонсультантПлюс.

24 GRI - Global Reporting Initiative. URL: https://www.globalreporting.org/ (accessed 1 Sep 2022).

25 Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization (EBIDTA) - прибыль компании до вычета процентов, налогов, износа и амортизации. РБК. Инвестиции. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/61f9525f9a79479106f6b0b0 (дата обращения: 26.08.2022).

политология, СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

ESG-повестка: новые реалии

Табл. 3. Операционные показатели крупнейших российских производителей чугуна и стали, 6 мес. 2021; 6 мес. 2022 г., млн т Tab. 3. Operational indicators of the largest Russian iron and steel producers, 6 months of 2021 and 6 months of 2022, million tonnes

Группа ММК ПАО «Северсталь» Группа НЛМК ЕВРАЗ

Показатели ©^ si о о о ©^ о si о и г) ©^ о si о и г) ©^ о si о и г)

о о iU iL ^ о о о & Г* IL ^ о о о & Г* IL ^ о о о & Г* iL ^

о о С ° о о G О о о G О о о G о

Производство стали 6,70 6,06 -9,50 5,74 5,32 -7,00 8,95 8,89 -0,70 6,80 6,80 0,00

Производство чугуна 5,21 4,32 -17,30 5,30 5,31 +0,20 - - - - - -

Производство угольного концентрата 1,69 1,77 +4,50 - - - - - - 7,10 7,40 +4,20

Производство железорудного сырья 1421,00 1163,00 -18,10 - - - - - - 11,60 10,10 -12,90

Продажи товарной металлопродукции 6224,00 5246,00 -15,70 5,31 4,99 -6,00 - - +4,0**** - - -

Продажи железной руды - - - 2,33 1,00 -57,00 - - - - - -

Продажи на внутреннем рынке* 4,69 4,29 -8,50 ** 5,47 5,20 -5,00 *** -

Экспорт 1,54 0,96 -37,80 2,57 2,90 + 13,00 -

Прим.: Составлено по: Операционные результаты группы ММК за 2 кв. и 6 мес. 2022 г. URL: https://mmk.ru/upload/news_ ^ docs/Trading_update_2Q2022_RUS_final.pdf (дата обращения: 29.07.2022); Операционные результаты ПАО «Северсталь» Q за 2 кв. и 6 мес. 2022 г. URL: https://severstal.com/rus/ir/indicators-reporting/operational-results/ (дата обращения: 29.07.2022); |Т| Операционные результаты группы НЛМК за 2 кв. и 6 мес. 2022 г. URL: https://nlmk.com/upload/iblock/d30/NLMK_Trading_ Update_2Q_2022-RUS.pdf (дата обращения: 29.07.2022); Пресс-релиз ЕВРАЗ за 1 полугодие 2022 г. URL: https://www.evraz.com/ ^ upload/iblock/c03/EVRAZ_H1_2022_Interim-report_-for_web.pdf (дата обращения: 31.08.2022). * - Для группы ММК объем продаж на внутреннем рынке показан с учетом СНГ.

** - В годовом отчете представлена структура продаж: внутренний рынок - 55 %; внешний рынок - 45 %, в том числе по регионам: Европа - 31 %; СНГ - 5 %; Ближний Восток - 3 %; Америка - 5 %. Годовой отчет ПАО «Северсталь» за 2021 г. URL: https://

> И

со Л м

severstal.com/upload/iblock/190/Annual_Report_2021_RUS.pdf (дата обращения: 01.08.2022); В отчете об операционных резуль- У

татах за 2 кв. и 6 мес. 2022 г. говорится только о полном закрытии экспорта стали в страны ЕС и вынужденной переориентации р

продаж на другие, менее маржинальные рынки.; р> *** - Доля доходов ЕВРАЗ от продаж на внутреннем рынке в 1 полугодии 2022 г. составила 37 %, на внешнем - 63 %, в т. ч. по регионам: Европа - 7 %; СНГ - 5 %, Азия - 30 %, Америка - 21 %. EV^AZ H1 2022 Financial results. URL: https://www.evraz.com/

upload/iblock/802/EV^AZ_H 1_2022_financial_results_presentation_.pdf (дата обращения: 31.08.2022). В 2021 г. доля доходов ££

ЕВРАЗ от продаж на внутреннем рынке составила 39 %, на внешнем - 61 %, в т. ч. по регионам: Европа - 7 %; СНГ - 7 %; Америка - X 20 %; Азия - 26 %; Африка - 1 %. EVRAZ 2021 Financial results. URL: https://www.evraz.com/upload/iblock/079/EVRAZ_2021_ М

financial_results_presentation.pdf (дата обращения: 31.08.2022). т **** - Рост продаж НЛМК был обеспечен, том числе, за счет реализации в 1 кв. 2022 г. запасов слябов, накопленных в конце М 2021 г. Росту продаж также способствовало повышение поставок слябов на NBH (NLMKBelgium Holdings) во 2 кв. 2022 г.

тз

S

П

А

А

ESG Agenda: New Reality politology, sociology and economics

Ы

и

ь

и <

01 Cb

0

<

01

0

ы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ь

ь

ы

s

ы

о

<

< s

Q

<

m U

О

о и ы

с 1 полугодием 2021 г. 31,6 % и 19,4 % соответственно)26. Формирование положительных финансовых результатов во многом обусловлено выдачей ОБ8127 5 мая 2022 г. генеральной лицензии в отношении продолжения бизнеса дочерних компаний ЕВРАЗа в Северной Америке и увеличением объема продаж и цен на уголь на 243,3 %28. Однако показатель БВШТА стального сегмента снизился на 34,6 % из-за снижения цен и объемов продаж стали в Европе, Азии, СНГ.

Негативное воздействие на отрасль черной металлургии в начале 2022 г. оказало введение акцизов на жид-

29

кую сталь29, что отразилось на уровне цен на продукцию сталелитейного производства. Однако рост цен на сталь в августе 2022 г. в Китае из-за закрытия устаревших сталелитейных мощностей30 и по всему миру за счет удорожания стоимости сырья создали для российских металлургов дополнительные возможности в плане повышения цен до уровня среднемировых. Так, в августе цены на горячекатаный прокат в Китае выросли до $592 за 1 т, более чем на 5 %, в Европе - до $564 за 1 т, почти на 4 %. Несмотря на небольшой спад на рынке США (-0,3 %), цены на горячекатаный прокат составили $690 за 1 т. В результате все крупнейшие российские металлурги отреагировали на ситуацию повышением цен: «Мечел» в августе повысил цену за 1 т горячекатаного проката на 5,2 %, ЕВРАЗ -на 5 %, НЛМК - на 3,7 %, ММК - на 2 %, «Северсталь» -на 1,7 %31.

Практика показывает, что существенное снижение антропогенного давления на окружающую среду со стороны экономических субъектов в основном связано со снижением объемов производства по причине ра факторов внешней среды. Данное обстоятельство, естественно, меняет в положительную сторону позицию конкретных предприятий и регионов в БЗС-рейтин-гах. Так, согласно отчету об операционных результатах ПАО «Северсталь», количество выбросов в атмосферу загрязняющих веществ во 2 кв. 2022 г. снизилось на 44 % по сравнению с 1 кв. (72,80 и 129,68 тыс. т соответственно), парниковых газов - на 21 % (6,28 и 7,99 млн т СО2-эквивалента).

БЗС-позиция российских регионов, в которых крупнейшие производители стали осуществляют свою деятельность, согласно данным агентства ОДБХ, представлена в табл. 4.

Не отрицая гуманистическую идею БЗС-повестки, стоит признать, что еще до начала геополитического кризиса ее характер приобрел спекулятивную окраску и стал инструментом экономического и политического давления со стороны США и стран ЕС на Россию посредством создания неприемлемых условий для развития стратегически значимых углеродоемких отраслей, о чем свидетельствуют решения, зафиксированные в Климатическом пакте Глазго, принятом на конференции СОР-26 в 2021 г.32 Подчеркнем, что лидерами по объему выбросов парниковых газов выступают Китай и США. В 2020 г. их доля в совокупном объеме выбросов СО2-эквивалента составила 31,3 % и 14,2 % соответственно. На 3 месте - Индия (7,05 % от совокупного объема выбросов), на четвертом - Россия (5,5 %). Доля стран ЕС в 2020 г. составила 8 %, что в 1,5 раза выше российского показателя с учетом того, что страны ЕС занимают площадь в 4 раза меньше по сравнению с площадью, занимаемой Россией (4,2 млн кв. км и 17,1 млн кв. км соответственно).

Еще задолго до начала геополитического кризиса крупнейшие российские компании черной металлургии прикладывали значительные усилия в области обеспечения соответствия принципам Б8С, которые нашли свое отражение:

1) в наличии кратко-, средне- и долгосрочных целей по сокращению интенсивности выбросов парниковых газов в атмосферный воздух (ПАО «Северсталь» сформулированы долгосрочные цели сокращения выбросов СО2-эквивалента; ЕВРАЗ, ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат, ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» установлены среднесрочные цели сокращения выбросов СО2-эквивалента);

2) в формулировании принципов климатической политики33;

3) в рассмотрении сценарных ситуаций реализации климатической политики;

26 Unaudited intérim financial...

27 OFSI (The Office for Financial Sanctions Implementation) - Управление применения финансовых санкций.

28 Презентация Финансовых результатов ЕВРАЗ за 1 полугодие 2022 г. URL: https://www.evraz.com/upload/iblock/802/EVRAZ_H1_2022_financial_ results_presentation_.pdf (дата обращения: 25.08.2022).

29 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ: ФЗ № 382-Ф3 от 29.11.2021. СПС КонсультантПлюс.; см. ст. 181 НК РФ.

30 Рост производства стали в Китае и улучшение спроса будут поддерживать волатильность цен. Металлургический бюллетень. URL: https://www. metalbulletin.ru/news/black/10167195/ (дата обращения: 12.09.2022).

31 Трифонова П. Российская сталь дорожает из-за Китая. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/08/08/728406-rossiiskaya-stal-dorozhaet (дата обращения: 12.09.2022).

32 Климатический отчет ПАО «Северсталь за 2021 г. URL: https://severstal.com/upload/iblock/123/SVS_Climate_report_2021_rus.pdf; КС-26: Климатический пакт ГЛАЗГО. URL: https://ukcop26.org/wp-content/uploads/2022/03/RUS-C0P26-Presidency-0utcomes-The-Climate-Pact.pdf (дата обращения: 03.03.2022)

33 Климатический меморандум «Вместе к низкоуглеродному будущему». ПАО «Северсталь». URL: https://www.severstal.com/rus/sustainable-development/climate/ (дата обращения: 26.08.2022).

политология, СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

ESG-повестка: новые реалии

Табл. 4. ESG-позиция российских регионов, в которых осуществляют свою деятельность крупнейшие производители стали, по данным Агентства RAEX, 2021

Tab. 4. ESG position of largest steel producers activity regions, according to the ^AEX Agency, 2021

Регион Окружающая среда (E) Социальная сфера (S) Корпоративное управление (G) Общее место в рэнкинге Справочно: общее место регионов в рэнкинге

2018 2019 2020

Липецкая область (ПАО НЛМК) 7 14 24 6 11 6 3

Вологодская область (ПАО Северсталь, Череповецкий металлургический комбинат) 26 45 28 26 20 29 29

Кемеровская область - Кузбасс (ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат) 79 71 64 82 73 74 68

Свердловская область (ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат) 15 25 11 9 3 3 7

Челябинская область (ПАО ММК, Челябинский металлургический комбинат) 10 65 55 35 16 25 27

Удмуртская республика (МЕЧЕЛ, Ижсталь) 44 60 31 39 45 39 58

Кабардино-Балкарская (МЕЧЕЛ, ПАО «Уральская кузница») 55 62 76 73 82 82 81

Республика Карелия (МЕЧЕЛ, АО Вяртсильский метизный завод) 84 38 48 78 62 76 76

Прим.: Составлено по: Б8С-рэнкинг российских регионов...

4) в публикации климатических отчетов34;

5) в публикации отчетов в области устойчивого развития, охраны окружающей среды, социальных отчетов35.

Возникает вопрос: останется ли актуальной в условиях усиливающегося мирового геополитического кризиса приверженность Б8С-принципам для российских компаний черной металлургии? Несмотря на сложившуюся ситуацию, российские сталелитейные компании продолжают прикладывать усилия к снижению удельного объема выбросов парниковых газов в атмосферу, о чем свидетельствуют их официальные отчеты. Вместе с тем, улучшению данного показателя в основном способствует снижение объемов производства, что следует, например, из отчета об операционных результатах за 1 полугодие 2022 г. ПАО «Северсталь»36. Что касается ЕВРАЗа, то при сохранении объемов производства стали в 1 полугодии 2022 г. на уровне аналогичного периода прошлого года, удельный объем выбросов парниковых газов в атмосферный воздух незначительно, но вырос

(1,91 т С02-эквивалента / т стали в 1 полугодии 2022 г. и 1,90 т С02-эквивалента / т стали в 2021 г.), что говорит о необходимости перестроения технологических цепочек при производстве стали и требует привлечения значительного объема финансовых ресурсов.

Эксперты агентства АКРА отмечают изменение подходов к реализации БЗС-повестки как в России, так и за рубежом37. Низкая взаимная корреляция Б8С-рейтингов и спекуляция компаний на разнообразии подходов к БЗС-оценке бизнеса, не позволяющих достоверно идентифицировать истинную позицию компании в плане учета ею экологических, социальных и управленческих рисков, послужили причиной принятия Европар-ламентом и Советом ЕС ряда регулирующих документов. В их числе Регламент (ЕС) Европарламента и Совета 2019/2088 «О раскрытии информации, связанной с устойчивостью, в секторе финансовых услуг»38; Регламент делегированной комиссии (ЕС) 2021/2139, «устанавливающий технические критерии отбора для определения

34 Отчеты о климатических изменениях. ООО «ЕВРАЗ». URL: https://www.evraz.com/ru/sustainability/data-center/climate-change-reports/ (дата обращения: 26.08.2022).

35 Устойчивое развитие. ПАО «Северсталь». URL: https://severstal.com/rus/sustainable-development/; Отчеты об устойчивом развитии. ООО «ЕВРАЗ». URL: https://www.evraz.com/ru/sustainability/data-center/sustainability-reports/; Социальные отчеты. ПАО «НЛМК». URL: https://nlmk. com/ru/ir/results/csr-reports/?PAGEN_7=3 (дата обращения: 26.08.2022).

36 Операционные результаты ПАО «Северсталь»...

37 Горчаков В., Паничева С. Глобальный сдвиг в ESG-повестке: как меняются международный и российский подходы к учету ESG-рисков. Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство. URL: https://www.acra-ratings.ru/upload/iblock/98f/p27tfioxm1twqek4ib8rvnsridzjyqvo/20220617_CSDVG. pdf (дата обращения: 26.08.2022).

38 On sustainability-related disclosures in the financial services sector. Regulation (EU) 2019/2088 of the European Parliament and of the Council of 27 Nov 2019. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32019R2088&from=bg (accessed 30 Aug 2022).

^

О X

0

М s

A

s

У

"О А со Л м

1 S и

Т

м О

-о S Я

3

-о А

-3

S ^

А

ESG Agenda: New Reality politology, sociology and economics

Ы

и

ь

и <

с*

a Q

< >

c* О

Ы X ь

ь z ы

S ы

О

<

< S

Q

<

m U

О Z О и ы

условии, при которых экономическая деятельность квалифицируется как вносящая существенный вклад в смягчение последствий изменения климата или адаптации к изменениям и для определения того, не причиняет ли эта экономическая деятельность значительного вреда любой из других экологических целей»39; Регламент (ЕС) Европарламента и Совета 2020/852 «О создании основы для содействия устойчивым инвестициям и внесении поправок в Регламент (ЕС) 2019/2088»40; усилия Еврокомиссии по созданию общеевропейской системы классификации устойчивой деятельности - таксономии ЕС41; стандартов «зеленых» еврооблигаций42, согласно которым любой тип котирующихся или некотирую-щихся на бирже облигаций или долговых инструментов рынка капитала, выпущенный европейским или международным эмитентом, должен квалифицироваться как EU Green Bond. Аналогичные процессы наблюдаются и на финансовом рынке США.

Отзыв результатов ESG-оценки российских компаний, снижение их позиций в иностранных ESG-рейтингах послужили поводом для дополнительных вопросов к используемым зарубежными агентствами методикам и процедурам. Эксперты АКРА отмечают, что прежних драйверов для российского бизнеса в лице иностранных инвесторов из ЕС и США не будет в ближайшей

43

перспективе43.

В настоящее время крупнейшие российские игроки на рынке черной металлургии перестраивают логистику в связи с санкциями со стороны США и ЕС, ориентируясь на азиатский рынок и страны Ближнего Востока, что неизбежно приведет к повышению уровня затрат на транспортировку и сбыт готовой продукции. Лидерство Китая в мировом производстве стали, как и ситуация на сырьевых рынках, также будут оказывать существенное влияние на уровень спроса и цен.

С учетом потери части рынков сбыта и снижения объема выручки от продаж, российские металлурги, на наш взгляд, в ближайшей перспективе могут столкнуться с существенными трудностями в продвижении политики ESG, поскольку успех ее реализации зависит не только

от выполнения установленных формальных институциональных правил, но и от инвестиционных возможностей бизнеса. Проведенный авторами в начале 2022 г. опрос представителей менеджмента высшего и среднего звена компании ЕВРАЗ показал высокую заинтересованность российских сталелитейщиков в дальнейшем внедрении принципов Е8С в свою деятельность. Основным препятствием выступает нехватка финансовых ресурсов, которая еще в большей степени усилилась в условиях мирового геополитического кризиса 2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение логистических схем отнюдь не означает, что в перспективе ЕЗС-повестка для российских металлургов может утратить свою актуальность. Выход российских предприятий черной металлургии на рынки Азии и Ближнего Востока потребует оценки их позиции в области Е8С. В марте 2022 г. Исполнительный комитет Международной ассоциации рынков капитала (1СМА) приостановил работу российских рейтинговых агентств в рабочих группах ассоциации. «Зеленые» облигации российских эмитентов были исключены из реестра 1СМА. В число участников 1СМА входило более 10 крупных российских эмитентов, а среди признанных ассоциацией верификаторов ценных бумаг значились рейтинговое агентство «Эксперт РА», Национальное рейтинговое агентство и АКРА44. В данной ситуации ЕЗС-оценки российских национальных провайдеров не будут востребованы, тем более что биржи Азии, и особенно Китая, обладают собственным набором консультантов, верификаторов и агентств.

Вместе с тем, ЕЗС-оценки отечественных провайдеров могут быть актуальны для органов государственной власти и государственной корпорации развития ВЭБ. РФ при принятии решений о выделении бюджетных ассигнований в форме субсидий российским металлургическим предприятиям. В Меморандуме о финансовой политике указано, что ВЭБ.РФ не участвует в реализации проектов на территории РФ, не соответствующих требованиям и стандартам в области охраны окружающей среды, и отдает приоритет проектам, учитывающим факторы Е8С45.

39 Supplementing Regulation (EU) 2020/852 of the European Parliament and of the Council by establishing the technical screening criteria for determining the conditions under which an economic activity qualifies as contributing substantially to climate change mitigation or climate change adaptation and for determining whether that economic activity causes no significant harm to any of the other environmental objectives. Commission Delegated Regulation (EU) 2021/2139 of 4 Jun 2021. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32021R2139&from=EN (accessed 30 Aug 2022).

40 On the establishment of a framework to facilitate sustainable investment, and amending Regulation (EU) 2019/2088. Regulation (EU) 2020/852 of the European Parliament and of the Council of 18 June 2020. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:3 2020R0852&from=EN (accessed 30 Aug 2022).

41 EU taxonomy for sustainable activities. European Commission. URL: https://finance.ec.europa.eu/sustainable-finance/tools-and-standards/eu-taxonomy-sustainable-activities_en# (accessed 30 Aug 2022).

42 EU Green Bond Standard (EU GBS). Usability guide. EU Technical Expert Group on Sustainable Finance. https://finance.ec.europa.eu/system/files/2020-06/200309-sustainable-finance-teg-green-bond-standard-usability-guide_en.pdf (accessed 30 Aug 2022).

43 Глобальный сдвиг в ESG-повестке...

44 Кочетова М., Парфененкова М. Рейтинговые агентства продолжат работу с «зелеными» облигациями. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/ ecology/esg/articles/2022/03/24/915011-reitingovie-agentstva-prodolzhat-rabotu-s-zelenimi-obligatsiyami (дата обращения: 03.03.2022).

45 Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Распоряжение Правительства РФ № 2208-р от 10.08.2021 (ред. от 28.12.2021).

ВЕСТНИК

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА политология, СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

ESG-повестка: новые реалии

Заключение

В целом в 2020-2021 г. в России были созданы национальные институциональные рамки в области ESG. Несмотря на то, что многие из документов, прежде всего, со стороны Банка России, носят рекомендательный характер, ESG-по-вестка продолжает сохранять свою актуальность для большинства крупных игроков сталелитейного рынка. Основная проблема внедрения ESG-принципов связана с нехваткой финансовых ресурсов, которая усилилась в условиях введения экономических и финансовых санкций.

Переход к использованию исключительно возобновляемых источников энергии странами ЕС и полный отказ от субсидирования ископаемых видов топлива46 весьма спорны и вызывают ряд вопросов. Еще до начала мирового геополитического кризиса 2022 г. продвижение принципов ESG на международном уровне во многом носило политическую окраску и выступало инструментом политического и экономического давления со стороны США и стран ЕС на Россию посредством создания неприемлемых условий для развития стратегически значимых углеродоемких отраслей, о чем свидетельствуют решения, зафиксированные в Климатическом пакте Глазго. Правомерность данного утверждения подтверждает принятое в 2021 г. решение о введении с 2023 г. на территории ЕС трансграничного углеродного сбора, который, при сохранении докризисных логистических схем, негативно бы отразился на финансовом положении российских металлургических компаний.

Литература / References

1. Berg F., Kolbel J. F., Rigobon R. Aggregate confusion: the divergence of ESG ratings. Forthcoming Review of Finance, 2022, 26(6): 1315-1344. https://doi.org/10.1093/rof/rfac033

2. Serafeim G. ESG: Hyperboles and reality. Harvard Business School Research Paper Series, (22-031). http://dx.doi. org/10.2139/ssrn.3966695

3. Cornell B., Damodaran A. Valuing ESG: doing good or sounding good? The Journal of Impact and ESG Investing, 2020. http://dx.doi.org/10.3905/jesg.2020.L1.076

4. Pedersen L. H., Fitzgibbons S., Pomorski L. Responsible investing: the ESG-efficient frontier. Journal of Financial Economics, 142(2): 572-597. https://doi.org/10.1016/j.jfineco.2020.11.001

5. Friede G., Busch T., Bassen A. ESG and financial performance: aggregated evidence from more than 2000 empirical studies. Journal of Sustainable Finance & Investment, 2015, 5(4): 210-233. https://doi.org/10.1080/20430795.2015.1118917

6. Cheng B., Ioannou I., Serafeim G. Corporate social responsibility and access to finance. Strategic Management Journal, 35(1): 1-23. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1847085

7. Gibson R., Krueger P., Schmidt P. S. ESG rating disagreement and stock returns. Swiss Finance Institute Research Paper Series № 19-67. Working paper № 651/2020. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3433728

8. Christensen D. M., Serafeim G., Sikochi A. Why is corporate virtue in the eye of the beholder? The case of ESG ratings. The Accounting Review, 2022, 97(1): 147-175. https://doi.org/10.2308/TAR-2019-0506

9. Serafeim G., Yoon A. Stock price reactions to ESG news: the role of ESG ratings and disagreement. Review of Accounting Studies, 2022. https://doi.org/10.1007/s11142-022-09675-3

10. Цыгалов Ю. М. Проблемы ESG-реорганизации российских металлургических корпораций. Управленческое консультирование. 2022. № 5. С. 40-50. [Tsygalov Yu. M. Problems of ESG-reorganization of Russian metallurgical corporations. Administrative consulting, 2022, (5): 40-50. (In Russ.)] https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-5-40-50

46 КС-26: Климатический...

Несмотря на высокую турбулентность в экономике и политической сфере, ESG-повестка для российских металлургических компаний продолжает сохранять свою актуальность. В долгосрочной перспективе следование принципам ESG будет служить гарантом обеспечения доступа к рынкам сбыта и капитала и в целом устойчивого развития бизнеса. Однако в сложившейся ситуации предприятия черной металлургии как никогда нуждаются в государственной поддержке, которая позволит одной из ключевых отраслей национальной экономики преодолеть новые вызовы развития.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Критерии авторства: О. В. Глушакова - концепция работы, анализ результатов, написание статьи (черновик, редактирование). О. П. Черникова - обзор литературы, написание статьи (оригинальный черновик). Contribution: O. V. Glushakova - the concept of work, analysis of results, writing an article (original draft, editing). O. P. Chernikova - literature review, writing an article (original draft).

^

О X О

М s

s s

У

"О А со Л

M

X

s

м Т

M О

s

Я

3

"О А

-3

s А

ESG Agenda: New Reality politology, sociology and economics

11. Жукова Е. В. Стратегические приоритеты устойчивого развития и формирование алгоритма управления ESG-рисками. Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 2. С. 611-628. [Zhukova E. V. Strategic priorities of sustainable development and ESG risk management algorithm. Kreativnaya ekonomika, 2022, 16(2): 611-628. (In Russ.)] https:// doi.org/10.18334/ce.16.2.114303

12. Мажорина М. В. ESG-принципы в международном бизнесе и «устойчивые контракты». Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 12. С. 185-198. [Mazhorina M. V. ESG principles in international business and sustainable contracts. Aktual'nye problemy rossijskogo prava, 2021, 16(12): 185-198. (In Russ.)] https://doi. org/10.17803/1994-1471.2021.133.12.185-198

13. Дзедик В. А., Усачева И. В. Устойчивое развитие и ESG-концепция производства в контексте возможностей индустрии 4.0. Вестник Волгоградского университета. Экономика. 2022. Т. 24. № 2. С. 23-37. [Dzedik V. A., Usacheva I. V. Sustainable development and ESG production concept in the context of industry 4.0 opportunities. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 2022, 24(2): 23-37. (In Russ.)] https://doi.org/10.15688/ ek.jvolsu.2022.2.2

14. Напольских К. А., Секлецова О. В. Угольная промышленность Кузбасса и ESG-принципы. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 3-1. С. 83-88. [Napolskikh K. A., Sekletsova O. V. Kuzbass coal industry and ESG-principles. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki iprava, 2022, (3-1): 83-88. (In Russ.)] https://doi.org/10.17513/ vaael.2101

15. Батаева Б. С., Кокурина А. Д., Карпов Н. А. Влияние раскрытия ESG-показателей на финансовые результаты российских публичных компаний. Управленец. 2021. Т. 12. № 6. С. 20-32. [Batayeva B. S., Kokurina A. D., Karpov N. A. The impact of ESG reporting on the financial performance of Russian public companies. Upravlenets, 2021, 12(6): 20-32. (In Russ.)] https://doi.org/10.29141/2218-5003-2021-12-6-2

16. Галазова С. С. Влияние ESG-факторов на устойчивое развитие компаний и финансовую результативность корпо-И ративного сектора. Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2018. № 4. U С. 81-86. [Galazova S. S. Influence of ESG-factors on sustainable development of companies and financial performance

of corporate sector. Vestnik of Rostov state University (RINH), 2018, (4): 81-86. (In Russ.)] EDN: LFGNUH ^ 17. Спиридонова Л. А., Корнеева Т. А. Применение принципов ESG в системе управленческого учета российских компаний. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2022. № 3. С. 82-90. [Spiridonova L. A., CL, Korneeva T. A. Application ofESG principles in the management accounting system ofRussian companies. Vestnik of Samara

q State University of Economics, 2022, (3): 82-90. (In Russ.)] https://doi.org/10.46554/1993-0453-2022-3-209-82-90

^ 18. Стрельников Е. В. Особенности инвестирования в ESG инструменты, российский и европейский опыт. Вопросы региональной экономики. 2021. № 4. С. 239-245. [Strelnikov E. V. Features of investing in ESG instruments, Russian and ^ foreign experience. Questions of the regional economy, 2021, (4): 239-245. (In Russ.)] EDN: YVZZFL

19. Ишмухаметов Н. С. Перспективы имплементации ESG-моделей роста геопарков Республики Башкортостан: роль человеческого потенциала. Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 4. С. 47-53. [Ishmukhametov X N. S. Prospects for the implementation of ESG growth models for geoparks in the Republic of Bashkortostan: the role

of human potential. Economics and Management: Scientific and Practical Journal, 2022, (4): 47-53. (In Russ.)] https:// ^ doi.org/10.34773/EU.2022.4.8

^ 20. Карелина М. Г., Мхитарян В. С. Статистическая оценка современных масштабов ESG-инвестирования. Финансы и бизнес. 2022. Т. 18. № 2. С. 82-94. [Karelina M. G., Mkhitarian V. S. Statistical assessment of the present scope of ESG-investment. Finance and Business, 2022, 18(2): 82-94. (In Russ.)] EDN: WDDZTN 21. Чернышева М. В. ESG и ответственное институциональное инвестировани. Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Т. 229. № 3. С. 98-120. [Chernyshova M. V. ESG and responsible institutional investment. Scientific Works of the Free economic Society of Russia, 2021, 229(3): 98-120. (In Russ.)] https://doi. ^ org/10.38197/2072-2060-2021-229-3-98-120

^ 22. ЗайцевА. Г., Хапилина С. И. ПерспективыразвитияконцепцииESG в условияхАПК. Вестник аграрной науки. 2022.

№ 2. С. 120-125. [Zaytsev A. G., Khapilina S. I. Prospects for the development of the ESG concept in the agro-industrial complex. Bulletin of agrarian science,2022, (2): 120-125. (In Russ.)]https://doi.org/10.17238/issn2587-666X.2022.2.120 23. Петров В. О., Стариков И. В., Фурщик М. А. Особенности отечественных ESG-рейтингов. Журнал Бюджет. 2022. № 4. С. 70-75. [Petrov V. O., Starikov I. V., Furshchik M. A. Features of domestic ESG ratings. Zhurnal Biudzhet, 2022, (4): 70-75. (In Russ.)] EDN: GOWHJO

&

О ы

ы О

<

со U

О

о и ы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.