Особенности влияния семьи на социализацию подростков
1 2 Кожевникова М. Н. , Агафонова О. Н.
1Кожевникова Марина Николаевна /Kozhevnikova Marina Nikolaevna - воспитатель
социальной реабилитации; 2Агафонова Ольга Николаевна /Agafonova Olga Nikolaevna - воспитатель
социальной реабилитации, Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Системы социальной защиты населения Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Белгород
Аннотация: в социально-экономических условиях проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом возрасте носит актуальный характер. Abstract: in socially economic conditions the problem of influence of a family on process of formation of the personality at teenage age has urgent character.
Ключевые слова: подростковый возраст, социум, благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Keywords: teenage age, society, safe families, at-risk families, dysfunctional families, asocial families.
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами. Одним из таких факторов выступает семья. В жизни каждого человека семья занимает особое место.
Подростковый возраст - время перехода ребенка в мир взрослых, становления новой личности, и кому как не родителям помочь облегчить подростку процесс вхождения в общество. А важнейшим институтом социализации личности является семья. Роль семьи неоценима. В семье ребенок не только растет, но и усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро, и зло, все, чем характерна его семья. Поэтому в своей статье, мы рассматриваем некоторые особенности социализации современного подростка в семье. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок. Какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.
Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В семье регулируются отношения подростка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Сложности в социализации возникают в том случае, если подросток ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей. В социальной педагогике принято выделять четыре категории семей: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи [4, с. 175]. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями. Семьи группы риска характеризуется наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные (например, неполная семья, малообеспеченная и т. п.). Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно -
гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан социального слоя.
Таким образом, в любой семье человек проходит первичную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей [1, с. 270-271]. Семья с высокой рефлексивностью и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку относятся с учетом, появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Главное в такой семье - сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения. Характер подростка из семьи с высокой рефлексивностью и ответственностью развивается вполне благополучно (если, конечно, здесь нет угнетающих это развитие предпосылок). Он строит свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно лояльному типу. Ценностные ориентации подростка в такой семье направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности: предметного мира, образно-знаковых систем, природы, самого социального пространства непосредственных отношений людей. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития подростка.
В семье отчуждения к подростку относятся так же, как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способы его взаимодействия в семье. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии [3, с. 348-349].
Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.
В семье с попустительским отношением господствует принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст - уже кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь. Подросток из семьи с попустительским стилем отношения к нему обычно не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. Попустительская
37
семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.
Подросток в гиперопекающей семье растет под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен, инфантилен. В неполной семье (здесь чаще нет отца) подросток начинает себя чувствовать особенно некомфортно. Ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце, ибо половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола. Кроме того, для подростка очень значима его общая социальная ситуация, которая формируется, помимо прочего, и составом семьи. Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде сверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.
Подросток в приемной семье - сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло, и он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители [3, с. 349-352].
Наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентаций у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль [5, с. 163-166].
В зависимости от отношений и стилей воспитания в семье у подростка наблюдается или не наблюдается нормальное развитие, набор определенных морально-нравственных установок, норм и ценностей.
Сложности в социализации возникают в том случае, если подросток ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей.
Литература
1. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. 2-е изд. стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 440 с.
2. Волков Б. С. Психология подростка. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2001.
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
4. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. 416 с.
5. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с.