Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА КИНОИНДУСТРИЮ В США (НА ПРИМЕРЕ BLACK LIVES MATTER)'

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА КИНОИНДУСТРИЮ В США (НА ПРИМЕРЕ BLACK LIVES MATTER) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТЕСТЫ / МЕЖРАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / США

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Порошина Алина Сергеевна

В статье рассматривается влияние отдельных новых общественно-политических движений на внутриполитические процессы в современных США. Автор акцентирует внимание на неолиберальной парадигме, формируемой определенной частью американской политической элиты. Выдвинут тезис о том, что такого рода идеи становятся базисом протестов, продвигают доминирование меньшинства во всех сферах общественной жизни. В этой связи отдельное внимание уделяется протестам под эгидой движения Black Lives Matter, их потенциальному влиянию на трансформацию американской массовой культуры, в т.ч. киноиндустрии, и результаты президентских выборов в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IN UENCE FEATURES OF CERTAIN MODERN SOCIO-POLITICAL MOVEMENTS ON THE LM INDUSTRY IN THE UNITED STATES (FOR EXAMPLE BLACK LIVES MATTER)

The article examines the in uence of certain new socio-political movements on the internal political processes in the modern USA. The author focuses on the neoliberal paradigm formed by a certain part of the American political elite. The thesis is put forward that such ideas become the basis of protests, promote the dominance of the minority in all spheres of public life. In this regard, special attention is paid to the protests under the auspices of the Black Lives Matter movement, their potential impact on the transformation of American mass culture, incl. the lm industry and the results of the US presidential election.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА КИНОИНДУСТРИЮ В США (НА ПРИМЕРЕ BLACK LIVES MATTER)»

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА КИНОИНДУСТРИЮ В США (НА ПРИМЕРЕ BLACK LIVES MATTER)

Аннотация

В статье рассматривается влияние отдельных новых общественно-политических движений на внутриполитические процессы в современных США. Автор акцентирует внимание на неолиберальной парадигме, формируемой определенной частью американской политической элиты. Выдвинут тезис о том, что такого рода идеи становятся базисом протестов, продвигают доминирование меньшинства во всех сферах общественной жизни. В этой связи отдельное внимание уделяется протестам под эгидой движения Black Lives Matter, их потенциальному влиянию на трансформацию американской массовой культуры, в т.ч. киноиндустрии, и результаты президентских выборов в США.

Ключевые слова: неолиберализм, политическая элита, политическая коммуникация, массовая культура, политические протесты, межрасовые отношения, США.

Автор

Порошина Алина Сергеевна

Студентка Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия)

В своей книге «Великая шахматная доска» помощник президента США по национальной безопасности, социолог и политолог Зб. Бже-зинский (1928-2017) описывал будущее политическое и мировое устройство, в котором главенствующую роль он отводит исключительно США, которые, по его мнению, являются «зарядом демократии и высокого уровня культуры, примером для всех государств» [2. — С. 39].

Одной из важнейших составляющих американской политической доминанты З. Бжезинский видит массовую американскую культуру, которая имеет всеобъемлющее влияние на население значительной части мира, в первую очередь молодежи.

В этой связи ее различные внутренние трансформации, проходящие под

влиянием социальных, политических, экономических и других факторов, будут оказывать влияние на индустрию развлечений множества государств, относящихся к западной культуре [3. — С. 217].

Популяризация неолиберальной парадигмы в определенной части американской политической элиты в настоящее время формируется в том числе и через механизмы, связанные с массовой культурой, которая таким образом становится инструментом политической коммуникации.

Представители неолиберализма выступают за обязательное наличие государственного присутствия, в том числе и в культуре, под предлогом недопущения проявлений дискриминации в отношении каких-либо меньшинств. Угнетенное меньшинство

также является основным нарративом в риторике левых либералов. Практика показывает, что под предлогом равенства различных социальных групп леволиберальная общественность стремится установить диктатуру угнетенного меньшинства (сексуальных, национальных, религиозных и других) [1. — С. 21].

Воздействие идей левого либерализма на общественную жизнь в США перманентно расширяется с 90-х годов XX века и активизировалось в настоящее время. Такого рода общественные движения с каждым днем накаляют ситуацию в Соединенных Штатах. Под давлением массовых протестов, организованных этими движениями, мировые гиганты киноиндустрии вынуждены изымать популярные ленты из прокатов, ввиду их неоднозначной современной коннотации, по мнению леволибералов, и приносить публичные извинения обществу.

Громкий скандал вызвали изменения в порядке присуждения знаменитой кинопремии «Оскар». Осенью 2020 года Американская академия кинематографических искусств и наук выдвинула новые требования к картинам, которые претендуют на победу в номинации «Лучший фильм». Если лента не соответствует четырем новым критериям, то она не может стать фильмом года [9].

Согласно новым правилам, минимум один актер первого или второго плана должен быть представителем расовых или этнических меньшинств. Есть вариант обойти данное требование: треть всех остальных актеров должна либо быть членами ЛГБТК+ движения, либо иметь инвалидность. Более того, в отношении сценаристов и технической группы действуют такие же ограничения. Значительная доля персонала киноленты, задействованного в монтаже, съемке и продюсиро-вании фильма, должна формироваться из представителей разного рода

меньшинств: как национальных, так и гендерных.

По нашему мнению, такие критерии отрицательно влияют на свободу творчества в кинематографе и ставят под сомнение независимость профессионального жюри в процессе выбора лучшей киноленты. Фильмы, в которых есть сюжеты о представителях нетрадиционной сексуальной ориентации, расовых меньшинств, заведомо имеют более высокие шансы на победу в престижных премиях.

Существенное воздействие на политическую и культурную жизнь в современных США оказало антирасистское движение Black Lives Matter (сокращенно — BLM). Оно возникло летом 2013 года и выступило за расширение прав афроамериканцев и противодействие полицейскому произволу.

Активисты движения и просто неравнодушные пользователи стали повсеместно использовать хештег #BlackLivesMatter в таких социальных сетях, как Instagram и Twitter. Люди реагировали на оправдательный вердикт по итогам рассмотрения дела об убийстве афроамериканского подростка Трейвона Мартина. BLM привлекали внимание своим дерзким и резким поведением. Участники блокировали дороги, сковывали себя наручниками, тем самым показывая свое единство.

25 мая 2020 года афроамериканец Джордж Флойд умер после задержания полицейским в Миннеаполисе, штат Миннесота. На видеозаписи видно, как офицер Дерек Шовен несколько минут прижимает коленом шею Флойда, а он несколько раз повторяет фразу: «Я не могу дышать». Его отвезли в бессознательном состоянии в больницу, где врачи только констатировали его смерть. Данная смерть стала отправной точкой в начале второй волны движения BLM.

По данным газеты The New York Times, на пике протестов за права чернокожих в июне 2020 года в них принимало участие от 15 до 26 милли-

онов американцев. По данным на конец июля 2020 года, BLM поддерживали 50% американцев (и 36% относились к движению негативно) [6].

Член-корреспондент РАН, доктор политических наук И.С. Семененко считает, что в современной политической системе США все больше внимания уделяется символизму. Более того, именно культурные и социальные символы определяют тональность и даже вектор избирательной кампании в США. Протесты против полицейского произвола летом 2020 года продемонстрировали, что «под флагом "права на идентичность" продвигаются политико-правовые требования сообществ, за которыми стоят узкопартийные и групповые интересы» [4. — С. 115].

Массовые протесты афроамерикан-цев, ставшие выражением многолетних глубинных идеологических противоречий, происходящих в американской политической и социокультурной жизни, стали одним из символов современного американского левого либерализма. Можно сказать, что волна митингов, прокатившихся по США под эгидой BLM, является инструментом негативной политической мобилизации, а вовсе не механизмом развития, способным решить проблемы и полицейского произвола, и расовой политики.

Киноиндустрия не осталась в стороне от акций данного движения. Одними из первых о поддержке Black Lives Matter объявили стриминговые сервисы. Например, 10 июня Netflix сообщил, что сделает название движения отдельным жанром в списке. У пользователей из России такого пункта в меню выбора жанров сейчас нет, но если пройти по ссылке, указанной в твите из корпоративного аккаунта Netflix, то можно увидеть коллекцию фильмов и сериалов об афроамериканской культуре и истории.

На данном примере мы можем наблюдать, как отдельные компании (медиакорпорации, киносервисы)

подхватили существующий тренд, популярный у определенной социальной группы, в целях его последующей монетизации. Тем самым протестующие объявили «ревизию» произведений мирового кинематографа, где есть хотя бы минимальные намеки на расовую или гендерную дискриминацию. Это относится как к новым кинолентам, так и к признанным шедеврам.

Одним из наиболее одиозных примеров такого рода «ревизии» стали события вокруг фильма «Унесенные ветром», снятого еще в 1939 году. Лента оказалась одной из самых кассовых в мире, а также получила 8 статуэток «Оскар». Впервые в истории афроаме-риканская актриса Хэтти МакДэниел получила золотую награду Американской киноакадемии. Однако стоит отметить, что Хэтти МакДэниел во время Церемонии вручения премии «Оскар» из-за расовой сегрегации сидела отдельно от своих коллег по фильму. HBO Max убрал фильм «Унесенные ветром» из публичного доступа из-за опасений агрессии со стороны радикально настроенных членов движения BLM. Долгое время активисты афроамериканского происхождения критиковали фильм за изображение и романтизацию рабства.

«Унесенные ветром» является «продуктом своего времени и отражает некоторые этнические и расовые предрассудки, которые, к сожалению, были обычным явлением в американском обществе, — сказано в заявлении HBO Max, — расистский контекст был неправильным тогда, неправильным он является и сейчас. Мы почувствовали, что дальнейший показ фильма в том виде без объяснений был бы неправильным». Представитель HBO Max рассказал, что фильм вернется в прокат без изменений, но будет сопровожден «обсуждением его исторического контекста и порицанием тех самых изображений» [8].

Фильм «Унесенные ветром» не единственный из тех, что столкнулся с кри-

тикой леволиберальной общественности. Многие кинокомпании перестали давать в эфир некоторые сериалы и фильмы, опасаясь гнева протестующих. Например, Netflix, BBC и BritBox отказались демонстрировать скетч-шоу «Little Britain», снятое в начале 2000-х годов, где белые актеры переодевались в представителей других рас.

Тенденцию формирования такого рода подхода мы могли наблюдать достаточно длительное время, однако BLM-протесты выступили в качестве катализатора активного влияния ле-волиберальных идей не только на американскую киноиндустрию, но и на выборы президента США, которые должны состояться в ноябре 2020 года.

Так, политический «карт-бланш» от Демократической партии, выданный левому протестному электорату, обусловил агрессивные действия митингующих и погромы по всей стране. Кандидат на пост президента США от демократов Джозеф Байден заявил, что данные протесты являются «в основном мирными» и правоохранительные органы не должны остро реагировать на действия митингующих [7].

Поддержка Демократической партии США позволила BLM-активистам почти беспрепятственно, как правило, в позитивном ключе, доминировать в информационном поле существенной части СМИ, традиционно критикующих президента Д. Трампа. В этой связи следует обратить внимание и на особенность существенной части американского истеблишмента, связанную с желанием привести в действие механизм дестабилизации и делегити-

мации действующего президента США [5. — С. 59].

Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время влияние общественно-политического движения «Black Lives Matter» на индустрию кино является значительным. Под их давлением ведущие кинокорпорации изымают из проката фильмы, профессиональное жюри оценивает кино не по его культурной значимости, а по наличию в нем «толерантных» сюжетов и др.

Крупнейшие транснациональные корпорации, представители левого либерализма активно пользуются механизмами сетевого общества, которые дают им неограниченные возможности коммуникации, прямого воздействия на умы отдельных индивидов и транслирования нужных смыслов через телевидение, Интернет, фильмы, сериалы. Как следствие, с одной стороны, люди относятся со все меньшим доверием к медиа, с другой стороны, ими все легче манипулировать. По своей сути, леволиберальные ценности противоречат «американской мечте» — традиционному представлению о жизненных идеалах и ценностях гражданина США.

Переход к неолиберализму, который сменил эпоху эгалитаризма начала 1960-х, ознаменовал собой сокращение демократии, под которым подразумевается процесс постепенного вытеснения масс из политической борьбы и уменьшение их роли при принятии важных решений на государственном уровне. Упразднение любых общественных связей и расщепление людского монолита на отдельные атомы — вот конечная цель неолиберальной идеологии.

Литература

1. Амуров М.А. Типология современных политических элит // Управленческое консультирование. — 2020. — № 5 (137).

2. БжезинскийЗб. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы. — М., 2014.

3. Рахимова М.В. Американская модель популярной культуры // Знание. Понимание. Умение. — 2007. — № 4.

4. Семененко И.С., Дробижева Л.М., Климова Г.С. О 111-их Субботних политологических чтениях, проводимых Школой политических исследований Института общественных

наук РАНХиГС совместно с РАПН и Академией политической науки 19.09.2020 // Дискурс-Пи. — 2020. — № 3 (40).

5. Шевченко Е.С. Концептуальные основы формирования и реализации политической повестки Д. Трампом: выбор инструментария принятия решений // PolitBook. — 2018. — № 2.

6. ABC News. Signs of deep changes in Americans' attitudes on racial discrimination [Электронный ресурс]. — URL: https://www.goodmorningamerica.com/news/video/signs-deep-americansattitudes-racial-discrimination-71904689.

7. Biden-Harris. Offi cial Website [Электронный ресурс]. — URL: https://joebiden. com/2020/08/30/statement-by-vice-president-joe-biden-on-thedeadly-violence-in-portland/.

8. Meduza: Фильм «Унесенные ветром» убрали из сервиса HBO Max из-за расизма [Электронный ресурс]. — URL: https://meduza.io/news/2020/06/10/film-unesennye-vetrom-ubrali-iz-servisa-hbomax-iz-za-rasizma.

9. Oscar. Official Website [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oscars.org/oscars/ rules-eligibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.