ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА КИНОИНДУСТРИЮ В США (НА ПРИМЕРЕ BLACK LIVES MATTER)
Аннотация
В статье рассматривается влияние отдельных новых общественно-политических движений на внутриполитические процессы в современных США. Автор акцентирует внимание на неолиберальной парадигме, формируемой определенной частью американской политической элиты. Выдвинут тезис о том, что такого рода идеи становятся базисом протестов, продвигают доминирование меньшинства во всех сферах общественной жизни. В этой связи отдельное внимание уделяется протестам под эгидой движения Black Lives Matter, их потенциальному влиянию на трансформацию американской массовой культуры, в т.ч. киноиндустрии, и результаты президентских выборов в США.
Ключевые слова: неолиберализм, политическая элита, политическая коммуникация, массовая культура, политические протесты, межрасовые отношения, США.
Автор
Порошина Алина Сергеевна
Студентка Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия)
В своей книге «Великая шахматная доска» помощник президента США по национальной безопасности, социолог и политолог Зб. Бже-зинский (1928-2017) описывал будущее политическое и мировое устройство, в котором главенствующую роль он отводит исключительно США, которые, по его мнению, являются «зарядом демократии и высокого уровня культуры, примером для всех государств» [2. — С. 39].
Одной из важнейших составляющих американской политической доминанты З. Бжезинский видит массовую американскую культуру, которая имеет всеобъемлющее влияние на население значительной части мира, в первую очередь молодежи.
В этой связи ее различные внутренние трансформации, проходящие под
влиянием социальных, политических, экономических и других факторов, будут оказывать влияние на индустрию развлечений множества государств, относящихся к западной культуре [3. — С. 217].
Популяризация неолиберальной парадигмы в определенной части американской политической элиты в настоящее время формируется в том числе и через механизмы, связанные с массовой культурой, которая таким образом становится инструментом политической коммуникации.
Представители неолиберализма выступают за обязательное наличие государственного присутствия, в том числе и в культуре, под предлогом недопущения проявлений дискриминации в отношении каких-либо меньшинств. Угнетенное меньшинство
также является основным нарративом в риторике левых либералов. Практика показывает, что под предлогом равенства различных социальных групп леволиберальная общественность стремится установить диктатуру угнетенного меньшинства (сексуальных, национальных, религиозных и других) [1. — С. 21].
Воздействие идей левого либерализма на общественную жизнь в США перманентно расширяется с 90-х годов XX века и активизировалось в настоящее время. Такого рода общественные движения с каждым днем накаляют ситуацию в Соединенных Штатах. Под давлением массовых протестов, организованных этими движениями, мировые гиганты киноиндустрии вынуждены изымать популярные ленты из прокатов, ввиду их неоднозначной современной коннотации, по мнению леволибералов, и приносить публичные извинения обществу.
Громкий скандал вызвали изменения в порядке присуждения знаменитой кинопремии «Оскар». Осенью 2020 года Американская академия кинематографических искусств и наук выдвинула новые требования к картинам, которые претендуют на победу в номинации «Лучший фильм». Если лента не соответствует четырем новым критериям, то она не может стать фильмом года [9].
Согласно новым правилам, минимум один актер первого или второго плана должен быть представителем расовых или этнических меньшинств. Есть вариант обойти данное требование: треть всех остальных актеров должна либо быть членами ЛГБТК+ движения, либо иметь инвалидность. Более того, в отношении сценаристов и технической группы действуют такие же ограничения. Значительная доля персонала киноленты, задействованного в монтаже, съемке и продюсиро-вании фильма, должна формироваться из представителей разного рода
меньшинств: как национальных, так и гендерных.
По нашему мнению, такие критерии отрицательно влияют на свободу творчества в кинематографе и ставят под сомнение независимость профессионального жюри в процессе выбора лучшей киноленты. Фильмы, в которых есть сюжеты о представителях нетрадиционной сексуальной ориентации, расовых меньшинств, заведомо имеют более высокие шансы на победу в престижных премиях.
Существенное воздействие на политическую и культурную жизнь в современных США оказало антирасистское движение Black Lives Matter (сокращенно — BLM). Оно возникло летом 2013 года и выступило за расширение прав афроамериканцев и противодействие полицейскому произволу.
Активисты движения и просто неравнодушные пользователи стали повсеместно использовать хештег #BlackLivesMatter в таких социальных сетях, как Instagram и Twitter. Люди реагировали на оправдательный вердикт по итогам рассмотрения дела об убийстве афроамериканского подростка Трейвона Мартина. BLM привлекали внимание своим дерзким и резким поведением. Участники блокировали дороги, сковывали себя наручниками, тем самым показывая свое единство.
25 мая 2020 года афроамериканец Джордж Флойд умер после задержания полицейским в Миннеаполисе, штат Миннесота. На видеозаписи видно, как офицер Дерек Шовен несколько минут прижимает коленом шею Флойда, а он несколько раз повторяет фразу: «Я не могу дышать». Его отвезли в бессознательном состоянии в больницу, где врачи только констатировали его смерть. Данная смерть стала отправной точкой в начале второй волны движения BLM.
По данным газеты The New York Times, на пике протестов за права чернокожих в июне 2020 года в них принимало участие от 15 до 26 милли-
онов американцев. По данным на конец июля 2020 года, BLM поддерживали 50% американцев (и 36% относились к движению негативно) [6].
Член-корреспондент РАН, доктор политических наук И.С. Семененко считает, что в современной политической системе США все больше внимания уделяется символизму. Более того, именно культурные и социальные символы определяют тональность и даже вектор избирательной кампании в США. Протесты против полицейского произвола летом 2020 года продемонстрировали, что «под флагом "права на идентичность" продвигаются политико-правовые требования сообществ, за которыми стоят узкопартийные и групповые интересы» [4. — С. 115].
Массовые протесты афроамерикан-цев, ставшие выражением многолетних глубинных идеологических противоречий, происходящих в американской политической и социокультурной жизни, стали одним из символов современного американского левого либерализма. Можно сказать, что волна митингов, прокатившихся по США под эгидой BLM, является инструментом негативной политической мобилизации, а вовсе не механизмом развития, способным решить проблемы и полицейского произвола, и расовой политики.
Киноиндустрия не осталась в стороне от акций данного движения. Одними из первых о поддержке Black Lives Matter объявили стриминговые сервисы. Например, 10 июня Netflix сообщил, что сделает название движения отдельным жанром в списке. У пользователей из России такого пункта в меню выбора жанров сейчас нет, но если пройти по ссылке, указанной в твите из корпоративного аккаунта Netflix, то можно увидеть коллекцию фильмов и сериалов об афроамериканской культуре и истории.
На данном примере мы можем наблюдать, как отдельные компании (медиакорпорации, киносервисы)
подхватили существующий тренд, популярный у определенной социальной группы, в целях его последующей монетизации. Тем самым протестующие объявили «ревизию» произведений мирового кинематографа, где есть хотя бы минимальные намеки на расовую или гендерную дискриминацию. Это относится как к новым кинолентам, так и к признанным шедеврам.
Одним из наиболее одиозных примеров такого рода «ревизии» стали события вокруг фильма «Унесенные ветром», снятого еще в 1939 году. Лента оказалась одной из самых кассовых в мире, а также получила 8 статуэток «Оскар». Впервые в истории афроаме-риканская актриса Хэтти МакДэниел получила золотую награду Американской киноакадемии. Однако стоит отметить, что Хэтти МакДэниел во время Церемонии вручения премии «Оскар» из-за расовой сегрегации сидела отдельно от своих коллег по фильму. HBO Max убрал фильм «Унесенные ветром» из публичного доступа из-за опасений агрессии со стороны радикально настроенных членов движения BLM. Долгое время активисты афроамериканского происхождения критиковали фильм за изображение и романтизацию рабства.
«Унесенные ветром» является «продуктом своего времени и отражает некоторые этнические и расовые предрассудки, которые, к сожалению, были обычным явлением в американском обществе, — сказано в заявлении HBO Max, — расистский контекст был неправильным тогда, неправильным он является и сейчас. Мы почувствовали, что дальнейший показ фильма в том виде без объяснений был бы неправильным». Представитель HBO Max рассказал, что фильм вернется в прокат без изменений, но будет сопровожден «обсуждением его исторического контекста и порицанием тех самых изображений» [8].
Фильм «Унесенные ветром» не единственный из тех, что столкнулся с кри-
тикой леволиберальной общественности. Многие кинокомпании перестали давать в эфир некоторые сериалы и фильмы, опасаясь гнева протестующих. Например, Netflix, BBC и BritBox отказались демонстрировать скетч-шоу «Little Britain», снятое в начале 2000-х годов, где белые актеры переодевались в представителей других рас.
Тенденцию формирования такого рода подхода мы могли наблюдать достаточно длительное время, однако BLM-протесты выступили в качестве катализатора активного влияния ле-волиберальных идей не только на американскую киноиндустрию, но и на выборы президента США, которые должны состояться в ноябре 2020 года.
Так, политический «карт-бланш» от Демократической партии, выданный левому протестному электорату, обусловил агрессивные действия митингующих и погромы по всей стране. Кандидат на пост президента США от демократов Джозеф Байден заявил, что данные протесты являются «в основном мирными» и правоохранительные органы не должны остро реагировать на действия митингующих [7].
Поддержка Демократической партии США позволила BLM-активистам почти беспрепятственно, как правило, в позитивном ключе, доминировать в информационном поле существенной части СМИ, традиционно критикующих президента Д. Трампа. В этой связи следует обратить внимание и на особенность существенной части американского истеблишмента, связанную с желанием привести в действие механизм дестабилизации и делегити-
мации действующего президента США [5. — С. 59].
Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время влияние общественно-политического движения «Black Lives Matter» на индустрию кино является значительным. Под их давлением ведущие кинокорпорации изымают из проката фильмы, профессиональное жюри оценивает кино не по его культурной значимости, а по наличию в нем «толерантных» сюжетов и др.
Крупнейшие транснациональные корпорации, представители левого либерализма активно пользуются механизмами сетевого общества, которые дают им неограниченные возможности коммуникации, прямого воздействия на умы отдельных индивидов и транслирования нужных смыслов через телевидение, Интернет, фильмы, сериалы. Как следствие, с одной стороны, люди относятся со все меньшим доверием к медиа, с другой стороны, ими все легче манипулировать. По своей сути, леволиберальные ценности противоречат «американской мечте» — традиционному представлению о жизненных идеалах и ценностях гражданина США.
Переход к неолиберализму, который сменил эпоху эгалитаризма начала 1960-х, ознаменовал собой сокращение демократии, под которым подразумевается процесс постепенного вытеснения масс из политической борьбы и уменьшение их роли при принятии важных решений на государственном уровне. Упразднение любых общественных связей и расщепление людского монолита на отдельные атомы — вот конечная цель неолиберальной идеологии.
Литература
1. Амуров М.А. Типология современных политических элит // Управленческое консультирование. — 2020. — № 5 (137).
2. БжезинскийЗб. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы. — М., 2014.
3. Рахимова М.В. Американская модель популярной культуры // Знание. Понимание. Умение. — 2007. — № 4.
4. Семененко И.С., Дробижева Л.М., Климова Г.С. О 111-их Субботних политологических чтениях, проводимых Школой политических исследований Института общественных
наук РАНХиГС совместно с РАПН и Академией политической науки 19.09.2020 // Дискурс-Пи. — 2020. — № 3 (40).
5. Шевченко Е.С. Концептуальные основы формирования и реализации политической повестки Д. Трампом: выбор инструментария принятия решений // PolitBook. — 2018. — № 2.
6. ABC News. Signs of deep changes in Americans' attitudes on racial discrimination [Электронный ресурс]. — URL: https://www.goodmorningamerica.com/news/video/signs-deep-americansattitudes-racial-discrimination-71904689.
7. Biden-Harris. Offi cial Website [Электронный ресурс]. — URL: https://joebiden. com/2020/08/30/statement-by-vice-president-joe-biden-on-thedeadly-violence-in-portland/.
8. Meduza: Фильм «Унесенные ветром» убрали из сервиса HBO Max из-за расизма [Электронный ресурс]. — URL: https://meduza.io/news/2020/06/10/film-unesennye-vetrom-ubrali-iz-servisa-hbomax-iz-za-rasizma.
9. Oscar. Official Website [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oscars.org/oscars/ rules-eligibility.