УДК 613.73-053.6+796.015.11 : 172.15-053.6 Хорошуха Михаил Федорович
кандидат медицинских наук, докторант, доцент кафедры биологических основ физического воспитания и спортивных дисциплин Института физического воспитания и спорта Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, Украина
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 13-16 ЛЕТ (РЕЗУЛЬТАТЫ РЕТРОСПЕКТИВНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ АВТОРА)
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности влияния занятий разными видами спорта на формирование чувства патриотизма у юных спортсменов (мальчиков и девочек) 13-16 лет. Проанализированы ре-зультаты ретроспективных наблюдений автора на протяжении многих лет (1990-е и 2000-е гг.). Установлен факт специфичности влияния тренировочных нагрузок различной направленности на проявление чувства патриотизма.
Ключевые слова:
патриотизм, ретроспективные исследования, спортсмены, подростковый возраст.
Khoroshukha Mikhail Fedorovich
PhD in Medical Science, Doctorate student, Assistant Professor, Biological Foundations of Physical Education and Sports Disciplines Department, Institute of Physical Education and Sports National Pedagogical University, Ukraine
INFLUENCE OF INTENT TRAINING PROCESS ON FORMATION OF PATRIOTISM OF YOUNG ATHLETES OF 13-16 YEARS OLD (ACCORDING TO THE AUTHOR’S RETROSPECTIVE OBSERVATIONS)
Summary:
The article deals with influence of sports on formation of patriotism of young athletes (boys and girls) of 13-16 years old. The author analyzes the retrospective observations throughout the 1990-2000-s and concludes the specific nature of impact that the training load have on manifestation of the patriotism.
Keywords:
patriotism, retrospective observations, sportsmen, teen age.
Феномен «патриотизм» как «важнейшей компонент общественного сознания, проявляющийся в любви и преданности людей своей Родине, своему народу, стремлении собственными действиями служить их интересам» [1, с. 450] или даже «...готовность ради них (Родины и своего народа - Авт.) на жертвы и подвиги» [2, с. 644] на протяжении многих веков привлекал внимание философов, историков, педагогов. В последнее время все больший интерес к данному качеству личности возникает у специалистов в области физического воспитания и спорта, социологов, а также научных работников. Отметим, что в системе физического воспитания и спорта вышеуказанный феномен проявляется в знании нашей молодежью истории своего народа, уважении к историческому прошлому своего Отечества, участии спортсменов в Олимпийских играх, чувстве гордости за великих людей своей страны, олимпийских чемпионов и т.д. [3, с. 109].
Физической культуре и спорту отводится основная роль в патриотическом и моральном воспитании учащейся молодежи и в этом проявляется их важнейшая сущность - объединять социальное и биологическое в человеке [4; 5; 6]. Иными словами физическая культура и спорт в нашей стране рассматриваются как составные части не только физического, но и моральноэтического и патриотического воспитания молодежи. Последнее определяет содержание и форму педагогического процесса в сфере физического воспитания [7, с. 46-68].
Известно, что духовное и моральное развитие, чувство патриотизма и любви к Родине у детей и подростков не записываются в генах. Соответственно, у них еще не сформировался реальный моральный взгляд на жизнь, они имеют только фрагментарные знания, касающиеся принципов норм и морали, а поэтому, как отмечает К.К. Жукотинский [8], юные спортсмены получают «все необходимое» в процессе своей спортивной подготовки.
В связи с этим особый интерес для практики спорта и педагогики представляет изучение влияния направленности учебно-тренировочного процесса (и в частности, характера тренировочных нагрузок) на формирование чувства патриотизма юных спортсменов подросткового возраста.
Под нашим наблюдением находились юные спортсмены 13-16 лет Броварского высшего училища физической культуры (437 чел.) (Киевская обл.) и Республиканского высшего училища физической культуры (224 чел.) (г. Киев), а также учащиеся общеобразовательных школ № 3 и 9 г. Бровары (91 чел.), не занимающиеся спортом. Исследования проводились в два этапа: 1-й этап - 90-е, 2-й этап - 2000-е гг.
Юные спортсмены были распределены на две экспериментальные группы согласно классификации видов спорта А.Г. Дембо [9, с. 260-261], а именно: группа А - скоростно-силовые виды (бокс, вольная борьба, легкая атлетика: спринтерский бег, прыжки, метание, толкание); группа Б - виды спорта на выносливость (плавание, лыжные гонки, велоспорт, легкая атлетика: бег 800-1 500 м). Контрольную группу составили учащиеся общеобразовательных школ.
Исследование чувства патриотизма обследуемых проводилось по предложенной нами анкете-вопроснике, которая содержит 10 вопросов (см. ниже). На каждый вопрос респондент должен дать один из двух вариантов ответа («Да» или «Нет»). Общая сумма набранных баллов делится на количество заданных вопросов (10).
Анкета-вопросник для самооценки чувства патриотизма.
1. Хотели ли бы Вы жить, учиться, работать (для спортсменов - заниматься спортом) в другой стране?
«Да» - 0 баллов; «Нет» - 2 балла;
2. Гордитесь ли Вы принадлежностью к украинскому гражданству?
«Да» - 2 балла; «Нет» - 0 баллов;
3. Идентифицируете ли Вы себя с украинской страной?
«Да» - 2 балла; «Нет» - 0 баллов;
4. Есть ли у Вас желание служить в украинской армии?
«Да» - 2 балла; «Нет» - 0 баллов;
5. Служили ли бы Вы в профессиональной армии других стран?
«Да» - 0 баллов; «Нет» - 2 балла;
6. Пошли ли бы Вы защищать страну в случае войны?
«Да» - 2 балла; «Нет» - 0 баллов;
7. Пошли ли бы Вы защищать интересы народа других стран в качестве воина-интернационалиста?
«Да» - 2 балла; «Нет» - 0 баллов;
8. Хотели ли бы Вы принести пользу своей стране?
«Да» - 2 балла; «Нет» - 0 баллов;
9. Есть ли у Вас желание общаться с людьми на украинском языке?
«Да» - 2 балла; «Нет» - 0 баллов;
10. Считаете ли Вы, что песни на украинском языке относятся к разряду
наиболее мелодичных в мире?
«Да» - 2 балла; «Нет» - 0 баллов.
Оценка чувства патриотизма (в условных баллах) проводится с помощью такого ключа:
- от 0 до 0,5 баллов - низкий уровень чувства патриотизма;
- от 0,6 до 1,2 баллов - средний уровень (условно);
- от 1,3 до 2,0 баллов - высокий уровень.
Как показывают результаты исследования, у юных спортсменов, преимущественно развивающих скоростно-силовые качества (группа А) (таблица 1), изменения показателя самооценки чувства патриотизма (далее - СЧП) (по данным первого и второго периодов обследования, которые проводились в 90-х гг.), не имели статистически достоверных различий (Р > 0,05).
Таблица 1 - Показатель СЧП у юных спортсменов 13-16 лет - представителей видов спорта скоростно-силового характера на первом (I) и втором (II) (через год) периодах исследования, которые проводились в 90-х гг., X ± т__________________
Периоды Год, Боксеры Борцы Легкоатлеты
месяц (п) СЧП (баллы) (п) СЧП (баллы) (п) СЧП (баллы)
1 1995, V (28) 0,8 ± 0,05 (26) 0,8 ± 0,05 (33) 0,9 ± 0,04
II 1996, V (27) 0,8 ± 0,04 (24) 0,9 ± 0,06 (31) 0,8 ± 0,04
Коэффициенты достоверности t 0,00 t 1,28 t 1,77
различий P > 0,05 P > 0,05 P > 0,05
Анализ изменений приведенного показателя у представителей видов спорта на выносливость (группа Б) (таблица 2) свидетельствует о достоверном (Р < 0,05-0,001) улучшении среднестатистических значений показателя СЧП.
Таблица 2 - Показатель СЧП у юных спортсменов 13-16 лет - представителей видов спорта на выносливость на первом (I) и втором (II) (через год) периодах исследования, которые проводились в 90-х гг., X ± т______________
Периоды Год, Легкоатлеты Лыжники Велосипедисты Пловцы
месяц (п) СЧП (баллы) (п) СЧП (баллы) (п) СЧП (баллы) (п) СЧП (баллы)
I 1995, V (27) 1,1 ± 0,04 (19) 1,1 ± 0,05 (23) 1,1 ± 0,04 (27) 1,1 ± 0,03
II 1996, V (24) 1,4 ± 0,05 (19) 1,3 ± 0,05 (22) 1,3 ± 0,03 (25) 1,3 ± 0,03
Коэффициенты t 4,68 t 2,83 t 4,00 t 4,71
достоверности различий P < 0,001 P < 0,05 P < 0,001 P < 0,001
В учащихся общеобразовательных школ, не занимающихся спортом, отмечается однотипный со спортсменами группы А характер изменений показателя СЧП, то есть регистрируются несущественные различия (Р > 0,05).
Сравнительный анализ внутригрупповых изменений показателя СЧП обследуемых показал следующее: как и следовало ожидать, у спортсменов группы А и неспортсменов (контроль) изменения приведенного показателя не имели достоверных различий (Р > 0,05), в то время, как у спортсменов видов спорта на выносливость, наоборот, регистрируется достоверное улучшение (рост) этого показателя (с 1,1 ± 0,02 балла на первом периоде обследования до 1,3 ± 0,02 балла, соответственно, на втором; t = 7,07 при Р < 0,001).
Анализ изменений показателя СЧП юных спортсменов видов спорта скоростно-силового характера на первом и втором (через год) периодах исследования, проводившегося в 2000-х гг. (таблица 3), показал следующие результаты: у всех спортсменов данной группы отмечается достоверное улучшение средних значений упомянутого показателя, а именно: у боксеров (с 1,1 ± 0,06 балла на первом периоде исследования до 1,4 ± 0,06 балла на втором; t = 3,54 при Р < 0,001), борцов (соответственно, с 1,2 ± 0,07 балла на первом периоде до 1,4 ± 0,06 балла на втором; t = 2,17 при Р < 0,05) и легкоатлетов (соответственно, с 1,0 ± 0,05 балла на первом до 1,4 ± 0,06 балла на втором периоде обследования; t = 5,12 при Р < 0,001).
Таблица 3 - Показатель СЧП у юных спортсменов 13-16 лет - представителей видов спорта скоростно-силового характера на первом (I) и втором (II) (через год) периодах исследования, которые проводились в 2000-х гг., X ± т _______________
Периоды Год, Боксеры Борцы Легкоатлеты
месяц (п) СЧП (баллы) (п) СЧП (баллы) (п) СЧП (баллы)
І 2007, Х (22) 1,1 ± 0,06 23) 1,2 ± 0,07 (24) 1,0 ± 0,05
ІІ 2008, Х (22) 1,4 ± 0,06 (23) 1,4 ± 0,06 (24) 1,4 ± 0,06
Коэффициенты достоверности t 3,54 t 2,17 t 5,12
различий P < 0,01 P < 0,05 P < 0,001
Обращает на себя внимание тот факт, что средние значения показателя СЧП спортсменов группы А повысились настолько, что согласно среднестатистической количественнокачественной оценки состояния чувства патриотизма спортсмены автоматически переходят из среднего уровня (0,6-1,2 баллов) на высокий (от 1,3 до 2,0 баллов).
Принципиальных разногласий в динамике изменений зарегистрированного показателя не найдено также у подростков видов спорта на выносливость (таблица 4). Данные этой таблицы свидетельствуют о его существенном улучшении в динамике. Однако, если у лыжников (и особенно у пловцов) средние значения показателя СЧП по данным второго периода обследования (у пловцов по данным первого и второго периодов) соответствовали высокому уровню формирования чувства патриотизма, то у велосипедистов он остался на среднем уровне.
Таблица 4 - Показатель СЧП у юных спортсменов 13-16 лет - представителей видов спорта на выносливость на первом (I) и втором (II) (через год) периодах исследования, которые проводились в 2000-х гг., X ± т ___________
Периоды Год, Боксеры Борцы Легкоатлеты
месяц (п) СЧП (баллы) (п) СЧП (баллы) (п) СЧП (баллы)
І 2007, Х (12) 1,1 ± 0,05 (20) 1.0 ± 0,05 (22) 1,3 ± 0,04
ІІ 2008, Х (12) 1,3 ± 0,05 (20) 1,2 ± 0,06 (22) 1.5 ± 0,07
Коэффициенты достоверности t 2,83 t 2,56 t 2,48
различий P < 0,05 P < 0,05 P < 0,05
Что касается материалов исследования контрольной группы, изменения указанного показателя не имели статистически достоверных различий (Р > 0,05), хотя при этом наблюдается тенденция к его ухудшению. Свидетельством последнего является их переход с высокого уровня чувства патриотизма на более низкий - средний уровень (с 1,3 ± 0,08 баллов на первом периоде до 1,2 ± 0,07 баллов - на втором; Р > 0,05).
Сравнительный анализ внутригрупповых изменений показателя СЧП по данным исследований, проводившихся на разных этапах (1990-е и 2000-е гг.) (рисунок 1), свидетельствует о следующем: у спортсменов группы Б наблюдается достоверное его улучшение как по результатам исследований 90-х г. ^ = 7,07, Р < 0,001), так и 2000-х гг. (соответственно, t = 4,00 при Р < 0,001 ), у их ровесников - спортсменов группы А - изменения данного показателя по материалам исследований, проводившихся в 90-х гг., не имели достоверных различий (Р > 0,05), вместе с тем аналогичные исследования, которые проводились в 2000-х гг., обнаружили существенную разницу, а именно - выражено улучшились среднестатистические значения показателя СЧП (с 1,1 ± 0,03 балла на первом периоде обследования до 1,4 ± 0,03 балла на втором; t = 7,07
при Р < 0,001). Напоследок, в учащихся общеобразовательных школ не найдено достоверных различий в изменениях этого показателя по данным обоих этапов исследований (Р > 0,05).
Достоверность различий с контрольной группой: *P < 0,05; **P < 0,01; ***P < 0,001
Рисунок 1 - Сравнительный анализ лонгитюдинальных изменений показателя самооценки чувства патриотизма (баллы) у юных спортсменов 13-16 лет, преимущественно развивающих скоростно-силовые качества (группа А), качество выносливости (группа Б) и их ровесников - учащихся, не занимающихся спортом (группа К), на первом р) и втором (□) периодах исследований, которые проводились у 90-х и 2000-х гг.
Не меньшую заинтересованность, как мы полагаем, вызывает характер изменений показателя чувства патриотизма с учетом полового диморфизма, а также проведения сравнительного анализа изменений выше указанного показателя у подростков обеих полов. Отметим, что вопрос о специфичности влияния тренировочных занятий различной направленности на динамику формирования чувства патриотизма юных спортсменок, так же как спортсменов, на сегодня остается открытым.
Как ни парадоксально, сопоставление среднестатистических значений показателя СЧП мальчиков и девочек одного возраста, занимающихся и не занимающихся спортом (рисунок 2), позволило выявить достоверно лучшие среднестатистические значения приведенного показателя у спортсменов группы А по сравнению со спортсменками этой же группы как по данным первого (0,9 ± 0,05 балла у девочек по сравнению с 1,1 ± 0,03 балла у мальчиков; t = 3,43 при Р < 0,01), так и второго периодов исследования (соответственно, 0,8 ± 0,05 балла у девочек по сравнению с 1,4 ± 0,03 балла у мальчиков; t = 10,29 при Р < 0,001), а также у учеников-неспортсменов по сравнению с ученицами-неспортсменками, опять-таки, как по данным первого (1,0 ± 0,04 балла у девочек против 1,3 ± 0,08 балла у мальчиков, t = 3,35 при Р < 0,01), так и второго периода исследования (соответственно, 1,0 ± 0,04 балла у девочек против 1,2 ± 0,07 балла у мальчиков; I = 2,48 при Р < 0,05).
©" ОТ <г>-
05- «гг
* У
Ч >
"ч“ 'V
«а4 <г>” *
<г> ^
■ч- Ч*
55" ОТ
* >9
Ч >■
от от * * Ч 'Ъ ч* ч"
о,' ОЛ
Ч*1
Достоверность различий с контрольной группой: *P < 0,05; ^ < 0,01; *^ < 0,001
Рисунок 2 - Сравнительный анализ лонгитюдинальных изменений показателя самооценки чувства патриотизма (баллы) у юных спортсменов (девочек и мальчиков) 13-16 лет, преимущественно развивающих скоростно-силовые качества (группа А), качество выносливости (группа Б) и их ровесников - учащихся (девочек и мальчиков), не занимающихся спортом (группа К), на первом Р) и втором (□) периодах исследований, которые проводились в 2000-х гг.
Как свидетельствуют материалы исследований, у мальчиков и девочек видов спорта на выносливость не существует существенных различий в изменении средних значений приведенного показателя (Р > 0,05), хотя прослеживается тенденция к его улучшению у спортсменок по сравнению со спортсменами по данным повторного обследования (1,4 ± 0,03 балла у девочек по сравнению с 1,3 ± 0,04 балла у мальчиков; t = 2,00 при Р > 0,05).
Таким образом, проведенный анализ дает основание констатировать, что направленность тренировочного процесса по-разному влияет на динамику формирования и развития патриотизма у спортсменов-подростков.
Открытым остается вопрос, почему именно девочки-спортсменки группы А имеют достоверно ниже среднестатистические значения показателя СЧП, чем их ровесники-мальчики этой же группы, тогда как у мальчиков и девочек, которые представляют виды спорта на выносливость, не обнаружено существенных различий в значениях этого показателя (см.: рисунок 2).
В качестве информации к возможному решению этого вопроса может быть отмечен такой факт. Среди тех респондентов - спортсменов БВУФК, кто на первый вопрос анкеты-вопросника «Хотели ли бы Вы жить, учиться, работать (для спортсменов - заниматься спортом) в другой стране?» ответил «Да» было 52,2 % спортсменок и 23,3 % спортсменов видов спорта скоростно-силового характера и только 9,7 % девочек и 14,8 % мальчиков - представителей видов спорта на выносливость.
Дополнением к вышесказанному могут быть также данные сравнительного анализа анкетированного опроса юных спортсменов БВУФК и РВУФК (таблица 5). К сожалению, от РВУФК в анкетировании принимали участие респонденты только видов спорта, преимущественно развивающих скоростно-силовые качества, а именно: футбол, хоккей, спортивная гимнастика, бокс, борьба, фехтование, легкая атлетика (скоростно-силовые виды), спортивная акробатика.
Данные этой таблицы показывают, что существуют существенные различия в средних значениях показателя СЧП у спортсменов упомянутых учебных заведений, в частности: уровень чувства патриотизма был выше у мальчиков БВУФК по сравнению с их сверстниками из РВУФК, а среди девочек, наоборот, - выше он был у представительниц РВУФК по сравнению с БВУФК. Однако, как у одних, так и других величины приведенного показателя в большинстве случаев соответствуют среднему уровню чувства патриотизма (от 0,6 до 1,2 баллов). Отметим также, что высокий уровень чувства патриотизма, как можно видеть, наблюдается у спортсменов БВУФК (группа А).
Вместе с тем не менее интересными являются данные, касающиеся анализа ответов именно на упомянутый ранее первый вопрос анкеты. Так, данные этой таблицы дают непредсказуемые результаты, которые свидетельствуют о том, что больше половины (82,8 %) анкетируемых спортсменов РВУФК хотят жить за границей (среди них 86,8 % девочек и 78,8 % мальчиков).
Таблица 5 - Сравнительная характеристика показателя самооценки чувства патриотизма (баллы) у юных спортсменов (девочек и мальчиков) 13-16 лет, Броварского (БВУФК) и Республиканского (РВУФК) высших училищ физической культуры, преимущественно развивающих скоростно-силовые качества (группа А)
Показатель БВУФК РВУФК
Мальчики (п = 69) [1] Девочки (п = 32) [2] Мальчики (п = 156) [3] Девочки (п = 76) [4]
СЧП (баллы) 1,4 ± 0,03 (23,2 %) 0,8 ± 0,05 (52,1 %) 1,2 ± 0,03 (78,8 %) 1,0 ± 0,04 (86,8 %)
^ P [1-2] 10,29; < 0,001 - - -
^ P [3-4] - - 4,00; < 0,001 -
^ P [1-3] 4,72; < 0,001 - - -
^ P [2-4] - 3,12; < 0,01 - -
Примечание. В скобках приведен процент респондентов, которые хотят жить, учиться и заниматься спортом в другой стране
P.S. По неофициальным данным более 30 % молодежи Украины готовы жить, учиться и работать за рубежом. Среди тех, кто желает выехать за границу, есть и наши олимпийцы. Так, за годы независимости из Украины выехало 130 высокотренированных спортсменов - членов Олимпийской сборной Украины по разным видам спорта. Возможно девочкам - будущим матерям - «подсказывает» природный инстинкт, что воспитывать будущих детей целесообразно в другой стране. Тогда возникает другой вопрос, на который мы не можем дать исчерпывающего ответа, а именно: «Почему (если считать, что существует инстинкт) в большей степени он касается спортсменок видов спорта скоростно-силового характера и в меньшей степени - видов спорта на выносливость?». Может быть на этот вопрос дадут ответ психологи или социологи.
Таким образом, на основании анализа многолетних исследований по изучению влияния занятий спортом на организм юных спортсменов как биосоциальную (с позиций холистического подхода) систему можно заключить, что направленность тренировочного процесса приводит к неравномерному развитию функций организма как на физическом (изменения уровня физической работоспособности, сердечнососудистой и дыхательной систем [10, с. 19]), так и на духовном уровнях (формирование чувства патриотизма, как черты личности и одной из важнейших компонент общественного сознания и нравственного воспитания подрастающего поколения).
Ссылки:
1. Івашковський В.В. Теоретико-методичні засади виховання старшокласників як суб'єктів громадського суспільства: моногр. Київ, 2010. 514 с.
2. Мойсеюк Н. Педагогіка: навч. посіб.; вид. п'яте, доп. і перероб. Київ, 2007. 656 с.
3. Волков Л., Голуб В., Коханець П. Молодший шкільний вік: виховна спрямованість занять фізичною культурою і спортом: навчальний посібник. Київ, 2008. 120 с.
4. Визитей Н.Н. Социология спорта. Киев, 2005. 247 с.
5. Харитонашвили К. Роль спорта в развитии духовных качеств у учащейся молодежи // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. наук. пр. за ред. С.С. Єрмакова. Харків; Донецьк, 2005. № 10. С. 123-126.
6. Шутов А.П. Физическая культура как средство воспитания моральных качеств личности // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: 3б. наук. пр. за ред. С.С. Єрмакова. Харків; Донецьк, 2005. № 10. С. 68-70.
7. Теорія і методика фізичного виховання. Т. 1. Загальні основи теорії і методики фізичного виховання: навчальний посібник / за ред. Т.Ю. Круцевич. Київ, 2008. 391 с.
8. Жукотинський К.К. Моральні переконання як складова формування фізичної культури учнів // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: науковий журнал. Харків, 2009. № 11. С. 36-39.
9. Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. М., 1980. 295 с.
10. Хорошуха М.Ф. Особенности изменений физической работоспособности и ее кардиореспираторного обеспечения у юных спортсменов под влиянием тренировочных нагрузок различной направленности: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1989. 24 с.