Научная статья на тему 'Особенности влияния индикаторов структурных сдвигов на деятельность предприятия'

Особенности влияния индикаторов структурных сдвигов на деятельность предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА РЫНКА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННО-ВАЦИИ / MARKET STRUCTURE / DIVERSIFI CATION / PRODUCT SPECIALIZATION / ENTERPRISE / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурмистрова Ирина Константиновна, Кублин Игорь Михайлович

Рассматриваются индикаторы, связанные с изменениями товарных рынков, а также учитываются исследования, направленные на анализ качественной структуры рынка при диверсификации и специализации производства. Анализируются параметры, которые влияют на конкурентоспособность предприятия в условиях однородности и дифференциации продуктов. Выявляются дополнительные условия повышения эффективности управления в контексте усиления конкурентоспособности продукции и конкурентных позиций предприятия на рынке. Исследуется тесная взаимосвязь между структурой рынка и инновациями, усиливающими конкурентные преимущества инновационных предприятий и меняющими тем самым структуру рынка. Выявляется статистически значимая корреляционная связь структуры рынка и интенсивности включения инноваций в производственный процесс, уровнем концентрации посредников на сегментах рынка. Анализируются значимость непатентных стратегических преимуществ применения инноваций, индикаторы структурных сдвигов, позволяющих оценить неравенство в размерах предприятий-изготовителей и структуру применяемой технологии по критерию специфичности, не связанному с неоднородностью отрасли. При этом предлагается рассчитывать пределы рынка на основе корреляционного анализа тесноты связи между ценами или показателя перекрестной эластичности спроса, анализа динамики изменения издержек производства при модификации продукции. Доказывается возможность рассмотрения индексов концентрации производства и монопольной власти предприятий-изготовителей как меру специализации производства и специфичности используемых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF STRUCTURAL SHIFT INDICATORS ON BUSINESS ACTIVITY

The paper considers indicators related to the changes in commodity markets and takes into account previous stud-ies aimed at analyzing market structure in view of diversifi cation and specialization of production. The authors analyze the parameters that affect business competitiveness in terms of homogeneity and differentiation of products; identify additional conditions for improving management effi ciency in the context of strengthening the competitiveness of prod-ucts and the competitive position of the company on the market; examine close correlation between market structure and innovations that reinforce competitive advantages of innovative enterprises and thereby change the structure of the market. The study reveals a statistically signifi cant correlation between market structure and introduction of innova-tions in the production process as well as the number of middlemen. The authors analyze importance of non-patent strategic advantages of using innovations and indicators of structural changes that help to assess inequality in the size of manufacturers and structure of the technology by specifi cation criterion unrelated to the heterogeneity of the sector. It is suggested that market limits should be assessed on the basis of correlation analysis of the closeness of the link between price and indicator of cross-elasticity of demand and on the basis of the analysis of the dynamics of changes in production costs caused by product modifi cation. It is shown that indicators of production concentration and mo-nopoly of manufacturing enterprises can be considered as a measure of specialization of production and specifi city of the technologies used.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния индикаторов структурных сдвигов на деятельность предприятия»

[email protected] Ирина Константиновна Бурмистрова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Игорь Михайлович Кублин,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНДИКАТОРОВ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматриваются индикаторы, связанные с изменениями товарных рынков, а также учитываются исследования, направленные на анализ качественной структуры рынка при диверсификации и специализации производства. Анализируются параметры, которые влияют на конкурентоспособность предприятия в условиях однородности и дифференциации продуктов. Выявляются дополнительные условия повышения эффективности управления в контексте усиления конкурентоспособности продукции и конкурентных позиций предприятия на рынке. Исследуется тесная взаимосвязь между структурой рынка и инновациями, усиливающими конкурентные преимущества инновационных предприятий и меняющими тем самым структуру рынка. Выявляется статистически значимая корреляционная связь структуры рынка и интенсивности включения инноваций в производственный процесс, уровнем концентрации посредников на сегментах рынка. Анализируются значимость непатентных стратегических преимуществ применения инноваций, индикаторы структурных сдвигов, позволяющих оценить неравенство в размерах предприятий-изготовителей и структуру применяемой технологии по критерию специфичности, не связанному с неоднородностью отрасли. При этом предлагается рассчитывать пределы рынка на основе корреляционного анализа тесноты связи между ценами или показателя перекрестной эластич-

[email protected]

УДК 330.1

ности спроса, анализа динамики изменения издержек производства при модификации продукции. Доказывается возможность рассмотрения индексов концентрации производства и монопольной власти предприятий-изготовителей как меру специализации производства и специфичности используемых технологий.

Ключевые слова: структура рынка, диверсификация, специализация производства, предприятия, инновации.

1.К. Вигт1э^оуа, 1.М. КиЬНп

IMPACT OF STRUCTURAL SHIFT INDICATORS ON BUSINESS ACTIVITY

The paper considers indicators related to the changes in commodity markets and takes into account previous studies aimed at analyzing market structure in view of diversification and specialization of production. The authors analyze the parameters that affect business competitiveness in terms of homogeneity and differentiation of products; identify additional conditions for improving management efficiency in the context of strengthening the competitiveness of products and the competitive position of the company on the market; examine close correlation between market structure and innovations that reinforce competitive advantages of innovative enterprises and thereby change the structure of the market. The study reveals a statistically significant correlation between market structure and introduction of innovations in the production process as well as the number of middlemen. The authors analyze importance of non-patent strategic advantages of using innovations and indicators of structural changes that help to assess inequality in the size of manufacturers and structure of the technology by specification criterion unrelated to the heterogeneity of the sector. It is suggested that market limits should be assessed on the basis of correlation analysis of the closeness of the link between price and indicator of cross-elasticity of demand and on the basis of the analysis of the dynamics of changes in production costs caused by product modification. It is shown that indicators of production concentration and monopoly of manufacturing enterprises can be considered as a measure of specialization of production and specificity of the technologies used.

Keywords: market structure, diversification, product specialization, enterprise, innovation.

В условиях рыночной экономики в полной мере осознается целесообразность учета внешних факторов при структурных преобразованиях на товарных рынках. К тому же возникает необходимость комплексного развития различных сегментов рынка и всех секторов отечественной экономики, что приводит к применению рыночных технологий и внедрению инноваций. Это, в свою очередь, затрагивает кооперационные отношения, а также степень концентрации однородного производства, размеры и тенденции вертикальной интеграции и т.п.

Вместе с тем существенное воздействие на результаты хозяйственной деятельности предприятий оказывает структура самого рынка и его сегментов. При рассмотрении однородной группы продуктов необходимо проводить сравнение по базовым параметрам, а также учитывать взаимозаменяемость их использования для потребителей [4].

В настоящее время достаточно большое число хозяйствующих субъектов различных форм собственности работает в условиях сокращенной коммерческой информации [7], не совсем разборчивого анализа факторов внешней среды, касающихся изменения конъюнктуры рынка, появления на рынке инновационных или новых товаров и т.п. [5].

При этом основными параметрами, вокруг которых разворачивается конкурентное соперничество, являются ценовые факторы с учетом динамики колебания цен на рынке. К тому же сами изменения зависят от множества факторов, важнейшими из которых являются показатель формирования цены, а также показа-

тели, отражающие производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Значение изменений становится особенно актуальным при определении цены и в случае выбора предприятием инновационного направления развития, связанного с выпуском продукции, так как это предполагает трансформацию, определяемую структурой предложения и спроса на рыночном пространстве. Одним из подходов в решении проблемы является использование индекса Лернера. Превышение значения индекса Лернера над гипотетической ценой может как определяться в результате конкуренции на рынке, так и быть связано с монопольными тенденциями в отрасли, где функционирует предприятие, а также с показателями динамической и статистической неоднородности выпускаемой продукции. Отметим, что дифференциация продукции, с одной стороны, оказывает влияние на установление цен на рынке, а с другой -дает возможность предприятиям-производителям контролировать динамику изменения цен. В свою очередь, темпы динамики изменения цен или их избыточная дифференциация приводят к снижению потенциала эффекта на масштаб производства и сбыта продукции, а также к увеличению расходов на продвижение продукции по различным по длине каналам сбыта [8]. У потребителей разные предпочтения, что предполагает расширение ассортиментной линейки предлагаемой продукции для удовлетворения потребностей. На наш взгляд, расширение ассортимента предлагаемой рынку продукции должно продолжаться до тех пор, пока издержки, связанные с выводом

новой или модернизированной продукции, станут перевешивать выгоды от более полного удовлетворения потребителей. В этой связи дифференциация имиджа проводимых рекламных кампаний, возможно, будет дополнительным критерием или барьером для входа новых предприятий на рынок и, как следствие, может привести к изменениям для предприятия значения индекса Лернера в сторону увеличения. Отметим, что индекс Лернера отражает способность предприятия увеличивать цену предлагаемой рынку продукции по сравнению с ее конкурентным уровнем:

^ = (Р - МС) / Р,

где Р - цена продукции на рынке; МС - предельные издержки предприятия-производителя.

Таким образом, высокий уровень концентрации предполагает, что крупные предприятия или компании с внушительными рыночными долями могут самостоятельно устанавливать цены на продукцию, объем ее предложения на рынке, норму получаемой прибыли и активно влиять на функционирование отрасли в целом.

При этом применяемый индекс Лернера дает возможность измерить результат функционирования рынка, отразить изменения отклонения цены от предельных затрат, вызванных неэффективным использованием материальных и финансовых ресурсов в условиях монополии. Индекс Лернера может принимать значение от 0 до 1 и увеличиваться с нарастанием монопольных тенденций в отрасли.

Гибкая реакция на такой показатель, как цена конечной продукции, при изменении конкурентоспособности не является исчерпывающей, так как существует потенциальная возможность оптимизации конкурентных преимуществ по смежным факторам, таким, например, как качество выпускаемой продукции. Выявление дополнительных условий повышения эффективности управления конкурентоспособностью дает возможность менеджменту большинства предприятий-производителей усилить конкурентные преимущества продукции и конкурентные позиции на рынке. В этой связи в качестве неиспользуемых возможностей повышения конкурентоспособности предприятий может рассматриваться активизация инновационной деятельности.

В целях усиления позиций и достижением конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов на всем рыночном пространстве целесообразно выявить дополнительные возможности повышения эффективности процесса управления конкурентоспособностью [6]. В то же время в качестве резервов возможно использование инновационной деятельности. В экономической деятельности различают следующие типы инноваций: продуктовые и процессные. Как правило, продуктовые инновации охватывают процесс внедрения в производство новейших материалов, новых полуфабрикатов, комплектующих, изготовление улучшенных или принципиально новых групп товаров с новыми функциями [3]. В этой связи внедрение линейки новых товаров следует определять как базовую продуктовую инновацию, если их функциональные характеристики существенно отличаются от ранее выпускавшихся товаров.

Процессные инновации представляют собой освоение новой технологии в производстве, более высокий уровень автоматизации процессов изготовления товаров, новейших методов организации производства (применительно к новым технологиям) [2].

Существует тесная взаимозависимость между структурой рынка и инновациями. Применение инноваций усиливает конкурентные преимущества предприятий, которые используют инновации и выходят в лидеры, снижая уровень конкурентоспособности отстающих, тем самым изменяется структура рынка.

Интенсивность включения инноваций в производственный процесс прямо пропорциональна структуре рынка. К тому же крупные хозяйствующие субъекты, обладающие внушительной долей рынка, являются двигателями введения инновационных технологий в производственный процесс, так как их производство лучше подходит для внедрения прогрессивных методик и применяемых процессных инноваций.

Независимо от того, что является результатом конструктивной инновационной деятельности: использование новых инновационных методов производства или разработка линейки новых качественных потребительских изделий, - непатентные в перспективе стратегические преимущества применения при производстве инноваций, как правило, являются более значимыми, в частности, из-за подлинной возможности конкурирующих структур разрабатывать близкую по назначению продукцию запатентованному изобретению.

Применение в производственном процессе новых, улучшенных технологий приводит к увеличению производительности труда. При этом отмечается позитивная статистически существенная корреляционная связь между увеличением производительности труда и уровнем концентрации посредников на всех сегментах рынка, что объясняется влиянием применяемых инноваций на структуру самого рынка. Это можно отнести к ряду отраслей обрабатывающей промышленности. Крупные промышленные структуры обладают значительными преимуществами в поддержке каких-либо инновационных проектов. Небольшие по размерам промышленные предприятия в большей степени готовы к риску принятия решений в сфере внедрения инноваций. При этом решения, связанные с поддержкой инновационного проекта, принимаются меньшим числом сотрудников.

Важным фактором, влияющим на структуру рынка, на решения по изменению цен предприятий-производителей, является диверсификация производства по продуктовым цепям. А.О. Вереникин и Д.И. Волошин считают, что с помощью показателя количественной дисперсии рыночных долей предприятий-производителей следует оценивать характерность или специфичность применяемой технологии и, как следствие, неоднородность рынка и всей отрасли [1]:

X - « )

а

п

где 5 - средняя доля предприятия-производителя на рыночном пространстве (5 = 1/п); п - число предприятий-производителей, действующих на рыночном пространстве.

2

1=1

Чем больше отличаются доли предприятий-производителей на рыночном пространстве, тем выше значение показателя количественной дисперсии. В том случае, когда предприятия-производители на рынке контролируют равную долю, показатель дисперсии равен нулю.

Отметим, что показатель дисперсии не дает характеристику относительного размера предприятия-производителя. Применение данного показателя дает возможность оценить неравенство в размерах предприятий-производителей и структуру применяемой технологии по критерию специфичности, который не связан с неоднородностью отрасли. Представляется, что пределы рынка можно рассчитать с помощью применения корреляционного анализа, а также тесноты связи между ценами или показателями перекрестной эластичности спроса. В том случае, когда изменение ассортиментного перечня не вызывает резкого изменения рыночной цены, проводится анализ динамики изменения издержек производства при модификации продукции.

Взаимосвязь между дисперсией рыночных долей (а) и индексом Хиршмана - Херфиндаля (НН1) можно представить уравнением:

НН1 = а2 х п + 1 / п, или а2 =

НН1 -1/п

п

Как видим, индекс Хиршмана - Херфиндаля характеризует не только уровень концентрации посредников, продвигающих продукцию на рынок, но и уровень специфичности промышленного производства. Таким образом, располагая информацией о НН1, можно рассчитать дисперсию рыночных долей предприятий-производителей. В таблице приведены показатели концентрации отраслей промышленности России в 2014 г.

Показатели концентрации отраслей промышленности России, 2014 г.

НН1 а2 1Ь ( индекс Линда)

Нефтедобывающая промышленность 1363 113,5 1,05

Машиностроение (электротранспорт) 2591 298,7 1,93

Книжная полиграфия 725 38,16 1,76

максимизировать прибыль, условие первого порядка можно записать следующим образом:

дП

_г_

= Р

сд

г

1+

\

X Ч - МС 1 = 0.

где П. = Р(О) х ч ,- С.(ч) - прибыль /-го предприятия д - ч. - отраслевой объем производства за ис-

ключением производства /-го предприятия;

дд_

ги-

потетические изменения /-го предприятия, т.е. оценка /-м предприятием ответной реакции всех конкурентов на изменения объемов выпуска продукции;

дС.

МС . = --- предельные издержки /-го предприятия.

дЧг

В данном случае получим следующее выражение для расчета индекса Лернера:

Ь =

Р - МСг Р

дР д ч , --х — х—\

сд Р д

(

1+

р

(

1 +

X Ч = Р

Е

1 +

где Е - ценовая эластичность спроса; - доля рынка /-го предприятия.

Следовательно, возможность для /-го предприятия устанавливать цену выше предельных издержек, выраженная индексом Лернера, обратно пропорциональна эластичности спроса по цене в отрасли и прямо пропорциональна доле рынка и, следовательно, уровню концентрации в отрасли, выраженному индексом Хиршмана - Херфиндаля:

НН1 = £ ,г2 =2

Для анализа рыночных структур можно использовать индекс Линда (1Ь), рассчитываемый как индекс концентрации, только для нескольких крупнейших предприятий, но учитывающий размеры доминирующих на рынке хозяйствующих структур:

1Ь = (я1/я2) х 100.

На наш взгляд, комплексное применение различных индикаторов концентрации производства позволяет более полно представить ситуацию на разных товарных рынках, а также оценить тенденции изменения рыночной конъюнктуры.

В случае с п предприятиями, изготавливающими недифференцированный продукт и стремящимися

Ь. хЕ х я.

гс+до/дЧ).

Таким образом, индексы Лернера и Хиршмана -Херфиндаля следует рассматривать не только при анализе уровня концентрации производителей в отрасли и их возможности оказывать влияние на цену, но и как меру специализации производства, специфичности используемых технологий.

На сегодняшний день особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело и комплексно применять инструменты воздействия на сформировавшуюся рыночную ситуацию. Совокупность таких сведений и инструментов составляет базу для анализа эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Многовариантные исследования структуры рынка, а также мониторинг технологической структуры экономики позволяет проанализировать проблемы отрасли, выявить причины неудовлетворительной работы предприятий и сформулировать стратегию развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

1. Вереникин А. О., Волошин Д.И. Теория многоуровневой экономики в контексте современной экономической мысли //

Проблемы прогнозирования. 2004. № 1.

2. Воронков А.Н. Инновационная логистика в торговле // Поволжский торгово-экономический журнал. 2013. № 4 (32).

3. Гримашевич О.Н. Методологические подходы к определению риска промышленного предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 1 (35). С. 57-59.

4. Кублин И.М., Бурмистрова И.К. Актуализация проблемы моделирования управления инновационным развитием на современном этапе функционирования экономики // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 1 (05). С. 10-15.

5. Кублин И.М., Бурмистрова И.К. Приоритеты формирования маркетинга партнерских отношений в России в совре-

менных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 41-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кублин И.М. Проблемы диверсификации при внедрении инноваций на машиностроительном предприятии // Наука и общество. Серия «Экономика и управление». 2013. № 3 (12). С. 64-68.

7. Кублин И.М., Санинский С.А., Линников П.И. Особенности дистрибуции на рынке нефтепродуктов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2 (56). С. 39-43.

8. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997.

ovodyanenko'flgmail.com

УДК 330.1

Олег Игоревич Водяненко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

Цель статьи - рассмотреть, какое влияние оказывает глобализация на социальную экономику. Отмечается, что значительное влияние на решение социально-экономических проблем национальных государств оказывают процессы международной экономической интеграции. Автор определяет место государства в экономике и социальной жизни общества, формы и механизмы эффективного решения задач, стоящие перед ним в современных условиях. Формирование социального государства в условиях глобализации зависит от качества работы национальных государственных органов управления. Совокупность кризисных проявлений, условий и факторов, угрожающих национальной безопасности России, обусловливает острую необходимость повышения эффективности экономической политики российского государства. Отдельные предложения и выводы могут быть использованы для разработки социальных программ, путей повышения эффективности производственного процесса.

Ключевые слова: социальная экономика, глобализация, интеграция, национальная безопасность, инвестиции.

O.I. Vodyanenko

IMPACT OF GLOBALIZATION ON SOCIAL ECONOMY

The paper aims to consider the impact of globalization on social economy. It is noted that various processes of international economic integration make significant impact on the solution of social and economic problems in nation-states. The author defines the role of the state in economy and social life, describes forms and mechanisms for effective solution of problems that modern society faces. It is argued that successful establishment of a social state in the context of globalization depends on the quality of national government agencies. The pressure of the economic crisis, conditions and factors that threaten national security of Russia mean that it is urgently necessary to raise the effectiveness of economic policy of the Russian state. Suggestions and conclusions made by the author can be used to develop social programs and find ways to improve the efficiency of the production process.

Keywords: social economy, globalization, integration, national security, investments.

Переход экономически развитых стран к стадии экономики, основанной на знаниях, революция в информационно-технологическом базисе общества и экономики активизировали процессы глобализации [5; 11; 12].

По мнению О.В. Касимова, «глобализация - пространственная характеристика интернационализации хозяйственной жизни на современном этапе, когда

мировой рынок приобретает глобальный характер и охватывает все мирохозяйственные связи и все мировое экономическое пространство, в связи с чем возрастает внимание к экзогенным факторам экономического развития» [2].

Происходящие качественные изменения в мировом хозяйстве характеризуются усилением взаимовлияния и взаимозависимости различных сфер деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.