Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ COVID-19 НА ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ COVID-19 НА ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко А.В., Поддубная М.Н.

Последние десятилетия присутствует тенденция к цифровизации всех областей жизни, в том числе и экономической сферы. Всё больше стран становятся ориентированы на развитие цифровой экономики и цифровизацию внешнеэкономической деятельности. В период пандемии COVID-19 компании вынуждены в ускоренном темпе приспосабливаться к новым условиям, внедряя современные технологии в свои бизнес-процессы. В данном исследовании рассматривается влияние процессов цифровизации на международный менеджмент в условиях эпидемиологической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE INFLUENCE OF COVID-19 ON THE DIGITALIZATION PROCESSES IN INTERNATIONAL MANAGEMENT

In recent decades, there has been a tendency towards digitalization of all areas of life, including the economic sphere. More and more countries are becoming focused on the development of the digital economy and digitalization of foreign economic activity. During the COVID-19 pandemic, companies are forced to adapt rapidly to new conditions introducing modern technologies into their business processes. This study examines the impact of digitalization processes on international management in the context of an epidemiological situation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ COVID-19 НА ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ COVID-19 НА ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

А.В. Ткаченко, студент М.Н. Поддубная, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-283-81-86

Аннотация. Последние десятилетия присутствует тенденция к цифровизации всех областей жизни, в том числе и экономической сферы. Всё больше стран становятся ориентированы на развитие цифровой экономики и цифровизацию внешнеэкономической деятельности. В период пандемии COVID-19 компании вынуждены в ускоренном темпе приспосабливаться к новым условиям, внедряя современные технологии в свои бизнес-процессы. В данном исследовании рассматривается влияние процессов цифровизации на международный менеджмент в условиях эпидемиологической обстановки.

Ключевые слова: международный менеджмент, цифровая экономика, цифровизация, внешнеэкономическая деятельность, эпидемиологическая обстановка.

В настоящее время мы наблюдаем процесс глобального перезапуска экономики, связанного с цифровизацией. Катализатором цифровых преобразований практически во всех сферах деятельности, в том числе и в менеджменте, стала пандемия COVID-19. Эпидемиологическая обстановка ускорила и так назревавшие экономические трансформации, которые для некоторых организаций стали катастрофическими.

Введение локдаунов и других мер предосторожности вызвало волну изменений во внешней и внутренней среде бизнеса: к первой относится то, как фирмы взаимодействуют с клиентами, производителями и другими стейкхолдерами, а ко второй - управление работниками и отношениями между работодателем и служащими. С одной стороны, пандемия COVID-19 способствовала внедрению новейших цифровых технологий, что открыло возможности изменения образа жизни, схем работы и бизнес-стратегий, с другой стороны, спровоцировала банкротство многих компаний по всему миру.

Пандемия не только оказала разрушающее воздействие на эффективность бизнеса, но и показала, насколько большой разрыв в цифровизации процессов имеют развитые страны и страны с развивающейся экономикой. Как одно из последствий

локдаунов появилась тенденция к ускоренной цифровизации бизнес-моделей и перенос коммерческой деятельности в режим онлайн.

В последние годы одним из приоритетных направлений развития в большинстве стран является становление цифровой экономики.

Под цифровой экономикой понимают деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг [1]. Использование новых моделей деятельности в бизнесе и социальной сфере помогает существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, продаж и доставки товаров и услуг.

В широком смысле цифровизация -это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества и развития экономики. Под циф-ровизацией также понимают системный подход к использованию цифровых ресурсов для повышения производительности труда, конкурентоспособности и экономического развития в целом. Благодаря использованию цифровых компьютерных технологий происходит переструктурирование бизнеса таким образом, чтобы в нем все решения принимались на основе получаемой информации, а однообразные дей-

ствия по большей части совершались без участия человека [2, 3].

В условиях глобального внедрения цифровых стандартов обработки и передачи информации цифровизация влияет как на внешнюю среду организаций в плане условий взаимодействия с государством, поставщиками и покупателями, так и на внутренние процессы, происходящие в компаниях, в частности, в области управления. Компании, работа которых строится на устаревших принципах, так или иначе были вынуждены проходить в период пандемии через ускоренную вынужденную цифровизацию, приспосабливаться к новым условиям либо уходить с рынка, уступая место новым предприятиям и более успешным компаниям, следующим современным тенденциям [3].

В тоже время показатели финансовой эффективности зависят не только от того, как используются цифровые технологии и другие новые методы управления. Зрелость менеджмента компании определяется грамотным внедрением цифровизации, когда сначала повышается качество кадрового потенциала, а затем вводятся элементы цифровых технологий управления.

Сегодня цифровая трансформация бизнес-процессов становится ключевым фактором выживания компаний. При этом особое значение имеет грамотное управление ресурсами фирм.

Понятие международного менеджмента обычно рассматривают в трех направлениях. Первой формой международного (зарубежного) менеджмента является менеджмент с характерными для определенных государств или культур особенностями: американский, западноевропейский, азиатский и другие стили менеджмента. Второй формой международного менеджмента считается осуществление внешнеэкономической деятельности фирмы, начиная экспортно-импортными операциями и заканчивая мультинациональной стратегией компании. Высшей (третьей) формой считают создание и управление транснациональными компаниями, действующими на глобальном рынке и осуществляющими глобальную стратегию, единую во всех странах [4].

Рассмотрим, как процессы цифровиза-ции, вызванные пандемией, повлияли на указанные аспекты, формы, международного менеджмента.

В первую очередь скорость и эффективность внедрения инноваций зависит от деловой культуры. Исследователь национальных деловых культур Г. Хофстеде отмечал, что культура - это коллективное программирование сознания, которое отличает членов одной группы или типа людей от других. Поэтому культурный контекст очень важен для процесса внедрения цифровых технологий. За «цифровую готовность» компании отвечает организационная культура, организационное поведение и обучение от операционных процессов и технологий. Таким образом, проблемы, возникающие при цифровизации, скорее связаны с человеком, его сознанием, эмоциональным и духовным интеллектом, определением своего места в новой цифровой среде. По исследованию Г. Хофстеде, в России предельно высокая дистанция власти - 93 (в США - 40) и высокое значение индекса стремления избежать неопределенности - 95 (в США - 23). Данные показатели говорят о том, что в России в культурном плане относительно неблагоприятная обстановка для внедрения цифровых новшеств и быстрой смены стратегического курса развития страны [2,

5].

Последние десятилетия многие страны ориентированы на развитие цифровой экономики и переходу к цифровому информационному обществу. Это подтверждается принятыми государственными стратегиями и программами развития цифровой экономики. Например, такие стратегии были приняты в Дании в 2000 г., в Сингапуре в 2005 г., в Великобритании, Гонконге, Новой Зеландии Австралии в 2008 г., в странах Евросоюза в 2009 г., в Канаде в 2010 г., в Малайзии 2012 г., в Южной Корее в 2013 г., в Индии и Казахстане в 2015 г., в России в 2017 г. [6]. Соответственно, на данный момент странами с высокой долей цифровизации экономики являются США, Сингапур, Великобритания, Гонконг, Эстония и др.

В данном аспекте важны вопросы, связанные с проблемами культуры (неготовность, сопротивление изменениям, недостаток лидерства, этика цифровой трансформации). Необходимо понимать, что цифровая экономика не может развиваться в пространстве, лишенном ценностей человеческой жизни, в обществе без культуры народов [7].

Цифровизация внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Развитие цифровых технологий воздействует на все сферы экономики, в том числе и на внешнеэкономическую деятельность. Пандемия СОУГО-19 перевернула повседневную жизнь, особенно процессы управления логистических цепочек и международном бизнесе.

В целом, в России цифровизация процессов ВЭД началась более десяти лет назад с появления платежных систем. Сейчас она приобретает особую актуальность в условиях пандемии и переходе на дистанционные формы работы. В России одним из недавних шагов в этом направлении стал переход таможни на систему ЕЛС (единого лицевого счета) в 2019 году.

Многие компании из-за локдаунов заморозили ВЭД, но впоследствии так и не вернулись на международный рынок. Согласно докладу секретариата ВТО о ситуации в мировой торговле, со второй половины 2020 г. торговля начала восстанавливаться быстрее, чем ожидалось [8].

Ранее рынок международной торговли для клиентов всех сегментов торговли был сложен из-за долгих и тяжелых процессов. Внедрение же цифровой системы делает процессы трансграничной торговли понятными любому участнику рынка. Среди участников ВЭД на данный момент присутствуют как представители малого и среднего бизнеса, так и представители крупного бизнеса. По данным МСБ от «Таможенной карты», за последние три года количество участников ВЭД выросло до 90 тыс., где только 80-85% относятся к сегменту малого и среднего бизнеса [9].

Любые информационные сервисы так или иначе будут координировать с государственными органами, осуществляю-

щими взаимодействие с участниками ВЭД, например, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Росал-когольрегулирование и т.д.

Федеральная таможенная служба достаточно продвинулась в процессах циф-ровизации, упростив различные процедуры таможенного оформления. По сегодняшним данным около 99% деклараций подаются в электронном виде, используются такие сервисы финансовых институтов, как банковские гарантии и поручительства. Все это гарантирует, что деятельность участников ВЭД будет более прозрачной для таможенной службы. Таким образом, вопрос применения цифровых новшеств в сфере ВЭД является важным вопросом как для таможенной службы, так и для участников ВЭД [9].

Ситуация с эпидемиологической обстановкой, с одной стороны, негативно отразилась на процессах внешнеэкономической деятельности, но с другой, выявила и недостатки в работе ВЭД, что подталкивает к корректировке бизнес-процессов и совершенствованию схем импорта и экспорта продукции при помощи цифровых технологий [10].

Влияние COVID-19 на ТНК. Если раньше на глобальном рынке присутствовали только транснациональные корпорации, образовавшиеся из крупных отечественных компаний, то теперь в связи с изменением глобальной бизнес-среды, техническим прогрессом, улучшением скорости и качества международных коммуникаций и т.д. - стало возможным вести бизнес по всему миру с ограниченными ресурсами, что привело к появлению быстро интернационализирующихся фирм, так называемых Born Global, «рожденных глобальными». Это коммерческие организации, которые с начала работы стремятся стать конкурентоспособными при помощи использования ресурсов и продажи продукции во многих странах [11].

Также по темпам роста продаж, рыночной капитализации, размерам слияний и поглощений и другим параметрам впереди оказались компании, действующие в области информационно-

коммуникационных технологий, опережая

прежних лидеров (автомобильные фирмы). К ним относятся цифровые (информационные) ТНК, оперирующие в сфере цифровых технологий. Это компании товарного сектора экономики, а также компании сферы услуг, большая часть доходов которых связана с Интернетом и цифровыми технологиями (Apple, IBM, Facebook, Twitter, General Electric, Hewlett Packard Enterprise, Amazon.com, eBay, Microsoft и пр.) [12].

Развитие информационно-

коммуникационных технологий привело к стремительному преобразованию всей структуры и характера мировой экономики, рынков товаров, услуг и рабочей силы, бизнес-моделей многих компаний, порядку функционирования финансовых рынков.

Пандемия привела к значительным переменам в глобальной бизнес-среде. На международные организации, в том числе компании, рожденные глобальными, повлияли изменения в глобальной цепочке поставок, разрушение институтов и сетей, цифровизация бизнеса, развитие устойчивости и ориентация на инновационное предпринимательство и т.д. Но несмотря на проблемы, вызванные пандемией, ТНК продолжили успешно функционировать. Этому способствовала высокая устойчивость и финансовые возможности ТНК по сравнению с национальными компаниями, что, в частности, позволило им выйти на новые рынки и развить производство, т.е. усилить свое влияние в текущее нестабильное время [13].

В 2020 г. транснациональные корпорации получили прибыль в размере $406,7 млрд благодаря пандемии COVID-19, сообщает германский журнал Der Spiegel. Ученые насчитали более 1700 корпораций в сферах промышленности (41%), информационных технологий (21%) и финансов (16%), чья прибыль превысила их собственные прогнозы. В июле 2021 г. странами Большой двадцатки был рассмотрен проект всемирной налоговой реформы, предполагающей введение минимальной ставки корпоративного налога в 15%, чтоб уравновесить силы в конкурентной борьбе

национальных и транснациональных компаний, помешав уходу ТНК в налоговые гавани. Россия поддержала план реформы вместе со 136 другими странами, он должен вступить в силу в 2023 г. [14].

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что пандемия всесторонне повлияла на процессы цифрови-зации и цифровой трансформации международного менеджмента. Со стороны культурной составляющей, проблемой цифровизации стала необходимость формирования цифрового управленческого мышления, приспособления организационной культуры к новым реалиям и выстраивания взаимоотношений с учетом новых ценностей и технологий.

На данный момент внешнеэкономическую деятельность можно объективно считать одной из передовых в цифровизации, что связано со спецификой деятельности, требующей скорости принятия важных решений для обеспечения качественного и своевременного выпуска продукции. Однако в текущее нестабильное время приоритетными задачами участников ВЭД, а также государственных органов, взаимодействующих с ними, должны стать совершенствование процедур импорта-экспорта продукции, корректировка бизнес-процессов с учетов развития цифровых технологий.

Одним из последствий пандемии COVID-19 стало изменение крупных ТНК на рынке, а также увеличение масштаба их влияния на национальные рынки. Последние десятилетия отмечены созданием информационных ТНК, которые в период распространения коронавируса оказали огромное влияние на общество, а цифро-визация социума привела к доминированию таких компаний на рынках. Роль цифровых ТНК в мировой экономике непрерывно возрастает и будет возрастать даже после нормализации эпидемиологической ситуации. Таким образом, в сегодняшней нестабильной обстановке, подорвавшей состояние всех сфер экономики, наблюдается усиление влияния ТНК, особенно тех, которые активно наращивают свой цифровой и информационный потенциал.

Библиографический список

1. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 912 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 82 с.

2. Зябриков В.В. Цифровизация менеджмента: перспективы и скрытые угрозы для культурного развития нации // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачевские научные чтения, 17-19 мая 2018 г. - СПб.: СПбГУП, 2018. - 628 с.

3. Караваева Е.Д. Управление организацией в условиях цифровизации: учебное пособие. - СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. - 68 с.

4. Международный менеджмент: учебник для бакалавров / Е.П. Темнышова [и др.]; под редакцией Е.П. Темнышовой. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 456 с.

5. Кузин Д.В. Проблемы менеджмента в эпоху цифровизации / В сборнике: XX Международная конференция. История управленческой мысли и бизнеса. Менеджмент и роли менеджеров: вчера, сегодня, завтра: Материалы конференции 28-30 июня 2019 г. / Под науч. ред. В.И. Маршева. - М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019. - С. 143-155.

6. Грачев С.А. Анализ влияния цифровизации экономики на занятость в региональном научно-исследовательском секторе // Креативная экономика. - 2021. - № 3. - С. 675-694.

7. Кузнецова Т.Ф. Цифровизация как культурная ценность и цифровые технологии // Горизонты гуманитарного знания. - 2019. - №5.

8. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 20.12.2021).

9. Платежная система «Таможенная карта». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customscard.ru/media/news/tsifrovizatsiya-vselyaet-v-biznes-uverennost-i-nadezhdu-na-komfortnye-usloviya-raboty (дата обращения: 21.12.2021).

10. Официальный сайт Российской Таможенной Академии. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rta.customs.ru/nrta/index.php?option=com_content&view=article&id=4626 (дата обращения: 21.12.2021).

11. Павента Е., Кириллов Ю.Г. Факторы, способствующие интернационализации и выходу на внешние рынки для предпринимателей в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Т. 11. - № 7. - С. 1795-1808.

12. Конина Н.Ю. Проблемы менеджмента крупнейших мировых фирм в условиях цифровой трансформации // Neftegaz.RU. - 2018. - №7. - С. 18-25.

13. Цзэн Я. Влияние COVID-19 на транснациональные корпорации // Управленческий учет. - 2021. - № 9-1. - С. 269-276.

14. Информационно-политический журнал Германии Der Spiegel. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.spiegel.de/wirtschaft/corona-pandemie-konzerne-streichen-milliardengewinne-ein-a-1f8d4e23-e3b5-419d-9b89-e8813982be1c (дата обращения: 21.12.2021).

PECULIARITIES OF THE INFLUENCE OF COVID-19 ON THE DIGITALIZATION PROCESSES IN INTERNATIONAL MANAGEMENT

A.V. Tkachenko, Student

M.N. Poddubnaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. In recent decades, there has been a tendency towards digitalization of all areas of life, including the economic sphere. More and more countries are becoming focused on the development of the digital economy and digitalization of foreign economic activity. During the COVID-19 pandemic, companies are forced to adapt rapidly to new conditions introducing modern technologies into their business processes. This study examines the impact of digitalization processes on international management in the context of an epidemiological situation.

Keywords: international management, digital economy, digitalization, foreign economic activity, epidemiological situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.