Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА / АУТЕНТИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галиева Марина Геннадьевна

Предпосылкой для исследования выступает обширная пролонгированная работа по анализу особенностей реализации принципов гуманной педагогики в работе с родителями и детьми разных возрастных категорий в отечественной образовательной практике. В структуре этой работы отдельно было проведено исследование феномена аутентичности как условия развития самосознания на разных этапах подросткового возраста. Эмпирический этап исследования проводился на базе НОЧУ СОШ «Гармония» и ОЦ «Горностай». В данной статье приведены основные результаты теоретического анализа и эмпирического исследования. Цель исследования - определение аутентичности как условия развития самосознания на разных этапах подросткового возраста. В теоретическом анализе рассматривается соотношение понятий аутентичность и самосознание в отечественной и зарубежной литературе. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: Шкала аутентичности (А. Вуд), Методика «Дембо - Рубинштейн», Метод диагностики межличностных отношений» (Л. Н. Собчик), «Методика исследования самоотношения» (С. Р. Пантелеев) и «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Как в отечественной, так и в зарубежной литературе понятие аутентичности представляется в основном со стороны описательной терминологии, при этом отмечается дефицит практического содержания понятия. Также отчетливо прослеживается взаимосвязь между аутентичностью и самосознанием. Зарубежные авторы констатируют, что и самосознание, и аутентичность проходят активные фазы изменений в период подросткового возраста. В процессе эмпирического исследования удалось установить, что выраженность самоотчуждения оказывает отрицательное значимое влияние на сформированность уровня самооценки. А также что сформированность аутентичности оказывает отрицательное значимое влияние на выраженность негативного компонента самоотношения и положительное влияние на формирование уровня саморегуляции личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INFLUENCE OF AUTHENTICITY ON THE DEVELOPMENT OF SELF-AWARENESS IN ADOLESCENTS OF DIFFERENT AGES

The prerequisite for the study is the extensive prolonged work on the analysis of the peculiarities of the implementation of the principles of humane pedagogy when working with parents and children of different age groups in the domestic educational practice. In the structure of this work, a separate study of the phenomenon of authenticity was carried out as a condition for the development of self-awareness at different stages of adolescence. The empirical stage of the research was carried out on the basis of the non-state educational private institution GES “Harmonya” and the educational center “Gornostay”. This article presents the main results of theoretical analysis and empirical research. The study aims to define authenticity as a condition for the development of self-awareness at different stages of adolescence. The theoretical analysis examines the correlation between of the concepts of authenticity and self-awareness in domestic and foreign literature. In the empirical study, the following methods were used: Authenticity Scale (A. Wood), Dembo -Rubinstein Methodology, Interpersonal Relations Diagnostic Method (L. N. Sobchik), “Self-Attitude Research Methodology” (S. R. Panteleev) and “The style of self-regulation of behavior” (V. I. Morosanova). Both as in domestic and in foreign literature, the concept of authenticity is presented mainly from the side of descriptive terminology, while there is a lack of practical content of the concept. The interrelation between authenticity and self-awareness is also clearly visible. Foreign authors state that self-awareness and authenticity both go through active phases of changes during adolescence. It was possible to establish that the severity of self-alienation has a negative significant effect on forming the level of self-esteem in the process of the empirical research. And also, the formation of authenticity has a negative significant impact on the severity of the negative component of self-attitude and a positive impact on the formation of the level of self-regulation of the individual.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.922 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-69-79

ББК 88.52:88.8

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА1

FEATURES OF THE INFLUENCE OF AUTHENTICITY ON THE DEVELOPMENT OF SELF-AWARENESS IN ADOLESCENTS OF DIFFERENT AGES

Галиева Марина Геннадьевна

Эксперт Лаборатории гуманной педагогики, Московский городской педагогический университет

E-mail: lorika_net@mail.ru

Galieva Marina G.

Expert at the Laboratory of humane pedagogy, Moscow City University E-mail: Lorika_net@maiL.ru

Аннотация. Предпосылкой для исследования выступает обширная пролонгированная работа по анализу особенностей реализации принципов гуманной педагогики в работе с родителями и детьми разных возрастных категорий в отечественной образовательной практике. В структуре этой работы отдельно было проведено исследование феномена аутентичности как условия развития самосознания на разных этапах подросткового возраста. Эмпирический этап исследования проводился на базе НОЧУ СОШ «Гармония» и ОЦ «Горностай». В данной статье приведены основные результаты теоретического анализа и эмпирического исследования. Цель исследования - определение аутентичности как условия развития самосознания на

Abstract. The prerequisite for the study is the extensive prolonged work on the analysis of the peculiarities of the implementation of the principles of humane pedagogy when working with parents and children of different age groups in the domestic educational practice. In the structure of this work, a separate study of the phenomenon of authenticity was carried out as a condition for the development of seLf-awareness at different stages of adolescence. The empirical stage of the research was carried out on the basis of the non-state educational private institution GES "Harmonya" and the educational center "Gornostay". This article presents the main results of theoretical analysis

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-06-14029.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Галиева М. Г., 2021

разных этапах подросткового возраста. В теоретическом анализе рассматривается соотношение понятий аутентичность и самосознание в отечественной и зарубежной литературе. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: Шкала аутентичности (А. Вуд), Методика «Дембо - Рубинштейн», Метод диагностики межличностных отношений» (Л. Н. Собчик), «Методика исследования самоотношения» (С. Р. Пантелеев) и «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Как в отечественной, так и в зарубежной литературе понятие аутентичности представляется в основном со стороны описательной терминологии, при этом отмечается дефицит практического содержания понятия. Также отчетливо прослеживается взаимосвязь между аутентичностью и самосознанием. Зарубежные авторы констатируют, что и самосознание, и аутентичность проходят активные фазы изменений в период подросткового возраста. В процессе эмпирического исследования удалось установить, что выраженность самоотчуждения оказывает отрицательное значимое влияние на сформированность уровня самооценки. А также что сформированность аутентичности оказывает отрицательное значимое влияние на выраженность негативного компонента самоотношения и положительное влияние на формирование уровня саморегуляции личности.

Ключевые слова: гуманная педагогика, аутентичность, самосознание.

Для цитирования: Галиева М. Г. Особенности влияния аутентичности на развитие самосознания у подростков разного возраста // Проблемы современного образования. 2021. № 5 С. 69-79. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-69-79.

and empirical research. The study aims to define authenticity as a condition for the development of self-awareness at different stages of adolescence. The theoretical analysis examines the correlation between of the concepts of authenticity and self-awareness in domestic and foreign literature. In the empirical study, the following methods were used: Authenticity Scale (A. Wood), Dembo -Rubinstein Methodology, Interpersonal Relations Diagnostic Method (L. N. Sobchik), "Self-Attitude Research Methodology" (S. R. Panteleev) and "The style of self-regulation of behavior" (V. I. Morosanova). Both as in domestic and in foreign literature, the concept of authenticity is presented mainly from the side of descriptive terminology, while there is a lack of practical content of the concept. The interrelation between authenticity and self-awareness is also clearly visible. Foreign authors state that self-awareness and authenticity both go through active phases of changes during adolescence. It was possible to establish that the severity of self-alienation has a negative significant effect on forming the level of self-esteem in the process of the empirical research. And also, the formation of authenticity has a negative significant impact on the severity of the negative component of self-attitude and a positive impact on the formation of the level of self-regulation of the individual.

Keywords: humane pedagogy, authenticity, self-awareness.

Cite as: Galieva M. G. Features of the influence of authenticity on the development of self-awareness in adolescents of different ages. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 5, pp. 69-79. DOI: 10.31862/22188711-2021-5-69-79.

Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования научного руководителя проекта Иванова Т. Ю.

Достоянием классической педагогики являются идеи гуманистического подхода, в основу которых входит педагогическое, психологическое, философское и духовное наследие. Принципы гуманной педагогики подразумевают принятие личности каждого ребенка, его свободу и творческую направленность души. Современное образование ориентируется на обращение к личности своих учеников, на воспитание у них активности, инициативности, творческого свободного мышления и самостоятельности.

И именно в рамках гуманистического подхода понятие «аутентичность» (греч. au0£VTiKoc; 'подлинный') было введено в психологическую науку К. Роджерсом. Оно подразумевает под собой подлинность, принятие и эмпатию, является обязательной составляющей продуктивного коммуникативного взаимодействия людей, а в некоторых источниках и вовсе отождествляется с понятием «полноценно функционирующая личность» [1].

Э. Эриксон отмечает, что аутентичность - это системное качество индивида, которое характеризуется через осознание себя путем интеграции индивидуального опыта. Автор также отмечает, что кристаллизация аутентичности происходит во все возрастном периоде детства, а результатом завершения этого процесса является вера и уверенность в собственном «Я». Однако, при формировании чрезмерной самоуверенности в подростковом возрасте отмечается разрыв процесса саморазвития [2].

В западной психологии активно использовал понятие аутентичность Дж. Бьюджен-таль. Он понимал под этим понятие процесс, в течение которого человек проживает собственную жизнь [3].

В работе A.M. Wood, A. Linley и соавторов выделяются три основных составляющих аутентичности, которые представлены на рис. 1 [4].

Аутентичность

Самоотчуждение

V

Подверженность внешним влияниям

Аутентичная жизнь

Рис. 1. Эмпирически подтвержденные составляющие аутентичности личности

Отечественная литература в различных источниках отражает феномен аутентичности с описательной стороны терминологии, при этом наблюдается дефицит практического содержания данного понятия. У психологического сообщества нет единого представления о рассматриваемом феномене, этот факт подтверждает некоторые

расхождения в понимании определения и структуры аутентичности. Психологи разных направлений соотносят понятие аутентичности со схожими личностными образованиями, например, такими как «самость», «идентичность», «самоопределение» [5].

По мнению Д. А. Леонтьева, аутентичность - это понятие экзистенциальной психологии, которое «сопротивляется систематизации». [6]. Аутентичность выступает в качестве сложного многоуровневого образования в структуре сознания, которое может выражаться в форме уверенности в том, что человек поступает, действует и живет на основании системы собственных внутренних убеждений, в соответствии с собственными принципами, на основании выработанных ценностей и верований [7].

Определяя же самосознание, отметим, что чаще всего оно рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Самосознание - это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Р. Мэй отмечает, что самосознание - это способность видеть себя как бы со стороны, она является отличительной чертой человека и отражением высочайших качеств личности. Это еще раз указывает на способность человека разделять собственное «Я» и мир вокруг. Такая способность к самоосознанию позволяет человеку увидеть себя так, как другие его видят, и испытывать эмпатию к другим. При этом сознание выступает в качестве способности на каком-то более глубоком уровне испытывать инсайт, быть нравственно чувствительным и способным осознавать, когда традиция и непосредственный опыт будут не чем-то противоположным друг другу, но взаимосвязанными между собой [8].

В данном случае в качестве ядра самосознания может выступать именно аутентичность. То есть самосознание в данном случае направлено на совершенствование собственных способностей для того, чтобы чаще проявлять собственное «Я». Следовательно, по мнению данного автора, самосознание и аутентичность выступают в качестве двух аспектов одного и того же процесса, где аутентичность представлена основанием для развития самосознания.

Разработкой данной проблемы в XX в. активно занимались такие авторы, как Э. Шпрангер, С. Холл, Дж. Марсиа, Ф. Дольто, Э. Эриксон, Р. Мэй, Д. Шеффер и другие.

Отдельно следует отметить пересечения исследований понятий самосознание, аутентичность и идентичность. Так как до середины XX в. термин аутентичность фактически не использовался в контексте исследований самосознания личности и заменялся терминами «самость», «Я», «идентификация», «идентичность».

Для формирования самосознания подростка необходимо, чтобы были сформированы аутентичные убеждения [9].

Отдельно следует отметить понятие «аутентичная самооценка» (С. Джозеф), которая включает в свою структуру различные достоинства и компетентности, уравновешивающие друг друга наиболее желательными и подходящими способами. Аутентичная самооценка имеет тесную связь с большим количеством характеристик, среди которых выделяют высокий уровень развития способностей проживать стрессовые ситуации с достаточной степенью сопротивляемости, наличие чувства жизненности, широкий спектр положительных эмоций и другие подобные формы проявления благополучия.

С. Джозеф полагает, что аутентичная самооценка помогает побороть страхи, исследовать новые возможности, справляться с новыми трудностями [10].

Характеристика самосознания в подростковом возрасте представлена в трудах ряда отечественных (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Кон, Т. В. Драгунова, И. И. Чеснокова, Д. И. Фельдштейн, А. М. Прихожан, В. С. Мухина) и зарубежных (Ж. Руссо, С. Холл, Э. Шпрангер, У. Джемс, К Роджерс, Э. Эриксон, Д. Марсиа, X. Ремшмидт, Ф. Райе, М. Кле) ученых [11].

В подростковом возрасте происходит кризис аутентичности. И он может обостриться в тех случаях, когда подростку тяжело найти поддержку среди близких людей. Для благополучного проживания кризиса аутентичности подросткового возраста, во-первых, отмечают важность самого факта принятия наступления кризиса. Во-вторых, важными являются и последствия, которые возникают в результате проживания кризиса аутентичности. Пик кризиса аутентичности проходит в период окончания подросткового возраста (старший подростковый возраст) [12].

По мнению М. В. Рагулиной, наоборот, обретение аутентичности по сути своей является одномоментным актом выбора в условиях трудных и сложных жизненных ситуаций, в которых подросток чувствует собственную неопределенность и разнонаправ-ленность векторов в осуществлении дальнейшего пути [13].

Самосознание представлено Л. С. Выготским не только как феномен личности и сознания, но и как процесс развития личности, который берет свое начало в биологических и социальных аспектах предшествующей жизненной истории ребенка. Рассматривая самосознание, он предполагает, что речь идет не об «открытии» чего-то ранее существовавшего, но неизвестного ребенку, а о формировании интегративного самосознания - квинтэссенции переходного возраста [14].

В результате анализа исследований отечественных авторов, которые посвящены соотношению понятий аутентичности и самосознания подростков, было отмечено, что многими авторами дается определенный намек на наличие взаимосвязи между аутентичностью и самосознанием подростков. Однако не многие исследователи указывают прямо на данный факт, объясняя данное взаимодействие через влияние других факторов. На наш взгляд, переживание аутентичности является одним из условий развития самосознания в подростковом возрасте.

Т. П. Авдулова, исследовавшая аспекты идентичности, самосознания и Я-концеп-ции, утверждает, что данные понятия нельзя представить в виде некоторых взаимов-ключенных характеристик, скорее их можно рассматривать как варианты онтологических срезов структуры «Я» личности, определяющих представления о себе, отношения с окружением и мировоззрение субъекта, а также особенности оценки отношений значимых других к личности [15].

Таким образом, после анализа исследований авторов по вопросу соотношения понятий аутентичности и самосознания следует отметить, что многие из них обнаруживают наличие связи между рассматриваемыми феноменами. Так и самосознание и аутентичность проходят фазы активных изменений в периоды подросткового возраста. Для формирования самосознания подростка необходимо, чтобы были сформированы

аутентичные убеждения. А для формирования аутентичности первую основу закладывает отражение мнений социума, но на дальнейших этапах развития подросток приходит к уверенности в том, что внутреннее чувство индивидуальности и целостности, имеющее значения для самого себя, формирует значение и для окружающих, а не наоборот.

Эмпирическое исследование влияния аутентичности на формировании самосознания подростков было проведено на базе НОУ СОШ «Гармония» и ОЦ «Горностай» (Новосибирск). Выборка респондентов, возраст, распределение по подгруппам представлены в табл. 1.

Таблица 1

Выборка респондентов

Распределение по подгруппам N Возраст Средний возраст Школа

Подгруппа 1 - старший подростковый возраст 96 14-16 15,18 96 респондентов - ОЦ «Горностай»

Подгруппа 2 - младший подростковый возраст 139 10-12 11,15 54 респондента - НОУ СОШ «Гармония» 85 респондентов - ОЦ «Горностай»

Все респонденты прошли следующий пакет методик:

1. Шкала аутентичности (А. Вуд) - направлена на оценку сформированности составляющих аутентичности: аутентичность, принятие внешних влияний, самоотчуждение.

2. Методика «Дембо - Рубинштейн».

3. «Метод диагностики межличностных отношений» (Л. Н. Собчик).

4. «Методика исследования самоотношения» (С. Р. Пантилеев).

5. «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова).

Первая методика была выбрана нами для оценки сформированности компонентов аутентичности, остальные методики - для оценки компонентов самосознания.

Цель исследования: определение аутентичности как условия развития самосознания на разных этапах подросткового возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что компоненты аутентичности являются предикторами развития самосознания у подростков разных возрастных категорий.

Полученные результаты рассчитаны с помощью методов обработки данных статистического пакета SPSS 26.0 version for Windows. На первом этапе мы использовали метод корреляционного анализа по коэффициенту Пирсона с целью определения наличия связей между показателями аутентичности и показателями самосознания. После определения наличия связей был проведен следующий этап - метод регрессионного анализа с помощью линейной регрессии (пошаговый метод). Второй этап был проведен для определения влияния показателей аутентичности на формирование показателей самосознания.

Сводки моделей были построены для первой и второй подгруппы исследуемых респондентов.

В качестве предикторов рассматривалась группа компонентов аутентичности по «Шкале аутентичности» (А. Вуд) - сформированность аутентичности, принятие внешних влияний и самоотчуждение.

В качестве зависимой переменной поочередно рассматривались уровень самооценки, негативный компонент самоотношения, общий уровень саморегуляции поведения.

Представления для различных моделей среди первой и второй подгруппы исследуемых респондентов рассмотрим в таблицах 2-7.

Таблица 2

Представление результатов для модели Самоотчуждение (предиктор) -Самооценка (зависимая переменная) среди подгруппы 1

Уровень самооценки R-квадрат Дарбин - Уотсон

Выраженность самоотчуждения в = -0,426 р = 0,000 0,173 1,618

Анализируя табл. 2, отметим, что выраженность самоотчуждения оказывает отрицательное значимое влияние на сформированность уровня самооценки у старших подростков. При этом 17,3% изменчивости зависимой переменной объясняется влиянием на нее выраженности самоотчуждения.

Таблица 3

Представление результатов для моделей Самоотчуждение и принятие внешних влияний (предиктор(ы)) - Самооценка (зависимая переменная) среди подгруппы 2

Уровень самооценки R-квадрат Дарбин - Уотсон

Выраженность самоотчуждения в = -0,523 р = 0,000 0,273 1,896

Выраженность самоотчуждения Принятие внешних влияний в = -0,613; р = 0,000 в = 0,270; р = 0,006 0,338 2,078

Анализируя табл. 3, отметим, что выраженность самоотчуждения оказывает отрицательное значимое влияние на сформированность уровня самооценки у детей младшего подросткового возраста. При этом 27,3% изменчивости зависимой переменной объясняется влиянием на нее выраженности самоотчуждения.

Также выраженность самоотчуждения, оказывает отрицательное значимое влияние на сформированность уровня самооценки, а принятие внешних влияний - положительное значимое влияние на сформированность уровня самооценки у детей младшего подросткового возраста. При этом 33,8% изменчивости зависимой переменной объясняется влиянием на нее выраженности самоотчуждения и выраженностью принятия внешних влияний.

Таблица 4

Представление результатов для модели Самоотчуждение (предиктор) - негативный компонент самоотношения (зависимая переменная) среди подгруппы 1

Сформированность негативного компонента самоотношения R-квадрат Дарбин - Уотсон

Выраженность самоотчуждения в = 0,413 р = 0,000 0,171 1,929

Анализируя табл. 4, отметим, что выраженность самоотчуждения оказывает положительное значимое влияние на выраженность негативного компонента самоотношения у старших подростков. При этом 17,1% изменчивости зависимой переменной объясняется влиянием на нее выраженности самоотчуждения.

Таблица 5

Представление результатов для модели Аутентичность, принятие внешних влияний(предиктор(ы) - негативный компонент самоотношения (зависимая переменная)

среди подгруппы 2

Сформированность негативного компонента самоотношения R-квадрат Дарбин - Уотсон

Сформированность аутентичности в = -0,305; р = 0,000 0,093 1,528

Сформированность аутентичности Выраженность принятия внешних влияний в = -0,205; р = 0,032 в = -0,199; р = 0,038 0,123 1,505

Анализируя табл. 5, отметим, что сформированность аутентичности, оказывает отрицательное значимое влияние на выраженность негативного компонента самоотношения у младших подростков. При этом 9,3% изменчивости зависимой переменной объясняется влиянием на нее сформированности аутентичности.

А также сформированность аутентичности, оказывает отрицательное значимое влияние на выраженность негативного компонента самоотношения, и принятие внешних влияний оказывает отрицательное значимое влияние на выраженность негативного компонента самоотношения. При этом 12,3% изменчивости зависимой переменной объясняется влиянием на нее сформированности аутентичности и выраженностью принятия внешних влияний.

Таблица 6

Представление результатов для модели Аутентичная жизнь (предиктор) - общий уровень саморегуляции (зависимая переменная) среди подгруппы 1

Сформированность общего уровня саморегуляции R-квадрат Дарбин - Уотсон

Сформированность аутентичности в = 0,343 р = 0,001 0,118 1,811

Анализируя табл. 6, отметим, что сформированность аутентичности, оказывает положительное значимое влияние на сформированность общего уровня саморегуляции у старших подростков. При этом 11,8% изменчивости зависимой переменной объясняется влиянием на нее сформированности аутентичности.

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представление результатов для модели Аутентичная жизнь (предиктор) - общий уровень саморегуляции (зависимая переменная) среди подгруппы 2

Сформированность общего уровня саморегуляции R-квадрат Дарбин-Уотсон

Сформированность аутентичности в = 0,292 р = 0,001 0,085 1,626

Анализируя табл. 7, отметим, что сформированность аутентичности, оказывает положительное значимое влияние на сформированность общего уровня саморегуляции у младших подростков. При этом 8,5% изменчивости зависимой переменной объясняется влиянием на нее сформированности аутентичности.

Таким образом, нам удалось установить, что:

• Выраженность самоотчуждения оказывает отрицательное значимое влияние на сформированность уровня самооценки у старших подростков и в большей степени у младших подростков (в 27,3% изменчивость зависимой переменной).

• Принятие внешних влияний оказывает положительное значимое влияние на сформированность уровня самооценки у детей младшего подросткового возраста.

• Выраженность самоотчуждения оказывает положительное значимое влияние на выраженность негативного компонента самоотношения у старших подростков.

• Сформированность аутентичности оказывает отрицательное значимое влияние на выраженность негативного компонента самоотношения у младших подростков. Также сформированность аутентичности оказывает отрицательное значимое влияние на выраженность негативного компонента самоотношения, принятие внешних влияний оказывает отрицательное значимое влияние на выраженность негативного компонента самоотношения у младших подростков.

• Сформированность аутентичности оказывает положительное значимое влияние на сформированность общего уровня саморегуляции у старших и у младших подростков.

Полученные новые данные являются эмпирическим подтверждением связи уровня сформированности аутентичности и самосознания у подростков разных возрастов. Доказанный вклад аутентичности в формирование самосознания подростков актуален для развития личности подростков и в дальнейшем может стать основой для специалистов системы образования, работающих в гуманистическом подходе с данной возрастной категорией учащихся.

Список литературы

1. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000. 17 с.

2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.

3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001. 156 с.

4. Wood A. М., Linley A., Maltby J. and etc. The Authentic Personality: A Theoretical and Empirical Conceptualization and the Development of the Authenticity Scale // Journ. of Counseling Psychology. 2008. Vol. 55, No. 3. P. 385-399.

5. Кон И. С. В поисках себя: Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

6. Леонтьев Д. А. О предмете экзистенциальной психологии // Материалы I Всероссийской конференции по экзистенциальной психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И. Сосланда. М.: Смысл, 2001. С. 3-6.

7. Суднева О. Ю. Аутентичная экзистенция: исследование практик аутентификации // Вестн. Томского гос. ун-та. 2009. № 328 (ноябрь). С. 169-172.

8. Ролло Мэй. Человек в поисках себя / пер. с англ. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2015.

9. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. 132 с.

10. Джозеф С. Аутентичность «Как быть собой?» / пер. с англ. А. Самарина. М.: Альпина Паблишер, 2017. 149 с.

11. Ондар Л. М. Самосознание в подростковом возрасте // Вестн. Тувинского гос. ун-та. Социальные и гуманитарные науки. 2012. № 1. C. 69-73.

12. Вагин Ю. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персонологии и психопатологии. Пермь, 2002.

13. Рагулина М. В. Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 28 с.

14. Выготский Л. С. Педология подростка. М.-Л.: Учпедгиз, 1931. 504 с.

15. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2012. 240 с.

References

1. Karvasarskiy B. D. Psikhoterapevticheskaya entsiklopediya. St. Petersburg: Piter, 2000. 17 p.

2. Erikson E. Identichnost: yunost i krizis. Moscow: Flinta: MPSI: Progress, 2006. 352 p. (In Russian)

3. Bugental J. Iskusstvo psikhoterapevta. St. Petersburg, 2001. 156 p.

4. Wood A. M., Linley A., Maltby J. and etc. The Authentic Personality: A Theoretical and Empirical Conceptualization and the Development of the Authenticity Scale. Journ. of Counseling Psychology. 2008, Vol. 55, No. 3, pp. 385-399.

5. Kon I. S. Vpoiskakh sebya: Lichnost i samosoznanie. Moscow: Politizdat, 1984. 335 p.

6. Leontiev D. A. O predmete ekzistentsialnoy psikhologii. In: Leontiev D. A., Mazur E. S., Sosland A. I. (eds.) Materialy I Vserossiyskoy konferentsii po ekzistentsialnoy psikhologii. Moscow: Smysl, 2001. Pp. 3-6.

7. Sudneva O. Yu. Autentichnaya ekzistentsiya: issledovanie praktik autentifikatsii. Vestn. Tomskogo gos. un-ta. 2009, No. 328 (Nov.), pp. 169-172.

8. Rollo May. Chelovek v poiskakh sebya. Moscow: In-t obshchegumanitarnykh issledovaniy, 2015. (In Russian)

9. Flake-Hobson K., Robinson B. E., Skin P. Mir vkhodyashchemu. Razvitie rebenka i ego otnosheniy s okruzhayushchimi. Moscow, 1992. 132 p. (In Russian)

10. Joseph S. Autentichnost "Kak byt soboy?". Transl. from English by A. Samarin. Moscow: Alpina Pablisher, 2017. 149 p. (In Russian)

11. Ondar L. M. Samosoznanie v podrostkovom vozraste. Vestn. Tuvinskogogos. un-ta. Sotsialnye igumanitarnye nauki. 2012, No. 1, pp. 69-73.

12. Vagin Yu. Kreativnye i primitivnye. Osnovy ontogeneticheskoy personologii i psikhopatologii. Perm, 2002.

13. Ragulina M. V. Autentichnost kak psikhologicheskiy resurs samoorganizatsii lichnosti. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2001. 28 p.

14. Vygotskiy L. S. Pedologiya podrostka. Moscow-Leningrad: Uchpedgiz, 1931. 504 p.

15. Avdulova T. P. Psikhologiya podrostkovogo vozrasta: ucheb. posobie dlya studentovuchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya. Moscow: Akademiya, 2012. 240 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 5

Статья поступила в редакцию 04.03.2021 The article was received on 04.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.