Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 6 (72). 2020. №1. C. 168-183.
УДК 291.11
ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ АКТИВНОСТИ КАТОЛИЧЕСКИХ ПРИХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЮГА РОССИИ
Черничкин Д. А.
Астраханский государственный университет, г Астрахань, Российская Федерация E-mail: chernichkin 9S(a mail. ru
В данной статье рассматриваются основные направления виртуальной религиозной деятельности Римско-Католической Церкви на юге России. Католичество как религия-онлайн на сегодняшний день является одним из важных элементов российского виртуального религиозного пространства юга России, в котором на данном этапе сформировано достаточное количество разнообразных виртуальных продуктов религиозного содержания. Основным методом исследования стал контент-анализ наиболее популярных интернет-ресурсов католической направленности, групп в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook», а также онлайн-магазинов приложений, игр, книг, музыки и фильмов, проведенный в период с 12.12.2019 г. по 16.01.2020 г. Выборка была составлена на основе их религиозной ориентации, что позволило провести структуризацию католического виртуального пространства юга России.
Ключевые слова: католичество, религия, юг России, виртуальное пространство, конфессиональные меньшинства.
Введение
В постсоветском религиозном ландшафте юга России можно выделить несколько основных «трендов». Во-первых, это стремительное возрождение религиозных верований и религиозных объединений, не смотря на ст. 14 конституции РФ о России как светском государстве, где «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» [1, с. 8]. Однако, публичная политическая жизнь демонстрирует ориентацию власти на поддержку религиозных объединений1.Согласно подсчетам М.О. Шахова, в 1992 г. было зарегистрировано 4846 религиозных объединений, в 1994 г. - 11 088 (на 128% больше), в 1998 г. - 16 017 (на 44,5 % больше) [2], в 2018 - 30325 (на 625% больше) [3], а по состоянию на январь 2020 года - 31530 официально зарегистрированных религиозных организаций на территории Российской Федерации [4].
:В настоящий момент они институционализированы в организационные структуры Русской Православной Церкви, Русской Православной Старообрядческой Церкви, Центрального духовного управления мусульман России, Совета муфтиев России, Буддийской традиционной сангхи России, Федерации еврейских общин России (ФЕОР), Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России (КЕРООР), Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви, Конференции католических епископов России
Во-вторых, с возрождением религиозных верований и религиозных объединений, в конце XX века, началось также и возрождение некоторых «конфессиональных меньшинств», которые в разные исторические эпохи дополняли конфессиональный ландшафт России, но были практически уничтоженные в период СССР. Согласно определению отечественного исследователя, Н. С. Катько «меньшинство - это группа граждан государства, численно меньшая основной части населения и/или занимающая не доминирующее положение, обладающая устойчивыми этническими, языковыми, религиозными и культурными характеристиками и имеющая желание сохранить свою самобытность» [5]. В данном исследовании мы рассматриваем религиозное меньшинство как группу граждан определенного государства, которая численно меньше основной части населения и/или занимает не доминирующее положение, обладая устойчивыми религиозными характеристиками, а также имеющая желание сохранить (и сохраняет полностью или частично) свою религиозную самобытность.
Одним из таких конфессиональных меньшинств является Римско-Католическая церковь в России, на сегодняшний день составляющая по одним данным 1% [6], а по другим - 0,1% или около 140 тысяч человек [7] от общего числа верующих на территории России. По последним данным Федеральной службы государственной статистики, в нашей стране официально зарегистрировано 226 организации Римско-Католической церкви [8].
К третьему «тренду» можно отнести постепенную репрезентацию большинства религиозных объединений нашей страны в виртуальном пространстве. В последнее время виртуальное пространство оказывает огромное влияния практически на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на религию. По этой причине становятся актуальными исследования религиозной идентичности в двух пространствах: реальном и виртуальном. Но, если исследованиям религиозной идентичности и религиозного ландшафта в реальном пространстве посвящено достаточное количество научных работ, то проблеме формирования виртуальной религиозной идентичности, а также виртуального конфессионального ландшафта России было уделено недостаточно внимания. В предыдущих работах [9; 10; 11] нами была предпринята попытка охарактеризовать специфику российского религиозного виртуального пространства, а также выявить факторы влияния виртуального пространства на религиозную идентичность. Можно сказать, что российское религиозное виртуальное пространство обладает целым рядом особенностей:
• оно ограничено в использовании наличием русскоязычного и церковнославянского контента, что объясняется преобладанием русскоязычных пользователей;
• данное пространство используется преимущественно молодежной аудиторией, что, предположительно, связано как с недостаточным овладением российским старшим поколением (от 50 лет) новыми технологиями, так и возраст наиболее активной российской интернет
аудитории (99% жителей страны от 18 до 24 пользуются интернетом ежедневно)2;
• структура виртуальных религиозных сетей очень схожа с обычными виртуальными социальными сетями по нескольким параметрам: массовость потребления (большое количество подписчиков), коммерциализация виртуального продукта (практически на каждом сайте и в мобильном приложении, существует система пожертвований на развитие проектов), а также серийность (новые приложения, религиозного содержания появляются с определенной периодичностью - каждую неделю, и еще чаще обновляются).
Тем не менее, российские верующие активно используют «продукты» виртуального религиозного пространства для своих нужд. Поэтому, целью данной работы является выявление особенностей виртуальной религиозной активности Римско-Католической церкви на территории юга России. Прежде чем выявить основные направления виртуальной религиозной деятельности католических объединений юга России, необходимо рассмотреть историю появления Католической Церкви в России, оценить ее демографическую представленность на территории исследуемого региона, а также определите включенность в конфессиональную структуру юга России.
История формирования католических приходов на Юге России
Первые упоминания о появлении католиков на территории Юга России и Поволжья (территория современной епархии Св. Климента) можно отнести к XИ-XIV векам. В это время на территории черноморского побережья (города Мапа и Бата), на берегах Дона (г. Тана) и др. уже существовали несколько генуэзских поселений, в которых находились латинские епархии, проповедующие католическую веру [12, с. 37]. После разделения христианства на Восточную и Западную церкви, свобода католического вероисповедания на данной территории сменилась ее полным неприятием, а постройка храмов запрещалась вплоть до конца XVИвека [13, с.120]. Единственный храм на территории Юга России в то время был на территории современного города Астрахань, где в 1385 году был построен францисканский монастырь и находился латинский приход [14, с. 63]. Наибольший приток колонистов, исповедовавших католичество, наблюдался в конце XVШ-сер. XIX вв., что являлось следствием раздела Речи Посполитой, а также приглашения российскими императорами немцев, которые исповедовали католичество [13; 15].
В 1847 г. по распоряжению официальных властей для католиков была сформирована Тираспольская епархия, изначально именовавшаяся Херсонской (до 1852 года). Но, по причине того, что и в Херсоне и в Тирасполе не было ни одного
2По материалам аналитического отчета ВЦИОМ (Жизнь без интернета: рай или апокалипсис?) URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9681
католического храма или духовной семинарии, в 1856 году резиденция епископа разместилась в г. Саратов. Всего в то время епархия насчитывала приблизительно 100 человек [16]. Со временем были созданы отдельные католические приходы, в основном, на территории современной Ростовской области (Таганрог, Новочеркасск, Ростов-на-Дону и др.) [17].
Уже в начале XX века, несмотря на то, что власти всячески пытались помешать расширению влияния католической церкви в России, по всей стране было создано больше 120 немецких и польских приходов во многих губерниях: Саратовской - 15, Херсонской - 36, Екатеринославской - 11, на Дону - 5, Астраханской - 2, Таврической - 22 и т.д. [12]. Согласно историческим источникам, в 1919 году Тираспольская епархия насчитывала 281 церковь, 36 каплиц и молельных домов и больше 350 тысяч прихожан [18]. Но вследствие репрессий и арестов многих священнослужителей, а также изъятия всех храмов и находящихся в них реликвий, епархия перестала практически полностью существовать. Например, если в 1915 г. в трех губерниях — Саратовской, Самарской, Астраханской — было 36 приходов и 44 священнослужителя, то в 1932 г. служило лишь 4 священника, а остальные были арестованы или эмигрировали [19]. Когда в 1939 году последние церкви были закрыты, официально прекратилась и деятельность самой Католической церкви на территории СССР.
Возрождение католичества в стране началось с 90-х годов ХХвека, образовались две Апостольские Администратуры для католиков европейских и азиатских регионов России. Затем, в 2002 году Апостольские Администратуры были преобразованы в Епархии3 . В настоящее время, Римско-Католическая церковь на юге России представлена Епархией Святого Климента (с центром в г. Саратов), в которой служат 45 священников (из 14 стран мира) и 74 сестры (из 21 страны) [20].
Католицизм в структуре конфессионального пространства юга России
Все приходы Римско-Католической Церкви на юге России относятся к одному из 4 деканатов Епархии Святого Климента, которые ведут свою деятельность на территории исследуемого региона: Астраханский (Астраханская область, Волгоградская область, республика Калмыкия), Северо-кавказский (Ставропольский край), Ростовский (Ростовская область) и Краснодарский (Краснодарский край).По нашим подсчетам, на сегодняшний день на территории юга России находится 41 католический приход и нескольких пасторских пунктов, находящихся в стадии оформления необходимых документов для регистрации религиозной организации. 30 приходов принадлежат к Епархии Святого Климента с центром в Саратове, один принадлежит к Ординариату Восточной Европы Армянской католической церкви и 10 - к Украинской греко-католической церкви и Католической Церкви латинского
3 Епархия Святого Климента в Саратове была образована из Римско-католической Апостольской Администратуры для католиков латинского обряда Юга Европейской части России
обряда (Украина). По причине того, что католические приходы на территории Крыма, а также приходы и пасторские пункты Ординариата Восточной Европы не входят в состав Римско-Католической Церкви России, в дальнейшем исследовании они рассматриваются не будут (см. рис. 1).
Рис. 1. Католические приходы юга России
Практически у трети приходов имеются храмовые сооружения. На современном этапе достаточно сложно оценить численность католиков на территории юга России по причине того, что проводимые в стране переписи населения не содержат графы о вероисповедании, а пасторы не ведут учет прихожан. Но согласно последним данным 2017 года приблизительное количество католиков, принадлежащих к приходам Епархии Святого Климента составляло 19 тыс. человек или 0,71% от общего числа человек (45 млн.), проживающих на территории Поволжья и юга России [21].
Методология исследования
Для выявления особенностей виртуальной религиозной активности католических приходов на территории юга России, нами был осуществлен контент-анализ наиболее популярных интернет-ресурсов католической направленности, групп в социальных сетях «ВКонтакте» и «БасеЬоок», а также онлайн-магазинов приложений, игр, книг, музыки и фильмов, проведенный в период с 12.12.2019 г. по 16.01.2020 г. Выборка была составлена на основе их религиозной ориентации, что позволило провести структуризацию католического виртуального пространства юга России. Это было необходимо для того, чтобы определить их включенность в конфессиональную структуру виртуального пространства России, а так же выявить
характерные особенности их виртуальной религиозной активности, отличающие их от других виртуальных конфессиональных объединений и сообществ.
В результате было проанализировано 13 общероссийских католических сайтов, 3 группы в социальной сети «ВКонтакте», 1 группа в социальной сети «Facebook» и 124 мобильных приложения в сервисе GooglePlay.
Виртуальная религиозная активность католических приходов
Можно сказать, что в сравнении с веб-ресурсами других конфессиональных меньшинств, общероссийских сайтов католической тематики довольно мало. Зачастую, католические веб-ресурсы создаются и обслуживаются обычными верующими-энтузиастами без какого-либо благословления или поддержки официального духовенства Конференции католических епископов России 4 . В основном, на данных сайтах размещаются общие исторические справки о развитии самого католичества в России, структурное разделение и информации о расположении различных приходов, храмовых сооружений, гимназий, культурных и духовных центров.
Наиболее крупными и популярными сайтами, созданными при поддержке Конференции католических епископов России являются Российский католический портал (Catholic.Su), портал Католик.ру (Katolik.ru), сайт Конференции католических епископов России (catholic-russia.ru) и информационный сайт Ордена Францисканцев (рускатолик.рф). Российский католический портал - проект, созданный в 2007 году, целью которого являлось в компактном виде предоставить всю необходимую информацию о Католической Церкви в России и в мире, а так же помочь русскоязычным пользователям найти более подробные сведения по различным вопросам, касающиеся католичества, прежде всего, в российском сегменте интернета. В качестве поисковой системы для работы используется поисковый индекс Google. (см. рис. 2)
4 Коллегиальный орган национального церковно-административного управления Римско-Католической Церкви в России. Основана и утверждена 2 марта 1999 года.
Рис. 2. Российский католический портал (Catholic.Su)
Другим разделом портала является справочник, содержащий информацию о структурах Римско-Католической Церкви в России и в мире. Также модераторы сайта предоставляют пользователям информацию о новых изданиях трудов католических авторов или исследований о Католической Церкви, библеистике и т.д. [22].
Сайт Katolik.ru -это христианский католический портал, который предоставляет возможности для общения, объединения, просвещения и молитвы. Портал основан в 2003 году католиками-энтузиастами, и на то время являлся одним из первых крупных католических порталов в России.
На портале ежедневно (за исключением субботы и воскресенья) публикуются христианские, а также политические, экономические, культурные и социальные новости (см. рис. 3).
Рис. 3. христианский католический портал Katolik.ru
Портал является частным некоммерческим проектом и не является официальным сайтом Римско-Католической Церкви. Новостные материалы публикуются в соответствующих разделах на основе географического положения и характера новостей: Мир, Ватикан, Россия, Страны СНГ, Под одним небом. На сегодняшний день сайт является неактивным, а последняя новость была опубликована в сентябре 2015 года [231.
Конференция католических епископов России (ККЕР), или Епископская Конференция России, - постоянный орган, объединяющий католических епископов на территории Российской Федерации и координирующий их деятельность. В 2012 году был создан сайт ККЕР, позволяющий освещать деятельность данного органа в интернете (см. рис. 4).
у Конференция католических епископов России
структура - вкрл . мо и п ил . дшл - история - контакт
Рис. 4. Официальный сайт конференции католических епископов России
Сайт имеет несколько разделов: первый посвящен информации о структуре ККЕР и РКЦ, а также апостольской нунциатуре5; второй - основам католического учения, различным преданиям и учительству; третий - индивидуальным молитвам и песнопениям, в четвертом разделе размещена информация обо всех благотворительных организациях при ККЕР, духовных семинариях, гимназиях, центрах духовного творчества, школах Библии, культурных и пастырских центрах Римско-Католической Церкви в России; в пятом разделе находится информация об основных исторических событиях в истории католичества в России, а также личностях, которые прославлены католической церковью в лике святых или блаженных или кого она только готовится прославить, называя их «слугами Божиими» [24].
Следующим наиболее крупным католическим порталом является информационный проект Ордена Францисканцев (РУСКАТОЛИК.РФ) [25]. Изначально он был задуман как мультиформатная онлайн-платформа, объединяющая информационные и аналитические материалы о жизни и учении Католической Церкви и содержит в себе базы материалов об истории, духовности, учении и традициях Католической Церкви, о христианском искусстве и современных культурных и социальных явлениях сквозь призму христианской веры (см. рис. 5).
5 Дипломатическое представительство Ватикана в Российской Федерации.
Рис. 5. информационный сайт Ордена Францисканцев (рускатолик.рф)
На сайте представлены все возможные форматы материалов: новости, репортажи, интервью, рецензии, фотоотчеты и видеосюжеты, аудиоподкасты,откры тки и многое другое. Также на сайте размещены катехические материалы для взрослых и детей, статьи по литургике и библеистике, материалы для подготовки министрантов. Работа сайта осуществляется по принципу потокового вещания, что позволяет отслеживать авторские публикации различных СМИ на одной платформе. На боковых платформах размещены ссылки на разные проекты РКЦ, также авторские потоковые сервисы, информация о благотворительных организациях и ссылки на интернет-магазины христианской продукции.
Если говорить об активности католиков в социальных сетях, то страницы приходов, храмов и религиозных объединений практически отсутствуют. Имеются лишь несколько групп в социальной сети «ВКонтакте» и «БасеЬоок», которые объединяют пользователей-католиков определенного региона («Католики Ставрополя» (117 участников) [26], «Католики Пятигорска» (168 участников) [27] и «Католики Краснодарского края» (32 участника) [28]). В данных группах 1-2 раза в неделю (в зависимости от группы) размещаются цитаты из Священных писаний вместе с комментариями, новости Ватикана, в частности деятельность Папы Римского, напоминания и пояснения различным католическим праздникам, отсутствует любая коммерческая деятельность. Низкая активность виртуальных социальных групп объясняется тем, что большинство католиков юга России - люди зрелого возраста, а сами приходы насчитывают 20-30 человек, лишь в некоторых случаях 200-300 (как, например, в приходах Ростовской области) [29].
Отличительной особенностью виртуальной активности католичества в сравнении с другими христианскими объединениями заключается в отсутствии какой-либо миссионерской деятельности6.
Это можно объяснить двумя причинами. Первая причина заключается в сложности религиозного перехода. Переход в католическую веру или крещение требует тщательной подготовки (катехизации): изучение большого числа Священных писаний и основ католического учения (Катехизиса), посещение серии лекций и семинаров со священнослужителем и/или монашествующими, а также одобрение от руководства самой епархии. Весь этот процесс может занимать от 6 месяцев до полутора лет или больше, в зависимости от степени подготовки будущего неофита [30; 31]. Вторая причина связана с неоднократными обвинениями в адрес Римско-Католической церкви со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ) в активном миссионерстве в отношении местного населения [32; 33; 34]. В связи с этим, во избежание повторных межконфессиональных споров и конфликтов, настоятели общин очень настороженно относятся к принятию католицизма как христианами иной церковной принадлежности, так и лицами, исповедующими иные религии. Что же касается случаев межконфессиональных браков (например, с православными), то у священнослужителей имеются указания от высшего руководства - не совершать обрядов венчания без одобрения от православных священников, а также при отсутствии гарантии того, что дети, родившиеся в подобных браках, будут крещены по католическому обряду. В противном случае, происходит неодобрение брака, либо отлучение католика от церкви и исключение из прихода [29]. В совокупности, данные причины значительно затрудняют расширение католической паствы, а так же способствуют потере части католиков, вступающие в межконфессиональный брак.
Помимо информационных сайтов и групп в некоторых социальных сетях, для католиков также были созданы интернет-магазины «K-store» [35] и AGNUS» [36]. Ассортимент данных магазинов довольно широк: книги и журналы на религиозную тематику; иконы и кресты, розарии, распятия, кулоны, браслеты, кольца, календари,
6Исследования, посвященные выявлению особенностей виртуальной религиозной активности других христианских конфессий (православие и протестантизм) были отражены в наших предыдущих работах (см. Черничкин Д.А. Виртуализация протестантских религиозных сетей на территории Астраханской области // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2018. №2(55).С. 128-135; Topchiev M., Dryagalov S., Chernichkin D. Religious networks consumerization in Russian virtual space // SGEM 2018. 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Science and Arts. 2018. Vol. 5. Pp. 387-394; Черничкин Д.А., Топчиев М.С., Дрягалов В.С., Холова Л.А. «Электронное сакральное»: особенности формирования религиозности в российском интернет пространтсве (на примере мировых религий) / Инновации и перспективы современной науки. Исторические, социогуманитарные и философские науки: сборник трудов молодых ученых. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский универси-тет», 2018. С. 177181.)
открытки, а также канцелярские принадлежности, выполненные в христианском формате и т.д. (см. рис.
6 и 7)
Рис. 6. Католический интернет магазин AGNUS
Рис. 7. Интернет магазин К-з1оге
Причем ассортимент постоянно пополняется. Оплата производится через различные системы электронных платежей, а доставка осуществляется в более чем 4000 населенных пунктов России, как до пунктов самовывоза, так и курьером до двери.
Для русскоязычных католиков также было разработано несколько приложений для мобильных устройств. Анализ сервисов по продаже и распространению приложений для мобильных устройств GooglePlay и Арр81оге позволил выделить несколько таких мобильных приложений. Поиск осуществлялся по ключевым словам: католичество, католики, христианство, катехизис, Бог, христианский, католический. В результате был составлен список наиболее популярных приложений среди русскоязычных католиков. Популярность определялось на основании количества скачиваний каждого мобильного приложения в отдельности (см. табл. 1).
Таблица 1.Мобильные приложение католической тематики
Вид
Краткое описание
Название: Расписание святых Месс Количество установок: 100 тыс.+ Назначение: приложение позволяет просматривать карту со всеми католическими церквями рядом с вашим текущим местоположением.
Название: История Католической церкви Количество установок: 10 тыс.+ Назначение: в приложении содержится подробная информация об истории формирования и развития Римско-Католической церкви
Название: Католический молитвенник Количество установок: 10 тыс.+ Назначение: приложение содержит в себе самые разнообразные категории молитв на нескольких языках: английский, украинский, русский, польский.
Название: Святой Розарий Количество установок: 1 млн.+ Назначение: приложение "Святой Розарий" автоматически выбирает Тайны дня с красивыми иллюстрациями, сопровождающими молитву.
Название: Католическая литургия Количество установок: 10 тыс.+ Назначение: приложение содержит описание католической литургии.
Заключение
Конфессиональные меньшинства, наряду с наиболее крупными для нашей страны конфессиями (православие, ислам, буддизм), постепенно осваивают религиозный сегмент виртуального пространства, пытаясь идти в ногу со временем, и стараясь привлекать все больше последователей. Католичество как религия-онлайн на сегодняшний день является одним из элементов российского виртуального религиозного пространства юга России, сформировавшим уже определенное разнообразие виртуального религиозного «продукта». Структура виртуальных католических объединений отличается от других виртуальных конфессиональных объединений: низкая вовлеченность пользователей (за счет недостаточной представленности и активности католиков в интернете по причине возрастных особенностей), однообразие контента (все сайты Римско-Католической Церкви в России созданы по одному принципу, все разделы практически одинаковы,
отсутствие интерактивных католических сервисов, в сравнении с другими конфессиональными объединениями в виртуальном пространстве), отсутствие какой-либо миссионерской деятельности как в пространстве социальных сетей, так и на страницах сайтов, отсутствие системы пожертвований (на развитие сайтов, строительства храмов, заказа молитв и пр.).
Постепенное снижение числа католиков на территории юга России, отток части верующих, вступающих в межконфессиональные браки, сложность процесса религиозного перехода, а также малое количество молодежи, исповедующей католичество (преобладающая часть российских католиков - люди зрелого возраста), может привести как к угасанию виртуальной религиозной активности, так и к миноритаризации или аккультурации на фоне «общего снижения уровня религиозности региона» [37].
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. Лит., 2011. - 64 с.
2. Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. 2-е изд., доп. / М.О. Шахов. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. - 528 с.
3. Состав и количество религиозных организаций, сведения о которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных в Российской Федерации некоммерческих организаций на 01.04.2018 года. URL: https://religsvoboda.ru/sites/default/fïles/books/svedeniya_o_religioznyh_organizaciyah_na_01.04.2018.p df (дата обращения 14.12.2019)
4. О деятельности некоммерческих организаций // Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. URL: М1р://ипго.тт|ш1ги/№К^^рх(дата обращения 14.12.2019)
5. Катько Н. Критерии определения меньшинства// Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2001. - №2. - С. 35-38.
6. ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13365 (дата обращения 20.12.2019)
7. Исследовательская служба СРЕДА. URL: http://sreda.org/arena (дата обращения 20.12.2019)
8. Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/11-03.htm(дата обращения 22.12.2019)
9. Романова А.П., Топчиев М.С., Черничкин Д.А., Дрягалов В.С., Рогов А.В. Влияние виртуального пространства на формирование религиозной идентичности студенческой молодежи (на примере Юга России) // Южно-российский журнал социальных наук. - 2019. - №2. - С. 99-120.
10. Черничкин Д.А., Дрягалов В.С., Рогов А.В. Ислам как пример развития традиционной религиозности в пространстве виртуальных сетей / Политика в сетевом обществе: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Адлер, 16-19 мая 2019 г.). Краснодар: Вика-Принт, 2019. - С. 356-361
11. Черничкин Д.А., Топчиев М.С., Дрягалов В.С. Современные старообрядцы: от традиционности к виртуализации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2019. - №4(61). - С. 134-141.
12. Лиценбергер О. А. Римско-католическая церковь в России. История и правовое положение / О. А.Лиценбергер. - Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2001. - 384 с.
13. Козлов-Струтинский С. История Католической Церкви в России / С.Козлов-Струтинский, П.Парфентьев. - Спб.: Белый камень, 2014. - 740 с.
14. Мацкевич В. История Католической Церкви на Астраханской земле / В. Мацкевич. - Астрахань: ИПК Волга, 2012. - 248 с.
15. ГАРО. Ф. 213. Оп. 1. д. 4741, л. 51 об.
16. Задворный В. История Католической Церкви в России. Краткий очерк / В.Задворный, А.Юдин. - М.: Издание колледжа католической теологии имени св. Фомы Аквинского, 1995. URL: http://yakov.works/history/20/tsypin/zavdorn.html (дата обращения 20.01.2020)
17. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 5. д. 2484, л. 99 - 99 об.
18. Штурбабин С. Конкордат 1847 года и открытие Тираспольской епархии // Труды Саратовской духовной семинарии. - 2007. - №1. - С. 155-182.
19. Шадрина А. Католичество на территории Приазовья и Нижнего Дона // Релга. - 2011. - № 6. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-
www.woa/wa/Main?level1=main&level2articles&textid=2877 (дата обращения 14.01.2020)
20. Лиценбергер О. Современная история Епархии Святого Климента в Саратове / Римско-католическая Епархия Святого Климента в Саратове (официальный сайт). URL: http://dscs.ru/istoriya_eparxii/sovremennaya _istoriya(дата обращения 01.02.2020)
21. Cheney D. M. Diocese of San Clemente a Saratov // The Hierarchy of the Catholic Church. URL: http://www.catholic-hierarchy.org/(Accessed: 27January 2020)
22. Российский католический портал. URL: http://www.catholic.su/ (дата обращения 01.02.2020)
23. KATOLIK.ru. Информационный портал. URL: http://www.katolik.ru/ (дата обращения 01.02.2020)
24. Конференция католических епископов России. URL: http://catholic-russia.ru/ (дата обращения 01.02.2020)
25. Информационный проект Ордена Францисканцев РУСКАТОЛИК.РФ. URL: http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/ (дата обращения 02.02.2020)
26. Католики Ставрополя. Социальная сеть «ВКонтакте». URL: https://vk.com/katolikistavropol(дата обращения 12.12.2019)
27. Католики Пятигорска. Социальная сеть «ВКонтакте». URL: https://vk.com/club110255816 (дата обращения 12.12.2019)
28. Католики Краснодарского края. Социальная сеть «ВКонтакте». URL: https://vk.com/club18999132 (дата обращения 12.12.2019)
29. Бедрик А.В., Щукина Е.Л. Социокультурное воспроизводство традиционных конфессиональных меньшинств (на примере католической общины Ростовской области) // Научная мысль Кавказа. -2016. - №2. - С. 37-46.
30. Сушкова О. Длительность катехизации в современной католической и протестантской практике // Свято-Филаретовский православно-христианский институт. URL: https://sfi.ru/science/nauchno-praktichieskiie-konfierientsii/tradiciya-svyatootecheskoj-katehizacii-puti-vozrozhdeniya-201 0/doklady/Dlitelnost-katehizacii-v-sovremennoj -katolicheskoj -i-protestantskoj -praktike.html(дата обращения 14.02.2020)
31. Вопросы священнику РКЦ: Православие. Часть 3 // TrueСhristianity.Info. URL:https://www.truechristianity.info/ask_catholic_priest_about_orthodoxy_03.php(дата обращения 23.02.2020)
32. Миссия перевыполнима. Алексий II критикует католиков за миссионерство. URL: https://www.kommersantru/doc/727782(дата обращения 14.02.2020)
33. Католическийпрозелетизм среди православного населения России // Русская православная церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997-2009. URL: https://mospat.ru/archive/2002/06/nr207011/(дата обращения 14.02.2020)
34. Конфликт Московской патриархии с Ватиканом развивается в духе времени: в воздух поднята авиация // Полит.ру.URL: https://polit.ru/news/2002/09/20/ 574698/(дата обращения 14.02.2020)
35. Интернет магазин K-store. URL: http://store.icatholic.ru/ (дата обращения 09.01.2020)
36. Католический интернет магазин AGNUS. URL: http://agnus-store.ru/ (дата обращения 09.01.2020)
37. Romanova A., Topchiev M., Chernichkin D., Dryagalov V., Bicharova M. Religious Identity Transgression in Students Community of Caspian Region and Southern Russia // The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences. - 2019. - Vol. LXXVI. - Pp. 2684-2693.
Chernichkin D. A. Features of the Virtual Religious Activity of Catholic Parishes in Southern Russia //
Scientific Notes of Crimean Federal V. I. Vernadsky University. Philosophy. Political Science. Culturology. -
2020. - Vol. 6 (72) - №1. - P. 168-183.
This article presents the main directions of the virtual religious activity of the Catholic associations of southern
Russia. Catholicism as an online religion is today one of the elements of the virtual religious space of southern
Russia, which has already formed a certain variety of virtual religious content. The main research methods were
popular Internet resources dedicated to Internet resources and social networks "VKontakte" and "Facebook", as well as online stores of applications, games, books, music and films conducted from December 12, 2019. on January 16, 2020. The choice was made on the basis of their religious orientation, which allowed for the structuring of the Catholic virtual space in southern Russia.
Keywords: Catholicism, religion, the south of Russia, virtual space, religious minorities.
Acknowledgment: The study was funded by the grant by Russian Science Foundation (project 18-78-10064) "Transformation of mechanisms of formation of post-transgress model of religious identity in the modern information space".
References
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Oficial'noe izdanie [The Constitution of Russian Federation. Official publication]. Moscow, YUrid. Lit., 2011, 64 p.
2. Shahov M. O. Pravovye osnovy deyatel'nosti religioznyh ob'edinenij v Rossijskoj Federacii [Legal Basis for the Activities of Religious Associations in the Russian Federation]. Moscow, Izd-vo Sretenskogo monastyrya, 2013, 528 p.
3. Sostav I kolichestvo religioznyh organizacij, svedeniya o kotoryh vneseny v vedomstvennyj reestr zaregistrirovannyh v Rossijskoj Federacii nekommercheskih organizacij na 01.04.2018 goda [The Composition and Number of Religious Organizations, Information about which is Included in the Departmental Register of Non-profit Organizations Registered in Russian Federation as of April 1, 2018]. URL:
https://religsvoboda.ru/sites/default/files/books/svedeniya_o_religioznyh_organizaciyah_na_01.04.2018.p df (Accessed: 14 December 2019)
4. O deyatel'nosti nekommercheskih organizacij [On the Activities of Non-profit Organizations]. Informacionnyj portal Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii [Information Portal of the Ministry of Justice of the Russian Federation]. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (Accessed: 14 December 2019)
5. Kat'ko N. Kriterii opredeleniya men'shinstva [Minority Definition Criteria]. Belorusskij zhurnal mezhdunarodnog oprava I mezhdunarodnyh otnoshenij [Belarusian Journal of International Law and International Relations]. 2001. №2. Pp. 35-38
6. VCIOM. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13365 (Accessed:20December 2019)
7. Issledovatel'skay asluzhba SREDA [Environmental Research Service]. URL: http://sreda.org/arena (Accessed: 20 December 2019)
8. Chislo religioznyh organizacij, zaregistrirovannyh v Rossijskoj Federacii. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [The Number of Religious Organizations Registered in Russian Federation. Federal State Statistics Service]. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/ 11-03.htm (Accessed: 22 December 2019)
9. Romanova A. P., Topchiev M. S., Chernichkin D. A., Dryagalov V. S., Rogov A. V. Vliyanie virtual'nogo prostranstva na formirovanie religioznoj identichnosti studencheskoj molodezhi (na primere Yuga Rossii) [The Influence of Virtual Space on the Formation of Religious Identity of Students (on the Example of the South of Russia)]. YUzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk [South Russian Journal of Social Sciences]. 2019. №2. Pp. 99-120.
10. Chernichkin D. A., Dryagalov V. S., Rogov A.V. Islam kak primer razvitiya tradicionnoj religioznosti v prostranstve virtual'nyh setej [Islam as an Example of the Development of Traditional Religiosity in the Space of Virtual Networks]. Politika v setevom obshchestve: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Politics in a Network Society: Materials of the All-Russian Scientific Conference with International Participation]. Krasnodar, Vika-Print, 2019. Pp. 356-361.
11. CHernichkin D. A., Topchiev M.S., Dryagalov V. S. Sovremennye staroobryadcy: ot tradicionnosti k virtualizacii [Modern Old Believers: From Traditionality to Virtualization]. Kaspijskij region: politika, ekonomika, kul'tura [Caspian region: Politics, Economics, and culture]. 2019. №4 (61). Pp. 134-141.
12. Licenberger O. A. Rimsko-katolicheskaya cerkov' v Rossii. Istoriya I pravovoe polozhenie [The Roman Catholic Church in Russia. History and Legal Status]. Saratov, Povolzhskaya akademiya gosudarstvenno jsluzhby, 2001, 384 p.
^epHUHKUH fl. A.
13. Kozlov-Strutinskij S., Parfent'ev P. Istoriya Katolicheskoj Cerkvi v Rossii [History of the Catholic Church in Russia]. Spb, Belyjkamen', 2014, 740 p.
14. Mackevich V. Istoriya Katolicheskoj Cerkvi na Astrahanskoj zemle [The History of the Catholic Church in the Astrakhan land]. Astrahan, IPK Volga, 2012, 248 p.
15. GARO. F. 213. Op. 1. d. 4741, l. 51 ob.
16. Zadvornyj V., YUdin A. Istoriya KatolicheskojCerkvi v Rossii. Kratkij ocherk [History of the Catholic Church in Russia. Short Essay]. Moscow, Izdanie kolledzha katolicheskoj teologii imeni sv. Fomy Akvinskogo, 1995. URL: http://yakov.works/history/20/tsypin /zavdorn.html (Accessed: 20 January 2020)
17. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive]. F. 821. Op. 5. d. 2484, l. 99 - 99 ob.
18. SHturbabin S. Konkordat 1847 goda I otkrytie Tiraspol'skoj eparhii [Concordat of 1847 and the Opening of the Tiraspol diocese]. Trudy Saratovskoj duhovnoj seminarii [Proceedings of the Saratov Theological Seminary]. 2007. №1. Pp. 155-182.
19. SHadrina A. Katolichestvo na territorii Priazov'ya I Nizhnego Dona [Catholicism on the Territory of the Sea of Azov and the Lower Don]. Relga [Relga]. 2011. № 6. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-
www.woa/wa/Main?level1=main&level2articles&textid=2877(Accessed: 12 January 2020)
20. Licenberger O. Sovremennaya istoriya Eparhii Svyatogo Klimenta v Saratove [The Modern History of the Diocese of St. Clement in Saratov]. Rimsko-katolicheskaya Eparhiya Svyatogo Klimenta v Saratove (oficial'nyj sajt) Roman Catholic Diocese of St. Clement in Saratov (official site). URL: http://dscs.ru/istoriya_eparxii/sovremennaya _istoriya (Accessed: 01 February 2020)
21. Cheney D. M. Diocese of San Clemente a Saratov. The Hierarchy of the Catholic Church. URL: http://www. catholic-hierarchy. org/ (Accessed: 27 January 2020)
22. Rossijskij katolicheskij portal [Russian Catholic Portal]. URL: http://www.catholic.su/ (Accessed: 01 February 2020)
23. KATOLIK.ru. Informacionnyj portal [KATOLIK.ru. Informational Portal]. URL: http://www.katolik.ru/ (Accessed: 01 February 2020)
24. Konferenciya katolicheskih episkopov Rossii [Conference of Catholic Bishops of Russia]. URL: http://catholic-russia.ru/ (Accessed: 01 February 2020)
25. Informacionnyj proekt Ordena Franciskancev RUSKATOLIK.RF [Information Project of the Order of the Franciscans RUSKATOLIK.RF]. URL: http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/ (Accessed: 02 February 2020)
26. Katoliki Stavropolya. Social'naya set' «VKontakte» [Catholics of Stavropol. Social Network "VKontakte"]. URL: https://vk.com/katolikistavropol (Accessed: 12 December 2019)
27. Katoliki Pyatigorska. Social'naya set' «VKontakte» [Catholics of Pyatigorsk. Social Network "VKontakte"]. URL: https://vk.com/club110255816 (Accessed: 12 December 2019)
28. Katoliki Krasnodarskogo kraya. Social'naya set' «VKontakte» [Catholics of the Krasnodar Territory. Social Network "VKontakte"]. URL: https://vk.com/club18999132 (Accessed: 12 December 2019)
29. Bedrik A.V., SHCHukina E. L. Sociokul'turnoe vosproizvodstvo tradicionnyh konfessional'nyh men'shinstv (na primere katolicheskoj obshchiny Rostovskoj oblasti) [Sociocultural Reproduction of Traditional Confessional Minorities (on the Example of the Catholic Community of the Rostov region)]. Nauchnaya mysl' Kavkaza [Scientific Thought of the Caucasus]. 2016. № 2. Pp. 37-46.
30. Sushkova O. Dlitel'nost' katekhizacii v sovremennoj katolicheskoj I protestantskoj praktike [Duration of Catechesis in Modern Catholic and Protestant Practice]. Svyato-Filaretovskij pravoslavno-hristianskij institute [St. Philaret Orthodox Christian Institute]. URL: https://sfi.ru/science/nauchno-praktichieskiie-konfierientsii/tradiciya-svyatootecheskoj-katehizacii-puti-vozrozhdeniya-2010/doklady/Dlitelnost-katehizacii-v-sovremennoj-katoli cheskoj-i-protestantsko j -praktike.html (Accessed: 14 February 2020)
31. Voprosy svyashchenniku RKC: Pravoslavie. CHast' 3 [Questions to the Priest of the RCC: Orthodoxy. Part 3] // True Shristianity. Info. URL:https://www.truechristianity.info/ask catholic priest about orthodoxy 03.php (Accessed: 23 February 2020)
32. Missiya perevypolnima. Aleksij II kritikuet katolikov za missionerstvo [Mission Overfulfillment. Alexy II Criticizes Catholics for Missionary work]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/727782 (Accessed: 14 February 2020)
33. Katolicheskij prozeletizm sredi pravoslavnogo naseleniya Rossii [Catholic Proletism among the Orthodox population of Russia]. Russkaya pravoslavnaya cerkov'. Arhiv oficial'nogo sajta Moskovskogo Patriarhata 1997-2009 [Russian Orthodox Church. Archive of the official website of the Moscow Patriarchate 19972009]. URL: https://mospat.ru/archive/2002/06/nr207011/ (Accessed: 14 February 2020)
34. Konflikt Moskovskoj patriarhii s Vatikanomr azvivaetsya v duhe vremeni: v vozduh podnyata aviaciya [The Conflict between the Moscow Patriarchate and the Vatican Develops in the Spirit of the Times: Aviation is Raised]. URL: https://polit.ru/news/2002/09/20/ 574698 /(Accessed: 14 February 2020)
35. Internet magazin K-store [Online store K-store]. URL: http://store.icatholic.ru/ (Accessed: 09 January 2020)
36. Katolicheskij internet magazin AGNUS [Catholic online store AGNUS]. URL: http://agnus-store.ru/ (Accessed: 09 January 2020)
37. Romanova A., Topchiev M., Chernichkin D., Dryagalov V., Bicharova M. Religious Identity Transgression in Students Community of Caspian Region and Southern Russia // The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences. 2019. Vol. LXXVI. Pp. 2684-2693