Научная статья на тему 'Особенности вины лиц, ответственных за вред, причиненный несовершеннолетними'

Особенности вины лиц, ответственных за вред, причиненный несовершеннолетними Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНА / ВОСПИТАНИЕ / НАДЗОР ЗА ДЕТЬМИ / СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / РОДИТЕЛИ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / GUILT / UPBRINGING / CHILDREN SUPERVISION / CHILD SUPPORT / JUVENILE / PARENTS / OBLIGATIONS EX DELICTO / LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рузанова Евгения Владимировна

В статье исследуется вопроса о содержании вины как субъективного основания ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за причинение вреда несовершеннолетними детьми. Обосновывается мысль о том, что в состав вины в этом случае следует включать неисполнение или ненадлежащее исполнение указанными лицами своих обязанностей по воспитанию, содержанию детей и надзору за ними. Формулируется авторское понятие вины родителей (лиц, их заменяющих) через категорию «психическое отношение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Guilt of the Persons Responsible for the Harm Caused by Juveniles

The article is dedicated to the research of the guilt as the subjective ground of the parents’ and those who replace them liability for the infliction of harm by juveniles. The idea that the guilt construction should include the non-fulfillment or improper fulfillment of those persons’ obligations for the upbringing and child support is substantiated. The author's concept of parentsguilt is formulated with the use of the category “mental attitude”.

Текст научной работы на тему «Особенности вины лиц, ответственных за вред, причиненный несовершеннолетними»

19 Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Екатеринбург, 2009.

20 См.: Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1 / под общ. ред. С.А. Степанова. М., 2010. С. 302.

21 Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Указ. соч. С. 303.

22 См.: Андропов В.В., Беляев К.П., Гонгало Б.М. и др. Указ. соч.

23 См.: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. и др. Указ. соч.

24 См.: Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В. и др. Указ. соч.

25 См.: Андропов В.В., Беляев К.П., Гонгало Б.М. и др. Указ. соч.

26 См.: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. и др. Указ. соч.

27 См.: Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В. и др. Указ. соч.

28 См.: Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Указ. соч. С. 304.

29 Там же.

30 См.: Ахметьянова ЗА. Право собственности: к вопросу о признаках // Бюллетень нотариальной практики. 2010. № 2. С. 35-37.

31 См.: Там же.

32 См.: Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1 / под общ. ред. С.А. Степанова. М., 2010. С. 306.

33 Там же.

34 См. ст. 210 ГК РФ, и Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7596.

В.Д. Рузанова

ПРЕДЕЛЫ ПРИМЕНЕНИЯ КАТЕГОРИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА КАК ИНСТРУМЕНТА ИЗУЧЕНИЯ

ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА *

0 т

1

В статье предпринята попытка применить положения общей теории систем, касаю- |

щиеся понятия системы, видов систем, связей, элемента, компонента и структуры системы Р

для характеристики гражданского законодательства. Утверждается, что все эти категории о

могут использоваться для изучения гражданского законодательства как сложного систем- к

ного объекта (с учетом его особенностей). Обосновывается мысль о единстве способа уста- й

новления и дальнейшего функционирования внутренних и внешних связей гражданского о

законодательства. £

Ключевые слова: система, гражданское законодательство, гражданское право, Т

гражданско-правовая законодательная система, классификация систем, элемент (компо- Н

нент) системы, структура системы, внутренние и внешние связи гражданского законода- °

тельства. Ю

р

s

и

V.D. Ruzanova е

о

BOUNDS OF THE SYSTEM APPROACH CATEGORIES |

USE AS AN INSTRUMENT OF CIVIL LAW STUDY f

и s

An attempt to apply the provisions of the common theory of systems concerning the system •

definition, the system types, the connections, the elements, the components and the system U

structure to the civil law characteristic is made in the article. The author asserts that all 44

these categories can be used for the study of the civil law as a complicated system (taking into U

consideration its particular qualities). The idea of the unity of establishment and the further 1

functioning of inside and outside civil law connections is substantiated.

Keywords: system, civil legislation, civil law, civil legislative system, system classification, the element (component) of the system, the system structure, inside and outside civil law connections.

© Рузанова Валентина Дмитриевна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права (Самарский государственный университет); e-mail: vd.ruz@mail.ru

В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки использовать положения общей теории систем для изучения права и законодательства. При этом вопрос о возможности и пределах такой «адаптационной операции» решается неоднозначно. Одни авторы считают, что далеко не все положения данной теории, «которые рассматриваются в качестве «общих» могут быть распространены на право»1; другие утверждают, что речь может идти лишь о применении его понятий и категорий для описания этих объектов «под некоторым новым углом зрения»2. Таким образом, правовая доктрина в принципе допускает использование категорий системного подхода, но в ограниченных пределах. Вместе с тем в юридической литературе отсутствуют научно обоснованные конкретные «рекомендации» о степени и формах такой «диверсификации». Полагаем, что методологической базой решения указанной проблемы должно служить выявление возможности самостоятельного существования гражданского законодательства как системы, памятуя об известной слитности его с гражданским правом как содержанием3.

В.А. Тархов, подчеркивая тесную связь гражданского права и гражданского законодательства, отмечал, что система гражданского права и законодательства не совпадают, поскольку нормативные акты могут содержать в себе нормы различных отраслей права, а нормы одной и той же отрасли содержатся в разных актах. В связи с этим для удобства пользования и решения иных задач нормативные акты систематизируются по различным признакам4. Базируясь на данном утверждении, мы можем заключить, что гражданское законодательство представляет собой самостоятельную систему. Если рассматривать его в широком значении (как совокупность всех нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права), то с позиции теории систем можно говорить о сложном системном объекте. § Считаем, что положения общей теории систем применимы и к изучению и

~ права, и законодательства (с учетом их особенностей), поскольку понятийный т аппарат системного подхода представляет собой важнейший познавательный ? инструментарий. Полагаем, что законодательство вообще и гражданское зако-1 нодательство в частности имеют существенные особенности, предопределяемые | спецификой правовой материи.

| Считаем, что в первую очередь необходимо использовать достижения теории

й систем в части методологических приемов описания любого системного объекта. ? В.Н. Садовский по этому поводу пишет: «...Минимально требуются три разных ® уровня ее (системы. — В.Р.) описания: 1) с точки зрения присущих ей внешних § целостных свойств; 2) с точки зрения ее внутреннего строения и «вклада» ее £ компонентов в формирование целостных свойств системы; 3) с точки зрения | понимания данной системы как подсистемы более широкой системы»5. Как ё подчеркивает В.П. Кузьмин, при системном подходе «изначально задаются как § бы методологические направляющие, особая призма видения, которая требует £ выявления: 1) феномена целостности и определения состава целого; 2) закономерен ностей соединения частей в целое; 3) законов его структуры и т. п.»6. 1 Действительно, как можно показать все многообразие гражданско-правовой

т законодательной системы без исследования указанных уровней ее отражения. Причем такое описание в принципе может быть осуществлено только через призму основных «системных» категорий, к которым в первую очередь относятся понятие системы, виды систем, связи системы, элемент, компонент и структура системы.

В литературе по общей теории систем спорным является не только вопрос о понятия системы. Под сомнение ставится даже сама возможность (и необхо-88 димость) выработки такой дефиниции7. Мы солидарны с А.Н. Аверьяновым,

который пишет: «Уже то, что мы определяем различные совокупности понятием «система», свидетельствует о наличии у этих совокупностей общих черт, дающих основание для их выделения и обобщения в определении»8. Изучая литературу, мы пришли к выводу о том, что под системой следует понимать целостное отграниченное множество находящихся во взаимодействии (взаимосвязи) элементов (их групп). Данное определение вполне применимо для характеристики гражданского законодательства, поскольку является системным образованием.

В доктрине приводятся самые различные классификации систем. Мы назовем только те из них, которые, с нашей точки зрения, могут характеризовать законодательство, а именно: материальные и идеальные; естественные и искусственные; простые и сложные; целостные и суммативные; целенаправленные системы (системы целенаправленного поведения). Как справедливо утверждает А.Н. Ча-шин, в отличие от собственно природных, естественных систем, образующихся в процессе самоорганизации элементов, система законодательства отсутствует до того момента, пока какой-либо субъект, внешний по отношению к системе, не осуществит действия по ее систематизации9. С точки зрения видов систем гражданско-правовую законодательную систему можно охарактеризовать как социальную целенаправленную искусственную сложную систему, стремящуюся быть завершенной органичной системой. Она может быть представлена в виде материальной системы в силу существования в объективной действительности и в форме идеальной системы как определенной идеальной модели.

Позиция представителей юридической науки, изучающих закономерности развития правовой материи, по вопросу о целостных и суммативных системах имеет принципиальное значение, поскольку именно данная классификация позволяет выявить сущностные черты законодательства как одного их основных способов функционирования правовых норм. В доктрине данный вопрос широко обсуждается и представлен различными взглядами. Так, А.Н. Аверьянов, точку зрения которого мы разделяем, целостными считает те системы, «в которых связи между составляющими элементами прочнее, чем связи этих элементов со средой», а к суммативным относит те из них, «у которых связи между элементами одного и того же порядка, что и связи их элементов со средой»10. Полагаем, что выводы относительно суммативности и органичности (целостности) систем к гражданскому законодательству могут быть применены следующим образом: отраслевые гражданско-правовые акты состоят с другими аналогичными актами и с системой в целом в органичных связях, а комплексные нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, — в связях, близких к суммативным11. Однако такое положение дел, с нашей точки зрения, не нарушает целостности гражданско-правовой законодательной системы, поскольку она, бесспорно, обладает потенциалом быть именно органичным (целостным) образованием.

«Для широкого класса систем, — пишет В.Н. Садовский, — адекватное понимание их поведения может быть получено лишь при условии выявления их целевых характеристик, описания их поведения как целенаправленного...»12. Гражданское законодательство, как и любая другая отрасль, — это целенаправленная система, т. к. ее предназначение (целевая направленность) состоит в достижении максимального эффекта от воздействия на определенную группу общественных отношений.

Описание гражданского законодательства невозможно без изучения ее структуры, которая в свою очередь может быть исследована только при помощи такой категории, как элемент системы, понятие которого в доктрине вызывает споры.

На основе изучения литературы мы пришли к выводу, что элемент системы — это минимальный неделимый ее компонент, способный к относительно самостоятельному выполнению определенной функции. В преломлении к гражданскому законодательству в качестве такового следует рассматривать нормативный правовой акт, содержащий нормы гражданского права. Указанные акты объединяются в более крупные структурные элементы, именуемые компонентами системы (подсистемы и уровни). Причем подсистемы могут формироваться по различным критериям, а под уровнями в данном случае мы понимаем блоки федеральных законов, иных правовых актов и ведомственных нормативных правовых актов, выделяемые ст. 3 ГК РФ.

В свою очередь компоненты системы находятся во взаимодействии, образуя ее структуру. Говоря о роли структуры системы, В.П. Фофанов, в частности, пишет: «Главное в системе — определенный, качественно специфический способ взаимодействия, который и развертывается через относительно обособленные и взаимообусловленные подсистемы (элементы)»13. В литературе существует два основных подхода к пониманию структуры системы: одни авторы включают в нее как совокупность элементов (состав системы), так и их взаимоотношения (взаимосвязи)14, другие же рассматривают структуру только как совокупность взаимосвязей элементов системы15. Полагаем, что именно вторая позиция наиболее верна, поскольку «широкий взгляд» на структуру ведет к ее отождествлению с понятием «система»16. Как правильно отмечает В.С. Тюхтин, с помощью структур в принципе могут выражаться все особенности любой системы: ее внутреннее строение и функционирование, в частности, взаимодействие ее элементов и подсистем; интегральные свойства и функции на выходах системы и тем самым ее внешнее поведение в окружающей среде; генезис системы, ее эволюционирование17.

Таким образом, структура системы — это совокупность связей компонентов системы. Гражданское законодательство является многоуровневым и имеет сложную структуру, которая выступает в горизонтальной (подотрасли, институты и пр.) и вертикальной плоскостях (построение нормативного материала по иерархическому принципу — в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов). В структуре гражданского законодательства наиболее рельефно отражаются основные векторы взаимодействия системы права и законодательства: на горизонтальном уровне определяющей является система права, на вертикальном — система законодательства.

Система, как известно, характеризуется не только наличием внутренних связей и отношений, она самым тесным образом связана со средой, в которой существует. «Среда системы — это не просто взаимосвязь остального мира с некоторым объектом (системой), — делает вывод В.Н. Садовский, — а выделенная взаимосвязь, без рассмотрения которой исследовать данную систему невозможно. Иначе говоря, проблема среды системы — это выделение существенных связей системы с окружающим миром»18. Характер взаимодействия со средой — важнейший показатель устойчивости системы, поскольку целостность системы обязательно предполагает ее отграниченность от внешних условий. Особенность гражданского законодательства (как, впрочем, и любой другой отрасли) состоит в том, что оно является органической частью российского законодательства, т. е. выступает как подсистема более широкой системы. По этой причине главной внешней связью гражданского законодательства следует считать его взаимодействие с другими отраслями законодательства.

А.А. Серветник • Понятие предмета договора прощения долга

Вместе с тем полагаем, что моментом, объединяющим внутренние связи гражданского законодательства и указанную внешнюю связь, является единство способа их установления и дальнейшего функционирования: все связи в принципе могут проявляться только через действие норм гражданского права, содержащихся в нормативных правовых актах. Это обстоятельство в свою очередь не исключает дифференциации механизмов их действия. Такие механизмы могут основываться, например, на юридической силе гражданско-правового нормативного акта, на отраслевой или комплексной природе последнего, на принадлежности нормы к общей либо специальной. Сказанное, с одной стороны, позволяет сделать вывод, что система права не является внешней средой по отношению к системе законодательства, а с другой — приводит к мысли, что соотношение права и законодательства как содержания и формы — лишь одно из аспектов их взаимодействия. Полагаем, что право и законодательство могут существовать и в другом измерении как самостоятельные явления (а значит, и как отдельные идеальные конструкции) и только в этом своем качестве они являются системами, «равноправие» которых основывается на факте их взаимного влияния.

1 Алексеев С.С. Советское право как система: методологические принципы исследования // Советское государство и право. 1974. № 7. С. 12.

2 Сырых В.М. Основные принципы внутренней организации правовых явлений как систем органического и суммативного типа // Проблемы совершенствования советского законодательства // Труды ВНИИСЗ. М., 1974. № 1. С. 6-7.

3 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 120.

4 См.: Тархов В.А. Гражданское право. Общая часть: курс лекций. Чебоксары, 1997. С. 80.

5 СадовскийВ.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1974. С. 105.

6 КузьминВ.П. Очерки по диалектическому материализму / отв. ред. Л.Я. Станис. М., 1985. С. 401-402.

7 См, например: Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981. С. 24.

8 Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М., 1985. С. 39.

9 См.: Чашин А.Н. Теория юридической систематизации. М., 2010. С. 11.

10 См.: Аверьянов А.Н. Указ. соч. С. 39.

11 О понятиях суммативных и органичных систем см., например: Сырых В.М. Указ. соч. С. 35-46.

12 Садовский В.Н. Указ. соч. С. 86.

13 Фофанов В.П. Указ. соч. С. 31.

14 См., например: Садовский В.Н. Указ. соч. С. 85.

15 См.: Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. С. 106-108; Калошин П.Н. Материалистическая диалектика и системный подход. Ташкент, 1985. С. 119-120; Свидерский В.И., Зобов Р.А. Новые философские аспекты элементарно-структурных отношений. Л., 1970. С. 5, 13, 66.

16 См.: Афанасьев В.Г. Указ. соч. С. 119-120.

17 См.: Тюхтин В.С. О подходах к построению общей теории систем // Системный анализ и научное знание. М., 1978. С. 45.

18 Садовский В.Н. Указ. соч. С. 211.

А.А. Серветник

ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА ДОГОВОРА ПРОЩЕНИЯ ДОЛГА

В статье исследуются элементы договора прощения долга. Анализируются спорные позиции ученых по вопросу о прощении долга как двусторонней сделки, т. е. договора. Обосновывается необходимость определения его предмета.

Ключевые слова: элементы договора, прощение долга, анализ спорных позиций, двусторонняя сделка, договор, предмет договора.

© Серветник Анна Александровна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: moser2006@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.