НАУЧНЫЙ ПОИСК
YAK 811.161.1 ББК 81.2Р
А.А. АЛЕКСЕЕВА
ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАНИИ КОННЕПТА «ПРИРОДА» В ЛИРИКЕ А. БЛОКА
A.A. ALEKSEEVA
SPECIAL ASPECTS OF VERBALIZATION OF THE CONCEPT «NATURE» IN THE LYRICS OF A. BLOCK
Статья посвящена проблеме исследования лексических средств вербализации концепта «Природа» в поэтическом языке А. Блока. Исследуя указанный концепт как часть единой концептосферы «Идеальное», автор ставит своей целью выявить представления поэта о природе, заложенные в сознании А. Блока и нашедшие выражение в языке его лирики.
The article is devoted to the study of lexical means of verbalization of the concept «Nature» in the poetic language of A. Blok. Exploring the mentioned concept as a part of the unifying sphere of concepts «Ideal» the author aims at finding out poet views on nature that were kept in the mind of A. Block and were expressed through the language of lyrics.
Ключевые слова: антропоцентрическая лингвистика, сознание, концепт, концеп-тосфера, языковая картина мира, художественный текст, коды культуры, репрезентанты.
Key words: anthropocentric linguistics, consciousness, concept, sphere of concepts, linguistic world-image, literary text, codes of culture, representatives.
В настоящее время все большую актуальность приобретают концептуальные исследования, направленные на изучение языка в рамках антропоцентрической лингвистики, т. е. в неразрывной связи с человеческим сознанием и культурой. В свете современной науки важным представляется понятие концепта как вербализованного культурного смысла [1, с. 14]; в поэтическом тексте - как глубинного смысла, свёрнутого в смысловую структуру и являющегося воплощением мотива, породившего текст [3, с. 31], что позволяет реконструировать представления автора художественного текста посредством моделирования концептосферы его произведений и последующего анализа языковых средств, вербализующих культурные смыслы.
Анализ концепта «Природа» в лирике А. Блока даёт возможность установить, что представления поэта о природе отличаются своеобразием: хотя большая часть наименований реалий этого мира, нашедших отражение в его творчестве, на первый взгляд кажется вполне привычной, смысл, который поэт вкладывает в эти образы, выходит за рамки обыденного. Замечания об этом можно найти в разных исследованиях, связанных с изучением поэтического языка А. Блока. Так, Е.В. Сергеева, исследуя проблему классификации
концептов в художественном тексте, отмечает, что «природа просто как растительный и животный мир, а также как отвлечённая этическая и эстетическая ценность (родная природа, прекрасная природа) не очень значима для поэта» [5, с. 100]. Анализируя творчество поэта, автор невольно отмечает проявление концептосферы, которую мы обозначили как «Идеальное». Проявление этой концептосферы на уровне концепта «Природа» косвенно отмечается и другими исследователями: «У поэта «Стихов о Прекрасной Даме» лазурь - это форма выражения прекрасного. <...> У раннего Блока эти цветовые лексемы всегда выражают категории высшего, идеального мира» [2, с. 33]; «Лазурь у Блока - одно из цветовых воплощений идеального принципа, содержащего белое начало» [4, с. 61] и т. п.
В нашей статье мы ставим цель выявить особенности средств репрезентации концепта «Природа» и указать его связь с концептом «Женственность» в составе концептосферы «Идеальное».
Концепт «Природа» мы относим к приядерной зоне концептосферы «Идеальное». В его составе мы выделяем три фрагмента: «Земное пространство», «Небесное пространство» и «Световые характеристики».
1. Первый фрагмент «Земное пространство» представлен следующими моделями:«Храм»: тёмные храмы, в приделе Иоанна, в дыму кадил, вечерня, звуки с колоколен, купол, тёмные купола, молчанье храма, церковные ступени, покраснели ступени, холодный камень (храма), у строгих образов, свечи, огонь лампад, пламя церковной свечи и т. п., например: Я их хранил в приделе Иоанна, / Недвижный страж, - хранил огонь лампад (Я их хранил в приделе Иоанна...); Ты здесь пройдёшь, холодный камень тронешь, / Одетый страшной святостью веков, / И, может быть, цветок весны уронишь / Здесь, в этой мгле, у строгих образов (Бегут неверные дневные тени.); Я, отрок, зажигаю свечи, / Огонь кадильный берегу (Я, отрок, зажигаю свечи.). Модель отсылает к идее Вечной женственности и служения ей.
2. «Место событий»: пред Твоими дверьми, залы, дальние залы, белые башни, решётка окна, золотой порог, ступени трона, передзакатное селенье, (недоступна) в своём терему, терем высок, на высокой горе, над высокой горою, за дальними горами и т. п.: У колокольни вечерней / Таяли белые башни (При посылке белой азалии); Терем высок, и заря замерла. / Красная тайна у входа легла (Отдых напрасен. Дорога крута.); Я помню ступени трона / И первый твой строгий суд (Тебя скрывали туманы.); Я искал голубую дорогу / И кричал, оглушённый людьми. / Подходя к золотому порогу, / Затихал пред Твоими дверьми. / Проходила Ты в дальние залы, / Величава, тиха и строга (Я искал голубую дорогу.). Здесь мы наблюдаем мотив служения Прекрасной Даме, или Вечной Женственности, имя которой не называется, но обозначается местоимением Ты с заглавной буквы.
3. «Растительный мир»: густая трава, куст белых роз, повилика, камыш, тень камыша, речной камыш, чуть пригнутые камыши, под тростником у побережий, среди запутанной травы, по шуршащей листве, в море клевера и т. п.: В густой траве пропадёшь с головой. / В тихий дом войдёшь, не стучась (В густой траве пропадёшь с головой.); Они скучали, и не жили, / И мяли белые цветы (Сытые); На вершинах колких ёлок / Занимается заря (Жду я смерти близ денницы.).
4. «Особенности рельефа»: вечность болот, старина озарЁнных болот, во впадинах тихая дремлет вода, ржавые кочки и пни, на том берегу, вдоль реки, зацветший пруд, с пруда, залив, Рейн, у берега рябь и камыш, под зыбью самых глубоких мест, иду косогорами, на песчаной косе и т. п. Например: Полюби эту вечность болот: / Никогда не иссякнет их мощь (Полюби эту вечность болот.); Плачет душа одинокая / Там, на другом берегу (Сумерки, сумерки вешние.); Мы встречались с тобой на закате. / Ты веслом рассекала залив (Мы встречались с тобой на закате.).
5. «Стихия»: стихия предстаёт как воплощение внеземных сил: снежных вихрей подъятый молот, вьюга пела, песни вьюги легковейной, нет исхода вьюгам певучим, вихри снежные, холодные вихри, птица вьюги тем-нокрылой, сумрак вьюги снеговой, сквозь зимнюю вьюгу, сон о снежных вьюгах, вьюги дольние, вьюги плыли, драгоценный камень вьюги, нет исхода из вьюг и т. п.: И ветер поёт и пророчит / Мне в будущем - сон голубой (Пойми же, я спутал, я спутал...); Птица вьюги / Темнокрылой, / Дай мне два крыла! (Тревога); Я - звезда мечтаний нежных, / И в венце метелей снежных / Я плыву, скользя (Я в дольний мир вошла, как в ложу.); И снежных вихрей подъятый молот / Бросил нас в бездну, где искры неслись, / Где снежинки пугливо вились... (Настигнутый метелью); Не пойму я, что нас манит, / Не поймёшь ты, что со мной, / Чей под маской взор туманит / Сумрак вьюги снеговой? (Смятение); Отошла Я в поля без возврата, / Но, холодные вихри крутя, / На черте огневого заката / Начертала Я Имя, дитя (Без Меня б твои сны улетали.).
6. «Время года - весна»: весною воздух дышит, не забудет весну, в сумерках весны, сумерки вешние, весенние воды, в часы моей весны, весна моей мечты далёкой, в лучах весны, весенние грёзы, песни весенней намёк, в уборе весны, весеннее счастье, вечная Весна и т. п.: Над зелёными рвами текла, розовея, весна (Влюблённость); Ангел розовый укажет, / Скажет: «Вот она: / Бисер нижет, в нити вяжет / Вечная Весна (Молитвы); И безбурное солнце не будет / Нарушать и гневить Тишину, / И лесная трава не забудет, / Никогда не забудет весну (Пляски осенние); На истлевшем полу / Пробивается бледная травка, / Обречённая жить без весны / И дышать стариной бездыханной (Ночная фиалка); И страшно, и легко, и больно; / Опять весна мне шепчет: встань. / И я целую богомольно / Её невидимую ткань (Так. Буря этих лет прошла...).
В составе фрагмента «Земное пространство» присутствуют следующие культурные коды: природный (весною воздух дышит, не забудет весну, в сумерках весны, сумерки вешние, весенние воды, в часы моей весны, весна моей мечты далёкой, в лучах весны, снежных вихрей подъятый молот, вьюга пела, песни вьюги легковейной и т. п.), духовный (тёмные храмы, в приделе Иоанна, в дыму кадил, вечерня, молчанье храма, церковные ступени, покраснели ступени, холодный камень (храма), у строгих образов, у заутрени, ряд заутрень и обеден, в церковном хоре, у Царских Врат, мерцанье красных лампад, в глубоких сумерках собора, молчанье храма), пространственный (вечность болот, ржавые кочки и пни, на том берегу, вдоль реки, зацветший пруд, с пруда, залив, Рейн, у берега рябь и камыш, иду косогорами, на песчаной косе).
Таким образом, земное пространство в лирике А. Блока представлено отдельными фрагментами действительности, имеющими отношение к Женственности, в числе которых: храм, отсылающий к идее служения Вечной Женственности; место встречи с идеальной Женственностью (пред Твоими дверьми); растительный мир, стихия и весна, т. е. природа, тесно связанная с Вечной Женственностью.
Фрагмент «Небесное пространство» представлен следующими репрезентантами:
•Лазурь неба: лазурная высь, отлетим в лазурь, в тиши лазурной, в расцветающей лазури, на вечереющей лазури, в лазурный час, в бездонной лазури, в лазури строгой, непреходящая лазурь, светлая лазурь, синяя лазурь, всевластность лазури, лазурность, лазурный сон небес, в лазури бледной, бездна разорванной в клочья лазури, в клочке лазури и т. п.: Купол стремится в лазурную высь. (Отдых напрасен. Дорога крута.); В этой бездонной лазури, / В сумерках близкой весны / Плакали зимние бури, / Реяли звёздные сны (Ветер принёс издалека.); Молча свяжем вместе руки, / Отлетим в лазурь (Молитва).
•Лазурь как знак возвышенного, идеального: лазурию гореть, образ лазурный, светлая лазурь, Бог лазурный, лазурью сильна, лазурью процвести, просиявшая лазурью золотою, жрица Лазурного дня, топча цветы лазури, лазурные сновидения, лазурные дни, лазурное счастье, лазурный дым, лазурные крылья, молитва лазурная, в лазурный час, брезжит лазурное око, тихий ужас лазури, тюрьма лазурная, стезя лазурная, виденье лазурное: Но и в стенах - моя отрада / Лазурию твоей гореть (Я в четырёх стенах - убитый.); А сама - за мглой речною / Направляешь горный бег / Ты, лазурью золотою / Просиявшая навек (Признак истинного чуда); Небесное умом не измеримо, / Лазурное сокрыто от умов (Небесное умом не измеримо.); Надежды нет: вокруг и ветер бурный, / И ночь, и гребни волн, и дым небесных туч / Разгонят все, и образ Твой лазурный / Затмят, как все, как солнца яркий луч (В болезни сердца мыслю о тебе); И этот лес, сомкнутый тесно, / И эти горные пути / Мешали слиться с неизвестным, / Твоей лазурью процвести (Сегодня шла ты одиноко.).
В соответствии с точкой зрения М.М. Кеангели, Р.Г. Почхуа, Н.С. Си-монян, образ лазури в творчестве А. Блока значим; по нашему мнению, он отсылает к образам Вечной Женственности. Мы убеждены, что концептуальный смысл, заложенный поэтом в слове «лазурь» - не цветовое обозначение, а символ идеального, выражаемого в образе Вечной Женственности. Таким образом, ведущими кодами фрагмента оказываются природный (лазурная высь, в расцветающей лазури, на вечереющей лазури, в бездонной лазури, в лазури строгой, непреходящая лазурь, светлая лазурь, синяя лазурь) и духовный, связанный с символикой идеального (лазурию гореть, образ лазурный, Бог лазурный, лазурью сильна, лазурью процвести, просиявшая лазурью золотою, жрица Лазурного дня).
Фрагмент «Световые характеристики», отсылающий к образу Прекрасной Дамы (концепт «Женственность), представлен тремя моделями:
1. Модель «Плохая видимость»: за мглой туманной, вечереющий сумрак, неверные дневные тени, сумерки, сумрак мутно-голубой, тёмные храмы, в мерцаньи лампад, тёмные ступени, вечер туманен, вечерний туман, строил башни из тумана, пел в тумане, на закате, неверные тени, без солнца, утренние сумерки, в этом сумраке, лампа чуть светила, безысходно туманная, в поле туманно и т. п.: Там жду я Прекрасной Дамы / В мерцаньи красных лампад (Вхожу я в тёмные храмы.); Вечереющий сумрак, поверь, / Мне напомнил неясный ответ (Вечереющий сумрак, поверь.); Бегут неверные дневные тени. / Высок и внятен колокольный зов. / Озарены церковные ступени, / Их камень жив - и ждёт твоих шагов (Бегут неверные дневные тени.).
2. Модель «Озарённость»: заря, луч, звезда, заалело полнеба, закатом озарён, озарены лучами, Лучи Твои, в лучах зари,лучезарное сновидение, твой спокойный свет, горизонт разбудили зарницы, бледные зори, светозарное чудо, закат, покраснели и гаснут ступени, сиянье льётся, непомерный свет - заря, заря занялась, разбросанные лучи Твоих Преображений, яркий отблеск неземной и т. п.: Ты кормчий - сам, учитель - сам. / Твой путь суров. Что толку в этом? / А я служу Её зарям, / Моим звездящимся обетам (Заключение спора); Кто-то зовёт серебристой трубой, / Кто-то бежит озарённой дорогой (Плачет ребёнок. Под лунным серпом.); Бегут неверные дневные тени. / Высок и внятен колокольный зов. / Озарены церковные ступени, / Их камень жив - и ждёт твоих шагов (Бегут неверные дневные тени.); Проглянул сквозь тучи прежние / Яркий отблеск неземной (Ты была светла до странности.); И зарей - очам усталым / Предстоит, озарена, / За прозрачным покрывалом / Лучезарная Жена (Поединок); По лицу, объятому дрожью, / Угадаешь думы мои. / Но все прежнее станет ложью, / Чуть займутся Лучи Твои (Будет день, словно миг веселья).
2. Модель «Пламя».
•Огненная природа: пламенеют маяки; вспыхнет сумрак алый; костёр; зарево; пламенный рассвет; огонь вечерний; белый огонь Купины; огневой закат; сокровенный огонь; огнём (вечерним) сгорая; занимаются села пожарами; огненная весна; в лучах вечернего огня; раскалённый щит; опалённый в горниле огня; горящий факел; искры тайного огня; факел-кубок; зажглось святилище Твое; огонь божественный; день опалил; горят последние лучи; огненная весна и т. п.: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - / Всё в облике одном предчувствую Тебя. / Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, / И молча жду,- тоскуя и любя (Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.); Да, и в разлуке чиста ты / И непорочно свята. / Вон огневого заката / Ясная гаснет черта (Мчит меня мёртвая сила.); Прости, царевна. Путь мой долог. / Иду за огненной весной (Так окрылённо, так напевно...); Очарованный музыкой влаги, / Не могу я не петь, не плясать, / И не могут луга и овраги / Под стопою твоей не сгорать (Пляски осенние); Меж землёй и небесами / Вихрем поднятый костёр (Шлейф, забрызганный звездами.); Никогда не забуду (он был, или не был, / Этот вечер): пожаром зари / Сожжено и раздвинуто бледное небо, / И на жёлтой заре - фонари (В ресторане).
•Огонь души: из огня душа скована; горит душа;душа распалена; пламенный лик; запах пламенный духов; горит от страсти; красным криком зажжена; зажигается мечта; пламенно молились; очи горят; распылалась последней местью; догорающая красная месть; загорюсь - и погаснуть невмочь; мечтой горела голова; душа - порожденье огня и т. п. Например: Ты, душа, порожденье огня, / В наступающем мраке воскресни (Отзвучала гармония дня.); В тишине звучат сильнее / Отдалённые шаги. / Ты ль смыкаешь, пламенея, / Бесконечные круги? (Ты отходишь в сумрак алый.); Моей ли жалкой, слабой речи / Бороться с пламенем твоим, / На рубеже безвестной встречи / С началом близким и чужим! (Я понял смысл твоих стремлений.); Ты горишь над высокой горою, / Недоступна с своём терему (Ты горишь над высокой горою.); Из огня душа твоя скована / И вселенской мечте предана. / Непомерной мечтой взволнована - / Угадать Её Имена (Я бежал и спотыкался.).
Анализ фрагмента «Световые характеристики» показывает, что, в соответствии с заложенными в блоковской языковой картине мира представлениями, встреча с идеальной Женственностью невозможна в обыденной действительности, она вероятна в сумраке (Там жду я Прекрасной Дамы / В мерцаньи красных лампад; Бегут неверные дневные тени. / Высок и внятен колокольный зов. / Озарены церковные ступени, / Их камень жив -и ждёт твоих шагов), предполагая при этом наличие стихии света, обусловленной появлением идеальной Женственности (Проглянул сквозь тучи прежние / Яркий отблеск неземной; Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, / И молча жду, - тоскуя и любя).
Вспомним слова Е.В. Сергеевой о том, что природа как растительный и животный мир, а также как отвлечённая этическая и эстетическая ценность не очень значима для поэта [Сергеева 2006: 100], поэтому ценностный уровень концепта «Природа» определяется его связью с концептом «Женственность», т. к. природа у А. Блока часто отражает состояние мира в ожидании встречи с идеальной Женственностью либо же в момент этой встречи.
В качестве ведущих кодов фрагмента выступают духовный, связанный с почитанием огня (из огня душа скована; горит душа; душа распалена; пламенный лик; пламенно молились; очи горят; загорюсь - и погаснуть невмочь; мечтой горела голова; душа - порожденье огня; узнал, о чем душа сгорала; в пламени слез; огневые слова; пламенные безумия; на душе пожар; горит душа; сердца горят; ты горишь над высокой горою; бороться с пламенем твоим; те огни, какими ты горишь), и природный в тесной связи с духовным, поскольку природа отражает состояние мира в ожидании Иде-
альной Женственности (заря, зарево, луч, звезда, заалело полнеба, загорались небеса, у края разгоревшейся тучи, закатом озарён, озарены лучами, в лучах зари, горизонт разбудили зарницы, ширятся полосы света, при первом сияньи, в лучах вечернего огня, зажглись лучом вечерним своды, бледные зори, закат).
Итак, природа в картине мира А. Блока существует не столько как растительный мир, сколько как мир, причастный к сфере идеального, отражая присутствие в земном мире идеального начала - Вечной Женственности и подчиняясь её идеальному началу. Концепт «Природа» находится в тесной связи с концептом «Женственность», составляющим ядро концептосферы «Идеальное», поскольку репрезентанты концепта отсылают к образам Вечной Женственности.
Литература
1. Воркачев, С.Г. Лингвокультурная концептология: становление и перспективы [Текст] / С.Г. Воркачев // Известия РАН. Сер. лит. и яз. - 2007. - Т. 66. -№ 2. - С. 13-22.
2. Кеангели, М.М. Лазурь и лазурный у А. Блока [Текст] / М.М. Кеангели // Русская речь. - 2010. - № 5. - С. 31-34.
3. Маслова, В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой [Текст] / В.А. Маслова. - М. : Флинта: Наука, 2004. - 256 с.
4. Почхуа, Р.Г. Цветовой код двуполярности в поэзии А. Блока [Текст] / Р.Г. Почхуа, Н.С. Симонян // Русский язык в школе. - 2004. - № 6. - С. 60-64.
5. Сергеева, Е.В. К вопросу о классификации концептов в художественном тексте [Текст] / Е.В. Сергеева // Вестник ТГПУ. - 2006. - Вып. 5 (56). Сер. гу-манитарн. науки (филология). - С. 98-103.