Научная статья на тему 'Особенности венчурного инвестирования в современной России'

Особенности венчурного инвестирования в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1982
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИИ / ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИ-ОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VENTURE BUSINESS / INVESTMENTS / VENTURE INVEST-MENT / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юхачев Сергей Петрович

В данной статье рассматриваются особенности венчурного инвестирования в современ-ной России. Подробно описываются факторы, способствующие активизации венчурной ин-новационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VENTURE INVESTMENT IN MODERN RUSSIA

In this article features of venture investment in modern Rus-sia are considered. The factors promoting activization of venture innovative activity are in detail described.

Текст научной работы на тему «Особенности венчурного инвестирования в современной России»

ОСОБЕННОСТИ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С. П. ЮХАЧЕВ

В данной статье рассматриваются особенности венчурного инвестирования в современной России. Подробно описываются факторы, способствующие активизации венчурной инновационной деятельности.

Ключевые слова: венчурный бизнес, инвестиции, венчурное инвестирование, инновационная деятельность.

Венчурное инвестирование в России - один из путей преодоления инвестиционного кризиса, к которому все чаще обращаются крупные компании. Такие высокорискованные стратегии, состоящие в инновационном взаимодействии крупного предпринимательства с малым и средним предпринимательством, непросто реализовать на практике, и отдача от них не всегда бывает быстрой. Однако венчурные стратегии предлагают компаниям чрезвычайно перспективное вхождение в новейшие направления бизнеса, связанного с разработкой и реализацией потенциально прибыльных технологий и созданием новых (пионерных) товаров. В России практически отсутствует целостная регулируемая система венчурного инвестирования, предлагающая российским компаниям перспективные формы взаимосвязи с молодыми фирмами, которые в области технологических инноваций и разработок новых товаров обычно более мобильны и эффективны, чем крупные компании.

В настоящее время венчурное инвестирование в России весьма слабо развито. Проблема состоит в несовершенстве правового, технического и организационного обеспечения различных аспектов инвестиционной поддержки инновационной деятельности. В нашей стране только зарождаются отдельные элементы сложной инфраструктуры поддержки венчурной деятельности (венчурные фонды, экспертные и консалтинговые службы, компании по управлению венчурными предприятиями и проектами, специализированные информационные службы и др.). Кроме того, многие разработчики новых продуктов и услуг не владеют знаниями о процессе венчурного финансирования инновационной деятельности от начальных этапов вплоть до коммерциализации ее результатов в рыночной экономике. Слабая инно-

вационная активность на многих предприятиях связана с отсутствием достаточных экономических стимулов в среде производителей, что во многом обусловлено весьма низким потребительским спросом на внутреннем рынке [2].

Для российских компаний вложение денежных средств в малый, средний бизнес и индивидуальное предпринимательство может явиться значительной составляющей их прибыльных высокотехнологических инвестиционных программ. Кроме того, в общую хозяйственную деятельность крупных компаний с многоуровневыми системами управления и контроля венчурный бизнес привносит живую струю предпринимательской энергии, обеспечивая их инновационное взаимодействие с формирующимся бизнесом. По словам Д. А. Медведева, в России существует 108 венчурных фондов, из которых работают только 48, а их общий капитал составляет «скромные» 2 млрд долл. Такие показатели, считает президент, были бы хороши лет 10 назад [7].

Потребность современной российской экономики в необходимости разработки венчурного инвестирования признается практически на всех уровнях - от федерального и регионального до руководителей предприятий и представителей малого бизнеса [3]. Долгосрочные перспективы социально-экономического роста России будут во многом определяться ходом реализации поставленной Президентом РФ задачи перевода страны на принципиально новую, инновационную модель развития, которая предполагает: во-первых, существенный разворот всей государственной политики в сторону научно-технической сферы и ее поддержки, во-вторых, резкое увеличение затрат. Этот многогранный и исключительно сложный процесс должен в полной мере учитывать мировые тенденции, те вызовы и перспективы, которые формируют новый XXI в.

Венчурному бизнесу в России почти 20 лет, но до сих пор все фонды, работающие в России, зарегистрированы за рубежом и финансируются иностранным капиталом, что представляет собой уникальное явление в мировой практике. Российским пенсионным и страховым компаниям (на Западе они являются одними из основных источников долгосрочного венчурного капитала) запрещено инвестировать в рисковые проекты, но зато разрешается инвестировать в государственные ценные бумаги.

В России реально действуют два основных инвестора в данной области: Единый банк реконструкции развития (ЕБРР) и Правительство США. В ЕС более 50 % инвестиций в венчурные фонды поступает от банков и пенсионных фондов, а также от страховых компаний, крупных корпораций, частных лиц (бизнес-ангелов) и государственных органов [8]. В России пенсионные фонды могут инвестировать только в банковские депозиты, квотируемые акции компаний, государственные ценные бумаги. Банки пока настороженно относятся к вложениям в высокорисковый венчурный бизнес. Поэтому меры государственной поддержки должны быть направлены на совершенствование законодательной базы, которая позволила бы широкому кругу российских инвесторов осуществлять прямые инвестиции в уставный капитал научных инвестиционных предприятий и определяла бы механизм их реализации.

Успешно прошла презентация Венчурного инновационного фонда (ВИФ) - первого российского «фонда фондов», созданного для формирования и долевого участия в коммерческих региональных венчурных фондах, ориентированных на инвестиции в научно-техническую сферу России. Основой для создания ВИФ послужило Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2000 года № 362-р. Инициатором создания ВИФ и основным инвестором от лица государства выступило Министерство промышленности, науки и технологий РФ, учредителями стали:

- Фонд (государственный) содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- Региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга;

- ОАО АБ «Россия».

ВИФ зарегистрирован в Санкт-Петербурге в июле 2000 г. Объем основного капитала -200 млн руб., предназначен исключительно для долевого участия в создании венчурных инвестиционных институтов, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес.

Решение об инвестициях ВИФ принимается советом директоров на конкурсной основе [9].

Для содействия развитию венчурного финансирования создана Российская венчурная компания (РВК), которая обеспечивает государственное софинансирование соответствующих фондов: до 50 %. Однако масштабы ее работы не велики. Число проинвестированных ее фондами инновационных компаний в июне 2010 г. едва достигло 27. Вместе с тем, объем инвестиций из средств венчурных фондов, сформированных с участием РВК, в 2010 г. составил около 2,7 млрд руб., что почти вдвое больше объема инвестиций в 2009 г. (1,4 млрд руб). В 2011 г. произошло дальнейшее увеличение доли РВК в венчурной отрасли за счет создания нескольких новых специализированных фондов. Кроме того, планируется наращивание объемов инвестиций действующих фондов с участием РВК, поскольку они вошли в активную фазу инвестирования [5].

В целях создания благоприятной среды для концентрации интеллектуального капитала, способного генерировать инновации, был задуман мегапроект под названием «Сколково».

Проекты, которые будут реализованы в инновационном центре «Сколково», получат 36,2 млрд руб. инвестиций в ближайшие три года.

В 2011 г. потрачено 10,6 млрд руб., в 2012 -11,8 млрд руб., в 2013 - 13,8 млрд руб. планируется потратить. Половину этих средств составит финансирование со стороны частного бизнеса.

В настоящее время в работе экспертов фонда «Сколково» находится 87 заявок на проекты, соответствующие требованиям фонда [6].

Для того чтобы завлечь большее число высокотехнологичных разработок, фонд «Сколково» будет привлекать не только иностранных партнеров, но и объявит сразу несколько национальных конкурсов по сбору новаторских проектов. Один из них будет проводиться при поддержке Российской венчурной компании [5].

Для развития венчурной индустрии в России характерны следующие основные особенности:

- отсутствие национальных денег в венчурных фондах;

- большая (или ведущая роль) ЕБРР в качестве инвестора;

- региональный, а не отраслевой принцип формирования фондов.

Из всех агентов банки и действующие фонды наиболее подготовлены для развития венчурной индустрии на территории Российской Федерации. Другим и не менее важным видом является необходимость изменений в законодательстве и при-

нятие ряда налоговых льгот для частных и иностранных инвесторов с целью увеличения количества источников венчурного капитала. Пенсионным и страховым компаниям также стоит предоставить возможность участвовать в развитии венчурной индустрии.

Среди основных факторов, способствующих активизации венчурной инновационной деятельности, необходимо выделить следующие:

1) разработку системы законодательных и нормативных актов, регулирующих венчурную инновационную деятельность;

2) развитие институтов финансовой поддержки венчурной инновационной деятельности;

3) создание инфраструктуры инновационной деятельности (информационное обеспечение; системы связи; финансовые, экономические, правовые консультационные услуги; консультирование в области маркетинга и рекламы);

4) решение вопросов стандартизации и управления качеством продукта;

5) развитие международного научно-технического сотрудничества [4].

Рассмотрим каждый фактор, способствующий активизации венчурной инновационной деятельности, подробнее, начнем с законодательной базы, регулирующей инновационную деятельность. Следует отметить, что сегодня не существует специального законодательства, посвященного венчурному предпринимательству, поэтому участникам венчурной деятельности надлежит использовать общие законы, регулирующие инновационную деятельность. Не существует и системы законодательных актов, способствующих ее активизации. Правовая незащищенность инновационного бизнеса, деятельность которого связана с большими рисками, делает инновационную сферу непривлекательной для российских и зарубежных инвесторов.

Как известно, вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности относятся к числу важнейших в инновационной сфере. Они призваны обеспечить основу инновационного предпринимательства и являются необходимым условием, без которого инноватор не защищен в конкурентной среде.

Было принято пять законов:

1) патентный закон;

2) закон о товарных знаках;

3) закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных;

4) закон о правовой охране топологий интегральных схем;

5) закон об авторском праве и смежных правах.

Несомненно, что принятием перечисленных законов был сделан важнейший шаг в сторону создания системы правового обеспечения инновационной деятельности в целом. Тот факт, что большинство из них относится непосредственно к инновационной сфере, свидетельствует о возрастающем внимании законодательной власти к вопросам правового регулирования отношений между наукой и производством.

Законодательно был установлен ряд налоговых и иных льгот, направленных на стимулирование инноваций. На практике оказывается, что на фоне общих высоких налоговых ставок этот рычаг макроэкономического воздействия на инновационную и инвестиционную активность не работает. Чутко реагируя на общий предпринимательский климат в стране, инновационный бизнес является по существу заложником общей макроэкономической ситуации. Высокие налоги выступают в качестве трудно преодолимого барьера для притока частных инвестиций и инвестиций государственных промышленных предприятий в инновационную сферу [4].

Таким образом, несмотря на то, что для достижения разветвленной системы правового обеспечения инновационной деятельности в России еще предстоит пройти большой путь, уже сегодня чрезвычайно актуальной становится проблема перехода от односторонних законодательных шагов к комплексному решению вопросов законодательного регулирования инновационного предпринимательства. Такой подход к развитию правовой системы инновационной деятельности позволит обрести прочный юридический фундамент не только российским предприятиям, но и тем зарубежным компаниям и организациям, которые хотели бы сотрудничать с российскими предпринимателями в области высоких технологий.

Вторым из перечисленных факторов, оказывающих влияние на развитие венчурной деятельности в России, являются институты финансовой поддержки. К ним относятся:

- инновационные коммерческие банки;

- инновационные фонды, формируемые на различных уровнях;

- другие финансовые структуры.

В настоящее время в России действует большое количество инновационных коммерческих банков. Участвовать в венчурной инновационной деятельности банк может несколькими путями:

- предоставляя кредиты для финансирования венчурных инновационных проектов;

- участвуя в организации венчурного инновационного фонда, являясь источником формиро-

вания его финансовых средств;

- непосредственно самому инвестировать финансовые средства в венчурные инновационные проекты в полном объеме или частично. Банк берет на себя весь риск, связанный с реализацией инновационного проекта, но также получает право полностью или частично распоряжаться результатами исследований или разработок;

- предоставляя своим клиентам комплекс организационно-экономических услуг по инжиниринговому сопровождению процессов создания, организации выпуска и потребления продукции, включая оценку риска, определение стоимости, оценку научно-технического уровня новшества и его конкурентоспособности и др.

Крупными коммерческими банками в России накоплен серьезный финансовый потенциал, который при создании благоприятной обстановки в стране они готовы вложить в инновационную сферу, поэтому степень участия коммерческих банков в инновационной деятельности во многом зависит от политики, проводимой правительством.

Помимо инновационных банков широкое распространение получают инновационные фонды, формируемые на различных уровнях. В настоящее время в стране действует ряд фондов, ассоциаций и других организаций, способствующих развитию венчурной деятельности в России. К ним относятся Фонд технологического развития, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере. Перечисленные фонды способствуют развитию венчурного предпринимательства, предоставляя льготные кредиты, а также организовывая на конкурсной основе получение грантов для реализации венчурных инновационных проектов; ими также проводятся обучающие программы, направленные на развитие венчурной деятельности в России и появление высококвалифицированных инновационных венчурных предпринимателей. Эти фонды осуществляют экспертизу инновационных проектов и оказывают помощь в разработке бизнес-плана. Большую роль в становлении венчурной инновационной деятельности должны сыграть различные ассоциации по поддержке малого бизнеса, а также создание региональных фондов поддержки венчурной инновационной деятельности [3].

Третий фактор активизации инновационной венчурной деятельности - инновационная инфраструктура. Вопрос создания инновационной инфраструктуры является одним из наиболее острых в данный момент. Инновационная инфраструктура должна охватывать и связывать воедино все

сферы инновационной деятельности. Существующая в советское время инфраструктура разрушена, а на создание новой, соответствующей рыночным условиям, нет денежных средств.

Традиционно инфраструктура представляла собой одну из самых слабо развитых составляющих в различных отраслях российской экономики. Что касается инновационной инфраструктуры, то ее приходится создавать практически с нуля. В начальный период реформ большие надежды возлагались на создание технопарков. В Министерстве экономического развития и торговли РФ разработана специальная программа развития технопарков, которые, по замыслу авторов, должны были активизировать инновационную деятельность. Однако скоро стало ясно, что в современных условиях подобные проекты малоэффективны в силу их огромной капиталоемкости. Стоимость услуг (аренда помещений, связь, консультирование и т. д.) оказывается слишком высокой в этом случае и недоступна изобретателю и начинающему предпринимателю. Тем не менее, создание образцовых технопарков (например, в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде) позволяет накопить некоторый опыт в осуществлении поддержки инновационной деятельности, что, несомненно, имеет положительное значение. Инновационные предприятия не остаются безучастными к своим трудностям, и многие из них объединяют усилия с целью защиты своих интересов. По этой причине возникли такие организации, как Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций, Ассоциация технопарков, Ассоциация поддержки малых инновационных предприятии, технологических центров и технополисов. Кроме специальных объединений важную роль по оказанию различного рода услуг инновационным предпринимателям играют ассоциации, союзы и другие общественные организации общего профиля. Так, Союз малых предприятий Москвы и Московской области создал банк данных об имеющихся разработках для поиска потенциальных инвесторов в производство перспективной продукции. Союз также оказывает помощь в регистрации предприятий, экспертизе разработок, патентовании, поиске партнеров и источников финансовой помощи.

Большое значение для развития венчурной деятельности имеет доступность телекоммуникационных сетей. Для рядового изобретателя или инновационного предпринимателя пользоваться услугами таких коммерческих сетей, как ROSNET, RELCOM, ROSPAC, пока еще дорого, как и подключение к зарубежным компьютерным

сетям. В настоящее время на уровне министерств обсуждается проект создания единой общероссийской сети, точнее, телекоммуникационной системы передачи данных «Наука». А тем временем большинству инноваторов остается лишь надеяться на благоприятные сдвиги в области компьютеризации инновационного обеспечения их деятельности.

Помимо вышеперечисленных факторов, влияющих на становление и развитие венчурной деятельности, следует выделить проблемы стандартизации и управления качеством.

При решении вопросов сертификации и контроля качества инновационной продукции гарантируется определенный уровень качества продукции и технологий. В рыночных условиях они представляют собой часть более широкого понятия - «управление качеством продукта» как совокупности форм и методов достижения определенных потребительских свойств товара, обеспечивающих определенную конкурентоспособность выпускающей его фирме при производстве и продвижении товара на рынок к потребителю.

Эта область предпринимательской деятельности - одна из значительных в конкурентной борьбе на современных рынках. Эффективное применение в инновационной деятельности мирового опыта управления качеством должно существенно повысить возможности выхода российских инновационных предприятий на международные рынки.

Международное научно-техническое сотрудничество - еще один важнейший фактор, способствующий активизации инновационной венчурной деятельности в России. В условиях российской экономики международное сотрудничество способствует не только получению недостающих знаний, но и выступает дополнительным источником финансовых средств, позволяющим в определенной степени облегчить ситуацию, создавшуюся в результате острого дефицита финансовых ресурсов внутри страны.

Долгосрочное международное сотрудничество возможно только тогда, когда оно строится на взаимовыгодной основе, и проявление интереса западными странами к возможностям развития венчурного предпринимательства в России носит конструктивный характер.

В настоящее время международное сотрудничество в области венчурного предпринимательства проходит в подавляющем большинстве на межгосударственном уровне, имея форму межправительственных соглашений и встреч, организуемых государственными и общественными структурами.

Что касается прямого межфирменного сотрудничества на межфирменном уровне, то оно в значительной степени тормозится общей неблагоприятной макроэкономической обстановкой и имеет трудности, что стоят на пути отечественных частных инвестиций в венчурное предпринимательство. Столь слабый прогресс в сфере прямого межфирменного сотрудничества с зарубежными партнерами связан с высокой степенью инновационного риска, который характерен для нынешней ситуации в России.

Стоит согласиться с точкой зрения М. Бунчука, что рынок венчурного капитала (со стороны предложения) состоит из институционального (формального) сектора, состоящего в основном из венчурных фондов, и неформального сектора, представленного индивидуальными инвесторами [1].

Таким образом, венчурное инвестирование основано на принципах поэтапности финансирования, беспроцентности предоставляемых средств, терпеливости к росту предприятия, тесного сотрудничества между венчурными капиталистами и создаваемыми с их участием предприятиями. Венчурный капитал, сочетая в себе различные формы капитала (акционерного, ссудного и предпринимательского), выступает посредником в отношениях инвесторов и компаний, нуждающихся в финансировании.

Тем не менее, в России венчурный капитал пока только зарождается, однако потенциально является одним из основных источников финансирования для коммерциализации научно-технических разработок. Процесс становления и развития венчурного бизнеса в России на определенном этапе требует создания профессиональных организаций.

Литература

1. Бунчук М. В. Неформальный рынок венчурного капитала: бизнес-ангелы // Технологический бизнес. 1999.

2. Финансирование инноваций. URL: www. innov business.ru

3. Чекулина Т. А., Колесниченко Е. А. Развитие промышленных предприятий как основа инновационного развития страны // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып.10.

4. Ягудин С. Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: учеб.-метод. комплекс. М.,2008.

5. Янгиров А. В. Особенности венчурного финансирования инноваций в России // Актуальные вопросы экономики и управления: мат-лы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). М., 2011. Т. I. С. 20-21.

6. URL: http://allnews.ya1.ru

7. URL: http://www.cnews.ru

8. URL: http://www.innovbusiness.ru

9. URL:http://www.techbusiness.ru

S. P. Yukhachev

In this article features of venture investment in modem Russia are considered. The factors promoting activization of venture innovative activity are in detail described.

Key words: venture business, investments, venture investment, innovative activity.

* * *

FEATURES OF VENTURE INVESTMENT IN MODERN RUSSIA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.