Научная статья на тему 'Особенности ведения бухгалтерского учета основных средств и их амортизации в сельскохозяйственных организациях'

Особенности ведения бухгалтерского учета основных средств и их амортизации в сельскохозяйственных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / АМОРТИЗАЦИЯ / УЧЕТ / ПЕРВИЧНАЯ УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / FIXED ASSETS / DEPRECIATION / ACCOUNTING / PRIMARY ACCOUNTING DOCUMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адаменко А. А., Хорольская Т. Е., Литовка Ю. С.

В современных условиях развитие сельскохозяйственной организации во многом зависит от комплектности обеспечения и эффективности использования основных средств. В связи с этим особенности ведения бухгалтерского учета данных активов оказывает непосредственное влияние на производство, размер затрат, и как следствие, на размер налоговой нагрузки экономического субъекта. Все факты хозяйственной жизни по учету основных средств в сельскохозяйственных организациях оформляются соответствующими формами первичных документов. На каждую классификационную группу основных средств (здания, сооружения, передаточные устройства) заводят отдельные описи инвентарных карточек. Синтетический учет наличия и движения основных средств ведется на предназначенных для этого счетах бухгалтерского учета, основными из которых являются счет 01 «Основные средства» и счет 02 «Амортизация основных средств».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of accounting of fixed assets and their amortization in agricultural organizations

In modern conditions, the development of an agricultural organization largely depends on the completeness of support and the efficient use of fixed assets. In this regard, the accounting features of these assets have a direct impact on production, the amount of costs, and as a result, on the size of the tax burden of an economic entity. All facts of economic life in accounting for fixed assets in agricultural organizations are drawn up in the corresponding forms of primary documents. For each classification group of fixed assets (buildings, structures, transmission devices), separate inventories of inventory cards are made. Synthetic accounting of the availability and movement of fixed assets is kept on the designated accounting accounts, the main of which are account 01 “Fixed assets” and account 02 “Depreciation of fixed assets”.

Текст научной работы на тему «Особенности ведения бухгалтерского учета основных средств и их амортизации в сельскохозяйственных организациях»

1. Adamenko A.A. Analytical capabilities of the cash flow statement / A.A. Adamenko, D.V. Popova // In the collection: Formation of the economic potential of business entities: problems, prospects, accounting and analytical support. Materials of the VI International Scientific Conference. - 2016 .- S. 351-356.

2. Babalykova I.A. Cash flow statement in accordance with IFRS / I.A. Babalykova, N.N. Grigoryeva // In the collection: Modern problems of accounting and reporting. Materials of the II International Student Scientific Conference, 2015. - P. 74-80.

3. Sigidov Yu.I. Formation of accounting and analytical information on cash flow in commercial organizations: monograph / Yu. I. Sigidov, A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya. - Krasnodar: KubSAU, 2019 .- 144 p.

А.А. Адаменко - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),

A.A. Adamenko - Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;

Т.Е. Хорольская - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),

T.E. Khorolskaya - senior lecturer of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;

Ю.С. Литовка - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),

Y.S. Litovka - undergraduate, Kuban state agrarian University.

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИХ АМОРТИЗАЦИИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ FEATURES OF ACCOUNTING OF FIXED ASSETS AND THEIR AMORTIZATION IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Аннотация. В современных условиях развитие сельскохозяйственной организации во многом зависит от комплектности обеспечения и эффективности использования основных средств. В связи с этим особенности ведения бухгалтерского учета данных активов оказывает непосредственное влияние на производство, размер затрат, и как следствие, на размер налоговой нагрузки экономического субъекта.

Все факты хозяйственной жизни по учету основных средств в сельскохозяйственных организациях оформляются соответствующими формами первичных документов. На каждую классификационную группу основных средств (здания, сооружения, передаточные устройства) заводят отдельные описи инвентарных карточек. Синтетический учет наличия и движения основных средств ведется на предназначенных для этого счетах бухгалтерского учета, основными из которых являются счет 01 «Основные средства» и счет 02 «Амортизация основных средств».

Annotation. In modern conditions, the development of an agricultural organization largely depends on the completeness of support and the efficient use of fixed assets. In this regard, the accounting features of these assets have a direct impact on production, the amount of costs, and as a result, on the size of the tax burden of an economic entity.

All facts of economic life in accounting for fixed assets in agricultural organizations are drawn up in the corresponding forms of primary documents. For each classification group of fixed assets (buildings, structures, transmission devices), separate inventories of inventory cards are made. Synthetic accounting of the availability and movement of fixed assets is kept on the designated accounting accounts, the main of which are account 01 "Fixed assets" and account 02 "Depreciation of fixed assets".

Ключевые слова: основные средства, амортизация, учет, первичная учетная документация

Keywords: fixed assets, depreciation, accounting, primary accounting documentation

Наличие основных средств является необходимым условием финансово-хозяйственной деятельности многих экономических субъектов. В современных условиях развитие каждой организации во многом зависит от комплектности обеспечения и эффективности использования основных средств. Основные средства представляют собой один из важнейших элементов производственной деятельности сельскохозяйственных организаций. Поэтому осуществление их грамотного учета оказывает непосредственное влияние на производство, размер затрат, и как следствие, на размер налоговой нагрузки экономического субъекта.

Все факты хозяйственной жизни по учету основных средств в сельскохозяйственных организациях оформляются соответствующими формами первичных документов. Руководитель по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов. Документы, которыми оформляются операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, обязательно проверяются. Работники бухгалтерии проверяют полноту и правильность оформления, а так же наличие всех обязательных реквизитов. Далее все поступившие документы проверяются по содержанию: контролируется законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей, правильность арифметических подсчетов.

Первичные документы оформляются на основании представленных документов (договоров, счетов, транспортных накладных, приказов). Документы, явившиеся основанием для оформления первичного учетного документа, прилагаются к нему.

Все данные о финансово-хозяйственных операциях, содержащиеся в первичных учетных документах, систематизируются, накапливаются и отражаются в виде бухгалтерских проводок в регистрах бухгалтерского учета. Регистры систематической записи подразделяются на регистры синтетического учета и регистры аналитического учета.

Одним из главных принципов организации бухгалтерского учета является документооборот. Документооборотом называется движение документов с момента их составление и до сдачи в архив. Срок хранения документов в архиве составляет 5 лет.

При поступлении объекта основных средств руководитель издает приказ о создании специальной комиссии. Данная комиссия составляет Акт приема-передачи основных средств (унифицированная форма № ОС-1 утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7) в двух экземплярах - для предприятия-сдатчика и принимающего предприятия. Далее акт и техническая документация объекта передается в бухгалтерию, где объекта дается инвентарный номер и заводится инвентарная карточка. Информация в акте заполняется на основании сведений указанных в договоре (купли-продажи, мены, лизинга), на основании которого основное средство передается в организацию.

При перемещении основного средства из одного подразделения предприятия в другое оформляется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств унифицированная форма № ОС-2.

При списании групп объектов основных средств в сельскохозяйственной организации составляется акт о списании групп объектов основных средств (унифицированная форма № ОС-4б утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7) В акте указывается номер документа, дата составления, форма по ОКУД и ОКПО. Так же закрепляется ответственное лицо. Акт утверждается руководителем.

При списании объекта основных средств составляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств). Основанием для составления акта может быть приказ либо распоряжение руководителя. Так же закрепляется материально ответственное лицо. В акте о списании основных средств указывается номер документа, дата его составления и сведения о состоянии объекта основных средств на дату списания. Акт утверждается руководителем и главным бухгалтером. Так же собирается комиссия, в состав которой входит заместитель руководителя, главный инженер, главный бухгалтер, инженер по ЭМТП, бригадир, механик. Составляется заключение комиссии, указываются сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания.

В оформлении документов были замечены неточности в заполнении данных о затратах, связанных со списанием объектов основных средств и выручки от реализации. А именно, в документе о списании объекта основных средств № 1С, подпись под которым поставили председатель комиссии, все члены комиссии и главный бухгалтер, не указаны сведения о затратах, связанных со списанием объекта, а так же результаты от списания и выручка от реализации. Так же не описана краткая характеристика списываемого объекта. Таким образом, работникам бухгалтерии рекомендуется заполнять все сведения о списании объекта основных средств.

Аналитический и синтетический учет основных средств в сельскохозяйственной организации организован на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендованных Министерством финансов Российской Федерации и разработанных другими ведомствами при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета.

Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии сельскохозяйственной организации по классификационным группам, а внутри групп - по инвентарным объектам в ведомости движения основных средств и местонахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за сохранность в инвентарном списке или другом соответствующем документе.

Заполнение ведомости движения основных средств производится на основе первичных документов: актов приемки-передачи, технических паспортов, свидетельств и других документов.

На каждую классификационную группу основных средств (здания, сооружения, передаточные устройства) заводят отдельные описи инвентарных карточек.

Синтетический учет наличия и движения основных средств ведется на счетах:

- счет 01 «Основные средства»;

- счет 02 «Амортизация основных средств»;

- счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;

- счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных средств»;

- счет 001 «Арендованные основные средства»;

- счет 010 «Износ основных средств»;

- счет 011 «Основные средства, сданные в аренду».

В сельскохозяйственной организации счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Объект основных средств, находящийся в собственности двух

или нескольких организаций, учитывается каждой организацией на счете 01 «Основные средства», в соответствующей доле. Оприходование объектов основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства».

Поступление основных средств в сельскохозяйственной организации, как отмечалось выше, оформляется унифицированной формой № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств». Данный акт является основанием для записи на счетах бухгалтерского учета: Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» - на величину первоначальной стоимости объекта основных средств.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

На примере данных бухгалтерского учета сельскохозяйственной организации ООО «ХХХ» рассмотрим порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций с основными средствами. Итоговые учетные записи, произведенные в бухгалтерском учете ООО «ХХХ» в 2018 г. по синтетическому счету 01 «Основные средства» обобщены и приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Итоговые учетные записи по счету 01 «Основные средства» в ООО «ХХХ», 2018 г.

Дебет Кредит

С кредита счетов Содержание факта хозяйственной жизни Сумма тыс. руб. В дебет счетов Содержание факта хозяйственной жизни Сумма тыс. руб.

Остаток на 01.01.2018 г. 468016

08 Введены в эксплуатацию здания и приобретенные у поставщиков основные средства 1137383 02 Списаны выбывшие основные средства на сумму начисленной амортизации 37685

91.2 Списана остаточная стоимость выбывших основных средств 9567

Оборот по дебету счета 1137383 Оборот по кредиту счета 47252

Остаток на 31.12.2018 г. 1558147

Проанализировав бухгалтерские записи, произведенные в организации в отчетном году в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства», можно сделать вывод о том, что все записи корректны, нетиповых записей в учете произведено не было.

Движение основных средств в ООО «ХХХ» связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем ООО «ХХХ». Для приемки составляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Если объекты однотипные и имеют одинаковую стоимость, приняты одновременно под ответственность одного и того же лица, то допускается составление общего акта. В актах указывается наименование поступившего объекта, год его постройки или выпуска заводом, краткую характеристику, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

Оформив акт приема-передачи основных средств, его передают в бухгалтерию ООО «ХХХ». К составленному акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи), акт утверждает руководитель организации.

При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для ООО «ХХХ» и организации, принимающей их). Поступающее на склад ООО «ХХХ» оборудование оформляется актом о приемке оборудования. В акте поступившего оборудования указывается наименование этого оборудо-

вания, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, указываются в акте о выявленных дефектах оборудования. Составляется акт по каждому наименованию оборудования. В нем по порядку указываются выявленные дефекты и мероприятия, работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта основные оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывается изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией объекта.

Списание основных средств, кроме автотранспорта, оформляется актом на списание основных средств. Списание автотранспорта (легкового автомобиля, грузового, прицепа или полуприцепа) оформляется актом на списание автотранспортных средств.

В актах на списание основных средств в ООО «ХХХ» указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома), полученных от ликвидации объекта (выручка от ликвидации), результат от списания.

Остаточную стоимость выбывающих объектов основных средств отражают на специальном субсчете 01.7 «Выбытие основных средств», открытому к счету 01 «Основные средства». В дебет субсчета 01.7 «Выбытие основных средств» списывается учетная стоимость основного средства, отражаемая на счете 01 «Основные средства», в кредит субсчета 01.7 «Выбытие основных средств» списывается начисленная амортизация. По кредиту субсчета 01.7 «Выбытие основных средств» отражается так же остаточная стоимость выбывающего основного средства в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Выбытие основных средств организации в результате их продажи, списания, безвозмездной передачи отражается по дебету счета 01.7 «Выбытие основных средств» с кредита счета 01.1 «Основные средства, находящиеся в эксплуатации».

Сумма накопленной амортизации по выбывающему основному средству в бухгалтерском учете отражается движением по счету 02 «Амортизация основных средств», отражаемая с кредитом счета 01.7 «Выбытие основных средств».

Внутреннее перемещение объектов основных средств из одной бригады ООО «ХХХ» в другую, а также их передачу со склада в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств. Акт-накладную выписывают в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию ООО «ХХХ», а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии объекта в инвентарном списке основных средств.

Начисление амортизации по объектам основных средств в ООО «ХХХ» начинается с первого месяца, следующего за месяцем принятия данных объектов к бухгалтерскому учету, и продолжается до полного погашении стоимости данных объектов или их выбытия.

В ООО «ХХХ» используют линейный способ начисления амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Исключение составляют объекты, указанные в п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Срок полезного использования объектов основных средств за исключением животных, в ООО «ХХХ» устанавливается в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г., и утверждается по распоряжению руководителя.

В случае если предмет невозможно отнести ни к одной амортизационной группе ООО «ХХХ» самостоятельно определяет срок его полезного использования на основании приказа руководителя.

Срок полезного использования в пределах амортизационной группы определяется комиссией по приему основных средств и утверждается приказом руководителя.

В случае выбытия объектов до полного погашения их стоимости, начисление амортизации по этим объектам прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло выбытие.

Принимая к учету объект основных средств, который уже был в эксплуатации, то срок полезного использования этого объекта устанавливается с учетом времени его эксплуатации на балансе организации поставщика, подтвержденного документально. В случае отражения в учете объекта с истекшим сроком эксплуатации на балансе другой организации и затем приобретенным ООО «ХХХ», комиссия определяет срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Все данные об амортизации основных средств заполняются в ведомость амортизации основных средств. В ведомости амортизации информация систематизируется по группам объектов. Указываются стоимостные показатели на начало периода, изменение за период, на конец периода и остаточные.

Ведомость амортизации ведется в целом по всем основным средствам организации, а так же по отдельным бригадам.

Так же данные об амортизации основных средств указываются в главной книге по счету 02.1 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01». В главной книге приводятся данные о начальном и конечном сальдо по дебету и кредиту, обороты по дебету и кредиту, а так же корреспонденция счетов.

В ООО «ХХХ» составляется оборотно-сальдовая ведомость по счету 02.1 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01». В ней указывается субконто, сальдо на начало и конец периода и обороты за период. Детализация по наименованию объектов основных средств.

Амортизацию и другие затраты по содержанию основных средств, используемых в животноводстве, ООО «ХХХ» относит напрямую в соответствующие виды и группы животных. При содержании в животноводческих зданиях нескольких групп животных эти расходы распределяют между ними пропорционально занимаемой каждой группой площади здания.

В случае реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств в ООО «ХХХ» норма амортизации, установленная по этим объектам при вводе их в эксплуатацию, пересматривается при увеличении срока полезного использования данных основных средств по решению технических служб предприятия. Данное решение составляется техническими службами и утверждается руководителем сельскохозяйственной организации.

По решению руководителя о консервации объектов ООО «ХХХ» на срок более трех месяцев, а также период восстановления основных средств, длящегося свыше 12 месяцев, начисление амортизации приостанавливается на срок консервации (восстановления).

По фактически эксплуатируемым объектам капитального строительства, документы, которые переданы на государственную регистрацию, начисляется амортизация. Амортизационные начисления учитываются на счете 02.1 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01», обособлено с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию и передачи документов на государственную регистрацию.

Сумма накопленной амортизации по выбывающему основному средству отражается по дебету по счету 02.1 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01», отражаемая с кредитом счета 01.7 «Выбытие основных средств».

По объектам жилищного фонда амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Начисление амортизации, а так же установление срока полезного использования лизингополучателем по предмету лизинга, учитываемому на балансе лизингополучателя, осуществляются в общем порядке в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. №26н). Срок полезного использования предмета лизинга не может быть меньше срока договора лизинга.

В ООО «ХХХ» в 2018 г. в общеустановленном порядке осуществлялось начисление амортизации основных средств, что было отражено соответствующими бухгалтерскими записями.

Обобщим итоговые записи по счету 02 «Амортизация основных средств» произведенные в ООО «ХХХ» в течение 2018 г. и представим их в таблице 2.

Таблица 2 - Итоговые учетные записи по счету- 02 «Амортизация основных средств» в ООО «ХХХ», 2018 г.

Дебет Кредит

С кредита счетов Содержание факта хозяйственной жизни Сумма тыс. руб. В дебет счетов Содержание факта хозяйственной жизни Сумма тыс. руб.

Остаток на 01.01.2018 г. 196428

01 Списана амортизация по выбывшим основным средствам 37685 20 Начислена амортизация основных средств используемых в основном производстве 34578

23 Начислена амортизация основных средств используемых во вспомогательном производстве 16852

25 Начислена амортизация основных средств общепроизводственного назначения 3653

26 Начислена амортизация основных средств общехозяйственного назначения 781

29 Начислена амортизация основных средств используемых в обслуживающих производствах и хозяйствах 189

91 Начислена амортизация основных средств, сданных в аренду 1342

Оборот по дебету счета 37685 Оборот по кредиту счета 57395

Остаток на 31.12.2018 г. 216138

Как видно из данных таблицы 2, все записи по синтетическому счету 02 «Амортизация основных средств» произведенные в исследуемой организации за отчетный год являются корректным, нетиповых записей нет.

В течение финансового года в организации в обязательном порядке проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств, в том числе инвентаризация объектов основных средств. Инвентаризация проводится во всех случаях, когда ее проведение обязательно согласно действующему законодательству, а также по инициативе руководства организации с целью получения достоверной информации о наличии и условиях хранения объектов основных средств.

Проведение инвентаризации в ООО «ХХХ» осуществляется на основании приказа руководителя и оформляется соответствующими первичными документами. Инвентаризация основных средств согласно приказу об учетной политике проводится в организации ежегодно, перед составление годовой отчетности. По итогам инвентаризации в 2018 г. расхождения фактического наличия объектов основных средств с данными бухгалтерского учета выявлено не было. В случае выявления расхождений в результате инвентаризации бухгалтерия оформляет сличительную ведомость и отражает на счетах бухгалтерского учета результаты инвентаризации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С течением времени стоимость объектов основных средств, по которой они числятся в учете становиться неактуальной и отстает от реального времени, это обусловлено инфляционными процессами, характерными для экономики нашей страны. Данное обстоятельство затрудняет проведение анализа финансового состояния экономического субъекта, дает неверное представление о его финансовом положении. Чтобы этого не происходило, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает возможность проведения переоценки объектов основных средств коммерческими организациями.

Исходными данными для осуществления переоценки объектов основных средств в организации выступают:

- первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость (если данный объект переоценивался ранее), по которой они учитываются в бухгалтерском учете по состоянию на 31 декабря предыдущего отчетного года;

- сумма амортизации, начисленной за все время использования объекта по состоянию на указанную дату;

- документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов основных средств по состоянию на 1 января отчетного года.

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Результаты проведенной переоценки отражаются на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, так как возникающая разница является существенной. Отметим, что в отчетного году переоценка основных средств в ООО «ХХХ» не производилась.

Источники:

1. Sigidov Y.I. Methodological aspects of depreciation as an economic category / Y.I. Sigidov, M.S. Rybyantseva, A.A. Adamenko, E.A. Yarushkina // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016. - Т. 6. № S1. -С. 88-95.

2. Адаменко А.А. Порядок проведения инвентаризации имущества в коммерческих организациях / А.А. Адаменко, Ю.С. Литовка, Т.А. Москаленко // В сборнике: Современная экономика и ее информационное обеспечение: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. Краснодар, 2019. - С. 9-15.

3. Адаменко А.А. Учет основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности / А.А. Адаменко, Д.А. Резниченко, Ю.С. Литовка // В сборнике: Экономика России: реалии и перспективы развития. Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. Составители: Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова, Г.Н. Ясменко, В.В. Башкатов. - 2018. - С. 141-151.

4. Азиева, З.И. Особенности формирования и использования основных средств организации / З.И. Азиева, Л.В. Папова, О.В. Алексеенко // Стратегические приоритеты развития экономики и ее информационное обеспечение. Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. - Краснодар, 2018.- С. 60-64.

5. Полонская О.П. Выбор метода начисления амортизации по сельскохозяйственной технике (на примере ЗАО ОПХ «Центральное» г. Краснодара) / О.П. Полонская, Т.И. Симоненко // В сборнике: Развитие учетно-аналитических систем на микро- и макроуровне в условиях перехода на МСФО. Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 115-121.

6. Сигидов Ю.И. Первичная учетная документация: учебное пособие / Ю.И. Сигидов, Е.В. Левченко, Т.Е. Хорольская. Под общей ред. Ю.И. Сигидова. - Краснодар, 2018. - 292 с.

Sources:

1. Sigidov Y.I. Methodological aspects of depreciation as an economic category / Y.I. Sigidov, M.S. Rybyantseva, A.A. Adamenko, E.A. Yarushkina // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016. - Т. 6. № S1. -С. 88-95

2. Adamenko A.A. The procedure for the inventory of property in commercial organizations / A.A. Adamenko, Yu.S. Li-tovka, T.A. Moskalenko // In the collection: Modern Economics and its information support: state, problems and development prospects. Materials of the International scientific conference of young scientists and university professors. Krasnodar, 2019 .- S. 9-15.

3. Adamenko A.A. Accounting for fixed assets in accordance with international financial reporting standards / A.A. Adamenko, D.A. Reznichenko, Yu.S. Litovka // In the collection: Russian Economy: realities and development prospects. Materials of the International scientific conference of young scientists and university professors. Compiled by Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov. - 2018 .- S. 141-151.

4. Aziev, Z.I. Features of the formation and use of fixed assets of the organization / Z.I. Aziev, L.V. Papova, O.V. Ale-kseenko // Strategic priorities for the development of the economy and its information support. Materials of the International scientific conference of young scientists and university professors. - Krasnodar, 2018 .- S. 60-64.

5. Polonskaya O.P. The choice of depreciation method for agricultural machinery (for example, ZAO OPKh "Central" in Krasnodar) / O.P. Polonskaya, T.I. Simonenko // In the collection: Development of accounting and analytical systems at the micro and macro levels in the context of transition to IFRS. Collection of scientific articles of the VII International scientific-practical conference. - 2018 .- S. 115-121.

6. Sigidov Yu.I. Primary accounting documentation: textbook / Yu.I. Sigidov, E.V. Levchenko, T.E. Khorolskaya. Under the general ed. Yu.I. Sigidova. - Krasnodar, 2018 .- 292 p.

А.И. Аджиева - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],

A.I. Adzhieva - Associate Professor, Department of Accounting, Ph.D., North Caucasus State Academy;

Ф.У-А. Байрамукова - магистрант, Северо - Кавказская государственная академия, [email protected],

F. U-A. Bayramukova - undergraduate, North Caucasian State Academy.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ INTERNATIONAL PRACTICE FOR MAKING A CASH FLOW REPORT

Аннотация. Данная статья посвящена составлению отчета о движении денежных средств в международной практике. Актуальность темы исследования научной работы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования денежные потоки играют ключевую роль в управлении фирмой. Денежные потоки циркулируют по всем бизнес процессам внутри организации, непрерывно снабжая ее подразделения необходимыми ресурсами. В настоящее время недостаточно разработана целостная система методического обеспечения анализа денежных потоков, базирующаяся на взаимосвязи его методологии с процессами управления и прогнозирования. В современной научной литературе работ, посвященных исследованию потоков денежных средств в различных странах, довольно мало. Статья посвящена рассмотрению стандарта финансовой отчетности в соответствии со стандартом МСФО (IAS) 7. А также приведен анализ необходимости отчета о движении денежных средств.

Annotation. This article is devoted to the compilation of a cash flow statement in international practice. The relevance of the topic of research of scientific work lies in the fact that in modern conditions of managing cash flows play a key role in managing the company. Cash flows circulate through all business processes within the organization, continuously supplying its units with the necessary resources. Currently, a holistic system of methodological support for the analysis of cash flows, based on the relationship of its methodology with management and forecasting processes, is not sufficiently developed. In the modern scientific literature, there are few works devoted to the study of cash flows in various countries. The article is devoted to the consideration of the standard of financial reporting in accordance with the standard of IFRS (IAS) 7. It also provides an analysis of the need for a cash flow statement.

Ключевые слова: денежные средства, анализ, чистая прибыль, бухгалтерский баланс, финансовая отчётность.

Keywords: cash assets, analyses, net profit, balance sheet, financial statements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.