Особенности в управлении развитием профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования
Борченко Ирина Дмитриевна,
кандидат культурологии, заведующий учебно-методическим центром профессиональной переподготовки ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]
На современном этапе развития России возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, которая позволила бы сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Хороший специалист, обладающий педагогическим мастерством, умеющий увлечь своим делом детей и заинтересовать родителей, сможет организовать в образовательной организации результативно работающее объединение, «продвигать» имидж своей организации в социуме. Рассматриваются нормативные основания развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей. Обосновывается необходимость разработки персонифицированной программы повышения квалификации, как средства управления развитием профессиональной компетентности педагогов дополнительного образовательного учреждения.
Представлен пример диагностики профессиональных затруднений педагогов, а также практика управления разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации педагогов, как средства управления развитием их профессиональной компетентности.
Ключевые слова: профессиональные затруднения, компетентность, профессиональная компетентность, компетентный специалист, персонифицированная программа.
Качество педагогической деятельности во все времена имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. В современном обществе к педагогу предъявляются очень высокие требования профессионализма, и, чтобы им соответствовать, необходимо постоянно находиться в творческом поиске новых знаний, возможностей, новых идей. Каждая образовательная организация для эффективности своей деятельности и сохранения престижа заинтересована в профессионалах в своем деле.
Главный механизм достижения качества образования - это соединение и развитие возможностей общего и дополнительного образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования должны дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования.
Для решения задач современного образования становятся востребованными педагоги, открытые ко всему новому, которые могут генерировать собственные варианты идей, успешно применять в образовательной деятельности накопленный научный и практический опыт. Для проектирования процесса профессионального роста педагога будет целесообразным использование специальных средств, одним из которых выступает персонифицированная программа повышения квалификации педагога. Переход на персонифицированные программы - один из эффективных механизмов развития профессиональной компетентности педагога, в том числе педагога дополнительного образования детей.
Однако, реализация таких программ невозможна без разработки и реализации в образовательной организации управленческой работы направленной на профессиональный рост и развитие, что препятствует непрерывному развитию педагогов.
В рамках Федерального Закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года реализация основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самим образовательным учреждением [1]. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спор-
со ^
0
сч
сч
01
та. При этом дополнительное образование - определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В организациях дополнительного образования детей педагог - ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образовательной деятельности. Развивать способности обучающихся, работать с талантливыми, одаренными детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, организовывать интеллектуальные и творческие конкурсы, фестивали, соревнования, а также проектно-исследовательскую деятельность обучающихся - все это должны осуществлять высококвалифицированные компетентные специалисты.
Анализ понятия «профессиональная компетентность педагога» показал, что его суть сводится к объединению теоретической и практической подготовленности в когнитивной сфере и характеризует его профессионализм.
По словам А. К. Марковой [2, с. 6-11], компетентность педагога обусловлена взаимосвязью его истинного труда с профессиональными умениями и навыками и профессионально-мировоззренческой позицией. А. П. Акимова интерпретирует профессиональную компетентность педагогов двух смысловых значениях: в узком смысле этого слова - как объем знаний, умений, навыков; в широком - как высокий уровень успешного взаимодействия с обществом [3, с. 37-44].
К основным составляющим компетентности работников образования относятся: предметная, информационно-коммуникативная, методическая, психолого-педагогическая [4].
Профессиональные умения педагога дополнительного образования подробно описаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих [5].
Заметим, что уровень профессиональной компетентности педагога определен его квалификационной характеристикой, которая является нормативным основанием самого процесса повышения этого уровня, или развития компетентности, а также профессиональным стандартом «Педагог» [6]. По своей сути, квалификационная характеристика - это обобщение требований к теоретическому и практическому опыту педагога.
Большинство знаний педагогической направленности определены и обусловлены образовательными программами, поэтому психолого-педагогическая подготовка будущего педагога предполагает достаточно широкие знания методологических основ педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
Исходя из этого, заметим, что в процессе подготовки будущего педагога воплощается в реальность смоделированная теория и технология педа-
гогической деятельности, закладываются основы общегуманитарного мышления педагога. Кроме того, теоретические знания составляют существенную основу для расширения и углубления требуемых умений и навыков, то есть непосредственного развития профессиональной компетенции.
Анализ профессионально-управленческой компетентности педагога осуществляется с опорой на нормативно-правовые основы его деятельности. Их содержание включает в себя ряд трудовых функций, которые, в свою очередь, представлены в квалификационных характеристиках педагога дополнительного образования, а так же в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования: уровень квалификации, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации.
Сущность деятельности педагога в современной ситуации управления образованием основывается на следовании российскому и международному законодательству, правах и обязанностях участников образовательного процесса и образовательных стандартах. Качественной иллюстрацией этому служит сама нормативно-правовая компетентность педагога, которая является важным условием в ситуации обеспечения государственной политики в области образования.
Модель формирования нормативно-правовой компетентности педагога предполагает в качестве своей основы объединение методологического, результативного и управленческого компонентов, суть которых реализуется в границах личностно-ориентированной модели подготовки педагога. Отметим, что такая подготовка сопряжена с конструированием персонифицированной программы повышения квалификации.
Персонифицированная программа повышения квалификации педагогов представляет собой индивидуальную систему, или алгоритм, руководствуясь которым педагог может существенно повысить свой профессиональный уровень. При этом начинает функционировать аспект, связанный с учетом личностных и мировоззренческих особенностей каждого педагога, к примеру, его представлений о системе образования и ведении занятий, мнении о схеме самообразования и саморазвития. Кроме того, персонифицированная программа всецело ориентируется на практический опыт педагога, обеспечивая высокую степень его использования, особенно в инновационной деятельности.
Как отмечают в своей статье Е. Н. Жаркова и Н. Г. Калашникова, «переход на персонифицированную систему повышения квалификации - одна из составляющих государственной политики в сфере повышения квалификации работников» [7]. Иными словами, реализация сферы государственной политики в масштабе персонифицированной программы - это особый управленческий алгоритм действий в отношении развития компетентности педагога. Профессия педагога, а особенно педагога дополнительного
образования, напрямую связана с фактором постоянного личностно-профессионального роста, который будет проходить качественнее при верной организации этого процесса. Поэтому создание логично обоснованной персонифицированной программы будет являться требуемым механизмом в общей сфере управления и поддержки развития компетентности педагогов.
Целью создания персонифицированной программы является обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации работников образования и создание требуемых условий для воплощения главных элементов этого процесса в реальность. Последнее осуществляется путем конструирования индивидуальной образовательной программы и выбора конкретным педагогом собственной «схемы движения» по маршруту повышения квалификации.
Разнообразие условий и обстоятельств образовательной деятельности объективно требует от педагога дополнительного образования конкретной профессиональной реакции в каждой педагогической ситуации, что, как правило, выражается в умении или неумении специалиста решать возникшую педагогическую задачу. В этой связи особую роль приобретает решение задачи оказания адресной помощи педагогу по преодолению его профессиональных затруднений, удовлетворения профессиональных потребностей. Оказание такой поддержки возможно только при тщательном изучении видов и областей проявления затруднений, особенностей проявления явных и скрытых профессиональных потребностей каждого отдельно взятого специалиста.
Примером диагностики профессиональных затруднений может служить разработанная в ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» карта комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов.
Цель карты - упорядочить и оптимизировать оценивание затруднений в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, придать оценке максимально комплексный и всесторонний характер и объективизировать с помощью суммарного балла, который основывается на многих параметрах и может быть выражен количественно.
Карта позволила, помимо количественного, произвести качественный анализ затруднений педагога в той или иной области его профессиональной деятельности. Каждая из областей содержит содержательные блоки, а блоки в свою очередь показатели через которые раскрываются профессиональные затруднения.
Рекомендуемая карта структурирована по трем позициям. Первая позиция представлена диагностическими блоками, определяющими области профессиональных затруднений педагогов. Вторая позиция позволяет в составе диагностических блоков выделить содержание профессиональных затруднений педагогов. Третья - через диагностиче-
ские параметры раскрывает показатели оценки профессиональных затруднений педагога.
Анализ проведенного исследования в одной и спортивных школ Челябинской области выявил профессиональные затруднения у 33,3% педагогов в области общепедагогической и методической компетентности.
На рисунке 1 видно как четыре из двенадцати педагогов достигли критического уровня профессиональных затруднений.
13,2
13.4 3
11.8 11 .5 1 ,7
10
и V 8,1
6,5 _6А_
Рис 1. Общепедагогическая область профессиональных затруднений
По результатам анализа карт диагностики, трудности возникли преимущественно по показателям:
- умение использовать разнообразные приемы, формы, методы и средства;
- умение разрабатывать рабочие программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ОО;
- умения оценить эффективность и результаты обучения, учитывая планируемые результаты; умение осуществлять оценку деятельности;
- применение в образовательной деятельности современных образовательных технологий.
Также педагоги нуждаются в организации и осуществлении коррекционных мероприятий, прописанных в персонифицированной программе, направленных на преодоление профессиональных затруднений в общепедагогической области. Рекомендуется составление плана по саморазвитию, определение наставника, курсов повышения квалификации.
В методической области по результатам диагностики (рисунок 2) были выявлены профессиональные затруднения у пяти педагогов из двенадцати
10 10 _ ,4 1С ,7 1С ,8
3,1
е 4 6 6Д
со ^
0
сч
сч
01
Рис. 2. Методическая область профессиональных затруднений
По результатам анализа карт диагностики, трудности возникли преимущественно по показателям:
- сформировать универсальных учебных действий у обучающихся в процессе образовательной деятельности;
- ориентация в новых методах и приемах обучения, в новых подходах к использованию традиционных методов обучения.
В ходе анализа профессиональных затруднений была выявлена потребность в изучении особенностей педагогической деятельности в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (в знании форм организации обучения детей предмету деятельности включая индивидуальные учебные планы; умение разрабатывать рабочие программы и курсы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования; применение в образовательной деятельности современных образовательных технологий).
По итогам проведенной диагностики был определен алгоритм приоритетных направлений управленческой поддержки направленной на развитие профессиональных компетентностей:
- разработка положения, определение рабочей группы ответственной за разработку и реализацию персонифицированных программ;
- организация маркетинговых исследований и определение перечня необходимых программ повышения квалификации;
- финансовая поддержка персонифицированных программ;
- оценка и использование ресурсов образовательной организации для развертывания методической работы. Определение педагога-тьютора.
В результате проделанной работы по организации и осуществлению управленческой поддержки педагоги овладели профессиональными компе-тентностями в области общепедагогической и методической компетентности.
Таким образом, управление развитием профессиональной компетентности педагогов - это целенаправленный процесс оказания руководителем образовательной организации превентивной и оперативной помощи педагогам через совместное создание условий для решения возникающих во взаимодействии с воспитанниками проблем, для преодоления трудностей. В качестве результата
управленческой поддержки, оказанной педагогу, является повышение его успешности во взаимодействии с воспитанниками.
Персонифицированная программа повышения квалификации педагогов представляет собой индивидуальную систему, или алгоритм, руководствуясь которым педагог дополнительного образования, может существенно повысить свой профессиональный уровень.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 40174/ (дата обращения 17.04.2018).
2. Маркова, А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
3. Акимова, А. П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров / А. П. Акимова // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.1. -Ленинград, 1973. - С. 37-44.
4. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://base.garant.rU/70662982/#ixzz52MMJwERy (дата обращения 17.04.2018).
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ivo.garant.rU/#/document/199499/paragraph/518:0 (дата обращения 17.04.2018).
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 года). Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2016 года п 422н. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения 17.04.2018).
7. Жаркова, Е. Н. Об организации персонифицированного повышения квалификации работников образования на региональном уровне [Электронный ресурс] / Е. Н. Жаркова, Н. Г. Калашникова. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1773.htm (дата обращения 17.04.2018).
8. Салынская Т.В. Роль межкультурной коммуникации в преподавании иностранного языка // В книге: Актуальные проблемы управления - 2016. 21-я Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 130-131.
9. Салынская Т.В. Система действий преподавателей и студентов по созданию собственного интеллектуального продукта в виде презентации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-2 (76). С. 208-210.
10. Петрова С.Н. К решению проблемы саморазвития педагога в системе повышения квалификации на базе Центра дополнительного образования. // Инновации и инвестиции. 2014. №5. с.253-255
Features in managing the development of professional
competence of teachers of additional education Borchenko I.D.
Chelyabinsk institute of retraining and professional development of
workers is educated At the present stage of Russia's development, a need arose for a qualitatively different training of a teacher that would combine the fundamentally of professional basic knowledge with innovative thinking and a practice-oriented, research approach to resolving specific educational problems. A good specialist with pedagogical skills, able to carry children and interest his parents, will be able to organize effectively an educational organization in the educational organization, to «promote» the image of his organization in the society. The normative grounds for the development of professional competence of teachers of additional education for children are considered. The author substantiates the necessity of developing a personalized program of professional development, as a means of managing the development of the professional competence of teachers of an additional educational institution. An example of diagnosing the professional difficulties of teachers is presented, as well as the practice of managing the development and implementation of personalized programs for the professional development of teachers as a means of managing the development of their professional competence. Key words: professional difficulties, competence, professional
competence, competent specialist, personalized program. References:
1. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated
29.12.2012 No. 273-FZ. - [Electronic resource]. - Access mode : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (circulation date April 17, 2018).
2. Markova, A. K. Psychology of the teacher's work: A book for the
teacher / A. K. Markova. - Moscow : Education, 1993. - 192 pp.
3. Akimova, A. P. On the character of professional skills in the
activity of teachers-masters / A. P. Akimova // Modern psychological and pedagogical problems of the higher school. Issue 1. - Leningrad, 1973. - P. 37-44.
4. On approval of the Procedure for attestation of pedagogical workers of organizations engaged in educational activities. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of April 7, 2014 No. 276. - [Electronic resource]. -Access mode : http://base.garant.ru/70662982/#ixzz52MMJwERy (the circulation date is April 17, 2018).
5. Order of the Ministry of Health and Social Development of the
Russian Federation of August 26, 2010, No. 761n «On approval of the Single qualification reference book for positions of managers, specialists and employees, section» Qualification characteristics of educational posts». - [Electronic resource]. -Access mode :
http://ivo.garant.ru/#/document/199499/paragraph/518:0 (circulation date is April 17, 2013).
6. On the approval of the professional standard «Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)» (as amended on August 5, 2016). Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of August 5, 2016 n 422 n. - [Electronic resource]. -Access mode : http://docs.cntd.ru/document/499053710 (the date of circulation is April 17, 2018).
7. Zharkova, Ye. N. About the organization of personified upgrading
of qualification of educators at the regional level [Electronic resource] / E. N. Zharkova, N. G. Kalashnikova. - Access mode : http://www.emissia.org/offline/2012/1773.htm (circulation date April 17, 2018).
8. Salynskaya T.V. The role of intercultural communication in teaching a foreign language // In the book: Actual Problems of Management - 2016. 21st International Scientific and Practical Conference. 2016.S. 130-131.
9. Salynskaya T.V. The system of actions of teachers and students
to create their own intellectual product in the form of a presentation // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2017. No. 10-2 (76). S. 208-210.
10. Petrova S.N. To solve the problem of teacher's self-development in the system of advanced training on the basis of the Center for Continuing Education // Innovation and investment. 2014. No5. p. 253-255