Научная статья на тему 'Особенности в осуществлении православного обряда крещения на территории Забайкалья (хvii-хiх века)'

Особенности в осуществлении православного обряда крещения на территории Забайкалья (хvii-хiх века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности в осуществлении православного обряда крещения на территории Забайкалья (хvii-хiх века)»

ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ СИБИРИ

УДК 392.14

Л. И. Запекина

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ул. Сахьяновой 6, г. Улан-Удэ, Россия E-mail: zli22@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРЯДА КРЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬЯ (XVII-XIX ВЕКА)

Распространение православия на территории Сибири и в Забайкалье, в частности, являлось неотъемлемой составляющей процесса становления российской государственности, частью русификаторской политики. Как отмечал архимандрит Мелентий, история Сибирской церкви в ХУП-ХУШ вв. «слагается при условиях, весьма отличных от условий народной жизни других регионов России, а церковная администрация в Сибири избегает тех запутанностей, которые во внутренней России сложились веками и требовали многих преобразований» [Мелентий, 1875. С. 5]. Начало колонизации и освоения территории Забайкалья, предполагавшее, прежде всего, строительство острогов и церквей при них, хронологически относится к 1630-м гг. В это время происходило взаимное «ознакомление» православной культуры, распространявшейся на данной территории благодаря русским первопроходцам, с культурой местного населения. Систематическая христианизация Забайкалья началась со времени основания в 1681 г. Даурской миссии.

Нас интересует вопрос организации и совершения обряда крещения в рамках тех условий, в которых оказывались миссионеры указанного хронологического периода. Были ли особенности в совершении данного обряда, либо он являлся строго канонизированным и неизменным независимо от тех обстоятельств, в которых он осуществлялся? Анализ информации, содержащейся в Национальном архиве Республики Бурятия, центральной и местной церковной периодике, позволил нам выделить ряд фактов, касающихся особенностей в совершении обряда крещения над коренным населением, в частности над бурятами.

Следует отметить, что в крещении мы выделяем внутреннюю (догматическую) и внешнюю (обрядовую) стороны. На практике обе эти стороны выступают в неразрывном единстве, однако в нашем исследовании объектом была избрана внешняя (обрядовая) сторона, в связи с чем мы используем термин «православный обряд крещения». Интересующий нас обряд крещения, а точнее, его внешнюю обрядовую сторону, мы рассматриваем как последовательность этапов, состоящих из набора определенных действий. Эти действия и их последовательность регламентированы согласно Требнику Чинопоследования крещения Русской православной церкви. При этом в структуре обряда крещения могут быть выделены три этапа, каждый из которых обладает внутренней смысловой целостностью и включает в себя определенную последовательность действий.

I. Подготовительный. Включает в себя следующие действия: огласительную беседу, составление учетных записей на новокрещен-ных, выбор восприемников.

II. Собственно крещение. Включает освещение воды в купели, елеопомазание, троекратное погружение в воду крещаемого, облачение крещеного (надевание креста).

III. Миропомазание. Включает миропомазание как действие, которое укрепляет Благодать, полученную при крещении и обход купели как символ вечности служения Христу.

Необходимо и еще одно предварительное замечание. Выявленные нами особенности в совершении обряда крещения отчасти выходят за территориальные рамки Забайкалья, и в частности, относятся к территории современной Иркутской области. Дело в том, что православные приходы Забайкалья до 1894 г.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 07-01-00434а).

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2007. Том 6, выпуск 3: Археология и этнография © Л. И. Запекина, 2007

относились к Иркутской епархии, пока не была образована самостоятельная Забайкальская епархия.

На начальном этапе христианизации Забайкалья - 1630-1680 гг., как отмечают многие исследователи, имело место принудительное крещение над взятыми в плен бурятами, тунгусами, якутами и орочонами. Крещение инородцев на данном этапе во многом носило, прежде всего, политический характер и предполагало в свою очередь принятие новокре-щенными подданства Российского государства. Сам обряд, по-видимому, осуществлялся в походных церквях. Как указывает Г С. Митыпо-ва, в походной церкви обязательно должен был иметься деревянный, складной иконостас, престол, где находились священные сосуды и все необходимое для совершения божественной литургии [Митыпова Г. С., 2005. С. 47]. Анализ совершения обряда крещения на данном этапе затруднен тем, что учет крестившихся инородцев на тот период почти не велся из-за условий их хозяйствования, так как они вели кочевой образ жизни. Кроме того, в те же годы продолжалось переселение части племенных групп бурят из Прибайкалья в Забайкалье и на территорию нынешней Монголии, что также затрудняло учет новокрещенных.

Как отмечает В. Т. Михайлова, несмотря на то, что в документах XVII в. имеются сведения о крещении заложников из числа «брацких» людей, т. е. бурят, однако они не содержат информации о том, как именно и в каких условиях осуществлялся обряд крещения [Михайлова В. Т., 1999. С. 59]. Мы лишь можем предположить, что уже на данном этапе совершение обряда крещения имело свои специфические черты. Прежде всего, это связано с языковым барьером, который возникал между русскими первопроходцами и местным населением. Как именно происходил в те годы процесс ознакомления инородцев с основными догматами православия и насколько он был эффективным, мы можем только предположить. В частности, можно выдвинуть предположение о том, что проведение огласительных бесед перед обрядом крещения, возможно, вообще не осуществлялось, либо было сокращено. Сам обряд, по-видимому, совершался либо в водоемах, либо путем обливания или окропления, прежде всего из-за отсутствия необходимых купелей, которых не было в походных церквях.

Наиболее продуктивный период в миссионерской деятельности Забайкалья хронологически относится к XIX в. Именно этот период явил собой новый подъем в миссионерской деятельности Забайкалья, характеризовавшийся появлением миссионерских станов, и как результат этого, большим числом крестившихся инородцев, открытием церковно-приходских школ, переводом богослужебной литературы на языки местного населения и т. д. Кроме этого, в рассматриваемый период оформляется законодательная база устройства церковно-приходских школ, православных братств, правил крещения лиц нехристианского и инославного вероисповедания, появляются инструкции для миссионеров, правила крещения инородцев. На территории Забайкалья в данный период активно действуют миссионерские станы.

Активная миссионерская деятельность в Сибири в XIX в. началась после соответствующего указа Николая I в 1833 г., согласно которому требовалось усилить миссионерскую работу в Восточной Сибири. В связи с этим главной задачей миссионеров было крещение как можно большего числа инородцев. Политика государства в этой области была построена таким образом, что новокрещенные освобождались от налогов на три года и получали денежную помощь, кроме этого, новообращенные выходили из списка «инородцев» и приравнивались к православному населению.

Одной из потребностей в миссионерском деле было устроение походных церквей, которые в условиях рассеянного положения улусов и кочевого быта инородцев являлись одним из главных опорных пунктов для крещения, до тех пор, пока не началось активное строительство церквей.

Теперь рассмотрим осуществление обряда крещения согласно последовательности выделенных нами этапов. Что касается первого этапа, то перед ним стояла цель подготовить крещаемого к совершению данного обряда при помощи проведения священнослужителями огласительных бесед, а также составления учетных записей на новокрещенных. Миссионеры в первую очередь руководствовались Инструкциями для миссионера об обращении в христианство инородцев, а непосредственное исполнение обряда осуществлялось в соответствии с Требником Чинопоследования крещения. Миссионеры должны были придерживаться общего для всех языческих суеверий правила: «не преследуя их (инородцев)

по христианской веротерпимости, не вмешиваться в то же время во внутренние дела суеверия ни стеснительно, ни тем более покровительственно» [Xристианское чтение, 1864. С. 139]. Согласно Инструкции для миссионеров об обращении в христианство инородцев, опубликованной в Прибавлениях к Иркутским епархиальным ведомостям (ИЕВ) в 1875 г., новокрещенных не советовалось утруждать строгим, буквальным исполнением «всех христианских постановлений и исповедей Господних» [ИЕВ, 1875, № 5 С. 48-49]. Крещению должны были сопутствовать разъясняющие беседы о сравнении христианства с «лживой языческой религией» инородцев [Там же. С. 49].

Перед крещением строго составлялись записи о новокрещенных, в которых должны были быть отражены показания родственных связей, имя крещаемого в язычестве и его восприемник. Особенно важная роль в этих записях отводилась показаниям родственных связей для возможности определения восприемников для новокрещенного. Во многих случаях восприемником крещаемого выступал сам священнослужитель, но иногда в качестве восприемников (крестных) выступали родственники крещаемого, а точнее, его родители. Однако согласно канонам Русской православной церкви к восприемничеству не допускаются монахи, монахини, а также родители собственных детей. Такие случаи, как отмечается в Иркутских епархиальных ведомостях, согласно которым восприемниками выступали родители новокрещенного, прежде всего, происходили из-за плохой осведомленности крещаемого об основных положениях православной веры и непосредственно о непонимании всего символического смысла обряда крещения. Ф. Ф. Болонев указывает и на более серьезные нарушения, отмечавшиеся в рассматриваемый период, когда один и тот же бурят мог принимать крещение несколько раз [Болонев Ф. Ф., 2004. С. 24]. Прежде всего, это было связано с фактом получения при крещении определенных денежных средств, выделением земельных наделов новокрещен-ным и т. д. Видимо, неоднократное повторение подобных случаев послужило одной из причин появления правила об обязательном составлении записи о новокрещенном с указанием родственных связей.

Согласно вышеуказанной Инструкции каждый новокрещенный должен был главным образом выучить молитвы «Отче наш», «Богоро-

дице дево...» и, если это возможно и удобно, то и «Символ веры». Крещению предшествовали огласительные беседы, которые нередко проводились на бурятском языке, особенно после того, как в 1883 г. Священный Синод разрешил проводить богослужение на языках народов европейской России и Сибири.

Здесь следует отметить особенности проведения огласительных бесед и богослужений у инородцев, которые являются составной частью обряда крещения. Как отмечалось в еженедельном издании Православного миссионерского общества - журнале «Миссионер», «по непривычке новокрещенных продолжительному богослужению, миссионеры совершали оное в сокращенном виде, но не в ущерб духовному благонастроению готовящихся к исповеди и Святому причащению» [Миссионер, 1877, N° 42. С. 340]. В этом же источнике приводится тематика бесед, которые предписывалось совершать с инородцами, в данном случае с бурятами, перед крещением: «.для бурят, устная проповедь состояла из рассказов

о сотворении мира, грехопадении, о смешении языков, о происхождении разных народов, о пришествии Спасителя, чудесах, страдании, смерти, воскресении, вознесении» [Миссионер, 1874, № 36. С. 321]. Нужно отметить, что данный список бесед не являлся особенным именно для бурят, а был типичен для христианизации всех инородцев.

Вопрос о времени проведения огласительных бесед с инородцами был законодательно закреплен в Указе от 14 декабря 1861 г. «Относительно порядка приготовления иноверцев нехристиан к принятию Православной веры и относительно совершения над сими лицами таинства Святого крещения» 1. Согласно ему, крещение инородцев должно осуществляться в церкви, за исключением случаев болезни иноверца, в обязательном присутствии «благонадежных свидетелей или ближайшего местного начальства». В обязанности присутствующих свидетелей при совершении крещения входило засвидетельствование совершаемого обряда в метрической книге, а также удостоверение в том, что новокрещенный добровольно принимает православную веру. Во избежание актов насильственного крещения, необходимо было получить письменное согласие принимающего православие либо разрешение ро-

1 НАРБ. Ф. 186. Оп. 1. Д. 22. Л. 3.

дителей на крещение детей. Однако данный пункт вызвал много возражений со стороны священнослужителей. Так как основная масса аборигенного населения была неграмотной, то получение расписки являлось большой проблемой. Кроме этого, согласно данному Указу, одного желания для принятия православия иноверцами было мало: они должны иметь «достаточные сведения о догматах и учении Православной веры». Период оглашения для иноверцев, согласно данному Указу для лиц, не достигших совершеннолетия, т. е. 21 года, составлял шесть месяцев, для наставления совершеннолетних лиц оставался в своей силе «привычный древний 40-дневный срок». Однако такие сроки не всегда соблюдались. Имеется много фактов, свидетельствующих о том, что огласительная беседа и обряд крещения совершались в один день. Так, Цакирский миссионер Николай Шастин описывает в своем дневнике совершение обряда крещения над инородкой: «после того, как она пришла ко мне с желанием креститься, я начал оглашение. Преподав кратко учение о сотворении человека, о грехопадении его и о Божем домостроительстве нашего спасения, я попросил ее повторить. После того, как она повторила сказанное я записал ее имя и приступил к приготовлению крещения и крестил в тот же день» [Шастин Н., 1887. С. 345]. В отчетах Забайкальской духовной миссии также приводятся сведения о том, что при сборе всех желающих креститься в одном месте те, кто опоздал на вечернее крещение, были «удостоены крещения от руки архипастыря или начальника миссии сразу на следующее утро», т. е. без соблюдения огласительных сроков [Труды Православной миссии..., 1878. С. 37]. Как указывает В. Т. Михайлова, сроки оглашения инородцев во многом не соблюдались в связи с их кочевым образом жизни [Михайлова В. Т., 2003. С. 148]. Однако, как мы можем предположить, изменение сроков оглашения для инородцев связано не только с их кочевым образом жизни, но и в целом со своеобразным взаимодействием двух культурных систем - православной и инородческой.

В вышеупомянутом Указе говорилось и о том, что более краткий срок оглашения допускается, если наставляемый «делает успехи или по крайней нужде». Без промедления, или периода подготовки к крещению, могут быть крещены опасно больные инородцы, с соблюдением следующих правил: удостове-

рения в том, что больной находится не в состоянии беспамятства и обязательном донесении Епархиальному начальству о совершении такого крещения.

О том, что несоблюдение сроков оглашения и уклонение от проведения проповедей имели место быть, говорит и тот факт, что на основании Указа Иркутской Духовной Консистории был издан Указ от 15 декабря 1859 г. из Верх-неудинского духовного правления о катехизическом учении. В данном Указе говорилось о том, что «чтобы катехизаторы не уклонялись от произношения поучений и наставлений Благочинные должны следить за этим строго и за неисправность доносить» 2.

Что касается второго этапа, т. е. непосредственно совершения обряда крещения, то в нем мы можем также выделить ряд особенностей. Сам обряд осуществлялся в основном путем окропления или обливания водой, несмотря на то, что Русская православная церковь признает крещение путем троекратного погружения крещаемого в воду. Только в исключительных случаях (например, по болезни) допускается совершение обряда путем окропления или обливания водой. Как отмечалось в центральном церковном издании - Православном обозрении за 1871 г., «в случаях крайней необходимости и признавая действительным крещение над опасными больными через обливание, церковь, тем не менее, не принимала их в клир, как неправильно крещенных». Однако миссионеры зачастую оказывались в особенных ситуациях. Прежде всего, в оправдание обливательно-го крещения называлось большое количество одновременно крещаемых. Политика христианизации предполагала крещение как можно большего числа людей, поэтому миссионерам иногда приходилось крестить свыше ста человек одновременно. Так, в Балаганском ведомстве 6 января 1878 г. за раз было крещено 120 человек [ИЕВ, 1878, № 22. С. 251]. В результате этого совершение обряда крещения нередко делилось между священнослужителями и проводилось одновременно для нескольких групп людей. Например, в 1878 г в Олонках обряд крещения совершили один архимандрит, местный миссионер Флоренсов и Осинский священник Пашковский. В храме Пророка Ильи ими было крещено 318 человек [Там же. № 5. С. 172]. Однако, как от-

2 НАРБ. Ф. 186. Оп. 1. Д. 269. Л. 1.

мечает Ф. Ф. Болонев, данные о численности крещеных бурят в разные годы XIX в. весьма приблизительны, поскольку миссионеры преувеличивали свои достижения в области христианизации [Болонев Ф. Ф., 2004. С. 24].

Как мы уже отмечали выше, первоначально обряд крещения осуществлялся в походных церквях, которые использовались для этого в период строительства храмов на территории Забайкалья. Однако нередко, даже при наличии церкви, крещение совершалось прямо под открытым небом, например в степи либо в юртах местного населения. Так, в Ней-хальском стане обряд крещения совершался одновременно в церкви и под открытым небом среди двора [ИЕВ, 1887, № 3. С. 38]. А на страницах журнала «Xристианское чтение» за 1863 г. описывается крещение бурятки, которое было совершено на дворе «на чистой зеленой лужайке». Это также объяснялось большим количеством одновременно крещаемых. В Иркутских епархиальных ведомостях за 1868 г. приводится описание совершения обряда крещения в Тункинском ведомстве, происходившего в юрте инородца Сухи Матаева. В данном случае крещение затянулось на целый день из-за внезапного отказа крещаемых. Обряд осуществлялся в юрте. Для этого была приготовлена купель с чистой водой. Крещение осуществлял священник Филипп Саввин. Креститься должна была вся семья, для этого она была расставлена вокруг купели, а место за купелью занял священник. Перед крещением была проведена огласительная беседа. Однако, когда согласно чинопоследованию об оглашенных священник произносил слова «убоявшись Господа, при распятии которого померкло солнце, поколебалась земля, отверзлись гробы, котораго зрение изсушает бездны и прещение растаевает горы, изшел от создания Божия и отошел во свой тартар даже до уготованного великаго дня суднаго...», обряд пришлось прервать из-за внезапного отсутствия жены главы семейства и ее 4-летней дочери. Священнику пришлось долго выяснять причину ухода крещаемых из юрты, которая заключалась в боязни принять данное таинство. После долгих бесед, уже к вечеру, обряд пришлось начинать с начала. Крещение данного семейства, как взрослых, так и детей, было осуществлено путем обливания водой.

В целом крещение осуществлялось согласно Требнику Чинопоследования крещения, однако следует отметить и специфичные черты в

условиях Забайкалья. Во-первых, непосредственно перед крещением записывались бурятские имена крещаемых, напротив которых ставились их будущие христианские имена. Эти записи выдавались новокрещенным для того, чтобы они запоминали свои новые христианские имена и называли их перед крещением и во время миропомазания. Во-вторых, в некоторых случаях новокрещенным выдавались нательные крестики и рубашки уже после окончания обряда крещения, во время трапезы. Так, миссионер Малков в своих записках описывает крещение инородцев на реке, после которого он раздавал всем новокрещенным крестики [Малков А., 1864. С. 243]. Такая практика осуществлялась вопреки Требнику Чинопос-ледования крещения, согласно которому сразу же после троекратного погружения в воду (в исключительных случаях - после окропления) новокрещенный должен облачиться в белую одежду и на него возлагается нательный крест. Надевание креста является непосредственным атрибутом крещения и символизирует сопричастность новокрещенного к христианскому миру.

Наблюдались случаи отсутствия креста у новокрещенного. Так, в своем дневнике миссионер Шастин приводит случай, когда миссионер, встретив крещенного недавно бурята, поинтересовался, где его крест, на что получил ответ, что никакого креста после крещения он не получал: «.тогда я дал ему крест и научил креститься» [Шастин Н., 1887. С. 382]. Отсутствие у новокрещенных нательных крестов может объясняться либо элементарной нехваткой их, учитывая активную миссионерскую деятельность и как результат этого совершение крещения над большим числом инородцев, либо нежеланием новокрещенных постоянно носить крест. Некоторые инородцы после крещения стали носить «вместо креста или вместе с крестом, знаки ламаиского суеверия». Православный журнал «Миссионер» в 1874 г. отмечал, что интересной особенностью многих новокрещенных бурят было то, что некоторые «.вместо крестного знамения слагали ладони на лбу, хотя были крещенные».

С учетом ранее выделенных нами трех основных этапов в обрядовой стороне крещения можно утверждать о существовании следующих особенностей в совершении обряда крещения на территории Забайкалья.

Особенности первого (подготовительного) этапа: проведение огласительных бесед

в сокращенном варианте; возможность определения в восприемники прямых родственников - родителей.

Особенности второго этапа (собственно крещения): осуществление обряда крещения вне церкви; замена погружения в воду обливанием или окроплением; надевание нательных крестов по окончании обряда крещения, во время трапезы

Что касается третьего этапа (миропомазания), то найденные нами источники не содержат указаний на существование здесь каких-либо особенностей.

Обозначенные выше особенности имели, как правило, характер упрощения организации обряда крещения, своеобразного отклонения от церковных традиций и норм центральной части России. Они не затрагивали внутреннюю (догматическую) сторону, но и в целом не касались содержательной части внешней (обрядовой) стороны таинства крещения.

Список литературы

Болонев Ф. Ф. Новые материалы о святом православном крещении бурят и эвенков в XIX веке // Проблемы межэтнического взаимодействия в Сибири. Новосибирск, 2004. Вып. 2. 112 с.

Иркутские епархиальные ведомости. Иркутск, 1875. № 5; 1878. № 5, 22; 1887. № 3-40.

Малков А. Записки миссионера А. Малко-ва // ИЕВ. 1864. С. 223-243.

Мелентий, архимандрит. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Казань, 1875. 198 с.

Миссионер. Еженедельное издание православного миссионерского общества. М., 1874. № 36; 1877. № 42.

Митыпова Г. С. Православие в истории и культуре Бурятии. Улан-Удэ, 2005. 232 с.

Михайлова В. Т. Начало распространения и утверждения христианства в Бурятских улусах // Музей истории Бурятии. Улан-Удэ, 1999. С.59-64.

Михайлова В. Т. Православная церковь и социум в Байкальской Сибири в пореформенный период (1961-1916). Улан-Удэ, 2003. 208 с.

Труды православной миссии Иркутской епархии. Иркутск, 1886. Т. 4. 640 с.

Христианское чтение. СПб., 1864; 1870; 1871.

Шастин Н. Дневники Цакирского миссионера священника Николая Шастина за 1886 год // ИЕВ. 1887. С. 344-382.

Материал поступил в редколлегию 28.03.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.