Научная статья УДК 159.9.075
https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.8
Особенности устойчивого совладающего поведения молодежи в период послевоенного развития общества (на примере Южной Осетии)
Лариса Муратовна Хабаева1, Ольга Валентиновна Москаленко2, Инна Владимировна Абаева3, Индира Мелитоновна Габулова4
1 Владикавказский институт управления, Владикавказ, Россия, [email protected] Независимый исследователь, Москва, Россия, [email protected] 3Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия, [email protected]
4Юго-Осетинский государственный университет имени А. Тибилова, Цхинвал, Республика Южная Осетия, [email protected]
Аннотация. В статье проводится анализ когнитивных конструктов жизнестойкости как личностных оснований эффективности совладающего поведения в условиях повторяющихся военных этапов общественного развития. Представлены результаты эмпирического исследования совладающего поведения молодежи в связи с трудной жизненной ситуацией (ТЖС), связанной с максимальной угрозой для жизни, -военной, демонстрирующие высокий уровень осознания молодежью когнитивных конструктов с характеристиками личной ответственности за преодоление, высокий самоконтроль поведения, выраженное противостояние трудностям и предпочтительную стратегию совместного преодоления трудностей. Определена специфика психологической интерпретации когнитивных конструктов, связанная с осознанием процессуального характера жизнестойкости (типизацией и поэтапным формированием) вплоть до формирования жизнестойкого навыка мгновенной самоорганизации в ситуациях повторяющейся военной угрозы для жизни. Рассматривается психологический аспект характерного личностного свойства осетин - «ныфс» (осет.), интегрирующего в себе выдающиеся качества защитника Отечества - решимость, отвагу, благородство, жертвенность, как определяющего базу для выработки стратегии этнически обусловленного совладающего поведения. Предлагаются программные мероприятия по воспитанию, профилактике и коррекции жизнестойкости молодежи, чья социализация приходится на послевоенный период общественного развития.
Ключевые слова: югоосетинская молодежь, совладающее поведение, стратегия совладания, трудная жизненная ситуация с военной угрозой жизни, мгновенная самоорганизация, когнитивный конструкт жизнестойкости, решимость
Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ «Опыт преодоления трудных жизненных ситуаций старшим поколением как фактор жизнестойкости молодежи в период послевоенного состояния общества», проект № 20-513-07004.
Для цитирования: Хабаева Л.М., Москаленко О.В., Абаева И.В., Габулова И.М. Особенности устойчивого совладающего поведения молодежи в период послевоенного развития общества (на примере Южной Осетии) // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 76-89. https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.8.
Original article
Young People Stable Coping Behavior Features in the Period of Society Post-War Development (On the Example of South Ossetia)
Larisa M. Khabaeva1, Olga V. Moskalenko2, Inna V. Abaeva3, Indira M. Gabulova4
Vladikavkaz Institute of Management, Vladikavkaz, Russia, [email protected] 2Independent researcher, Moscow, Russia, [email protected]
3North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia, [email protected] 4South-Ossetian State University named after A. Tibilov, Tsikhinval, Republic of South Ossetia, [email protected]
Abstract. The article analyzes the cognitive resilience constructs as the coping behavior effectiveness personal foundations under repeated military stages of social development conditions. The results of empirical study of young people coping behavior because of difficult life situation (DLS) with the maximum threat to life specifically military are presented. They show young people high level awareness of cognitive constructs with personal responsibility for overcoming characteristics, behavior high self-control, expressed difficulties resistance and a preferred
© Хабаева Л.М., Москаленко О.В., Абаева И.В., Габулова И.М., 2024
- 76 -
difficulties collective coping strategy. The specificity of psychological interpretation of cognitive constructs associated with the awareness of the procedural nature of resilience (typification and stage-by-stage formation) up to the formation of the resilient skill of instant self-organization in situations of repeated military threat to life is determined. The psychological aspect of the characteristic personal property of Ossetians - "nyfs" (in Ossetian - "spirit, courage, determination"), which integrates outstanding qualities of a defender of the Fatherland - determination, courage, nobility, sacrifice, as a determining basis for the development of a strategy of ethnically conditioned coping behavior, is considered. It reflects the coping behavior stability and is a bearer of the Ossetians previous generations overcoming experience. Program measures for the education, prevention and correction of the young people resilience who have to socialize in the post-war social development period are proposed.
Keywords: South - Ossetian youth, coping behavior, coping strategy, a difficult life situation with a military threat to life, instant self-organization, cognitive resilience construct, determination
Funding: The study was carried out with financial support from the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) within the RFBR project "The older generation life difficulties overcoming experience as a factor of youth hardiness in post-war society", project No. 20-513-07004.
For citation: Khabaeva, L.M., Moskalenko, O.V., Abaeva, I.V. & Gabulova, I.M. (2024) Young People Stable Coping Behavior Features in the Period of Society Post-War Development (On the Example of South Ossetia). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (1), 76-89. Available from: doi:10.24158/spp.2024.1.8 (In Russian).
Введение. Настоящее исследование является продолжением серии публикаций, посвященных анализу когнитивных представлений опыта преодоления трудных жизненных ситуаций (далее - ТЖС) молодежи, оказавшейся в условиях послевоенной социализации (на примере Южной Осетии) (Контент-анализ восприятия опыта преодоления трудных жизненных ситуаций молодежью Южной Осетии в поствоенном постконфликтном состоянии общества ..., 2020; Особенности когнитивных представлений опыта преодоления трудных жизненных ситуаций молодежи, оказавшейся в условиях послевоенной социализации (на примере Южной Осетии) ..., 2021; Moskalenko et al., 2021; Abaeva et al., 2021).
Научная новизна исследования состоит в раскрытии особенностей социально-психологических условий устойчивого совладающего поведения молодежи послевоенного состояния общества посредством механизмов интеграции опыта старшего поколения в когнитивных конструктах жизнестойкости такой молодежи; в научном обосновании связи преодоления ТЖС с содержанием когнитивных конструктов жизнестойкости личности, в которых происходит осмысление аспектов действительности, эмпирического опыта и осуществляется прогноз и регуляция собственного поведения в ТЖС.
Мы также основываемся на уже сделанных нами выводах относительно общих особенностей жизнестойкого поведения в различных ТЖС и ярко выраженных отличительных свойств, навыков, знаний, установок, ценностей и других личностных образований, интегрирующих в себе смысл борьбы югоосетинского народа за независимость и самостоятельность; на выявленных нами особенностях социализации современной югоосетинской молодежи, на результатах качественного анализа интервьюирования населения Южной Осетии о принципах жизнестойкого поведения (Качества жизнестойкости личности в представлениях югоосетинской и российской учащейся молодежи ..., 2021; Роль особых условий жизни и деятельности в формировании жизнестойкости молодежи Южной Осетии ..., 2023; Abaeva et al., 2021).
При этом опираемся на разработанные в ходе предыдущих этапов разработки данной темы контент-аналитические категории, фокусирующие в себе субъективную направленность действий и поступков молодежи в ТЖС, репрезентирующих опыт преодоления (как собственный, так и старшего поколения), выявляющие конструктивные и деструктивные стратегии совладания, а также ведущие смыслы преодоления (Особенности когнитивных представлений опыта преодоления трудных жизненных ситуаций молодежи, оказавшейся в условиях послевоенной социализации (на примере Южной Осетии) ..., 2021; Moskalenko et al., 2021; Abaeva et al., 2021). Полученные структуры интерпретируются нами как ценностно-смысловые личностные образования, отражающие характерные особенности совладающего поведения (жизнестойкости), обусловливающие регуляцию и контроль поведения в ТЖС; как смысловые типизированные модели, содержащие когнитивные конструкты жизнестойкости.
В связи с этим задачами настоящего исследования в рамках раскрытия особенностей устойчивого совладающего поведения молодежи в период послевоенного развития общества является определение и обоснование содержания когнитивных конструктов жизнестойкости с точки зрения:
- их места в структуре личности и особенностей влияния на совладающее поведение;
- связи с личностными особенностями поведения защитника Отечества в повторяющихся ТЖС военной угрозы жизни;
- психологической устойчивости (идентичности) личности, сформированной под влиянием опыта преодоления предыдущих поколений, исторически доказавшей свою жизнеспособность;
- прогноза поведения молодежи в ТЖС с характером военной угрозы жизни в соответствии со сложившимся в сознании опытом преодоления предыдущих поколений;
- адаптивности (степени востребованности) в послевоенном состоянии общества;
- воспитания, профилактики и коррекции жизнестойкого поведения молодежи.
Гипотезой исследования является предположение о том, что опыт югоосетинского народа,
сложившийся за более чем столетний период борьбы за независимость и за это время сформировавший в общественном сознании Южной Осетии идеальный образ защитника Отечества, является значимым фактором преемственности выдающихся и устойчивых характеристик совладающего поведения для югоосетинской молодежи.
Методы. Для достижения цели были применены следующие методы: интерпретация корреляционного анализа эмпирических результатов; обобщение теоретической и практически ориентированной психологической литературы по теме исследования; логический анализ положений гуманитарных областей знаний (истории, филологии, философии), помогающих раскрытию особенностей совладающего поведения современной югоосетинской молодежи с точки зрения исторической ретроспективы; включенное наблюдение за трудностями социализации югоосетинской молодежи (2020-2023 гг.).
Выборка исследования составила 294 учащихся общеобразовательных школ и студентов Юго-Осетинского государственного университета (г. Цхинвал, Республика Южная Осетия) в возрасте 17-23 лет (45 юношей, 248 девушек) и 523 студентов московских вузов (Российская Федерация) в возрасте 17-27 лет (116 юношей, 407 девушек). Выбор такого контингента опрошенных обусловлен необходимостью сравнения стратегий совладающего поведения, выработанных молодыми людьми, пережившими военную угрозу для своей жизни (Цхинвал, Южная Осетия), и их сверстниками, не имеющими такого опыта (Москва, Россия).
В результате количественного и качественного контент-анализа эссе (минимальное количество слов - 100, максимальное - 270), в которых молодежь описывала свой опыт преодоления в различных ТЖС, были выявлены контент-аналитические категории: жизненные сферы («здоровье», «учебно-профессиональные ситуации», «бытовые ситуации», «межличностные отношения», «война в Южной Осетии 2008 г.» (только для югоосетинской молодежи)), а также стратегии совладания молодежи в ТЖС («конфронтация», «личная ответственность в преодолении», «совместное преодоление, поддержка»; «субъективный оптимизм», «субъективное планирование преодолений», «дистанцирование от трудностей», «бегство от трудностей», «самоконтроль в преодолении», «субъективный пессимизм, растерянность», «внешний контроль сильного», «неопределенность ситуации»). Статистические значения достоверности связи и различий разработанных контент-аналитических категорий для выборок югоосетинский и московской молодежи позволили считать их приемлемыми для проведения сравнительного анализа.
Методологическую основу исследования составила концепция С. Мадди (Мадди, 2005; Maddi, Koshaba, 2005), согласно которой жизнестойкость трактуется как интегральная черта личности, обеспечивающая ей успешное преодоление жизненных трудностей; теория социальных представлений С. Московичи (Московичи, 1995), рассматривающая социальные представления той или иной социальной группы как кумуляцию в символизированных формах её культурно-исторического опыта, наделенного характерным для данной группы структурированным комплексом значений и смыслов; когнитивно-феноменологическая трехкомпонентная теория Р. Лаза-руса, в которой оценивается возможность интерпретации как эмоций, так и поведения в ситуации совладания, а последнее связывается с постоянным изменением когнитивных и поведенческих усилий человека «с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы» (Lazarus, Folkman, 1987); деятельностная теория личности А.Н. Леонтьева (Леонтьев, 1977), предполагающая, что личность формируется в деятельности, сама определяет характер этой деятельности и общения, а личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество индивида; теория личности Дж. Келли (Келли, 2000), дающая представление о принципах формирования когнитивного конструкта жизнестойкости; социально-когнитивная теория личности А. Бандуры (Бандура, 2000), указывающая на сильное воздействие опыта непосредственной деятельности, когда успешные действия повышают самоэффективность; понимание когнитивных конструктов личности О.В. Кумейкиной как обобщённо-типизированных систем организации знаний, являющихся одновременно механизмами извлечения, использования и хранения информации, как системы значений, организующейся в «эталонах» и «стереотипах», образующих категориальную сетку, сквозь призму которой социальная общность людей выделяет в ситуации, в другом человеке значимые для своей деятельности признаки, воспринимаемые как «кристаллизованные» матрицы получения всех знаний о мире1.
1 Кумейкина О.В. Развитие когнитивных структур личности в условиях различного образа жизни : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 21 с.
В ходе сбора эмпирических данных были выбраны следующие методики исследования: 1. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. 2. Опросник Плутчика - Келлермана - Конте «Индекс жизненного стиля» (ведущие психологические защиты).
Концептуальную связанность содержания когнитивного конструкта с уровнем/степенью соответствия качества восприятия и готовностью решать социальную задачу-вызов обеспечивает разработанная нами структурно-процессуальная схема жизнестойкости личности (АЬаеуа е1 а1., 2021). Она раскрывает особенности формирования готовности личности не только к поиску и претворению в жизнь способа разрешения ТЖС, но и к переходу на новый, более осознанный уровень развития - как собственный, так и отношений с обществом.
Включение опыта совладания предыдущих поколений в формирование когнитивного конструкта жизнестойкого поведения мы представляем через многократную проработку восприятия угрожающей ситуации, ее оценки и готовности ответа на вызов ситуации, а также формирование когнитивного навыка приведения новых смыслов и действий в соответствие с полученным опытом проработки угрожающей ситуации.
Поэтому смысловые типизированные модели, организуя совладающее поведение на личностном уровне, будут значительно способствовать восприятию ТЖС, оценке степени ее угрозы для жизни, качеству анализа ресурсов совладания, выбору соответствующих стратегий, контролю и прогнозу поведения и действий. При этом уровень организации информации, субъективно представленной в сознании югоосетинской молодежи посредством смысловых типизированных моделей, обусловлен силой корреляционной связи компонентов, но содержание отображают психологические особенности этой связи в соответствии с разработанными нами категориями в процессе контент-анализа поведения молодежи в ТЖС (Особенности когнитивных представлений опыта преодоления трудных жизненных ситуаций молодежи, оказавшейся в условиях послевоенной социализации (на примере Южной Осетии) ..., 2021).
Обсуждение результатов и выводы. Проанализируем особенности наиболее значимых корреляционных связей эмпирически выявленных категорий контент-анализа, наглядно представив их в виде моделей когнитивных конструктов совладающего поведения югоосетинской молодежи.
Высокая неопределенность ТЖС с военной угрозой жизни в сознании югоосетинской молодежи связана с переживанием значительного пессимизма и растерянности (г = 0,811; р < 0,05), но также значимо она коррелирует с выбором стратегий совместного преодоления (г = 0,838; р < 0,05) и личной ответственности (г = 0,819; р < 0,05). Меньшее значение обнаруживает связь со стратегией контроля сильного (г = 0,505; р < 0,05), предполагающей ответственность, контроль и управление ТЖС за какой-либо авторитетной персоной, обладающей экспертным мнением, или военной организацией, или госструктурой, на которых может лежать обязанность разработки стратегий и правил совладания (рис. 1).
Рисунок 1 - Особенности доминирующей модели когнитивных конструктов совладающего поведения «Неопределенность ситуации»
Figure 1 - Features of the Dominant Model of Cognitive Constructs of Coping Behavior"Uncertainty of the Situation"
Доминирующие в сознании югоосетинской молодежи стратегии совместного преодоления и личной ответственности (г = 0,835; р < 0,05) в логике нашего исследования связаны с идентификационным «этнокультурным смыслом преодоления», а также со способностью к «мгновенной самоорганизации» как навыком высокой степени личностной собранности и мотивированности на достижение цели преодоления, когда общественные вызовы становятся потребностным основанием достижения личного благополучия и удовлетворенности. Исторически способность южных осетин к мгновенной самоорганизации впервые получила свое определение и обоснование в борьбе с грузинскими национал-экстремистами, «начавшими с 1989 г. новый период давления на осетин, перешедший в январе 1991 г. в вооруженную борьбу» (Дзугаев, 2020).
Особое значение для интерпретации полученных нами результатов принимает факт осознания важности народного единства перед лицом смертельной опасности, заключенного в концепте «народ-семья» (Дзугаев, 2020), который мы понимаем как «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету»1.
Позитивным подкреплением психологических особенностей доминирующей модели выступает стратегия самоконтроля в преодолении, принимающая смысловое значение в соответствии с активизацией стратегии личной ответственности в ситуации неопределенности, образуя вторую по выраженности структуру когнитивных конструктов (г = 0,817; р < 0,05). При этом выбор стратегии «Самоконтроль в поведении» рационализирует поведение личности, ориентирует ее на самообладание, снижая тем самым влияние эмоционального восприятия ТЖС на оценку ситуации и выбор стратегии поведения (рис. 2).
Рисунок 2 - Особенности модели когнитивных конструктов совладающего поведения «Личная ответственность в преодолении»
Figure 2 - Features of the Model of Cognitive Constructs of Coping Behavior"Personal Responsibility in Coping"
Несмотря на то, что организующая стратегия «Субъективный контроль сильного» принимает в доминирующей модели наименьшее смысловое значение, она образует интенсивные смысловые цепочки, выявляя психологические проблемы управления процессом преодоления ТЖС с военной угрозой жизни (рис. 3).
Стратегия контроля сильного (внешнего контроля) раскрывает ее авторитарный характер, который не приемлет субъективного планирования преодолений (г = -0,502; р < 0,05) с положительным подкреплением неопределенности ТЖС (г = 0,502; р < 0,05). Таким образом проявляется психологическое противоречие в управлении ТЖС с угрозой жизни (выражена конфликтность и острота отношений участников совладания), которое, способствуя формированию личностной активности, самостоятельности и ответственности (лидерского поведения), в то же время предъявляет дополнительные требования к эффективности проведения внешнего контроля в управлении ТЖС.
Конфликтная особенность осмысления применения стратегии внешнего контроля заключается также в непризнании применимости стратегии бегства (г = -0,481; р < 0,05), но в признании целесообразности дистанцирования (г = 0,481; р < 0,05); она также положительно подкрепляется выбором стратегии самоконтроля поведения (г = 0,501; р < 0,05) (рис. 4). При этом личная ответственность в случае применении стратегии бегства от трудностей не признается (г = -0,648; р < 0,05), тогда как в случае применения стратегии дистанцирования от трудности (г = 0,658; р < 0,05) личная ответственность предполагает готовность к переживанию личностью чувства вины в связи с уклонением от непосредственной борьбы и к уменьшению подобных переживаний путем интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора и т.п.2 (Крюкова, 2010).
1 Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика : учебное пособие. М., 2007. С. 34.
2 Методика для психологической диагностики способов совладания / Л.И. Вассерман [и др.]. СПб., 2009. 39 с.
Рисунок 3 - Особенности модели когнитивных конструктов совладающего поведения «Субъективный контроль сильного»
Figure 3 - Features of the Model of Cognitive Constructs of Coping Behavior "Subjective Control of the Strong"
Рисунок 4 - Особенности модели когнитивных конструктов совладающего поведения «Личная ответственность в преодолении»
Figure 4 - Features of the Model of Cognitive Constructs of Coping Behavior "Personal Responsibility in Coping"
Таким образом проявляется стремление «сильного» (того, кто формально или юридически отвечает за преодоление) разделить ответственность за управление ТЖС угрозой жизни с другими участниками совладающего поведения. В то же время подобная конфликтная ситуация активизирует самоконтроль и самостоятельность в принятии жизненно важных решений, стимулируя личностное развитие.
Представленная модель раскрывает субъективную позицию югоосетинской молодежи, заключающуюся в принятии приемлемости и эффективности дистанцирования от трудностей при внешнем контроле сильного. Проявляется значение организованного характера совладания в ТЖС военной угрозы жизни с осознанием ее исключительной опасности (неопределенности), с выраженной личной ответственностью за выбор стратегии совладающего поведения и необходимостью реализации стратегии субъективного планирования преодолений.
Следующие типичные для югоосетинской молодежи модели когнитивных конструктов связаны с осмыслением пессимизма и растерянности в ТЖС (рис. 5).
Рисунок 5 - Особенности модели когнитивных конструктов совладающего поведения «Субъективный пессимизм, растерянность»
Figure 5 - Features of the Model of Cognitive Constructs of Coping Behavior "Subjective Pessimism, Confusion"
Смысловой треугольник (см. рис. 5) акцентирует внимание на противоречии совладающего поведения югоосетинской молодежи, с одной стороны, заключающегося в смысловой близости стратегий бегства и дистанцирования от трудностей (r = 0,658; р < 0,05), а с другой - предполагающего неприемлемость стратегии бегства в связи с переживанием пессимизма и растерянности (r = -0,673; р < 0,05), но признание дистанцирования как эффективной стратегии совладания (r = 0,636; р < 0,05). Однако психологически стратегия бегства расценивается как полезная «в отдельных ситуациях, в особенности в краткосрочной перспективе и при острых стрессогенных ситуациях» (Крюкова, 2010).
Обращение людей к стратегиям бегства и дистанцирования в ТЖС с характером военной угрозой жизни (когда внезапные военные удары ночью застают людей врасплох, как это было в Южной Осетии 2008 г.) обусловлено мотивами быстрого и непосредственного избегания смертоносных ударов вражеской военной техники, связано с необходимостью мгновенного реагирования на опасность. Обе стратегии способствуют быстрому снижению эмоциональной напряженности и субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций, а также предотвращению интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию. При этом также присутствует вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценки значимости и возможностей действенного преодоления; усугубления состояния психологической травмированности.
В силу особой трагичности ТЖС военной угрозы жизни избегающее поведение прежде всего может быть объяснено бессознательными защитами социально-психологической адаптации, но в анализе совладающего поведения югоосетинской молодежи такая интерпретация не получает понимания и извинения. Требуемое ее представителями жизнестойкое поведение, наоборот, должно характеризоваться мгновенной реакцией на опасность и одновременно исключительной собранностью совладающих действий с характерными установками гуманизма и нравственности (Александрова, 2004). Такое жизнестойкое поведение обусловлено защитными механизмами компенсации и гиперкомпенсации, оно повышает личностную активность, актуализирует ресурсы индивида, в том числе и творческие (Мадди, 2005). И здесь, как и в содержании ведущей модели когнитивных конструктов, позитивным смысловым подкреплением деструктивных стратегий может выступать сформированный в общественном сознании концепт «народ-семья», когда связи между всеми людьми воспринимаются особо близкими, родственными, а объединяющее значение духовной культуры приобретает жизненно важную ценность.
Особый вклад в совладающее поведение югоосетинской молодежи, как мы наблюдаем в ситуациях значительной неопределенности и растерянности, вносят операциональные знания (в форме инструкций, правил, алгоритмов, наставлений и т.п.), связанные с опытом эффективного преодоления и в силу этого ставшие профессиональными, определяющими уровень компетентности в сфере совладающего поведения. Такие знания, являясь, по сути, психологическими механизмами, формируют устойчивость совладающего поведения югоосетинской молодежи, принимая на себя смысл веры.
Модель когнитивных конструктов, представленная на рис. 6, раскрывает особенности осознания высокого значения самоконтроля при выборе стратегий совместного преодоления (г = 0,532; р < 0,05), конфронтации (г = 0,547; р < 0,05), субъективного планирования преодолений (г = -0,531; р < 0,05), проявляя высокое значение народного единства, емко сконцентрированное в концепте «народ-семья», а также вклад собственного осознанного поведения.
г Конфронтация N
V J
( ^ / С ^
Самоконтроль /__Совместное
в преодолении \ преодоление, поддержка
V_У \ V_J
\ С ^
\ Субъективное
планирование
преодолений V___
Рисунок 6 - Особенности модели когнитивных конструктов совладающего поведения «Самоконтроль в преодолении»
Figure 6 - Features of the Model of Cognitive Constructs of Coping Behavior"Self-Control in Coping"
Связь стратегий конфронтации и самоконтроля раскрывает еще одну когнитивную особенность совладающего поведения югоосетинской молодежи. Понимая конфронтацию как способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях, а также как недостаточную целенаправленность и рациональную обоснованность поведения (Крюкова, 2010), стремление к самоконтролю поведения можно объяснить требованием трудной ситуации к проявлению экстраординарных способностей «мгновенной самоорганизации». Учитывая условия, в которых применяется стратегия конфронтации, выраженное упорство, импульсивность и враждебность могут способствовать сохранению целеустремленности совладающего поведения и становиться уместными и даже эффективными в ситуациях военного противостояния.
Полученные результаты мы интерпретируем как модели когнитивных конструктов жизнестойкости, представляющие собой обобщённо-типизированные системы организации знаний, с помощью которых хранится, используется и извлекается опыт совладания предыдущих поколений южных осетин в ТЖС военной угрозы жизни; которые наполнены этнокультурным смыслом преодоления, определяют прогностические особенности выбора рациональных и предпочтительных стратегий совладания и действий; являются основанием для формирования личностных качеств устойчивого совладающего поведения. Другими словами, анализируемые нами когнитивные конструкты представляют собой, по сути, набор сформированных психологических механизмов выбора различных стратегий жизнестойкости в ТЖС военной угрозы жизни, выступают как осознаваемые характерные особенности личности, являются идентификационной и мотива-ционной основой поведения и деятельности югоосетинской молодежи.
Включение в сравнительный анализ совладающего поведения югоосетинской и московской молодежи жизненной сферы «война в Южной Осетии 2008 г.», актуальной только для юго-осетинской стороны, также позволило нам объяснить качественные различия составляющих показателей в профилях совладания, ранее не получивших статистического подтверждения (Качества жизнестойкости личности в представлениях югоосетинской и российской учащейся молодежи ..., 2021).
Показатели выраженности стратегий неопределенности, личной ответственности за преодоление, внешнего контроля сильного, субъективного оптимизма, конфронтации, субъективного планирования преодолений у московской и югоосетинской молодежи, несмотря на выраженную их близость в профилях совладающего поведения, имеют содержательные отличия, ранее уже определяемые нами при исследовании тезаурусов жизнестойкости, полученных в результате анализа когнитивных представлений российской и югоосетинской молодежи: «комплексы тематических блоков по двум выборкам большей частью сходны, но в своих первичных дефинициях внутри каждой группы обнаруживают качественные различия содержания, не имеющие статической значимости, но отражающие нюансы семантики называемых качеств» (Качества жизнестойкости личности в представлениях югоосетинской и российской учащейся молодежи ..., 2021).
ТЖС с высокими значениями неопределенности у югоосетинской молодежи связаны с выбором стратегии совместного преодоления трудностей и поддержки, с высоким уровнем проявлений планирования и самоконтроля в преодолении, с переживанием пессимизма, растерянности, дистанцированием и бегством от трудностей. Тогда как высокая неопределенность ТЖС у московской молодежи связана больше с субъективным планированием и самоконтролем поведения. Обе группы участников исследования склонны к конфронтации и личной ответственности в преодолении, у составляющих их субъектов отмечаются минимальные переживания оптимизма в связи с ТЖС. Графически обобщенные профили жизнестойкого поведения исследуемой молодежи представлены на рис. 7.
0,9
Обобщенный профиль совладения югоосетинской молодежи Обобщенный профиль совладания московской молодежи
Рисунок 7 - Сравнительный анализ обобщенных профилей совладания югоосетинской (РЮО) и московской (РФ) молодежи
Figure 7 - Comparative Analysis of Generalized Coping Profiles of South Ossetian (RSO) and Moscow (RF) Young People
Общие признаки убеждают в незрелости личностной позиции совладания как московской, так и югоосетинской молодежи, которую мы связываем с возрастными особенностями и с недостаточным опытом преодоления для приобретения компетентности совладающего поведения и считаем, что она требует поэтому своего дальнейшего воспитания (формирования). Но в то же время можно видеть, что переживаний пессимизма и растерянности в поведении значительно меньше у московской молодежи, как и стремлений дистанцироваться и спасаться бегством от трудностей, что объясняется нами в первую очередь дестабилизующим влиянием постоянно присутствующей в жизни югоосетинской молодежи темы войны. В связи с этим можем заключить, что военная тема в сравнительном анализе совладающего поведения российской и югоосетинской молодежи раскрывает для представителей Южной Осетии ожидаемый дестабилизирующий
вклад в общих с российской молодежью ТЖС (в жизненных сферах: здоровья, учебно-профессиональной, бытовых ситуаций, межличностных отношений), но, с другой стороны, она активизирует ее жизнестойкое личностное развитие, формируя особый характер совладания.
Таким образом, мы можем говорить о проявлении характерной для югоосетинской молодежи особенности совладающего поведения, определяемой нами как профессиональное знание, основанное на опыте эффективного преодоления предыдущих поколений с заключенной ключевой идеей борьбы за независимость. «Осетины... сумели сохранить себя как народ благодаря созданной ими сильной военной организации, приобретённой воинственности, мужеству, способности к защите» (Плиев, Дзугаев, 2008). Этот вывод также предполагает социальную потребность современной югоосетинской молодежи в общественном признании характера своего совладающего поведения, что формирует жизненную стратегию и личностную устойчивость в ней. «Воспитание воинского духа предопределило и соответствующие черты осетинского менталитета: бесстрашие, самопожертвование, стойкость, верность.» (Дзугаев, 2020).
Так, свойство мгновенной самоорганизации как экстраординарной особенности жизнестойкого поведения южных осетин могло бы быть следствием личностного качества предприимчивости, если бы не определяло боеспособность народа в период войн и военных конфликтов, когда «деятельность получает свой смысл более не из какой-либо требующей достижения цели, но неколебимо несет этот смысл в самой себе» (Больнов, 1999). Из представленных рассуждений следует личностное качество решимости, которое заключается в достижимости «состояния человеческой жизни, в котором абсолютная внутренняя ценность отдельного мгновения делается независимой от его временного протяжения. Строго говоря, нельзя даже говорить о состоянии, поскольку речь идет о совершающемся в мгновении процессе, чья сущность заключается именно в напряженнейшей деятельности» (Больнов, 1999).
В соответствии с когнитивно-феноменологической теорией Р. Лазаруса решимость вызывается тремя оценочными компонентами (мотивационной значимостью, мотивационной неконгруэнтностью, высоким потенциалом преодоления трудностей), определяет оптимизм, основанный на усилии, и подразумевает веру в то, что ситуацию можно улучшить при достаточных усилиях со стороны человека (Lazarus, Folkman, 1987).
Современные исследователи в области эмоций и проблем устойчивого развития личности1 определяют решимость как следствие когнитивно-эмоциональной психической деятельности, которое может быть представлено и как личностное качество, и как когнитивное аффективное состояние; данное понятие включает в себя общественный вызов и предвосхищающий энтузиазм, способствует упорному продвижению к трудной цели, несмотря на сложность препятствия. Переживания решимости в психологии эмоций также связывают с мимическим выражением гнева -характерным сокращением лобных мышц и движением бровей, соответствующим побуждению броситься вперед, напасть на обидчика; это ассоциируется с восприятием препятствий на пути достижения цели (Frijda, Tcherkassof, 1997; Harmon-Jones et al., 2011), подтверждая тем самым мнение о том, что решимость связана с тенденцией к действию, заключающейся в подготовке к преодолению сложных препятствий и достижению цели.
В осетинской культуре решимость соответствует личностному качеству «ныфс» (осет.)2, психологическое содержание которого является емким и проявляется в самых разных жизненных ситуациях, когда от человека требуются проявления мужества, отваги, смелости; но также это качество состоит в тесной близости с верой, верованием в принципе, проявляется в верности, преданности, силе духа; является носителем гуманистических проявлений человека, «проявляющего утешение и успокоение расстроенным, дающего надежду слабым, обездоленным, нуждающимся в поддержке и заботе»3. «Ныфс» - харизматичное качество, которым обладает личность не просто дерзновенная и решительная, но знающая (опытная, компетентная), способная брать на себя ответственность и осознающая важность личной активности в преодолении жизненных трудностей. Можно предположить, что личностное качество «ныфс» находится во взаимосвязи с проявлением «мгновенной самоорганизации», интенсивно формируясь в периоды военных этапов общественного развития, закрепляясь в лидерском поведении, придает личности отличительный типаж защитника Отечества, жизнестойкого и уверенного в победе.
Следовательно, мы можем сделать основной вывод о том, что когнитивные конструкты, сформированные в результате неоднократного включения в жизнестойкое поведение опыта предыдущих поколений перед лицом силы, угрожающей гибелью всему югоосетинскому народу
1 Morrow J., Kirby L., Yih J. The Challenge of Challenge: Pursuing Determination as an Emotion // The Handbook of Positive Emotions. N. Y., 2014. Р. 378-395.
2 Абаев В.И. Русско-осетинский словарь. М., 1970. 584 с.
3 Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка : в 4 т. М., 1996. Т. 2: Л-Р. 448 с.
и его культуре, а не только потерей территории, представляют собой устойчивые, идентификационные личностные образования с характерным этническим смыслом совладания, ярко отличающие югоосетинский характер поведения и действий особой целеустремленностью, которая наиболее эффективна в период борьбы с врагом за жизнь, свободу и самостоятельность. Сказанное подтверждается сравнительными данными, полученными в результате сопоставления проявлений совладающего поведения у югоосетинских и российских студентов. Последние не имеют опыта действий в социальной ситуации, представляющей опасность для их жизни вследствие прямой военной угрозы, следовательно, применяемые ими модели совладающего поведения не имеют такой составляющей, как опора на опыт старшего поколения и др., выявленные только у югоосетинских участников исследования.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута; гипотеза об обусловленности преемственности выдающихся и устойчивых характеристик совладающего поведения молодежи подтверждена в отношении югоосетинской части выборки.
Мы отмечаем, что продолжающаяся сегодня освободительная борьба южных осетин за самостоятельность и автономию удерживает молодежь оставаться в своей стране, а не иммигрировать в другие регионы и государства (нет потока беженцев в мирные периоды протекания конфликта). Молодое поколение республики сегодня демонстрирует высокую, адекватную и осознанную жизнестойкость в борьбе за независимость; продолжает учиться и работать на территории республики. В этом мы видим проявление «силы» югоосетинского этноса, его верности земле и традициям предков, преодоления физических, материальных и психических трудностей.
Анализ особенностей формирования югоосетинской молодежью механизмов совладаю-щего поведения и прогнозирование перспектив работы по этому направлению, по нашему мнению, должны опираться на разработку социально-психологической программы преодоления последствий конкретного этнополитического конфликта и минимизации его последствий для молодого поколения (грузино-югоосетинского). Важно, чтобы у его представителей сформировалась объективная картина этнополитического конфликта и была адекватно передана настоящим и будущим членам общества, не продолжая разжигать недоверие и ненависть к другим этносам, с которыми на сегодня существует либо конфликт, либо постконфликтная ситуация.
Программа должна включать, кроме ее цели, задач, миссии, следующие направления: социально-коллективное, индивидуальное и направление деятельности с психотравмами населения.
В социально-коллективное направление должно входить:
- работа по искоренению циркуляции в социуме негативных этнических стереотипов и формированию своего собственного, не зависимого от внешних факторов мнения относительно того или иного этноса;
- широкое общественное освещение и участие представителей этноса в переговорах с субъектами конфликтов (в развитых странах подобного рода действия осуществляются профессиональными психологами);
- информационные методы, которые включают: взаимный обмен сведениями между субъектами конфликта или их группами при соблюдении условий, способствующих изменению ситуации, участие психологов в процессе выбора способов подачи информации в средствах массовой информации (СМИ), что является крайне желательным; повышение психологической компетентности (в первую очередь конфликтной и коммуникативной) представителей конфликтующих групп посредством ознакомления с данной социально-психологической информацией; передача информации о сходствах и различиях между культурами и их представителями (Варданян, 2015).
В индивидуальное направление программы должно входить:
- формирование этнического самосознания личности, которое включает этническую идентичность, толерантность, компетентность; позволяет взаимодействовать внутри и вне этноса, содействовать решению проблем адаптации к новым послевоенным условиям жизнедеятельности, аккультурации межэтнического коммуникативного взаимодействия, осмысления системы ценностей, представлений народа и оценок его этнокультурных и этнопсихологических особенностей;
- формирование психической саморегуляции личности, снятие эмоционального напряжения, повышение уровня переживания стресса и стрессонаполненности жизни, развитие психодинамических и личностных ресурсов, позволяющих субъектам переживать повседневные психоэмоциональные нагрузки.
Направление деятельности с психотравмами населения имеет своей целью освобождение индивидов от прошлого травматического опыта, восстановление личностной целостности, доверия к себе и миру; создание полной картины отношений и ожиданий, что предполагает:
- психологический анализ травмирующих трагических событий ТЖС с военной угрозой жизни с восстановлением вытесненной информации;
- реконструкция идентичности (идентификация чувств, фрустрированных потребностей, образа «Я», когнитивно-оценочного отношения к ситуации);
- формирование доверия и свободы в сфере отношений (позиция равенства, автономности в отношении доминирования);
- развитие свободы манипулирования (конгруэнтного, адаптивного поведения);
- восстановление ролевых позиций и направленности действий;
- построение осознанного регулируемого контакта с окружением, собственно личностной активности.
Направление деятельности с психотравмами населения должно осуществляться только подготовленными клиническими психологами и психотерапевтами, так как этот вид деятельности очень сложен для личности, может иметь непредсказуемые последствия как для нее, так и для социума в целом.
Перспективы дальнейших исследований представляются нам в разработке социально-психологической программы для конкретных регионов с повторяющимися военными конфликтами, а также в выявлении механизмов и закономерностей устойчивой социализации молодого поколения в условиях послевоенного развития общества в XXI в.
Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать ряд выводов:
1. Психологические особенности устойчивого совладающего поведения молодежи в период послевоенного развития общества разнятся в зависимости от наличия или отсутствия у субъектов опыта преодоления жизненной ситуации, связанной с риском для жизни в результате военной угрозы.
2. В среде югоосетинских респондентов выявлен идентификационный «этнокультурный смысл преодоления», который обуславливается повторяющимися угрозами военного вмешательства в мирную жизнь республики. Он характеризуется способностью молодых людей к «мгновенной самоорганизации», осознанием смысла сплочения перед угрозой жизни (концепт «народ-семья»), аккумулируется в национальной характеристике осетин «ныфс» (осет.), интегрирующей в себе опыт преодоления аналогичных обстоятельств предыдущими поколениями.
3. Выявленные особенности поведения молодежи позволили разработать типизированные модели реализации когнитивных конструктов жизнестойкости, основанные на стратегиях совместного преодоления трудностей, личной ответственности и самоконтроле поведения.
4. В работе раскрыты противоречия преодоления ТЖС с военной угрозой жизни, связанные с признанием дистанцирования эффективной стратегией совладания, раскрывающие особенности осознания высокого значения самоконтроля при выборе стратегий жизнестойкого поведения.
5. Когнитивный конструкт жизнестойкости молодежи в сложившихся послевоенных условиях общественного развития, рассматриваемый нами в контексте преемственности опыта преодоления ТЖС предыдущих поколений, указывает на наиболее эффективные практики, спектр потенциальных возможностей, определяет прогностические особенности выбора стратегий совладания.
6. Предлагаемая нами социально-психологическая программа преодоления последствий грузино-югоосетинского конфликта в молодежной среде может быть полезна специалистам-психологам в части разработки типизированных рекомендаций по работе с молодежью на поствоенном пространстве.
Список источников:
Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня. Кемерово, 2004. С. 82-90.
Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. 318 с.
Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: философия существования. СПб., 1999. 222 с.
Ваградян Э.А. Психологические аспекты изучения и урегулирования этнических конфликтов // Евразийский союз ученых. 2015. № 9-3 (18). С. 68-70.
Дзугаев К.Г. Южные осетины: борьба за идентичность // Вестник Поволжского института управления. 2020. Т. 20, № 6. С. 4-9. https://doi.org/10.22394/1682-2358-2020-6-4-9.
Качества жизнестойкости личности в представлениях югоосетинской и российской учащейся молодежи / Е.П. Гиоева [и др.] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 6. С. 1-10. URL: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN621.pdf (дата обращения: 19.01.2024).
Келли Дж. Теория личности (теория личных конструктов). СПб., 2000. 249 с.
Контент-анализ восприятия опыта преодоления трудных жизненных ситуаций молодежью Южной Осетии в поствоенном постконфликтном состоянии общества / Л.М. Хабаева [и др.] // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Т. 3, № 6. С. 37-50.
Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома, 2010. 61 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304 с.
Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.
Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 1. С. 3-18.
Особенности когнитивных представлений опыта преодоления трудных жизненных ситуаций молодежи, оказавшейся в условиях послевоенной социализации (на примере Южной Осетии) / Л.М. Хабаева [и др.] // Образование. Культура. Общество. СПб., 2021. С. 57-69. https://doi.org/10.37539/ECS300.2021.97.50.006.
Плиев А.Г., Дзугаев К.Г. Культурологические особенности грузино-осетинских отношений // Северный Кавказ: профилактика конфликтов. М., 2008. С. 9-21.
Роль особых условий жизни и деятельности в формировании жизнестойкости молодежи Южной Осетии / И.В. Абаева [и др.] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12, № 2-1. С. 134-152. https://doi.org/10.34670/AR.2023.43.97.013.
Abaeva I.V., Gioeva E.P., Moskalenko O.V., Siukaeva E.G., Khabaeva L.M. Individual Resilience as Human Resource Component for the Modern Society Sustainable Development // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EPSBS. Krasnoyarsk, 2021. Р. 2856-2865. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.09.02.319.
Frijda N.H., Tcherkassof A. Facial Expressions as Modes of Action Readiness // The Psychology of Facial Expression. Cambridge, 1997. Р. 78-102. https://doi.org/10.1017/CBO9780511659911.006.
Harmon-Jones C., Schmeichel B.J., Mennitt E., Harmon-Jones E. The Expression of Determination: Similarities between Anger and Approach-Related Positive Affect // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 100, iss. 1. Р. 172-181. https://doi.org/10.1037/a0020966.
Lazarus R.S., Folkman S. Transactional Theory and Research on Emotion and Coping // European Journal of Personality. 1987. Vol. 1, iss. 3. P. 141-169. https://doi.org/10.1002/per.2410010304.
Maddi S.R., Koshaba D.M. Resilience at Work: How to Succeed No Matter What Life Throws at You. N. Y., 2005. 213 р. Moskalenko O., Khabaeva L., Abaeva I., Gioeva E., Siukaeva E. Psychological Features of Socialization of the Young Generation in the Conditions of Post-Conflict Society // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Amsterdam, 2021. Р. 475-483. https://doi.org/10.2991/assehr.k.210322.162.
References:
Abaeva, I. V., Gioeva, E. P., Moskalenko, O. V., Khabaeva, L. M. & Siukaeva, A. G. (2023) The Role of Special Conditions of Life and Activity in the Formation of the Resilience of the Youth of South Ossetia. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 12 (2-1), 134-152. Available from: doi:10.34670/AR.2023.43.97.013. (In Russian)
Abaeva, I. V., Gioeva, E. P., Moskalenko, O. V., Siukaeva, E. G. & Khabaeva, L. M. (2021) Individual Resilience as Human Resource Component for the Modern Society Sustainable Development. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EPSBS. Krasnoyarsk, рр. 2856-2865. Available from: doi:10.15405/epsbs.2021.09.02.319.
Aleksandrova, L. A. (2004) K kontseptsii zhiznestoikosti v psikhologii [Towards the concept of resilience in psychology]. In: Sibirskaya psikhologiya segodnya. Kemerovo, рр. 82-90. (In Russian)
Bandura, A. (2000) Teoriya sotsial'nogo naucheniya [Theory of social learning]. St. Petersburg. 318 p. (In Russian) Bol'nov, O. F. (1999) Filosofiya ekzistentsializma: filosofiya sushchestvovaniya [Philosophy of existentialism: philosophy of existence]. St. Petersburg. 222 p. (In Russian)
Dzugaev, K. G. (2020) South Ossetians: the Struggle for Identity. The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration. 20 (6), 4-9. Available from: doi:10.22394/1682-2358-2020-6-4-9. (In Russian)
Frijda, N. H. & Tcherkassof, A. (1997) Facial Expressions as Modes of Action Readiness. In: The Psychology of Facial Expression. Cambridge, рр. 78-102. Available from: doi:10.1017/CBO9780511659911.006.
Gioeva, E. P., Abaeva, I. V., Gazzaeva, N. M., Moskalenko, O. V. & Khabaeva, L. M. (2021) The Qualities of Personal Hardiness in the Representations of the South Ossetian and Russian Student Youth. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 9 (6), 1-10. Available from: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN621.pdf (viewed 19 January 2024). (In Russian)
Harmon-Jones, C., Schmeichel, B. J., Mennitt, E. & Harmon-Jones, E. (2011) The Expression of Determination: Similarities between Anger and Approach-Related Positive Affect. Journal of Personality and Social Psychology. 100 (1), 172-181. Available from: doi:10.1037/a0020966.
Kelli, Dzh. (2000) Teoriya lichnosti (teoriya lichnykh konstruktov) [Theory of personality (theory of personal constructs)]. St. Petersburg. 249 р. (In Russian)
Khabaeva, L. M., Abaeva, I. V., Gabulova, I. M., Gioeva, E. P. & Moskalenko, O. V. (2020) Content Analysis of the Perception of the Experience of Overcoming Difficult Life Situations by Youth of South Ossetia Living in Post-War Post-Conflict Society. International Journal of Medicine and Psychology. 3 (6), 37-50. (In Russian)
Khabaeva, L. M., Abaeva, I. V., Gabulova, I. M., Gioeva, E. P. & Moskalenko, O. V. (2021) Peculiarities of Cognitive Representations of the Experience of Overcoming Difficult Life Situations of Youth Finded in the Conditions of Post-Socialization (on the Example of South Ossetia). In: Obrazovanie. Kul'tura. Obshchestvo. St. Petersburg, рр. 57-69. Available from: doi:10.37539/ECS300.2021.97.50.006. (In Russian)
Kryukova, T. L. (2010) Metody izucheniya sovladayushchego povedeniya: tri koping-shkaly [Methods of studying coping behavior: three coping scales]. Kostroma. 61 р. (In Russian)
Lazarus, R. S. & Folkman, S. (1987) Transactional Theory and Research on Emotion and Coping. European Journal of Personality. 1 (3), 141-169. Available from: doi:10.1002/per.2410010304.
Leont'ev, A. N. (1977) Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Conscience. Personality]. Moscow. 304 р. (In Russian) Maddi, S. R. & Koshaba, D. M. (2005) Resilience at Work: How to Succeed No Matter What Life Throws at You. New York. 213 р. Maddi, S. R. (2005) Creating Meaning Through Making Decision. Psikhologicheskii Zhurnal. 26 (6), 87-101. (In Russian) Moskalenko, O., Khabaeva, L., Abaeva, I., Gioeva, E. & Siukaeva, E. (2021) Psychological Features of Socialization of the Young Generation in the Conditions of Post-Conflict Society. In: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Amsterdam, рр. 475-483. Available from: doi:10.2991/assehr.k.210322.162.
Pliev, A. G. & Dzugaev, K. G. (2008) Kul'turologicheskie osobennosti gruzino-osetinskikh otnoshenii [Cultural features of Georgian-Ossetian relations]. In: Severnyi Kavkaz: profilaktika konfliktov. Moscow, рр. 9-21. (In Russian)
Vagradyan, E. A. (2015) Psikhologicheskie aspekty izucheniya i uregulirovaniya etnicheskikh konfliktov [Psychological aspects of the study and settlement of ethnic conflicts]. Evraziiskii soyuz uchenykh. (9-3 (18)), 68-70. (In Russian)
Информация об авторах Л.М. Хабаева - кандидат психологических наук, доцент, научный сотрудник Владикавказского института управления, Владикавказ, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=463398
О.В. Москаленко - независимый исследователь, доктор психологических наук, профессор, советник дирекции научной и образовательной деятельности ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=132958
И.В. Абаева - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова», Владикавказ, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=716481
И.М. Габулова - доцент кафедры педагогики и психологии факультета естественных наук и психологии Юго-Осетинского государственного университета имени А. Тибилова, Цхинвал, Республика Южная Осетия.
Вклад авторов:
Л.М. Хабаева - научное руководство, концепция исследования, развитие методологии, доработка текста, итоговые выводы.
О.В. Москаленко - научное редактирование текста, концепция исследования, развитие методологии, итоговые выводы.
И.В. Абаева - участие в обработке эмпирического материала, написание исходного текста, итоговые выводы.
И.М. Габулова - участие в сборе материала и его первичной обработке, участие в написании исходного текста, итоговые выводы.
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors L.M. Khabaeva - PhD in Psychology, Associate Professor, Research Fellow at the Vladikavkaz Institute of Management, Vladikavkaz, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=463398
0.V. Moskalenko - Independent researcher, D.Phil. in Psychology, Professor, Advisor to the Directorate of Scientific and Educational Activities, Federal State Budgetary Institution "Russian Energy Agency" of the Ministry of Energy of Russia, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=132958
1.V. Abaeva - PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Psychology, Faculty of Psychology and Pedagogy, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=716481
I.M. Gabulova - Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Natural Sciences and Psychology, South Ossetian State University named after A. Tibilov, Tskhinval, Republic of South Ossetia.
Contribution of the authors: L.M. Khabaeva - academic advising, research concept, methodology development, follow-on revision of the text, final conclusions.
0.V. Moskalenko - scientific editing of the text, research concept, methodology development, final conclusions.
1.V. Abaeva - participation in the empirical material processing, the source text writing, final conclusions.
I.M. Gabulova - participation in the material collection and its primary processing, in the source text writing participation, final conclusions.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.12.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.01.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 30.01.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.