Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / AGRICULTURE / RURAL AREAS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гареев Роман Робертович

В настоящее время сельское хозяйство является одним из факторов ускоренного развития страны. На поля пришли современная техника и технологии, агропромышленный комплекс стал стратегически важной, конкурентоспособной экономической отраслью. Устойчивое развития сельских территорий позволит обеспечить устойчивый рост сельской экономики, повысить занятость, уровень и качество жизни, а также снизить темп миграции сельского населения, сохранить окружающую среду. В статье проанализировано современное развитие сельских территорий, выявлены основные проблемы и предложены возможные методы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN FEATURES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Currently, agriculture is one of the factors in the accelerated development of the country. Modern equipment and technologies are implemented by the agricultural sector of the economy; the agro-industrial complex has become a strategically important, competitive economic sector. Sustainable development of rural areas will ensure sustainable growth of the rural economy, employment increase, living standards improvement; reduce the rate of migration of the rural population and preserve the environment. The article analyzes the modern development of rural areas, identifies the main issues and suggests possible methods for solving them.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Особенности устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации*

Гареев

Роман Робертович

Кандидат экономических наук, доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта Российского Экономического Университета им. Г. В. Плеханова»

Roman R. Gareev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Hotel, Tourism and Sport Idustry of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov

e-mail: Gareev.RR@rea.ru

УДК 332.142

The modern features of sustainable development of rural territories in the Russian Federation

В настоящее время сельское хозяйство является одним из факторов ускоренного развития страны. На поля пришли современная техника и технологии, агропромышленный комплекс стал стратегически важной, конкурентоспособной экономической отраслью. Устойчивое развития сельских территорий позволит обеспечить устойчивый рост сельской экономики, повысить занятость, уровень и качество жизни, а также снизить темп миграции сельского населения, сохранить окружающую среду. В статье проанализировано современное развитие сельских территорий, выявлены основные проблемы и предложены возможные методы их решения.

Ключевые слова и словосочетания: сельское хозяйство, сельские территории, устойчивое развитие, экономика.

Currently, agriculture is one of the factors in the accelerated development of the country. Modern equipment and technologies are implemented by the agricultural sector of the economy; the agro-industrial complex has become a strategically important, competitive economic sector. Sustainable development of rural areas will ensure sustainable growth of the rural economy, employment increase, living standards improvement; reduce the rate of migration of the rural population and preserve the environment. The article analyzes the modern development of rural areas, identifies the main issues and suggests possible methods for solving them.

Keywords: agriculture, rural areas, sustainable development, economy.

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 19-010-00837 «Разработка методологии управления сельскими территориями на основе выделения особо ценных земель и развития туризма в условиях цифровой экономики»

За период с 2003 по 2018 год совокупный объем финансирования, включая средства федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников, направленных на реализацию программ развития сельских территорий, осуществляемых Минсельхозом России составил более 500 млрд. рублей.

В 2019 году мероприятия связанные с развитие инфраструктуры сельских поселений, дорожным строительством, инженерными работами, реализуются в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [4].

Расчетный объем средств, который необходимо привлечь субъектам РФ под предельный уровень софинансирования составит 4,9 млрд. рублей. Кроме того, из внебюджетных источников будет привлечено не менее 3,1 млрд. рублей. Таким образом, итоговый расчетный объем ресурсного обеспечения на 2019 год составит 25,4 млрд. рублей.

На 1 января 2019 года на территории РФ насчитывается порядка 133 тысячи населенных пунктов, в которых проживает 37,32 миллиона человек (25,4% населения РФ).

Наибольшее количество граждан РФ, проживающих на сельских территориях приходится на такие регионы как: Республика Алтай (71%), Чеченская республика (65%), Республика Ингушетия (58%), Карачаево-Черкесская республика (57%).

При этом численность рабочей силы в сельской местности по результатам прошедшего года составила 17,6 миллионов человек, из них 1,3 миллиона человек не имеют доходного занятия (по методологии МОТ квалифицируются как безработные).

По прогнозу Росстата, численность сельских жителей к 2030 году уменьшится на 2,8 миллиона человек или на 7,3%. Сельское население постепенно концентрируется в пригородных территориях, что приводит к социальному опустыниванию сельских районов, в результате чего создаются геополитические риски. В частности, растет число и удельный вес личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и других индивидуальных хозяйств граждан с заброшенными земельными участками (пустующими домами) (табл. 1.) [5].

Таким образом, характерны очевидные диспропорции и для самой сельской местности. В одном и том же регионе страны могут соседствовать и перспективные, развивающиеся, и деградирующие хозяйства[3].

2006 г. 2016 г. 2016 г к 2006 г.

тыс. %

Число ЛПХ граждан с Заброшенными земельными участками, всего 1556,1 2630,1 1074 169,0

в сельских поселениях 1361,3 2064,8 703,5 151,7

в городских поселениях 194,8 565,3 370,5 290,2

Удельный вес ЛПХ граждан с заброшенными земельными участками, в общем числе хозяйств, всего 6,8 11,2 X 4,4 п.п.

в сельских поселениях 9,2 13,7 X 4,5 п.п.

в городских поселениях 2,4 6,7 X 3,8 п.п.

Таблица 1. Число личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан с заброшенными земельными участками (пустующими домами), по данным всероссийских сельскохозяйственных

переписей 2006 и 2016 годов

Поэтому основными направлениями государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий должны быть: создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития; обеспечение роста численности сельского населения за счет увеличения продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения; обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов; повышение эффективности сельской экономики, в частности аграрного сектора, вклада сельских территорий в социально экономическое развитие страны и обеспечение ее продовольственной безопасности; развитие малого бизнеса, в том числе туристической отрасли (агротуризм).

Особо высок удельный вес ЛПХ с заброшенными участками и пустующими домами в сельской местности

Государственное и региональное управление

исторического центра и приграничных регионов. По сравнению с 2006 годом рост доли пустующих сельских домов наблюдался во всех субъектах РФ, кроме 9 регионов (Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Республика Татарстан, Самарская, Ленинградская, Воронежская, Челябинская области) [2].

Наиболее низкая доля заброшенных сельских домохозяйств отмечается в республиках Северного Кавказа, отличающихся высокой плотностью сельского населения, в республиках Поволжья и ряде регионов с развитым АПК (Краснодарский край, Ростовская, Белгородская области), а также на высокоурбанизированных территориях (Московская область).

По нашему мнению, данные негативные процессы обусловили следующие причины:

1. Резкое сокращение сельскохозяйственной занятости населения в результате аграрного кризиса в 1990-е годы, а затем монополизации аграрного производства крупным бизнесом в 2000-е годы при слабой диверсификации сельской экономики и недостаточном развитии малого предпринимательства. За десятилетие (с 2006 по 2016 гг.) число сельскохозяйственных организаций и фермеров сократилось на 40%.

2. Слабость местного самоуправления и дефицит местных бюджетов. Так, по данным Общероссийского конгресса муниципальных образований, объем местных бюджетов в процентах к ВВП составил в 2017 году - 4,2%, когда как в 1997 году он составлял - 10,9%.

3. Крайний дефицит средств, направляемых на социальное обустройство села в рамках политики сельского развития (за период с 2012 по 2018 гг. общий объем средств снизился на 14% в рублевом эквиваленте). Данная тенденция привела к существенному сокращению ввода в рамках ФЦП как жилых домов, так и объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

4. Отсутствие понимания у общества и власти, что село должно развиваться в приоритетном порядке. Например, в Стратегии пространственного развития России до 2020 года, акцент сделан на развитии крупных городских агломераций [1]. В целом, до сих пор политика по устойчивому развитию сельских территорий рассматривается исключительно как часть аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства».

Кроме того, по результатам опроса местные жители сельских территорий в возрасте от 15 лет и более, проведенного в 2017 году, выделяются такие проблемы проживания в сельской местности, как: отдаленность мест отдыха и досуга (53%), отдаленность объектов физкультуры и спорта (52%), отдаленность аптек и недоступность медицинских услуг (47%%), плохая организация общественного транспорта (40%), плохая организация жилищно-коммунальных служб (37%).

Вышеизложенное позволяет сформулировать следующие предложения по решению проблем устойчивого развития туризма, которые могут быть учтены в государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства РФ в конце мая 2019 года, и действие которой начнется с 1 января 2020 года.

1. Необходимо сформировать в обществе понимание приоритетности развития села, что уменьшит миграцию в города. Это положительно скажется на решении жилищных, транспортных, экологических проблем, снизит конкуренцию на рынке труда. Кроме того, сохранятся условия для удовлетворения рекреационных потребностей городского населения, а также укрепится территориальная целостность страны, ее геополитическое положение.

2. Должен быть принят специальный федеральный закон об устойчивом развитии сельских территорий, в котором необходимо определить само их понятие, которое в настоящее время отсутствует в федеральном законодательстве. Важно установить, что сельская политика является предметом межведомственного взаимодействия, а не полномочием только Минсельхоза России. Также требует рассмотрения и формирование направлений и механизмов государственной поддержки села.

3. Важно развивать малые и средние сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства за счет перераспределения в их пользу бюджетной поддержки, развития сельскохозяйственной кооперации, системы консультирования. Важным элементом проекта госпрограммы по комплексному развитию сельских территорий должно стать предоставление льготных инвестиционных кредитов на развитие малых форм несельскохозяйственной деятельности: аграрного туризма, народных промыслов, производства сельской продукции, стройматериалов и т.д.

4. Требуется существенно укрепить бюджеты органов местного самоуправления на селе, так как, только около 20% сельских муниципалитетов имеют достаточные бюджеты для развития.

5. Необходимо учитывать степень дифференциации субъектов РФ по удельному весу ЛПХ с

заброшенными земельными участками и пустующими домами при реализации как федеральной, так и региональной аграрной и сельской политики. Депрессивные сельские регионы, отличающиеся высоким удельным весом заброшенных сельских домохозяйств, должны стать специальными объектами государственного регулирования, в которых должно осуществляться стимулирование малого и среднего бизнеса в сельскохозяйственной и несельскохозяйственной сфере, а также переселенческие программы, сельская кооперация отраслей социальной и инженерной инфраструктуры [6].

Таким образом, по мнению автора, практическая реализация вышеуказанных решений в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» поможет создать устойчивые предпосылки для эффективного развития социальной сферы и инфраструктуры, решения целого ряда социальных проблем сельской местности и повышения уровня жизни населения.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2017 г. № 1544 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru

2. Анализ приоритетных направлений развития земледелия на современном этапе научно-технического прогресса / Лобков В.Т., Плыгун С.А. // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2012. Т. 2. №2. - С. 3-9.

3. Волков С.Н. Землеустройство: учебник / С. Н. Волков. - М.: ГУЗ, 2013. -992 с.

4. Мельник Л.Г. Устойчивое развитие: теория, методология, практика. Сумы: Универсальная книга, 2009. - 1216 с.

5. Полунин Г.А., Алакоз В.В., Носов С.И., Бондарев Б.Е. Оптимизация сельскохозяйственного землепользования / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. -2015. -№ 5-6 (125). - С. 6-13.

6. Экологические индикаторы качества роста региональной экономики / Под ред. И.П. Глазыриной, И М. Потравного. М.: НИА-Природа, 2005. -306 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.