Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ НЕЗАКОННЫХ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ НЕЗАКОННЫХ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛЕСНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЛЕСОНАРУШЕНИЯ / НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПРИОБРЕТАТЕЛИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косых Валерия Александровна

В статье раскрываются основные особенности профилактической работы органов предварительного следствия при расследовании уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконными рубками лесных насаждений. Сформулирована проблема - формальный подход к установлению обстоятельств, способствующих совершению указанных преступлений, детерминант преступности в лесной сфере и направлению представлений об устранении таких обстоятельств и других нарушений закона. Автором сформулированы основные направления работы следователей по уголовным делам о незаконных рубках леса в части истребования информации и взаимодействия с компетентными органами, позволяющие производить более глубокий анализ причин и условий преступлений в сфере лесопользования. В статье приведены доводы о необходимости постоянного обмена информацией с подразделениями Федерального агентства лесного хозяйства, в частности истребования и направления необходимой информации о лицах, привлекаемых к уголовной ответственности, в Комиссию, уполномоченную вести Реестр недобросовестных приобретателей лесных насаждений и арендаторов лесных участков. Применение на практике предложенных в статье направлений получения следователем сведений позволит более эффективно осуществлять профилактику преступности в лесной сфере, что является одной из приоритетных задач правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INVESTIGATOR'S ESTABLISHMENT OF THE CAUSES AND CONDITIONS CONDUCIVE TO THE COMMISSION OF ILLEGAL LOGGING OF FOREST PLANTATIONS

The article reveals the main features of the preventive work of the preliminary investigation bodies in the investigation of criminal cases of crimes related to illegal logging of forest plantations. The problem of a formal approach to the establishment of circumstances contributing to the commission of these crimes, the determinants of crime in the forest sector and the direction of ideas about the elimination of such circumstances and other violations of the law is formulated. The author suggests the main areas of work of investigators in criminal cases of illegal logging in terms of requesting information and interacting with competent authorities, allowing for a more in-depth analysis of the causes and conditions of crimes in the field of forest management. The article presents arguments about the need for a constant exchange of information with the divisions of the Federal Forestry Agency, in particular, to request and send the necessary information about persons brought to criminal responsibility to the Commission authorized to keep a Register of unscrupulous purchasers of forest plantations and tenants of forest plots. The directions proposed in the article for obtaining information by the investigator allow for more effective prevention of crime in the forest sector, which is one of the priority tasks of law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ НЕЗАКОННЫХ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ»

Евразийская адвокатура. 2022. № 2 (57). С. 85. Eurasian advocacy. 2022;(2(57)):85.

Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространстве

Научная статья УДК 343.9

doi 10.52068/2304-9839_2022_57_2_85

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ НЕЗАКОННЫХ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Косых Валерия Александровна

Старший следователь следственного отдела Котласского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте

165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Ленина, д. 75, Российская Федерация

Аннотация: В статье раскрываются основные особенности профилактической работы органов предварительного следствия при расследовании уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконными рубками лесных насаждений. Сформулирована проблема - формальный подход к установлению обстоятельств, способствующих совершению указанных преступлений, детерминант преступности в лесной сфере и направлению представлений об устранении таких обстоятельств и других нарушений закона. Автором сформулированы основные направления работы следователей по уголовным делам о незаконных рубках леса в части истребования информации и взаимодействия с компетентными органами, позволяющие производить более глубокий анализ причин и условий преступлений в сфере лесопользования. В статье приведены доводы о необходимости постоянного обмена информацией с подразделениями Федерального агентства лесного хозяйства, в частности истребования и направления необходимой информации о лицах, привлекаемых к уголовной ответственности, в Комиссию, уполномоченную вести Реестр недобросовестных приобретателей лесных насаждений и арендаторов лесных участков. Применение на практике предложенных в статье направлений получения следователем сведений позволит более эффективно осуществлять профилактику преступности в лесной сфере, что является одной из приоритетных задач правоохранительных органов.

Ключевые слова: незаконная рубка лесных насаждений, детерминанты лесной преступности, обстоятельства, способствующие совершению преступления, лесонарушения, недобросовестные приобретатели лесных насаждений

Для цитирования: Косых В.А. Особенности установления следователем причин и условий, способствующих совершению незаконных рубок лесных насаждений // Евразийская адвокатура. 2022. № 2 (57). С. 85. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2022_57_2_85

Justice and law-enforcement activity In the eurasian space

Original article

FEATURES OF THE INVESTIGATOR'S ESTABLISHMENT OF THE CAUSES AND CONDITIONS CONDUCIVE TO THE COMMISSION OF ILLEGAL LOGGING OF FOREST PLANTATIONS

Kosykh Valeria Alexandrovna

Senior Investigator of the Investigation Department of the Kotlass department of the Ministry of Internal Affairs of Russia on transport

165300, Arkhangelsk region, Kotlas, Lenin Street, 75, Russian Federation

Abstract: The article reveals the main features of the preventive work of the preliminary investigation bodies in the investigation of criminal cases of crimes related to illegal logging of forest plantations. The problem of a formal approach to the establishment of circumstances contributing to the commission of these crimes, the determinants of crime in the forest sector and the direction of ideas about the elimination of such circumstances and other violations of the law is formulated. The author suggests the main areas of work of investigators in criminal cases of illegal logging in terms of requesting information and interacting with competent authorities, allowing for a more in-depth analysis of the causes and conditions of crimes in the field of forest management. The article presents arguments about the need for a constant exchange of information with the divisions of the Federal Forestry Agency, in particular, to request and

© Косых В.А., 2022

send the necessary information about persons brought to criminal responsibility to the Commission authorized to keep a Register of unscrupulous purchasers of forest plantations and tenants of forest plots. The directions proposed in the article for obtaining information by the investigator allow for more effective prevention of crime in the forest sector, which is one of the priority tasks of law enforcement agencies.

Keywords: illegal logging of forest plantations, determinants of forest crime, circumstances contributing to the commission of a crime, forest violations, unscrupulous purchasers of forest plantations

For citation: Kosykh V.A. Features of the investigator's establishment of the causes and conditions conducive to the commission of illegal logging of forest plantations = Eurasian advocacy. 2022;2(57): 85. (In Russ.). https://doi. org/10.52068/2304-9839_2022_57_2_85

Борьба с преступностью представляет собой сложную системную деятельность, в основе которой лежит необходимость эффективного противодействия различным криминальным проявлениям. Наиболее острой является проблема незаконных рубок лесных насаждений, количество которых увеличивается из года в год и которые оказывают все более негативное влияние на экологическую и экономическую безопасность, приводят к негативным воздействиям на различные сферы жизнедеятельности населения. Своевременность реагирования на акты совершения лесонарушений в настоящее время является основной задачей правоохранительных органов [1, с. 42-46].

Данное направление реализуется правоохранительными органами, в частности органами предварительного следствия, осуществляющими предварительное расследование по уголовным делам, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Также в обязанность следователей, в соответствии со статьей 158 УПК РФ, вменено установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и направление в соответствующие организации представлений о принятии мер к устранению указанных обстоятельств или других выявленных на предварительном следствии нарушений закона [2]. В частности, при производстве предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений» [3], следователь при производстве следственных действий: осмотр места происшествия, допросы свидетелей, а также процессуальных действий: назначение судебных экспертиз, направление поручений в оперативные подразделения и запросов о предоставлении информации в иные организации - должен выяснять и обстоятельства, которые привели к совершению преступления, а также установить организацию или должностное лицо, допустившее наступление таких обстоятельств, и внести представление о необходимости устранения таких обстоятельств и нарушений за-

кона, обязательное для рассмотрения данной организацией или должностным лицом.

При расследовании уголовных дел о незаконной рубке лесных насаждений, совершенной в условиях неочевидности, следователь вынужден опираться на результаты осмотра места происшествия, заключений эксперта, проведенных оперативно-розыскных мероприятий, истребованную информацию из территориальных лесничеств, подразделений Рослесинфорга и др. Правильность проведенного анализа причин и условий совершения преступления напрямую зависит от качества следственных действий.

В таком случае в допросах представителей территориальных лесничеств необходимо отражать сведения: о частоте и результатах проводимых профилактических мероприятий (рейдов) в районе совершения преступного деяния за предшествовавшие времени совершения преступления годы; о штатной численности работников, обслуживающих данный район, о том, ведется ли среди населения регулярная профилактическая работа по информированию о недопустимости лесонарушений; о взаимодействии с территориальными и региональными подразделениями Рослесинфорга, осуществляющего космический мониторинг лесов, а также подразделениями федерального государственного лесного контроля (надзора). Последнее возможно истребовать по запросу также и с указанных подразделений. В качестве дополнительной необходимой информации следователю с целью выявления детерминант необходимо также истребовать информацию в территориальных лесничествах о лицах, производивших рубку лесных насаждений в районе совершения преступления, как в период совершенной незаконной рубки лесных насаждений, так и за 3-4 года до момента выявления факта преступления. Также важное значение имеет информация о лицах, во владении, пользовании или распоряжении которых находится лесозаготовительная техника. Такой набор информации позволяет сформировать наиболее полное представление о месте и районе совершения незакон-

ЕиКЛБТЛЫ ЛОУОСЛСУ 2 (57) 2022

ной рубки леса. Кроме того, следователю, в том числе, надлежит использовать для анализа обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и результаты оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по уголовному делу по отдельному поручению следователя. Практика показывает, что зачастую поручения носят формальный характер и не содержат ту информацию, полученную следователем при проведении следственных и процессуальных действий, которая подлежит проверке оперативными подразделениями. В связи с этим предлагается включать в поручения, полученные по запросам, сведения о результатах космического мониторинга лесов, информацию о лесозаготовительной технике и лицах, заготавливающих лес в районе совершения преступления, что позволит оперативным подразделениям аккумулировать необходимую информацию и осуществлять ее полноценный анализ. Итогом продуктивной следственно-оперативной работы по неочевидному преступлению, связанному с незаконной рубкой леса, при невозможности установить виновное лицо является формулирование обстоятельств, вызвавших: совершение преступления, которые, как правило, связаны с ненадлежащим контролем со стороны территориальных лесничеств за лесозаготовительной деятельностью физических и юридических лиц, арендующих лесные участки в районе совершения преступления; нарушения лесохо-зяйственных регламентов и проектов освоения лесов юридическими лицами - крупными лесозаготовительными компаниями.

Что касается особенностей установления обстоятельств, способствовавших совершению преступления по делам, лица по которым установлены, важно отметить следующее: производя весь комплекс следственных и процессуальных действий, описанных выше и направленных на доказывание вины лица, следователь работает и с подозреваемым (обвиняемым), от которого в ходе допросов также необходимо получать полноценную информацию не только об обстоятельствах совершенного преступления, но и позволяющую сделать выводы о причинах и условиях совершения лицом преступления.

Для этого предлагается в планы допроса подозреваемых (обвиняемых) по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 260 УК РФ, включать вопросы об официальном трудоустройстве лица (при отсутствии сведений о том, состоит ли лицо на учете по безработице и предлагались ли отделением занятости какие-либо вакансии), о его семейном положении, наличии детей, бытовых

условиях, о наличии заболеваний у допрашиваемого, а также членов его семьи, вызывающих необходимость постоянного применения дорогостоящих лекарств, медицинских манипуляций; об обстоятельствах приобретения лесозаготовительной техники и других средств совершения незаконной рубки лесных насаждений; о наличии родственников и знакомых в правоохранительной системе, лесничествах, а также среди лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в лесопромышленном комплексе; о том, работал ли ранее в лесной сфере (на производстве или в контролирующих органах). В случае, если лицо ранее судимо или ранее привлекалось к уголовной ответственности за совершение аналогичных преступлений, включать в допрос блок аналогичных вопросов, относимых ко времени ранее совершенного преступления (это позволит сформировать представление о наиболее характерных причинах совершения преступления).

Информация, получаемая в ходе допросов свидетелей и подозреваемых и подлежащая анализу на предмет выявления детерминант рассматриваемых преступлений, не является единственным объектом такого анализа.

В качестве дополнительных источников информации о возможных причинах и условиях совершения преступления могут выступать:

- показания родственников, лиц из числа знакомых подозреваемого (обвиняемого) в части мотива совершения преступного деяния;

- сведения о фактах привлечения к административной ответственности, например о том, что подозреваемый (обвиняемый) привлекался за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренных главой 8 КоАП РФ [4];

- наличие сведений о подозреваемом (обвиняемом) в Реестре недобросовестных приобретателей лесных насаждений и арендаторов лесных участков (введен с 2018 года) [5].

Последние два факта свидетельствуют об устойчивом пренебрежении установленными экологическими нормами и правилами лесопользования.

Также в качестве сопутствующих значимых для установления причин и условий совершения преступления могут служить сведения о незарегистрированной технике, неквалифицированных и нелегальных работниках; о фактах приемки лесосек с сокрытием нарушений и изготовлением подложных документов; о фактах лесозаготовки юридическими лицами без фактического введе-

ния в эксплуатацию производственных мощностей и вложения инвестиций [6, с. 179-186].

Анализируя приведенные доводы, необходимо разграничить понятия «обстоятельства, способствовавшие совершению преступления» и «причины и условия совершения преступления». Так, под обстоятельством принято понимать явление, сопутствующее какому-либо другому явлению и с ним связанное [7, с. 438]. Причина -явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления [7, с. 603]. Условие - обстановка, в которой происходит, осуществляется что-либо [7, с. 839].

Поскольку детерминанты преступности представляют собой более широкое понятие, при осуществлении предварительного следствия должностному лицу следует подвергать анализу более значительный объем информации с целью выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Такой подход позволяет получить наиболее полное и точное представление о факторах совершения незаконной рубки лесных насаждений в конкретных обстоятельствах, а соответственно, более точно определить орган (организацию), должностное лицо, в адрес которого необходимо вносить представление об устранении таких обстоятельств и других нарушений закона.

Вместе с тем следует помнить, что орган предварительного следствия должен опираться на специфику конкретного уголовного дела и рассматривать причинный комплекс через индивидуальный подход [8, с. 77-86]. Анализ следственной практики позволяет сделать вывод о том, что следователями при расследовании таких уголовных дел не уделяется должное внимание выявлению сопутствующих административных правонарушений со стороны проверяемых на причастность к преступлению лиц. Факты выделения административных материалов из таких дел зачастую отсутствуют, а соответственно, не выполняется основной для правоохранителей принцип превенции.

Вместе с тем, возвращаясь к Реестру недобросовестных приобретателей лесных насаждений и арендаторов лесных участков и исходя из его основной функции, заключающейся в борьбе с лесонарушениями и их профилактике, дополнительной необходимой мерой участия органов предварительного следствия является обязательное направление в соответствующую Комиссию, созданную при Рослесхозе, сведений о лице, привлекаемом к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 260 УК РФ, а кро-

ме того, фактов выявленных нарушений правил лесопользования лицами (физическими и юридическими), отрабатывавшимися на причастность в рамках расследования уголовного дела.

Резюмируя вышеизложенное, важно обратить внимание не только на исполнение следователем при осуществлении профилактической работы требований, связанных с направлением представлений об устранении нарушений законодательства, но и на закрепленную в Уголовно-процессуальном кодексе РФ обязанность лиц, которым адресуются представления, реагировать на получаемые предложения и давать на них своевременные ответы, контроль за подачей которых также возложен на органы предварительного следствия.

Основная проблема практической деятельности органов предварительного следствия - недооценка необходимости выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, отсутствие всестороннего анализа получаемых доказательств и формальный подход к направлению представлений по уголовным делам, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня теоретических изысканий о детерминантах преступности.

Приведенные в статье доводы и предложения позволяют в определенной степени разрешить указанные проблемы и обозначить необходимость более существенной профилактической работы органов предварительного следствия.

Список источников

1. Черданцев В.П. Незаконная рубка леса как экологическое правонарушение, подрывающее экономику страны // Международный правовой курьер: электронное сетевое издание. 2020. № 1. С. 42-46.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 25.03.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.03.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru.

5. Приказ Рослесхоза от 11.01.2018 № 3 «О ведении реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений и размещении информации, содержащейся в реестре, на официальном сайте Рослесхоза» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru.

6. Ерахтина Е.А. Особенности проведения предварительной проверки по признакам состава незакон-

EURASIAN ADVOCACY 2 (57) 2022

ной рубки лесных насаждений // Научно-практические аспекты развития АПК: материалы национальной научной конференции, Красноярск, 12 ноября 2021 года. Красноярск, 2021. С. 179-186.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуко-вик, 2000.

8. Унжакова С.В. Особенности производства допросов при расследовании незаконной рубки лесных насаждений // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 1 (1). С. 77-86.

References

1. Cherdancev V.P. Nezakonnaya rubka lesa kak e"ko-logicheskoe pravonarushenie, podry"vayushhee e"ko-nomiku strany" // Mezhdunarodny"j pravovoj kur"er: e"lektronnoe setevoe izdanie. 2020. № 1. S. 42-46.

2. Ugolovno-processuarny"j kodeks Rossijskoj Federa-cii ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 25.03.2022) [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.consultant.ru.

3. Ugolovny"j kodeks Rossijskoj Federadi ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 25.03.2022) [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.consultant.ru.

4. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativny"x pravonarusheniyax ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 25.03.2022) [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.con-sultant.ru.

5. Prikaz Roslesxoza ot 11.01.2018 № 3 «O vedenii re-estra nedobrosovestny"x arendatorov lesny"x uchastkov i pokupatelej lesny"x nasazhdenij i razmeshhenii informa-cii, soderzhashhejsya v reestre, na ofidal"nom sajte Roslesxoza» [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.rosle-shoz.gov.ru.

6. Eraxtina E.A. Osobennosti provedeniya predvaritel"noj proverki po priznakam sostava nezakon-noj rubki lesny"x nasazhdenij // Nauchno-prakticheskie aspekty" razvitiya APK: materialy" nadonaTnoj nauchnoj konferencii, Krasnoyarsk, 12 noyabrya 2021 goda. Krasnoyarsk, 2021. S. 179-186.

7. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovy"j sl-ovar" russkogo yazy"ka: 80000 slov i frazeologicheskix vy"razhenij / Rossijskaya akademiya nauk; Institut russkogo yazy"ka im. V.V. Vinogradova. 4-e izd., dop. M.: Az-bukovik, 2000.

8. Unzhakova S.V. Osobennosti proizvodstva dopro-sov pri rassledovanii nezakonnoj rubki lesny"x nasazh-denij // Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra. 2017. № 1 (1). S. 77-86.

Статья поступила в редакцию 26.05.22; одобрена после рецензирования 30.05.22; принята к публикации 31.05.22.

The article was submitted 26.05.22; approved after reviewing 30.05.22; accepted for publication 31.05.22.

EURASIAN LEGAL PORTAL

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Наш портал состоит из следующих разделов:

а Законопроекты а Принятые законы а Судебная практика а Пресс-релизы а Юридические статьи а Юридические вузы а Юридическая школа в лицах а Новости а Наши партнеры а Институт законодательства а Бесплатная юридическая консультация

www.eurasialegal.info

Целями проекта являются:

1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.

2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).

Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.