Научная статья на тему 'Особенности успешного бизнеса корпораций в современных экономических условиях'

Особенности успешного бизнеса корпораций в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОКОРПОРАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА / AGROCORPORATIONS / INVESTMENTS / INTRODUCTION OF INNOVATIONS / EFFICIENCY OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко Татьяна Леонидовна

В современных условиях хозяйствования проблема разбалансированности экономических взаимоотношений по цепочке: «производитель конечный потребитель» между многими сферами агропромышленного комплекса остаётся наиболее актуальна и на сегодняшний день. В настоящей работе рассмотрены особенности эффективного ведения хозяйственной деятельности путём создания и развития крупных агрообъединений -корпораций. Сделан вывод о том, что корпоративные структуры обеспечивают инвестиционное поле и внедрение инноваций, повышая тем самым благосостояние общества и экономики в целом. При этом успех корпоративного бизнеса обусловлен своевременным реагированием на текущие и стратегические требования рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SUCCESSFUL BUSINESS OF CORPORATIONS IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

In modern conditions of managing a problem razbalansirovannosti economic mutual relations on a chain: «the manufacturer the end user» between many spheres of agriculture remains is most actual and for today. In the present work features of effective conducting economic activities by a way creation and developments of large agroassociations corporations are considered. The conclusion that corporate structures provide an investment field and introduction of innovations is drawn, raising thereby well-being of a society and economy as a whole. Thus the success of corporate business is caused by timely reaction to current and strategic requirements of the market.

Текст научной работы на тему «Особенности успешного бизнеса корпораций в современных экономических условиях»

УДК 334.726.05 ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Мищенко Татьяна Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Аграрная экономика»

Орловский государственный аграрный университет, г. Орёл, Россия

btl.67@ mail.ru

В современных условиях хозяйствования проблема разбалансированности экономических взаимоотношений по цепочке: «производитель - конечный потребитель» между многими сферами агропромышленного комплекса остаётся наиболее актуальна и на сегодняшний день. В настоящей работе рассмотрены особенности эффективного ведения хозяйственной деятельности путём создания и развития крупных агрообъединений -корпораций. Сделан вывод о том, что корпоративные структуры обеспечивают инвестиционное поле и внедрение инноваций, повышая тем самым благосостояние общества и экономики в целом. При этом успех корпоративного бизнеса обусловлен своевременным реагированием на текущие и стратегические требования рынка.

Ключевые слова: агрокорпорации, инвестиции, внедрение инноваций, эффективность бизнеса.

FEATURES OF SUCCESSFUL BUSINESS OF CORPORATIONS IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

Tatiana Mischenko, candidate of economic sciences, associate professor of the department "Agricultural economy"

Oryol state agrarian university, Oryol, Russia btl.67@ mail.ru

In modern conditions of managing a problem разбалансированности economic mutual relations on a chain: «the manufacturer - the end user» between many spheres of agriculture remains is most actual and for today. In the present work features of effective conducting economic activities by a way creation and developments of large agroassociations - corporations are considered. The conclusion that corporate structures provide an investment field and introduction of innovations is drawn, raising thereby well-being of a society and economy as a whole. Thus the success of corporate business is caused by timely reaction to current and strategic requirements of the market.

Keywords: agrocorporations, investments, introduction of innovations,

efficiency of business.

На современном социально-экономическом этапе развития общества большое внимание уделяется вопросам предпринимательства. Многоукладность нашей экономики позволяет все шире использовать преимущества выбранного направления хозяйственной деятельности, будь то малый или средний бизнес, или крупные объединения различных уровней. Для каждого варианта существуют относительно положительные и отрицательные условия функционирования.

Одним из основных направлений развития агропромышленного комплекса (АПК) является сбалансированность всех его трех сфер, в комплексе представляющая экономические взаимоотношения по цепочке: «производитель - конечный потребитель». Эффективные экономические взаимоотношения с полным контролем управления могут организовать только крупные предприятия, которые способствуют укреплению производственно-

экономических связей, совершенствованию воспроизводственных процессов между субъектами рынка и которые образуют мощную систему - корпорацию.

В современной экономике корпорация - это сложное организационное образование, состоящее из производственных и функциональных единиц, связанных в рамках единого процесса управления производством и капиталом, уставный капитал которого разделен на равные доли - акции, дающие право на доступ к информации и участию в прибыли, находящейся в свободном обращении.

Особенности успешного бизнеса любого рыночного субъекта, в том числе и корпорации, начинаются с определения бизнес-идеи, которая перевоплощается в миссию, задачи, планы текущего и долгосрочного периодов. Это и будет являться первой ступенью предпринимательской деятельности, при которой вопросы управления в рыночной системе учитывают все события и конкретные внешние факторы влияния на процесс реализации бизнес-идеи. На данной ступени развития, как правило, особое внимание сосредотачивается на текущих делах, затрудняя деятельность стратегического развития компании.

Последовательная адаптация к требованиям рынкам, совершенствование внутрихозяйственных процессов, приводит к экономическому росту организационной структуры и создаёт необходимость применения диверсификация. Следующая ступень предполагает переход на расширение товарного ассортимента, новые виды продукции других отраслей, расширение самого бизнеса по завоеванию новых географических рыночных сегментов и т.д. В результате усложняется процесс по управлению и контролю деятельности корпорации и его структур, возникает необходимость децентрализованного управления.

Таким образом, третьей ступенью развития предприятия является разделение функций владения и управления в корпоративном секторе. Здесь собственник большую часть полномочий по принятию решений передает топ -менеджеру, а сам сосредотачивает усилия на вопросах стратегического

управления и выстраивании корпоративных отношений. Поэтому, имея определенные доли капитала, предприниматели регулируют уровень принимаемого на себя риска.

Эффективность функционирования бизнес-субъекта зависит, прежде всего, от равновесного состояния интересов спроса и предложения, от взаимовыгодных отношений между участниками, интересы которых должны быть сбалансированы по всем экономическим и социальным аспектам хозяйствования.

К особенности корпоративного хозяйствования следует отнести и тот факт, что критерием успеха на сегодня многие собственники считают прибыльность. Однако трактовка данного понятия со стороны всех участников корпоративного объединения может быть различной. Из теории нам известно, что максимизация прибыли отдельных зон хозяйствования ведет к максимизации прибыльности всей компании. При этом следует учитывать и то, что большая часть прибыли может использоваться на текущие нужды, и, как правило, это нераспределенная прибыль. В результате компания может не иметь возможности формировать финансовые ресурсы, достаточные для поддержания конкурентных преимуществ на долгосрочный период, что противоречит акционерным интересам.

Прибыль зависит напрямую от выручки, которая характеризует конкурентоспособность предприятия, а значит и перспективы его деятельности. Поэтому акционеры стремятся к увеличению объема продаж, что не всегда бывает оправданным в силу сложившихся затрат, так как темпы затрат по обеспечению роста продаж могут обгонять темпы роста доходов от реализации, что снижает норму прибыли и возможности формирования достаточных финансовых ресурсов. Поэтому по аналогии с прибылью объем продаж может выступать в качестве лишь одного из возможных критериев.

Многие предприниматели считают, что эффективность работы зависит от величины активов фирмы, так увеличение активов часто сопровождается

операциями слияния и поглощения, которые сопряжены со значительным риском. Поэтому, на наш взгляд, рост имущества корпорации не всегда может быть успехом, например, внедрение дополнительной деятельности путем приобретения технологической линии или какого-либо оборудования не гарантирует стопроцентное увеличение прибыли. Но сам подход по увеличению активов имеет стратегический характер.

Сегодня многие деятели науки и практики утверждают, что повышение благосостояния владельцев компании заключается не в росте текущих доходов в виде дивидендов, а в повышении рыночной цены акций, делая упор на максимизации рыночной стоимости акций корпорации. Учитывая широкое распространение этого подхода в современной рыночной экономике, а также то, что он упорядочивает соотношения всех других целей и гарантирует обеспечение компании капитала в долгосрочной перспективе, его можно принять в качестве главной, хотя и не единственной цели деятельности менеджеров в интересах владельцев. Однако не всегда инвесторов, особенно в России, интересует рост стоимости компании пусть в недалекой, но перспективе. Иногда значительную часть акционеров интересуют именно текущие дивиденды.

В качестве критерия эффективности можно рассматривать и минимизацию трансакционных издержек (организация рыночных сделок). Это позволяет фирме снижать совокупные издержки и увеличивать общее благосостояние участников корпорации, но с тщательным анализом структуры трансакционных затрат, в противном случае, неверное их сокращение приведет не к росту, а снижению эффективности.

Успех деятельности компаний во многом определяется правильно выбранными стратегическими позициями, которые должны постоянно находиться под контролем менеджеров корпораций. Осуществляя контроль, руководители тем самым, способны оценить стратегический портфель компании, выявить стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) в их

взаимосвязи. К показателям развития зоны хозяйствования относят фазу жизненного цикла сегмента, размеры рынка, платежеспособный спрос, состав конкурентов, каналы распределения, государственное регулирование; налоговое, социально-политическое, технологическое окружение и другое.

Данные показатели характеризуют успешность деятельности корпораций в современной экономике, своевременность достижения поставленных целей с учётом имеющихся ограничений и возможностей. Например, исследования деятельности крупной компании в Орловской области - ОАО «Агропромышленный комплекс «Орловская Нива», организованной в 1994 году свидетельствуют об успешном бизнесе и эффективных стратегических планах, учитывающих рыночную конъюнктуру не только региона, но и России. Стратегические зоны хозяйствования ОАО АПК «Орловская Нива» представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Стратегические зоны хозяйствования ОАО АПК «Орловская Нива»

Масштаб производства компании имеет следующие направления:

• производство сельхозпродукции (зерно, молоко, мясо бройлеров);

• производство колбасных и хлебобулочных изделий, пива;

• оптовая и розничная торговля;

• поставка продуктов питания организациям бюджетной сферы;

• инвестиционная деятельность по развитию предприятий холдинга.

С 2006 года ОАО «АПК «Орловская Нива» является активным участником национального проекта «Развитие АПК» по развитию птицеводства и молочного животноводства. В рамках данной программы корпорацией построены и введены в эксплуатацию современные технологии на таких объектах, как птицефабрика производственной мощностью 11 тыс. тонн птицы в год, репродуктор 2 порядка по производству инкубационных яиц, крупнейший в области молочный комплекс на 1200 голов дойного стада в СП «Сабурово». В настоящее время реализуется программа создания магазинов шаговой доступности «Родное село», которая призвана поддержать местных сельхозтоваропроизводителей и помочь решению проблемы сбыта продукции. В ходе данной программы открыто 9 магазинов в Орле и 14 - в районах области. Нами была проведена оценка бизнеса корпорации, некоторые показатели, свидетельствующие о успешном бизнесе данного субъекта в последний период, отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели деятельности, тыс. руб. Период Изменения, % к

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2008 г. 2009 г.

Имущество корпорации 2687800 2894311 2988365 111,2 103,2

Собственный капитал 928443 854760 883046 95,1 103,3

Заёмный капитал 1568274 1299672 1764984 112,5 135,8

Чистые активы 928443 854760 883076 95,1 103,3

Выручка 1039171 658494 608077 58,5 92,3

Оперативная прибыль 94660 206455 94054 99,4 45,6

Чистая прибыль (109052) (79342) 26092 - -

Большим плюсом ОАО «АПК «Орловская Нива» является обеспечение бюджетных организаций города и области продуктами питания: мясом птицы,

говядиной, мукой, крупяными и кондитерскими изделиями, цельномолочной продукцией, колбасными и другими изделиями на общую сумму 30 млн. руб. в год.

Таким образом, исследования подтверждают, что успех ведения бизнеса агрокорпорации зависит от заранее выстроенных задач соответствующих цели и реализации таких мероприятий, как:

1) постоянное совершенствование экономических отношений с учётом требований рынка;

2) проведение координационной деятельности во всех стратегических зонах хозяйствования;

3) формирование альтернативных вариантов использования ресурсного потенциала с учётом сбалансированности внутрикорпоративных и межкорпоративных социально-экономических интересов;

4) осуществление инвестиционных вложений в инновационные проекты;

5) проведение мониторинга и финансового контроля деятельности;

6) расширение компании по выбранным направлениям с учётом имеющихся ограничений и возможностей.

Литература

1. Дедищев А.В. Благосостояние акционеров. Внешний и внутренний контроль над корпорацией. Издательство Дело АНХ ^В№ 978-5-774-90489-1, 2008, с.232.

2. Кострицкий А. А. «Социально-экономическое развитие государств Евразии». Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007 г.

3. Ледовских В.О. Информационное обеспечение управления потоками денежных средств в агрохолдинге. // Проблемы развития менеджмента, логистики и коммерции в условиях новой экономики. Материалы международной научно-практической конференции, 21-22 апреля 2006г.

4. Мазур И.И. Корпоративный менеджмент: Справочник для

профессионалов. - М.: Высшая школа, 2003. - 1077 с.

5. Прудникова А.А. Инвестиции в условиях открытой экономики //

Проблемы прогнозирования. 2007. № 3. С. 140 - 146.

6. Пустуев А.Л., Коптева Л.А., Пустуев Л.А. К повышению

устойчивости и конкурентоспособности агропромышленных систем // Аграрный вестник Урала. — 2007. — 16, с.90-93.

Рецензент:

Третьякова Лариса Александровна, д.э.н., доцент кафедры «Организация предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК» ФГБОУ ВПО Орловский государственный аграрный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.