INDUSTRIAL HYGIENE PROBLEMS IN THE SEWING INDUSTRY N. P. Kruglov, V. A. Lutov, A. L. Pinchuk, G. G. Sorochinsky
A study of industrial conditions prevailing at a sewing factory proved the technologic process to be accompanied by certain noxious environmental factors. The main factors are the unsatisfactory microclimate in the sewing shops, significant levels of highfrequency noise, a considerable strain of attention, vision and that of the neuro-motor apparatus in course of fulfilment of monotonous operations at the production line. All this has a considerable effect on the physiological reactions, the state of health and the work productivity.
УДК 613.61656.1361:613.166
ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ ТЯЖЕЛЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ БелАЗ-540 В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА
А. Бабаев, Ю. Ходжибаев Душанбинский институт эпидемиологии и гигиены
Для ускорения темпов строительства крупных гидроузлов широко используются различные строительные машины и механизмы, в частности тяжелые автосамосвалы марки БелАЗ-540. Нами была изучена работа водителей автосамосвалов БелАЗ-540 в разное время года на строительстве Нурекской ГЭС (Таджикистан).
Для оценки микроклимата мы регистрировали температуру воздуха в кабинах автосамосвалов и температуру наружного воздуха в динамике рабочего дня (табл. 1).
Самый неблагоприятный микроклимат наблюдался при работе летом. В это время года температура воздуха в кабинах автосамосвалов еще до начала первой смены (8 часов) составляла 30,1°. Через 2—3 часа она заметно повышалась и к концу смены в отдельных случаях достигала 50—51°. При
Таблица 1
Температура воздуха в кабинах автосамосвалов зимой и летом в зависимости от температуры
окружающей среды (в градусах)
Температура воздуха Часы
Время года 8 12 14 16
Зима Лето Наружного В кабине Наружного В кабине 1,0± 1,3 11±1,1 27,1± 1,6 30,1±0,5 3,0±0,6 18,3±3,4 31,7±0,9 39,5± 1,5 3,0±1,6 16,6±1,1 32,4±0,9 39,0± 1,5 5,0± 1,4 21,2± 2,0 35,0^1,1 41,7± 2,7
этом температура передней стенки кабины доходила до 80—85°. При работе во второй смене до 17—18 часов температура воздуха в кабинах автосамосвалов повышалась (до 43±2°), а к концу смены постепенно снижалась (до 35± ±0,6°).
В табл. 2 показано, что при работе зимой запыленность воздуха в кабинах автосамосвалов была несколько выше допустимой концентрации. Летом из-за высокой температуры окружающей среды (40—42°) и низкой относительной влажности (10—20%) количество пыли в кабинах увеличивалось еще больше. Содержание свободной двуокиси кремния в пыли и породах в среднем равнялось 30,8—57,4%. Пыль характеризовалась высокой степенью дисперсности, т. е. в 95—99% проб она состояла из частиц диаметром до 2 мм.
Для снижения запыленности воздуха кабин автосамосвалов при работе в теплое время нами был рекомендован полив дорог, по которым они двигались, через каждые 30—40 мин. Это способствовало значительному снижению количества пыли в зоне дыхания водителей. Так, до полива при езде по бетонной дороге пыли в воздухе кабин автосамосвалов содержалось в среднем 113±5,8 мг/м3, а после полива в течение 30—40 мин. содержание пыли понизилось до 6,1±1,3 мг/м3. Подобный эффект отмечен также при поливе грунтовой дороги; соответствующие показатели составили 133,2± ±4,8 и 21,3±2,5 мг/м3.
Все же следует отметить, что и после полива отмечалась довольно большая концентрация пыли в зоне дыхания водителей, особенно при езде по грунтовой дороге.
Содержание окиси углерода в кабинах автосамосвалов при езде равнялось 38,2±2,5 мг/м3, при погрузке в карьере — 57,5±5,8 мг/м3 и при разгрузке — 46,4±8 мг/м3. Высокая концентрация окиси углерода при погрузке, обусловлена скоплением большого количества автосамосвалов в карьерах.
По данным энергетических затрат, работу, выполняемую водителями автосамосвалов, можно отнести к категории работ средней тяжести (200— 250 ккал/час). Однако при этом от водителя требуется значительное нервное и эмоциональное напряжение.
Хронометраж показал, что за рабочую смену водители производят в среднем 597,2 различных операций. Производственная загрузка при работе
в первой смене достигала в первой половине рабочего дня в среднем 75%, во второй — 65%. При этом время, затрачиваемое на отдых, к концу дня возрастало. В первой половине смены оно составляет 25%, во второй — 35%, что обусловлено более неблагоприятными микроклиматическими условиями в это время. Наблюдениями установлено, что работоспособность водителей имеет определенную зависимость от микроклимата: чем температура окружающего воздуха выше, тем сильнее понижается работоспособность.
Для оценки функционального состояния организма водителей мы определяли ряд физиологических реакций в течение рабочего дня. Летом температура тела водителей до начала работы составляла 36,4±0,07°, в конце первой половины рабочей смены достигала 36,8±0,12°, а в конце смены повышалась до 37,1±0,16°, доходя в ряде случаев до 38—38,5°. Все это указывало на заметное напряжение терморегуляторных процессов. Температура кожи водителей на различных участках тела при работе летом за смену значительно повышалась (в среднем на 2—2,6°), доходя до 35—37°. При этом градиент между температурой кожи туловища и конечностей до начала смены составлял 3,5±0,5°; в середине рабочего дня разницы почти не было (0,1±0,5)°. В конце смены температура нижних конечностей, наоборот, была на 1,2±0,3° выше температуры туловища, что также свидетельствовало о заметном напряжении теплорегуляторных процессов организма водителей.
Влагопотери испарением за рабочую смену (первую) летом в среднем составляли 5200 г, зимой — 1300 г. В первой половине смены летом при температуре воздуха 38—39° влагопотери равнялись 650 г за час работы, во второй половине дня при температуре воздуха 39—42° они возрастали
Таблица 2
Запыленность воздушной среды в кабинах автосамосвалов зимой и летом (в мг/м3)
Рабочая операция Зима Лето
Езда по грунтовой дороге 5,6± 1,1 133,2± 4,8
» по бетонной » 5,4±0.8 113,3± 5,8
Погрузка....... 9,5±3,1 59,3±3,7
Разгрузка ....... 14,9± 2,1
до 866,6 г за 1 час работы, несмотря на то что производственная загрузка в это время была меньше на 10%.
Таким образом, в процессе производственной деятельности в условиях Таджикистана водители автосамосвалов подвергаются влиянию неблагоприятного микроклимата — значительной концентрации пыли, газов, шума и вибрации. Все эти факторы могут вызвать понижение общей иммунобиологической реактивности организма. Для проверки этого предположения мы изучали общую иммунобиологическую реактивность организма водителей автосамосвалов при помощи метода определения бактерицидной функции кожи (методом H.H. Клемпарской) и фагоцитарной активности нейтрофи-лов крови (О. Г. Алексеева и А. П. Волкова). Исследование бактерицидной функции кожи подтвердило существование некоторого сезонного различия. Так, летом она оказалась несколько выше, чем зимой. Очевидно, это объясняется влиянием высокой температуры и УФ облучения летом (Е. Н. Николаева). Фагоцитарная активность нейтрофилов крови у водителей претерпевала более выраженные сезонные колебания.
Летом фагоцитарная активность нейтрофилов крови была выше, чем зимой (Р<0,001), эти данные согласуются с результатами Е. Н. Николаевой, полученными в условиях средней полосы страны. Фагоцитарная активность нейтрофилов крови у водителей тяжелых автосамосвалов с увеличением стажа их работы имела тенденцию к постепенному понижению. Так, у водителей со стажем работы до 1 года фагоцитарное число составляло 72±1, а со стажем 5 лет — 61±1,9 (Р<0,001), что, очевидно, обусловлено продолжительным влиянием неблагоприятных факторов производственной среды.
Таким образом, водители тяжелых автосамосвалов в процессе работы подвергаются воздействию неблагоприятных факторов производственной среды, которые способствуют напряжению различных систем организма и понижению иммунобиологической резистентности.
На основании полученных данных разработаны рекомендации по улучшению условий труда водителей тяжелых автосамосвалов в жарком климате.
Выводы
1. При работе в Таджикской ССР водители тяжелых автосамосвалов БелАЗ-540 подвергаются воздействию различных неблагоприятных микроклиматических факторов.
2. В зоне дыхания водителей при работе летом обнаруживаются значительные концентрации пыли, что обусловлено высокой температурой и низкой относительной влажностью окружающего воздуха.
3. Концентрация окиси углерода в воздухе кабин автосамосвалов превышает предельно допустимые величины.
4. Работа в условиях жаркого климата приводит к значительному напряжению теплорегуляторных процессов, что диктует необходимость проведения мероприятий по профилактике перегрева организма, рационального режима труда и отдыха и др.
5. Уровень иммунобиологической резистентности летом выше, чем зимой. С увеличением стажа работы водителей фагоцитарная активность нейтрофилов крови понижалась.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева О. Г., Волкова А. П. Гнг. и сан., 1966, № 8, с. 70.— К л е м-п"а р с к а я Н. Н., ULI а л ь н о в а Г. А. Аутофлора как индикатор радиационного поражения организма. М., 1966.— Николаева E.H. Особенности сезонной адаптации и заболеваемости работающих в различных условиях производственного микроклимата. Автореф. дисс. канд. М., 1969.
Поступила 29/V 1971 г.
THE PECULIAR WORKING CONDITIONS OF DRIVERS OF HEAVY DUMP TRUCKS БЕЛАЗ-540 UNDER CONDITIONS OF HOT CLIMATE
A. Babaev, Yu. Khodzhibaev
The drivers of heavy dump trucks in course of work were found to be subjected to the action of an unfavorable microclimate, that of considerable concentrations of dust and carbon monoxide. At high air temperature the drivers working capacity diminished. Work under conditions of a hot summer caused important strain of the thermoregulating processes. With increase of the service record on heavy dump trucks the drivers presented a fall in the phagocytic activity of their blood neutrophiles.
УДК 616.988-022.38-8391616.3-098.1-021637.52
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫЖИВАЕМОСТИ НЕКОТОРЫХ ВИРУСОВ НА МЯСНЫХ ПРОДУКТАХ
М. С. Айзен, Э. Р. Пилле
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана и Московский научно-исследовательский институт вирусных препаратов
Источниками загрязнения вирусами мясных пищевых продуктов могут быть как инфицированный скот, так и больные люди, вирусоносители и вакцинированные. Кроме того, в инфицировании вирусами пищевых продуктов определенную роль могут играть мухи, а также использование загрязненной воды для приготовления пищи. Наблюдались случаи заболевания людей ящуром при использовании молока и мяса больного скота (Г. Г. Га-шимов). С употреблением в пищу устриц связаны вспышки вирусного гепатита (Hedstrom и Lyncke; Mitchell и соавт.).
Однако большинство пищевых вспышек вирусных инфекций связано с использованием продуктов, инфицированных больными и вирусоносите-лями. Описаны вспышки гепатита, причиной которого явилось употребление в пищу сырого молока (Zeidl и соавт.; Raska), бутербродов1, апельсинового сока (Eisenstein и соавт.), сливочного крема (Ballance), жареного мяса (Cliver). Причиной ряда вспышек полиомиелита послужило загрязненное вирусоносителями молоко (Goldstein и соавт.; Matheus). При одной из вспышек диареи в детском учреждении из приправы к супу был изолирован вирус Коксаки В1 (А. М. Ошерович и Г. С. Часовникова). Эпидемиологические наблюдения и экспериментальные данные свидетельствуют о высокой устойчивости вирусов в ряде пищевых продуктов, где они могут переживать сроки их хранения и реализации.
Возможность заражения потребителя продуктов определяется в конечном счете устойчивостью вируса, его концентрацией и технологией обработки пищи. В последнее время внимание исследователей стала привлекать технология приготовления пищевых продуктов с точки зрения инактивации вирусов. Так, С. М. Василенко выявил сохранение вируса Коксаки А6 при изготовлении из зараженного молока простокваши и брынзы. По данным Т. А. Калитиной, вирусы Коксаки А9, ВЗ и ECHOl 1 сохраняются при комнатной температуре и пастеризованном молоке 30—60 дней и в твороге 60— 90 дней. Heidelbaugh и Diron, исследуя различные технологические приемы обработки пищи (лиофилизацию из замороженного состояния, «пастеризацию», воздействие гамма-лучей), отметили частичное сохранение вируса полиомиелита типа I, внесенного в образцы продуктов.
Особое внимание уделяется устойчивости вирусов при термической обработке продуктов. Результаты исследований в этой области разноречивы. Heidelbaugh и Diron воспроизвели в эксперименте «пастеризацию» консервированного мяса, инфицированного ящуром скота, и при прогревании ба-
1 WHO, Chronicle, 1965, v. 19. p. 26.