Научная статья на тему 'Необходимость улучшения санитарно-гигиенических условий труда машинистов горно-транспортных машин, работающих в условиях сурового климата на угольных разрезах'

Необходимость улучшения санитарно-гигиенических условий труда машинистов горно-транспортных машин, работающих в условиях сурового климата на угольных разрезах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
159
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость улучшения санитарно-гигиенических условий труда машинистов горно-транспортных машин, работающих в условиях сурового климата на угольных разрезах»

следования позволяют сделать следующие выводы:

Повышенная насыщенность пород углеводородными газами отмечается в пачке терри-генных пород свиты С27, вмещающей угольные пласты Ш9°, Ш9, Ш81 и характеризующейся гетерогенностью - частым переслаиванием глинистых сланцев, мелкозернистых песчаников, алевролитов с преобладанием хрупких разностей. Причем максимумы скопления метана приурочены к кровле пластов углей рабочей мощности, выше которых на маломощных глинистых сланцах залегают алевролиты и песчаники размыва, имеющие повышенные коллекторские свойства.

Флюидоактивные зоны в угленосной пачке терригенных пород в свите С27, фиксируемые в интервалах 240-260 и 320-360 м, характеризуются максимальным значениям суммарного коэффициента флюидоактивности пород (Г0бЩ), а также отличаются аномально высокими электтрополяризационными показателями (Ер),

1. Труфанов В.Н., Грановская Н.В. и др. Прикладная термобарогеохимия. - Ростов-на-Дону: РГУ. 1992. 170 с.

2. Труфанов В. Н., Гамов М.И., Майский Ю.Г.,

Рылов В. Г. Роль процессов углеводородной флюидиза-ции в формировании метанообильных зон в угленосных бассейнах// Горный информационно-аналитический

бюллетень №-6». - М.: Изд-во МГГУ. 2002. - С. 20-26.

3. Труфанов В.Н. Минералообразующие флюиды рудных месторождений Б. Кавказа. - Ростов-на-Дону: РГУ. - 1979. - 220 с.

4. Хайретдинов И.А. Введение в электрогеохимию. - М.: Наука. - 1980. - 256 с.

5. Электромагнитные поля в биосфере. - М.: Наука. - 1984. - 375 с.

6. Гамов М.И, Труфанов В.Н. Методика выявления и картирования энергетических аномалий в

что может быть использовано в качестве дополнительных поисковых критериев обнаружения метанообильных зон.

Между Г-показателем флюидоактивности и величиной показателя электрополяризации Ер устанавливается корреляционная завмсимость, что свидетельствует об их фундаментальной природе, обусловленной глубокими изменениями молекулярной и надмолекулярной структуры угольного вещества в зонах флюи-дизации.

Таким образом, рассмотренный полевой и экспериментальный фактический материал однозначно показывает, что процессы углеводородной флюидизации ископаемых углей и вмещающих пород, обусловленные широкомасштабным транспортом глубинных флюидов в угленосные бассейны авлакогенного типа, представляют собой один из важнейших факторов формирования высокогазоносных метаноугольных месторождений.

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

геосистемах локального уровня. Пробл. геологии, полезных ископаемых и экологии Юга России и Кавказа. - Новочеркасск: НГТУ. 1999.

7. Эттингер И.Л. Необъятные запасы и непредсказуемые катастрофы (Твердые растворы газов в недрах Земли). - М.: Наука. - 1988. - 174 с.

8. Трубецкой К.Н. и др. О развитии исследований и разработок по вопросам добычи метана угольных пластов. Горный информационноаналитический бюллетень. - М.: Изд-во МГГУ. -1996, вып.4. - С. 13-18.

9. Труфанов В.Н., Лосев Н.Ф., Гамов М.И. и др. Особенности формирования и термобарогеохимические критерии прогнозирования выбросоопасных зон в угольных пластах. Препринт. Вып. 10. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1993. 30 с.

— Коротко об авторах --------------------------------------------------

Гамов М.И, Труфанов А.В., Труфанов ИВ., Скляренко Г.Ю. - Ростовский госуниверситет.

Ъ--------

--------------- © Н.Б. Харькова, 2004

УДК 622.331 Н.Б. Харькова

НЕОБХОДИМОСТЬ УЛУЧШЕНИЯ САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА МАШИНИСТОВ ГОРНОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХСУРОВОГО КЛИМАТА НА УГОЛЬНЫХ РАЗРЕЗАХ

Семинар № 5

Условия эксплуатации горно-транс-портиых машин в условиях сурового климата Северо-Востока сопряжены с рядом трудностей: резкое изменение температур в течение года и даже в течение суток, высокая запыленность атмосферы и другие.

По данным исследований [2, 3] пылевыде-ление на разрезах Кузнецкого бассейна и Якутии достигает соответственно 70-150 г/т и 150170 г/т.

Количество угольной пыли, образовавшейся при работе на разрезах России в 1990 г., составило 440 т на 1 млн. т добытого угля.

При ведении работ в Кангаласском разрезе выявлено 18 источников выделения вредных веществ, выброшено за год в атмосферу разреза 890,5 т загрязняющих веществ, из них 68% составляют твердые частицы, а концентрация пыли в атмосфере разреза изменялась от 200 до 300 мг/м3 [4].

В Нерюнгринском разрезе концентрация пыли изменялась в пределах:

при бурении скважин - 300-1300 мг/м3 при погрузочных работах 30-340 мг/м3. Применяемые в настоящее время воздушнооросительные установки и другие способы и средства не способны снизить концентрацию пыли до нужных значений. Поэтому необходимо идти дополнительно на применение различных способов и средств, которые бы обеспечивали нормальный климат в кабинах горно-транс-портных машин.

Проведенные нами исследования на разрезах «Кедровский» и «Нерюнгринский», анализ результатов исследований других авторов и результатов аттестации рабочих мест показал, что санитарно-гигиенические и микроклиматические условия труда машинистов горнотранспортных машин в многих случаях не соответствуют требованиям санитарных и климатических норм.

Исследованиями Ивашкина B.C. [1] уста-

новлено, что запыленность воздуха в кабинах горно-транспортных машин в разрезах «Красногорский», «Кедровский», «Черниговский», «Томусинский» изменялась в пределах: в

ка6инах экскаваторов от 10 мг/м3 до 38 мг/м3 в кабинах буровых станков СБШ - от 5 мг/м3 до 20 мг/м3, в кабинах автосамосвалов - от 10,4 мг/м3 до 16 мг/м3 (табл. 1). Проведенные нами исследования на разрезах «Кедровский» и «Нерюнгринский» показали, что запыленность в кабинах экскаваторов изменялась от 8 мг/м3 до 16 мг/м3 и в кабинах автосамосвалов - от 6 мг/м3 до 14 мг/м3 (пыль угольная).

Анализ результатов аттестации рабочих мест показывает, что при работе горнотранспортных машин на вскрышных участках в кабинах экскаваторов концентрация пыли практически в большинстве случаев как в зимний, так и в летний периоды превышает ПДК и колеблется от 2,5 мг/м3 до 4 мг/м3 (разрез «Нерюнгринский» (табл. 2). Аналогичные показатели имеют место и на разрезах Кемеровской области.

Запыленность воздуха в кабинах большегрузных автосамосвалов изменялась в зависимости от мест работы по угольной пыли от 6 мг/м3 до 14 мг/м3 и по породной пыли от 2,3 мг/м3 до 4,8 мг/м3.

Изучению микроклиматических условий работы машинистов горно-транспортных машин посвящены исследования Института физико-технических проблем Севера СО РАН и НИИ Охраны труда независимых профсоюзов РФ.

Таблица 1

Изменение запыленности в кабинах горно-транспортных машин

Тип машин Вид выполняемой работы Место отбора проб Концентрация пыли, мг/м3

Экскаватор ЭР-1250-1611,5Д Транспортировка и погрузка угля в ж/д вагоны Кабина машиниста роторной консоли 2,6-20,6

Кабина машиниста отвальной консоли 4,8-38,2

Кабина отдыха 2,0-21,3

Экскаватор эш-15/90 Экскавация пород Кабина машиниста экскаватора 8,9-21,7

Экскаватор ЭКГ - 4,6 Добыча угля Кабина машиниста экскаватора 10,9-30,5

Экскаватор ЭКГ - 4,6 Погрузка угля в вагоны Кабина машиниста экскаватора 20,5

Автосамосвалы КрАЗ-256 Движение автосамосвала Кабина автосамосвала 16,5

БелАЗ-540 Погрузка угля и породной массы Кабина автосамосвала 12,4

КрАЗ-256 -«- -«- 13,6

БелАЗ-540 Разгрузка автосамосвала -«- 15,4

КрАЗ-256 -«- -«- 14,2

Исследованиями установлено, что термовлажностный режим в кабинах горнотранспортных машин во многих случаях ни в летний ни в зимний периоды года не соответствует нормам.

Температура воздуха в кабинах экскаваторов в зимний период года изменялась от 10 до 13 °С, а относительная влажность изменялась от 15 до 40 %. Исследования показали также, что температура воздуха на уровне головы машиниста экскаватора изменялась от 14 до 26 °С, что не соответствует требованиям ГОСТ 12.2.106-85.

В кабинах буровых станков температура воздуха изменялась от 12 до 16 °С, относительная влажность изменялась от 20 до 40%. Было установлено также, что изменение температуры воздуха на уровне головы машиниста составляло от 13 до 29 °С. При этом наименьшее значение относительной влажности отмечалось при максимальной температуре воздуха в кабине.

Установлено, что при открывании дверей кабин температура воздуха быстро снижается и в течение 5-7 минут достигает 10 °С в зимний период, а в летний период в течение 15-20 минут достигает температуры наружного воздуха. После охлаждения воздуха в кабине при включении нагревателя в течение 25 минут температура воздуха в кабине поднимается до 35 °С, что значительно превышает санитарные нормы.

При отключении нагревателя температура воздуха в кабине за 20-3 О минут снижалась до 13-15 °С, что также не соответствует санитарным нормам. Относительная влажность воздуха при этих условиях повышалась до33 % в момент отключения нагревателя и снижалась до 15 % во время работы нагревателя. Анализ результатов аттестации рабочих мест показал, что в ряде случаев термо-влажностный режим не соответствует требованиям санитарных норм. Обследование состояния кабин экскаваторов, буровых станков, бульдозеров, автосамосвалов показало, что они имеют ряд конструктивных недостатков.

Уплотнение дверей кабин и стен кабин не обеспечивает надлежащую герметичность, что приводит к проникновению пыли и газов в них, а также снижению температуры воздуха в зимний период и увеличению в летний период.

Отсутствие нагревательных систем, работающих в автоматическом режиме, не позволяет осуществлять обеспечение температурновлажностного режима в требуемых параметрах. Заводские нагреватели не обеспечивают требуемый температурный режим.

Отсутствие кондиционеров в большинстве кабин горно-транспортного оборудования приводит к выравниванию давлений воздуха внутри кабины с наружным, что способствует проникновению загрязненного наружного воздуха в кабины.

Применяемые в некоторых кабинах конди-

Таблица 2

Изменение запыленности атмосферы кабин горно-транспортных машин разреза «Нерюнгринский»

Тип горно-транспортного оборудования Время года Нормируемая концентрация пыли, мг/м3 Измеренная концентрация пыли, мг/м3

Разрез «Нерюнгринский»

Вскрышной уч-к № 2

Кабина экскаватора ЭКГ-20 № 52 сентябрь 2002 г. 2,0 2,3

-«- ЭКГ -20 № 56 -«- 2,0 2,5

Уч-к РМЦ

Кабина бульдозера ДЗ-171 № 112 август 2002 10,0 18,4

Кабина экскаватора ЭКГ -8И № 89 -«- 2,0 2,4

-«- ЭКГ -8И№ 68 -«- 2,0 2,5

Рабочее место машиниста дробильной установки -«- 2,0 3,0

Участок № 7

Кабина экскаватора ЭКГ -5А июнь 2002 2,0 2,5

Вскрышной уч-к № 4

Кабина экскаватора (погрузка угля в автосамосвалы) -«- 2,0 2,6

Экскаватор ЭКГ Марион-201 № 12 погрузка породной массы в автосамосвалы февраль 2002 2,0 2,2

№1 погрузка породной массы в автосамосвалы -«- 2,0 2,9

Вскрышной участок № 3

ЭКГ-15 № 30 погрузка породной массы в автосамосвалы февраль 2001 2,0 2,3

ЭКГ-15 № 31 то же -«- 2,0 2,4

Вскрышной участок № 3 --

Кабина кабелепередвижчика -«- 2,0 3,2

Добычной участок № 1

ЭКГ-8И № 61 погрузка породной Массы в автосамосвалы -«- 2,0 4,0

ЭКГ -8И № 978 погрузка угля в автосамосвалы -«- 10,0 15,0

Кабина БелАЗ 7522 перевозка породной массы август 2001 2,0 3,3

ционеры располагаются вверху кабины или на крыше кабины, в результате чего температура воздуха в верхней части кабины значительно превосходит температуру воздуха в нижней части ее, что вызывает неравномерность теплоотдачи и теплополучения телом машиниста горно-транспортных машин.

Применяемые нагреватели в основном располагаются в нижней части кабин с направлением теплового воздуха в ноги машиниста или

в направлении остекленных боковых стен кабин и работающих в стационарно заданном режиме, что не позволяет автоматическое следящее регулирование теплопоступления.

В результате неправильного термовлажностного режима в кабинах изменяется теплопередача от тела машиниста в окружающую среду. Большая часть теплопередачи или теплопо-глощения идет со спины и боков тела человека, вызывая охлаждение или нагревание их, при-

водящие к заболеваниям.

Для обеспечения требуемых санитарногигиенических и микроклиматических условий в кабинах горно-транспортных машин

1. Ивашкин B.C. Борьба с пылью и газами на угольных разрезах. - М.: Недра, 1980. - 152 с.

2. Слепцов В.И. Микроклимат кабин северной техники. Якутск, Изд-во СО РАН, 2001. -192 с.

3. Козлов В.М., Пономарчук Г.П. Опыт применения водовоздушной и быстродействующей полимерной пены на дренажных полигонах. Колыма, 1976, № 7, с. 28-29.

необходимо создать систему контролирующую требуемые параметры в автоматическом режиме и регулирующую работу кондиционеров или нагревательных агрегатов.

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Оценка влияния Кангаласского угольного комплекса на окружающую среду. Препринт. Якутск, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кирин Б.Ф., Слепцов В.И. Анализ существующих систем очистки воздуха в кабинах горно-транспортных машин. «Безопасность труда в промышленности», № 5, 2002, с. 37-39.

— Коротко об авторах —

Харькова Н.Б. - инженер, Минэнерго.

© Б.М. Иванов, В.В. Дегтярев, А.М. Лысенко, В.И. Шепотько, 2004

УДК 622.817.9:661.184.35

Б.М. Иванов, В.В. Дегтярев, А.М. Лысенко, В.И. Шепотько

ГАЗОГИДРОИМПУЛЬСНАЯ ОБРАБОТКА УГОЛЬНЫХ ПЛАСТОВ ЧЕРЕЗ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СКВАЖИНЫ ДЛЯ ДЕГАЗАЦИИ МАССИВА

Семинар № 5

Ш Я рограммой «Метан Кузбасса» предполагается организовать промысловую добычу метана из угольных пластов как самостоятельного полезного ископаемого ( наравне с природным газом, нефтью и углем). При этом роль главных коллекторов метана отводится угленосным участкам за пределами горных отводов ныне действующих в Кузбассе шахт. Из 26 перспективных для добычи метана участков и площадей с ресурсами 6 трлн м3 выделено 4 первоочередных для опытно-промышлен-ного освоения с общими запасами 1.5 трлн м3 метана.

Опыт извлечения метана из углегазовых месторождений через скважины с поверхности через неразгруженную угленосную толщу на глубинах свыше 500 м, показывает, как правило, весьма низкую продуктивность. Для повышения газопроницаемости и газо-отдачи угольных пластов применяются различные способы воздействия на горный массив через скважины.

Перспективным для повышения продуктивности скважин по добыче метана являются импульсные способы воздействия на угольные пласты [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.