Научная статья на тему 'Особенности уровня субъективного контроля студентов в области достижений, профессиональной сфере и их личностный рост в процессе обучения в вузе'

Особенности уровня субъективного контроля студентов в области достижений, профессиональной сфере и их личностный рост в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
643
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / ДИНАМИКА УСК В ОБЛАСТИ ДОСТИЖЕНИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / SELF-CONSCIOUSNESS / LOCUS OF CONTROL / INTERNALITY / EXTERNALITY / DYNAMICS OF THE LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL IN THE FIELD OF ACHIEVEMENTS AND PROFESSIONAL ACTIVITY / PERSONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Наталья Евгеньевна

Рассматривается развитие самосознания в юношеском возрасте, подчеркивается его качественно-специфический характер. Особое внимание уделяется одной из важнейших социально-психологических характеристик самосознания локусу контроля. Излагаются результаты исследования уровня субъективного контроля (УСК) у студентов в области достижений и профессиональной сферы, а также их личностно-профессиональный рост в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEVEL OF STUDENTS' SUBJECTIVE CONTROL IN THE FIELD OF ACHIEVEMENTS, PROFESSIONAL SPHERE AND THEIR PERSONAL GROWTH DURING LEARNING AT THE UNIVERSITY

The article deals with the evolution of self-consciousness in adolescence. It emphasizes its qualitative and specific character. Particular attention is paid to one of the most important socio-psychological features of self-consciousness the locus of control. The article presents the study results of the level of students' subjective control in the field of achievements and professional sphere, as well as their personal and professional growth during learning at the university.

Текст научной работы на тему «Особенности уровня субъективного контроля студентов в области достижений, профессиональной сфере и их личностный рост в процессе обучения в вузе»

ляя к ген[ералу] Алексееву при помощи своих курьеров собранные крупные денежные суммы. [...] Главная работа по эвакуации офицерства в армию велась в Малороссии, и до февраля 1919 г. через Киевское отделение "Азбуки" прошло несколько тысяч офицеров, завербованных им в Добровольческую армию и получивших каждый проездные документы и по 250 рублей прогонных денег. В феврале 1919 г. эвакуация офицерства из Киева при помощи "Азбуки" была приостановлена, и чины её, оставленные мною в Совдепии, по моему приказанию занялись работой агитационного и разведывательного характера, неукоснительно поддерживая курьерскую связь со Ставкой»41. Так и не получив официального статуса, «Азбука» до начала 1919 г. действовала фактически параллельно с Киевским центром Добровольческой армии, руководимым генералом П. Н. Ломновским.

Определённый приток в армию добровольцев обеспечивали также региональные воинские организации, такие как отделения созданного генералом Алексеевым осенью 1917 г. «Белого Креста», Союз увечных воинов, Союз Георгиевских кавалеров и др., расположенные в южнорусских городах. Некоторые из подобных организаций, как, например, Союз увечных воинов в Бердянске, пытались самостоятельно организовывать антибольшевистские силы, поднимая восстания (апрель 1918 г.)42. Потерпевшие поражение добровольцы из этих отрядов, как правило, переходили фронт или соединялись с занимавшими этот район частями Добрармии. Переправкой добровольцев в ря-

41Цит по: К истории осведомительной организации «Азбука». С. 165.

42Абальянц А. А. Восстание Бердянского союза увечных воинов в начале апреля 1918 года // Вестник первопоход-ника. Лос-Анжелес, декабрь 1965 - январь 1966. № 51-52. С. 12-14.

ды Добровольческой армии на протяжении полутора лет занимался поступивший на службу в Главный сахарный комитет (Главсахар) при Высшем совете народного хозяйства РСФСР Н. Ф. Иконников - земский деятель и предводитель дворянства Кузнецкого уезда Саратовской области. Прибыв в ноябре 1917 г. в Новочеркасск, он несколько дней был интендантом Добрармии, а затем чиновником для особых поручений. В середине декабря после беседы с генералом Алексеевым он «выехал на север с поручением организовать переход офицеров в Добровольческую ар-

43

мию» .

Начиная с весны-лета 1919 г., по мере развития мобилизационного аппарата созданных Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) (в которые вошла Добровольческая армия) и захвата новых территорий, деятельность вербовочных центров уже не приносила того эффекта, который был в 1918 г., зачастую дублируя восстановленный институт уездных воинских начальников. Началось расформирование центров, которые с переходом белых сил на Юге России к комплектованию по мобилизации утратили своё значение. В ноябре 1918 г. был расформирован Крымский центр, в апреле - Таганрогский и др. 4

Как видно, на протяжении второй половины 1918 г. созданные для набора добровольцев вербовочные центры сыграли огромную роль в комплектовании Добровольческой армии наиболее убеждённым и квалифицированным пополнением (прежде всего - офицерами).

43Иконников Н. Ф. Пятьсот дней: секретная служба в тылу большевиков. 1918-1919 гг. Вводная ст., подгот. текста и коммент. В. Г. Бортневского // Русское прошлое. Кн. 7. СПб., 1996. С. 48.

44РГВА. Фонд 40238, опись 1, дело 41, лист 54.

УДК 159.9.37.015 3

ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ДОСТИЖЕНИЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ И ИХ ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Н.Е. Горская1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается развитие самосознания в юношеском возрасте, подчеркивается его качественно-специфический характер. Особое внимание уделяется одной из важнейших социально-психологических характеристик самосознания - локусу контроля. Излагаются результаты исследования уровня субъективного контроля (УСК) у студентов в области достижений и профессиональной сферы, а также их личностно-профессиональный рост в процессе обучения в вузе. Библиогр. 21 назв.

Ключевые слова: самосознание; локус контроля; интернальность; экстернальность; динамика УСК в области достижений и профессиональной деятельности; личностный рост.

1 Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка (для технических специальностей), тел.: 89025680932, e-mail: Natgo2010@mail.ru

Gorskaya Natalya, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of English Language (for technical specialities), tel.: 89025680932, e-mail: Natgo2010@mail.ru

FEATURES OF THE LEVEL OF STUDENTS' SUBJECTIVE CONTROL IN THE FIELD OF ACHIEVEMENTS, PROFESSIONAL SPHERE AND THEIR PERSONAL GROWTH DURING LEARNING AT THE UNIVERSITY N.E. Gorskaya

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article deals with the evolution of self-consciousness in adolescence. It emphasizes its qualitative and specific character. Particular attention is paid to one of the most important socio-psychological features of self-consciousness - the locus of control. The article presents the study results of the level of students' subjective control in the field of achiev e-ments and professional sphere, as well as their personal and professional growth during learning at the university. 21 sources.

Key words: self-consciousness; locus of control; internality; externality; dynamics of the level of subjective control in the field of achievements and professional activity; personal growth.

Проблема самосознания на протяжении уже многих лет является предметом изучения и рассматривается в философии, социологии, психологии в нашей стране и за рубежом [10],[15],[5],[2],[4]. Интерес к самому себе, к своему «Я», желание познать себя, понять свою сущность появились у человека давно. Предметом собственно психологических концепций проблема «Я», самосознание, становится лишь во второй половине XIX века. Психологический аспект анализа самосознания в науке связан с выделением его как сложного явления человеческой психики, направленного на саморегулирование поведения, своих действий в структуре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.

В отечественной и зарубежной психологии имеется немало научных трудов, в которых обстоятельно рассматривается происхождение и сущность самосознания [1],[3],[5],[6], его структура [7],[17],[8],[9] и эмоционально-ценностная характеристика самосознания [14],[18], [12], [20]. Пристальный интерес ученых к этой проблеме объясняется ее большой значимостью в контексте решения тех задач, которые связаны с разработкой общей теории личности.

Подход к решению психологических вопросов проблемы самосознания и использование возможных методов ее исследования всегда находится в непосредственной зависимости от общефилософской позиции, которой определяется та или иная психологическая концепция.

Большинство психологов рассматривают самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования [21], [13], [11],[5],[16]. Данная точка зрения берет начало от П.Р. Чаматы и И.И. Чесноковой [19].

В психологических исследованиях большое место занимает изучение развития самосознания в онтогенезе. Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Складываются относительно устойчивые представления о себе как целостной личности, отличной от других людей. В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы, с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление - с другой.

Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего «Я». Но осмысление этой потребности и путей ее реализации возможно при наличии потребности в уединении. В юности обостряются способности к чувствованию состояния других лиц, способности переживать эмоционально эти состояния, как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в идентификации с ними. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. Таким образом, самосознание в юношеском возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценивать качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений, в связи с решением задачи профессионального самоопределения. Одной из важнейших социально-психологических характеристик самосознания является локус контроля, определяющий степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие чувства личной ответственности за происходящие с ним события. Эта обобщенная характеристика оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения человека, играя важную роль в формировании межличностных и профессиональных отношений, в способе достижения поставленных целей и т.д. Существуют два крайних типа такой локализации или локуса контроля: интернальный и экстер-нальный.

В первом случае человек считает, что происходящие с ним события, прежде всего, зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются результатом его собственной деятельности. Интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность. Они последовательны и продуктивны в ситуациях, связанных с риском, проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное, легкодоступное удовольствие ради достижения отдаленного, но более ценного блага.

Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружающих, другие люди и т.д. Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами контроля.

Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и то же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни. Поэтому для измерения локуса контроля данного испытуемого достаточно получение одной цифры - одномерной, линейной характеристики, отражающей его позицию на континууме экстернальности - интернальности.

Многочисленные экспериментальные работы показали, что конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют, реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Для экстерналов характерна обратная ситуация.

Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Экспериментальные данные говорят о связи высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я».

Большую роль локус контроля играет в трудовой деятельности. Интерналы убеждены, что усердная работа, вероятнее всего, ведет к высокой продуктивности, а высокая продуктивность способствует получению высокого «вознаграждения». Интернальность положительно связана с социальной ответственностью, с осознанием человеком смысла, целей в жизни.

Экстернальным людям чаще свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, беспринципность, цинизм, склонность к обману. Все это, конечно, естественным образом связано с их убеждением, зависимостью от внешних обстоятельств, неспособностью управлять своими делами. Стиль руководства экстерналов директивен и чаще основывается на негативных санкциях.

Целью нашего диссертационного исследования было изучить особенности личностно-профес-сионального самосознания студентов, их становление в процессе обучения в вузе. Настоящее исследование проводилось в течение пяти лет на базе Иркутской государственной экономической академии, Иркутского государственного университета (государственные вузы) и Сибирского института права, экономики и управления (аккредитованный негосударственный вуз). В своей работе мы исходим из предположений, что студенты имеют определенные особенности в личностно-профессиональном самосознании, такие как: низкий уровень развития эмоционально-ценностного отношения, повышенная тревожность, низкие показатели уровня субъективного контроля общей интернально-

сти, интернальности в области достижений и в сфере профессиональных отношений. Однако в процессе обучения у них должны происходить положительные изменения в личностно-профессиональном самосознании, что свидетельствует об их становлении и личностном росте.

В нашем исследовании при определении локуса контроля важным было выявить уровень обобщенного показателя локуса контроля (шкала общей интернальности (Ио), показатель среднего уровня общности (шкала интернальности в области достижений (Ид), а также специфический показатель, имеющий отношение к конкретным ситуациям, возникающим в такой сфере жизнедеятельности, как производственная (Ип). Интернальность может быть разной степени выраженности: минимальной, средней и максимальной.

Результаты исследования показали, что студенты имеют разные уровни обобщенного показателя локуса контроля (Ио), разные показатели по шкалам в области достижений (Ид) и профессиональной деятельности (Ип): минимальный, средний и максимальный.

В выборке студентов было выявлено преобладание интерналов над экстерналами (81,3%). Однако достаточно большой процент студентов (34,6%) характеризуется минимальными показателями УСК по шкале общей интернальности. Число студентов, которые выявляют максимальный уровень обобщенного показателя локуса контроля, составляет всего 18,2%. Чем выше показатели интернальности исследуемого, тем более вероятно, что он чувствует себя «хозяином собственной судьбы». Чем ниже показатели интернальности, т.е. чем ближе человек к полюсу внешнего локуса контроля или экстернальности, тем менее он уверен в себе и больше нуждается в психологической помощи. К таким относится большинство испытуемых. Эти данные говорят о недостаточной самостоятельности большинства студентов в решении различного рода жизненных задач. Можно предположить, что такие личности обладают невысоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности.

Среди испытуемых студентов также встречаются такие, которые выявляют экстернальный тип (18,7%). Внешний локус контроля, по существу, означает снятие субъектом ответственности за происходящее с ним с самого себя, она возлагается на окружающих людей, судьбу, случай, обстоятельства. Исследователями принято считать, что лица, которые относятся к экстерналам, являются социально незрелыми и неустойчивыми личностями.

Результаты исследования по шкалам в области достижений (Ид) в сфере производственных (Ип) отношений показали следующее. Чаще всего студенты (38,8%) выявляют минимальные показатели по шкале в области достижений (Ид). Шкала интернальности в области достижений охватывает ситуации, связанные со свершившимися достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого, а также выявляющие веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Принято считать, что низкие показатели в области достижений характеризуют субъекта, не воспринимающего себя причиной соб-

ственных достижений и не верящего в то, что человек может существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности. Достаточно большой процент (35,7%) студентов имеет средние показатели по шкале интернальности в области достижений. Число испытуемых студентов, которые выявляют максимальные показатели, составляет 25,5%. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, считающего себя причиной собственных достижений и готового предпринять усилия для достижения положительных результатов в будущем.

Далее мы проанализировали результаты исследования студентов по шкале в области производственной сферы (Ип). Область производственных отношений охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, преследующей достижения человеком конкретных целей.

Основная часть студентов (61,2%) имеют минимальные показатели в области профессиональных отношений. Низкие показатели по шкале характеризуют личность, затрудняющуюся в объяснении причин и способов достижения того или иного результата, реже склонную к возложению на себя какой-либо ответственности. Число студентов, которые выявляют средние показатели, составляет 27,8%. Количество испытуемых студентов, которые характеризуются высокими показателями, составляет всего 11%. Высокие показатели по шкале в области профессиональных отношений характеризуют личность, понимающую, что получаемые результаты зависят от качества действий. В профессиональной деятельности такие личности чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя. Высокие показатели также говорят о склонности к проявлению инициативы в сфере социальных отношений на производстве. Это касается отношений «по вертикали» - с руководителями, также и «по горизонтали» - с равными по статусу коллегами.

Можно предположить, что большинство испытуемых имеют недостаточно развитые навыки обеспечения процесса профессиональной деятельности. Низкие показатели по шкале интернальности в области профессиональных отношений также могут свидетельствовать о субъективном неудовлетворении перспективами в профессиональной деятельности, в возможности устройства на работу и продвижении по службе.

Таким образом, результаты исследования УСК показали, что основная часть испытуемых студентов имеют личностно-психологические особенности, которые выражаются в тревожности, склонности к переживаниям, нерешительности, неуверенности в себе, обладают недостаточно развитой степенью активности собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, менее развитыми навыками обеспечения процесса профессиональной деятельности, слабым мотивом достижения.

Целью дальнейшего нашего исследования было проследить динамику изменения УСК у студентов от 1 к 5 курсу. Результаты исследования показали, что в процессе обучения в вузе у студентов от курса к курсу происходят положительные изменения. Так, большой

процент студентов (39,4%) на I курсе имеют минимальные показатели УСК по шкале общей интернальности. На II курсе мы не наблюдаем положительные изменения. Однако с III курса у студентов происходят значительные изменения. Большая часть студентов (52,4%) характеризуется средними показателями, на IV курсе для большой части студентов (30,3%) характерны высокие показатели. На V курсе число студентов, имеющих высокие показатели, увеличилось еще на 9,1%. Таким образом, число студентов, которые имеют высокие показатели на V курсе, составляет 39,4%. Положительные изменения в показателях УСК общей интернальности могут свидетельствовать о личностном росте студентов. Можно констатировать, что обучение в вузе положительно влияет на социальную и учебную активность студентов.

Далее мы проследили изменения у студентов в показателях УСК по шкале в области достижений и в профессиональной сфере. Так, по шкале интернальности в области достижений большая часть студентов I курса (42,4%) характеризуется минимальными показателями. Однако в процессе обучения возрастает число студентов, которые выявляют средние и максимальные показатели по данному показателю. Наиболее выражены положительные изменения у студентов на V курсе, почти треть обследованных студентов имеют максимальные (48,3%) и средние (37,3%) показатели.

Полученные данные свидетельствуют о целеустремленности, ответственности большинства студентов старших курсов, а также отражают высокую степень активности в достижении своих целей. Основная часть выпускников характеризуется стойким отношением к трудностям и неудачам, неистощимостью внутреннего удовлетворения успехом. Потребность в достижениях является фактором, который в значительной степени определяет продуктивность деятельности человека.

Результаты исследования УСК по шкале в сфере профессиональных отношений (Ип) показали, что большинство студентов (75,8%) на I курсе имеют минимальные показатели. Среди студентов также встречаются лица, выявляющие максимальные показатели, однако число таких студентов составляет всего 6%. Количество студентов, которые характеризуются средними показателями, составляет 18,8%. На II курсе число студентов, имеющих средние показатели, резко возрастает и составляет 57,8%. Однако по-прежнему большой процент (27,3%) составляют студенты с низкими показателями. Студенты, характеризующиеся высокими показателями, встречаются редко на II курсе (15,2%). На III и IV курсах мы наблюдаем положительные изменения. Наиболее ярко выражены эти изменения у студентов на V курсе. Большой процент испытуемых студентов имеют максимальные и средние показатели. И только 6% характеризуются минимальными показателями.

Мы предполагаем, что положительные изменения происходят потому, что в процессе обучения у студентов возрастает или появляется интерес к своей будущей специальности. В процессе получения зна-

ний они приобретают уверенность в себе и в своем будущем. Мы также полагаем, что на изменение показателей УСК в сфере производственных отношений студентов положительное влияние оказывает производственная практика, которая вселяет в студентов уверенность, что по окончании вуза они будут востребованы на рынке труда.

Таким образом, основная часть выпускников вуза обладают необходимыми навыками и умениями в сфере производственных отношений, проявляют ответственность и активность в области достижений и разнообразных жизненных ситуациях.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980.

2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитания / пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 422с.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4. С.23-34

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагоги-ка,1982.

5. Кон И.С. Открытие Я. М..: Политиздат, 1978. С.72-73

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2х т. М.: Педагогика, 1983. 318с.

7. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. - Учен.зап. Прем. Пед.Ин-та, 1970. Т.77, гл.11, С.46-49

8. Николаев Л.Н. Структура человеческой деятельности. М., 1984. С. 107-117.

9. Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Л., 1975. 14с.

10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

11. Психологические вопросы формирования личности будущего учителя: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1986.126с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т.1. 485с.

13. Собкин В.С., Гречева А.М., Нестеров Н.А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 23—31

14. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1985. 37с.

15. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 286с.

16. Столин В.В. Практикум по психодиагностике. М., 1986. 278с.

17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2000. 293с.

18. Хьелл, Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608с.

19. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144с.

20. Coopersmitlh S. The antecendent of self-esteem San Francisco, 1967.

21. Tolor A., Reznikoff M. Relation between insight, repression sensitization, internal-external control and death, anxienty // J. of Abnormal Psychology 1967. V.72. P.426-430

УДК 343.914

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ, СОВЕРШИВШЕЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ СТ. 106 УК РФ

Н.А. Дашкевич1

Сибирская академия права, экономики и управления, 664025, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.

Раскрываются типичные свойства личности женщины, совершившей преступление, предусмотренное ст. 106 УК РФ. Для выявления и изобличения детоубийцы значение имеет установление в ходе расследования особенностей поведения будущей матери. Многие работники правосудия и ученые недооценивают значение изучения типичных свойств личности женщин, совершивших преступление, предусмотренное ст. 106 УК РФ, что совершенно неоправданно, так как подобные знания в значительной степени ускоряют процесс расследования преступлений данной категории, а также помогают предотвратить данные деяния. Библиогр. 16 назв.

Ключевые слова: убийство; новорожденный ребенок; свойства личности; антисоциальное поведение; мотивация женской бытовой и насильственной преступности; психологический портрет.

PERSONALITY TRAITS OF A WOMAN WHO HAD COMMITTED THE CRIME UNDER ART.106 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION N.A. Dashkevich

Siberian Academy of Law, Economics and Management, 21, Surikov St., Irkutsk, 664025.

The article reveals typical features of a woman who had committed the crime under Art. 106 of the Criminal Code of the Russian Federation. To identify and prove guilty of infanticide it is important to determine the features of the expectant

1Дашкевич Наталия Александровна, аспирант, тел.: 89648164432, (3952) 339430, е-mail: Nataliyadashkevich@yandex.ru Dashkevich Natalia, Postgraduate, tel.: 89648164432, (3952) 339430, e-mail: Nata-liyadashkevich@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.