Научная статья на тему 'Особенности управления стратегическим альянсом в сфере связи и информатизации'

Особенности управления стратегическим альянсом в сфере связи и информатизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬЯНС / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СФЕРА СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / УЧАСТНИКИ-ПАРТНЕРЫ / ALLIANCE / INTERRELATIONS / SPHERE OF COMMUNICATION AND INFORTISATION / MANAGEMENT / PARTNER PARTICIPANTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаер М.Е.

Целью статьи является теоретическое исследование и выявление особенности управления альянсом в сфере связи и информатизации. В результате исследования была определена роль системы управления в формировании и развитии стратегического альянса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ALLIANCES FOREIGN CORPORATIONS IN THE SECTOR OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The goal of the article is theoretical study and revelation of specific features of alliance management in the sphere of communication and informatisation. In the result of the study, the article identifies the role of the management system in formation and development of such an alliance, reveals, and recommends the essence of the mechanism of its management.

Текст научной работы на тему «Особенности управления стратегическим альянсом в сфере связи и информатизации»

Секция ««Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

УДК 334.7

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ АЛЬЯНСОМ В СФЕРЕ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

М. Е. Фаер Научный руководитель - Е. В. Сумина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: *Sumina@sibsau.ru

Целью статьи является теоретическое исследование и выявление особенности управления альянсом в сфере связи и информатизации. В результате исследования была определена роль системы управления в формировании и развитии стратегического альянса.

Ключевые слова: альянс, взаимоотношения, сфера связи и информатизации, управление, участники-партнеры.

STRATEGIC ALLIANCES FOREIGN CORPORATIONS IN THE SECTOR OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

M. E. Faer Scientific Supervisor - E. V. Sumina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: *Sumina@sibsau.ru

The goal of the article is theoretical study and revelation of specific features of alliance management in the sphere of communication and informatisation. In the result of the study, the article identifies the role of the management system in formation and development of such an alliance, reveals, and recommends the essence of the mechanism of its management.

Keywords: alliance, interrelations, sphere of communication and infortisation, management, partner participants.

За последние годы сфера связи и информатизации (далее - ССИ) в России потерпела значительные преобразования, связанных с переходом экономики на рыночные отношения. Заметную роль в развитии ССИ стали играть рыночные силы. Это особенно характерно со стремительным развитием в последние годы направлений предпринимательской деятельности в ССИ, в частности таких, как мобильная связь и передача данных. Появился ряд новых предприятий, в том числе созданных в форме альянсов. Взаимодействие между предприятиями стала в настоящее время одним из основных факторов, способствовавших технологическому развитию и модернизации ССИ в России. Формирование на рынке связи и информатизации альянсов способствует организационным изменениям в осуществлении системы управления.

Естественно, что на практике процесс организационных перемен эволюционировал из совокупности подсистем управления (финансами, качеством, внутренней средой и т. п.) в систему управления формированием и развитием взаимоотношений между участниками-партнерами альянса в ССИ. Развитие взаимоотношений между участниками-партнерами альянса - это результат систематических динамических преобразований, трансформаций их подсистем в пределах, установленных предприятиями-партнерами стратегических целей для обеспечения устойчивого их развития.

Следует отметить, что с проблемой управления формированием и развитием взаимоотношений между участниками-партнерами альянса является дальнейшая рационализация и интеграция всех процессов, которые осуществляются в системе управления при данных взаимоотношениях с учетом указанных целей [1].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

Для эффективного управления альянсами в ССИ требуется разработка (систематизация) и применения специальных принципов, методов и форм, которые рассматривают процесс управления взаимоотношений между участниками-партнерами альянса как комплексную и системную задачу. Это вызывает необходимость разработки основ формирования и развития альянса с учетом их форм (международный, виртуальный, отраслевой, межотраслевой, сетевой), жизненного цикла, влияния внешних и внутренних факторов, а также с учетом взаимоотношений между участниками-партнерами, что дает возможность обосновать и эффективно применить систему управления.

Управление альянсом в ССИ также должно базироваться на системном выявлении причин и взаимосвязей, которые возникают во взаимоотношениях между участниками-партнерами, учете быстрых изменений внешней среды, потребностях потребителей услуг связи и информатизации, научно-техническом прогрессе, которые, так или иначе, влияют на эффективность развития альянса. Это позволит не только прогнозировать этапы развития, но и менять стратегию взаимоотношений между участниками-партнерами альянса, оперативно адаптироваться к изменениям во внешней среде, избегать конфликтов и незапланированного прекращения деятельности альянса.

На наш взгляд, мы можем констатировать тезис, который заключается в том, что создание системы управления альянсом в ССИ - это путь к гармонизации всех уровней проявления участников-партнеров, которые базируются на углублении единения их целей, целей подсистем, целей каждой личности, которая работает в коллективе, совершенствовании их деятельности, совершенствовании бизнес-процессов для достижения стратегических целей функционирования альянсом. Поэтому механизм управления альянсом в ССИ должен предусматривать интеграцию целей, всех видов ресурсов участников-партнеров, персонала и их компетенции (процессов и процедур управления).

С целью обеспечения эффективной системы управления альянсом в ССИ целесообразно синтезировать стратегические взаимосогласованные цели на всех уровнях деятельности в перспективы их взаимодействия, что может обеспечить им успех в финансовой сфере, лидерстве на рынке, росте инновационного потенциала и влиянии на развитие общества [2]. Таким образом, при подготовке к созданию альянса, участники-партнеры должны определить общую цель, которая способствует их взаимодействия и учитывает будущие изменения в зависимости от внутренней и внешней среды.

Альянс в ССИ формируются с целью диверсификации деятельности, сотрудничестве с поставщиками и посредниками для сокращения затрат, эффективного использования ресурсов, совместные действия которых направлены на разработку, выпуск, предоставление услуг связи и информатизации - для каждого из этих альянсов мотивы создания, методы управления и последствия результатов деятельности будут неодинаковыми. Однако следует отметить, что участники-партнеры могут иметь несколько основных стратегических целей. Так, например, это диверсификация и синергия.

Можно отметить, что управление альянсом в ССИ дает возможность участникам-партнерам проникать в суть развития и изменения внешней среды и фазовых переходных процессов системы в новое качество. Также выбирать путь эффективного развития, обеспечивать постоянную и комплексную направленность взаимодействия участников-партнеров с многоуровневыми взаимосогласованными связями на каждой из пяти основных фаз их жизненного цикла, бесконфликтный переход в новое качество его жизнедеятельности. Это означает, что система управления альянсом должна быть гибкой при изменении ССИ и на всех этапах жизненного цикла. Если механизм управления альянсом не совершенствуется по окончанию фазы каждого цикла, то не осуществляется переход взаимодействий в новое качество, что может привести к его разрушению [3].

В структуру механизма управления альянсом в ССИ должны входить взаимосвязанные элементы государственного нормативно-правового регулирования деятельности, внутренние механизмы регулирования таких аспектов взаимоотношений участников-партнеров, как трансфертное ценообразование, оценка эффективности функционирования, синергия взаимодействия, система конкретных методов и способов осуществления системы управления альянса [4]. Иными словами, составными элементами механизма управления альянсом является технология, принципы и взаимосвязанные способы их реализации, непрерывное обучение персонала, соответствующие финансовые, трудовые, материальные и информационные ресурсы, корпоративная культура и прочее.В заключение отметим, что система управления альянсом в ССИ предполагает необходимость мониторинга взаимосвязей, взаимных влияний, взаимозависимости и обусловленности явлений

и процессов в управлении взаимоотношений между участниками-партнерами, которые имеют ряд особенностей, касающихся согласования своих стратегических целей, целей внешней среды и элементов внутренней среды, а также способов их достижения, способности к их гибкости и адап-тивности.Для эффективного взаимодействия компаний входящих в стратегический альянс необходим

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

комплекс динамично взаимосогласованных этапов процессов, которые способны обеспечить развитие взаимодействия участников-партнеров, а именно: поэтапная разработка стратегических целей и ресурсных потребностей, распределение ресурсов, организация технологического процесса и обучение персонала.

Библиографические ссылки

1. Гаррет Б., Дюсож П. Стратегические альянсы. М. : Инфра-М, 2012. 332 с.

2. Уоллес Р. Стратегические альянсы в бизнесе: технологии построения долгосрочных партнерских отношений и создании совместных предприятий. М. : Добрая книга, 2011. 288 с.

3. Сумина Е. В., Фаер М. Е. Стратегический альянс как форма международной корпоративной интеграции // Решетневские чтения : материалы (2015, Красноярск) : в 2 ч. Т. 2. № 19 / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. С. 446-448.

4. Файзрахманов Ф. Результаты исследований конкурентных преимуществ, созданных в составе стратегических альянсов // Наука и инновации. 2014. Т. 1, № 131. С. 53-56.

© Фаер М. Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.