Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
УДК 338.45.01
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ КООПЕРАЦИИ
И. А. Грищенко, Э. М. Агаева Научный руководитель - Е. В. Сумина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Международные стратегические альянсы (МСА) являются функциональными структурами, основанными на формальном или неформальном договоре. Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной деятельностью Авиационная и космическая отрасли являются чрезвычайно наукоемкими и их успешное развитие во многом определяется уровнем науки в различных ее областях.
Ключевые слова: международный стратегический альянс, отечественная авиационная наука, интеграция, авиация, авиатехника.
INTERNATIONAL STRATEGIC ALLIANCES IN THE AEROSPACE INDUSTRY: CURRENT PROBLEMS AND TRENDS OF COOPERATION
I. A. Grishchenko, E. M. Agaeva Scientific Supervisor - E. V. Sumina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
International strategic alliances (ISAS) are the functional structures based on formal or informal contract. Founding organizations are implementing a joint management and joint control over the activities of Aviation and space industry are extremely knowledge-intensive and their successful development is largely determined by the level of science in its various fields.
Keywords: international strategic alliance, the domestic aviation science, integration, aviation, aircraft.
Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них [1].
В широком смысле к МСА относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия).
Международный стратегический альянс отличает:
- происхождение партнеров - по крайней мере, из двух различных стран;
- стратегическая значимость для каждого партнера.
В соответствии с вызовами отечественная авиационная наука ставит перед собой следующие приоритетные цели:
1) безопасность полетов;
2) экономичность;
Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»
3) экологичность;
4) время поездки;
5) расширенные условия базирования;
6) комфорт;
7) авиационная безопасность.
По мнению разработчиков форсайта, эволюционный путь развития гражданской авиации, приведший к формированию традиционного (классического) облика летательных аппаратов, близок к тупику в контексте увеличения аэродинамического качества летательных аппаратов, так как ни дальнейшее увеличение удлинения трапециевидного крыла, ни оптимизация его геометрических обводов не могут обеспечить желаемого уровня улучшения летно-технических характеристик. Одним их немногих «спасительных» решений для классической схемы является переход на использование композиционных материалов в нагруженных частях конструкции планера, за счет чего можно повысить весовое совершенство.
В связи с этим разработчики обращают внимание к исследованиям нетрадиционных компоновок летательных аппаратов, главный принцип формирования которых связан с процессами интеграции. Интеграция может объединять крыло и фюзеляж в направлении развития крыла (схема «летающее крыло») или в направлении развития фюзеляжа (схема с несущим фюзеляжем). Видоизменяться может и конфигурация силовой установки, глубже интегрируясь с компоновкой планера, как это предполагается, например, в схеме с распределенной силовой установкой.
Деловая авиация близка к освоению нового типа транспорта - сверхзвукового делового самолета (СДС). Здесь науке предстоит решить технические проблемы, связанные с вопросами обеспечения приемлемых летно-технических характеристик самолета при выполнении прогнозируемых достаточно жестких требований к авиаэкологии. Облик же СДС будет формироваться, главным образом, необходимостью снижения до допустимых уровней звукового удара при полете со сверхзвуковой скоростью и шума на местности при выполнении взлета и посадки [2].
Более далекие перспективы развития авиатехники включает идеи, согласно которым летательные аппараты будущего будут обладать уникальной способностью адаптации к условиям полета вплоть до радикального изменения формы. Обеспечить такую способность помогут материалы с памятью, которые меняют форму - сжимаясь или удлиняясь - под действием, например, термоэлектрических эффектов [3]. Использование такого уникального материала позволит создавать универсальные трансформные летательные аппараты, меняющие свою конфигурацию в зависимости от режима полета: малые взлетно-посадочные скорости, длительный полет на максимальную дальность, полет с максимальной скоростью.
Библиографические ссылки
1. Сумина Е. В. Международный маркетинг : монография.
2. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/b/23160 (дата обращения: 10.04.2016).
3. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/economika-mira (дата обращения: 10.04.2016).
© Грищенко И. А., Агаева Э. М., 2016