Научная статья на тему 'Особенности управления социальным и экономическим развитием крупных и средних муниципальных образований'

Особенности управления социальным и экономическим развитием крупных и средних муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
667
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления социальным и экономическим развитием крупных и средних муниципальных образований»

3) содействие организации органов жилищного самоуправления (кондоминиумов, советов домов) и передачу им функций по формированию заказа на жилищно-коммунальное обслуживание и контроль за качеством, надежностью и экологической безопасностью потребляемых услуг;

4) жесткий контроль со стороны органов местного самоуправления за деятельностью предприятий ЖКХ и состоянием жилья и коммунальных объектов;

5) совершенствование программы жилищных субсидий малообеспеченным категориям граждан для более целевого расходования средств, направляемых на социальную защиту населения.

Одним из основных рамочных условий эффективной реализации мероприятий социальной политики является совершенствование механизма их финансирования. В целях повышения эффективности использования средств, выделяемых на социальные мероприятия, необходимо предусмотреть:

- целевые субвенции региональным бюджетам для осуществления мероприятий социальной политики;

- формирование защищенных социальных статей федерального и местного бюджетов;

- повышение централизации средств внебюджетных социальных фондов, усиление контроля за их целевым использованием.

Построение социально-ориентированной рыночной экономики в рамках малого города предполагает:

- усиление роли государства в регулировании социально-экономических процессов, при котором благосостояние является целью экономической деятельности общества;

- увеличение бюджетных ассигнований на содержание социальной сферы, существенное повышение заработной платы, пенсий и других бюджетных выплат, погашение задолженности государства перед работниками бюджетной сферы.

Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления должно быть обеспечено:

- дальнейшее развитие системы непрерывного образования;

- поэтапное осуществление мер по смягчению социальных последствий безработицы;

- расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации;

- развитие гибких форм занятости;

- введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Городское управление в современной России /Результаты исследования. -Институт экономики города. СПб.

Е. И. Лабуцкая

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ И ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ КРУПНЫХ И СРЕДНИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Исследование проблем социально-экономического развития крупных и средних городов предполагает, что особое внимание в этих процессах уделяется содержательным вопросам сущностных особенностей управления и комплексного территориального развития рассматриваемой категории городских поселений.

Муниципальные образования, к которым относятся крупные и средние города Российской Федерации, представляют собой особую категорию муниципальных образований, способных самостоятельно выполнять организационнохозяйственные, культурно'-бытовые и административные функции на территориально локализованном уровне.

Анализируя отечественную и зарубежную литературу по проблемам городского развития, необходимо отметить, что при выделении крупного или среднего города в качестве субъекта муниципального образования должны учитываться следующие основные критерии: людность поселения (численность населения); масштаб выполняемых экономических функций (основной вид деятельности большинства жителей); развитие социальной и рыночной инфраструктуры, обеспечивающей повседневную жизнедеятельность людей; наличие органов местного самоуправления, ответственных за решение вопросов местного значения; характер образа жизни населения.

Принимая во внимание указанные особенности, необходимо придерживаться определения современного крупного или среднего города как специфического типа территориальной организации общества, численность жителей которого может варьироваться в пределах от 50 до 500 тысяч человек, а уровень социального и экономического благоустройства значительно выше других поселений. Этот тип муниципальных образований характеризуется многоуровневостью организационноуправленческих функций муниципального образования или центра муниципального района, или городского округа. Также крупные и средние города обладают достаточно высоким уровнем развитой производственной базы, именно в этих городах наиболее широко представлено все многообразие элементов рыночной инфраструктуры.

Отличительной особенностью функционирования крупных и средних городов является высокий уровень концентрации производства и разделения труда в сфере промышленного производства. От уровня социального и экономического развития территории и системообразующего ядра инфраструктуры, ритмики его функционирования зависит непосредственно жизнедеятельность всего муниципального образования, включая и возможности проживания населения. Непосредственно или косвенно, через различные механизмы инвестирования, налогообложения, уровня заработной платы предприятия участвуют в развитии инфраструктуры муниципального образования.

Большинство крупных и средних городов, не являясь центрами субъектов федерации, тем не менее играют определяющую роль в развитии регионов и страны в целом. Обширные территории муниципальных образований, относительная самостоятельность органов местного самоуправления и ответственность за решение местных задач способствовали повышению роли крупных и средних городов как центров управления, организационно-хозяйственного руководства и культурнобытового обслуживания окружающей территории. Содержательный анализ понятий «развитие» и «рост», «экономическое развитие» и «экономический рост» - все это характеристики устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований. Если теории развития объясняют причины структурных и иных изменений, колебаний экономической активности в городском образовании во времени (волнообразная кривая), то теории роста исследуют факторы и условия

* /-ч

Оценка неравенства социально-экономического положения муниципальных образований (Е. Гришина и А. Александрова, 2004); Оценка состояния местного самоуправления и развития муниципальных образований (АНО «УРБЭКС-развитие»: Т.В. Бочкарева, В.Н. Калуцков, С.Е. Самарцев, 1998); Оценка «сильные» и «слабые» города (Т.Г. Нефедова и А.И. Трейвиш, 1994); Проект «Городской барометр» (1 этап, 2002); Проект «Городской барометр» (2 этап, 2003) и др.

поступательного устойчивого роста как долговременной тенденции в развитии города (прямая линия). Обычный рост экономики, выражающийся в увеличении традиционных макроэкономических показателей, не может рассматриваться как процесс развития, поскольку он не порождает качественно новые явления, а только дает толчок процессам их проявления и активизации. Развитие муниципальных образований возможно рассматривать как серию последовательных стадий экономического роста, но понятия «развитие» и «рост» представляют несколько различные по сущности и содержанию категории и проявляются в разнонаправленности экономических процессов, так как о развитии говорить правомерно и тогда, когда рост может практически не наблюдаться или даже, напротив, происходит спад. Процесс развития тесно корреллирует с процессом цикличности. Рост же означает увеличение экономических показателей в каждый последующий период времени по сравнению с предыдущим.

Понятие «машина роста» подразумевает, что развитие города представляет собой результат совместных действий определенных действующих лиц, формирующих коалицию роста. Сравнение с машиной в данном случае связано как со способностью коалиции легитимизировать власть городских лидеров, так и со способностью общественности автоматически принимать позитивную оценку роста. Коалиция роста базируется на том, что экономический рост - это всегда выгодно, а его отсутствие приносит потери для всех.

Понятие «устойчивое развитие» подчеркивает, что в основу устойчивого развития должны быть положены три принципа - принцип справедливости между поколениями, принцип социальной ответственности и принцип межграничной ответственности. Обеспечение устойчивого развития на уровне муниципального образования означает не только улучшение физической среды, но и местной экономики, местного сообщества, для чего необходимы фундаментальные изменения в понимании и отношении людей и к природе, и друг к другу.

В конечном итоге под устойчивым социально-экономическим развитием крупного или среднего города необходимо понимать совершенствование взаимодействия постоянно совершающихся в городском пространстве социальных, экономических, экологических и иных процессов, которые происходят на основе оптимального для данного периода времени использования внешних и внутренних ресурсов и не наносят ущерба будущим поколениям.

Определение устойчивого социально -экономического развития города в качестве муниципального образования заключается, во-первых, в том, что развитие базируется на оптимальном, на данном временном отрезке, балансе внешних и внутренних факторов и условий, причем внешние ресурсы направляются на целенаправленное наращивание, приумножение собственных ресурсов крупного или среднего города таких, как предпринимательские ресурсы, ресурсы имущественного, человеческого и иных капиталов. Во-вторых, данная модель экономического развития ориентируется не на быстрый темп роста, а на стабильный, поступательное социально-экономическое развитие, не разрушающее социума и природной основы муниципального образования.

На современном этапе в условиях становления местного самоуправления аргументировано доказана необходимость управления муниципальным образованием в контексте устойчивого развития, а также комплексного сохранения и преумножения инфраструктурного состояния города, следовательно, управление устойчивым социально-экономическим развитием должно базироваться на следующих теоретических положениях: социально-экономические процессы в муниципальных образованиях протекают под влиянием совокупности противоречивых внутренних и внешних факторов, поэтому тенденции развития могут быть (с позиций достижения целевых установок) как позитивными, так и негативными; интеграция экономических, социальных и экологических условий в процессе

принятия управленческих решений рассматривается как основа устойчивого развития, т. е. состояние окружающей среды и социально-экономическое развитие не являются отдельными проблемами: они органически связаны; суть управления развитием заключается не только в упорядочении, в повышении уровня организации города как системы, но и в том, чтобы, достигая целостности определенного цикла развития, обеспечивать повышение эффективности развития базовой экономической деятельности.

На данном этапе развития общества основная триединая цель управления социально-экономическим развитием города как муниципального образования определяется: а) как повышение уровня жизни населения; б) структурная перестройка экономики и повышение эффективности производства; в) уменьшение нагрузки на природную среду.

Для достижения поставленной цели органы местного самоуправления получили право самостоятельно принимать решения, бывшее ранее прерогативой центральных и региональных органов управления. Органы местного самоуправления должны оказывать комплексное воздействие на различные по своим природе и функциям, но взаимосвязанные компоненты городского муниципального образования, обеспечивающие достижение желаемого состояния города.

С этих позиции целесообразно выделить в городе как в системном образовании три подсистемы (структуры): экономическую, социальную и инженерную. Первая из них представляет собой комплекс предприятий и организаций, которые преимущественно обеспечивают население рабочими местами, формируют доходы населения и доходную часть местного бюджета. Вторая подсистема обеспечивает физическое, культурное и духовное развитие человеческого потенциала города (здравоохранение, образование, культура, искусство, физкультура и спорт). Третья подсистема создает для жителей и хозяйствующих субъектов благоприятную среду обитания и функционирования. Она включает жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство, благоустройство, дорожное строительство, общественный транспорт и связь, недропользование, природоохранные объекты. Каждая из выделенных подсистем имеет свои задачи, а все вместе они обеспечивают условия жизнедеятельности города.

Особенности управления социально-экономическим развитием муниципального образования позволяют выделить: а) структуру и функции управления; б) методы воздействия на объект управления; в) субъектно-объектные отношения и связи; г) направления целенаправленной работы по совершенствованию состава и структуры муниципальных органов управления.

Современное социально-экономическое развитие крупных и средних городов в различных регионах происходит под определяющим влиянием важнейших градообразующих факторов национального, регионального и местного уровней. Социально-экономическое развитие некоторых крупных и средних городов Ростовской области в 1990-е - начале 2000-х гг. происходило на фоне коренных изменений в политической, экономической и социальной сферах. Крупные и средние города, их экономика практически мгновенно оказались, с одной стороны, вне единой государственной системы экономического развития, а с другой - реформаторами не было предложено никаких решений, позволяющих предприятиям крупных и средних городов постепенно перейти в новую систему рыночных отношений. Вследствие монофункциональной структуры и сосредоточения предприятий, ориентированных в большинстве своем на национальный и региональный рынок, крупные и средние города оказались более устойчивы к социальным и экономическим колебаниям, чем иные муниципальные образования.

Характер проблем крупных и средних городов, их структура, масштабы и управленческие ресурсы таковы, что только свободными рыночными отношениями, конкурентной борьбой их не решить. Органы местного самоуправления должны

в пределах подведомственной территории обеспечить целенаправленную организацию всех субъектов хозяйствования, всех общественных сил для создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения своих территорий. При этом оценка эффективности управления устойчивым социально-экономическим развитием муниципального образования должна производиться при помощи системы индикаторов, позволяющих проанализировать количественные и качественные характеристики социального и экономического развития городов.

Для организации эффективного управления устойчивым социально -экономическим развитием главе муниципального образования и его соответствующим структурам необходима объективная информация о соответствии результатов деятельности необходимому уровню эффективности трех подсистем города: социальной, экономической и инженерной. Исходя из главной целевой установки деятельности органов местного самоуправления - обеспечение комфортных условий проживания населения подведомственной территории, для оценки управления социально-экономическим развитием целесообразно использовать показатели социальной и экономической эффективности, рассчитанные по методике, предложенной Б.В.Савенковым. Использование предложенной методики позволит анализировать эффективность функционирования муниципального образования в целом и характеризовать тем самым социальную эффективность экономической сферы муниципального образования; экономическую эффективность собственно экономической сферы; социальную эффективность собственно социальной сферы; экономическую эффективность социальной сферы; социальную эффективность инженерной сферы, экономическую эффективность инженерной сферы.

Ориентация на модель устойчивого развития городов предопределяет и необходимость дополнения методики показателями оценки уровня эффективности управления устойчивым социально-экономическим развитием города, показателем экологической нагрузки на территорию и показателем экологической нагрузки на население. Расширение методики оценки уровня устойчивого развития городов позволит существенно улучшить информированность о качественных и количественных изменениях в городской среде и будет способствовать повышению уровня управления городом.

Совершенствование методов управления устойчивым социальноэкономическим развитием муниципального образования должно ориентироваться, в первую очередь, на организационные мероприятия местной власти. Среди всей совокупности крупных и средних городов Ростовской области выделяются города Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Новошахтинск и Волгодонск, которые постепенно становятся городами устойчивого развития, что в свою очередь оказывает влияние и на развитие региона в целом. В реализацию этих задач развития муниципальными образованиями активно вовлекаются субъекты частного бизнеса. Такое социальное партнерство бизнеса и муниципальных властей - залог успешного развития.

Достижение определенных целей развития муниципального образования и решение отдельных задач по их достижению требует от сотрудников администрации муниципалитета понимания полного круга проблем и поиска методов их решения и достижения. Следовательно, нужны и методы экспертных оценок, которые целесообразно классифицировать на четыре группы: а) развивающие - их действия соответствуют целям развития муниципального образования; б) поддерживающие -действия направлены преимущественно на решение задач, обеспечивающих текущее функционирование муниципального образования; в) индифферентные, т.е. действия сотрудников затрудняют социально-экономическое развитие муниципального образования; г) разрушающие, т.е. действия не ориентированы на достижение целей социально-экономического развития муниципального образования.

Исследования, проводимые в администрациях крупных и средних городов Ростовской области, показали, что удельный вес сотрудников, реализующих развивающую функцию, составляет от 1-15 % бщей численности сотрудников; поддерживающих - 30-60 %; индифферентных - 20-35 %; разрушающих - 10-25 %. Дифференциация сотрудников администрации по влиянию на достижение заданных целей социально-экономического развития муниципального образования позволяет моделировать результаты деятельности администрации на основе анализа направленности и согласованности действий муниципальных служащих. Оценку воздействия администрации на социально-экономическое развитие муниципального образования правомерно проводить в каждом городе как соотношение численности развивающих и поддерживающих сотрудников к общей численности сотрудников администрации. Коэффициент воздействия изменяется в пределах от 0 до 1. Чем ближе значение к 1, тем сильнее оказывает администрация положительное влияние на экономическое и социальное положение муниципального образования, это позволит графически промоделировать по периодам уровень воздействия сотрудников администрации на развитие муниципального образования. Апробация этой методики на данных таганрогской администрации показала, что коэффициент воздействия сотрудников аппарата администрации на социально-экономическое развитие составил 0,68. Доля индифферентных сотрудников - 21 %, разрушающих

- 11 %.

Эффективность совершенствования процесса управления социальноэкономического развития муниципального образования предлагается определять с помощью коэффициента роста (уменьшения) воздействия администрации на экономическое и социальное развитие территории, как соотношение коэффициента воздействия после осуществления мероприятий по совершенствованию управления к коэффициенту воздействия до осуществления мероприятий. И по расчетам значение этого показателя в г. Таганроге за период с 2003-2005 гг. определялось величиной 1,48. Предложенное методическое обеспечение направлено на совершенствование методов и систем управления муниципальным образованием и совершенствованием механизмов комплексного, сбалансированного устойчивого развития городов.

Предложенный комплекс мероприятий должен составить основу в разработке программ социально-экономического развития территорий. Особое место в этих программах уделяется корректировке и утверждению положений о структурных подразделениях администрации, регламентирующих распределение должностных обязанностей, функций между сотрудниками, их аттестации, сведению до минимума числа противников преобразований, а также формированию интеллектуальноделового потенциала, соответствующего целям и задачам развития муниципального образования.

В рамках развития системы управления муниципальным образованием разрабатывается субъектно-объектная модель управления устойчивым социальноэкономическим развитием муниципального образования. В основу этой модели закладывается система программно-функционального соподчинения и согласования целевых функций подразделений администрации с целями социальноэкономического развития муниципального образования. Разработка и реализация предложенной модели позволит организовать деятельность администрации муниципального образования и системы управления городом в целом таким образом, чтобы появилась возможность обеспечить единое понимание целей устойчивого развития муниципального образования и дать возможность всем органам местного самоуправления принимать наиболее эффективные социально взвешенные и экономически целесообразные решения. В качестве субъектов управления социальноэкономическим развитием муниципального образования выделены городская дума, глава администрации, заместители главы администрации, руководители управлений

(отделов, комитетов), специалисты муниципальных служб. Объектом управления для главы муниципального образования является муниципальное образование в целом, для заместителей главы - сферы, в соответствии с их профильной направленностью, для начальников управления (отделов, комитетов) - отрасль, для специалистов - направление или вид деятельности. Таким образом, особенность данной системы управления в крупных и средних муниципальных образованиях представляет собой социальную и экономическую модель программнофункциональной зависимости конечных результатов от имеющихся ресурсов, поставленных целей и решаемых задач субъектами управления.

А. Ю. Павлов

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

От грамотного управления инвестиционными ресурсами, от создания условий для привлечения инвестиций зависит развитие региона, его социальных институтов, конкурентоспособного бизнеса, укрепление финансового положения реального сектора экономики при одновременном обеспечении бюджетной системы стабильными доходными источниками и т.д. Ростовская область обладает рядом конкурентных преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций и успешного поступательного развития. Основными из них являются:

- выгодное географическое положение, обеспечивающее области название “ворот” России в страны Черноморского, Средиземноморского и Прикаспийского бассейнов;

- важнейшее геополитическое значение области для России;

- развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону;

- высокий природно-ресурсный потенциал (умеренно-континентальный климат, 65 % земельных ресурсов составляют черноземы);

- высокоразвитая промышленность и прежде всего машиностроительный комплекс;

- богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности;

- широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов ;

- наличие высококвалифицированной и активной рабочей силы;

- динамично формирующаяся инфраструктура рыночных институтов (банки, страховые, инвестиционные компании, лизинговые компании и др.);

- наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность области;

- высокий потребительский спрос;

- стабильная социально-политическая ситуация.

Рассмотрим инвестиционные программы Ростовской области за 2005-2006 гг., сравним их и выделим основные направления инвестирования.

В отраслевой структуре наибольший объем составляют инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство (21,7 %), промышленность (20,3 %) и транспорт (13,7 %). Начиная с 2000 года в инвестиционном процессе Ростовской области наблюдается тенденция уменьшения доли промышленности и увеличения доли ЖКХ в структуре капитальных вложений. Так, доля инвестиций в промышленность в 2000 г. составила 41,3 % от общего объема инвестиций, в 2001 г. - 34; в 2002 г. -30,3; в 2003 г. - 21,6; в 2004 г - 23,5; в 2005 г. - 20,3 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.