Научная статья на тему 'Формирование и развитие финансово-бюджетной базы муниципальных образований (на примере г. Ростова-на-Дону)'

Формирование и развитие финансово-бюджетной базы муниципальных образований (на примере г. Ростова-на-Дону) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛИТЕТА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие финансово-бюджетной базы муниципальных образований (на примере г. Ростова-на-Дону)»

Формирование и развитие финансово-бюджетной базы муниципальных образований (на примере г. Ростова-на-Дону)

Formation and development of the financial and budgetary base of municipalities (on an example of Rostov-on-Don)

Кислицкая Наталья Александровна к.э.н., доцент кафедры «Экономики, финансов и природопользования» ФБГОУ ВПО ЮРИФ Российская академия народного

хозяйства и государственной службы E-mail: n kislitskaya@mail.ru Крутова Светлана Г еннадьевна к.э.н., доцент кафедры «Экономики, финансов и природопользования» ФБГОУ ВПО ЮРИФ Российская академия народного

хозяйства и государственной службы E-mail: krutova sg@mail.ru Аннотация. В статье на примере г. Ростова-на-Дону анализируется финансовобюджетная база муниципальных образований, взаимоотношения центра и местного самоуправления, определены основные направления дальнейшего развития муниципальной экономики.

Abstract. In this article author on an example of Rostov-on-Don analyzed the financial and budgetary base of municipalities, the relationship of the center and local government, defined the main directions of further development of municipal economy.

Ключевые слова: бюджетная политика муниципалитета, местное самоуправление, муниципальный бюджет.

Key words: Budgetary policy of municipality, local government, municipal budget.

В настоящее время и в среднесрочной перспективе сложности переходного периода в России отягощаются проблемами, возникающими на местном уровне. В течение длительного времени развитие местного

самоуправления не рассматривалось в числе приоритетных направлений развития государства. Переход от административно-командной системы управления к новым формам регулирования, адекватным рыночным отношениям, обусловил необходимость коренных изменений, следствием чего явилось принятие законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 1995 и 2003 годах.

Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления имеет первостепенное значение для теории и практики и в значительной мере определяет развитие большинства стран мира. Несмотря на отличительные особенности между отдельными странами, есть много общего в содержании местных проблем. Практически всеми странами, независимо от их положения в мировой экономике, присущи пространственные различия в обеспечении ресурсами, в уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурном оснащении, в состоянии окружающей природной среды, в остроте национальных и социальных конфликтов. Изучение накопленного опыта решения местных проблем в ведущих странах мира является весьма полезным для России, находящейся в стадии перехода к рыночным отношениям. Вместе с тем в развитых странах возникают новые местные проблемы, связанные с постиндустриальным развитием, с переходом к глобализации экономики, информационному обществу. Россия должна вникнуть в суть происходящих качественных перемен, не упускать их из виду, в противном случае она может надолго остаться в положении вечно отстающей и догоняющей. Однако не следует допускать копирования опыта решения местных проблем в какой-либо отдельной стране. Необходимы глубокое изучение и тщательный отбор способов решения местных проблем, приемлемых в российских условиях.

Потребность в изучении местного самоуправления обусловлена необходимостью создания теоретических основ для разработки и реализации научно-обоснованной государственной политики по отношению к местному самоуправлению, для формирования муниципального сознания российских

граждан, для повышения организационной культуры государственных и муниципальных служащих и освоения ими инновационных технологий муниципальной политики, содействующей вовлеченности граждан и общественных объединений в дела местных сообществ.

По справедливому мнению многих исследователей, от успешного решения проблем становления местного самоуправления зависят перспективы движения России к правовому государству и гражданскому обществу.

В условиях становления демократического общества и развития местного самоуправления особую значимость в системе бюджетных отношений приобретает функционирование бюджетного механизма на муниципальном уровне. Местные бюджеты являются первичным звеном и основой стабильности функционирования бюджетной системы любого цивилизованного государства.

Местное самоуправление, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации», это, прежде всего, решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения.

Бюджет, как один из ресурсов местного самоуправления, создается и расходуется для обеспечения решения вопросов местного значения. Категория «местные бюджеты» как массив информации отражает огромное количество практических проблем выдвигаемых самой жизнью, решение которых становится политически важным, экономически значимым и социально неотложным.

В результате эффективность формирования и исполнения бюджета органами местного самоуправления приобретает все большее значение при решении вопросов, являющихся жизнеобеспечивающими для населения. Анализ существующих проблем в организации бюджетного процесса, рекомендации по их решению позволят органам местного самоуправления

добиться более существенных результатов для развития социальноэкономического потенциала территории.

Формирование и использование местных бюджетов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Бюджетным кодексом Российской Федерации», а также другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами и иными правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.

Так, согласно Уставу города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 9 апреля 1996 г. № 21, финансовую основу городского самоуправления составляют средства бюджета города Ростова-на-Дону.

К средствам бюджета города относятся средства, направляемые на исполнение полномочий органов городского самоуправления по вопросам местного значения, в том числе кредитные средства, валютные средства, средства, получаемые от размещения бюджетных кредитов и городских ценных бумаг; межбюджетные трансферты, предоставляемые из областного бюджета; иные финансовые средства, имеющиеся в собственности города.

Органы местного самоуправления:

1. самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию вышестоящим органами государственной власти. В доходах и расходах местных бюджетов раздельно предусматриваются финансирование программ местного значения и осуществление органами местного самоуправления отдельных финансовых полномочий.

2. образуют целевые внебюджетных фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством.

3. устанавливают местные налоги и сборы в рамках законодательства РФ, льготы по их уплате.

4. выпускают муниципальные займы, лотереи, получают и выдают кредиты, создают муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения в пределах законодательно установленных полномочий и т.д.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов:

- регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами — в рамках федеральных целевых программ;

- участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;

- распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

- разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;

- оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;

- осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.

Экономическую сущность бюджетов муниципальных образований отражают выполняемые ими функции. В числе которых можно назвать:

1. формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2. распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Возможный состав собственных источников доходов местного бюджета определяется законодательством Российской Федерации. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток средств по бюджету за прошлый финансовый год.

Финансовая помощь от других бюджетов подлежит учету в местном бюджете, являющимся получателем средств, но не считается собственным доходом местных бюджетов. Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:

- предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, создаваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

- предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.

При соблюдении единых правил Бюджетного кодекса Российской Федерации, организации бюджетного процесса, установленных им процедур и ограничений в 2010 году обеспечена положительная динамика основных показателей бюджета города, в том числе по объему муниципального долга и дефициту бюджета.

За счет реализации мероприятий, направленных на увеличение доходной части бюджета, общий объем доходов бюджета города Ростова-на-Дону получен в сумме 23 млрд. 56 млн. рублей. Темп роста доходов относительно

значений 2009 года составил 17,2 процента. Доходы бюджета превысили уровень 2009 года на 3 млрд. 379,5 млн. рублей.

Собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета в 2010 году относительно уровня 2009 года возросли на 18,6 процента и составили 12 млрд. 646,7 млн. рублей. Обеспечены более высокие темпы роста собственных доходов по сравнению с аналогичными показателями по Ростовской области на

0,7 процента. Среднедушевой бюджетный доход на одного жителя г. Ростова-на-Дону по итогам 2010 года увеличен по отношению к уровню 2009 года на

12,8 процента и составил 21,6 тыс. рублей. При этом рост среднегодового бюджетного дохода сопровождается увеличением объема бюджетных ассигнований, направленных в рассматриваемом периоде на социальную сферу.

В сфере межбюджетных отношений в 2010 году бюджету города оказана финансовая помощь из областного бюджета на сумму 10 млрд. 409,3 млн. рублей, объем финансовой помощи к 2009 году увеличился на 1 млрд. 399 млн. рублей, или на 15,5 процента.

По итогам 2011 года достигнуты положительные результаты в исполнении бюджета города. В конечном итоге за 2011 год по доходам в сумме

25654,2 млн. рублей, или 99, 2 процента к годовому плану. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы увеличились на 209,1 млн. руб. можно проследить динамику увеличения доходной базы города с 2009-2011 года.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета города Ростова-на-Дону исполнены в сумме 13490,7 млн. рублей, или 102 процента к годовым плановым назначениям. Наибольший удельный вес в их структуре занимают: налоги на прибыль - 106,6 процента и налоги на совокупный доход - 101,4 процента. Наименьший удельный вес в доходы бюджета города внесли доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 84 процента, в результате чего бюджет по доходам не был исполнен на 0, 8 процента.

Доли каждого показателя в общем объеме доходов бюджета города Ростова-на-Дону представлены на рис. 1.

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ

ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ -0,11%

Доли в общем объеме

ПЛАТНЫХ УСЛУГ СУбвенЦиИ сУбсиди

доходов бюджета города за 2011 год

НАЛОГИ НА НАЛОГИ НА ЕСТВО 68%

И

КОМПЕНСАЦИИ

ЗАТРАТ

и и иные межбюджетные трансферты 31,86%

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПОШЛИНА

1,14%

0,66% / ПЛАТЕЖИ ЗА ЯЩЕГОСЯ В

НАЛОГИ НА У ПОЛЬЗОВАНИЕ И МУН

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ

ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ

31,75%

СОВОКУПНЫЙ

ДОХОД

5,44%

ПРИРОДНЫМИ

РЕСУРСАМИ

0,19%

СОБСТВЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3,47%

Рис.1. Доли в общем объеме доходов бюджета города за 2011 год

Если исходить из того, что финансовая самостоятельность города может быть обеспечена только в случае наличия достаточных финансовых средств для покрытия как минимум обязательных расходов местного бюджета, то муниципалитет должен проводить эффективную бюджетно-налоговую политику, изыскивать дополнительные средства и возможности их получения для укрепления своей доходной базы.

Основополагающими принципами для построения и функционирования рациональной системы бюджетных расходов можно назвать следующие:

• обязанность осуществления запланированного объема расходов;

• целевое назначение расходов на основе установленной бюджетной классификации;

• рациональное распределение расходов по уровням бюджетной системы;

• экономическую и социальную эффективность (результативность) и экономичность;

• недопущение дискриминации пользователей;

• экономическую и правовую обоснованность;

• обеспечение населения общественными благами на уровне не ниже минимальных социальных стандартов.

Выше названные принципы построения рациональной бюджетной системы расходов представляет собой определенную базу и ориентир создания эффективного бюджетного механизма и концептуальной направленности эффективной бюджетной политики муниципальных расходов.

Основываясь на бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике, расходы бюджета города на 2012 год и дальнейшую перспективу до 2014 года формируются на основе следующих приоритетных направлений:

- улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества муниципальных услуг;

- оптимизация расходов бюджета, в том числе расходов на управление;

- обеспечения режима эффективного и экономного расходования средств;

- оказание дополнительной государственной поддержки по улучшению жизненных условий социально незащищенных категорий граждан;

- модернизация социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры;

- исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения в полном объеме. Активизирована работа в части повышения отдачи от использования расходов бюджета, в том числе за счет формирования и реорганизации муниципальных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.

За 2010 год по сравнению с 2009 годом возросла расходная часть бюджета города на 16 процентов и составляла 24 млрд. 249 млн. рублей. Бюджетная политика в части расходов была направлена на решение социальных и экономических задач.

По отраслям социальной сферы расходы бюджета за 2010 год в сравнении с отчетными данными 2009 года увеличились на 7,1 процента и составили 10

млрд. 421,6 млн. рублей. Удельный вес расходов отраслей социальной сферы в итоговой величине расходов бюджета за 2010 год составил 43,0 процента. В сравнении с 2009 годом возросли расходы на образование, культуру и социальную политику. Объем расходов на образование увеличился по отношению к данным 2009 года на 4 процента и составил в 2010 году 4 млрд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

884,2 млн. рублей. Увеличены также расходы на культуру и средства массовой информации по отношению к 2009 году на 12,3 процента и по отчету за 2010 год составили 349,2 млн. рублей. Расходы на здравоохранение составили по отчету за 2010 год 1 млрд. 505,9 млн. рублей.

На обеспечение мероприятий по социальной политике в 2010 году израсходованы бюджетные средства в размере 3 млрд. 682,3 млн. рублей, в результате чего обеспечены в полном объеме планируемые меры социальной поддержки населения города. Темп роста данных расходов по отношению к 2009 году составил 40,0 процента.

Бюджет города в 2010 году исполнялся на основе принципов программно-целевого планирования. Расходы на исполнение городских и ведомственных целевых программ, а также областных и федеральных программ составили 19 млрд. 909,2 млн. рублей. Удельный вес программных расходов в общих расходах бюджета города составил 82,1 процента.

Указанные средства были направлены:

^ на финансовое обеспечение муниципального задания; на оказание муниципальных услуг населению города;

^ на обеспечение жильем отдельных категорий граждан;

^ на поддержку наиболее нуждающихся слоев населения для расчетов

за жилье и коммунальные услуги за счет жилищных субсидий;

> на выполнение мероприятий по благоустройству;

^ ремонт автомобильных дорог, внутриквартальных проездов и тротуаров;

^ на приобретение пассажирского транспорта;

> на мероприятия в области здравоохранения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и туризма;

^ на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Бюджетные инвестиции на капитальное строительство и реконструкцию муниципальных объектов за 2010 год составили 7 млрд. 422,2 млн. рублей, в их числе:

- на реализацию инвестиционного проекта "Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города и юго-запада Ростовской области" - 2 млрд. 521,4 млн. рублей;

- на строительство мостового перехода через р. Дон в створе ул. Сиверса -3 млрд. 262,2 млн. рублей;

- на реализацию Регионального инвестиционного проекта "Чистый Дон" -483,6 млн. рублей.

В 2010 году принята и начата реализация Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в г. Ростове-на-Дону на период до 2012 года, утвержденной постановлением Администрации города от 30.11.2010 N 699.

Исполнение бюджета города Ростова-на-Дону по расходам за 2011 года составило по расходам в сумме 24559,6 млн. рублей, или 94,6 процента к годовому плану. Увеличение расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 310,2 млн. рублей.

Бюджетная политика в сфере расходов бюджета города Ростова-на-Дону была направлена на решение социальных и экономических задач города. Приоритетом являлось обеспечение населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы.

Основные направления расходов бюджета города Ростова-на-Дону (рис.2.):

1. Обеспечение деятельности учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания

населения, а также проведение мероприятий в отраслях социально-культурной сферы - 48,5 процента всех расходов.

2. Предоставление государственной поддержки развития национальной экономики - 3,66 процента.

3. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составили 5582,2 млн. рублей, или 36,4 процента всех расходов.

По вышеперечисленным расходам за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета исполнение составило 6867,1 млн. рублей.

В составе бюджета города расходы на заработную плату исполнены в объеме 3308,6 млн. рублей, или 21,6 процента всех расходов бюджета.

Просроченные долги по обязательствам бюджета города Ростова-на-Дону отсутствуют.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 0,17%

СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛИТИКА

18,54%

ФИЗИЧЕСКАЯ ^ КУЛЬТУРА И СПОРТ 0,29%

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕ ТРАНСФЕРТЫ ННЫЕ ВОПРОСЫ

5,05%

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА 0,01%

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-----------НАЦИОНАЛЬНАЯ

7,25% ЭКОНОМИКА

3,66%

Доли в общем объеме расходов бюджета за 2011 год

ЛЬТУРА,КИНЕМАТ ОГРАФИЯ 1,07%

СРЕДСТВА

МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ

0,04%

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНА Я ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 0,39%

Рис.2. Расходы города за 2011 год

По итогам 2011 года муниципальный долг города Ростова-на-Дону составил 2599,8 млн. рублей, или 19,4 процента от нормативной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.

В результате уменьшения расходов по некоторым показателям относительно годовых плановых значений (общегосударственные вопросы -

89,8 процентов, здравоохранение - 82,3 процентов, социальная политика - 88,7 процентов) исполнение бюджета было экономичным на 5, 4 процента.

Таким образом, главной составляющей финансов муниципального образования является муниципальный бюджет. Его средства - важнейший источник финансирования местных потребностей развития территориальной инфраструктуры. Муниципальный бюджет служит инструментом воздействия местных властей на масштабы производства и потребления на данной территории. Местные бюджеты играют все более возрастающую роль в реализации экономической и социальной политики государства. Их величина и степень сбалансированности во многом определяют перспективы социальноэкономического развития.

Основными направлениями совершенствования финансового обеспечения органов местного самоуправления являются:

1. внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по местным налогам;

2. изменение порядка распределения налогов между уровнями бюджетной системы и условий взимания отдельных налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты;

3. повышение эффективности налогового администрирования местных налогов.

Бюджет города Ростова-на-Дону сформирован по единым правилам организации бюджетного процесса, предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему муниципального долга и дефициту бюджета. В перспективе до 2014 года продолжается работа по совершенствованию программно-целевого принципа организации деятельности исполнительнораспорядительных органов местного самоуправления с последующим переходом к программному бюджету на основе городских и ведомственных программ, исходя из долгосрочных целей социально-экономического развития.

В условиях стабилизации экономики возобновляется актуальность долгосрочного бюджетного планирования. Начиная с формирования бюджета на 2012 год, разработка бюджета города осуществляется на трехлетний период.

Немаловажное значение отводится бюджетному планированию в процессе формирования и реализации долгосрочно-стратегического планирования в городе Ростове-на-Дону. В рамках этого продолжается работа по развитию информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленная на обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности финансовой деятельности публично-правовых образований, повышение качества финансового менеджмента в системе муниципального управления.

В целях дальнейшего повышения эффективности предоставления муниципальных услуг утверждены постановлением Администрации города от 30.09.2010 № 546 и осуществляются мероприятия по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Приняты правовые акты Администрации города и МУ "Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону", предусматривающие изменение механизма финансового обеспечения учреждений, оказывающих муниципальные услуги.

Сегодня муниципальные образования испытывают существенные затруднения из-за недостатка бюджетной самостоятельности. По сути это подрывает реальную финансовую основу органов местного самоуправления.

Данная проблема имеет множество причин, в числе которых можно назвать не только несовершенство действующего механизма функционирования межбюджетных отношений, но и такие объективные причины как существенная дифференциация уровней налогового потенциала, состояние социальной сферы субъектов РФ. В связи с этим совершенствование механизма финансового обеспечения органов местного самоуправления является актуальным и приоритетным во всей совокупности проблем современной экономической науки.

Несмотря на достижения в бюджетном процессе г. Ростова-на-Дону существует потенциал совершенствования процесса формирования и использования бюджетных средств. В этой связи в г. Ростове-на-Дону реализуются следующие направления:

- развитие налогового потенциала на основе экономического роста, мобилизации собственных доходов с принятием мер по собираемости налогов, вовлечению недоимки в бюджет г. Ростова-на-Дону и повышению эффективности использования муниципального имущества;

- переход к распределению бюджетных ресурсов между главными распорядителями средств исходя из поставленных перед ними целей;

- оптимизация и повышение эффективности действующей в г. Ростове-на-Дону системы муниципального финансового контроля.

Важным условием эффективной реализации обозначенных направлений является наличие у местных властей грамотно разработанного перспективного плана развития муниципального образования. Как показывает практика, планы (программы) являются действенным инструментом управления социальноэкономическим развитием и финансовым обеспечением территории, согласования и координации интересов местных органов власти и хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Наряду с мерами по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении, поиску нетрадиционных источников укрепления муниципальной финансовоэкономической базы, планирование и прогнозирование развития муниципальных образований может способствовать совершенствованию и упрочению местного самоуправления, повышению эффективности всей системы государственной власти и управления современной России.

Список литературы:

1. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации: учебное пособие/ Т.М. Ковалева, С.В, Барулин - 2-е изд., - М.: КНОРУС, 2006.

2. Кюрджиев С.П. Влияние изменения принципов межрегионального распределения бюджетных средств на устойчивость региональных социально-

экономических систем [Текст] / С.П. Кюрджиев // Терра экономикус, 2009, №4., Часть 3. - 0,6 п.л.

3. Орехов В.И., Болдин К.В., Орехова Т.Р. Антикризисное управление: учебное пособие - Москва, инфра - М., 2009.

4. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник / Е.С. Шугрина. - 3-е изд-е., перераб. и доп. - М.: Норма, 2010.

5. Постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.05.2012 № 316 «Об отчете об исполнении бюджета города Ростова-на-Дону за 1 квартал 2012 года» [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс.

6. Постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 30.09.2011 № 665 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Ростова-на-Дону на 2012-2014 годы» [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс.

7. Устав города Ростова-на-Дону (принят решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 N 211) (ред. от 21.02.2012) (Зарегистрировано Отделом юстиции администрации РО 14.06.1996 N 1) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс.

8. Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от

06.12.2011) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс.

References

1. Kovalyova T.M. The budget and the budgetary process in the Russian Federation: educational grant / T.M. Kovalyova, S.V. Barulin - 2nd ed., - M: KNORUS, 2006.

2. Kurdjiev S.P. Influence of change of principles of interregional distribution of budgetary funds on stability of regional social and economic systems (Article) // Kurdjiev S.P. Terra economicus, 2009, № 4. Part 3.

3. Orekhov V.I., Boldin K.V., Orekhova T.R.Crisis management: educational grant -Moscow, infra - M, 2009.

4. Shugrina E.S. Municipal right: textbook / E.S. Shugrina. - 3rd ed., reslave. and additional - M: Norma, 2010.

5. The resolution of the City administration of Rostov-on-Don from 02.05.2012 №. 316 «About the report on budget performance of the city of Rostov-on-Don in 1 quarter 2012» [electronic resource] / / Information and Legal System Consultant Plus.

6. The resolution of the City administration of Rostov-on-Don from 30.09.2011 №. 665 «About the main directions of the budgetary and tax policy of the city of Rostov-on-Don for 2012-2014» [electronic resource] / / Information and Legal System Consultant Plus.

7. The charter of the city of Rostov-on-Don (it is accepted by the decision Rostov -on - Don of a municipal duma from 09.04.1996 N 211) (an edition from 21.02.2012) (Is registered by Department of justice of administration of RO 14.06.1996 № 1) [electronic resource] / / Information and Legal System Consultant Plus.

8. The federal law from 06.10.2003 № 131-FZ "About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation" (an edition from

06.12.2011) [electronic resource] / / Information and Legal System Consultant Plus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.