Научная статья на тему 'Совершенствование казначейского исполнения бюджета крупного городского округа в условиях реализации бюджетной реформы'

Совершенствование казначейского исполнения бюджета крупного городского округа в условиях реализации бюджетной реформы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITY / ГОРОДСКИЕ ОКРУГА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / MUNICIPAL FINANCE / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / LOCAL BUDGETS / КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ / TREASURY SYSTEM OF BUDGET EXECUTION / MUNICIPAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова О.Б., Денисенко С.Н.

Устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований не возможно без создания эффективной системы управления бюджетными потоками. В статье проанализированы теоретические основы казначейского исполнения местных бюджетов с учетом особенностей организации бюджетного процесса на муниципальном уровне, исследована практика организации казначейского исполнения местного бюджета на примере крупного городского округа, предложены концептуальные подходы к реформированию финансовых органов на уровне городских округов, сделан вывод о том, что ключевая роль в создании эффективной системы управления бюджетными потоками принадлежит казначейским технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова О.Б., Денисенко С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable socio-economic development of municipalities is not possible without an effective system of management of budget flows. The article analyzes the theoretical foundations of the Treasury system of execution of local budgets taking into account peculiarities of the organization of the budget process at the municipal level, studied the practice of the Treasury execution of the local budget on the example of a large urban district, the proposed conceptual approaches to the reform of the financial authorities at the level of urban districts, concluded that the key role in creating an effective system of management of budget flows belongs Treasury technology.

Текст научной работы на тему «Совершенствование казначейского исполнения бюджета крупного городского округа в условиях реализации бюджетной реформы»

Иванова О.Б.,

доктор экономических наук, профессор кафедры « Финансы» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Денисенко С.Н., аспирант кафедры финансы Эл.почта: DenisenkoSvetlana@,mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЗНА ЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА КРУПНОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ

Устойчивое социально-

экономическое развитие муниципальных образований не - возможно без создания эффективной системы управления бюджетными потоками. В статье проанализированы теоретические основы казначейского исполнения местных бюджетов с учетом особенностей организации бюджетного процесса на муниципальном уровне, исследована практика организации казначейского исполнения местного бюджета на примере крупного городского округа, предложены концептуальные подходы к реформированию финансовых органов на уровне городских округов, сделан вывод о том, что ключевая роль в создании эффективной системы управления бюджетными потоками принадлежит казначейским технологиям.

Ключевые слова: муниципальные образования, городские округа, муниципальные финансы, местные бюджеты, казначейское исполнение бюджетов

Ivanova O.B., Denisenko S.N.

IMPROVEMENT OF THE TREASURY SYSTEM OF BUDGET EXECUTION OF LARGE URBAN DISTRICT IN TERMS OF IMPLEMENTATION OF THE BUDGET REFORM

Sustainable socio-economic development of municipalities is not possible without an effective system of management of budget flows. The article analyzes the theoretical

foundations of the Treasury system of execution of local budgets taking into account peculiarities of the organization of the budget process at the municipal level, studied the practice of the Treasury execution of the local budget on the example of a large urban district, the proposed conceptual approaches to the reform of the financial authorities at the level of urban districts, concluded that the key role in creating an effective system of management of budget flows belongs Treasury technology.

Keywords: municipality, municipal district, municipal Finance, local budgets, Treasury system of budget execution

Трансформационная модель развития территориальных финансов как важнейшего звена финансовой системы России предполагает разработку эффективных мер воздействия на развитие территорий с позиции повышения результативности и качества управления общественными финансами.

Объективная потребность различных уровней публичной власти в финансовых ресурсах, необходимых для оказания важных общественных услуг по месту проживания населения, предопределяет продуманное распределение обязанностей между органами власти для повышения эффективности расходования государственных средств, более полного учета потребностей граждан, а также укрепления демократических институтов в обществе [1. с. 11].

В этой связи совершенствование организации исполнения бюджетов публично-правовых образований остается одним из ключевых элементов бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной сферы.

Авторской исследовательской задачей в рамках настоящей статьи является анализ теоретических основ казначейского исполнения местных бюджетов, а также выработка практических рекомендаций по совершенствованию институциональной организации казначейского исполнения бюджета крупного городского округа Ростова-на-Дону - административного центра Ростовской области.

Термин «казначейское исполнение бюджета» целесообразно трактовать комплексно, как законодательно регламентированный процесс исполнения бюджета, реализуемый через совокупность последовательных действий базовых и дополнительных финансовых институтов с определенным набором функций и полномочий, закрепленных законодательно, для достижения запланированных бюджетных показателей, основанный на применении казначейских принципов и использовании казначейских технологий его участниками, для достижения целей, задач и результатов финансовой политики.

Специфика исполнения местных бюджетов заключается в необходимости организации взаимодействия Федерального казначейства (органа государственной власти) и финансовых органов муниципальных образований, по принципу оптимального разграничения полномочий, устранения дублируемых функций и достижения максимальных показателей эффективности в процессе исполнения местных бюджетов.

Таким образом, с позиции системно-структурного подхода процесс казначейского исполнения бюджета муниципального образования может быть представлен в виде алгоритмической последовательности структурированных компонентов: законодательного и нормативно-методического обеспечения, организационного обеспечения, функциональной направленности деятельности (рис. 1).

Такая интерпретация обеспечивает комплексный подход к организации указанного процесса на муниципальном уровне, позволяет разграничить функциональную деятельность участников указанного процесса.

Организационное обеспечение процесса казначейского исполнения местного бюджета прежде всего связано с объектно-субъектной компонентой. Объектом является движение финансовых потоков в процессе исполнения местного бюджета. Субъектный состав законодательно определен статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, участниками указанного процесса выступают администрация муниципального образования, финансовый орган муниципального образования (орган или должностное лицо местной администрации, осуществляющие составле-

ние и организацию исполнения местного бюджета), а также территориальный орган Федерального казначейства.

Важная роль принадлежит методологии и инструментарию, а также выбору программного продукта для обеспечения организации бюджетного процесса в муниципальном образовании. Правовую основу составляют нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровня.

Под принципами организации казначейского исполнения местных бюджетов следует понимать основополагающие начала процесса исполнения местных бюджетов, к которым отнесены:

• Единство кассы.

• Оптимальное разграничение бюджетных полномочий.

• Эффективное управление бюджетными средствами, финансово-бюджетными рисками и бюджетными резервами.

• Прозрачность бюджетных потоков.

Результативность: использование бюджетных средств с ориентацией на достижение запланированного результата.

Учитывая специфику муниципального управления, казначейское исполнение бюджета муниципального образования следует рассматривать прежде всего с функциональной точки зрения как совокупность полномочий органов власти, участвующих в процессе исполнения бюджета.

В условиях продолжающейся административной реформы перманентная оптимизация процессов управления базируется на компромиссном сочетании основополагающих тенденций: повышении эффективности и результативности деятельности органов власти и управления посредством исключения дублирования функций, сокращения излишних административно-хозяйственных расходов и вместе с тем безусловного обеспечения качества и сроков выполняемых функций [2. с.50].

Казначейское исполнение бюджетов муниципальных образований

Законодательное и норматив-нп-метптическпе обеспечение

Нормативно-законодательная база

- Конституция РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- Бюджетный кодекс РФ;

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ, Федерального казначейства;

- нормативные акты местных органов власти в части организации исполнения бюджета

Методическое обеспечение в части

- организации, планирования и исполнения бюджета муниципального образования, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности;

- организации и осуществления внутреннего муниципального контроля;

-развития единой информационной системы организации бюджетного процесса

Организационное обеспечение

Объект

движение финансовых потоков в процессе исполнения местного бюджета

Участники

- орган Федерального казначейства;

- администрация муниципального образования;

- финансовый орган муниципального образования

А.

Методы

- документирование и распределение доходов;

- финансирование расходных полномочий;

- нормативный метод;

- бюджетирование, ориентированное на результат;

- программно-целевой метод;

- кассовый метод;

- метод начислений

Инструменты

- единыи счет бюджета;

- бюджетные ассигнования;

- лимиты бюджетных обязательств;

- расходные обязательства;

- сводная бюджетная роспись;

- кассовый план;

- субсидии;

- муниципальное задание;

- бюджетные инвестиции;

- муниципальные программы

Программное обеспечение,

используемое для автоматизации процесса

Функциональная направленность деятельности органов, осуществляющих казначейское исполнение бюджета

Учетная

- учетно-регистрационная;

- учетно-распорядительная;

- учетно-таспределительная

Управленческая

- управление единым счетом и его ликвидностью

Контрольная

■ финансовый контроль;

■ санкционирование

Информационная

Создание правовой, экономической и информационной среды, обеспечивающей транспарентность и прозрачность финансовых потоков

Платежная

Кассовое обслуживание исполнения

Цель - эффективное управление средствами местного бюджета в процессе его исполнения

Единство кассы

Эффективное управление бюджетными средствами, финансово-бюджетными рисками и бюджетными резервами

Прозрачность бюджетных потоков

Результативность: использование бюджетных средств с ориентацией на достижение запланированного результата

Оптимальное разграничение бюджетных полномочий: полномочия по владению и распоряжению и организационно-обеспечительные полномочия органов Федерального казначейства

Принципы организации казначейского исполнения местных бюджетов Рисунок 1. Структур но-логическая схема организационно-функционального обеспечения процесса казначейского исполнения

бюджета муниципального образования

К полномочиям финансового органа муниципалитета относится широкий круг задач, таких, как: организация бюджетного процесса в муниципальном образовании, предполагающая составление проектов местного бюджета и перспективного финансового плана, сводной бюджетной росписи, исполнение местного бюджета, а также ведение учета и составление отчетности о его исполнении. Кроме того, аналитическая работа по обеспечению концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, обеспечение финансовой устойчивости муниципального образования в части разработки и реализации концепций управления муниципальным долгом, программ муниципальных заимствований и осуществление методического руководства указанными процессами также относится к компетенции финансового органа муниципалитета [3]. Организация исполнения бюджета включает в себя ряд полномочий, в том числе: составление и ведение сводной бюджетной росписи, доведение бюджетных данных до главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, учет бюджетных обязательств, составление отчетности об исполнении бюджета, осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, функции финансовых органов муниципальных образований можно сгруппировать следующим образом:

• управленческая (проведение на территории муниципального образования единой финансовой, бюджетной, налоговой политики, а также координационные мероприятия всех органов местного самоуправления в этой сфере, повышение эффективности и прозрачности управления финансовыми ресурсами муниципалитета);

• контрольная (контроль за операциями главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств в части целевого и эффективного использования средств местного бюджета, а также

за соблюдением требований бюджетного законодательства, финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств);

• учетная (учет бюджетных обязательств, ведение учета и составление отчетности об исполнении бюджета);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• информационная (обеспечение единого информационного пространства, использование программного продукта для обеспечения бюджетного процесса).

Из перечня функций Федерального казначейства, следует выделить те, которые связаны с участием органов Федерального казначейства в процессе казначейского исполнения местного бюджета (платежная функция, связанная с кассовым обслуживанием).

Кроме того, важная роль принадлежит функциям по учету поступлений, а также по ведению и обслуживанию Федеральным казначейством государственных информационных систем (ведение официальных сайтов в Интернете и обеспечение размещения информации на них, а также создание и развитие информационных систем), посредством которых обеспечивается транспарентность и прозрачность финансовых потоков, создание единого информационного пространства деятельности публично-правовых образований

Вышеизложенное дает основание утверждать, что финансовый орган муниципального образования выполняет широкий спектр исполнительно-распорядительных полномочий по управлению муниципальными финансами, что подчеркивает самостоятельность органов местного самоуправления, закрепленную конституционно и в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе самостоятельность при формировании, утверждении, исполнении местных бюджетов при условии соблюдения бюджетного и налогового законодательства. Деятельность органов Федерального казначейства в процессе исполнения бюджетов муниципальных образований связана с реализацией

исключительно организационно-

обеспечительных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения и созданию единого информационного пространства деятельности публично-правовых образований [4].

В качестве объекта исследования определено казначейское исполнение бюджета крупного городского округа. Очевидно, крупные городские округа, являющиеся административными центрами субъектов Российской Федерации, занимают особое место в системе публично-правовых образований Российской Федерации, значительно отличаясь от муниципальных образований других типов численностью населения, площадью территории, развитой городской инфраструктурой, бюджетными показателями, степенью финансовой автономии, целевым функциями. Как правило, крупные городские округа выступают в качестве историко-культурных центров, центров образования, науки и промышленности. Этот вид муниципальных образований имеет еще один существенный признак: он окружен населенными пунктами всех видов, являющимися муниципальными образованиями и образующими поселенческую агломерацию вокруг таких крупных городов.

В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ определен как городское поселение, не входящее в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Городской округ с внутригородским делением определен как городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как

внутригородские муниципальные образования [3].

Город Ростов-на-Дону является столицей Южного федерального округа, ядром Ростовской агломерации. В хозяйственном отношении город полифункционален, что придает его социально-экономической системе устойчивость, способность динамичнее и эффективнее реагировать на внешние и внутренние изменения глобальной конъюнктуры. В последние два десятилетия экономика города Ростова-на-Дону развивается по постиндустриальной модели, в структуре занятости доминирует сфера услуг. Одновременно город сохраняет свое значение крупной, второй по объему промышленной продукции в Южном федеральном округе, индустриальной площадки юга России.

Территориально городской округ подразделяется на восемь районов города: Ворошиловский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Пролетарский, Советский.

Проводимая в городе Ростове-на-Дону политика эффективного управления муниципальными финансами на протяжении длительного времени способствовала достижению таких позитивных результатов в финансово-бюджетной сфере, как:

• планирование и исполнение городского бюджета на базе казначейских принципов с использованием современных казначейских технологий;

• организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств города;

• принятие городского бюджета в формате «скользящей трехлетки» на основе перечня муниципальных программ, который в 2014-м году включает 21 программу, а доля программных расходов со-ставляет-98,8%;

• поэтапное внедрение, развитие и модернизация подсистем информационной системы управления муниципальными финансами «Автоматизированный центр контроля (АЦК)»: АЦК-Финансы, АЦК-Планирование, АЦК-Муниципальный заказ, АЦК-Программный бюджет.

В рамках реализации муниципальной программы «Управление муниципальными финансами» [5] использование информационной системы управления муниципальными финансами позволит в комплексе обеспечить открытость и прозрачность информации о муниципальных финансах, публичность бюджетного процесса, его автоматизацию.

В качестве очевидного преимущества программного продукта АЦК следует отметить модульный подход, так как система позволяет выстроить систему программного обеспечения финансового органа в зависимости от потребностей и финансовых возможностей, то есть каждый модуль разработан для решения конкретной задачи, а их использование в совокупности позволяет создать общее информационное пространство для решения глобальных задач [6].

При этом необходимо отметить, что процессы планирования, анализа и исполнения бюджета не являются строго формализованными. Это позволяет вносить изменения в готовую систему функций, настроек, методик, форм отчетности, подстраивая их под нормативно-правовую базу муниципального образования. Система АЦК позволяет задействовать в процессах планирования и исполнения бюджета не только сотрудников финансового органа, но и специалистов главных распорядителей, получателей бюджетных средств, специалистов бюджетных и автономных учреждений. Комплексная автоматизация процесса по составлению и рассмотрению проекта городского бюджета реализуется прежде всего в системе «АЦК-Планирование», что обеспечивает концентрацию всей первичной информации по прогнозированию и планированию бюджета в единой базе данных, формирование реестра расходных обязательств, муниципальных заданий, показатели которых используются при составлении проектов бюджетов.

Посредством системы «АЦК-Финансы» организован процесс исполнения бюджета по расходам в соответствии с требованиями Федерального казначейства. Данная система автоматизирует функции

учета доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, обеспечивает контроль за целевым использованием бюджетных средств, а также предусматривает различные варианты бюджетной отчетности, поскольку немаловажным критерием программного обеспечения является возможность получения оперативной и достоверной информации, формирование форм отчетности в соответствии с федеральным и региональным законодательством, контроля за решениями органов местного самоуправления.

Кроме того, в перспективе предусматривается внедрение и развитие системы программно-целевого бюджетирования «АЦК - Программный бюджет», системы муниципальных закупок «АЦК - Муниципальный заказ», а также подсистемы «Экономия на закупках» [6].

Данные мероприятия позволят обеспечить: автоматизацию процесса формирования единой системы целей и задач деятельности органов местного самоуправления города; автоматизацию процесса разработки и формирования муниципальных программ; повышение эффективности бюджетных расходов за счет обеспечения связи объемов финансирования с достигнутыми результатами; консолидацию муниципальных программ (мероприятий и их финансового обеспечения) с бюджетным процессом; формирование бюджета на основе муниципальных программ в электронном формате.

Динамика качества управления муниципальными финансами города отражена в следующих показателях (таблица 1).

Приведенные данные свидетельствуют, что в 2014-2016 гг. доходная часть бюджета будет исполняться с устойчивым ростом, незначительное снижение показателей доходной части бюджета в 2015-м г. по сравнению с 2014-м г. на 0,2 млрд рублей, или 0,7%, объясняется в первую очередь изменениями бюджетного и налогового законодательства (снижение норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц, исключение налога на имущество организаций из перечня налоговых доходов, передаваемых местным бюджетам,

снижение норматива отчислений в бюджет города по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 45 до 33,75%). В структуре доходов в 2014-м г. 47,5 % составляют налоговые и неналоговые доходы, 52,5 % -безвозмездные поступления. Данные по налоговым и неналоговым доходам отра-

жают совокупный социально-

экономический потенциал муниципального образования, именно по ним можно судить о собственных финансовых возможностях муниципалитета. Динамика показателей расходной части также характеризуется устойчивым ростом с 24,6 млрд рублей в 2013-м г. до 33,7 млрд рублей в 2016-м г.

Таблица 1. Динамика основных показателей бюджета города _Ростова-на-Дону в 2013-2016 гг._

Показатель 2013 г., Факт 2014 г., план 2015 г., план 2016 г., факт

Доходы (млрд. рублей), в том числе 22,8 29,9 29,7 32,6

Налоговые и неналоговые доходы 14,3 14,2 15,0 15,9

Расходы (млрд. рублей) 24,6 32,5 28,9 33,7

Профицит (+), дефицит (-) -1,8 -2,6 -0,8 -1,1

Доля программных расходов, (%) 97,0 98,8 96,8 97,1

Решением Ростовской-на-Дону городской думы от 18-го февраля 1998-го г. № 70, в соответствии с Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 12 ноября 1998 г. № 2450, финансовое управление городской администрации было преобразовано в Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону (Муниципальное казначейство). Муниципальное казначейство - отраслевой (функциональный) орган адми-

нистрации города, по объему полномочий и сфере компетенций является финансовым органом муниципалитета, формирует бюджет муниципального образования, контролирует его учет и исполнение, то есть во взаимодействии с другими участниками бюджетного процесса решает глобальную задачу управления финансово-бюджетной сферой города (рис.2).

казначейства по Ростовской области и отделы по районам города

Управление и инспекции Федеральной налоговой службы по Ростовской области

Главные администраторы (администраторы)

доходов бюджета --

Налогоплательщики

Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону

Неучастники бюджетного процесса

Министерство финансов Ростовской области

Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств

Рисунок 2. Схема взаимодействия муниципального казначейства города Ростова-на-Дону с другими участниками исполнения местного бюджета

Оценивая весь спектр функциональных обязанностей, следует отметить, что это не только методическое обеспечение бюджетного процесса, решение стратегических задач прогнозирования финансовых потоков, формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и исполнение городского бюджета, но и своевременная и качественная подготовка проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, организация исполнения бюджета города в соответствии с казначейскими принципами, а также формирование регламентированной бюджетной отчетности. В соответствии с нововведениями законодательства Муниципальное казначейство реализует также полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений. Такое сочетание обеспечивает комплексный подход к управлению муниципальными финансами.

Организационно модель финансового органа представлена в виде централизованной вертикальной модели, включающей центральный аппарат и функциональные и территориальные отделы. Центральный аппарат выступает как единый управляющий центр: осуществляет методическое обеспечение организации бюджетного процесса, реализует оперативные и стратегические управленческие решения в сфере бюджетного регламента, создает условия для повышения качества управления бюджетным процессом в городе. Территориальные отделы - структурные подразделения - отделы по районам города Ростова-на-Дону, которые не являются юридическими лицами и действуют на основании положений, выполняя функции по организации в пределах своей компетенции бюджетного процесса на территории соответствующего района города. Вместе с тем, такая структура финансового органа не в состоянии в полной мере обеспечить гибкость управления в части исполнения бюджета на уровне районов города.

Реформа местного самоуправления в крупных городских округах, целью кото-

рой является уточнение общих принципов организации местного самоуправления, предполагает территориальную реорганизацию крупных городских округов и распространение двухуровневой модели самоуправления, призванной обеспечить связь между населением и городской властью [7].

Формирование новых видов муниципальных образований - городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов, то есть создание в городах с районным делением муниципалитетов с выборными органами местного самоуправления на территориях внутригородских районов, в функции которых будет входить, например, ряд вопросов благоустройства, общественного согласования принимаемых градостроительных решений и решений в сфере землеустройства и землепользования, а также представление интересов жителей, потребует реформирования системы органов местного самоуправления.

Таким образом, не вызывает сомнения целесообразность оптимизации структуры финансовых органов крупных городских округов в соответствии с территориальной организацией путем децентрализации и создания в перспективе организационно-функциональной модели двухуровневого финансового органа. Именно такая модель, в отличие от существующей, является предпочтительной и адекватной новому порядку формирования муниципальной власти. Ориентир на вертикальную и горизонтальную дифференциацию функций даст возможность расширить права районных структур и сформировать новые центры ответственности, позволит уточнить перечень функциональных обязанностей [8].

Разработка и внедрение перспективной модели могут быть осуществлены посредством реализации ряда мероприятий:

• классификации функций и полномочий центрального аппарата и районных отделов, их ранжирования;

• выявления резервов для оптимизации функциональных процессов;

• подготовки предложений по делегированию отдельных функций и полномочий центрального аппарата районным отделам;

• разработки перспективной организационно-функциональной двухуровневой модели в условиях делегирования и децентрализации отдельных функций и полномочий;

• внесения изменений в нормативно-законодательную базу;

• внедрения изменений в организацию бюджетного процесса;

• анализа структурных изменений.

Таким образом, проведенное исследование теоретико-методологических, институциональных и практических аспектов процесса казначейского исполнения местных бюджетов в условиях современного этапа бюджетной реформы позволило сделать следующие теоретические выводы и обосновать практические рекомендации.

Безальтернативным инструментом повышения эффективности организации исполнения бюджета являются современные бюджетные технологии, средства автоматизации управления бюджетным процессом. Их внедрение позволяет осуществлять централизацию расчетов и учет любого комплекса задач; оперативно получать необходимую информацию; осуществлять планирование и исполнение бюджетных показателей в единой централизованной базе данных. Активные меры по автоматизации бюджетного процесса позволят выстроить муниципальный сегмент интегрированной информационной системы «Электронный бюджет».

Формирование децентрализованной двухуровневой модели финансового органа, адекватной новому порядку территориальной организации, и структуры муниципальной власти, будет ориентировано на вертикальную и горизонтальную дифференциацию функций, что даст возможность расширить права районных структур и сформировать новые центры ответственности, обеспечить гибкость управления бюджетным процессом. Реорганизация отделов, функционирующих на уровне районов, в частности, расширение их прав и

ответственности за качество исполнения районных бюджетов, позволит реализовать имеющиеся организационные и функциональные резервы в каждом из районов. Таким образом, новая концепция структуры управления позволит повысить эффективность казначейского исполнения местного бюджета в соответствии с территориальной организацией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванова, О. Б. Теоретико-методологические аспекты повышения качества управления территориальными финансами / О. Б. Иванова // Финансовая аналитика.-2012.- № 8 (98).-С. 11-18.

2. Денисенко, С. Н. Роль органов Федерального казначейства в повышении эффективности бюджетных расходов // Финансовые исследования. 2011. № 1 (30). С. 48-55.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru

4. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/

5. Постановление администрации города Ростова-на-Дону от 14-го ноября 2013-го года № 1235 «Об утверждении муниципальной программы города Ростова-на-Дону «Управление муниципальными финансами» Официальный сайт администрации города Ростова-на-Дону [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rostov-gorod.ru/

6. Официальный сайт компании «Бюджетные и финансовые технологии» (БФТ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bftcom.eom/2.

7. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор-

ганов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eg-online.ru/

8. Аналитическая записка фонда ИСЭПИ «Реформирование системы организации МСУ в крупных городах и городских агломерациях: возможные подходы» [Электронный ресурс]. М., ноябрь-декабрь, 2013. -Режим доступа: http://www.iseps.ru/work/ news/single/show/505/

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Ivanova, O. B. Theoretical and methodological aspects of improving the management of the territorial Finance / O. B. Ivanova // Financial analyst. - 2012. - № 8 (98). - Р. 11-18.

2. Federal law of 06.10.2003 № 131-FZ «On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.urbaneconomics.ru

3. Denisenko, S. N. The role of the Federal Treasury bodies in enhancing the effectiveness of budget expenses // Finansovye is-sledovania. 2011. № 1 (30). Р. 48-55.

4. The Constitution of the Russian Federation (with amendments made by the laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 № 6 FKZ, from 30.12.2008

№ 7-FKZ) [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.constitution.ru/

5. Decree of the Administration of Rostov-on-don on November 14, 2013 № 1235 «On approval of the municipal program of the city of Rostov-on-don» Management of municipal Finance Official site of administration of Rostov-on-don [Electronic resource]. -Mode of access: http://www.rostov-gorod.ru/

6. The official website of "Budgetary and financial technologies (CFT) [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.bftcom.com/2.

7. The Federal law from 27.05.2014 No. 136-FZ "On amendments to article 26.3 of the Federal law «On General principles of organization of legislative (representative) and Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation» and Federal law «On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.eg-online.ru/

8. Analytical note Fund ISAPI «Reform organization LSG in large cities and urban agglomerations: possible approaches [Electronic resource]. M, November-December, 2013. - Mode of access: http://www.iseps.ru/ work/news/single/show/505/

9. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on December 12, 2012 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.kremlin.ru/news/17118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.