Научная статья на тему 'Особенности управления социально-экономическим развитием региона в посткризисных условиях'

Особенности управления социально-экономическим развитием региона в посткризисных условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1801
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / КРИЗИС / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / REGION / CRISIS / MANAGEMENT / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шхагошев Рустам Валентинович, Узденов Ануар Дагирович

В статье рассматриваются основные подходы к управлению социально-экономическим развитием, обосновывается необходимость перехода к прогнозно-адаптивной системе управления развитием. Определены основные направления антикризисного управления социально-экономическим развитием региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of managing the social and economic development of the region in post-crisis conditions

The authors of the article consider the basic approaches to the management of social and economic development. They prove the necessity of transition to the look-ahead adaptive control system of development. The basic directions of crisis management of the social and economic development in the region are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности управления социально-экономическим развитием региона в посткризисных условиях»

6. Макконелл К.Р., Брю С.А. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. / Пер. с англ. Т. 1. Баку: Изд-во "Азербайджан", 1992. С. 37, 38.

7. Корчагин Ю.А. Широкое понятие человеческого капитала. Воронеж: ЦИРЭ, 2009. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.

8. Сахонько Е. Общественные отношения в сфере потребления и их роль в кризисных процессах на территории СССР. Интернет-ресурс. http://komsomol.narod.ru/knowledge/consumption.htm, свободный.

9. Экономика. http://www.terver.ru/socialstudies/ekonomika.php, свободный.

10. Цит. по: Кулибанова В.В. Маркетинг сервисных услуг. СПб.: «Вектор», 2006. С. 14-15. http://www.treko.ru/show_dict_1277, свободный.

УДК 338.2

Шхагошев Р.В., Узденов А. Д.

Особенности управления социально-экономическим развитием региона

в посткризисных условиях

В статье рассматриваются основные подходы к управлению социально-экономическим развитием, обосновывается необходимость перехода к прогнозно-адаптивной системе управления развитием. Определены основные направления антикризисного управления социально-экономическим развитием региона.

Ключевые слова: регион, кризис, управление, развитие.

Сегодняшнее положение России и отдельных регионов является не только следствием мирового кризиса, но и следствием внутреннего кризиса, который привел к утрате экономикой таких характеристик, как динамизм, устойчивость и сбалансированность. Задачи антикризисного управления социально-экономическим развитием России в настоящее время определяются многими факторами, как внешними (мировыми), так и внутрироссийскими, в частности значительным повышением роли регионов в проведении социально-экономической политики государства. При этом следует отметить, что региональный фактор выступает уже как один из ведущих, обусловливая многие процессы в российской экономике.

Региональный уровень управления социально-экономической системой обладает своей спецификой по сравнению с другими хозяйствующими образованиями. Так, при сравнении с макро- и микроэкономическими системами обеспечение региональной стабильности должно обладать большей гармоничностью и гибкостью: здесь должны быть максимально синтезированы административные и экономические методы управления, что предопределяет выделение региона в качестве особого объекта исследования проблем стабилизации экономического развития. При этом в современных условиях

экономического кризиса решение указанных проблем приобретает особую актуальность.

Независимо от того, какое содержание вкладывается в понятие региона: единица административно-территориального деления страны (край, область, республика) или определенная часть хозяйственного комплекса страны, отличающаяся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией, - в любом случае подразумевается достаточно самостоятельный объект управления. Регион является достаточно целостной социально-экономической системой со своей структурой, функциями, историей, культурой, условиями жизни населения и его эффективное управление невозможно без учета всего комплекса факторов развития.

Необходимость управления социально-экономическим развитием региона обусловлена, в первую очередь, общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы населения. Вместе с тем необходимость управления развитием региона связана также со спецификой экономической системы в той или иной стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, ее природно-климатических и этнографических особенностей.

Управление социально-экономическим развитием региона - важнейший элемент системы государственного регулирования экономики. Существует множество подходов к определению управления экономикой региона, однако их общей чертой является рассмотрение процесса управления, как целенаправленного воздействия субъекта управления (органы государственной власти) на объект управления (социально-экономическое развитие), используя различные принципы, методы, функции.

В настоящее время часть авторов, в частности Г.В. Атаманчук [1; 2] под управлением социально-экономическим развитием региона понимают поиск и разработку механизмов, методов и средств, позволяющих обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.

Ряд исследователей под управлением социально-экономическим развитием региона считают создание, законодательное закрепление, поддержку и гарантию практической реализации определенных условий для высокоэффективного и социально актуального ведения любых видов человеческой деятельности [3].

Некоторые отечественные и зарубежные авторы под управлением социально-экономическое развитием региона понимают процесс разработки возможных сценариев его развития на определенный период с целью повышения возможного положительного эффекта и минимизации отрицательного воздействия [4].

На основе вышеописанных определений, существуют различные методологические подходы к управлению социально-экономическим развитием

региона. Основными подходами являются проектно-плановый, программно-целевой и проблемно-ориентированный.

Сущность проектно-планового подхода состоит в выработке проекта желаемого состояния социально-экономической системы с учетом возможных изменений внешней среды. Данный подход обеспечивает комплексность цели и ориентацию на четкое стремление к ней. Однако существенным недостатком является то, что он не позволяет менять цель в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды, что по инерции может привести к выполнению ставших уже неактуальными задач. Такой подход использовался в СССР и, в принципе, присущ всем социалистическим странам. Неэффективность применения данного подхода на практике предопределила разработку и внедрение более совершенного программно-целевого подхода, который в настоящее время используется в преобладающем большинстве субъектов РФ.

Программно-целевой подход предполагает разработку программы социально-экономического развития региона, ориентированную на достижение положительных результатов в процессе прохождения нескольких этапов, что позволяет вносить необходимые коррективы в соответствии с динамикой внутренней и внешней среды. Разработка программы базируется на основе анализа текущей ситуации и предыдущего опыта, что помогает исключить ряд ошибок, допущенных ранее. Однако в данном подходе отсутствует прогнозирование возможных результатов влияния на социально-экономическое развитие региона событий, которые могут произойти в будущем, поэтому данный поход нельзя назвать идеальным. А использование его в регионах страны приводит к невозможности полного использования потенциала и повышения, за счет этого, уровня социально-экономического развития. Таким образом, для повышении эффективности системы управления социально-экономическим развитием региона, прежде всего, необходимо отказываться от программно-целевого подхода в пользу прогнозно-адаптивного, о котором будет сказано позже.

Также одним из часто используемых подходов к управлению социально-экономическим развитием региона можно назвать проблемно-ориентированный подход, который основан на определении основных текущих проблем региона, в процессе решения которых вырабатываются и уточняются цели управления. При данном подходе проблемы, стоящие перед регионом автоматически трансформируются в задачи, а механизм управления ориентирован на их комплексное решение. Отрицательной чертой описанного подхода является излишняя концентрация на существующих проблемах, а так же отсутствие разработанной реальной стратегии развития региона и ее реализации.

Характерной чертой, и одновременно с этим главным недостатком, всех описанных выше подходов к управлению социально-экономическим развитием региона, является направленность на решение текущих проблем, и отсутствие четкой ориентации на принятие управленческих решений в буду-

щих условиях. В условиях преобразования экономических отношений, неравномерности и ограниченной предсказуемости происходящих процессов важно определить тенденции и границы наиболее вероятного развития, предусмотрев качественно различные сценарии - оптимистический, умеренно оптимистический (реальный) и пессимистический, и соответственно, выработать альтернативные варианты управленческих решений [5].

Опыт зарубежных государств с развитой рыночной экономикой показывает, что в процессе управления регионами, органами власти зачастую используется прогнозно-адаптивный подход, построенный на основе преимущественно экономических методов воздействия на объект управления.

Прогнозно-адаптивный подход к управлению социально-экономическим развитием основан на определении целевых показателей деятельности региона в будущем периоде по результатам прогнозирования развития рынка с использованием экономико-математических и имитационных моделей, базирующихся в свою очередь на системном подходе.

Сущность прогнозно-адаптивной системы управления заключается в исследовании внутренних и внешних факторов, влияющих на результаты деятельности, до их наступления, с целью минимизации возможного отрицательного воздействия или повышения и пролонгирования положительного эффекта. При данном подходе к управлению прогноз включает в себя несколько возможных сценариев развития событий, что позволяет заранее продумать варианты решения каждого из них с помощью привлечения в процесс прогнозирования современных достижений НТП и высококвалифицированных специалистов из различных научных сфер.

Важнейшим преимуществом прогнозно-адаптивного управления, в отличие от традиционных подходов, является функция создания имитационных моделей развития региона, с учетом стохастичности исследуемых процессов, а так же нелинейных социально-экономических и технологических взаимосвязей внутри объекта управления.

Необходимо отметить, что данный подход также обладает характерными недостатками и положительными чертами, как и традиционные подходы к управлению социально-экономическим развитием региона.

Недостатками данного подхода являются:

1. Высокая трудоемкость процесса исследования внутренних и внешних воздействий и разработки алгоритмов имитационных моделей развития региона, вызванная необходимостью переработки большого объема информации;

2. Сложность исследования нелинейных и возможных связей между исследуемыми объектами;

3. Затратность данного механизма, обусловленная необходимостью привлечения высокоспециализированных специалистов из разных областей науки;

4. Снижение точности прогноза за счет диалога с ЭВМ и применения упрощенных алгоритмов моделей.

Однако, как показывает опыт зарубежных государств, несмотря на вышеперечисленные недостатки, данный подход обладает высокой эффективностью, выражающейся в принятии и реализации научно обоснованных и надежных управленческих решений, базирующихся на комплексном исследовании внешней и внутренней среды, и разработки своеобразных модераторов развития региона, которыми можно успешно пользоваться в процессе управления его социально-экономическим развитием [6].

Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Управление социально-экономическим развитием региона осуществляется органами государственной власти на региональном уровне посредством ряда административных и экономических методов. Эти методы воздействия на ход экономического развития можно сформулировать так:

- создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;

- регулирование деловой активности;

- прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство.

Традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги, телефон, городские вокзалы, аэропорт и пр. По отношению к земле также можно совершать целенаправленные действия — объединять и дробить земельные участки, выкупать и продавать их, сдавать в аренду и даже передавать в безвозмездное пользование. От конкретных действий в отношении земли зависят как общее направление, так и интенсивность новой деловой активности в регионе.

Относительно самостоятельным фактором экономического развития любого региона в последнее время стал международный фактор: чем интенсивнее международные связи, тем больший импульс, как правило, получает экономическое развитие региона. Содействие международным связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций в регион становятся относительно самостоятельным и весьма эффективным инструментом экономического развития в целом.

Что касается регулирования деловой активности, то администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в ча-

стности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.

Прямая кооперация администрации и бизнеса. В случае реализации крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций.

В ряде случаев для координации деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания. Однако в смешанных компаниях всегда наблюдается конфликт интересов частного и общественного секторов, всегда сложно до конца согласовать интересы развития региона конкретными интересами, связанными с извлечением прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования, достаточно эффективным контролем, находиться под авторитетным и влиятельным руководством со стороны местной администрации.

Обеспечивая процесс экономического развития региона, руководители региональной администрации подчас действуют как посредники, как «создатели коалиций», помощники реальных действующих лиц, используя разнообразные подходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей региона. В такой кооперации с руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что региональным органам власти необходимо перейти от применяемых традиционных подходов к управлению региональным развитием, ориентированных на решение существующих проблем к прогнозно-адаптивному подходу при рациональном симбиозе административных и экономических методов воздействия на объект управления и повышения роли последних при управлении социально-экономическим развитием региона. Данные меры позволят усовершенствовать механизм управления социально-экономическим развитием и выработать единую оптимальную концепцию развития региона, в соответствии с общегосударственными и региональными целями.

Если же перейти к рассмотрению поставленного вопроса через призму кризиса, то необходимо отметить, что в разрешении кризисной ситуации усилий одного федерального Центра явно недостаточно. Нужны не менее серьезные действия и региональных властей в рамках все той же стратегии -мобилизации своих внутренних ресурсов. Конечно, перечень инструментов управления развитием в условиях кризиса в регионах значительно меньше, чем у федеральной власти, но он есть. Именно поэтому региональное антикризисное управление должно быть направлено на генерирование новых идей и подходов, мобилизацию внутренних усилий региона.

Проводимые в России социально-экономические преобразования, направленные на становление и развитие рыночных отношений, обусловливают необходимость пересмотра и совершенствования основ антикризисного управления как страной в целом, так и ее территориями.

Если же рассмотреть объект антикризисного управления социально-экономическим развитием региона, то однозначно определить его представляется достаточно сложной задачей: в широком смысле - это регион как целостный территориально-хозяйственный комплекс, в узком смысле предприятия, находящиеся под угрозой банкротства. Проявлением кризиса на уровне региона будет проявляться, прежде всего, в увеличении (резком или постепенном) количества банкротств. Поэтому, на наш взгляд, со стороны региональных органов власти должны быть в первую очередь проведены следующие мероприятия: прогнозирование и диагностика кризисных ситуаций в регионе, а также планирование антикризисных мер. Антикризисная деятельность по предупреждению банкротств основывается на способности выявлять сигналы грядущих кризисных изменений и находить возможности для их недопущения. И региональные органы власти играют в этой работе первостепенную роль - создают информационные, организационно-правовые и кадровые условия, способствующие стабилизации деятельности предприятий.

На наш взгляд, объектом антикризисного управления социально-экономическим развитием региона выступают кризисные процессы и явления в развитии региональной социально-экономической системы. Антикризисное управление регионом также должно включать анализ экономических тенденций за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществление чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности предприятий. Упреждающая направленность подразумевает выработку концепции стабильного социально-экономического развития региона, формирование и поддержание на должном уровне стратегических направлений экономического развития территории, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество местных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Поэтому, с одной стороны, антикризисное управление регионом должно охватывать значительно более широкую сферу деятельности, чем воздействие на финансовое состояние региональной экономики, с другой стороны, процесс антикризисного управления должен быть сконцентрирован на узловых проблемах в функционировании регулируемой системы.

Можно выделить основные виды кризисных ситуаций в регионе:

• изменения в демографической ситуации - отрицательный естественный прирост, падение рождаемости и др.;

• резкое ухудшение экологической обстановки региона;

• падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50—60%;

• рост безработицы, превышающий 15% от численности экономически активного населения;

• изменение структуры производства региона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров;

• появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности;

• низкая обеспеченность финансовыми ресурсами;

• низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшего развития.

Если рассмотреть регулирование социально-экономической ситуации в регионах на федеральном уровне, то в государственной политике развития регионов можно выделить следующие элементы:

1. Структурная политика. Масштабы реструктуризации в старопромышленных районах ведет к сохранению отсталости, возникновению застойной безработицы. Упадок сельского хозяйства, угольной, горно-добывающей, металлургической, текстильной промышленности. Отток населения с депрессивных территорий. Низкая деловая активность. Так возникают проблемные регионы;

2. Промышленная политика. Передача средств в пользу слаборазвитых районов, носящая благотворительный характер, вступает в противоречие с задачей повышения эффективности производства, внедрения новейших технологий. В конечном счете регион теряет конкурентные позиции;

3. Инвестиционная политика. Перераспределение инвестиций из высокоразвитый в слаборазвитые районы, способствующее сглаживанию региональных диспропорций, вступает в противоречие с задачами обеспечения большей эффективности капиталовложений в производство.

Между тем, необходимо сказать, что последствия кризиса для развития российских территорий различны, что объясняется разной структурой экономики и социальной сферы. Соответственно неравномерно распределяется и потенциал дестабилизации социально-политической ситуации за счет роста протестных настроений.

Итак, для преодоления кризисных ситуаций в развитии региона необходимо проведение антикризисного управления.

Антикризисное управление социально-экономическим развитием региона должно включать несколько элементов: понимание специфики региона, выработку обоснованных мер и решений по развитию этого региона с учетом его специфики и последовательную реализацию этих решений в практической жизни.

При выявлении специфики региона — целесообразно использование SWOT-анализа - инструмента инвентаризации особых признаков региона (SWOT— силы, слабости, возможности, угрозы).

На примере Ростовской области можно выявить сильные стороны:

• выгодное географическое положение;

• развитую транспортную инфраструктуру (железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения, 5 портов, в т.ч. 3 - международных, международный аэропорт в г. Ростове-на-Дону);

• высокий природно-ресурсный потенциал (умеренно-континентальный климат, 65 % земельных ресурсов составляют черноземы);

• стабильная социально-политическая ситуация;

• широкие образовательные возможности.

Слабыми сторонами Ростовской области могут быть следующие:

• неравномерность в развитии территорий;

• недостаточность и изношенность производственной, социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;

• наличие несформированной полностью инфраструктуры финансовых, в том числе страховых, институтов;

• недостаточная производительность труда;

• значительный уровень теневой экономики;

• административные барьеры на пути инвестиций.

Определившись со спецификой региона, необходимо обозначить

стратегические цели в антикризисном управлении социально-экономическим развитием региона. Главными стратегическими целями в антикризисном управлении регионом можно считать: выход на стабильные и устойчивые темпы роста и закрепление позитивных тенденций развития с последующим созданием современной конкурентоспособной экономики. В качестве же общих задач, позволяющих достичь поставленных целей, могут выступать следующие:

• проведение анализа сложившегося потенциала территории и выбор приоритетов развития;

• структурная перестройка экономики, содействие промышленному развитию, а также малому и среднему бизнесу;

• оптимизация процессов территориального развития, его инфраструктуры;

• обеспечение условий для развития инновационной и тесно связанной с ней инвестиционной деятельности;

• повышение эффективности управления государственной собственностью;

• совершенствование денежно-бюджетной системы и налоговой политики;

• установление действенных связей с федеральными органами власти;

• учет местных ресурсов и специфики при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;

• опора на экономическое состояние и уровень развития муниципальных образований и регионов;

• страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятие решений местными органами власти и управления.

Конечно, для каждого региона такая схема будет наполняться более конкретным содержанием и потребует проведения сложной аналитической работы, расчетов и обоснований. Но чтобы удачно вписаться в новую рыночную среду, необходимо, прежде всего: адекватно оценивать свое место в ней и наметить пути проведения реформ; иметь четкое представление о соответствии научно-производственных, технологических, кадровых и организационных ресурсов текущим рыночным потребностям; осознать, что необходимо и что можно предпринять для этого в обозримом будущем и с наименьшими затратами. И только после этого разрабатывать общую стратегию, инфраструктуру и социально-экономическую политику развития территории.

Таким образом, можно выделить следующие стадии антикризисного управления социально-экономическим развитием региона:

1. Определение масштабов кризисного состояния и мониторинг финансово-экономического состояния.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Изучение основных факторов, обуславливающих кризисное развитие.

3. Формулирование целей и выявление основных направлений антикризисного управления, составление антикризисной программы (плана).

4. Определение и стимулирование внутренних механизмов стабилизации социально-экономического положения региона.

5. Реализация антикризисных мероприятий, а также информационная, кадровая и правовая поддержка предприятий в ходе их реализации.

Основными результатами мероприятий по антикризисному управлению регионом являются:

• прогнозы развития кризисных ситуаций в регионе, оценка неблагоприятных тенденций и выявление негативных факторов воздействия на социально-экономическую систему региона;

• моделирование поведения хозяйствующих субъектов на рынке, разработка сценариев ожидаемой рыночной ситуации в регионе;

• формирование и регламентация системы правил антикризисного управления;

• выбор путей стабилизации социально-экономической системы региона;

• определение механизмов стабилизации развития региональной инфраструктуры;

• финансовое оздоровление предприятий региона.

Регионы принимают свои антикризисные программы и действия. Практически в каждом регионе созданы антикризисные штабы или комиссии, которые проводят оперативные мониторинги деятельности экономикообра-зующих организаций, банков, малого бизнеса с целью своевременного выявления проблем, возникающих не только в сфере производства, но и в реали-

зации товаров и услуг.

Принимаемые антикризисные меры будут эффективны и дадут результат только в том случае, если они будут скоординированы и сбалансированы на всех уровнях власти - федеральной, региональной и муниципальной, а также если будут коррелироваться с задачами долгосрочного социально-экономического развития и носить системный, а не единоразовый характер.

Объединение имеющихся инструментов управления развитием регионов на современном сложном посткризисном этапе (при условии мобилизации имеющихся ресурсов) - вот единственно-верный способ комплексного социально-экономического развития региона.

Литература

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - Омега-Л, 2006. - 584с.

2. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. - Изд-во: Культура Академический проект, 2006. - 544с.

3. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002. - 239 с.

4. Якуба Р.О. Оценка теоретико-методологических подходов к управлению социально-экономическим развитием региона // Электронный каталог статей, www.integrum.ru.

5. http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=58

6. Трещевский И. Ю. Государственное регулирование экономики в период формирования рыночных отношений / И.Ю. Трещевский. - Воронеж: Изд-во Вор. гос. ун-та, 1998, - 208с.

УДК 352

Шустов В.Г.

От нонцентрализма к новой концепции местного самоуправления

Основной целью статьи является изучение политического потенциала муниципальной власти в рамках муниципального и регионального политических пространств и его применения в новой концепции.

Ключевые слова: муниципальная реформа, местное самоуправление, местные сообщества, нонцентрализм, концепция местного самоуправления.

Сегодня Федеральный закон № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» выполнил свою главную задачу, муниципальная реформа состоялась и носит необратимый характер, но чёткого понимания, куда идти дальше, нет. Муниципальная реформа начала пробуксовывать, поэтому сейчас необходимо в приоритетном порядке разработать новую концепцию развития местного самоуправления, которая должна быть поддержана, в первую очередь, местным сообществом и его институтами. Концепция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.