Научная статья на тему 'Особенности управления региональной системой образования (на примере Якутии)'

Особенности управления региональной системой образования (на примере Якутии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДОМИНАНТА / SOCIOCULTURAL DOMINANT / ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ / PARADIGM OF DIRECTION / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / DIVISION INTO PERIODS / ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ / EPIGENETIC THEORY OF EVOLUTION / DIRECTION ON TASKS / INNER AND OUTER CRITERIONS / УПРАВЛЕНИЕ ПО ЗАДАЧАМ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Алла Дмитриевна

В статье на основе концептуальной модели исследования генезиса управления общим образованием в национальном регионе определены основания периодизации эволюции управления образовательной сферой. В контексте стратегической парадигмы обоснован новый подход к управлению образованием. Автор приводит характеристику динамики типов и стратегий управления общим образованием на примере Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DIRECTING REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM (in Yakutia)

The article touches upon the basis of evolutional periods of educational sphere direction. A new approach to direction of education is given according to strategic paradigm. The author presents the characteristic of dynamics of kinds and strategies of directing education in Yakutia.

Текст научной работы на тему «Особенности управления региональной системой образования (на примере Якутии)»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Якутии)

PECULIARITIES OF DIRECTING REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM (in Yakutia)

А. Д. Николаева

В статье на основе концептуальной модели исследования генезиса управления общим образованием в национальном регионе определены основания периодизации эволюции управления образовательной сферой. В контексте стратегической парадигмы обоснован новый подход к управлению образованием. Автор приводит характеристику динамики типов и стратегий управления общим образованием на примере Якутии.

A. D. Nikolaeva

The article touches upon the basis of evolutional periods of educational sphere direction. A new approach to direction of education is given according to strategic paradigm. The author presents the characteristic of dynamics of kinds and strategies of directing education in Yakutia.

Ключевые слова: социокультурная доминанта, парадигма управления, периодизация, эпигенетическая теория эволюции, управление по задачам, внутренние и внешние критерии.

Keywords: sociocultural dominant, paradigm of direction, division into periods, epigenetic theory of evolution, direction on tasks, inner and outer criterions.

Необходимость научного осмысления особенностей управления национально-региональной системой образования подтверждена исследованиями многих авторов, которые выделяют в регионализации политико-управленческий, административно-организационный, культурологический и педагогический аспекты. При этом регионализация рассматривается как наделение регионов правом и возможностью выбора собственной образовательной стратегии, обеспечивающей превращение образования в важнейшее средство развития всех подсистем (социально-экономических, экологических, научно-культурных) на основе их консолидации.

Анализ исследований позволяет выделить основную специфику национально-регионального образования как системы, характеризующейся национально-региональным компонентом содержания образования, национально-культурным образовательным пространством и национально-региональным подходом к управлению, который предполагает его ориентацию на образовательные запросы региона, учет социально-экономических, культурно-исторических и национальных традиций народов данной территории в разработке программ развития образования и становлении социально-профессионального сообщества людей, объединенных общими образовательными ценностями.

Среди принципов, которые являются концептуальными положениями историко-культурного исследования эволюции управления общим образованием в национальном регионе, отметим два, без которых анализ невозможен. Это социокультурный принцип и принцип па-радигмального анализа.

Социокультурный принцип подчеркивает необходимость рассмотрения генезиса системы управления обра-

зованием в социокультурном контексте, анализа влияния общественных условий на характеристики системы управления; рассмотрения системы управления образованием как отражения государственно-общественной и культурно-национальной ситуации; исследования управления в социокультурном контексте и социокультурного контекста как источника содержания и механизма управления. Наконец, при логическом анализе исторического развития системы важную роль играет принцип парадигмаль-ного анализа. Выделенные в его рамках бинарные оппозиции помогают определить линии ретроспективного анализа в исследовании истории и прогнозирования дальнейшего развития системы.

Указанные принципы рассмотрены нами в контексте эпигенетической теории эволюции, определенной в качестве одной из концептуальных основ развития системы управления образованием. Эволюционизм позволяет изучать становление естественных систем в процессе их взаимодействия со средой. Согласно теории эмерджент-ной эволюции существуют два типа изменений: одни из них являются предсказуемыми следствиями внешних воздействий, не содержащими ничего качественно нового («результанты»); другие представляют собой качественно новые свойства и признаки, не сводимые к исходным, не обусловленные ими и непредсказуемые («эмердженты»). В соответствии с указанными типами можно говорить о «совершенствовании» управления и о его «развитии» [1].

Результатом методологического анализа стала разработка концептуальной модели историко-культурного исследования эволюции управления общим образованием в Якутии как национальном регионе. Данная модель представлена линией «макроситуация - социокультурная доминанта - парадигма управления - управлен-

ческий подход» и представляет собой совокупность ряда аспектов и уровней историко-культурного анализа эволюции организационно-педагогической и управленческой деятельности в национальном регионе. Анализ макроситуации представляет основные характеристики региональной сферы образования как поликультурного и полисубъектного феномена, области деятельности разных индивидуальных и коллективных, государственных и общественных сил. В линии социокультурной доминанты выделяются социальные функции образования, выявляются и описываются культурно-исторические формы и механизмы обеспечения реализации школой и сообществом этих функций. Третий слой анализа связан с построением целостной картины управления образованием, которая фиксируется в управленческих парадигмах, имевших место в одни и те же и в разные периоды эволюции, обусловленные социокультурными доминантами. В четвертом слое выделяются управленческие подходы, адекватные той или иной парадигме управления образованием [3].

В ходе дальнейшего историко-культурного анализа выделено три периода эволюции управления общим образованием, определенные по критериям соотношения государственного и общественного начал в этом управлении.

Первый период (XVIII в. - начало XX в.) - доминирование народной педагогики и становления государственного школьного образования - характеризуется, с одной стороны, сохранением тенденции расширения (интенсивного развития) государственной школы, масштабы и темпы распространения которой в Якутском крае существенно отставали от других районов страны, с другой -«параллельным» развитием школ общественной и в особенности народной, строившейся на основе самоорганизации и самодеятельности местного населения (этно-педагогика, опыт народного воспитания и образования, различные типы школ «политссыльных» - «домашние уроки», «домашняя школа», «частная школа», «общественная школа», «мобильная школа», «авторская школа»). К периоду преобразований советского времени система образования Якутии уже имела почти полную образовательную инфраструктуру, все основные уровни образования (за исключением высшей школы) и типы учебных заведений, учебно-методическое (главным образом русскоязычное) обеспечение, профессиональные педагогические кадры и институционные механизмы их подготовки и переподготовки (учительская семинария, курсы и т. д.), немногочисленную, но все же творческую научную, художественную и педагогическую интеллигенцию. Имелся продуктивный опыт общественной и частной инициативы (частные школы, меценатство). В основании же всего этого опыта находилась живая корневая система многовекового, если не тысячелетнего опыта народного воспитания и образования.

Второй период (1918-1980 гг.) - доминирование унифицированной государственной системы образования -отражается в специфических характеристиках ее эволю-

ции в Якутской АССР, каковыми являлись: исходная мощность культурно-образовательного потенциала и степень инфраструктурной полноты системы образования; культурные средства, необходимые для выработки адекватных для данных условий содержания и организации образования; соотношение инерционности (консервативности) и инновационности протекающих образовательных процессов. Это проявлялось в форсированном развитии и поддержке школы на родном языке (1920-е гг.) в сочетании со свертыванием, но все же сохранением национальной школы в условиях изменения курса национальной политики (1930-е гг.). Конец 1940-х - начало 1950-х гг.: наличие компонентов современной культуры (включая уровень развития языка), обеспечивших выработку адекватного содержания неполного и полного среднего образования осуществление всеобщего семилетнего образования на родном языке, сохранение национальной школы в условиях перехода к всеобщему среднему образованию. Унификация и определенная русификация (идеологическая советизация) школы при одновременном укреплении кардинального значения русского языка в культурно-исторической практике Якутии как ключевой социально-образовательной инновации, обеспечившей цивилизационное развитие этноса. Сохранение и воспроизводство национальных основ образования, этнопедагогических начал, народной педагогики в форме ценностей, языка обучения, искусства, трудовых навыков как «этногенетического потенциала» и одной из предпосылок качественных цивилизацион-ных преобразований на национальной основе (конец 1960-х - начало 1970-х гг.).

Третий период (конец ХХ - начало XXI вв.) - становление государственно-общественной системы управления образованием в республике - характеризуется признанием образования в качестве приоритета региональной национальной государственной политики и мощной поддержки образовательных инноваций, в развитии которых можно выделить ряд этапов: индивидуально-вариативный (развертывание инновационных процессов в контексте идеи вариативности образования, выработка и использование механизмов стимулирования инновационной деятельности, поддержка инновационного педагогического движения); кооперационно-сетевой (сетевое взаимодействие культурно-образовательных инициатив и инновационных образовательных учреждений, создание ресурсно-сервисных, управленческих, проектных сетей и сети общественно-образовательных объединений граждан); институционально-сферный этап (использование инноваций как средства формирования новых образовательных институтов, встраивания системы образования в другие социальные практики, становление образования как общественной сферы деятельности, расширение практики социальной дискуссии и социального партнерства, развитие попечительского движения и его институционализация, формирование общественно-образовательного договора и национального социально-образовательного заказа).

В контексте стратегической парадигмы можно определить новый подход к управлению образованием -«управление по задачам» [2], так как анализ работ в области стратегического менеджмента доказывает связь понятия «стратегия» с понятиями «развитие», «прогнозирование», «методология управления». Сущность «управления по задачам» заключается в том, что при реализации стратегических целей осуществляется выбор стратегий, которые могут рассматриваться как «задачи» по достижению прогнозируемых в рамках этих целей результатов. Поскольку в основе стратегического управления образованием на этапе выбора стратегий лежит анализ, то первым фактором, определяющим этот выбор, является диагностика социокультурной ситуации. Далее с учетом результатов диагностики осуществляется постановка задач, то есть уточнение целей и действий, необходимых для их достижения. Третий шаг представляет собой создание условий для осуществления процесса решения задачи. Таким образом, уровень постановки и решения задач может рассматриваться как базовая параметрическая характеристика историко-педагогиче-ского исследования эволюции управления образованием, раскрывающая суть подхода к управлению, реализуемого в тот или иной период эволюции.

С точки зрения разных дифференцированных управленческих стратегий, применительно к Якутии, динамика типов и стратегий управления общим образованием характеризуется следующим: в первый период в государственном управлении доминировала стратегия «внешнего роста» (эффективного развития), расширения сети казенных школ, русификации края. Одновременно и параллельно с этой стратегией имели место стратегии «выживания» - самоорганизация и самоуправление в неформальном этнопедагогическом образовании и народном воспитании, а также разные формы кооперации. Во втором периоде преобладали и совмещались стратегии «экстенсивного роста» (ликвидация безграмотности, расширение сети школ) и «оптимизации» (совершенствования системы образования). Для третьего периода характерен выход на первый план стратегии «инновационных изменений» в сочетании с «оптимизацией» и кооперированием в сфере образовательной деятельности. В настоящее время они дополняются стратегией «достижения конкурентных преимуществ», отвечающей миссии инновационного развития общего образования в Республике Саха (Якутия) как базового звена и действенного фактора ее становления в качестве одного из самых высокообразованных субъектов Российской Федерации, самоорганизации и саморазвития культурно-национального региона, гармонично взаимо-

действующего с российским и мировым сообществом. По своему характеру стратегия является специфицированной, по типу динамики - активной программно-целевой. По стратегическому типу механизма реализации образовательной политики она относится к проблемно-комплексному механизму типа «регулируемый рынок -социальное партнерство». Профиль стратегии может быть охарактеризован как неравномерный, основанный на выделении приоритетов.

К внутренним и внешним критериям эффективности инновационного стратегического управления общим образованием в Республике Саха (Якутия) относятся: социальная эффективность образования, отражающая баланс образовательных запросов личности, регионального сообщества, государства, и проявляющаяся в динамике ценностно-ориентационных, субъектно-деятельностных и организационно-управленческих характеристик системы образования национального региона; ключевые особенности самого процесса управления общим образованием (его прогностический характер; комплексность и целостность; диалогичность и партисипативность); степень реализации основных принципов стратегического управления (диалога прошлого, настоящего и будущего; инновационности, вариативности и многоцентровости в организации образования; открытости и динамичности его развития; сочетания общественных и государственных основ в управлении образовательной сферой).

Таким образом, линия этноса в культурно-историческом развитии определяет необходимость особого типа управления образованием, связанного с пониманием его национального предназначения, стратегических ориентиров и ключевых направлений, продолжающих основные линии исторической эволюции системы образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 1999.

2. Николаева А. Д. Эволюция системы управления общим образованием в национальном регионе: социокультурный контекст: моногр. Якутск, 2008.

3. Цирульников А. М. Система образования в этно-региональном и социокультурном измерениях. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.