Особенности управления развитием этнического туризма Features of management of development of ethnic tourism
Старкова Ирина Ивановна Starkova Irina Ivanovna
Кандидат социологических наук/доцент Бурятский государственный университет irina-ivanovna.8@mail.ru Мантатова Арюна Валериановна Mantatova Aryuna Valerianovna Кандидат географических наук/доцент Бурятский государственный университет
arma_1@mail.ru Дагбаев Батор Владимирович Dagbaev Bator Vladimirovich Кандидат педагогических наук/доцент Бурятский государственный университет
dagbav@mail.ru
Аннотация: в работе приведено определение понятия «этнический туризм», включающее предмет познания, классификационный статус и уточненное содержание основной цели, которая сводится к познанию подлинной жизни самобытного этноса. Выявлена особенность этнического туризма, заключающаяся в том, что его развитие определяется поверхностной и глубокой разновидностями, обусловленными дифференциацией интересов туристов и требующих индивидуальных подходов к развитию каждой разновидности. Обоснована необходимость при проведении анализа состояния туристской деятельности, выступающей предпосылкой для решения задач по выбору предпочтительных видов туризма, использовать в качестве объекта анализа периодизацию туризма, что позволяет выявить приоритетные виды туризма и направления их развития.
Ключевые слова: туризм, этнический туризм, особенности этнического туризма, система управления туризмом.
Abstract: the paper presents the definition of "ethnic tourism", which includes subject knowledge, classification status and updated content the main goal, which is to the knowledge of the true life of the original ethnic group. The identified feature of ethnic tourism, namely that its development is determined by the superficial and deep varieties, due to the differentiation of tourists and require individual approaches to the development of every variety. The necessity in the analysis of the status of tourism activities, serving as a prerequisite for solving problems by selecting the preferred types of tourism, to use as object of analysis, periodization of tourism that allows for the identification of priority types of tourism and their development.
Key words: tourism, ethnic tourism, especially ethnic tourism system tourism management.
Введение
Все более заметная роль международного туризма в мировой экономике стала в настоящее время общепризнанной тенденцией. Эта тенденция носит устойчивый характер. Согласно исследованию Всемирной туристской организации (ЮНВТО) увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020 гг. прогнозируется более, чем вдвое и достигнет 1,56 млрд. чел. [Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, 2008, 8].
В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом, Россия занимает лишь 59 место из 133 стран [Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)]. Это говорит о серьезном отставании в конкурентной борьбе за туристский рынок, тем более что Россия обладает богатейшим культурно-историческим и природным наследием, являющимся первостепенным по важности фактором развития туризма.
Исходя из того, что туризм является одной из важнейших сфер деятельности современной экономики и производства услуг, удовлетворяющих потребности населения, государство заинтересовано в поисках путей развития туризма, в том числе этнического туризма, выступающего существенным резервом развития туризма в целом.
Между тем, туризм в научном плане, имеет отдельные пробелы. Так, в настоящее время, сохраняются споры по вопросам классификации туризма, развития того или иного вида туризма с учетом его особенностей и особенностей региона, подходов к построению систем управления туризмом, связи территориальных особенностей региона с особенностями того или иного вида туризма.
Недостаточно изучен и этнический туризм: в настоящее время не выявлены его разновидности; недостаточно изучена роль территориальных особенностей в области организации и управления развитием этнического туризма; не определенным остается место этнического туризма в разработанных классификациях; управление этническим туризмом практически не рассматривалось с позиции системного подхода.
Объективная необходимость научного подхода к развитию этнического туризма
В настоящее время, этническому туризму уделяется повышенное внимание, что обусловлено нарастающим к нему интересом со стороны туристов. Повышенный интерес, в свою очередь, обусловлен процессами глобализации, утратой идентичности социальными группами, этносами, народами, а также тяготением общества к самопознанию.
Практический интерес к этническому туризму, как это всегда бывает в таких случаях, адекватно повышает теоретический интерес. Прежде всего, это относится к самому понятию «этнический туризм», по которому существует много, но разных мнений. Проведенное нами исследование показало, что в определениях одних авторов цель этнического туризма сориентирована на познание достигнутого уровня культуры и образа жизни того или иного народа,
у других - на мотивы ностальгического характера, у третьих - на получение ярких впечатлений. Общий недостаток известных трактовок понятия «этнический туризм» состоит в том, что в них цель этнического туризма не увязана с исторической культурой, сохранившейся до настоящего времени.
Как показал анализ, для этнического туризма в отличие от других видов, важное значение имеет критерий подлинности - оценочная категория, характеризующая качество этнокультурного объекта, его возможности предоставить туристам исторически сохранившуюся подлинную жизнь этноса. На основе анализа известных в литературе определений понятия «этнический туризм», изучения его сущности и особенностей, нами предложено следующее определение:
Этнический туризм - это вид туризма, основной целью которого является познание подлинной жизни того или иного этноса в исторически обусловленном месте его проживания.
Из этого определения следует, что этнический туризм не отвергает общие черты туризма, но отличается основной целью, которая заключается в познании подлинной жизни, где быт и культура народа не подвержены воздействию со стороны инородных культур. Понятие этнический туризм по предлагаемому определению содержит не только целевую установку, но и объективную основу туризма, которая заключается в необходимости познания самобытного этноса в исторически обусловленном месте его проживания. Обоснование этнического туризма, как самостоятельного вида, повышает внимание к вопросам его развития.
Рассмотрение существующих в литературе подходов к анализу подлинности в этническом туризме позволяет систематизировать их и в обобщенном виде выделить две разновидности этнического туризма (при всей условности их названий): поверхностный этнический туризм и глубокий этнический туризм.
Основной характеристикой, на основе которой разграничиваются две разновидности этнического туризма, является существующая в их рамках
различная степень погружения туриста в познание этноса, связанная, прежде всего, с дифференциацией уровня ожиданий и потребностей потребителей, а также количеством времени, отводимым туристом на знакомство с этносом.
Поверхностный этнический туризм характеризуется относительно небольшим количеством времени, затрачиваемым туристами на знакомство с самобытной культурой этноса, а также небольшим желанием со стороны туристов увидеть подлинную жизнь этноса. Он имеет более массовый характер и выполняет второстепенные функции для других видов туризма. Глубокий этнический туризм, наоборот, характеризуется большим желанием и значительными усилиями со стороны туристов для познания подлинной жизни этноса, продолжительным временем пребывания в среде проживания этноса и высокой степенью контакта с ним. Отсутствие массового характера, активное вовлечение туриста в жизнь этноса обеспечивает получение максимально аутентичных впечатлений.
Характеристика разновидностей в зависимости от критерия подлинности иллюстрируется данными таблицы 1.
Таблица 1 - Характеристика разновидностей этнического туризма в зависимости от критерия подлинности
Фактор, формирующий Разновидность этнотуризма
критерий подлинности Поверхностный Глубокий
Сохранность древней бытовой - Глубокий
культуры этноса
Близость к природной среде Поверхностный Глубокий
проживания этноса
Усилия, прилагаемые со стороны - Глубокий
туристов для знакомства с
интересующим их этносом
Желание туристов познать - Глубокий
настоящую жизнь этноса
Желание коренного населения Поверхностный Глубокий
показать настоящую жизнь и
культуру своего народа
[Moscardo, G.M., Pearce, P.L. Historical theme parks: An Australian experience in authenticity, 1986. - 13]
Разновидности этнического туризма, с одной стороны, обуславливают разнообразие этнотуристского потенциала в целом, с другой - позволяют дифференцировать территориальные ресурсы этнического туризма с учетом особенностей каждой разновидности, что способствует решению задач по развитию туризма этого вида.
Индивидуальные особенности этнического туризма, учитываемые при представлении его в качестве системы
Для представления этнического туризма как системы в таблице 2 приведены особенности этнического туризма как объекта управления. Выделенные особенности раскрывают специфику этого вида туризма, они проявляются как в поведении самих туристов, так и в проявлениях разновидностей этнического туризма.
Их учет в сочетании с известными приемами построения систем позволили представить этнический туризм как систему (рисунок 1).
Таблица 2 - Основные особенности этнического туризма как объекта
управления
Особенность этнического туризма Характеристика
1. Наличие специфичных элементов в составе этнического туризма Этнический туризм проникает и затрагивает такие специфичные элементы, как самобытная культура этнической общности и природная территория, на которой она проживает. Поэтому, при развитии этнического туризма в регионе необходимо обеспечивать сохранность природной территории, без которой, невозможно
предоставление качественного этнотуристского продукта.
2. Межрегиональный характер Особенностью этнического туризма как объекта управления является его межрегиональный характер, который отражает возрастающую и взаимовыгодную роль сотрудничества между отдельными регионами в сфере туризма. Это связано с тем, что исторически сложившийся ареал проживания этносов чаще всего выходит за пределы одного региона.
3. Превалирование в турпродукте отношений, формирующихся между туристами и этнической группой, обусловленных интересом туристов к этносу В этническом туризме основным рекреационным ресурсом является определенный этнос, этническая группа, что приводит к значительному усилению личностного аспекта при реализации туристского продукта.
4. Изменчивость критерия подлинности В этническом туризме качество услуг зависит во многом от изменчивости критерия подлинности
5. Независимость от фактора сезонности Объем туристских услуг, как правило, зависит от сезона, и прежде всего от природно-климатических условий. Этнический туризм меньше подвержен сезонным колебаниям.
6. Наличие в составе этнического туризма двух разновидностей: поверхностный ЭТ и глубокий ЭТ Этнический туризм, чаще всего, в научной литературе рассматривался как разновидность культурного туризма. Закрепление за ним, в процессе исследования, статуса самостоятельного вида позволило
выделить в его составе две разновидности.
7. Дифференцированный подход к развитию ресурсного потенциала Разновидности этнического туризма различаются составом этнических ресурсов. Учет данного обстоятельства необходим, поскольку ориентирует органы управления туризмом на правильный и эффективный выбор, оценку и развитие ресурсного потенциала.
Представленная на рисунке 1 система этнического туризма, содержит ряд специфических особенностей:
- туристы подразделены на две группы, исходя из их интересов к глубине познания этнического туризма;
- в системе выделен этнотуристский продукт, выступающий в роли самостоятельного элемента
- в состав этнотуристского продукта, наряду с типовыми элементами туризма, входят важные и специфичные элементы этического туризма: самобытный этнос региона и объекты материальной и духовной культуры этноса.
Вход {цачппккмы
Выход РГ1>.||.||ГЫ нк'шншнривимни сипгчы
функциональные структуры
территория туристского центра (территория региона, субъекта РФ) | воздействие внешней среды
► непосредственные свяш и взаимодействие элементов ---управляющее воздействие
► обратные связи
Рисунок 1 - Этнический туризм как система
Периодизация туризма и предпосылки для развития этнического туризма в Республике Бурятия
Решение проблем стратегического развития туризма связано с историей развития туризма в республике. Исторический анализ развития туризма в регионе необходим потому, что он позволяет определить характерные и наиболее приоритетные для республики виды туризма, сложившуюся систему
ш
ш
управле ния туризмом, а также оценить приоритетные направления его дальнейшего развития.
Периодизация туризма выступает одной из предпосылок, используемых для формирования планов его развития. Путем группировки исторических событий в этапы и этапов - в отдельные периоды, проведена периодизация туризма в Республике Бурятия, которая представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Характеристика периодов развития туризма в Республике Бурятия
Условный номер периода Годы Характеристика периода
I Период зарождения 1927-1965 гг. Небольшие группы энтузиастов организовывали лыжные и пешие походы по районам Бурятии. Открытие станции юных натуралистов, техников и туристов в г. Улан-Удэ. Проведение первых туристических слетов. В 1961 г. в с. Максимиха открылся первый детский палаточный турлагерь
II Период организованного развития 1965-1995 гг. Организация контрольно-спасательной службы, отвечающей за безопасность туристских маршрутов, организацию и продуманность путешествий. Туризм ассоциировался с походами в лес и горы различной степени сложности. Средства размещения отсутствовали, альтернативой служили палатки. В данный период было разработано свыше 100 наименований различных экскурсий. Маршруты выходного дня включали не только поездки по Бурятии, но и другие города (Прибалтика, Москва, Петербург и др.) Большой популярностью пользовался
тур по Кругобайкальской железной дороге. Посещение Бурятии первыми иностранными туристами. 1993-1997гг. в рамках программы Дэвиса был реализован проект «Развитие экотуризма в Байкальском регионе».
III Период программного регулирования 1995 - 2005 гг. Были заложены основы государственного регулирования развития туризма, разработаны первые программы развития, туризм стал получать государственную поддержку. Проведение первого семинара по основам развития туризма в Тункинском районе. 1996 г. - принят республиканский закон «О туризме», утверждена Республиканская целевая программа «Развитие туризма в РБ на 1997-2005 годы». Началась подготовка кадров в местных вузах. Тенденция увеличения выездного туризма.
IV Период стратегического развития 2005г. - по наст.время Развивается экотуристический проект «Большая байкальская тропа». Туризм в Бурятии признан приоритетным направлением экономики. В 2007г. вышло Постановление Правительства РФ о создании в Прибайкальском районе Бурятии ТР ОЭЗ. Происходит активное формирование туристской инфраструктуры, улучшение маркетинговой политики по позиционированию Бурятии на
туристском рынке, инвестиционной привлекательности региона, увеличение количества туристских фирм.
Из данных таблицы 3 следует, что начало зарождения организованного туризма в Республике Бурятия относится к 1965 г. и в значительной степени запаздывает по сравнению со многими регионами Российской Федерации. Позднее зарождение развития туризма в сочетании с географическими и природными условиями региона - два фактора, решающим образом определивших неразвитость туризма в республике на протяжении первых трех периодов. Это обстоятельство вступало в противоречие с имеющимися в регионе большими потенциальными возможностями для развития туризма и сдерживало использование туризма в качестве одного из перспективных и эффективных направлений развития экономики. Для разрешения отмеченного противоречия органами Российской Федерации и Республики Бурятия были разработаны мероприятия по развитию туризма, центральное место в которых отводилось особой экономической зоне туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), относящейся по своему потенциалу к объекту государственной значимости. Ее создание выражает общую заинтересованность государства, региона, муниципальных органов, частного бизнеса, местного населения в развитии туризма и знаменует расцвет четвертого периода.
Хотя разработанные в четвертом периоде многочисленные программы по развитию туризма не нацелены на развитие этнического туризма, как самостоятельного вида, их реализация создает благоприятные условия и для его развития, в частности, за счет использования создаваемой инфраструктуры для всех видов туризма.
Заключение
Следует учесть, что в Республике Бурятия имеются благоприятные условия для развития этнического туризма, к числу которых относятся:
- в большинстве районов (в 14 из 21) имеются объекты этнотуристской привлекательности, что благоприятно характеризует возможности региона для развития этнического туризма;
- акцент на этнокультурные особенности при позиционировании республики на туристском рынке;
- наличие большого количества инвестиционных проектов, сориентированных на использование потенциала этнического туризма;
- возрастающая с годами необходимость сохранять этнокультурное наследие и дать толчок для развития территорий проживания коренного населения, что наглядно иллюстрируется конкретными мероприятиями, включенными в утвержденную стратегию социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г., а также в план мероприятий по реализации в Республике Бурятия в 2010-2012 гг. концепции устойчивого развития коренных малочисленный народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Наличие благоприятных условий для развития этнического туризма в Республике Бурятия выдвигает задачу по разработке конкретных подходов для из практической реализации.
Библиографический список
1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года // Федеральное агентство по туризму. - Москва. - 2008.
2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)».
3. Moscardo, G.M., Pearce, P.L. Historical theme parks: An Australian experience in authenticity. Annals of Tourism Research, 1986. - 13(3).
Работа поддержана Министерством образования РФ, проект №3842
"Лаборатория спортивной генетики