Особенности управления прибылью в малом бизнесе
Н.А. Шайхутдинова, к.э.н., Башкирский ГАУ
В современных условиях трансформации российской экономики малое предпринимательство находится на таком этапе развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инвестиционной деятельности, осуществление прогрессивных структурных сдвигов в стране.
Одним из важнейших направлений, способствующих развитию малого предпринимательства, является совершенствование финансового механизма, цель которого — создание благоприятных финансово-экономических условий для устойчивого развития субъектов малого бизнеса [1].
Финансовый менеджмент в малом бизнесе в силу специфических особенностей становления и развития малых предприятий несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. Это выражается в следующем.
1. В небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель — хозяин данного предприятия). Именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую / продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке исходя из приобретённого опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счёте.
2. На крупных предприятиях обычно разрабатывается финансовая политика или общая стра-
тегия их деятельности, включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика. В небольших компаниях, как правило, отсутствуют документы, фиксирующие стратегические цели и тактические задачи развития данного предприятия. Малая фирма обычно создаётся по частной инициативе её собственника для реализации его внутренних возможностей, и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.
3. Финансовый итог предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель. Чтобы её получить, надо производить и продавать только то, что требуется рынку. Следовательно, для эффективного функционирования предприятию не обойтись без маркетинга, который представляет собой комплексную и целенаправленную деятельность в области производства и рынка, обеспечивающую удовлетворение потребностей как потребителей, так и производителя.
В то же время следует отметить, что малые предприятия находятся в гораздо более выигрышном положении, нежели крупные: работают с узким кругом потребителей, лучше знают своих клиентов, имеют больше возможностей личного общения персонала с клиентами, быстрее реагируют на изменение потребностей и конъюнктуры рынка.
4. В современных условиях хозяйствования малые предприятия в основном вынуждены ориентироваться на собственные средства, поскольку часто не могут получить доступ к кредитам без соответствующего залога, гарантий юридических лиц или иного обеспечения. В свете этого разработка грамотного инвестиционного плана может оказаться едва ли не единственной возможностью привлечения инвестиций со стороны, способных
дать толчок для финансово-хозяйственного развития предприятия.
Большинство руководителей малых предприятий, признавая, что финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристикой его деловой активности и надёжности, на практике не проводят оценку финансового положения фирмы, ограничиваясь показателями прибыли и, в лучшем случае, рентабельности производства продукции.
Таким образом, правильный выбор стиля и методов управления и грамотное применение механизмов финансового менеджмента позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов [2].
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяет необходимость непрерывного и эффективного управления ею. В качестве примера рассмотрим ООО «Альфа Омега», которое занимается реализацией часов различных мировых брендов, подарков и сувениров.
Проведённый на предприятии факторный анализ прибыли позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции возрастает, в основном, за счёт фактора изменения отпускных цен, по причинам увеличения сети магазинов, выручки от реализации, а также инфляции. Это ставит предприятие в зависимость от поставщиков товаров, влияния инфляционных процессов в стране. Такие же факторы, как влияние на прибыль изменений в объёме производства продукции и в структуре прибыли оказывают незначительное влияние. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансовое состояние предприятия является устойчивым. Однако необходимо увеличивать влияние факторов, которые способствуют росту прибыли за счёт структурных сдвигов в составе продукции.
Рассмотрим значение АВС-анализа, как инструмента оперативного управления. Он необходим для того, чтобы усилить влияние факторов, повышающих прибыль за счёт структурных сдвигов в составе продукции. АВС -анализ представляет собой инструмент оперативного управления, используемый для определения стратегических клиентов, поставщиков, товаров, товарных групп и других аналитических измерений с целью дальнейшего анализа, мониторинга и разработки эффективных экономических решений. Анализ показывает, что относительно небольшое количество товаров из общего количества приносит большие суммы продаж.
Обычно объектами АВС-анализа выступают товарные группы, товарные категории, товарные позиции. Особенность АВС-анализа в том, что
его можно проводить на любом уровне ассортимента — групп, категорий, брендов, товарных позиций.
Алгоритм АВС-анализа продаж основывается на разделении анализируемых данных по удельному весу показателя продаж. С помощью этого метода объекты анализа делятся на несколько категорий, обычно их три. Необходимые данные для анализа — это количество и сумма проданной группы товаров, а также количество и сумма остатка товара на конец года. По каждому наименованию проданной группы находим их среднюю цену и долю в общих продажах. Этих данных достаточно для проведения анализа с целью классификации товара на несколько групп.
Группа А — товары, с которыми предприятие делает 80% продаж. Эти объекты требуют тщательного планирования, постоянного учёта и контроля. Необходимо постоянное отслеживание спроса, объёмов заказываемых партий и размера страхового запаса.
Группа В — товары, с которыми предприятие делает 15% продаж. Эти объекты менее важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учёта. Для них применяются те же меры, что и для категории А, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.
Группа С — товары, с которыми предприятие делает 5% продаж. Несмотря на кажущуюся малоценность, они требуют периодического контроля, т.к. сокращение группы С приведёт к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону. При этом общий результат деятельности может снизиться на 30—50% [3].
АВС-анализ в ООО «Альфа Омега» проведём отдельно по каждому бутику, разделив ассортимент товара на группы. Исходя из этого, выгрузим из «1-С Торговли» данные реализации продаж отдельно для всех торговых точек (в таблице 1 представлен АВС-анализ одной из них). Необходимые данные для анализа — это количество проданного товара и сумма реализации, а также остаток товара на складе на конец года. Найдём среднюю цену реализованного товара и среднюю цену оставшегося на складе на конец года, а также долю каждого наименования товара в продаже.
По данным АВС-анализа, в рамках общего рейтингового списка выделили три группы объектов — А, В и С, которые отличаются по своей значимости и доле: группа А — самые важные товары; группа В — средние по важности; группа С — «проблемные товары». Для выделения этих групп рассчитаем долю товара от общей суммы товаров с накопительным итогом.
Товарные запасы фирмы составляют достаточно большую часть всех активов. Даже незначительное сокращение товарных запасов может привести к значительному увеличению
1. АВС-анализ торговой точки «Иремель» по часам
Склад Кол-во, шт. Сумма продажная, руб. Средняя цена продажи, руб. з ли § - О m А Доля в продаже, % Средняя цена остатка Доля в товаре, % Отклонение от средней цены, % й ны .б ну і и жа , м Є § лти в с ц и и ^ І §• 1 5 & Из
номенклатура расход 1 * 11 2 н н с § ° расход 1 м 11 2 н нс § °
CASIO 381 138 677470 404850 1778 21 2934 14 39 96681
TISSOT 55 68 499120 906110 9075 А 15 13325 31 32 196853
CANDINO 42 22 286680 178590 6826 А 9 8118 6 16 23876
Jacques Lemans 33 17 280720 168050 8507 А 9 9885 6 14 20101
ORIENT 51 22 226070 103280 4433 А 7 4695 4 6 5461
GROVANA 26 0 209310 0 8050 А 6 0 0 0 0
SEIKO 13 23 194090 314950 14930 А 6 13693 11 -9 -30905
Anne Klein 39 45 192550 245810 4937 А 6 5462 8 10 21329
TIMEX 64 35 184380 114650 2881 А 6 3276 4 12 12201
GUESS 30 0 167840 0 5595 В 5 0 0 0 0
Q&Q 112 48 130190 65960 1162 В 4 1374 2 15 8593
APPELLA 21 37 117340 219590 5588 В 4 5935 8 6 11991
SEIKO CLOCKS 5 6 27400 13730 5480 С 1 2288 0 -140 -45868
Le Chic 5 16 24210 80680 4842 С 1 5043 3 4 3099
MADO 2 3 20650 31310 10325 С 1 10437 1 1 310
Итог 879 486 3238020 2 920 250 х С 100 х 100 х 323721
2. Расчёт возможного увеличения выручки от продаж, руб.
Торговые бутики Сумма реализации товара Конечный остаток товара Возможное увеличение выручки от продаж
Универмаг «Уфа», всего 8901575 8801090 1122323
в т.ч.: часы 6279810 7727630 974341
подарки и сувениры 2621765 1073460 147982
«Галант», всего 10075840 14439170 1296366
в т.ч.: часы 7506010 11881800 1137017
подарки и сувениры 2569830 2557370 159349
«Мир», всего 9130240 6912780 867298
«Иремель», всего 5681818 3832750 394895
в т.ч.: часы 3238020 2920250 323721
подарки и сувениры 2443798 912500 71174
«Гостиный двор», всего 10441977 10384383 724928
в т.ч.: часы 8557257 9442730 740870
подарки и сувениры 1884720 941653 - 15942
Итого 4405810
чистой прибыли предприятия. Поэтому по остатку количества часов на конец года также можно сделать выводы. Для этого необходима средняя цена каждой отдельной марки часов и отклонение от средней цены тех часов, которые были проданы в течение года.
Остатки товара на конец года необходимы для того, чтобы посчитать упущенную возможность предприятия увеличить прибыль, т.к. это низкорентабельный товар, не проданный в течение года. Практически у всей группы товаров, оставшейся на складе на конец года, средняя цена выше, чем средняя цена проданных товаров. Это говорит о том, что коллекции часов, подарки и сувениры с такой ценовой категорией не востребованы покупателем и от них необходимо избавляться. Отклонение от средней цены продаж в% — это упущенная возможность фирмы для увеличения прибыли, т.е. если бы
предприятие приобрело товар, относящийся к группе А, то затраты на ТМЦ были бы ниже и, соответственно, себестоимость была бы меньше, а также увеличился бы объём продаж.
Далее необходимо обратить внимание на оставшийся товар и среднюю цену товара. Можно заметить, что средняя цена оставшегося товара выше средней цены продаж, что прослеживается по всем категориям товара. Это говорит о том, что фирма вложила лишние деньги в ассортимент товара при его заказе.
Рассчитаем объём выручки, которую ООО «Альфа Омега» не получило из-за неправильной структуры товара. Для этого найдём сумму отклонения от средней цены продаж и умножим её на количество оставшегося товара на складе на конец года. Данные рассчитываем отдельно для группы часов, группы подарков и сувениров (табл. 2).
АВС-анализ по всем торговым точкам ООО «Альфа Омега» позволил выявить, что средняя цена оставшегося товара выше средней цены продаж, и это прослеживается по всем категориям товара. Это говорит о том, что коллекции часов, подарков и сувениров с такой ценовой категорией не востребованы покупателем, что фирма вложила лишние деньги в ассортимент товара. Поэтому при выборе следующей коллекции товаров необходимо придерживаться той ценовой категории и ассортимента, которые были успешно проданы в течение года.
При правильном подходе к ассортименту товара предприятие получило бы дополнитель-
ную выручку 4406 тыс. рублей, а т.к. наценка на товар составляет 100% от себестоимости, соответственно снизились бы расходы на ТМЦ на 2203 тыс. рублей.
Таким образом, результаты АВС-анализа для ООО «Альфа Омега» могут положительно повлиять на эффективность управления прибылью.
Литература
1. Филобокова Л.Ю. Методология управления рыночной устойчивостью системы «малое предпринимательство»// Экономика и предпринимательство. 2010. №2. С. 63.
2. Бузукова Е.А. Управление ассортиментом компании — антикризисные меры// Управление магазином. 2009. №1. С. 7.
3. Сысрева С-.В. Как привлечь внимание к магазину и стимулировать продажи // Управление магазином. 2009. №8. С' 32.