Научная статья на тему 'Особенности управления персоналом транспортной отрасли экономики региона в современных условиях'

Особенности управления персоналом транспортной отрасли экономики региона в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1773
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ РЕГИОНА / PERSONNEL MANAGEMENT / HUMAN RESOURCES / EFFECTIVE MANAGEMENT / TRANSPORT INDUSTRY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тлехурай-Берзегова Лариса Талибовна, Бюллер Елена Александровна

Персонал предприятия сегодня является важнейшей функциональной подсистемой и представляет собой ценный ресурс инновационного развития любого предприятия. Персонал выполняет специфические оперативные и стратегические функции, а значит, играет важную роль в процессе повышения уровня интеллектуализации, автоматизации и информатизации производства. В условиях рыночных отношений обостряются противоречия между массовым производством и острой необходимостью инновационного развития предприятий. Это обстоятельство, в свою очередь, требует кардинального изменения всей системы управления персоналом, отношения к человеческому ресурсу и к понятию «кадровый потенциал». В условиях жесткой конкуренции и на рынке транспортных услуг от качества управления кадрами в значительной степени зависит эффективность производственно-финансовой деятельности различных видов транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тлехурай-Берзегова Лариса Талибовна, Бюллер Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSONNEL MANAGEMENT OF TRANSPORT INDUSTRY OF THE ECONOMY OF THE REGION IN MODERN CONDITIONS

The personnel of the enterprise is the most important functional subsystem today and represents a valuable resource of innovative development of any enterprise. The staff performs specific operational and strategic functions, and therefore plays an important role in the process of increasing the level of intellectualization, automation and Informatization of production. In the context of market relations, contradictions between mass production and the urgent need for innovative development of enterprises are exacerbated. This circumstance, in turn, requires a radical change in the entire system of personnel management, the relationship to human resources and the concept of human resources. In a highly competitive environment and in the transport market, the efficiency of production and financial activities of different modes of transport depends to a large extent on the quality of personnel management.

Текст научной работы на тему «Особенности управления персоналом транспортной отрасли экономики региона в современных условиях»

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ PERSONNEL MANAGEMENT

УДК 331.108.2:332.1 ББК 65.050.2 Т 49

Л.Т. Тлехурай-Берзегова,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (903) 465-39-47, e-mail: tlekhuraj@rambler.ru

Е.А. Бюллер,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (928) 472-68-39, e-mail: bullerea@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

(Рецензирована)

Аннотация. Персонал предприятия сегодня является важнейшей функциональной подсистемой и представляет собой ценный ресурс инновационного развития любого предприятия. Персонал выполняет специфические оперативные и стратегические функции, а значит, играет важную роль в процессе повышения уровня интеллектуализации, автоматизации и информатизации производства. В условиях рыночных отношений обостряются противоречия между массовым производством и острой необходимостью инновационного развития предприятий. Это обстоятельство, в свою очередь, требует кардинального изменения всей системы управления персоналом, отношения к человеческому ресурсу и к понятию «кадровый потенциал». В условиях жесткой конкуренции и на рынке транспортных услуг от качества управления кадрами в значительной степени зависит эффективность производственно-финансовой деятельности различных видов транспорта.

Ключевые слова: управление персоналом, кадровый потенциал, эффективное управление, транспортная отрасль региона.

L.T. Tlekhuray-Berzegova,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of Economic Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (903) 465-39-47, e-mail: tlekhuraj@rambler.ru

E.A. Byuller,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Economic Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (928) 472-68-39, e-mail: bullerea@mail.ru

FEATURES OF PERSONNEL MANAGEMENT OF TRANSPORT INDUSTRY OF THE ECONOMY OF THE REGION IN MODERN CONDITIONS

Abstract. The personnel of the enterprise is the most important functional subsystem today and represents a valuable resource of innovative development of any enterprise. The staff

performs specific operational and strategic functions, and therefore plays an important role in the process of increasing the level of intellectualization, automation and Informatization of production. In the context of market relations, contradictions between mass production and the urgent need for innovative development of enterprises are exacerbated. This circumstance, in turn, requires a radical change in the entire system of personnel management, the relationship to human resources and the concept of human resources. In a highly competitive environment and in the transport market, the efficiency of production and financial activities of different modes of transport depends to a large extent on the quality of personnel management.

Keywords: personnel management, human resources, effective management, transport industry of the region.

Персонал предприятия сегодня является важнейшей функциональной подсистемой и представляет собой ценный ресурс инновационного развития любого предприятия [1]. Персонал выполняет специфические оперативные и стратегические функции, а значит, играет важную роль в процессе повышения уровня интеллектуализации, автоматизации и информатизации производства.

Характерной особенностью современного производства является его высокая зависимость от качества рабочей силы, форм и методов ее использования, степени вовлеченности в дела организации. Фактор «управление персоналом» становится все более важным в направлении повышения конкурентоспособности и эффективного развития предприятия. Большинство специалистов формулируют современную концепцию управления человеческими ресурсами достаточно широко, подчеркивая ее отличия по критериям оценки эффективности (более полное использование потенциала сотрудников, а не минимизация затрат); по признаку контроля (самоконтроль, а не внешний контроль); по предпочтительной форме организации (органичная, гибкая форма организации, а не централизованная бюрократическая) и т.п. При этом ими отмечается наличие тенденции к повышению роли аналитических функций кадровых служб. Отличительной чертой организации работы с персоналом в современных условиях является желание кадровых служб интегрировать все направления работы с трудовыми ресурсами, все стадии их жизненного цикла с момента найма до высвобождения [2].

Серьезной проблемой сегодня является то, что отделы кадров не являются методическим, информационным

или координирующим центром работы с персоналом. Структурно они не взаимосвязаны с другими подразделениями предприятия: отделами организации труда и заработной платы, охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими составляющими ОСУ, которые выполняют функции управления персоналом.

Подразделения по управлению персоналом региональных предприятий, чаще всего, имеют слабый организационный статус, являются бездейственными в профессиональном смысле. В силу этих причин они не могут выполнить комплекс задач по управлению персоналом и обеспечению оптимальных условий его деятельности. Важнейшими задачами, требующими внимания и решения со стороны службы управления персоналом, являются следующие: управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; социально-психологическая диагностика; информационное обеспечение системы кадрового управления; управление занятостью; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений; подбор кандидатов на вакантные должности; анализ трудового потенциала и потребности в персонале (качественной и количественной); маркетинг персонала; планирование деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников; управление трудовой мотивацией; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология, эргономика и эстетика труда [3]. В условиях командно-административной системы эти задачи рассматривались как второстепенные, но сегодня, в условиях рынка, они стали первостепенными, и в их решении заинтересована каждая организация.

В условиях рыночных отношений обостряются противоречия между

массовым производством и острой необходимостью инновационного развития предприятий. Это обстоятельство, в свою очередь, требует кардинального изменения всей системы управления персоналом, отношения к человеческому ресурсу и к понятию «кадровый потенциал».

Рыночная экономика предполагает соответствие предприятий и организаций региона особым требованиям. Эти организации должны не только эффективно развивать свой бизнес, уметь конкурировать на рынке и достигать высоких финансово-экономических показателей своей деятельности, но и решать задачи по работе со своим персоналом, который является важнейшим ресурсом и резервом скорейшего достижения целей организации.

Внутренний организационный и социально-психологический кризис может произойти у персонала любого предприятия, даже имеющего в целом хорошие экономические показатели деятельности. В результате чего организация может не только потерпеть серьезные убытки, но и оказаться на грани ликвидации. Поэтому проблеме эффективности использования кадрового потенциала и управления человеческими ресурсами предприятия в последнее время уделяется все большее внимание.

Многие авторы подчеркивают, что в условиях глобальной конкуренции успех любой организации все в большей степени зависит не от ее производственных и финансовых ресурсов, а от ее человеческого потенциала.

В современных условиях эффективное управление кадровым потенциалом становится для организации первоочередной задачей. Вместе с тем, существует такое мнение, что большинство современных организаций не в состоянии полноценно использовать имеющийся потенциал своих сотрудников. Те методы управления, которые сегодня применяются на практике, не обеспечивают необходимого уровня производительности труда, качества выполненных работ и даже не удовлетворяют самих работников.

В условиях жесткой конкуренции и на рынке транспортных услуг от качества управления кадрами в

значительной степени зависит эффективность производственно-финансовой деятельности различных видов транспорта.

Специфические условия работы транспорта оказывают влияние на все основные составляющие процесса управления персоналом. Они усложняют все аспекты управления кадрами: производственно-экономический, политический, административно-правовой, социальный, психологический. Все это существенно усиливает степень важности решения проблем по эффективной организации процесса кадрового управления. Эффективность управления персоналом транспортной организации зависит от того, насколько полно учтена специфика отрасли.

Как же связаны между собой специфические особенности работы различных видов транспорта и проблемы управления персоналом?

Прежде всего, к специфическим особенностям транспорта общего пользования относится масштабность его работы, тесное взаимодействие со всеми отраслями экономики, что направлено на обеспечение ритмичного функционирования и сбалансированного развития экономики региона [4]. Всем известно, что основной задачей транспорта является обеспечение возрастающих потребностей региональной, да и национальной, экономики в грузовых и пассажирских перевозках. Выполняя грузовые перевозки, транспорт является важным звеном материального производства и осуществляет взаимосвязь между поставщиками готовой продукции и покупателями. Потребителями транспортных услуг являются практически все предприятия и организации экономики. Работники транспортных предприятий несут ответственность за сроки доставки и сохранность грузов, тем самым повышая эффективность общественного производства.

Пассажирский транспорт предоставляет населению различные услуги по перевозке пассажиров в городском, пригородном, междугородном и международном сообщениях, соблюдая при этом утвержденное расписание движения транспортных средств, обеспечивая комфорт и безопасность перемещения пассажиров.

Большое разнообразие требований, предъявляемых к перевозке грузов, наличие специализированного подвижного состава, соблюдение различных условий перевозки грузов создают множество дополнительных специфических проблем в управлении транспортным процессом. Это обусловлено множеством факторов, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Все это приводит к возникновению сложностей в работе производственного и административно-управленческого персонала и повышает требования к уровню его квалификации и компетентности.

Важной чертой работы транспорта является непрерывность технологического процесса, что, в свою очередь, приводит к необходимости создания условий и возможности использования дополнительных резервов технических мощностей и других немаловажных аспектов.

Еще одной важной специфической особенностью транспортной отрасли является территориальная разобщенность транспортных предприятий, а также оторванность водителей различных транспортных средств, непосредственно выполняющих перевозки пассажиров и грузов, от органов управления транспортным предприятием. Это обусловливает повышенную индивидуальную ответственность каждого представителя производственного состава работников транспортных предприятий, а также снижает эффективность взаимодействия производственного и управленческого персонала, повышает требования к достоверности, полноте и своевременности предоставления информации о ходе выполнения транспортного процесса [5].

На всех видах транспорта большое внимание уделяется оперативному диспетчерскому управлению перевозочным процессом и логистике. В настоящее время в области оперативного планирования и управления работой транспорта широко используются экономико-математические методы, автоматизированные системы обработки информации, современные информационные технологии. Это позволяет принимать и реали-зовывать оптимальные управленческие решения в виде составления расписаний движения грузовых и пассажирских

транспортных средств, разработок рациональных маршрутов перевозки грузов, рационального использования подвижного состава, рационального закрепления потребителей грузов за поставщиками. Выработка подобных управленческих решений позволяет снизить себестоимость перевозок и повысить экономическую эффективность работы транспорта. Вместе с тем, эти возможности могут быть реализованы на практике только благодаря эффективной совместной работе производственного и административного персонала. Таким образом, можно констатировать, что для транспортной отрасли экономики чрезвычайно важным является контроль хода выполнения принятых управленческих решений и высокая персональная ответственность работников транспортных предприятий.

Производственные, технологические и информационные связи между различными видами транспорта при выполнении смешанных перевозок, а также внутри отдельных транспортных отраслей, в настоящее время должны осуществляться на базе использования современных средств связи, развития сети вычислительных центров, создания банков данных. В этих условиях необходимо обеспечить соответствующую профессиональную подготовку и высокий уровень квалификации специалистов, работающих на транспортных предприятиях.

Большое количество разнообразных видов деятельности транспорта и услуг, предоставляемых клиентам, тесное взаимодействие всех технологических процессов: перевозка грузов и пассажиров, транспортно-экспедици-онное обслуживание, ремонт подвижного состава, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, складирование и хранение грузов - предъявляют специфические требования к квалификации кадров. Работники должны не только уметь совмещать профессии, но и иметь высокий уровень общей экономической заинтересованности в конечных результатах своей деятельности.

Специфической особенностью транспорта является также и то, что он представляет собой систему повышенной опасности. Частое возникновение сбойных ситуаций требует от

работников транспорта оперативного принятия решений и выработки немедленных управляющих воздействий. Обеспечение безопасности движения в условиях его возрастающей интенсивности является первостепенной задачей в работе всех видов транспорта.

На работу транспорта значительное влияние оказывают природно-климатические условия и сезонные факторы. Сезонность перевозок пассажиров и многих видов грузов приводит к резкому увеличению объемов работы транспорта в «пиковые периоды» года и суток, вызывая, тем самым, сезонную и суточную неравномерность.

Транспортная отрасль - высоко динамичная и технологичная отрасль экономики. Высокие скорости сообщений требуют от управленческого и производственного персонала быстрой оперативной реакции на происходящие изменения и форс-мажорные ситуации, постоянного текущего контроля за ситуацией, высокой оперативности принимаемых решений. Этим определяется особое внимательное отношение к состоянию здоровью персонала, к психофизиологическим качествам и свойствам личности работников транспорта.

Все виды транспорта являются энергоемкими отраслями народного хозяйства, потребляющими значительное количество энергоресурсов. Экономия топлива и электроэнергии является на транспорте одним из главных источников снижения себестоимости перевозок. Это непосредственно зависит от качества работы производственных кадров транспортных предприятий, от уровня их подготовки и квалификации.

Необходимо учитывать влияние транспорта на экологию. Выполняя

перевозочный процесс, подвижной состав транспорта вступает во взаимодействие с землей, водным и воздушным пространством. Работники транспорта могут обеспечить защиту экологической среды от разрушающих ее воздействий, что также определяется уровнем квалификации персонала.

Таким образом, рассмотренные выше факторы, а также целый ряд других, связанных со спецификой производственно-хозяйственной деятельности транспорта как отрасли народного хозяйства, предъявляют особые требования к условиям работы промыш-ленно-производственного персонала и административно-управленческих кадров: высокая степень самостоятельности и ответственности за результаты работы экипажей транспортных средств, высокий уровень подготовки и квалификации производственного и управленческого персонала, взаимозаменяемость и взаимозависимость в работе коллективов транспортных предприятий и организаций, влияние психофизиологических свойств и качеств личности работника на принятие и выполнение управленческих решений и др.

В завершении следует отметить, что все изложенные выше специфические особенности деятельности предприятий транспортной отрасли необходимо учитывать при решении проблем управления персоналом по всем основным направлениям: в области подготовки и формирования производственных коллективов и управленческих кадров, обучения персонала и повышения его квалификации, управления расстановкой и движением кадров, их рационального использования на транспорте.

Примечания:

1. Егоршин А.Л. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2015.

2. Управление персоналом | под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

3. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: учеб. пособие для экономических колледжей и вузов. М.: ГЕЛАН, 2012.

4. Алексеев В.В. Кадровый потенциал отрасли. М.: Знания, 2014.

5. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: учеб. пособие. М.: Юристъ, 2011.

References:

1. Egorshin A.L. Personnel Management. N. Novgorod: NIMB, 2015.

2. Personnel management / ed. T.Yu. Bazarov, B.L. Eremin. M.: Banks and Exchange, UNITI, 2008.

3. Blinov A.O., Vasilevskaya O.V. The art of personnel management: study guide for economic colleges and universities. M.: GELAN, 2012.

4. Alekseev V.V. Personnel potential of the industry. M.: Knowledge, 2014.

5. Vesnin V.R. Practical personnel management: study guide. M.: Yurist, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.