особенности управления муниципальной собственностью в условиях экономического кризиса
А.А. Аничкова,
аспирант кафедры экономики, управления и финансов Башкирского государственного университета (г Уфа)
В статье рассматриваются особенности экономического кризиса в муниципальных образованиях, методы борьбы с кризисом и особенности управления муниципальной собственностью в условиях нестабильности.
Ключевые слова: муниципальная собственность, экономический кризис, управление муниципальной собственностью, антикризисное управление, финансово-экономические основы
УДК 351/354 ББК 67.401 А 67
Происходящие в России изменения в области политики и экономики, правовых и бюджетных отношениях между уровнями и ветвями власти требуют формирования принципиально новой, эффективной, справедливой и стабильной организации управления муниципальными образованиями.
С одной стороны, усложнение всех сторон функционирования российского общества объективно требует усиления роли и значения государственных структур, их воздействия на социально-экономические процессы в стране. С другой — чрезмерная концентрация властных функций на вершине государственной пирамиды не может не привести к ущемлению демократических начал в обществе, деформации суверенитетов регионов и автономий, расстройству нормальной жизнедеятельности всего социального организма [1].
В то же время переход от командно-административной модели управления к подлинному самоуправлению представляет собой сложный, многоплановый процесс преобразований, затрагивающий коренные основы государственной системы, сталкивающийся с множеством трудностей политического, экономического, социального и психологического свойства.
Возникающие противоречия, когда одни производят, а другие распределяют по своему усмотрению, пресыщение рынка определенными группами товара, с одновременным дефицитом других, нехватка работников в определенных сферах — вот основные причины возникновения экономического кризиса.
По-гречески «кризис» означает решение, поворотный пункт, исход, а китайский иероглиф имеет значение — опасное время, время возможностей. На практике экономический кризис представляет собой серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги [2].
Кризисы постоянно возникают во всех сферах современного общества. Их можно классифицировать по областям проявления или отраслевому принципу. Согласно такому подходу выделяют политические, экономические, социальные, демографические, экологические, финансовые, промышленные и другие кризисы. Причины кризиса можно разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны, в первую очередь, с цикличностью развития. Следствием экономического кризиса является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения.
Внутренние же причины классифицируют по-разному. Оценивая кризис как финансовое явление, связанное с банкротством, называют в качестве его источников следующее:
— серьезное нарушение финансовой устойчивости предприятия, препятствующее нормальному осуществлению его хозяйственной деятельности;
— существенная несбалансированность в рамках относительно продолжительного периода времени объемов денежных потоков;
— продолжительная неплатежеспособность предприятия, вызванная низкой ликвидностью активов.
В условиях кризиса система дальше не может развиваться, т.к. исчерпала ресурсы и смысл существования. Таким образом, используя понятие кризисов и их типологию, мы можем определить кризисы в муниципальных образованиях как локальные экономические явления, характеризующиеся резким ухудшением экономического состояния муниципального образования, повышением безработицы, банкротством предприятий и общим снижением жизненного уровня и благосостояния населения. При этом причины кризисных явлений в муниципальных образованиях вызваны как влиянием внешних факторов — несовершенством законодательства, кризисами в национальной экономике, так и внутренними — неэффективностью управления вследствие низкой квалификации и неопытности руководителей.
Однако основными причинами возникновения кризисов стоит считать неэффективность управления организациями. Неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных организаций проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Закономерное цикличное развитие или случайные кризисы в экономике муниципального образования могут быть вызваны также множеством факторов.
В современных условиях важной задачей для муниципальных образований является преодоление проблем, возникших в результате финансово-экономического кризиса, и создание условий для последующего инновационного развития. Главное условие стабильного функционирования муниципальных образований — обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе реальной оценки финансового положения муниципальных образований. В связи с экономическим кризисом в значительном числе субъектов РФ снизились доходы местных бюджетов.
В результате кризиса основные проблемы появились не у федерального бюджета, а у региональных и местных. Это снижение поступлений от налога на прибыль организаций, рост безработицы, влекущий за собой сокращение поступлений от налога на доходы физических лиц, являющегося основной составляющей доходов региональных и местных бюджетов. В связи с этим в период кризиса вводится механизм адресной финансовой помощи региональным и местным бюджетам [3].
В такие сложные времена, в условиях экономического кризиса, дефицита бюджета, роста безработицы, уровня цен и других негативных последствий кризиса, на помощь приходят меры антикризисного управления и специалисты в этой области.
Антикризисное управление — такая модель управления организацией, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для данной организации явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента. В процессе такого управления в организации осуществляется разработка и реализация специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при опоре в основном на собственные ресурсы. Ряд авторов считают, что антикризисное управление включает:
— анализ внешней среды, внутреннего потенциала, конкурентных преимуществ организации для выбора стратегии её развития на основе прогнозирования своего экономического
состояния. Важно первоначально выявить сильные и слабые стороны муниципального образования, чтобы в последствии не усложнять ситуацию, поскольку для быстрого и комплексного выхода из экономического кризиса, необходимо сконцентрировать все имеющие возможности и ресурсы и направить их на борьбу с негативными последствиями, вызванные кризисом;
— предварительную диагностику причин возникновения кризисных ситуаций в экономике организации. При своевременном и четком выделении объективных и субъективных причин, возможно, выработать пути решения преодоления кризиса;
— комплексный анализ финансово-экономического состояния организации — помогает установить методы его финансового оздоровления;
— процедуры экономического оздоровления организации, антикризисного управления и контроль над их проведением.
Способы борьбы с экономическим кризисом могут быть разнообразными, главное чтобы они были своевременными и эффективными. Также необходимо направить все имеющие ресурсы на борьбу с негативными последствиями кризиса.
Необходимость поиска новых методов управления экономикой муниципального образования обусловливается и существенными различиями в социально-экономическом обустройстве территорий, которые по мере развития капиталистических отношений еще более возрастут. Это представляется одной из основных трудностей на пути к подлинному самоуправлению.
Экономическая функция местных органов особенно важна в периоды кризиса и структурных изменений. Если экономические процессы будут пущены на самотек, кризисные явления будут усугубляться. В то же время выход из кризиса наверняка будет более щадящим, плавным, если органы местного самоуправления будут активно воздействовать на экономику своей территории, максимально используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.
Важнейшим элементом экономической основы местного самоуправления является муниципальная собственность. Состояние ее объектов, системы сложившихся отношений, качество функционирования и уровень их развития во многом определяют социально-экономическую ситуацию в любом муниципальном образовании. Поэтому, анализируя эти и другие характеристики муниципальной собственности, по сути, можно дать оценку современному состоянию городских и сельских поселений, российского общества в целом.
В соответствии с действующим законодательством муниципальное имущество подразделяется на две группы. Первая из них одновременно закрепляется на особых вещных правах — праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления — за предприятиями, учреждениями, организациями, которые создаются муниципальными образованиями.
Вторая группа такими производными вещными правами не обременяется. К ней относятся средства местного бюджета и иная муниципальная собственность, не закрепленная за муниципальными предприятиями и учреждениями. Имущество этой группы составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Экономический кризис характеризуется снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, ухудшением экономического положения муниципалитетов. Антикризисное управление в системе муниципального управления предполагает два взаимосвязанных аспекта — экономический (бюджетный дефицит) и социально-политический (кризис власти в глазах общества).
Антикризисные мероприятия в экономическом аспекте направлены на решение местных проблем, возникших из-за излишне высоких заимствований, ведущих к большому бюджетному дефициту. Потому необходимо дальнейшее недопущение высокого дефицита местного бюджета для исполнения в полной мере возложенных обязательств на органы власти местного самоуправления законодательством РФ.
В социально-политическом аспекте антикризисное управление предполагает эффективное использование средства местного бюджета для предотвращения недовольства и критической активности народных масс.
Таким образом, органы власти местного самоуправления должны, с одной стороны, не допускать высокого дефицита местного бюджета для исполнения в полной мере возложенных на них обязательств законодательством РФ, а с другой — эф-
фективно использовать средства местного бюджета для предотвращения недовольства и критической активности народных масс. Решение этих задач возможно в условиях «прозрачности» деятельности органов муниципальной власти и активизации системы контроля со стороны населения муниципального образования и местных СМИ. Особенности антикризисного управления в муниципальном образовании связаны со спецификой управления муниципальным хозяйством, а также содержания и использования муниципальной собственности. Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.
В связи с этим, изучение проблем антикризисного управления в муниципальных образованиях можно вести в трех направлениях:
участие органов муниципального образования в финансовом оздоровлении предприятий-должников, деятельность которых имеет важное экономическое значение для развития данной территории;
участие органов местного самоуправления в процессах антикризисного управления (банкротства) муниципальными предприятиями;
антикризисное управление муниципальным образованием как целым хозяйственно-территориальным комплексом.
Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного значения: удовлетворения жилищнокоммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения муниципального образования, но с другой — исключительно многофункциональны.
Для того, чтобы местные органы власти смогли получать существенные доходы с подведомственных им территорий, эти территории первоначально должны быть наделены капиталообразующими (доходообразующими) объектами муниципальной собственности. Выход видится в создании на территории муниципальных образований объектов муниципальной собственности, которые с одной стороны удовлетворяли общественные потребности, а с другой являлись бы стабильным источником финансовых поступлений в местный бюджет [4].
Большинство муниципальных предприятий получают дотации из бюджета. Они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокращению бюджетных дотаций. Им выгоднее оставаться на иждивении. Одним из выходов из дынной ситуации может являться развитие конкуренции между муниципальным и частным сектором хозяйствования. Как показывает еще небогатый российский опыт, участие частных предпринимателей ведет к снижению затрат и улучшению качества выполнения муниципальных услуг, сокращению бюджетных дотаций, а в отдельных случаях и к снижению тарифов. Происходит острая конкурентная борьба муниципального и частного секторов за деньги потребителя услуг и за получение выгодных муниципальных заказов. С другой стороны, местные органы власти освобождаются от ряда хозяйственных функций и могут сосредоточить свои усилия на решении стратегических задач.
В этой связи необходима разработка и реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществление структурных преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их эффективности в среднесрочной перспективе, а также повышение качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. Таким образом, в целях повышения эффективности бюджетного процесса в муниципальных образованиях органам власти необходимо проводить следующие организационные мероприятия:
1. Усиление механизма финансового администрирования, предусматривающего подписание соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов муниципальных образований, в которых произошло снижение доходов.
2. Разработка методических рекомендаций муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений, а также по управлению муниципальными финансами.
3. Разработка стандартов и нормативов минимальных финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг. Такие стандарты и нормативы должны определять минимальный гарантированный объем и качество таких услуг и использоваться при оценке сбалансированности соответствующих бюджетов.
4. Совершенствование организации муниципального контроля. В этих целях требуется уточнить порядок формирования контрольных органов муниципальных образований, а также их полномочия.
5. Установление единых регламентов по выполнению функций муниципального финансового контроля.
6. Расширение возможности информирования населения по вопросам, касающихся показателей бюджета муниципального образования. В целях совершенствования процедуры придания гласности работе по формированию бюджета муниципального образования органам местного самоуправления необходимо расширять возможности выбора вариантов доведения до сведения населения информации о показателях решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год.
7. Корректировка механизма предоставления субсидий муниципальным образованиям должна быть ориентирована на изъятие сверхдоходов с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и создание им дополнительных стимулов к увеличению налогового потенциала путем установления прогрессивной шкалы изъятия.
8. Повышение эффективности предоставления делегированных государственных (муниципальных) услуг. Для этого необходимо установление положения об утверждении в составе методик расчетов субвенций поправочных коэффициентов, учитывающих фактический уровень охвата населения передаваемыми государственными (муниципальными) услугами, что позволит снизить объем неиспользованных средств субвенций по отдельным делегированным полномочиям.
9. Совершенствование механизма оказания финансовой помощи отдельным муниципальным образованиям.
10. Разграничение расходных обязательств в сферах, отнесенных к ведению, как муниципальных районов, так и поселений. Это позволит устранить возможность дублирования функций указанных муниципальных образований. К таким функциям относятся обеспечение досуга и массового отдыха населения, организация библиотечного обслуживания и др. Таким образом, должны быть учтены ошибки, допущенные в процессе реформирования системы местного самоуправления в РФ, и предложены конкретные меры и рекомендации по их устранению. При этом в условиях мирового экономического кризиса большое внимание уделяется, в первую очередь, финансам муниципальных образований (а также финансам субъектов РФ), их эффективному расходованию, так как именно финансовый менеджмент должен выступать основным элементом [5].
Кризисы на сегодняшний день являются неотъемлемой частью рыночной экономики и проявляют себя как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне экономик национальных государств. При этом для преодоления кризисных явлений уже недостаточно использовать лишь традиционные методы в управлении. Возникает необходимость в использовании такой специальной системы мероприятий, посредством применения которой возможно преодолеть кризисные ситуации. Вот почему так важно сегодня усиление экономической функции органов местного самоуправления, разработка качественно новых механизмов управления экономикой муниципального образования.
Комплексом таких мероприятий и выступает антикризисное управление. Кризисы в муниципальных образованиях проявляют себя как локальные экономические явления в экономике муниципального образования, вызванные как экзогенными (несовершенство и нестабильность в законодательстве, кризисы национальной экономики), так и эндогенными факторами (низ-
кая эффективность управления, низкая квалификация кадров). При этом если возможность повлиять на первую группу негативных факторов у местных органов власти весьма ограничена, вследствие отсутствия для этого соответствующих ресурсов и полномочий, то для преодоления последствий, вызванных второй группой факторов органам власти местного самоуправления необходимо самостоятельно, без внешней помощи, принимать меры по их преодолению. Таким образом, антикризисное управление в муниципальном образовании представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению.
Реализовывать антикризисное управление необходимо в рамках комплекса мероприятий по управлению экономической системой конкретного муниципального образования. Особое внимание при этом стоит уделить управлению муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью, а также управлению бюджетом муниципального образования, так как именно они в наибольшей степени ощущают на себе действие кризисных факторов. При этом необходимо: опираться на современные подходы к управлению, изучать опыт антикризисного управления, использовать нетрадиционные методы, такие как факторинг, формирование залоговых имущественных фондов, концессии и т.д.
Всё это особенно актуально в рамках формирования современной системы законодательства: она содержит в себе различные экономические и управленческие механизмы, позволяющие наиболее эффективно использовать объекты муниципального хозяйства, а также финансовые средства муниципального образования, гибко управлять доходными и расходными частями местного бюджета.
Следовательно, приоритетными для города должны являться те направления экономического развития, которые обладают максимальным эффектом отдачи, выраженным в стабильном поступлении доходов в бюджет города, а также имеющие потенциал саморазвития. С этой позиции, в первую очередь, необходимо рассматривать уже существующие отрасли и виды экономической деятельности, поскольку их развитие, как правило, не требует такого объема инвестиций, как создание новых предприятий и отраслей «с нуля».
В то же время практика показывает, что традиционные для города отрасли экономики не всегда конкурентоспособны, следовательно, не обладают достаточной привлекательностью для инвесторов, что затрудняет решение задач их модернизации, диверсификации их деятельности по направлениям и видам выпускаемой продукции. Это означает, что существующий в городе промышленный комплекс и другие экономические субъекты в их текущем состоянии неадекватны задачам повышения ресурсного потенциала города до уровня, достаточного для решения задач повышения качества жизни в городе.
Следовательно, каждому городу важно определить свои конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны. Это позволяет, с одной стороны, эффективно выстраивать текущую инвестиционную политику, ориентируясь на те отрасли и сферы экономической деятельности, в которых можно достичь максимального эффекта в краткосрочном и среднесрочном периодах. С другой стороны целесообразно определять хозяйственные приоритеты на долгосрочную перспективу, планировать структурные изменения, необходимость которых вытекает из долгосрочного прогноза экономической конъюнктуры.
Сегодня от качества и результативности управленческой деятельности, от эффективности работы местных органов власти во многом будет зависеть состояние муниципального хозяйства, сбалансированность местного бюджета, эффективность использования объектов муниципальной собственности, уровень развития малого предпринимательства, благосостояние жителей муниципального образования и процесс социально-экономического развития территории муниципального образования в целом.
Литература
1. Балакин В.В. Деятельность муниципалитета в условиях экономического кризиса // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2009. — № 2 (39). — С. 23-25.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономический_кризис / 15.10.2011 г.
3. Пронина Л.А. Муниципальные образования в условиях кризиса // Бюджет. — 2009. — № 9. — С. 80-86.
4. Пушков А.Н. Цели и приоритетные направления социально-экономического развития городского округа Тольятти до 2020 года // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2010. — № 4 (45). — С. 50-51.
5. Аксанов В.Л. Экономическое развитие муниципальных образований: трансформация отношений собственности. — Хабаровск: Изд-во ДВГТУ, 2009.