Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНЫМ ПАРТНЕРСТВОМ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНЫМ ПАРТНЕРСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валиева А.Р.

В статье рассматриваются вопросы управления муниципально-частным партнерством на примере Республики Башкортостан. Исследуются аспекты формирования нормативно-правовой базы, коллегиальных органов власти, стандартов по развитию предпринимательства, инструкций, инвестиционных паспортов муниципальных районов, уполномоченных на муниципальном уровне по взаимодействию с инвесторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Валиева А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT OF MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP

The article deals with the management of municipal-private partnerships on the example of the Republic of Bashkortostan. The aspects of the formation of the regulatory framework, collegial authorities, standards for the development of entrepreneurship, instructions, investment passports of municipal districts authorized at the municipal level for interaction with investors are being studied.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНЫМ ПАРТНЕРСТВОМ»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНЫМ

ПАРТНЕРСТВОМ

А.Р. Валиева, канд. полит. наук, доцент Башкирский государственный аграрный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-1-198-200

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления муниципально-частным партнерством на примере Республики Башкортостан. Исследуются аспекты формирования нормативно-правовой базы, коллегиальных органов власти, стандартов по развитию предпринимательства, инструкций, инвестиционных паспортов муниципальных районов, уполномоченных на муниципальном уровне по взаимодействию с инвесторами.

Ключевые слова: муниципально-частное партнерство, муниципальное образование, органы местного самоуправления.

Муниципально-частное партнерство (далее - МЧП) является одним из эффективных способов привлечения частного капитала в развитие экономики муниципального образования.

МЧП в Российской Федерации основано на принципах [1]: открытость и доступность информации о муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; обеспечение конкуренции; отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом; добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению; справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения; свобода заключения соглашения.

Наиболее распространенные сферы развития МЧП являются строительство и (или) реконструкция объектов, перепланировка объекта, возведение здания и благоустройство прилегающей территории, создание инфраструктуры.

К полномочиям главы муниципального образования согласно законодательству [1] в сфере МЧП относится принятие решения о реализации проекта МЧП, если публичным партнером является муниципальное образование, либо планируется проведение совместного конкурса с участием муниципального образования (за исключением случая, в котором планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации, субъекта Россий-

ской Федерации), а также осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Регионы вправе самостоятельно принимать нормативно-правовые акты, содействующие развитию МЧП. Так, в Республике Башкортостан был принят «Стандарт деятельности органов местного самоуправления по развитию предпринимательства в муниципальных районах (городских округах) Республики Башкортостан». Данный документ разработан для формирования благоприятного делового климата, сопровождения инвесторов, инфраструктурного развития и поддержки предпринимательской деятельности, развития МЧП в том числе [2].

В республике введен Инвестиционный стандарт. Это, своего рода, свод правил для органов исполнительной власти по обеспечению условий для инвестиционного климата. В феврале 2022 года утверждена «Инвестиционная декларация Республики Башкортостан» [3]. В декларации уточняются меры поддержки инвесторам, критерии значимых для регионов проектов. Споры, возникающие при реализации проекта, рассматриваются Инвестиционным комитетом.

Вопросы по улучшению инвестиционного климата и развитию МЧП в муниципальных образованиях, наряду с другими направлениями деятельности, призвана решать ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Башкорто-

стан». Более того, в регионе действуют институты развития инвестиционной деятельности: АО «Корпорация развития Республики Башкортостан», «АО «Региональный фонд», АНО «Фонд развития промышленности Республики Башкортостан».

На инвестиционном портале представлены инвестиционные паспорта всех муниципальных районов республики.

Рассмотрим направления деятельности муниципальных образований по развитию МЧП на примере Уфимского района Республики Башкортостан.

По данным отчета главы администрации Уфимского района рассмотрено 56 инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 18 миллиардов рублей за 2021 год. Реестр инвестиционных проектов состоит из 115 проектов с общим объемом инвестиций более 90 миллиардов рублей. Завершение данных проектов запланировано в ближайшие годы. На начало 2022 года на территории района зарегистрировано 4709 предпринимателей. В рамках реализации муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства» в прошлом году выделено более 9,5 миллионов рублей. Поддержку получили - 18 субъектов предпринимательства, ими создано -56 рабочих мест, сохранено - более 330 рабочих мест [4].

В районе образована должность бизнес-шерифа. В рамках его полномочий - привлечение частного капитала в экономику муниципального образования. Данный институт призван содействовать решению вопросов бизнеса на уровне муниципального образования. Бизнес-шериф осуществляет организацию «предпринимательских часов» в целях конструктивного сотрудничества с бизнес-сообществом, консультирует и информирует о формах поддержки предпринимательства со стороны государства.

С 2015 года в администрации Уфимского района действует Инвестиционный совет. Основные цели Совета - согласование и координация действий бизнеса и власти в области формирования инвестиционного климата, вовлечение инвесторов в разра-

ботку и реализацию политики по привлечению инвестиций, общественная экспертиза инвестиционных проектов.

Помимо Инвестиционного совета в районе функционирует Координационный совет по вопросам предпринимательства как консультативный орган при главе администрации муниципального района. Данный орган призван сформировать на территории района условия для ускоренного продвижения инициатив, направленных на развитие предпринимательской деятельности.

На официальном сайте администрации указан один проект в рамках реализации муниципально-частного партнерства по созданию и реконструкции объектов водо-, теплоснабжения [5]. Согласно инвестиционному паспорту муниципального района более двадцати проектов реализуются, либо уже завершены. При этом не указывается их форма реализации, в рамках МЧП, концессионного соглашения [6]. Распространенными сферами применения МЧП являются коммунальная инфраструктура, здравоохранение, транспортная инфраструктура, социальное обслуживание населения и другие.

Исходя из показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения составило в 2020 году 418,85, в 2021 - 427.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя составил в 2020 году -48321 рублей, в 2022 году - 85107,29 рублей [7].

Следует отметить полномочия администрации Уфимского района: обеспечение координации деятельности при реализации проекта МЧП; мониторинг реализации соглашения, содействие в защите прав участников соглашения о МЧП; ведение реестра соглашений; создание условий открытости и доступности информации.

Таким образом, система государственного и муниципального управления муни-ципально-частным партнерством требует формирования комплекса мер, необходи-

мых для содействия муниципальным обра- тов, специальных институтов, коллегиаль-зованиям. Эти меры включают в себя ных органов, инструкций и рекомендаций формирование нормативно-правовых ак- для органов местного самоуправления.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ: принят Гос. Думой 01.07.2015 г. одобр. Советом Федерации 8 июля 2015 г.: (ред. от 30.12.2021 № 489-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс».

2. Стандарт деятельности органов местного самоуправления по развитию предпринимательства в муниципальных районах (городских округах) Республики Башкортостан // Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 01.03.2019 №РГ-67. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/553161425.

3. Указ Главы Республики Башкортостан «Об утверждении инвестиционной декларации Республики Башкортостан» от 28.02.2022 №УГ-79. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://investrb.ru/ru/investment/investportal2-0/.

4. Отчет Главы Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о результатах своей деятельности, деятельности Администрации и об итогах социально-экономического развития района за 2021 год. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ufim.bashkortostan.ru/presscenter/lectures/1530/.

5. Муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан. офиц.сайт. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ufim.bashkortostan.ru/activity/5097/.

6. Инвестиционный паспорт муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ufim.bashkortostan.ru/activity/17405/.

7. Показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ufim.bashkortostan.ru/documents/other/350218/.

FEATURES OF MANAGEMENT OF MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP

A.R. Valieva, Candidate of Political Sciences, Associate Professor Bashkir State Agrarian University (Russia, Ufa)

Abstract. The article deals with the management of municipal-private partnerships on the example of the Republic of Bashkortostan. The aspects of the formation of the regulatory framework, collegial authorities, standards for the development of entrepreneurship, instructions, investment passports of municipal districts authorized at the municipal level for interaction with investors are being studied.

Keywords: municipal-private partnership, municipality, local governments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.