Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПОНЕНТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ЦЕЛЯХ ВЛИЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПОНЕНТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ЦЕЛЯХ ВЛИЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КЛИЕНТСКИЙ КАПИТАЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быстров Андрей Владимирович, Михеева Татьяна Владимировна

В статье отражен анализ инфраструктуры управления знаниями в промышленном предприятии, которая позволяет создавать и наращивать интеллектуальный капитал и отдельные его компоненты, что, в свою очередь, обеспечивает конкурентные преимущества для компании на рынке. Знания рассматриваются как ключевой стратегический ресурс для организационного выживания, стабильности, роста и совершенствования компании, а инфраструктура управления ими представляется как механизмы создания и развития знаний внутри организации, стимулирующие процесс создания и производства знаний. В исследовании было выявлено, что влияние интеллектуального капитала на результаты хозяйственной деятельности компании достигается за счет единовременного взаимодействия всех компонентов интеллектуального капитала, что возможно только при своевременном их выявлении и вовлечении их в хозяйственный оборот предприятия. Эти механизмы создают конкурентные преимущества и инновации, что благотворно влияет на хозяйственную деятельность предприятия, что достигается благодаря стимулирования инновационных процессов, улучшению навыков сотрудников, цифровизации бизнес-процессов и роста эффективности предприятия. В статье предложен состав и определены особенности функционирования каждого компонента интеллектуального капитала (таких как человеческий, структурный и клиентский капитал), а также определены функции инфраструктуры управления знаниями для эффективного управления этими компонентами и вовлечения их в хозяйственный оборот промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быстров Андрей Владимирович, Михеева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGING THE COMPONENTS OF INTELLECTUAL CAPITAL AND THEIR IMPACT ON THE RESULTS OF ECONOMIC ACTIVITY OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

The article reflects the analysis of the knowledge management infrastructure in the company, which allows to create and increase intellectual capital and its components, which provides a competitive advantage for the company. Knowledge is considered as a key strategic resource for organizational survival, stability, growth and improvement of the company, and the infrastructure for managing it is presented as mechanisms for creating and developing knowledge within the organization, stimulating the process of creating and producing knowledge. The influence of intellectual capital on the results of the company’s economic activities is achieved through the interaction of all components of intellectual capital, which is possible only with their identification and involvement in the economic turnover of the enterprise. These mechanisms create competitive advantages and innovations, which have a beneficial effect on the economic activity of the enterprise, achieved by stimulating innovative processes, improving the skills of employees, digitalizing business processes and increasing the efficiency of the enterprise. The article proposes the composition and features of the each component of intellectual capital functioning (such as human, structural and client capital), as well as the functions of the knowledge management infrastructure for the effective management of these components and their involvement in the economic turnover of an industrial enterprise.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПОНЕНТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ЦЕЛЯХ ВЛИЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Особенности управления компонентами интеллектуального капитала в целях влияния на результаты хозяйственной деятельности промышленного предприятия

Быстров Андрей Владимирович,

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики промышленности, РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: Bystrov.AV@rea.ru

Михеева Татьяна Владимировна,

соискатель, кафедра экономики промышленности, РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: mikheevatv@gmail.com

В статье отражен анализ инфраструктуры управления знаниями в промышленном предприятии, которая позволяет создавать и наращивать интеллектуальный капитал и отдельные его компоненты, что, в свою очередь, обеспечивает конкурентные преимущества для компании на рынке. Знания рассматриваются как ключевой стратегический ресурс для организационного выживания, стабильности, роста и совершенствования компании, а инфраструктура управления ими представляется как механизмы создания и развития знаний внутри организации, стимулирующие процесс создания и производства знаний. В исследовании было выявлено, что влияние интеллектуального капитала на результаты хозяйственной деятельности компании достигается за счет единовременного взаимодействия всех компонентов интеллектуального капитала, что возможно только при своевременном их выявлении и вовлечении их в хозяйственный оборот предприятия. Эти механизмы создают конкурентные преимущества и инновации, что благотворно влияет на хозяйственную деятельность предприятия, что достигается благодаря стимулирования инновационных процессов, улучшению навыков сотрудников, цифровизации бизнес-процессов и роста эффективности предприятия. В статье предложен состав и определены особенности функционирования каждого компонента интеллектуального капитала (таких как человеческий, структурный и клиентский капитал), а также определены функции инфраструктуры управления знаниями для эффективного управления этими компонентами и вовлечения их в хозяйственный оборот промышленного предприятия.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, структурный капитал, человеческий капитал, клиентский капитал, нематериальные активы.

В настоящее время любой рынок характеризуется высокой степенью конкуренции, в связи с чем большинство компаний рассматривают нематериальные активы и интеллектуальный капитал в качестве фактора, определяющего конкурентоспособность организации. При этом интеллектуальный капитал является источником инноваций, что превращает его в катализатор развития организации [1], что и определяет ее конкурентоспособность.

Таким образом, в условиях экономики знаний создание и развитие интеллектуального капитала превращается в первоочередную задачу организации, для дифференциации от конкурентов и обеспечения её выживания и преемственности. Знания рассматриваются как ключевой стратегический ресурс для организационного выживания, стабильности, роста и совершенствования компании [3]. Эффективное управление знаниями позволяет организациям оставаться конкурентоспособными за счет обмена информацией, а также стратегиями и лучшими практиками с внешними партнерами и конкурентами [2].

Исследования показывают взаимосвязь между интеллектуальным капиталом внедрением систем управления знаниями, и их влиянием на эффективность функционирования организации [9]. При этом инфраструктура управления знаниями считается необходимой для укрепления процессов управления знаниями внутри организации, и представляет собой долгосрочную основу для управления знаниями и информацией в организации.

Инфраструктура управления знаниями - это механизмы создания и развития знаний внутри организации, стимулирующие процесс создания и производства знаний, с помощью которого знания приобретаются, извлекаются, применяются, защищаются и сохраняются, чтобы их можно было легко использовать. Инфраструктура управления знаниями содержит два основных элемента: техническую инфраструктуру и социальную инфраструктуру, где техническая инфраструктура включает в себя инфраструктуры информационных технологий, инструменты и оборудование, в то время как социальная инфраструктура включает организационную культуру, организационную структуру и человеческие ресурсы.

Отдельными компонентами инфраструктуры управления знаниями являются общие знания, физическое пространство, процедуры управления человеческими ресурсами, информационные технологии и организационная структура [19]. Также,

сз о

со £

m Р

сг

от А

к компонентам инфраструктуры управления знаниями могут относиться информационные технологии, организационная структура и организационная культура компании [8].

Интеллектуальный капитал в современных экономических условиях является одним из важнейших вопросов как для менеджмента компаний, так и для исследователей. Он рассматривается как сущность административного процесса, который строится прежде всего на человеческом знании, человеческом опыте и навыках [20]. Т. Стюарт дает [18] определение интеллектуального капитала как сочетания знаний, информации, интеллектуальных активов и опыта, которыми обладает каждый человек в организации, которые могут быть использованы для создания ценности и конкурентного преимущества.

Можно выделить три основных компонента интеллектуального капитала, включая человеческий, структурный и клиентский капитал, такой состав интеллектуального капитала упоминалась многими исследователями [4, 20, 22].

Человеческий капитал (ЧК)

Человеческий капитал считается важнейшим компонентом интеллектуального капитала, поскольку от этого зависит вся организация, человеческий капитал жизненно важен для организаций, поскольку способности сотрудников отражаются на результатах деятельности фирмы. Это очень важно для организаций, поскольку человеческий капитал используется в качестве источника инноваций и стратегических изменений [16]. Это совокупность компетентности персонала, знаний, опыта и лояльности, которая представляет особенности организации, базу знаний для достижения конкретных целей. Его также называют профессиональным опытом, способностями и знаниями сотрудников для повышения эффективности организаций для обеспечения на рынке конкурентных преимуществ.

Считается, что эффективность бизнеса в первую очередь зависит от надлежащего использование человеческого капитала [6]. Другие компоненты интеллектуального капитала, такие как клиентский и структурный капитал, в первую очередь формируются благодаря человеческому капиталу, и только после этого могут влиять на эффективность бизнеса. Другими словами, человеческий капитал влияет на процессы и инновации, которые увеличивают количество клиентов, что в конечном итоге приводит к улучшению производительности бизнеса. При этом человеческий капитал является неотъемлемой частью интеллектуального капитала, и именно развитие человеческого капитала позволяет совершенствовать структурный капи-^ тал, который, в свою очередь, улучшает клиентов ский капитал и эффективность бизнеса. При этом е установлено, что человеческий капитал является Я наиболее важным компонентом интеллектуального го капитала, на который приходится более 50 про-И центов его стоимости [7].

Структурный капитал (СК)

Структурный капитал включает в себя патенты, товарные знаки, права интеллектуальной собственности, базы данных, аппаратное и программное обеспечение, информационные системы, организационную культуру, имидж организации.

Структурный капитал является связующим звеном всех частей организации, он основан на внутренней структуре организации, ее процессах и процедурах, руководствах, правилах и т.д. Это совокупность всех знаний в организации, включая организационную конкурентную разведку, совокупность процедур и базы данных. Структурный капитал также содержит все места хранения знаний, такие как системы, базы данных, сети, руководства по процессам и процедурам.

Согласно исследованиям систем управления человеческими ресурсами [23] и было выявлено, что структурный капитал влияет на производительность значительно больше, чем клиентский или человеческий капитал, а в части организационной эффективности с глобальной точки зрения, существует положительная связь между структурным капиталом и эффективностью бизнеса [12].

Более того структурный капитал может развивать знания для своего функционирования, в основном за счет культуры компании, поскольку разработанные политики и процедуры облегчают практику управления человеческими ресурсами и межфункциональное взаимодействие, которое способствует появлению новых идей.

Клиентский капитал (КК)

Клиентский капитал представляет собой систему взаимодействий с внутренними и внешними заинтересованными сторонами (поставщиками, клиентами, сотрудниками), либо знания, встроенные в отношения с внешней средой. К клиентскому капиталу также относится удовлетворенность клиентов или лояльность конечных пользователей к организации. Клиентский капитал формируется из знаний, которые могут быть внедрены в отношения с клиентами благодаря ценности бренда, развитой сети, лояльности и удовлетворенности клиентов. Клиентский капитал включает в себя отношения с различными заинтересованными сторонами (например, клиентами, партнерами, поставщиками, инвесторами и т.д.), а также франшизы, товарные знаки, лицензии, дистрибьюторские сети, имидж и бренд организации.

При этом согласно исследованию [22], отношения, поддерживаемые между сотрудниками более ценны, чем сами сотрудники: для компаний отношения важнее ресурсов, особенно в сетевых средах, а клиентский капитал облегчает приобретение и создание знаний через внешние и внутренние ресурсы.

Возможности сетевого взаимодействия являются преимуществом клиентского капитала, таким как установление отношений с заинтересованными сторонами, что улучшает приобретение

знаний, их качество и актуальность. Поэтому эффективное управление клиентским капиталом позволяет компании выявить и вовлечь в организационное функционирование сложные знания, например, посредством развития прочных межличностных отношений среди сотрудников, что облегчает приобретение и усвоение знаний.

Конкурентное преимущество возникает в результате использования дефицитных, нематериальных или специфичных для компании активов [12]. Кроме того, текущая и будущая конкурентоспособность и будущий рост стоимости фирмы также определяется интеллектуальным капиталом. При этом конкурентное преимущество достигается теми фирмами, которым удается мобилизовать свой интеллектуальный капитал в форме знаний, технологических навыков, опыта и реализации стратегических возможностей [21]. Таким образом, интеллектуальный капитал отражает ценные и специфичные для компании ресурсы и компетенции, которые дают фирме устойчивое конкурентное преимущество и рост производительности. Между тем, с макроэкономической точки зрения такой компонент интеллектуального капитала как человеческий капитал рассматривается в качестве двигателя национальной экономической активности, конкурентоспособности и процветания фирмы, и источника инноваций и стратегического обновления [10]. Интеллектуальный капитал учитывает, что происходит между людьми и каким образом люди связаны внутри компании. Клиентский капитал рассматривается как нематериальный актив, основанный на развитии, поддержании и развитие высококачественных отношений с любой организацией, отдельным лицом или группой, которые влияют или влияет на ваш бизнес.

В целях определения свойств интеллектуального капитала, обуславливающих его финансово-экономическое влияние на результаты хозяйственной деятельности промышленных компаний необходимо определить несколько трендов в развитии концепции интеллектуального капитала.

Первым трендом является особенность измерения интеллектуального капитала в различных отраслях экономики. В настоящий момент не прекращается совершенствование в части выявления и измерения различных компонентов интеллектуального капитала, при этом для каждой отрасли предлагаются свои методы оценки в зависимости от особенностей ее функционирования - так были предложены свои инструменты измерения интеллектуального капитала для гостиничного бизнеса, банковского сектора [17, 22] или образования [11].

Второй тренд связан с человеческим капиталом и знаниями, и тем, как обеспечивается их взаимодействие с другими компонентами интеллектуального капитала [15]. Понимание этого крайне важно для повышения конкурентоспособности бизнеса. Поэтому выбор и разработка комплекса кадровой политики, а также вовлечение знаний в хозяйственный оборот для развития инноваций и создания добавленной стоимости в организаци-

ях становятся одним из способов управления интеллектуальным капиталом.

Третий тренд связан с ролью интеллектуального капитала в новых бизнес-моделях организаций, которые расширяют классическую область интеллектуального капитала, включая как внутреннюю, так и внешнюю часть организации, а также принимая во внимание новые сценарии в экономике, обращая внимание на новые форматы организации предприятий, новые бизнес-реалии и виды деятельности (такие как, интернет вещей или облачные технологии управления). Среди них можно назвать исследование, посвященное оценке интеллектуального капитала в компании Cisco [15], связанной с развитием интернета вещей, исследование [5], где выявлена связь между интеллектуальным капиталом и облачными бухгалтерскими и финансовыми структурами, а также влияние компонентов интеллектуального капитала на ожидание инвесторами роста стоимости стартапа [14].

Таким образом, влияние интеллектуального капитала и его отдельных компонентов на функционирование предприятий достаточно высоко. При этом эффективное использование отдельных компонентов интеллектуального капитала может обеспечить им лучшие рыночные условия. Элементы структурного и клиентского капитала, обеспечивают права предприятия, в связи с чем продукция не будет скопирована на открытом рынке, и в то же время, в то время как человеческий и клиентский капитал преобразуют свой потенциал в конкурентные преимущества для компании.

Литература

1. Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжингиринг бизнеса: Учебник / под науч. ред. Н.М. Абдикеева. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 382 с.

2. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.-288 с.

3. Блуммарт Т. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Т. Блуммарт, С. ван ден Брук при участии Э. Колтофа; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 204 с.

4. Bontis, N. (1998). Intellectual capital: An exploratory study that develops measures and models. Management Decision, 36(2), 63-76.

5. Clearly, P. and Quinn, M. (2016), "Intellectual capital and business performance: an exploratory study of the impact of cloud-based accounting and finance infrastructure", Journal of Intellectual Capital, Vol. 17 No. 2, pp. 255-278

6. Colombo, M.G. and Grilli, L. (2005), "Founders' human capital and the growth of new technology-based firms: a competence-based view", Research Policy, Vol. 34 No. 6, pp. 795-816.

7. Curado, C. (2008), "Perceptions of knowledge management and intellectual capital in the banking industry", Journal of Knowledge Management, Vol. 12 No. 3, pp. 141-155

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

34

Gold, A. H., Malhotra, A., & Segars, A. H. (2001). Knowledge management: An organizational capabilities perspective. Journal of Management Information Systems, 18(1), 185-214. Hsu, I. C. & Sabherwal, R. (2011). From intellectual capital to firm performance: The mediating role of knowledge management capabilities. IEEE Transactions on Engineering Management, 58(4), 626-642.

Kamukama, N., Ahiauzu, A., & Ntayi, J. M. (2011). Competitive advantage: Mediator of intellectual capital and performance. Journal of Intellectual Capital, 12(1), 152-164.

Lee, S. Y., Florida, R., & Gates, G. (2010). Innovation, human capital, and creativity. International Review of Public Administration, 14(3), 13-24. Ling, Y.-H. (2012), "A study on the influence of intellectual capital and intellectual capital complementarity on global initiatives", The Electronic Journal of Knowledge Management, Vol. 10 No. 2, p. 10.

Matricano, D. (2016), "The impact of intellectual capital on start-up expectations", Journal of Intellectual Capital, Vol. 17 No. 4, pp. 654-674 Morris, S. and Snell, S. (2011), "Intellectual capital configurations and organizational capability: an empirical examination of human resource subunits in the multinational enterprise", Journal of International Business Studies, Vol. 42 No. 6, pp. 805-827 Murray, A., Papa, A., Cuozzo, B. and Russo, G. (2016), "Evaluating the innovation of the internet of things: empirical evidence from the intellectual capital assessment", Business Process Management Journal, Vol. 22 No. 2, pp. 341-356 Obeidat, B.Y., Tarhini, A., Masa'deh, R. and Aqqad, N.O. (2017), "The impact of intellectual capital on innovation via the mediating role of knowledge management: a structural equation modelling approach", International Journal of Knowledge Management Studies, Vol. 8 No. 3, pp. 273-298. Shih, K., Chang, C. and Lin, B. (2010), "Assessing knowledge creation and intellectual capital in banking industry", Journal of Intellectual Capital, Vol. 11 No. 1, pp. 74-89

Stewart, T. A. (1997). Intellectual capital: The new wealth of nations. New York: Doubleday Dell Publishing Group

Sytnik, N. I. (2016). Development of knowledge management infrastructure in organization. Marketing and Management of Innovations, 1, 126136

Tastan, S., & Davoudi, S. (2015). A research on the relevance of intellectual capital and employee job performance as measured with distinct constructs of in-role and extra-role behaviors. Indian Journal of Science and Technology, 8(7), 724734.

Tovstiga, G., & Tulugurova, E. (2009). Intellectual capital practices: A four-region comparative study. Journal of Intellectual Capital, 10(1), 70-80. Welbourne, T.M. and Pardo-del-Val, M. (2009), "Relational capital: strategic advantage for small

and medium-size enterprises (SMEs) through negotiation and collaboration", Group Decision and Negotiation, Vol. 18 No. 5, pp. 483-497. 23. Yang, C.-C. and Lin, C.-Y. (2009), "Does intellectual capital mediate relationship between HRM and organizational performance? Perspective of a healthcare industry in Taiwan", The International Journal of Human Resource Management, Vol. 20 No. 9, pp. 1965-1984.

FEATURES OF MANAGING THE COMPONENTS OF INTELLECTUAL CAPITAL AND THEIR IMPACT ON THE RESULTS OF ECONOMIC ACTIVITY OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Bystrov A.V., Mikheeva T.V.

Plekhanov Russian University of Economics

The article reflects the analysis of the knowledge management infrastructure in the company, which allows to create and increase intellectual capital and its components, which provides a competitive advantage for the company. Knowledge is considered as a key strategic resource for organizational survival, stability, growth and improvement of the company, and the infrastructure for managing it is presented as mechanisms for creating and developing knowledge within the organization, stimulating the process of creating and producing knowledge.

The influence of intellectual capital on the results of the company's economic activities is achieved through the interaction of all components of intellectual capital, which is possible only with their identification and involvement in the economic turnover of the enterprise. These mechanisms create competitive advantages and innovations, which have a beneficial effect on the economic activity of the enterprise, achieved by stimulating innovative processes, improving the skills of employees, digitalizing business processes and increasing the efficiency of the enterprise. The article proposes the composition and features of the each component of intellectual capital functioning (such as human, structural and client capital), as well as the functions of the knowledge management infrastructure for the effective management of these components and their involvement in the economic turnover of an industrial enterprise.

Keywords: intellectual capital, human capital, relationship capital, client capital, intangible assets.

References

1. Abdikeev N.M., Kiselev A.D. Corporate knowledge management and business reengineering: Textbook / under scientific. ed. N.M. Abdikeev. M.: NITs INFRA-M, 2015. 382 p.

2. Brooking, E. Intellectual capital. / Per. from English. St. Petersburg: Peter, 2001.-288 p.

3. Bloommarth T. The fourth industrial revolution and business: How to compete and develop in the era of singularity / T. Bloommarth, S. van den Broek with the participation of E. Koltof; per. from English. - M.: Alpina Publisher, 2019. - 204 p.

4. Bontis, N. (1998). Intellectual capital: An exploratory study that develops measures and models. Management Decision, 36(2), 63-76.

5. Clearly, P. and Quinn, M. (2016), "Intellectual capital and business performance: an exploratory study of the impact of cloud-based accounting and finance infrastructure", Journal of Intellectual Capital, Vol. 17 no. 2, pp. 255-278

6. Colombo, M.G. and Grilli, L. (2005), "Founders' human capital and the growth of new technology-based firms: a competence-based view", Research Policy, Vol. 34 no. 6, pp. 795-816.

7. Curado, C. (2008), "Perceptions of knowledge management and intellectual capital in the banking industry", Journal of Knowledge Management, Vol. 12 no. 3, pp. 141-155

8. Gold, A. H., Malhotra, A., & Segars, A. H. (2001). Knowledge management: An organizational capability perspective. Journal of Management Information Systems, 18(1), 185-214.

9. Hsu, I. C. & Sabherwal, R. (2011). From intellectual capital to firm performance: The mediating role of knowledge management capabilities. IEEE Transactions on Engineering Management, 58(4), 626-642.

10. Kamukama, N., Ahiauzu, A., & Ntayi, J. M. (2011). Competitive advantage: Mediator of intellectual capital and performance. Journal of Intellectual Capital, 12(1), 152-164.

11. Lee, S. Y., Florida, R., & Gates, G. (2010). Innovation, human capital, and creativity. International Review of Public Administration, 14(3), 13-24.

12. Ling, Y.-H. (2012), "A study on the influence of intellectual capital and intellectual capital complementarity on global initiatives", The Electronic Journal of Knowledge Management, Vol. 10 no. 2, p. 10.

13. Matricano, D. (2016), "The impact of intellectual capital on startup expectations", Journal of Intellectual Capital, Vol. 17 no. 4, pp. 654-674

14. Morris, S. and Snell, S. (2011), "Intellectual capital configurations and organizational capability: an empirical examination of human resource subunits in the multinational enterprise", Journal of International Business Studies, Vol. 42 no. 6, pp. 805-827

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Murray, A., Papa, A., Cuozzo, B. and Russo, G. (2016), "Evaluating the innovation of the internet of things: empirical evidence from the intellectual capital assessment", Business Process Management Journal, Vol. 22 no. 2, pp. 341-356

16. Obeidat, B.Y., Tarhini, A., Masa'deh, R. and Aqqad, N.O. (2017), "The impact of intellectual capital on innovation via the mediating role of knowledge management: a structural equation modeling approach", International Journal of Knowledge Management Studies, Vol. 8 no. 3, pp. 273-298.

17. Shih, K., Chang, C. and Lin, B. (2010), "Assessing knowledge creation and intellectual capital in banking industry", Journal of Intellectual Capital, Vol. 11 no. 1, pp. 74-89

18. Stewart, T. A. (1997). Intellectual capital: The new wealth of nations. New York: Doubleday Dell Publishing Group

19. Sytnik, N. I. (2016). Development of knowledge management infrastructure in organization. Marketing and Management of Innovations, 1, 126-136

20. Tastan, S., & Davoudi, S. (2015). A research on the relevance of intellectual capital and employee job performance as measured with distinct constructs of in-role and extra-role behaviors. Indian Journal of Science and Technology, 8(7), 724-734.

21. Tovstiga, G., & Tulugurova, E. (2009). Intellectual capital practices: A four-region comparative study. Journal of Intellectual Capital, 10(1), 70-80.

22. Welbourne, T.M. and Pardo-del-Val, M. (2009), "Relational capital: strategic advantage for small and medium-size enterprises (SMEs) through negotiation and collaboration", Group Decision and Negotiation, Vol. 18 no. 5, pp. 483-497.

23. Yang, C.-C. and Lin, C.-Y. (2009), "Does intellectual capital mediate relationship between HRM and organizational performance? Perspective of a healthcare industry in Taiwan", The International Journal of Human Resource Management, Vol. 20 no. 9, pp. 1965-1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.