Научная статья на тему 'Особенности управления финансами предприятий сферы туризма'

Особенности управления финансами предприятий сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гостиничные услуги / финансы гостиничного комплекса / туристические услуги / финансовые ресурсы сферы туризма / финансовый потенциал гостиничного комплекса. / hotel services / hotel complex finance / tourism services / tourism financial resources / hotel complex financial potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. К. Мимоход

Управление финансами гостиничного сектора заставляет изыскивать новые инновационные формы текущего и стратегического финансового менеджмента. Особенно это актуально ввиду нарастания конкуренции и изменчивости деловой среды и микроклимата. Поэтому были выделены и рассмотрены проблемы деятельности предприятий туристической отрасли и их элементы. В статье отмечается, что изменчивость внешней среды заставляет финансовый менеджмент адаптироваться к постоянно меняющимся условиям: достижение ключевых финансовых показателей выходит на первый план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENTERPRISE FINANCIAL MANAGEMENT TOURISM SECTORS

The hotel sector financial management makes it necessary to find new innovative forms of current and strategic financial management. This is especially true in view of the increasing competition and variability of the business environment and microclimate. Therefore, problems of enterprise activity of the tourism industry and their elements were identified and considered. The article notes that the variability of the external environment forces financial management to adapt to the constantly changing conditions: the achievement of key financial indicators comes to the fore.

Текст научной работы на тему «Особенности управления финансами предприятий сферы туризма»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

СФЕРЫ ТУРИЗМА

А.К. Мимоход, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11940

Аннотация. Управление финансами гостиничного сектора заставляет изыскивать новые инновационные формы текущего и стратегического финансового менеджмента. Особенно это актуально ввиду нарастания конкуренции и изменчивости деловой среды и микроклимата. Поэтому были выделены и рассмотрены проблемы деятельности предприятий туристической отрасли и их элементы. В статье отмечается, что изменчивость внешней среды заставляет финансовый менеджмент адаптироваться к постоянно меняющимся условиям: достижение ключевых финансовых показателей выходит на первый план.

Ключевые слова: гостиничные услуги, финансы гостиничного комплекса, туристические услуги, финансовые ресурсы сферы туризма, финансовый потенциал гостиничного комплекса.

Социальное и экономическое развитие субъектов гостиничного хозяйства и туризма базируется на процессе разработки и принятия управленческих решений, направленных на совершенствование всех аспектов деятельности управляемой подсистемы, ключевая роль в которой отведена управлению финансами.

Сложен и трудоемок процесс финансового управления организациями гостиничного комплекса ввиду трудности сочетания его составных элементов.

В частности, Авдюхина Ю.С. пишет, что ключевые направления повышения финансовой эффективности гостиничного комплекса могут быть реализованы путем синергетически грамотного управления его финансовым состоянием, маркетинговой деятельностью, трудовыми ресурсами, инфокоммуникациями и бизнес-процессами [1].

А вот Морозов В.Ю., и Мурашова Ю.В. отмечают, что стратегическое управление развитием гостиничного хозяйства - участника туристического рынка может быть успешно осуществлено путем использования стадий управленческого процесса, в том числе текущего. Для этого следует соблюдать условия и учитывать особенности реализуемых видов управленческих реше-

ний в финансовом обеспечении деятельности гостиничного хозяйства [2].

Так, например, управление финансами гостиничного комплекса может отличаться по срокам реализации, планирования, учета и контроля всех элементов хозяйственной жизни экономического субъекта. Следует детализировать и укрупнить выполнение всех показателей, таких как экономические, финансовые, организационные или социальные.

Достигая цель - получить максимальный экономический результат, система финансового управления гостиничного комплекса должна ориентироваться на стоимость оказываемых гостиницей услуг, включая сопутствующие. Делать это необходимо эффективно используя все имеющиеся в наличии трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы.

Финансовый менеджмент в гостиничном бизнесе может концентрироваться на расширении горизонтов планирования и создавать возможности своевременного реагирования на изменения во внешней среде и научно-техническом, экономическом инструментарии.

Если система финансового менеджмента не отлажена в гостиничном комплексе должным образом, то решения будут при-

ниматься хаотично, сиюминутно и запоздало.

Также, следует отметить, что рыночная экономика всегда сопровождается нестабильностью внешней среды. Из-за чего протекающие в ней процессы с трудом прогнозируются, особенно на долгосрочный период времени, а темпы увеличения интенсивности протекающих процессов и вовсе превосходят возможные реакции предприятий.

Часто растет значимость случайных событий, которые становятся фактором, который необходимо учитывать при осуществлении финансового управления. Так решать появляющиеся проблемы следует путем использования накопленного предыдущего опыта, а также его экстраполяции на изменения во внешней среде.

Иногда приходится столь быстро реагировать в ответ, что необходимо предвидеть изменения состояния внешней среды, исследовать и творчески подходить к решению вопроса о противодействии негативному влиянию факторов макросреды. Эти методы в совокупности с организационными и интеллектуальными ресурсами требуют использования технологически ориентированных моделей принятия и реализации управленческих финансовых решений.

Избранная стратегия в контексте состояния макросреды является первым результатом принимаемых управленческих финансовых решений. Организационным новшеством механизма совершенствования технологии финансового управления выступает мобилизация и использование научно-инновационного, производственно-технологического, финансово-экономического, социального и организационного потенциалов хозяйствующего субъекта в направлениях, обещающих достижение успеха в развитии предприятий гостиничного комплекса [3].

В недалеком прошлом в процессе своего функционирования экономические субъекты гостиничного хозяйства успешно функционировали с учетом внутренних проблем, которые были связаны с ростом качества использования имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов.

Именно поэтому сегодня можно осуществить такое управление их финансами, которое будет способно обеспечить адаптацию к меняющимся реалиям деловой среды.

Актуализируется разработка финансовой политики, которая будет способна поддержать конкурентоспособность оказываемых гостиничным хозяйством услуг, при соответствующем успешном позиционировании на занимаемых сегментах рынка.

Финансовый менеджмент чутко реагирует на протекающие перемены в деловой внешней среде. Поэтому необходимо повышать уровень управления предприятиями на основе научно обоснованных процедур, направленных на прогнозирование развития, регулирование и адаптацию к варьированию условий внешней среды [4].

Известна и такая точка зрения, что любое крупное предприятие способно приобрести шанс в конкурентной борьбе, особенно в сравнении его с субъектами малых форм хозяйствования. Но сейчас превалирует такая научная мысль, что конкурентная борьба будет успешна, если задать целевые ключевые финансовые показатели, такие как КР1. Они будут ориентированы на достижение целевых нормативов финансовых показателей, рекомендованных для конкретного участника гостиничного сектора.

В настоящее время особенно быстро появляются новые предпочтения у потребителей гостиничного сервиса: растет конкуренция, появляются новые, неожиданные возможности осуществления предпринимательства, развиваются информационные сети, которые быстро распространяют и получают информацию, обеспечивая широкую доступность современных технологий. Также изменяется роль человеческих и интеллектуальных ресурсов, а также ведет к значительному росту роли финансового управления в гостиничном бизнесе.

Практические особенности деятельности гостиничных хозяйств свидетельствуют о том, что единой стратегии достижения заданных показателей не существует. Напротив, каждый субъект гостиничного и

туристического рынка способен сам разработать и реализовать технологию универсального финансового управления. Опираться при ее разработке следует на те особенности, которые возникают непосредственно в процессе его деятельности.

Благодаря такой уникальности разработка финансовой стратегии для каждого экономического субъекта зависит от его успешности на рынке. Так динамика развития ключевых финансовых показателей базируется на конкурентных преимуществах, ресурсном обеспечении, качестве оказываемых услуг, а также микроклимате и деловой среде.

В то же время необходимо соблюдать основные принципы осуществления технологии финансового управления: в первую очередь организационное новшество высшего руководства, внедряющего его в деятельность субъекта хозяйствования [5].

Эффективной формой для успешного финансового управления и достижения целевых установок в гостиничном бизнесе на основе инвестиционной и инновационной стратегий, являются открытые акционерные общества. В настоящее время корпоративные субъекты гостиничного хозяйствования нуждаются в организационном финансовом управлении развитием отраслевых составляющих сферы услуг, а также в соединении общих усилий в рамках государственно-частного партнерства.

Основные выделенные проблемы, в деятельности предприятий гостиничного сервиса заключаются:

- в несоответствии материально-технической базы требованиям приведения предложения услуг в соответствие со спросом;

- в возникновении трудностей в процессе аккумуляции собственных финансовых ресурсов по сравнению с ретроспективным периодом;

- в наличии высоких тарифных ставок на жилищно-коммунальные услуги естественных монополистов.

Одним из факторов эффективного текущего и долгосрочного их развития в настоящее время является повышение уровня инновационности как системы финансового управления [6].

Необходимо также объединять целевые направления развития технологий и ресурсные составляющие механизма финансового управления. Его функциональное назначение способно повысить и рационализировать взаимодействие составляющих его элементов, благодаря чему становится возможным использование диаметрально противоположных инструментов финансового менеджмента.

Следует отметить, что механизмы финансового управления используют экономические, финансовые, инвестиционные, инновационные и иные инструменты, а эффект, получаемый от их воздействия на финансовый блок гостиничного хозяйства, часто соответствует заданным количественным и качественным параметрам, которые выставляются при достижении целей и решении операционных задач.

Библиографический список

1. Авдюхина Ю.С. Повышение эффективности деятельности компании гостиничного бизнеса // Теория и практика современной науки. - 2019. - № 3. - С. 11-17.

2. Морозов В.Ю., Мурашова Ю.В. Современные проблемы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - Т.11. № 3 (73). -С. 6-13.

3. Сологубова Г.С. Организационные механизмы хозяйственной деятельности в туризме: монография. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. - 2010. - 222 с.

4. Лысич А.П. Стратегические приоритеты совершенствования управления в сфере гостиничного хозяйства: автореферат диссертации. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. - 2010.

5. Финансы в управлении предприятием / Под ред. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика. - 2016. - 160 с.

6. Медлик С. Гостиничный бизнес. - М.: Юнити-Дана. - 2013.

FEATURES OF ENTERPRISE FINANCIAL MANAGEMENT TOURISM SECTORS

A.K. Mimokhod, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The hotel sector financial management makes it necessary to find new innovative forms of current and strategic financial management. This is especially true in view of the increasing competition and variability of the business environment and microclimate. Therefore, problems of enterprise activity of the tourism industry and their elements were identified and considered. The article notes that the variability of the external environment forces financial management to adapt to the constantly changing conditions: the achievement of key financial indicators comes to the fore.

Keywords: hotel services, hotel complex finance, tourism services, tourism financial resources, hotel complex financial potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.