Научная статья на тему 'Особенности управления финансами бюджетных и автономных образовательных учреждений'

Особенности управления финансами бюджетных и автономных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / BUDGETARY INSTITUTIONS / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / AUTONOMOUS INSTITUTIONS / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / FINANCIAL MANAGEMENT / ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / MUNICIPAL TASK / БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / BUDGET LEGISLATION / INSTITUTIONS FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Ольга Леонидовна

Посвящено исследованию изменений в области управления финансами бюджетных и образовательных учреждений в современных условиях в связи с изменениями в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FINANCIAL MANAGEMENT OF BUDGETARY AND AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article investigates the changes in the financial management of budgetary and educational institutions in modern conditions due to changes in legislation.

Текст научной работы на тему «Особенности управления финансами бюджетных и автономных образовательных учреждений»

Экономика и управление

11

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 341.213.4

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

О.Л. Алексеева

Посвящено исследованию изменений в области управления финансами бюджетных и образовательных учреждений в современных условиях в связи с изменениями в законодательстве.

Ключевые слова: бюджетные учреждения; автономные учреждения; управление финансами; финансирование учреждений; муниципальное задание; бюджетное законодательство.

O.L. Alekseeva. FEATURES OF FINANCIAL MANAGEMENT OF BUDGETARY AND AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article investigates the changes in the financial management of budgetary and educational institutions in modern conditions due to changes in legislation.

Keywords: budgetary institutions; autonomous institutions; financial management; institutions financing; municipal task; budget legislation.

Происходящие в современном российском обществе изменения в организационно-финансовых механизмах управления образовательным учреждением предполагают новое качество руководителей и специалистов финансово-экономических служб в системе образования. Управление финансами и соблюдение требований бюджетного законодательства становятся ключевыми элементами организации образовательного учреждения, а сами образовательные учреждения получают большую автономию в самостоятельном распоряжении финансовыми средствами для достижения запланированных результатов.

Актуальным является развитие форм и методов управления финансами образовательных учреждений, стимулирующих повышение качества работы педагогов и учреждений, эффективность использования ресурсов, направляемых в систему образования.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г № 83-ФЗ создал правовые основания для казенных учреждений и изменил правовой статус бюджетных учреждений [1].

Финансирование учреждений ранее осуществлялось по смете и определялось метода-

ми индексации прежнего уровня бюджетного финансирования. Реальные потребности учреждений в средствах могли быть как более высокими, так и более низкими. Объем финансирования не зависел от качества и результатов работы учреждения. С принятием нового закона расширяется финансовая самостоятельность учреждений. Самые большие права приобретают автономные учреждения. Средства из бюджета выделяются не по смете, а предоставлением субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. Учреждения приобретают право зарабатывать, приобретать за счет дополнительных доходов имущество.

Базовые изменения в статусе бюджетных учреждений сводятся к расширению объема их прав и повышению самостоятельности и выражаются в следующем:

- осуществляется переход с бюджетной сметы на субсидию по государственному (муниципальному) заданию (т.е. изменяются механизмы финансового обеспечения);

- полученные доходы не являются доходами бюджета, остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей, ради которых оно создано;

12

вестник Российского университета кооперации. 2014. №4(18)

- расширяется самостоятельность в использовании средств, полученных из бюджета;

- отменяется субсидиарная ответственность государства по обязательствам учреждений;

- расширяются права на распоряжение движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества);

- появляется возможность заключения гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени.

Автономное учреждение вправе получать банковские кредиты, открывать счета в коммерческих банках, получать дивиденды, приобретать акции. Таким образом, появляется больше возможностей для обновления оборудования, мебели, обеспечения своевременного текущего ремонта помещений, повышения заработной платы сотрудникам и др. Как следствие, у автономного учреждения есть возможность для повышения качества оказания услуг и соответственно привлечения большего числа потребителей и получения больших сумм платежей за оказание платных услуг

Доходы автономного учреждения остаются в его самостоятельном распоряжении, используются им для достижения целей, ради которых оно создано, и не относятся к доходам бюджета. Заработанные автономным учреждением денежные средства и приобретенное за счет них имущество (здания, оборудование и др.) не могут быть переданы другим государственным (муниципальным) организациям.

Автономное учреждение вправе открывать расчетные и иные счета в кредитных организациях, включая валютные счета. В отличие от бюджетных учреждений, автономные учреждения не обязаны осуществлять все операции с безналичными денежными средствами через лицевые счета, открытые в федеральном казначействе, что будет способствовать значительному повышению мобильности финансовых потоков и тем самым позволит более оперативно решать неотложные финансовые вопросы.

В отличие от бюджетных, автономные учреждения вправе получать кредиты и займы у кредитных организаций и иных частных лиц. Автономное учреждение, с согласия своего учредителя, вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал коммерческих организаций. Расширена и возможность распоряжения этих учреждений своим имуществом.

Наиболее типовыми являются следующие недостатки и нарушения в ведении финансово-хозяйственной деятельности муниципальных образовательных учреждений, выявляемые в ходе проверок контролирующими и надзорными органами:

1. Оплата строительно-монтажных работ по завышенным расценкам, оплата невыполненных работ, завышение объемов работ, несоблюдение договорных условий.

2. Переплата премий работникам учреждений (случаи необоснованного премирования или выплаты премий за выполнение основных функциональных обязанностей), установление необоснованных доплат и надбавок, не предусмотренных законодательством.

3. Принятие обязательств сверх доведенных лимитов финансирования (несанкционированная кредиторская задолженность).

4. Нарушения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Список литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон от 08.05.2010 г. № 83-Ф3 (ред. от 28.12.2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 19, ст. 2291.

2. Об образовании в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. № 50 // Собр. законодательства Чувашской Республики. 2013. № 7, ст. 675.

АЛЕКСЕЕВА Ольга Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: o.l.alekseeva@rucoop.ru

ALEKSEEVA, Olga Leonidovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Credit and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: o.l.alekseeva@rucoop.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.