Научная статья на тему 'Особенности управления дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков на промышленных предприятиях'

Особенности управления дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дебиторская задолженность покупателей и заказчиков / кредитная политика предприятия / ABC-анализ дебиторов / кредитный рейтинг дебиторов / оптимизация дебиторской задолженности / receivables from buyers and customers / enterprise credit policy / ABC analysis of debtors / credit rating of debtors / optimization of receivables

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Николаевич Щапов

В статье отражены некоторые особенности управления дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков на промышленных предприятиях, а также предлагается алгоритм, позволяющий комплексно подойти к процессу принятия финансовых решений. Определена сущность кредитной политики предприятия и мероприятия, направленные на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of accounts receivable management at industrial enterprises

The article reflects some features of managing accounts receivable from buyers and customers at industrial enterprises, and also proposes an algorithm that allows a systematic and comprehensive approach to the process of making financial decisions. The essence of the enterprise’s credit policy and measures aimed at increasing the efficiency of accounts receivable management are determined.

Текст научной работы на тему «Особенности управления дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков на промышленных предприятиях»

Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2024. № 1. С. 309-319.

Herald of the Mosoow University of Finances and Law MFUA. 2024. № 1. С. 309-319.

Научная статья УДК 336.66

doi:10.52210/2224669X_2024_1_309

Особенности управления дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков на промышленных предприятиях

Андрей Николаевич Щапов

Московский финансово-юридический университет МФЮА, Ярославский филиал, г. Ярославль, Россия, alois01@yandex.ru

Аннотация. В статье отражены некоторые особенности управления дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков на промышленных предприятиях, а также предлагается алгоритм, позволяющий комплексно подойти к процессу принятия финансовых решений. Определена сущность кредитной политики предприятия и мероприятия, направленные на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью.

Ключевые слова: дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, кредитная политика предприятия, ABC-анализ дебиторов, кредитный рейтинг дебиторов, оптимизация дебиторской задолженности

Для цитирования: Щапов А.Н. Особенности управления дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков на промышленных предприятиях // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2024. № 1. С. 309-319. https://doi:10.52210/2224669X_2024_1_309.

© Щапов А.Н., 2024

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Original article

Features of accounts receivable management at industrial enterprises

Andrey N. Shchapov

Moscow University of Finances and Law MFUA, Yaroslavl Branch, Yaroslavl, Russia, alois01@yandex.ru

Abstract. The article reflects some features of managing accounts receivable from buyers and customers at industrial enterprises, and also proposes an algorithm that allows a systematic and comprehensive approach to the process of making financial decisions. The essence of the enterprise's credit policy and measures aimed at increasing the efficiency of accounts receivable management are determined.

Keywords: receivables from buyers and customers, enterprise credit policy, ABC analysis of debtors, credit rating of debtors, optimization of receivables

For citation: Shchapov A.N. Features of accounts receivable management at industrial enterprises // Herald of the Moscow University of Finances and Law MFUA. 2024. № 1. Р 309-319. https://doi:10.52210/2224669X_2024_1_309.

Промышленные предприятия, находясь в условиях жесткой конкуренции, вынуждены проявлять гибкость в процессе управления активами и капиталом. В рамках управления оборотными активами, немаловажным аспектом является управление дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков.

Дебиторская задолженность - это дебетовое сальдо счетов расчетов плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [1], за вычетом резерва по сомнительным долгам.

Дебиторская задолженность - это в первую очередь результат конкурентной борьбы, которая вынуждает производителей идти на различные уступки покупателям, в частности предоставлять отсрочку платежа (коммерческий кредит). Негативными последствиями таких действий для продавца являются:

- отвлечение средств из оборота и, как следствие, необходимость искать дополнительные источники финансирования;

- обесценение средств, осевших в дебиторской задолженности, в результате инфляции;

- риск непогашения дебиторской задолженности в установленные сроки, возникновения кассовых разрывов и утраты платежеспособности [2].

Управление дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков осуществляется посредством разработки кредитной политики, которая по сути является набором принципов работы с ними. В соответствии с данными принципами предоставляются товарные кредиты, рассрочки, отсрочки, скидки, наценки, в определенном объеме и на конкретный срок.

Кредитная политика предприятия должна быть направлена на проведение следующих мероприятий:

1. Анализ существующей дебиторской задолженности.

2. Формирование стандартов определения кредитного рейтинга клиентов.

3. Оптимизация дебиторской задолженности.

4. Рефинансирование дебиторской задолженности.

5. Контроль исполнения кредитной политики.

Рассмотрим каждое мероприятие подробнее.

1. Анализ существующей дебиторской задолженности проводится по объему реализации, просрочке платежа, оборачиваемости и длительности одного оборота.

Каждая группа дебиторов имеет свою степень значимости в зависимости от среднего объема реализованной продукции и средней величины просрочки платежа.

Средний объем реализованной продукции, рассчитывается как среднее хронологическое по месяцам года. Аналогично рассчитывается и средняя просрочка.

Данный подход соответствует такому известному в финансовом менеджменте принципу классификации, как АВС-анализ, основанному на принципе Парето.

Согласно данному принципу классификации, дебиторы ранжируются по объему реализованной продукции (в порядке убывания) и величине просрочки платежа (в порядке возрастания). При этом предполагается, что объем реализованной продукции важен на столько же, на сколько важна просрочка. В результате готовая продукция распределяются на три категории: А (самый большой средний объем реализованной продукции включает 20 % всех дебиторов), соответственно, В (включает 30 % всех дебиторов), и С (включает 50 % всех дебиторов) (таблица 1).

Таблица 1

ABC-анализ дебиторов

Средний о&ьем Средняя

реализованной просрочка.

Группа Дебитор продукции, Дебитор дн

А Дебитор 2 95 Дебитор 11 10

А Дебетор 7 85 Дебитор 2 15

А Дебитор ■* 74 Дебитор 4 32

А Дебитор 10 70 Дебитор 5 45

В Дебетор 9 68 Дебитор 10 50

В Дебитор 3 35 Дебитор 6 63

В Дебитор 8 32 Дебитор 8 73

В Дебитор 11 30 Дебитор 3 75

С Дебитор 3 25 Дебитор 12 78

С Дебитор 5 20 Дебитор 7 81

С Дебитор 6 15 Дебитор 9 91

С Дебитор 12 10 Дебитор 1 99

Кредитная политика в отношении той или иной группы дебиторов будет зависеть от позиции, которую занимает каждая группа в таблице распределения дебиторов для реализации кредитной политики (таблица 2).

Таблица 2

Распределение дебиторов для реализации кредитной политики

Объем реализованной продукции

А В

С

Дебиторы 2,4 Дебитор 10 Дебитор 7

Дебитор 11 Дебиторы 3,8 Дебитор 9

Дебитор 5 Дебитор 6 Дебиторы 1,12

А В С

Просрочка

2. Формирование стандартов определения кредитного рейтинга клиентов.

Определение стандартов кредитоспособности дебиторов -одна из основных задач кредитной политики предприятия.

В результате применения АВС-анализа, получается 9 групп дебиторов. По каждой группе дебиторов очевидными становятся мероприятия, которые необходимо проводить в отношении дебиторов (таблица 3).

Таблица 3

Мероприятия кредитной политики в отношении дебиторов

Кредитная политика По 10, 3 и 8 По 7 дебитору политика

эффективная. 2 и 4 дебиторам эффективная, по 9 дебитору

дебиторам можно политика политику надо ужесточать, по

предложить эффективная, 1 и 12 дебиторам необходимо

увеличение объемов по 6 дебитору ужесточение политики вплоть

закупки и отсрочку политику надо до прекращение

платежа ужесточать со'трудни честв а

При разработке мероприятий внутри групп, необходимо учитывать информацию за прошлые периоды по каждому дебитору:

- период сотрудничества с данным дебитором;

- объем и структура (по критерию маржинальный доход) реализуемой продукции;

- стабильность осуществления поставок в предшествующие периоды;

- оборачиваемость дебиторской задолженности по данному покупателю;

- объемы и сроки просроченной дебиторской задолженности;

- финансовую устойчивость и ликвидность дебитора;

- можно ли найти замену данному покупателю в случае прекращения сотрудничества с ним;

- оценка общей значимости и удобства работы с дебитором.

3. Оптимизация дебиторской задолженности.

Основная оптимизационная задача в текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятия является однокритериаль-ной. Критерий оптимизации - максимальный финансовый результат.

Однако необходимо установить и ограничения:

3.1. Ограничениями, связанными с финансовыми ресурсами, являются:

- минимальное финансирование (возможности использования собственного капитала);

- максимальное финансирование (возможности использования и собственного и заемного капитала);

- финансовая устойчивость (обеспечение необходимого соотношения заемных и собственных средств).

3.2. С другой стороны, существуют ограничения, связанные с эффективностью производства и сбыта продукции:

3.2.1. Максимальная загрузка производственных мощностей максимально маржинально доходной продукцией.

Для решения данной задачи, необходимо сначала сформировать оптимальный план производства, без учета структуры сбыта продукции с целью определения максимально возможного объема производимой маржинально доходной продукции. Для этого, производственные мощности предприятия сначала загружаются маржи-нально доходной продукцией, затем менее маржинально доходной и так далее до достижения продукции с наименьшим маржинальным доходом (в случае, если на нее хватит производственных мощностей).

Получив максимально маржинально доходный план производства, рассчитываем его себестоимость. Далее определяем объем заемных средств, необходимых для производства продукции с максимальным маржинальным доходом.

Объем денежных средств, который сможет предоставить банк необходимо сравнить с объемом заемных денежных средств, обеспечивающий финансовую устойчивость. Для оценки финансовой устойчивости используется несколько абсолютных и относительных показателей. Например, можно использовать коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Он рассчитывается как результат деления величины заемного капитала на величину собственного. Коэффициент может колебаться в пределах: от 0,5 до 1,5 в зависимости от оборачиваемости оборотных активов, рентабельности продаж, ликвидности имущества, отрасли и т.д.

Исходя из данного значения, рассчитываем максимально возможный объем заемных средств, с позиции соблюдения возможностей банка и условия финансовой устойчивости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее, учитывая ставку и объем денежных средств, который сможет предоставить банк (или максимально возможный объем заемных средств, с позиции соблюдения условия финансовой устойчивости), рассчитываем себестоимость выпуска продукции, которую предприятие сможет себе позволить. После этого уменьшаем план производства, путем исключения из него продукции с меньшим маржинальным доходом.

Итак, мы сформировали оптимальный план производства по критерию максимальный маржинальный доход. В идеале, в случае реализации произведенной продукции, соответствующей оптимальному плану, мы получим максимальный финансовый результат.

3.2.2. Реализация максимально маржинально доходной продукции покупателям, минимально задерживающим платеж.

Очевидно, при разработке кредитной политики, необходимо учитывать маржинальный доход по каждой позиции ассортимента продукции, реализуемой конкретному покупателю. На данном этапе становится ясным, что продукцию с максимальным маржинальным доходом можно реализовывать практически всем покупателям, предлагая максимальные объемы с максимальной рассрочкой платежа. Рассрочка платежа тем больше, чем надежнее покупатель. И наоборот, рассрочка тем меньше, чем менее надежен покупатель.

При достаточно большом маржинальном доходе партии, надежным покупателям можно предлагать скидки за предоплату или быструю оплату.

Продукцию с минимальным маржинальным доходом, можно реализовывать ограниченному кругу постоянных, надежных и крупных покупателей, получая предоплату или разрешая минимальную рассрочку.

В отношении всех остальных покупателей, можно увеличивать срок оплаты покупателям, предлагая им дополнительно определенный объем маржинально доходной продукции.

Общее ограничение по объему маржинально доходной продукции - это производственные возможности, которые учтены в оптимальном плане производства.

Максимальная рассрочка определяется постепенно опытным путем, проявляя осмотрительность и осторожность в процессе формирования финансового плана, исключая возможность появления «кассового разрыва».

4. Рефинансирование дебиторской задолженности.

Проработанность процедуры инкассации и тщательное ее соблюдение на практике являются залогом эффективного управления дебиторской задолженностью, так как от этого во многом зависит платежная дисциплина покупателей, а, следовательно, объем и качество дебиторской задолженности [2]. Рассмотрим наиболее

распространенные способы рефинансирования дебиторской задолженности:

4.1. Учет векселей (применяется очень редко). Дебиторская задолженность (коммерческий кредит) может

быть оформлена векселем, который повышает ответственность дебитора и фиксирует его обязательство оплатить по векселю в указанный срок.

Однако вексельные формы расчетов дискредитировали себя в 1990-х и 2000-х гг., поскольку широко использовались в различных преступных схемах. Кроме этого, к недостаткам вексельных форм расчетов относятся:

- документарная форма самого векселя. В результате увеличиваются расходы, связанные с транспортировкой, проверкой подлинности, проведением криминалистической экспертизы, хранением векселей;

- необходимость публичного раскрытия информации перед инвесторами. Информационная открытость и прозрачность векселедателя необходима для успешного привлечения внешнего финансирования посредством векселей;

- отсутствие торговых систем и точной информации об объемах, структуре и динамике сделок на вексельном рынке [4].

4.2. Факторинг.

Согласно п. 1 ст. 824 ГК РФ, по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) одна сторона (клиент) обязуется уступить другой стороне - финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) обязуется передать клиенту денежные средства.

Однако, данный инструмент достаточно плохо известен. Анализ исследований показывает, что это один из наиболее плохо изученных финансовых инструментов не только в России, но и в мире. Еще одним препятствием к использованию факторинга в качестве инструмента финансирования в российских условиях являются пробелы в законодательном регулировании, которое не позволяет применять факторинг на практике, когда это действительно необходимо [5]. Необходимо также указать, что факторинговая деятельность подлежит лицензированию.

Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета на оплату. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 75...90 % стоимости требований об оплате. После оплаты продукции покупателем, факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные за оказанные услуги.

4.3. Продажа дебиторской задолженности по договору цессии.

Договор цессии - это соглашение об уступке права требования долга. В нем две стороны: первоначальный кредитор - цедент и покупатель долга - новый кредитор или еще его называют цессионарий.

Договор цессии предусматривает уступку права требования дебиторской задолженности третьему лицу по уменьшенной стоимости ее реальной величины. П. 1 ст. 382 ГК РФ трактует, что сделка оформляется соглашением о замене первоначального кредитора, выбывающего из обязательства, на другой субъект, к которому переходят все права прежнего кредитора (при этом, согласия на это от должника не требуется). Но в данном случае, к третьему лицу переходят пени и штрафы за просрочку платежей [3]. Кроме этого, договор цессии выступает самостоятельной сделкой, которая отличается от первоначальной сделки и является самостоятельным объектом НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Если по договору цессии переуступка долга равна или меньше первоначального договора, у цедента возникает убыток для налога прибыль (пп. 2.1 п. 1 ст. 268 и п. 1 ст. 279 НК РФ) и не возникает обязанности по уплате НДС (ст. 155 НК РФ) [3]. Как видим, договор цессии имеет ряд особенностей по его использованию в качестве инструмента рефинансирования дебиторской задолженности.

В отличие от факторинга, приобретать долг по договору цессии вправе любая организация, лицензий для этого не требуется.

5. Контроль исполнения кредитной политики.

Эффективность кредитной политики контролируется при помощи оборачиваемости дебиторской задолженности и длительности одного ее оборота.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности говорит об эффективной кредитной политике, проводимой в отношении дебиторов.

Увеличение длительности одного оборота дебиторской задолженности говорит неэффективной кредитной политике, проводимой в отношении дебиторов.

Оборачиваемость и длительность одного оборота дебиторской целесообразно определить по каждому дебитору, взяв вместо выручки - объем реализации данному дебитору за год, и разделив его на среднегодовую дебиторскую задолженность по данному дебитору.

Кроме этого, контроль исполнения кредитной политики будет менее трудоемок и более оперативен, если организовать ряд мероприятий:

- провести автоматизацию процесса учета дебиторской задолженности, контроля сроков погашения, построения кредитного рейтинга, кредитной истории, сделанных и планируемых звонков дебиторам;

- разработать систему скидок за предоплату и оплату в день отгрузки;

- поставить заработную плату менеджеров по продажам в зависимость, в том числе, от сокращения сроков оплаты за поставленную продукцию.

Как мы смогли убедиться, управление дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков на промышленных предприятиях является достаточно трудоемкой аналитической и учетной задачей, которая предусматривает комплексный и системный подход. Предложенный в статье алгоритм позволит финансовому менеджменту промышленных предприятий организовать управление дебиторской задолженностью на научной основе.

Список источников

1. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.01.2024).

2. Воронцова Е.А. Управление дебиторской задолженностью в условиях экономического кризиса // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 3-2 (148).

3. Коршикова С.Н. Учет, контроль, рефинансирование дебиторской задолженности // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40 (2).

4. Чепушканов И.А. Использование векселя в системе управления запасами // Будущее науки-2020: сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции (Курск, 21-22 апреля 2020 г.): в 5 т. Т. 1. Курск, 2020.

5. Швандар К.В. Регулирование факторинга: тренды, особенности, перспективы // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 10.

Информация об авторе

А.Н. Щапов - кандидат экономических наук; доцент кафедры финансов, налогообложения и финансового учета Ярославского филиала Московского финансово-юридического университета МФЮА, г. Ярославль, Россия

Information about the author

A.N. Shchapov - Candidate of Sciences in Economics; Associate Professor of the Department of Finance, Taxation and Financial Accounting of the Yaroslavl Branch of the Mos^w University of Finances and Law MFUA, Yaroslavl, Russia

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 09.02.2024; принята к публикации 13.02.2024.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 09.02.2024; accepted for publication 13.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.