ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ (ст. 322.1 УК РФ), НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЗАКОННОГО ВЪЕЗДА
Т.А. Малыхина,
доцент кафедры уголовного права и криминологии
ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат юридических наук
В статье раскрываются особенности объективной стороны организации незаконной миграции, а также негативные последствия въезда незаконных мигрантов в Россию.
The article reveals the features of the objective side of illegal immigration, as well as the negative consequences of the entry of illegal migrants in Russia*
В последнее время проблема незаконной миграции в нашей стране встает особенно остро. В большей степени это связано с тем, что отмечается рост миграции лиц, имеющих ярко выраженный криминальный характер. Сама незаконная миграция является активным криминогенным фактором, порождающим различные виды преступности. Организация незаконной миграции на территории России несет многочисленные негативные последствия в виде роста различных видов преступности, расширения сфер организованной преступности и коррупционных проявлений, расширения сфер влияния международного терроризма и транснациональной преступности и других.
Кроме этого, существуют проблемы, связанные с правоприменительной практикой незаконной миграции. Анализ судебной практики выявляет значительное количество ошибок, связанных зачастую с неправильной квалификацией действий виновных. Недостаточное количество теоретических исследований и наработок в данной области, а также несовершенство правовой базы в отношении вопросов миграции влекут неоднозначное применение закона и, как следствие, ошибки правоприменительной деятельности.
Проблема незаконной миграции стала актуализироваться в связи с распадом в 1991 г. многонационального СССР и увеличением масштабов миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья на территорию России. С этого времени научному анализу подвергаются вопросы внешней трудовой миграции и сопутствующие ей проблемы незаконной иммиграции. Они
Malihina T. Peculiarities of criminal liability for the organization of illegal migration (article 322.1 of the criminal code), the negative consequences of the illegal entry
получили освещение в работах Ю.М. Антоняна, М.М. Бабаева, Ю.В. Бышевского, Г.С. Витковской, Ю.И. Вьюнова, А.И. Долговой, Ж.А. Зайончковской, В.А. Ионцева, И.И. Карпеца, Е.А. Костыря, Е.С. Красинца, С.Е. Метелева, В.Е. Подшивалова и др. Принимая во внимание тот факт, что проблема незаконной миграции для России вновь актуализировалась сравнительно недавно, а также учитывая быстро меняющийся характер миграционных процессов, существует постоянная необходимость в анализе и прогнозировании складывающейся миграционной ситуации в стране (и в ее регионах) с целью предупреждения стихийной и незаконной миграций. Несмотря на возросший научный интерес к этой теме, некоторые ее аспекты до настоящего времени остаются малоизученными (в частности, проблема организации борьбы с незаконной миграцией на уровне субъекта РФ) [1].
Уголовный закон предусматривает ответственность за незаконную миграцию в нормах ст. ст. 322 и 322.1. Эти статьи являются бланкетными, отсылая праваприменителей при решении вопроса о законности пересечения государственной границы и организации миграции к соответствующему законодательству. Однако, как показывает практика, судьи часто пренебрегают соответствующими федеральными законами и нормативными актами, регулирующими порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации, процедуру въезда и выезда через территорию РФ.
В настоящее время проблема незаконной миграции в России приобретает весьма острый характер. Согласно оценкам экспертов, на сегодняшний день в России насчитывается порядка 15 млн. незаконных мигрантов, и их количество увеличивается с каждым годом [2].
Каковы же негативные последствия незаконной миграции, чем она так опасна российскому обществу? Раскрывая общественную опасность данного преступления, начнем с анализа его объективных признаков, характеризующих его общественную опасность. Итак, прежде всего, организация незаконной миграции и сама незаконная миграция нарушают установленный государственный порядок ее осуществления, что в данном случае является видовым объектом этого преступления. Родовым объектом данного преступления, скорее всего, следует считать общественные отношения в сфере осуществления государственной власти, являющейся одной из главных составляющих конституционного строя Российской Федерации.
С позиции уголовного права видовым объектом этого преступления является нормальная управленческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Непосредственный же объект здесь определяется в зависимости от конкретной управленческой деятельности, которой может причинить ущерб данное преступление. Им может быть нормальная деятельность любого звена управленческого аппарата органов государственной власти.
Важным элементом уголовно-правовой характеристики рассматриваемого преступления, демонстрирующим его общественную опасность, является анализ ее объективной стороны. Согласно ч. 1 ст. 322.1
УК РФ объективная сторона состава данного преступления предусматривает три вида действия:
- организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства;
- их незаконное пребывание в Российской Федерации;
- их незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации.
Причем, интересно заметить, что наиболее опасным из них представляется именно организация незаконного въезда указанных лиц в Россию, два других являются в определенной степени производными от первого (организации въезда).
Итак, какие же негативные последствия влечет организация незаконного въезда мигрантов на территорию Российской Федерации. На сегодняшний день в России проблема незаконной миграции и поиск мер по ее противодействию стали важнейшей составляющей внутриполитической жизни страны и в связи с этим провозглашены одним из приоритетных направлений деятельности государства. В этой связи незаконная миграция признается сложным демографическим процессом присущими ему специфическими особенностями и закономерностями. Крайне высокая степень общественной опасности организации незаконной миграции ставит ее на особое место в системе социальных отношений, охраняемых законом.
Итак, негативные последствия организации незаконной миграции, а именно - въезда незаконных мигрантов в Россию можно определить в следующем:
Во-первых, незаконная миграция представляет угрозу национальной, особенно экономической, безопасности России, стимулирует рост теневой экономики, способствует коррупции среди государственных служащих;
Во-вторых, незаконный въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан создает реальную угрозу изменения сложившейся демографической ситуации не только в отдельных регионах Российского государства, но и в целом в стране;
В-третьих, стимулирует рост негативного националистического настроя, создает условия для возникновения межнациональных конфликтов;
В-четвертых, определенным образом ухудшает благосостояние коренного населения;
В-пятых, способствует росту этнической преступности, криминализации населения, постоянному пополнению преступной среды иностранной субкультурой и лицами криминальной направленности;
В-шестых, ослабляет стремление желающих мигрировать в Россию сделать это законным, но более сложным и дорогостоящим путем;
Помимо этого, организация незаконной миграции демонстрирует слабость государственной власти, ее нежелание либо неумение контролировать значимые процессы и наносит ощутимый ущерб интересам РФ в международной сфере.
Кроме того, незаконная миграция представляет собой одну из форм территориального перемещения населения, специфика которого заключается в том, что в процессе такого перемещения или пребывания мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства) в принимающем государстве нарушаются нормы международного права и (или) внутригосударственного права соответствующих стран.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что незаконная миграция, а в частности, въезд на территорию нашей страны, приобрела характер постоянно действующего фактора, все более негативно влияющего на социально-экономическую и внутриполитическую стабильность в стране.
Причины незаконной миграции достаточно обширны и многообразны, это различные факторы экономического, политического и социального характера. Процесс интенсивной глобализации и криминализации общественных отношений в мире привел к значительной трансформации преступности и обусловил выделение нового для России вида -миграционной преступности.
Негативные последствия незаконной миграции проявляются в экономической, политической сферах и в особенности в сфере противодействия миграционной преступности. На основании этого «миграционную преступность» можно определить как это социальное исторически изменчивое общественно опасное относительно массовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных на данной территории за определенный период мигрантами, объединенными на территории России общностью криминальной сферы и интересов.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Асмандиярова Н. Р. Борьба с незаконной миграцией на региональном уровне:
Уголовно-правовой и криминологический аспекты: по материалам Республики
Башкортостан: автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 6;
2. Щербаков А. Проблемы уголовной ответственности за незаконное пересечение границы // Уголовное право. 2009. № 5. С. 108.