нии, рассматриваются реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц. Напротив, содержащее все существенные условия договора предложение, в котором усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичной офертой). Таким образом, целью оферты является заключение договора с конкретным покупателем (потребителем). Целью же рекламы является доведение информации о свойствах товаров (работ, услуг) до неопределенного круга лиц. Здесь важно указать, что реклама не имеет своей целью сообщить потенциальному контрагенту о существенных условиях будущего договора.
Итак, рассмотрев присущие рекламе признаки, можно сформулировать некоторые выводы. В целом законодательная дефиниция рекламы вполне соответствует современным реалиям и отражает ее сущность. Однако, на наш взгляд, понятие «ре-
клама» не лишено некоторых недостатков. В частности, предлагаем избавить рекламу от такого признака как направленность на неопределенный круг лиц, поскольку так или иначе каждая реклама в конечном счете направлена на свою собственную категорию (исходя из специфики рекламируемого объекта). Кроме того, необходима разработка четких критериев разграничения понятий «оферта» и «реклама» для предотвращения ситуаций, когда волеизъявление участников рекламных отношений трактуется неверно.
Список литературы:
1. Зверева Б.С. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации. М. 2012. С.80.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. № 165. 29.07.2006.
ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ _НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ_
Шаяхметова Жанна Бекболовна
- к.ю.н. профессор, АГУ им.Х.Досмухамедова, заведующая кафедрой уголовно - правовых дисциплин
и криминалистики, г.Атырау Кобдабаева Нургуль Аманкосовна АГУ имХ.Досмухамедова старший преподаватель, г.Атырау Адаев Олжас -
магистр права Актюбинский региональный государственный университет им.К.Жубанова,
г.Актобе
АННОТАЦИЯ
Данная статья раскрывает круг вопросов связанных с понятием уголовного судопроизводства несовершеннолетних. Основной целью выступает выявить особенности уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних.
Методологической основой является общенаучный диалектический метод. При производстве уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц не в полной мере используются возможности для обеспечения их прав и законных интересов. По этой причине подьем эффективности реализации судопроизводства уголовных дел несовершеннолетних необходим.
ABSTRACT methodolqicol basis is general Scientific dialectical method the production of criminal cases against juveniles are not fully used opportunities fo ensure their rishts and interests louse of raizing for this rea-son,the effectiveness of implemention of proceedings of criminal coses of minors is needed
Ключевые слова: ювенальный суд, несовершеннолетние, судебная реформа, уголовные дела по отношению несовершеннолетних.
Keywords: The article discovers the circle of questions related to the notion of criminal-legal proceedings of the minors. The main goal is to underline the feature of legal proceedings in cases of minors
Практика уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних постоянно находится в поле зрения законодателя и высших судебных органов. Верховный Суд РК предъявляет повышенные требования к качеству предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних, соблюдению всех специальных правил производства следственных и судебных действий с участием подростков, обеспечению их прав и законных интересов, принятию мер воспитательного и профилактического характера к каждому несовершеннолетнему.
Процессуальные нормы, определяющие особенности порядка производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, закреплены в главе 530 УПК РК под названием «Производство делам об уголовных правонарушениях несовер-шеннолетних».[1] Особенности при производстве по делам указанной категории устанавливается в целях дополнительной юридической защиты несовершеннолетних, вовлекаемых в уголовное производство в качестве подозреваемых, обвиняемых.
Несовершеннолетним признается лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Процессуальные особенности но уголовным делам
применяются в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста 18 лет. Специфика уголовного процесса по делам несовершеннолетних характерна для всех стран, где функционирует уголовное правосудие. В современном мире правосудие в отношении несовершеннолетних носит название ювенальной юстиции. Возраст, с которого может наступить уголовная ответственность, не является универсальным для всех государств мира. Обычно и наиболее часто это 18 лет, но есть страны, где совершеннолетними считаются лица, достигшие возраста 20 лет или 21 года. Поэтому, когда заходит речь о возрастной группе несовершеннолетних, в международно-правовых нормах обычно указывается 18 лет как возраст совершеннолетия с оговоркой «если иной возраст не установлен национальным законодательством». Именно так определяют понятие совершеннолетнего Международная конвенция ООН по правамре-бенка.[2]
Ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие по делам несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних.
Основной задачей ювенальной юстиции является особая юридическая защита несовершеннолетних. Из этой задачи вытекают основные признаки ювенальной юстиции, закрепленные в международно-правовых актах.
Охранительная ориентация правосудия. Неординарность этого признака в том, что он действует в правосудии уголовном, которое ассоциируется с уголовным преследованием, наказанием. Тем не менее защита прав и законных интересов всех несовершеннолетних, оказавшихся в
орбите правосудия, выходит в ювенальной юстиции на первый план.
Кроме того, начала ювенальной юстиции закрепляют приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних подсудимых.
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, определяя цели правосудия в отношении несовершеннолетних, ставят на первое место обеспечение благополучия несовершеннолетнего (п. 5.1 Пекинских правил.).
Необходимость системного развития ювеналь-ной юстиции обусловлена тем обстоятельством, что несовершеннолетние правонарушители с учетом их возрастных особенностей как не сформировавшиеся личное не нуждаются в комплексной помощи, поддержки социальной адаптации. Реализация системного развития специализированной ювенальной юстиции в Казахстане позволит обеспечить соблюдение всей полноты прав несовершеннолетних: социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Казахстан, ратифициро-
ванных международных договорах и иных нормативных правовых актах. Основным звеном системы ювенальной юстиции являются специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних, образованные Указом Президента Республики Казахстан от 23.08.2007 года к их подсудности отнесены:
1. Уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними; в отношении лиц, совершивших преступления в соучастии с несовершеннолетними; уголовные дела о преступлениях, непосредственно нарушающих права несовершеннолетних;
2. Гражданские дела об определении места жительства ребенка, о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав; об усыновлении ребенка; по спорам, возникающим из опеки и попечительства патроната) над несовершеннолетними детьми;
3. Дела об административных правонарушениях (посягательство на права несовершеннолетних - невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения и другие.
Ст 542 УПК РК. Особенности рассмотрения дела вотношении несовершеннолетнего в суде
Ч.1 п.2. Судебное разбирательство по делам несовершеннолетних проводится по общим правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с соблюдением следующих особенностей:
1) разбирательство дело проводится в условиях ограничениях гласности;
2) в рассмотрении дела участвуют законные представители несовершеннолетнего подсудимого, которые присуствуют в течение всего судебного разбирательства, пользуются всеми принадлежащими им правами и с их согласия могут быть допрошены в качестве свидетелейобостоятельствах образажизни и воспитания несоверщеннолетнего; в случае невозможности явки участвующего в деле законного представителя он может заменен другим.
Ювенальное судопроизводство, включающее предварительное расследование и судебное разбирательство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, регулируется как общими правилами уголовно-процессуального права, так и специальными, которые развивают и дополняют общие правила в аспекте установления дополнительных гарантий прав несовершеннолетних.
В уголовно-процессуальном законе, как отмечает А.А. Ескендиров, отражена повышенная юридическая охрана прав и свобод несовершеннолетних, выражающаяся:
1. В двойном представительстве их интересов в суде (защитник, законный представитель);
2. В специфике предмета доказывания; выделении дел несовершеннолетних;
3.В дополнительных вопросах, решаемых судом при постановлении приговора;
4.Ряд иных конкретных норм адаптирован к условиям правосудия в отношении несовершеннолетних (например, условия ареста, задержания, допроса).
Вместе с тем, автор не указывает такую специфическую особенность ювенального судопроизводства, как привлечение педагога для участия при производстве процессуальных действий, что является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В действующем Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан привлечение педагога для участия в следственных и иных процессуальных действиях с участием несовершеннолетнего предусматривается. 538 УПК РК. При этом по своему процессуальному статусу педагог приравнивается к специалисту, права и обязанности которого регламентированы. 538 п. 3 УПК РК. Педагог вызывается для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя, суда и для участия в допросе свидетеля или потерпевшего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. ст. 215, УПК РК). При необходимости допрос несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого проводится в присутствии психолога, педагога (ст. 538 УПК РК).
В зависимости от возраста и психологических особенностей несовершеннолетнего участие педагога и психолога может быть обязательным, если подозреваемый и обвиняемый не достигли шестнадцатилетнего возраста, либо имеют признаки отсталости в психическом развитии.
Необходимо разработать специальные законодательные акты, которые предназначение для:
A) оказания помощи детям и подросткам, не получившим надлежащего воспитания в семье;
Б) защиты подростков от вредного влияния его окружения;
B) для осуществления правового патроната для детей с отклоняющимся поведением;
Г) создать при Парламенте Республики Каза-стан специальный орган, занимающийся защитой прав несовершеннолетних на всех уровнях государственной власти.
Необходимо выделять дела несовершеннолетних при наличии в них взрослых соучастников в отдельное производство. Полагаем, что это позволит более правильно квалифицировать каждого правонарушителя.
По всем уголовным делам необходимо проводить психологические экспертизы, так как они помогут определить уровень психического развития подростка.
Рассматривать дела только в закрытых судебных заседаниях.
В апелляционном порядке проверять приговоры суда, вынесенные в отношении несовершеннолетних на первой стадии рассмотрения дела.[3]
Законодательно закрепить перечень незаконных форм воздействия, которые нарушают права человека: жесткое обращение, изнурение, физическое воздействие, введение в организм специальных медицинских препаратов, мучение, обман или гипноз. Применение мер, которые влияют на память обвиняемого или возможность понимания, им происходящего и как следствие данной нормы - запрет на обращения к выше указанным способом воздействия даже при условии согласия обвиняемого, подозреваемого и т.д.
Применение такой меры, как передача несовершеннолетнего под присмотр лиц заслуживающих доверия (каковыми не всегда являются родители, опекуны и попечители), позволит создать вокруг несовершеннолетнего благоприятную обстановку, не травмировать его неустойчивую психику, отягощенную совершением преступления.
Список литературы:
1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года №226-У3РК
2. Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк, 20 ноября 1989. Ратифицирована постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года №77.
3. Указ Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002г. №949 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан» Справочная система «Юрист».
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года №231-У3РК
5. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октябрям 1990г. Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990. №44. Ст.408.
6. Нарикбаев М.С. Особенности преступности несовершеннолетних // Материалы международной научно-практической конференции. Ал-маты, 2008. С.25-28.