УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Е.В. МАРКОВИЧЕВА, кандидат юридических наук, доцент Орловского государственного университета
РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СТРАНАХ БАЛТИИ,
СНГ И ГРУЗИИ
Статья раскрывает основные направления совершенствования ювенально-го уголовного судопроизводства на постсоветском пространстве. Акцентируется внимание на возможности учета позитивного опыта государств ближнего зарубежья для реформирования российского уголовного судопроизводства.
Ключевые слова: несовершеннолетний, уголовное судопроизводство, ювеналь-ная юстиция.
Для определения современных российских приоритетов в реформировании уголовного судопроизводства значимым является не только учет опыта зарубежных государств, имеющих вековую историю функционирования различных исторических моделей отправления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних. Очевидно, что на современном этапе целесообразным является обращение к анализу ювеналь-ной уголовно-процессуальной политики тех государств, которые географически и исторически являются более близкими России. Это оправданно как с позиции наличия некоторых общих исторических корней, так и с позиции поиска путей решения сходных проблем в реформировании уголовного процесса. Обращение к анализу современного состояния организации, функций и принципов уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в странах Балтии, СНГ и Грузии представляет определенный научный интерес как с точки зрения учета позитивного опыта, так и с точки зрения конструктивной критики.
Практически всеми этими государствами решается задача по модернизации собственных правовых систем. Такие процессы происходят с различной скоростью, но, как правило, сопровождаются различными заимствованиями, имплементацией в национальное законодательство норм международного права, внесениями существенных изменений в механизм правового регулирования.
Примечательно, что в настоящее время на территории ближнего зарубежья складывается ситуация, для которой характерно сочетание процессов регионализации, связанных в первую очередь с отказом от общего правового наследия советского периода, с процессами унификации законодательства под влиянием процесса имплемента-ции норм и стандартов международного права в национальные правовые системы.
В качестве современных тенденций в развитии уголовного судопроизводства государств Балтии, СНГ и Грузии можно отметить наличие противоречий между ориентацией национального уголовного процесса на нормы международного права в целом и европейского права в частности и сохранением отдельных специфических черт, сложившихся еще в советский период. Нормативное закрепление принципа состязательности в уголовном судопроизводстве может сочетаться с реализуемой на практике обвинительной моделью уголовного процесса, законодательное закрепление гарантий
_ прав участников уголовного судопроизводства - с карательной направленностью пос-
© Е.В. Марковичева
—---
леднего. Общей особенностью уголовного процесса государств на постсоветском пространстве является тенденция к развитию дифференцированных форм производства по уголовным делам, поиск альтернативных способов разрешения уголовно-правового конфликта. Все эти процессы в конечном счете определяют и специфику организации уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних.
Следует отметить, что модели уголовного правосудия для несовершеннолетних в государствах Балтии, СНГ и Грузии отличаются от моделей ювенального уголовного судопроизводства Западной Европы и США как степенью институциональной сформированности, так и своими качественными характеристиками. Такая ситуация является следствием целого ряда факторов, связанных как с особенностями исторического развития, так и с целями и задачами современной национальной ювенальной политики. Необходимо отметить, что в современных реалиях практически все из рассматриваемых государств предпринимают более или менее успешные попытки реформирования своих моделей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Несомненно, подобные процессы во многом обусловлены теми обязательствами, которые государство берет на себя в контексте выполнения требований международного права в отношении обеспечения прав ребенка. В силу этих обстоятельств национальные модели ювенального уголовного судопроизводства, функционирующие сейчас в государствах Балтии, СНГ и Грузии, вызывают теоретический и практический интерес.
В силу особенностей эволюционирования уголовного судопроизводства в данных государствах видится необходимым и значимым выявление особенностей моделей ювенального уголовного судопроизводства стран так называемого ближнего зарубежья в рамках национальной типологии.
Можно выделить ряд общих черт, присущих практически всем национальным моделям правосудия для несовершеннолетних правонарушителей рассматриваемых стран. Такая общность определяется имплементацией норм международного права в национальное законодательство отдельных государств. Подчеркнем, что концептуальное реформирование систем отправления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних рассматривается как одно из ведущих направлений в
рамках общей реформы судебной системы. В качестве наиболее типичных черт ювенального уголовного судопроизводства различных государств Балтии, СНГ и Грузии можно выделить следующие признаки:
1) законодательное закрепление специфики производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего;
2) формирование национальных моделей ювенального уголовного судопроизводства на основе принципов уголовно-процессуальной дифференциации и специализации;
3) закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве процессуальных гарантий охраны прав несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого;
4) расширение предмета доказывания по данной категории уголовных дел;
5) специфика применения мер пресечения в отношении несовершеннолетнего;
6) ограничение гласности ювенального уголовного судопроизводства;
7) обязательное участие адвоката по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
8) участие в ювенальном уголовном судопроизводстве законных представителей несовершеннолетнего;
9) больший по сравнению с обычным судопроизводством объем дискреционных полномочий, реализуемых различными субъектами ювенально-го уголовного судопроизводства;
10) наличие процессуального механизма освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или уголовного наказания.
Однако даже при наличии известной общности, представленной вышеперечисленными чертами, национальные модели ювенального уголовного судопроизводства указанных государств отличаются значительной вариативностью.
В частности, в силу понятных национально-культурных особенностей и определенной государственной политики прибалтийские государства конструируют свои национальные модели юве-нального уголовного судопроизводства с учетом современных западных стратегий, в частности ориентируясь на стратегию замены в отношении несовершеннолетнего мер уголовной репрессии на альтернативные меры, не связанные с осуществлением уголовного преследования, и стратегию восстановительного правосудия. В то же время
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
качественные характеристики ювенального уголовного судопроизводства в Литве, Латвии и Эстонии имеют ряд отличий, связанных как с государственной ювенальной политикой, так и с особенностями уголовной юстиции в целом.
Например, Эстония в качестве основной цели такого судопроизводства рассматривает предотвращение совершения несовершеннолетним новых уголовных преступлений, помощь в его социализации и интеграции1. Заслуживает внимания и тот факт, что национальная модель ювенального уголовного судопроизводства Эстонии строится на принципе специализации судей, прокуроров, сотрудников полиции, прошедших специальное обучение в Эстонии и за рубежом.
Как позитивный момент в эстонском ювеналь-ном уголовном судопроизводстве можно оценить проводимое сотрудником службы пробации изучение личности несовершеннолетнего. Служба про-бации начала свою деятельность в Эстонии с мая 1998 года в соответствии с Законом о пробации от 17 декабря 1997 года2. Очевидно, система проба-ции в Эстонии формировалась под влиянием немецкой, австрийской и французской систем. В целом реализуемая в Эстонии модель направлена на сокращение негативного влияния системы уголовного преследования на несовершеннолетнего, предусматривает возможность применения к нему воспитательных мер и примирительных процедур, имеющих своей целью как учет интересов потерпевшего, так и осознание несовершеннолетним правонарушителем последствий его противоправного поведения. Однако можно предположить, что значительный объем дискреционных полномочий, реализуемых в рамках такого судопроизводства, несет в себе не только позитивное начало, но и опасность нарушения прав несовершеннолетних в случае злоупотребления должностными лицами предоставленными им полномочиями.
Интересен и опыт Республики Молдова по реформированию уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних.
Несмотря на то, что в молдавском законодательстве организация уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних получила достаточную нормативную регламентацию, специалисты фонда ЮНИСЕФ фиксировали случаи жесткого обращения с несовершеннолетними в ходе следствия, длительные сроки производства по уголовным делам в отношении несовершенно-
летних и необоснованно частое применение к несовершеннолетним в качестве меры пресечения заключения под стражу3. В этой связи одним из приоритетных направлений ювенальной уголовно-процессуальной политики Республика Молдова определила внедрение в следственные и судебные органы ювенальной специализации, а также организацию обучения судей, прокуроров, следователей по программе «Ювенальная юстиция»4.
Регламентируя в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Молдова5 правовое положение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, законодатель признал данных лиц частично дееспособными, предусмотрев, что часть процессуальных прав и обязанностей может осуществляться ими самостоятельно, а часть -через их делегирование законному представителю. Однако четкого разграничения таких правомочий в УПК Молдовы обнаружить не удалось.
Значимая роль в исследовании несовершеннолетнего в уголовном процессе отводится службе пробации Молдовы, функционирующей в соответствии с Законом о пробации от 14 февраля 2008 года6. Данный закон вводит понятие досудебной пробации, под которой понимается психосоциальная оценка личности подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Полномочия, предоставляемые органам пробации Молдовы, несомненно, значимы для ювенального уголовного судопроизводства. Ст. 5 Закона о пробации относит к их числу: составление психосоциального портрета лица, находящегося в конфликте с уголовным законом; подготовку предложений для судебной инстанции относительно основных действий, предпринимаемых в отношении лица, находящегося в конфликте с уголовным законом, в целях облегчения процесса решения психосоциальных проблем; предоставление информации о лице, находящемся в конфликте с уголовным законом, в целях облегчения процесса решения психосоциальных проблем.
Досудебный доклад относительно психосоциальной оценки личности составляется по ходатайству органа уголовного преследования, прокурора или судебной инстанции. В соответствии с ч. 3 ст. 8 данного закона составление досудебного доклада относительно психосоциальной оценки личности несовершеннолетнего является обязательным и может осуществляться как штатными сотрудниками службы пробации, так и привлекаемыми для этого волонтерами. Полагаем, что норматив-
но закрепленная в Молдове модель психосоциального исследования несовершеннолетнего в рамках уголовного судопроизводства может быть интересна для России не только с теоретической, но и с практической точек зрения при разработке российского варианта исследования особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя, его социального окружения и разработки соответствующих рекомендаций, которые могут быть учтены при назначении уголовного наказания или принудительных мер воспитательного воздействия. Хотя, на наш взгляд, наблюдается определенная несогласованность норм Закона о пробации и уголовно-процессуального законодательства Молдовы, поскольку последнее не создает необходимых условий для реализации примирения как элемента восстановительного правосудия и конструктивного использования данных досудебного доклада в реабилитационных целях.
Весьма позитивно следует оценить закрепленный в УПК Молдовы порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. В соответствии с ч. 2 ст. 479 при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого присутствие защитника и педагога или психолога является обязательным. Таким образом, исключается возможность факультативного участия педагога или психолога в допросе за счет закрепления обязательности его присутствия на допросе.
К сожалению, нельзя столь же высоко оценить предусмотренный ст. 483 УПК Молдовы порядок прекращения производства по делу с освобождением несовершеннолетнего от уголовной ответственности, который сильно напоминает российский вариант прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия, со всей громоздкостью и нерациональностью данной процедуры.
Стоит остановиться на некоторых аспектах реформирования ювенального уголовного судопроизводства в Республике Беларусь. Несмотря на декларируемую в проекте президентского указа и проекте Концепции ювенальной юстиции Республики Беларусь направленность на построение особой национальной модели ювенального уголовного судопроизводства, прослеживается четкая и позитивная тенденция на конструирование ювенального уголовного судопроизводства на основе реали-
зации реабилитационных программ, широкого привлечения в уголовный процесс специалистов неюридического профиля, введение примирительных процедур в рамках восстановительного подхода7.
В основе реализации данных начинаний лежит ориентация на специализацию правосудия по делам несовершеннолетних. Примечательно, что в самом Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь содержится указание на то, что уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних подлежат рассмотрению специальными судами по делам несовершеннолетних либо судьями, имеющими специальную подготовку (ст. 430 УПК РБ)8. В соответствии с Концепцией предполагалось сочетание единоличного и коллегиального начал при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. К компетенции единоличного судьи планируется отнести уголовные дела частного обвинения по первой инстанции и производство, касающееся общественно опасных деяний несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности. К подсудности коллегии в составе профессионального судьи, прошедшего специальную подготовку, и двух народных заседателей отнесены дела публичного и частно-публичного обвинения о преступлениях, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет.
Также в соответствии с Концепцией при межрайонных ювенальных судах должны вводиться должности штатных социальных работников, в обязанности которых входят подготовка дела к судебному разбирательству, подготовка ребенка к осознанию вины, осуществление функции посредничества, сбор материалов об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, поддержка связи с территориальными органами социальной защиты, опеки и попечительства, медико-психологическими центрами9.
В качестве приоритетного направления Республика Беларусь рассматривает создание и ювенальной прокуратуры. Органы ювенальной прокуратуры должны осуществлять надзор за соблюдением законодательства в отношении несовершеннолетних, поддерживать государственное обвинение в суде по делам о преступлениях несовершеннолетних. В обязанности межрайонных ювенальных прокуроров входит осуществление и предварительного расследования всех дел о преступлениях несовершеннолетних.
Уголовно-процессуальное законодательство Республики Беларусь детально регламентирует
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
вопросы, связанные с двойным представительством несовершеннолетнего. В частности, п. 8 ст. 6 УПК Республики Беларусь закрепляет перечень лиц, которые могут быть привлечены в уголовный процесс в качестве законного представителя, а п. 28 той же статьи рассматривает законных представителей в качестве одной из категорий представителей. Причем законодатель Беларуси распространил действие данного понятия не только на несовершеннолетних, но и на лиц, совершивших общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, в состоянии невменяемости или заболевших после совершения преступления психической болезнью. На сегодняшний день такую тенденцию можно считать достаточно позитивной.
Высокой оценки заслуживает законодательное закрепление за педагогом или психологом, принимающим участие в допросе несовершеннолетнего, процессуального статуса специалиста (ч.1 ст. 62 УПК РБ). Подобную прогрессивную для государств СНГ конструкцию нам удалось обнаружить еще только в Уголовно-процессуальном кодексе Азербайджана, в ст. 96 которого закрепляется, что педагог, принимающий участие в допросе несовершеннолетнего потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого либо свидетеля, считается специалистом10. Следует обратить внимание и на то, что в Республике Беларусь предпринята вполне прагматичная попытка нормативного урегулирования на уровне Постановления Совета Министров от 24 октября 2001 года порядка привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе11. Такой подход облегчает правоприменителю выполнение специальных требований к осуществлению допроса несовершеннолетнего.
К сожалению, реализация заложенных в Концепции основных направлений реформирования ювенального уголовного судопроизводства в Беларуси тормозится в связи недостаточностью финансирования.
Противоречиво развивается уголовное правосудие для несовершеннолетних на Украине. С одной стороны, еще Концепцией судебно-правовой реформы, одобренной постановлением Верховной Рады Украины 28 апреля 1992 года, было предусмотрено создание специализированных ювеналь-ных судов. В 1995 году Верховная Рада Украины приняла Закон «Об органах и службах по делам несовершеннолетних», предусмотревший создание при судах института судебных воспитателей. В
соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона при судах создается институт судебных воспитателей, которые должны осуществлять контроль за выполнением решений суда в отношении несовершеннолетних. В 2005 году была разработана Концепция «Создание и развитие системы ювенальной юстиции Украины», закрепившая в качестве одного из принципов переход от карательного правосудия к восстановительному, реабилитационному, охранительному. В рамках реализации данной Концепции предполагалось создание системы специальных ювенальных судов. Однако создание таких судов до сих пор носит экспериментальный характер, поскольку украинский законодатель испытывает затруднения с определением их мест в системе судебных органов Украины и с конституционными положениями, фактически не предусматривающими возможность создания на уровне районных судов специализированного правосудия. Приказом Минюста Украины от 16 марта 2010 года должна быть создана рабочая группа по созданию современной модели ювенальной юстиции. Предполагается повсеместное создание ювенальных судов к 2016 году. В рамках такой системы предлагается конструировать ювенальное уголовное судопроизводство на основе персональной подсудности, рассматривается вариант создания коллегиальных судебных органов в системе ювенального уголовного судопроизводства, в том числе и суда присяжных.
Очевидно, что реализация подобных начинаний требует соответствующей законодательной базы. Однако работа над новым украинским уголовно-процессуальным законодательством продолжается уже долгие годы. Сложно сказать, какой процессуальный порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних будет заложен в этом законе.
С одной стороны, Украина ориентируется на создание определенных правовых и организационных условий для введения элементов восстановительного правосудия в ювенальное уголовное судопроизводство и решение задач по ресоциализа-ции несовершеннолетних правонарушителей. С целью реализации воспитательной функции и функции по ресоциализации несовершеннолетнего украинский законодатель предусмотрел возможность участия в судебном разбирательстве представителей службы и милиции по делам несовершеннолетних. Представителям службы по делам несо-
вершеннолетних при этом предоставляются права, связанные с заявлением ходатайств, постановкой вопросов подсудимому, его законным представителям, потерпевшему, свидетелям, экспертам и специалисту. Немаловажно и то, что представитель вправе высказывать мнение о наиболее целесообразной форме перевоспитания несовершеннолетнего (ст. 442 УПК Украины)12. Очевидно, что такой позитивный опыт мог быть полезен и для России в плане допущения возможности привлечения сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав к участию в ювеналь-ном уголовном судопроизводстве.
Пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Украины № 5 «О практике применения судами Украины законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 16 апреля 2004 года13 рекомендует судам поддерживать деятельность тех общественных организаций, которые ставят своей целью достижение до судебного разбирательства дела примирения между несовершеннолетним, совершившим преступление, и потерпевшим. Судам предлагается предоставлять таким организациям соответствующую информацию, а также информировать подсудимых и их законных представителей о наличии в районе или городе таких организаций, предоставлять возможность потерпевшему и обвиняемому обращаться в такие организации для разрешения конфликта и достижения перемирия.
Определенная нормативная база создана для реформирования модели ювенального уголовного судопроизводства в Республике Казахстан. 19 августа 2008 года президент подписал Указ «О концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы»14. Юве-нальное уголовное судопроизводство Казахстана строится на основе широкой специализации: судебной, прокурорской, полицейской, адвокатской. В рамках реализации данной концепции предполагается активное участие различных социальных служб в уголовном судопроизводстве. Предполагается изучение социального окружения подростка, оказавшегося в конфликте с законом, и на его основе подготовка предложений суду по ресоциа-лизации несовершеннолетнего. Очевидно, сотрудником социальных служб должен быть и медиатор-посредник, организующий и осуществляющий процесс примирения сторон в рамках восстановительного подхода и предусмотренных законом про-
цедур. Реализация данных мероприятий в течение трех лет с 2003 по 2006 год осуществлялась в экспериментальном порядке в рамках различных пилотных проектов. В 2008 году в Казахстане был принят закон, внесший изменения в целый ряд нормативных актов, в том числе и в Уголовно-процессуальный кодекс, положивший начало судебной ювенальной специализации. Таким образом была зафиксирована подсудность специализированным межрайонным судам по делам несовершеннолетних уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних (за исключением дел, отнесенных к подсудности областных и приравненных к ним судов), а также уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступления в соучастии с несовершеннолетними, при невозможности их выделения в особое производство15 .
В последние годы на постсоветском пространстве активизировалась работа по кардинальному реформированию национального уголовно-процессуального законодательства, что закономерно привело к принятию новых кодифицированных законов, регулирующих уголовное судопроизводство. Анализ этих законов свидетельствует о значительной степени иностранных заимствований и, как следствие, о заимствовании тех или иных зарубежных элементов ювенального уголовного судопроизводства.
Как и многие из современных государств, в сторону англо-американской модели уголовного процесса движется Грузия, которая, с одной стороны, долгое время предпринимала попытки совершенствования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, активно развивала ювенальную специализацию следователей, прокуроров, судей, с другой - сохраняла определенную карательную направленность ювенального уголовного судопроизводства. В 2007 году благодаря законодательным инициативам президента М. Саакашвили возраст уголовной ответственности был снижен до двенадцати лет, а уголовное судопроизводство было ориентировано на обвинительный уклон в отношении несовершеннолетнего и во многом сближено с производством по делам взрослых правонарушителей. Неудивительно, что такие новеллы вызвали критику со стороны Комитета ООН по правам ребенка. В последние годы в рамках проекта, реализуемого при поддержке ЮНИСЕФ и Европейского союза, в Грузии наметилась тенденция к законодатель-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ному закреплению национальной модели ювенального уголовного судопроизводства, сочетающей в себе преимущественно реабилитационный подход с элементами восстановительного правосудия. В рамках реформы был осуществлен возврат к четырнадцатилетнему возрасту уголовной ответственности, создана служба пробации, стали расширяться дискреционные полномочия должностных лиц, разработан законопроект, направленный на замену мер уголовной ответственности и процедуры уголовного преследования альтернативными мерами16 .
На смену УПК Грузии, принятому 20 февраля 1998 года, в октябре 2009 г. был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс Грузии17, вступивший в действие в октябре 2010 года. Данный кодекс ориентирован на рекомендации международного сообщества и международные стандарты правосудия в отношении несовершеннолетних. Примечательно, что в новом уголовно-процессуальном законодательстве Грузии присутствует термин «ювенальный», используемый для обозначения несовершеннолетних, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Глава 28 УПК Грузии посвящена специфике производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Положения данной главы в соответствии со ст. 315 распространяются на лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет и до достижения ими в ходе процесса восемнадцатилетнего возраста. Законодатель ориентирует правоприменителя на особое обращение с несовершеннолетним, учет его возраста, решение задач его ресоциализации, при необходимости оказание содействия в реализации образовательных потребностей несовершеннолетнего. Уголовно-процессуальное законодательство закрепляет не только национальные гарантии защиты несовершеннолетнего в уголовном процессе, но и указывает на обеспеченность защиты международными гарантиями (ст. 316 УПК Грузии).
Следует обратить внимание на то, что, учитывая приверженность законодателя исковому производству, новый грузинский Уголовно-процессуальный кодекс фактически не ограничивает применение с участием несовершеннолетнего сделок о признании вины, а также предусматривает возможность рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетних жюри присяжных. Условием рассмотрения дела в суде присяжных будет отсутствие между сторонами договореннос-
ти об ином порядке рассмотрения дела и совершение несовершеннолетним преступления, за которое в качестве наказания может быть назначено реальное лишение свободы.
В качестве позитивного момента следует отметить, что ст. 319 УПК Грузии закрепляет необходимость специальной подготовки следователей, прокуроров и судей, специализирующихся на уголовных делах в отношении несовершеннолетних, в области педагогики и психологии. Однако, на наш взгляд, новому Уголовно-процессуальному кодексу Грузии не удалось полностью избавиться от карательной направленности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Как следствие такого подхода УПК Грузии не рассматривает заключение несовершеннолетнего под стражу как исключительную меру пресечения, требуя лишь их отдельного содержания от взрослых (ст. 323).
В Республике Таджикистан 1 апреля 2010 года вступил в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РТ)18, сменивший УПК 1961 года. К его несомненным достоинствам следует отнести появление на смену разрозненным статьям прежнего кодекса специальной главы 44 «Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних». Следует отметить, что в большинстве своем конструирование этой главы весьма схоже с российским вариантом изложения главы 50 в УПК РФ. И в целом прослеживается значительное влияние российского УПК на новый таджикский уголовно-процессуальный кодекс. В качестве позитивной новеллы следует отметить появление ряда норм, регулирующих процессуальные особенности применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 432, 436 УПК РТ). Надо отдать должное новому кодексу, эффективность которого еще предстоит проверить практикой: таджикскому законодателю (в отличие от российского) удалось закрепить более простой и рациональный порядок прекращения уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В соответствии с ч.1 ст. 432 УПК РТ правом на прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, с направлением его в комиссию по правам ребенка, обладают прокурор и следователь с согласия прокурора.
К числу реформированных уголовно-процессуальных законов относится и Уголовно-процессу-
альный кодекс Туркменистана от 4 мая 2009 года, вступивший в действие с 1 июля 2009 года19. Влияние на него российского уголовно-процессуального законодательства прослеживается столь же отчетливо, как и в предыдущем случае. Однако столь же четко проявляется и определенная карательная направленность регламентированного данным кодексом производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Срок содержания несовершеннолетнего под стражей в Туркменистане так же значителен, как и в Таджикистане. Длительные сроки производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних являются существенным недостатком анализируемых национальных моделей.
Примечательно, что ст. 518 УПК Туркменистана предполагает участие в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних представителей предприятий, организаций и учреждений. Суд извещает школу, предприятие, организацию и учреждение, в которых учился или работал несовершеннолетний, комиссию по делам несовершеннолетних и соответствующий отдел органов внутренних дел, а при необходимости и иные организации о времени и месте рассмотрения дела о несовершеннолетнем. В случае необходимости суд вправе вызвать в судебное заседание представителей этих организаций, а также представителей общественных объединений по месту работы родителей, опекуна или попечителя подсудимого. С разрешения суда представители вышеуказанных организаций могут участвовать в исследовании доказательств, также могут быть допрошены в качестве свидетелей. Очевидно, таким образом туркменский законодатель стремился обеспечить реализацию воспитательной функции ювенально-го уголовного судопроизводства. Эффективность
таким мер несомненно дискуссионна, даже с учетом национально-культурных особенностей государства Туркменистан.
Анализ уголовно-процессуального законодательства и ряда специальных законов государств Балтии, СНГ и Грузии демонстрирует наличие противоречивых тенденций. С одной стороны, при кардинальном реформировании уголовно-процессуальных кодексов государства нередко ориентируются на включение в свой уголовный процесс процедур, более характерных для англо-американского права. Полагаем, что к этому следует относиться как к закономерности, характерной для современного развития правовых систем, поскольку «в принципе явление конвергенции процессуальных форм, имеющее место в мировой практике судопроизводства..., - явление вполне правомерное и даже полезное»20. С другой стороны, не может не удивлять, почему, ориентируясь на процессуальные заимствования из англо-американского права, законодатели государств на постсоветском пространстве игнорируют одно из существенных преимуществ американского ювенального судопроизводства - его простоту и оперативность. Перенос существенного объема дискреционных полномочий лиц, осуществляющих уголовное преследование, в суд не ведет автоматически к охране прав несовершеннолетнего и, более того, с учетом национальных особенностей может создавать условия для злоупотребления этими полномочиями. В подавляющем большинстве современные государства Балтии, СНГ и Грузия переживают период активного реформирования ювенального судопроизводства, однако при этом испытывают значительные затруднения как правового, так и организационного характера с обеспечением его неюридической составляющей.
Примечания
1 CONSULTATIVE COUNCIL OF EUROPEAN PROSECUTORS: Strasburg, 4 December 2009: CCPE (2009)10REV3. -[Electronic resource]. - Mode access: http://www.coe.int.
2 Probation Supervision Act: - [Electronic resource]. - Mode access: http://www.nylawglobal.org/globalex/estonia.htm.
3 Juvenile Justice in Republic of Moldova. - [Electronic resource]. - Mode access: http://www.unicef.org/infobycountry/ moldova_53458.html.
4 Ibid.
5 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Молдова от 14 марта 2003 года: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legislationline.org/ru/documents/action/popup/id/14512/preview.
6 Закон Республики Молдова «О пробации»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kvs.gov.ua/ punish/contrrol/uk/publish/article?art id=50629&cat id=61905.
7 Знания, отношение и практика специалистов и детей, вовлеченных в систему ювенальной юстиции: отчет о
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
выполнении исследовательского проекта. - Минск: Центр социологических и политических исследований Белорусского государственного университета, 2005. - С. 119-146.
8 Уголовный кодекс Республики Беларусь. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007.
9 Знания, отношение и практика специалистов и детей, вовлеченных в систему ювенальной юстиции: отчет о выполнении исследовательского проекта. - Минск: Центр социологических и политических исследований Белорусского государственного университета, 2005. - С. 131.
10 Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики (Утвержден Законом Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 года № 907-II). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legislationline.org/ru/ documents/action/popup/id/14512/preview.
11 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.2001. № 1533 «Об утверждении Положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе» (по состоянию на 1 октября 2009 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoby.info.
12 Уголовно-процессуальный кодекс Украины. - Харьков: Одиссей, 2006.
13 Про практику застосування судами Украши законодавства у справах про злочини неповнолггшх / Постанови Пленуму Верховного Суду Украши в криминальних справах. - Кшв: Юршком 1нтер, 2005. - С. 292-300.
14 Указ Президента Республики Казахстан «О концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы» // Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 5(19). - С. 39.
15 Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 г. № 64-IV ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних» // Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 5(19). - С. 38-39.
16 UNICEF-GEORGIA-Reform of Georgia's juvenile justice system. [Electronic resource]. - Mode access: http:// www.unicef. org/infobycountry/georgia_5 3634.html
17 Code of Criminal Procedure. [Electronic resource]. - Ministry of Justice of Georgia. - Mode access: http:// www.justice.gov.ge
18 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 3 декабря 2009 г. [Электронный ресурс]. - Национальный центр законодательства при Президенте РТ. - Режим доступа:http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/ codecs.
19 Уголовно-процессуальный кодекс Туркменистана. [Электронный ресурс]. - Посольство Туркменистана в Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.turkmenembassy.ru/?g=node/27 (дата обращения: 10.05.2010).
20 Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам. - М., 2008. - С. 230.
Библиографический список
1. CONSULTATIVE COUNCIL OF EUROPEAN PROSECUTORS: Strasburg, 4 December 2009: CCPE (2009)10REV3. [Electronic resource]. - Mode access: http://www.coe.int
2. 2.Probation Supervision Act: [Electronic resource]. - Mode access: http://www.nylawglobal.org/globalex/estonia.htm
3. Juvenile Justice in Republic of Moldova. [Electronic resource]. - Mode access: http://www.unicef.org/infobycountry/ moldova_53458.html
4. Закон Республики Молдова «О пробации»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kvs.gov.ua/ punish/contrrol/uk/publish/article?art id=50629&cat id=61905.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Молдова от 14 марта 2003 года: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legislationline.org/ru/documents/action/popup/id/14512/preview.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики (Утвержден Законом Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 года № 907-II). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legislationline.org/ru/ documents/action/popup/id/14512/preview.
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Текст]. - Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007. - 400 с.
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.2001. № 1533 «Об утверждении Положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе» (по состоянию на 1 октября 2009 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoby.info.
8. Знания, отношение и практика специалистов и детей, вовлеченных в систему ювенальной юстиции: отчет о выполнении исследовательского проекта [Текст]. - Минск: Центр социологических и политических исследований Белорусского государственного университета, 2005. - 187 с.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Украины [Текст]. - Харьков: Одиссей, 2006. - 750 с.
10. Про практику застосування судами Украши законодавства у справах про злочини неповнолггшх / Постанови Пленуму Верховного Суду Украши в криминальних справах [Текст]. Кшв: Юршком 1нтер, 2005. - С. 292-300.
11. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 г. № 64-IV ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних» [Текст] // Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 5(19). - С. 38-39.
12. Указ Президента Республики Казахстан «О концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы» [Текст] // Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 5(19). - С. 39.
13. UNICEF-GEORGIA-Reform of Georgia's juvenile justice system. - [Electronic resource]. - Mode access: http:// www.unicef.org/infobycountry/georgia_53634.html.
14. Code of Criminal Procedure. [Electronic resource]. - Ministry of Justice of Georgia. - Mode access: http:// www.justice.gov.ge.
15. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 3 декабря 2009 г.- [Электронный ресурс]. - Национальный центр законодательства при Президенте РТ. - Режим доступа:http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/codecs.
16. Уголовно-процессуальный кодекс Туркменистана. [Электронный ресурс]. - Посольство Туркменистана в Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.turkmenembassy.ru/?g=node/27
17. Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам. - М.: Норма, 2008. - 238 с.
The article reveals the main trends of the juvenile justice in post-Soviet space. The attention is focused on the possibility of taking into account the positive experience of neighboring countries to reform the Russian criminal proceedings.
Key words: juvenile, criminal justice, juvenile justice.
REFORMING THE CRIMINAL PROCEEDINGS AGAINST MINORS IN THE BALTIC STATES, THE CIS AND GEORGIA