Научная статья на тему 'Особенности учета и распределения доходов в Алтайском крае: операционные риски и внутренний контроль'

Особенности учета и распределения доходов в Алтайском крае: операционные риски и внутренний контроль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗНАЧЕЙСТВО / УЧЁТ ДОХОДОВ / ОПЕРАЦИОННЫЙ РИСК / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / TREASURY / INCOME ACCOUNTING / TRANSACTION RISKS / INTERNAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутакова Оксана Владимировна

Для предотвращения ошибок учёта и распределения доходов, возникающих вследствие несовершенства программно-прикладного обеспечения, в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю разработан Перечень операционных рисков, позволяющий повысить качество текущего контроля и сократить количество ошибок при исполнении доходной части бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бутакова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of accounting and income distribution in the Altai region: transaction risks and internal supervision

To prevent errors of accounting and income distribution which can occur as a result of program imperfection Department of the Federal Treasury in the Altai region worked out list of transaction risks. This list of risks makes possible to improve quality of running check and reduce the number of errors which can happen in the execution of revenue part of the budget.

Текст научной работы на тему «Особенности учета и распределения доходов в Алтайском крае: операционные риски и внутренний контроль»

■ ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012

■ ■ ■

26

УДК 657

О. В. Бутакова

ОСОБЕННОСТИ УЧЁТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

Для предотвращения ошибок учёта и распределения доходов, возникающих вследствие несовершенства программно-прикладного обеспечения, в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю разработан Перечень операционных рисков, позволяющий повысить качество текущего контроля и сократить количество ошибок при исполнении доходной части бюджетов.

Ключевые слова: казначейство, учёт доходов, операционный риск, внутренний контроль.

В соответствии с приказом Федерального казначейства от 03.03.2011 № 53 «Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации» учёт и распределение поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации является одной из основных функций УФК по Алтайскому краю.

На 10.01.2012 Управление осуществляло взаимодействие с 1144 администраторами доходов бюджета по 1892 лицевым счетам. По данным за 2011 год, на счёт 40101 поступило с учётом вне-банковских операций более 161 млрд руб. Возвращено плательщикам доходов около 6 млрд руб. В федеральный бюджет перечислено 9,4 % поступлений, в бюджет субъекта Российской Федерации - 40,4 %, в местные бюджеты - 25,3 %, в бюджеты государственных внебюджетных фондов - 24,9 %.

Среднемесячное количество осуществленных платёжных операций по учёту поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в 2011 году превысило 6 438 тыс. Ежедневно в среднем проводилось около 16 203 операций по возврату денежных

средств плательщикам доходов и 3 366 внебанков-ских операций.

С 03.05.2011 УФК по Алтайскому краю приступило к промышленному использованию ППО «АС ФК». Разработчики данной программы изначально предусматривали её постоянное обновление и доработку в процессе эксплуатации. Это вызвано рядом причин. К числу основных можно отнести изменение налогово-бюджетного законодательства и устранение недочётов, выявляемых при использовании программы.

Для предотвращения ошибок учёта и распределения доходов, возникающих вследствие неактуальности отдельных записей в нормативносправочной информации, а также некорректной работы программы, в Управлении разработан Перечень операционных рисков при учёте поступлений на счёте 40101 и проведении операций на лицевых счетах администраторов доходов бюджетов.

В перечень включены следующие риски:

1. Риск двойного перечисления плательщику денежных средств по Заявке на возврат, Уведомлению о межрегиональном зачёте, предоставленным администратором доходов бюджета.

2. Риски некорректной обработки выписки банка.

3. Риск несоблюдения законодательно установленных нормативов при распределении доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

4. Риски при формировании бухгалтерской отчётности.

5. Риски наличия расхождений данных регистров аналитического учёта с итоговой выпиской банка со счёта 40101.

6. Риски при формировании и актуализации справочников ППО «АС ФК».

7. Риск несвоевременного формирования документов для администраторов доходов бюджетов, финансовых органов.

8. Риск несвоевременной передачи информации администраторам доходов бюджетов, финансовым органам.

9. Риск несвоевременного исполнения документов администраторов доходов бюджетов.

10. Риск несвоевременной передачи Протоколов администраторам доходов бюджетов.

11. Риск несоответствия регистров аналитического учёта установленным формам.

12. Риск необоснованного отнесения поступлений от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений, и доходов от привлечения осужденных к оплачиваемому труду на невыясненные поступления.

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012

13. Риск некорректного классифицирования поступлений от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственных власти и созданных ими учреждений, и доходов от привлечения осужденных к оплачиваемому труду.

14. Риск нарушения законодательно установленного порядка возврата сумм невыясненных поступлений, ошибочно перечисленных на счёт 40101.

15. Риск некорректной простановки кодов целей.

16. Риск нарушения установленного порядка взыскания из местных бюджетов межбюджетных субсидий и остатков непогашенных кредитов.

Риск двойного перечисления плательщику денежных средств по Заявке на возврат, Уведомлению о межрегиональном зачёте, предоставленным администратором доходов бюджета, обусловлен возможностью повторной загрузки в рабочую программу документов на проведение операций по возврату денежных средств. С целью предотвращения ошибки ежедневно в процессе моделирования операционного дня специалистом по осуществлению возвратов и ответственным специалистом за операционный день производится сверка количества и объёма исполненных Заявок на возврат, Уведомлений о межрегиональном зачёте.

Риски некорректной обработки выписки банка связаны с необоснованным отнесением платежей на невыясненные поступления. В частности, вследствие невнесения в банковскую выписку информации из платёжных поручений, предоставленных на бумажных носителях; незакрепле-ния кода бюджетной классификации за администратором доходов бюджета; неверного внесения/ отсутствия ИНН и КПП администратора доходов бюджета в Сводном реестре/Перечне участников бюджетного процесса; отсутствия нормативов распределения доходов между бюджетами в справочнике ППО «АС ФК»; неосуществления переработки поступлений субсидий, субвенций из федерального бюджета по выписке банка. Предупреждение указанных ошибок обеспечивается визуальным контролем всех платёжных поручений, автоматически отнесённых к невыясненным поступлениям при загрузке в программу выписки со счёта 40101.

Риск несоблюдения законодательно установленных нормативов при распределении доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации определён особой важностью данного показателя. Появление отклонений распределения доходов между бюджетами разного уровня от установленных нормативов

возможно в результате отсутствия достоверной информации в справочнике нормативов распределения доходов в ППО «АС ФК». Отклонения также могут возникнуть вследствие округления сумм при незначительных поступлениях и необходимости их деления между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Для предотвращения и оперативного устранения подобных ошибок ежедневно специалистом, ответственным за операционный день, формируется и проверяется Отчёт по итогам распределения поступлений, осуществляется контроль нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по Сводной ведомости поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты (код формы по КФД 0531464). Ежемесячно, а также периодически в течение месяца на основе Справки о перечислении поступлений в бюджеты (код формы по КФД 0531468) производится составление и анализ таблицы с данными о фактическом перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется выявление отклонений от законодательно установленных нормативов распределения доходов.

Риски при формировании бухгалтерской отчётности обусловлены вероятностью расхождения данных бухгалтерского учёта и регистров аналитического учёта доходов. С целью предотвращения ошибок ежедневно производится сверка показателей Отчёта о поступлениях в федеральный бюджет (код формы по КФД 0521432), Справки о перечислении сумм страховых взносов и задолженности по единому социальному налогу в доход федерального бюджета и бюджеты государственных внебюджетных фондов (код формы по КФД 0521436) и Сводной ведомости поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты (код формы по КФД 0531464). Ежемесячно проводится выверка данных Отчёта об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (код формы по КФД 0503153), с данными Справки о перечислении поступлений в бюджеты (код формы по КФД 0531468).

Риски наличия расхождений данных регистров аналитического учёта с итоговой выпиской банка со счёта 40101 возникают в случае несоответствия показателей в формах аналитического учёта доходов данным банковской выписки, а также несопоставимости показателей в регистрах аналитического учёта (код форм по КФД 0531455, 0531456, 0531458, 0531461, 0531463, 0531464, 0531468). Ежедневная проверка итоговых сумм в отчётах, сформированных по результатам операционного дня, позволяет выявлять подобные ошибки.

■ ■

28

Риски при формировании и актуализации справочников ППО «АС ФК» связаны с обновлением записей в справочниках: «Бюджеты», «ОКАТО», «Сводный реестр участников бюджетного процесса», «Перечень участников бюджетного процесса», «Коды бюджетной классификации

- Доходы», «Ведение лицевых счетов», «Закрепление кодов бюджетной классификации за администраторами доходов бюджетов».

В соответствии с Технологическим регламентом «Ведение нормативно-справочной информации» большая часть справочников обновляется автоматически и централизованно. На уровне УФК возможно: добавление записей; добавление отдельных признаков и информации по кодам бюджетной классификации, участникам бюджетного процесса; архивирование, актуализация записей в справочниках. При очередном централизованном обновлении произведенные дополнения могут не сохраниться. Проверка справочников по мере их обновления позволяет предупредить ошибки учёта и распределения доходов, связанные с некорректным заполнением справочной информации.

Риск несвоевременного формирования документов для администраторов доходов бюджетов, финансовых органов основан на возможности несвоевременного формирования и подписания пакета документов по итогам операционного дня. Сопоставление даты формирования документов и отчётной даты позволяет выявить отклонение в сроках подготовки информации участникам бюджетного процесса.

Риск несвоевременной передачи информации администраторам доходов бюджетов, финансовым органам обусловлен вероятностью неполучения участниками бюджетного процесса подготовленной информации в срок. С целью предупреждения данного риска ежедневно осуществляется контроль своевременного экспорта документов в ППО «СЭД-АП».

Риск несвоевременного исполнения документов администраторов доходов бюджетов

связан с нарушением сроков исполнения Заявок на возврат, Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, Уведомлений о межрегиональном зачете, других документов, предоставленных в УФК администраторами доходов бюджетов.

До проведения предварительного этапа моделирования операционного дня осуществляется визуальная проверка статусов документов, полученных от администраторов доходов бюджетов. В случае необходимости уточняются причины непринятия документов к исполнению. Документы, прошедшие контроль, направляются на подписание и регистрацию.

Последующий контроль заключается в сопоставлении даты получения документов администраторов доходов бюджетов в ППО «СЭД-АП» и даты экспорта в ППО «АС ФК». Своевременность исполнения Заявок на возврат также контролируется по базовым показателям эффективности УФК.

Риск несвоевременной передачи Протоколов администраторам доходов бюджетов обусловлен возможностью непредставления информации в нормативно установленный срок. С целью контроля своевременности передачи документов администраторам доходов бюджетов ежедневно в ППО «АС ФК» и ППО «СЭД-АП» проверяются статусы сформированных Протоколов.

Риск несоответствия регистров аналитического учёта установленным формам возможен при обновлении версии (патча) ППО «АС ФК». По мере обновления программы осуществляется сверка структуры и содержания регистров аналитического учета с формами, установленными приказом Министерства России от 05.09.2008 №92н.

Риски необоснованного отнесения поступлений от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственных власти и созданных ими учреждений, и доходов от привлечения осужденных к оплачиваемому труду на невыясненные поступления, некорректного классифицирования таких поступлений возникают при отсутствии признака «Аренда» у соответствующих кодов классификации доходов в справочнике «Коды бюджетной классификации

- Доходы», а также в случае неверного определения типа документа в ППО «АС ФК». Следствием является некорректное формирование Выписки из лицевого счёта получателя бюджетных средств. Проверка обоснованности отнесения платежей на невыясненные поступления по главам 167, 187, 320, контроль присвоения типа документа по арендным платежам в ППО «АС ФК» позволяет предупредить указанную ошибку.

Риск нарушения законодательно установленного порядка возврата сумм невыясненных поступлений, ошибочно перечисленных на счёт 40101, обусловлен представлением плательщиками доходов в УФК Заявлений на возврат денежных средств, являющихся бюджетными доходами. Контроль обоснованности и правильности оформления Решения Администратора доходов по главе 100 «Федеральное казначейство» о возврате поступлений (код формы по КФД 0531805) позволяет не допустить проведение подобной операции.

Риск некорректной простановки кодов целей связан с неверным определением/неопреде-лением кода цели при обработке платёжного по-

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012

Таблица 1. Перечень операционных рисков при учёте поступлений на счёте 40101 и проведении операций на лицевых счетах администраторов доходов бюджетов

Операционный риск Периодичность проведения контроля Ответственные исполнители Ответственный по внутреннему контролю Способ проверки

1...

16...

ручения, проведении внебанковской операции, операции по возврату денежных средств. Проверка кодов целей по проведённым операциям до закрытия операционного дня способствует достоверному отражению информации в регистрах аналитического учёта, корректному формированию Выписки из лицевого счёта администратора доходов бюджета (код формы по КФД 0531787).

Риск нарушения установленного порядка взыскания из местных бюджетов межбюджет-ных субсидий и остатков непогашенных кредитов возникает вследствие возможности неверного расчёта суммы взыскания из местного бюджета, несвоевременного выполнения соответствующих решений администрации субъекта Российской Федерации. Контроль обоснованности проведения операций и правильности расчёта сумм взысканий при подготовке платёжных поручений на перечисление денежных средств на единые счета местных бюджетов позволяет оперативно выявить и исправить ошибки.

полнители, ответственные за текущий контроль, и ответственные специалисты по внутреннему контролю, осуществляющие проверку рисков при проведении операционного дня и по итогам его закрытия (табл. 1).

Факт проведения контроля, выявленные ошибки фиксируются в Журнале операционных рисков (табл. 2).

В дальнейшем на каждую выявленную ошибку регистрируется обращение в региональном центре технического обслуживания.

Приведённый порядок внутреннего контроля, используемый в УФК по Алтайскому краю, предупреждает появление повторных ошибок при учёте и распределении доходов, улучшает текущий контроль, повышает персональную ответственность специалистов при проведении операций по доходам. Своевременность и качество контрольных мероприятий являются основанием для расчёта показателей результативности деятельности гражданских служащих.

Таблица 2. Журнал операционных

рисков

Операционный риск Периодичность проведения контроля Дата операционного дня Дата операционного дня Дата операционного дня ...

1. Ф.И.О. ответственного по внутреннему контролю Ф.И.О. ответственного по внутреннему контролю Ф.И.О. ответственного по внутреннему контролю

... ...

16. Ф.И.О. ответственного по внутреннему контролю Ф.И.О. ответственного по внутреннему контролю Ф.И.О. ответственного по внутреннему контролю

Рассмотренный перечень операционных рисков не является закрытым. По мере возникновения новых критических ошибок при учёте и распределении доходов в ППО «АС ФК» осуществляется дальнейшая детализация рисков.

С целью повышения персональной ответственности и качества внутреннего контроля по каждому операционному риску определены ис-

Литература

1. Приказ Федерального казначейства от 03.03.2011 № 53 «Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации»

2. Приказ Министерства России от 05.09.2008 № 92н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.