Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ДОХОДОВ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ДОХОДОВ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ / BUDGET INSTITUTION / INCOME GENERATING ACTIVITIES / DEFERRED INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Р.Ф., Бучаева М.А.

Несмотря на активно реализуемое реформирование бухгалтерского учета в организациях государственного сектора, ряд вопросов, в том числе в области бухгалтерского учета доходов, все еще остается спорным. Настоящая статья посвящена проблемам отражения в учете бюджетных учреждений высшего образования доходов от осуществления приносящей доход деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING OF INCOMES FROM THE BRINGING REVENUE OF THE ACTIVITIES OF BUDGETARY INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Despite actively implemented accounting reform in public sector organizations, a number of issues, including in the area of accounting for income, are still controversial. This article is devoted to the problems of reflection in accounting of budgetary institutions of higher education of income from the implementation of income-generating activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ДОХОДОВ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 333. 338-35

Магомедов Р. Ф. старший преподаватель кафедра «Бухгалтерский учет-1»

Бучаева М.А.

студент 3к. 1гр. факультет "Бухучет и аудит " ГАОУВО "Дагестанский государственный университет народного хозяйства "

РФ, г. Махачкала ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ДОХОДОВ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: Несмотря на активно реализуемое реформирование бухгалтерского учета в организациях государственного сектора, ряд вопросов, в том числе в области бухгалтерского учета доходов, все еще остается спорным. Настоящая статья посвящена проблемам отражения в учете бюджетных учреждений высшего образования доходов от осуществления приносящей доход деятельности.

Ключевые слова: бюджетное учреждение, приносящая доход деятельность, доходы будущих периодов.

Magomedov R.F.

Senior Lecturer of the Department "Accounting-1 " Buchaeva M.A. Student 3K. 1G. "Faculty of accounting and audit " GAOU VO "Dagestan state University of national economy"

Russian Federation, Makhachkala FEATURES OF ACCOUNTING OF INCOMES FROM THE BRINGING REVENUE OF THE ACTIVITIES OF BUDGETARY

INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION Abstract: Despite actively implemented accounting reform in public sector organizations, a number of issues, including in the area of accounting for income, are still controversial. This article is devoted to the problems of reflection in accounting of budgetary institutions of higher education of income from the implementation of income-generating activities.

Keywords: budget institution, income generating activities, deferred income.

Деятельность, которую осуществляют бюджетные учреждения высшего образования в соответствии со своим уставом, имеет несколько источников финансового обеспечения. Прежде всего, согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ [1] на ведение основной уставной деятельности учредитель выделяет субсидию на выполнение государственного (муниципального)

задания. Иным источником финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения являются средства от осуществления приносящей доход деятельности, в том числе от оказания платных образовательных услуг. Развитие механизмов осуществления приносящей доход деятельности бюджетными учреждениями высшего образования, с одной стороны, дополняет гарантированную государством возможность получения высшего образования, а с другой - создает условия и стимулы для повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений и способности самостоятельно функционировать в условиях рыночной экономики. Вместе с тем нормативная база в области бухгалтерского учета доходов от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений является недостаточно урегулированной, что обусловило актуальность темы исследования. Во-первых, неурегулированным остается вопрос понятийного аппарата. Так, в соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ [2] некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. На основании п. 2 ст. 4 Закона № 7-ФЗ [4], некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. При этом отличительные особенности предпринимательской деятельности и приносящей доход деятельности в Законе № 7-ФЗ не приведены. Обзор нормативных правовых актов и специальной литературы позволил сделать вывод, что многими авторами, в том числе Ю.В. Гросулом [16], О.Н. Ермоловой [17], О.А. Тарасенко [24], И.Ф. Сюбаревой [23] и др. изучаются проблемы понятийного аппарата и квалификации предпринимательской и иной приносящей доход деятельности некоммерческих организаций.

Вместе с тем, применительно к деятельности государственных(муниципальных ) учреждений до настоящего времени как равнозначные используются термины « приносящая доход деятельность » и «собственные доходы учреждений» [9], «предпринимательская деятельность» [13, 20, 21, 22], «коммерческая деятельность» [19, 20], «внебюджетная деятельность» [12, 17, 18]. При этом разграничение указанных категорий не осуществлено даже на уровне законодательных и нормативных документов в области регулирования бухгалтерского учета. Авторами перечисляются критерии отнесения деятельности учреждения к приносящей доход, при этом Ю.Л. Городиловой и А.А. Бурцевой в качестве основополагающего критерия выделяется критерий от несения деятельности к приносящей доход как основной или неосновной для учреждения. По нашему мнению, указанный

критерий является некорректным, поскольку в соответствии со ст. 4 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, сверх государственного задания за плату.

Учитывая специфику оказания образовательной услуги и долгосрочный характер договора оказания образовательной услуги высшего образования, считаем, что начисление доходов от оказания образовательной услуги целесообразно отражать на счете 40140 «Доходы будущих периодов» с последующим ежемесячным списанием доходов будущих периодов в доходы текущего отчетного периода. Предлагаемая методика отражения доходов от оказания платных образовательных услуг обусловлена новыми методическими подходами Министерства финансов РФ к учету доходов бюджетных учреждений, изложенными в письме Министерства финансов РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436 [10]. В указанном письме Министерство финансов РФ определяет порядок признания доходов от сумм субсидий на выполнение задания учредителя на доходы будущих периодов в том случае, если соглашение о ее предоставлении заключено в предшествующем году на следующий финансовый год. На основании ранее изложенного авторами предлагается корреспонденция счетов по учету сумм доходов от оказания платных образовательных услуг с использованием счета 40140 «Доходы будущих периодов». Предлагаемая корреспонденция счетов также соответствует методике отражения доходов на счете 40140 «Доходы будущих периодов», изложенной в п. 301 Инструкции № 157н, согласно которой в качестве доходов будущих периодов учитываются доходы, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в том числе: • доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода; • доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам; • доходы по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году; • доходы по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов; • иных аналогичных доходов. В бухгалтерском учете суммы полученного дохода предлагается отражать следующим образом (табл. 1). Предлагаемая методика отражения доходов от оказания платных образовательных услуг соответствует новым методическим подходам Министерства финансов РФ к учету доходов от сумм субсидий на выполнение задания учредителя и позволяет более точно и достоверно формировать показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений в части отражения информации о дебиторской и кредиторской задолженности, доходов будущих периодов и доходов отчетного периода. В завершение исследования следует отметить, что методика отражения доходов будущих периодов, установленная Единым планом счетов и инструкцией по его применению, идет вразрез с методикой отражения доходов будущих периодов в коммерческих бюджетных и некоммерческих организациях, так как получение денежных средств в качестве авансовых платежей или

предварительной оплаты доходами будущих периодов не признается, а полученные денежные средства от заказчиков учитываются в составе полученных авансов. Вместе с тем, для бюджетного сектора экономики Министерство финансов РФ рекомендует использование счета 40140 «Доходы будущих периодов» для учета указанных доходов, для чего в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н [9] были внесены изменения, расширяющие сферу применения счета 40140 «Доходы будущих периодов».

Таблица!

Содержание операции Дебет Кредит

Начислены доходы будущих периодов на основании заключенного договора 2 205 31 560 2 40 40 130

Внесена в кассу учреждения плата за обучение 2 201 34 510 2 205 31 660

Внесена плата на лицевой счет 2 201 11 510 2 205 31 660

Начислены доходы ежемесячно 2 401 40 130 2 401 10 130

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС «Гарант». Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «Гарант».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «Гарант».

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС «Гарант».

4. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // СПС «Гарант».

6. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора: приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

7. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н // СПС «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.