Научная статья на тему 'Особенности учебной мотивации студентов, поступающих в магистратуру'

Особенности учебной мотивации студентов, поступающих в магистратуру Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ / СТУДЕНТЫ / МАГИСТРАТУРА / EDUCATIONAL MOTIVES / STUDENTS / GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнаткова И. А.

Аннотация В статье рассмотрены особенности учебной мотивации студентов, поступающих в магистратуру. Раскрыты основные мотивы, которыми руководствуются студенты-бакалавры, принимающие решение о продолжении обучения на второй ступени вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнаткова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS ENTERING THE MAGISTRACY

The article describes the characteristics of educational motivation of students entering graduate school. It outlines the main motivation of the undergraduate students who decide to continue to the second stage of higher education.

Текст научной работы на тему «Особенности учебной мотивации студентов, поступающих в магистратуру»

References

1. Dem'jankov V.Z. Kognitivnaja lingvistika kak raznovidnost' interpretirujushhego podhoda // Voprosy jazykoznanija, 1994.-№4. -S.17-33 (URL:.http://www.infolex.ru/LINPSY.html).

2. Toffler Je. Tret'ja volna. - M.: OOO «Firma «Izdatel'stvo AST», 1999. - 784 s.

3. Krongauz M.A. Samouchitel' olbanskogo / Maksim Krongauz. - Moskva: AST: CORPUS, 2013. - 416 s.

4. Leont'ev D. Jekzistencial'naja trevoga i kak s nej ne borot'sja // Moskovskij psihoterapevticheskij zhurnal. - 2003. - № 2. - S. 107119.

5. Kachjunas R. Svoboda i psihoterapija. (URL: http://hpsy.ru/public/x743.htm).

6. Semanticheskie universalii i opisanie jazykov» v razdele «Leksicheskaja semantika v kul'turno-sopostavitel'nom aspekte. Per. s angl. A. D. Shmeleva pod red. T. V. Bulyginoj. - M.: Jazyki russkoj kul'tury, 1999. - I-XII.-780 s.

7. Knjazeva E.N., S. Kurdjumov S.P. Sinergetika: Nelinejnost' vremeni i landshafty kojevoljucii. M.: KomKniga, 2007.- 272 s.

8. Belousov S.A. Psihologija duhovnoj zrelosti lichnosti v perspektive svjatootecheskogo podhoda. (URL: http://hpsy.ru/public/x2346.htm).

9. Djomina L.D., Taburova T.S. Otnoshenija so znachimym Drugim kak resurs sovladanija lichnosti s trudnoj zhiznennoj situaciej // Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. - №2. - 2010. - S. 60-62.

10. Voronin L.V. My i nashi jemocii: vosprijatie jemocii straha russkim, nemeckim i anglijskim sociumami (na materiale tekstov M. Bulgakova, K. Tuhol'skogo i perevodov ih proizvedenij na anglijskij jazyk) // Aktual'nye problemy lingvisticheskoj kul'turologi - 2: Materialy XI nauchno-prakticheskoj konferencii. -M.,2004.-S.25-32.

Игнаткова И.А.

Кандидат психологических наук,

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности учебной мотивации студентов, поступающих в магистратуру. Раскрыты основные мотивы, которыми руководствуются студенты-бакалавры, принимающие решение о продолжении обучения на второй ступени вузовского образования.

Ключевые слова: учебные мотивы, студенты, магистратура.

Ignatkova I.A.

Candidate of psychological sciences,

Sterlitamak Branch of Bashkir State University

FEATURES OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS ENTERING THE MAGISTRACY

Abstract

The article describes the characteristics of educational motivation of students entering graduate school. It outlines the main motivation of the undergraduate students who decide to continue to the second stage of higher education.

Keywords: educational motives, students, graduate.

Проблема изучения мотивов, определяющих качество учебной деятельности студентов, безусловно, является актуальным для современной психологии. В разное время в России учебную мотивацию исследовали множество ученых: Н.Ц. Бадмаева, Е.П. Ильин, Г.Н. Казанцева, Ю.М. Орлов, Т.В. Сорокоумова и многие другие. Однако в свете продолжающегося перехода российского образования на двухуровневую систему особо актуальным становится вопрос об особенностях учебной мотивации студентов бакалавриата и магистратуры.

Магистратура как вторая ступень высшего образования предполагает, прежде всего, нацеленность студента на научноисследовательскую деятельность при изучении определенной узкой специализации. В магистратуру поступает всего лишь 25-30% вчерашних бакалавров. Этот факт может объясняться рядом причин, как экономического и территориального характера, так и личностными особенностями студентов, в частности их учебной мотивацией.

С целью изучить особенности учебной мотивации студентов, нацеленных на поступление в магистратуру с целью продолжения образования, мы провели эмпирическое исследование.

Базой исследования выступил факультет педагогики и психологии Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет». Испытуемыми являлись студенты 4 курса, обучающиеся по направлениям подготовки «Психология и социальная педагогика» и «Начальное образование».

На первом этапе нашего исследования мы провели опрос, целью которого было выявить намерения студентов поступать в магистратуру. В итоге, из 103 человек нацелены на поступление в магистратуру 46 студентов бакалавриата.

Для изучения мотивации обучения в магистратуре на втором этапе исследования нами были использованы следующие методики: методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной [1] и методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин в модификации Н.Ц. Бадмаевой) [2].

На третьем этапе исследования были проанализированы полученные результаты. Так, по методике изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной были рассмотрены полученные средние показатели. По шкале «Приобретение знаний» средний показатель составил 7,2 (при максимально возможном 12,6). Это может свидетельствовать о том, что студентам, заканчивающим обучение на ступени бакалавриата, не хватает полученных знаний, и они стремятся восполнить имеющиеся у них пробелы. По шкале «Овладение профессией» средний балл составляет 8,4 из максимально возможных 10 баллов. Мы можем говорить о том, что студенты нацелены на изучение узких отраслей своей будущей профессиональной деятельности. И по шкале «Получение диплома» средний показатель среди испытуемых - 3,4 при максимальных 10 баллах. Таким образом, мы можем говорить о том, что студенты, поступающие в магистратуру, ориентированы, прежде всего, на получение знаний в своей профессиональной области и овладение теми умениями и навыками, которые необходимы им для дальнейшей работы.

В методике диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин в модификации Н.Ц. Бадмаевой) выделяется 7 основных групп мотивов. Среди испытуемых максимально выраженными оказались следующие мотивы: профессиональные, учебно-познавательные и мотивы престижа. Это свидетельствует о том, что студенты, ориентированные на поступление в магистратуру стремятся, прежде всего, овладеть профессией в полной мере. При этом студенты считают, что данная профессия является востребованной в обществе и может принести им признание и успех. Наименее выраженным мотивом является мотив избегания. Студенты уже не ориентируются на успехи других людей, меньше сравнивают себя со своими одногруппниками в пользу последних.

Таким образом, центральным мотивом, определяющим нацеленность студентов последнего курса бакалавриата на дальнейшее поступление в магистратуру можно считать стремление в полной мере овладеть своей будущей профессиональной деятельностью.

62

В свете рассмотренной проблематики остаются открытыми вопросы о гендерной специфике мотивационной сферы поступающих в магистратуру, а также о способах привлечения большего количества выпускающихся студентов на вторую ступень обучения в вузе.

Литература

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб, 2011. - 512 с.

2. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С.151-154.

References

1. Il'in E.P. Motivacija i motivy. - SPb, 2011. - 512 s.

2. Metodika dlja diagnostiki uchebnoj motivacii studentov (A.A. Rean i V.A. Jakunin, modifikacija N.C. Badmaevoj) / Badmaeva N.C. Vlijanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh sposobnostej: Monografja. - Ulan-Udje, 2004. - S.151-154.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / SOCIOLOGY

Войтех Ф.

Кандидат экономических наук,

Институт экономики и управления государственной службы Братислава, Словакия ЭКСТРЕМИЗМ - ФЕНОМЕН 21 ВЕКА

Аннотация

Основной целью данной работы является рассмотрение понятия экстремизма с нескольких точек зрения. Экстремизм в качестве явления негативно влияющего на общество, рассматриваем с экономической точки зрения из-за того, что причины и условия экстремизма нужно устранять законным путьем. Для этого необходимы средства из государственного бюджета или бюджета Евпропейского Союза. Если посмотреть с юридической точки зрения, то приходим к выводу, что юридического определения понятия экстремизма не существует, ни в правовых документах ЕС, ни в уголовном кодексе Словакии.

Ключевые слова: экстремизм, уголовное дело, преступление, расовый мотив, государственная власть, межведомственное сотрудничество.

Vojtech F.

Doctor of Philosophy

Institute of Economics and Management of Public Administration Bratislava, Slovakia

EXTREMISM - PHENOMENON OF 21ST CENTURY

Abstract

The main purpose of this paper is to examine the concept of extremism from several points of view. We map extremism as a phenomenon negatively affecting society, from the economic point of view due to the fact that the causes and conditions of extremism need to be fixed in legal way. This will require funds from the state budget or the budget of European Union. If you look from a legal point of view, we come to the conclusion that the legal definition of extremism does not exist, neither in the legal instruments of the EU, nor the Criminal Code of Slovakia.

Keywords: extremism, crime, racial motive, public authority, interagency cooperation.

We can speak about the extremism, its causes and consequences from different perspectives. This unhealthy social phenomenon concerns me from the legal and economic point of view.

From the legal point of view, as this phenomenon occurs in society which is trying to define it by the laws and standards that are in force not only in Slovakia but also in the European Union our country is part of.

From the economic point of view, when the negative phenomena, which affect the society, matter, they must be removed legally. This requires the funds available to deputies - politicians through the state budget or the budget of the European Union. This depends on the amount of funds that are released for the society what is actually a policy of political parties. Different political parties present their relationship to extremism by this way.

Legal aspects of extremism

If we look at the concept of extremism from a legal standpoint, we discover an interesting fact. There is no legal definition of this term. We do not find it neither in any documents of the EU nor in the Criminal Code of the Slovak Republic, which in § 140a appoints only crimes of extremism and makes it indirectly through the definition of the terms, the extremist group (§ 129 paragraph 3), the extremist material (§ 130 paragraph 8.9) and the specific extremist motive (§ 140 letter d and f). [1]

What do individual sections contain? If they are logically linked up to each other we can indirectly define the term extremism. § 140a

says:

"Crimes of Extremism are the crimes of supporting and promoting groups aimed at suppressing fundamental rights and freedoms under § 421 and 422, the production of extremism materials according to § 422a, dissemination of extremist materials according to § 422b, possession of extremism materials according to § 422c, defamation of nation, race and conviction under § 423, the incitement to national, racial and ethnic hatred under § 424, incitement, defamation and threats to persons belonging to any race, nation, nationality, color, ethnic origin or gender under § 424A and the offense committed of special motive under § 140d and § 140f. "

It logically comes out who puts these acts into practice. This brings us to an extremist group § 129, paragraph 3, which reads: "The extremist group for the purposes of this Act means conspiracy at least of three persons for the purpose of committing the crime of extremism ".

Of course, the members of these groups produce, use, or present the extremism material, which is also in the Criminal Code in § 130, section 8 and 9 defined as follows:

"(Paragraph 8) by the extremism materials for the purposes of this Act, it is comprehended a written, graphic, video, sound or image and sound execution:

a) Texts and declarations, banners, badges, passwords or symbols, groups and movements that lead to the suppression of basic human rights and freedoms,

b) Programs or ideologies, groups and movements that lead to the suppression of basic human rights and freedoms,

c) Advocating, promoting or inciting hatred, violence or unjustifiably different treatment to an individual or group of persons because of their belonging to any race, nation, nationality, colour, ethnic origin, gender or origin of their religion, if it is a pretext for the above reasons,

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.