Научная статья на тему 'Особенности учебной деятельности школьников в современной информационно-образовательной среде'

Особенности учебной деятельности школьников в современной информационно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА ИКТ / СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ACTIVITY / INFORMATIONAL CULTURE / FACILITIES OF ICТ / MODERN INFORMATIVELY-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина О.А., Блинова М.В.

В статье рассматривается вопрос об особенности учебной деятельности школьников в условиях современной информационно-образовательной среды, которая вносит коррективы в каждый компонент учебной деятельности, предлагается уточнение понятия информационно-образовательной среды школы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдина О.А., Блинова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article a question is examined about the feature of educational activity of schoolchildren in the conditions of modern informatively-educational environment that amends in every component of educational activity, clarification of concept of informatively-educational environment of school is offered.

Текст научной работы на тему «Особенности учебной деятельности школьников в современной информационно-образовательной среде»

Юдина О.А., учитель математики и информатики Блинова М.В., учитель математики КГУ «Общеобразовательная средняя школа №10», г.Экибастуз, Казахстан

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос об особенности учебной деятельности школьников в условиях современной информационно-образовательной среды, которая вносит коррективы в каждый компонент учебной деятельности, предлагается уточнение понятия информационно-образовательной среды школы.

Annotation: in the article a question is examined about the feature of educational activity of schoolchildren in the conditions of modern informatively-educational environment that amends in every component of educational activity, clarification of concept of informatively-educational environment of school is offered.

Ключевые слова: учебная деятельность, информационная культура, средства ИКТ, современная информационно-образовательная среда.

Keywords: educational activity, informational culture, facilities of ICT, modern informatively-educational environment.

Чтобы говорить об особенностях учебной деятельности (УД) школьников в современной информационно-образовательной среде, уточним содержание понятия «современная информационно-образовательная среда».

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и социализации.

Предлагаем определить сущность понятия «средства ИКТ». Описание средств ИКТ нами обнаружено в «Толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования» [1,24]. К средствам информационно-коммуникационных технологий относятся: программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.

Среди специфических социально-педагогических проблем центральное место занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Реалии сегодняшней ситуации в социуме таковы, что человек, не владеющий информационными технологиями, лишается, на наш взгляд, одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Возникает проблема формирования и развития информационной культуры индивида - «степени совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании». [2, с.3] Информационная культура включает в себя множество составляющих: умений, навыков деятельности по отношению к информации, но в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).

К основным ресурсам, необходимым для существования и функционирования информационной среды образовательного учреждения, относятся:

- технические ресурсы (физическая составляющая);

- кадровые ресурсы (интеллектуальная составляющая);

- учебно-методические ресурсы (информационная составляющая).

Эти же компоненты определяют и основные направления

информатизации образовательных учреждений [3, 70].

В связи с продвижением процесса информатизации образования среди организаторов образования, практикующих учителей и научно-педагогической общественности обсуждаются вопросы появления в стенах школы нового для образования феномена - единой информационной среды образовательного учреждения.

Чаще всего под единой информационной средой специалисты подразумевают ее информационно-управленческую составляющую, основной задачей которой является организация всей работы в школе на основе ИКТ, с чем трудно согласиться, т.к. школа все-таки образовательное учреждение. Реже под единой образовательной средой школы подразумевают ее информационно-коммуникационную составляющую (сеть, сервер, интранет) с административно-управленческим уклоном. С этим можно согласиться, т.к. основной объем информации о состоянии образовательного процесса, циркулирующий внутри школы на разных уровнях, относится к управленческому процессу, на основе которого руководитель образовательного учреждения (ОУ) принимает управленческое решение о внесении коррективов в образовательную систему и обеспечить его качество.

В формулировках понятия информационной образовательной среды (ИОС) учебного заведения должно присутствовать главное, по нашему мнению, действующее лицо этого процесса - ребенок, школьник, ученик,

ради которого в школы поставляются персональные компьютеры и мультимедийная техника в качестве средства, позволяющего повысить эффективность и результативность учебной деятельности ученика. Ведь «использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Опыт работы педагогов в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся» [4].

Применительно к информатизации образовательного учреждения, в современных научных исследованиях даются определения понятиям «информационная среда», а также «информационно-коммуникационная предметная среда», что позволяет нам уточнить сущность понятия информационно-образовательная среда. Уточним наше понимание информационно-образовательной среды школы. По определению, среда есть совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Во взаимодействии среды и личности изменения в личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, учет которых существенен для воспитания и перевоспитания личности. Следовательно, правильно сконструированная образовательная среда должна способствовать разрешению этих противоречий.

Микросреда школы (среда в педагогическом плане) - это мир взаимосвязанных предметов, явлений, людей, которые постоянно окружают педагога и ученика и обуславливают их взаимодействие. К такому миру относятся: педагоги, управленческий состав, объекты второй природы -здания, мебель, компьютерное оснащение, Интернет, системы автоматизированного управления процессами.

Поэтому мы под современной информационно-образовательной средой (ИОС) школы понимаем системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия,

аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированных на достижение образовательных целей и формирование УД учащихся. В идеальном виде современная информационно-образовательная среда школы может быть представлена в следующем виде (рисунок 1).

Рисунок 1 - Современная информационно-образовательная среда школы Поскольку педагогически организованное усвоение опыта школьниками происходит главным образом в процессе обучения, который претерпевает существенные изменения в условиях описанной выше информационно-образовательной среды, то остановимся на краткой характеристике этих изменений. Как видно из рисунка, изменяются, прежде всего, средства обучения. «Применение в школе компьютерной техники может сделать школьное преподавание более эффективным» [5, 91].

На основе изученных моделей учебной деятельности мы спроектировали свою модель формирования учебной деятельности, которая, разворачиваясь в информационно-образовательном процессе, позволяет формировать УД учащегося школы (рисунок 2).

Рисунок 2 - Модель процесса формирования учебной деятельности школьника в информационно-образовательном пространстве школы

ИОС вносит коррективы в УД школьника, в каждый её компонент: мотивацию, учебные задачи; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценку, переходящую в самооценку. Это и новые средства обеспечения появления у детей мотивов собственного учения (прежде всего познавательных мотивов, внутренних мотивов учения) и принятия и рождения учебных целей - целей своего учения. Это и новые учебные действия и операции (работа с электронными учебниками, поисковиками, Интернетом. И, конечно, самоконтроль и самооценка получает просто фантастические средства: если только ученик хочет узнать о себе, например, научился ли он или нет складывать, вычитать, ..., ; понимает ли он что такое сложение, вычитание, ... , уравнение, геометрическая фигура, ... - у него есть

множество возможностей это узнать, используя электронные учебные пособия, тренажеры.

Формирование учебной деятельности учащихся организуется и проводится под руководством учителя, а не возникает и осуществляется учащимися лишь под влиянием их внутренних потребностей. В последнем случае нужно было бы рассматривать не процесс обучения, а процесс самообучения. Главное, чтобы учитель сформировал желание, как учиться (учить себя), так и желание и умение узнавать о себе результаты своего учения, а не брал все функции на себя. «Сегодня необходимы практикоориентированные исследования, предметом которых была бы рациональная организация учебной деятельности учащихся». [6, 51]

Резервы повышения качества и эффективности образования путем реализации идей, заложенных в концепции формирования учебной деятельности в условиях современной ИОС, еще не раскрыты и не реализованы в полной мере.

Список литературы

1. Роберт И.В., Лавина Т.А.и др. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования М: ИИО РАО, - 2009. -96 с.

2. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ, Сер.1. - 1994, - № 1, - С.1-8

3. Решетова З. А. Организация деятельности усвоения и развитие учащегося // Вопросы психологии. 2002. — № 5.— С. 70-70

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, - 2005. - 198 с.

5. Волкова Р. А. Преподавание информационных технологий в начальной школе // Информатика и образование. 2001, №6, с. 91-92.

6. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться // Начальная школа, 2007 - № 9. - с. 50 - 58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.