Научная статья на тему 'Особенности участия законодательных органов Государственной власти субъектов Федерации в законодательном процессе'

Особенности участия законодательных органов Государственной власти субъектов Федерации в законодательном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / SUBJECT / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / CONSTITUTIONAL ORDER / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / LAWMAKING / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL LAW / УСТАВ / CHARTER / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / FEDERAL EXECUTIVE BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шашкова Людмила Владимировна

Изучены конституции и уставы субъектов Российской Федерации, охарактеризованы нормы, регулирующие законотворческий процесс, порядок законотворческой деятельности. На примере Чувашской Республики проанализировано законодательство по основным направлениям: основы конституционного строя, финансы, государственное управление, социальные вопросы, страхование, экономическая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PARTICIPATION OF LEGISLATURE OF THE GOVERNMENT OF SUBJECTS OF FEDERATION IN LEGISLATIVE PROCESS

Constitutions and charters of subjects of the Russian Federation are studied, the norms regulating legislative process, an order of legislative activity are characterized. On the example of the Chuvash Republic the legislation in the main directions is analysed: bases of the constitutional system, finance, public administration, social problems, insurance, economic activity.

Текст научной работы на тему «Особенности участия законодательных органов Государственной власти субъектов Федерации в законодательном процессе»

52

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №1(15)

УДК 342.52

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Л.В. Шашкова

Изучены конституции и уставы субъектов Российской Федерации, охарактеризованы нормы, регулирующие законотворческий процесс, порядок законотворческой деятельности. На примере Чувашской Республики проанализировано законодательство по основным направлениям: основы конституционного строя, финансы, государственное управление, социальные вопросы, страхование, экономическая деятельность.

Ключевые слова: субъект; конституционный строй; законодательство; законотворчество; федеральный закон; устав; федеральные органы исполнительной власти.

L.V. Shashkova. FEATURES OF PARTICIPATION OF LEGISLATURE OF THE GOVERNMENT OF SUBJECTS OF FEDERATION IN LEGISLATIVE PROCESS

Constitutions and charters of subjects of the Russian Federation are studied, the norms regulating legislative process, an order of legislative activity are characterized. On the example of the Chuvash Republic the legislation in the main directions is analysed: bases of the constitutional system, finance, public administration, social problems, insurance, economic activity.

Keywords: subject; constitutional order; legislation; lawmaking; federal law; charter; federal executive bodies.

Законотворческий процесс на уровне субъекта России, в целом совпадая с соответствующим процессом, осуществляемым на федеральном уровне, включает в себя ряд последовательных стадий, которые, вместе с тем, применительно к конкретному субъекту Федерации, могут несколько отличаться от стадий процесса принятия федерального закона. Эти особенности обусловлены в первую очередь статусом субъекта Федерации, проявляются только на стадии внесения законопроекта и связаны с различным кругом субъектов законодательной инициативы и с возможностью внесения законопроектов только определенным в конституции (уставе) субъектом.

Во всех конституциях и уставах субъектов Федерации содержатся нормы, регулирующие законотворческий процесс, порядок законотворческой деятельности. Ими определяются субъекты права законодательной инициативы, устанавливаются процедуры голосования по законопроектам, решаются другие вопросы, относящиеся к этой сфере. В частности, в Чувашской Республике вопросы принятия нормативных актов и введения их в действие регламентируются Конституцией Чувашской Республики и Указом Президента Чувашской Республики от 21.11.2001 г № 110 (ред. от 14.12.2011) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской

Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики» [1].

Для принятия определенных законодательных решений рядом регионов предусмотрена возможность проведения референдума, порядок и условия назначения и проведения которого регламентируются соответствующим законом субъекта Федерации. Региональный референдум проводится по наиболее важным вопросам, входящим в компетенцию государственных органов власти конкретного региона и затрагивающим жизненные интересы его населения. Следует особо подчеркнуть, что принятое на референдуме решение в последующем утверждении не нуждается и вступает в силу со дня его официального опубликования.

Рассматривая особенности законодательной деятельности на уровне субъектов Федерации через призму специфических характеристик, свойственных только определенным регионам, остановимся на развитии законотворческого процесса в Чувашской Республике.

Законодательство Чувашской Республики в настоящее время формируется на основе предоставленных субъекту РФ полномочий Конституцией РФ и федеральными законами. Результаты проведенного анализа законов Чувашской Республики показывают, что все принятые законы Чувашской Республики можно разделить на законы, принятые по предметам

совместного ведения, и законы, принятые в рамках ведения Чувашской Республики, определенных ст. 61 Конституции Чувашской Республики [2].

Если анализировать действующие законы Чувашской Республики по приоритетам законодательной деятельности, то можно выделить следующие направления: основы конституционного строя, финансы, государственное управление, социальные вопросы, страхование, экономическая деятельность. Данные приоритеты вполне объяснимы. Основной объем принятых законов касается вопросов конституционного строя, куда входят Конституция Чувашской Республики, государственные символы, административно-территориальное деление, избирательная система, законодательная, исполнительная и судебная власть, местное самоуправление. Каждое направление правового регулирования также имеет свое деление, например, финансовое регулирование включает в себя такие вопросы, как экономика и инвестиции, бюджетная система, налоги и сборы, ценовая политика. Регулирование в сфере государственного управления включает в себя вопросы государственной и муниципальной службы, государственного управления в сфере экономики, социально-культурной и административной сферы, административные правонарушения.

Динамика внесения изменений в законодательство Чувашской Республики тесно связана с изменениями федерального законодательства. После принятия федеральных законов Государственным Советом республики осуществляется внесение изменений в законы в соответствующей сфере правоотношений, чем обеспечивается дальнейшее совершенствование правового регулирования общественных отношений, развитие государственных и общественных институтов.

Необходимо отметить положительную тенденцию изменения законодательства Чувашской Республики в сторону улучшения качества, в котором существенную роль, по нашему мнению, играет своевременное изучение изменений федерального законодательства, обмен опытом между субъектами РФ, взаимодействие с различными органами, в той или иной степени участвующими в законотворческом процессе.

Немаловажную роль в процессе осуществления законотворческой деятельности имеет взаимодействие Государственного Совета Чувашской Республики с Прокуратурой Чувашской Республики и территориальными органами федеральных органов исполнительной

власти Чувашской Республики, в том числе Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике.

Сегодня в субъектах Федерации сложилась достаточно разнообразная и обширная правовая система. Вместе с тем эту систему нельзя назвать целостной, согласованной и адекватной действительности, что требует досконального изучения и четкого уяснения специфики регионального законотворчества, в частности, на примере Чувашской Республики, дабы определить его место, роль и соотносимость с федеральным законотворчеством.

Прежде всего, необходимость собственной законодательной базы определяется федеративным характером Российского государства, в составе которого находятся 83 субъекта со своими местными особенностями. В таком государстве следует иметь унифицированное законодательство для субъектов РФ по основным базовым законам. Конституция РФ закрепляет общие принципы и предмет правового регулирования субъектов Федерации. Положения Конституции РФ, с одной стороны, составляют юридическую основу для построения единого правового пространства в федеративном государстве, а с другой - позволяют иметь собственное законодательство субъекта Федерации, где, помимо прочего, учитываются местные особенности.

В частности, показателен пример, что в результате деятельности Государственного Совета Чувашской Республики появляется много действительно качественных законов, на основе которых удалось создать в Чувашии систему сдержек и противовесов властей, соответствующую конституционному принципу самостоятельности ветвей власти. В результате Государственный Совет Чувашской Республики хотя и не может принимать решения вместо Главы Республики, но и он не вправе единолично, без учета мнения депутатов одобрять законы и осуществлять многие важные шаги. Государственный Совет Чувашской Республики -действительно самостоятельный орган власти, поскольку за определенный период времени принято весомое количество законов. Конечно, действующих нормативных актов меньше, поскольку из всего массива законов в их часть вносят поправки. Но такая работа тоже необходима: федеральное законодательство постоянно корректируется, и, соответственно, региональные власти должны реагировать и отражать эти перемены в региональных законах [3].

Тем не менее проблема соответствия регионального законодательства федеральному по-прежнему остается острой. Существует

54

вестник Российского университета кооперации. 2014. №1(15)

конституционный принцип верховенства федеральных законов, и Государственный Совет Чувашской Республики и Глава Республики неукоснительно соблюдают его. Приступая к работе над очередным проектом, обязательно предварительно изучаются нормы действующих в данной области федеральных актов. Полагается, данный подход должен быть определяющим для любого подразделения исполнительной власти, издающего какие-либо нормативные документы. Только в этом случае законы, постановления, решения всех уровней будут соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству.

Что касается вопросов совместного ведения, то некоторые законы Чувашской Республики, решающие важнейшие проблемы жизни региона, начали действовать задолго до вступления в силу аналогичных федеральных актов. И с появлением последних приходится вносить соответствующие изменения в региональное законодательство.

Например, после введения в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях Закон Чувашской Республики об административной ответственности за распространение, пропаганду и изготовление нацистской символики был отменен нормой КоАП РФ о запрете демонстрирования нацистской атрибутики или символики в целях пропаганды (ст. 20.3). Хотя в Законе, принятом Государственным Советом Чувашской Республики, содержались очень четкие определения понятий, имеющих отношение к данной теме; там подробно разъяснялось, что такое нацистская символика, что понимать под ее изготовлением, распространением, ношением, демонстрацией. В этом отношении норма КоАП РФ представляется менее удачной. Но, в силу законопослушности, Государственный Совет Чувашской Республики отменил свой Закон и руководствуется несовершенной федеральной нормой об ответственности [3].

Стоит обратить внимание на тот факт, что отношения с Государственной Думой РФ складываются непросто, хотя Государственный Совет Чувашской Республики - равноправный партнер Государственной Думы РФ, являющийся одним из субъектов законодательной инициативы и выступающий от имени важного региона. Вкладывая немало сил в разработку предложений, Государственный Совет Чувашской Республики вправе рассчитывать на серьезное и уважительное отношение к ним. Тем не менее, по мнению председателя Государственного Совета Чувашской Республики, передав свои законопроекты на рассмотрение, прихо-

дится внимательно наблюдать за процессом их прохождения в Государственной Думе РФ.

В настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении несколько законодательных инициатив Государственного Совета Чувашской Республики, подавляющая часть которых до сих пор не рассмотрена. Совсем недавно поднимался вопрос о том, что одна из инициатив Государственного Совета Чувашской Республики не была включена в план, что незаконно, и не была разослана в субъекты Федерации, хотя в силу Конституции и федерального законодательства перед обсуждением с предложениями обязательно должны ознакомиться все субъекты законодательной инициативы. Поэтому, с целью облегчения работы депутатов Государственной Думы РФ, было бы целесообразным основать особый консультационный орган, который бы вел работу с представителями законодательных органов субъектов Федерации - по примеру созданного при Председателе Совета Федерации. Ведь нередко разные субъекты Федерации одновременно предлагают несколько аналогичных законопроектов, которые следовало бы предварительно оценить и сравнить. Упомянутый орган взял бы эту функцию на себя, чем помог бы существенно сократить количество нерассмотренных документов в Государственной Думе РФ.

Согласно данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, еще одной серьезной проблемой в сфере обеспечения правового пространства на территории субъектов являются вопросы качества нормативных правовых актов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Федерации, и их проектов.

Так, в 2012 г. Управлением Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике рассмотрено 229 проектов органов власти Чувашской Республики. По 31 проекту Управлением были высказаны замечания и предложения. По состоянию на 24 декабря 2013 г. Управлением рассмотрено 35 проектов органов власти Чувашской Республики. По трем проектам Управлением высказаны замечания и предложения.

Следует отметить, что от качества нормативных правовых актов зависит эффективность реализации государственной политики в различных сферах общественных отношений. Для достижения высокого уровня принимаемых нормативных правовых актов огромную роль играют эффективность работы правотворческих органов, уровень профессиональной подготовленности работников этих органов.

В связи с интенсивным развитием федерального законодательства необходимо более

тщательно осуществлять мониторинг нормативных правовых актов субъектов Федерации на предмет их соответствия федеральному законодательству по направлениям своей деятельности.

Список литературы

1. О порядке опубликования и вступления в силу актов Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики: указ Президента Чувашской Республики от 21.11.2001 № 110 (ред. от 14.12.2011) // Вести Чувашии. 2001. № 47. 30 нояб.

2. Конституционное право и политика: сб. материалов Междунар. науч. конф.; Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2830 марта 2012 г. / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. С. 280.

3. Васильев Г.Г. Законотворческая деятельность Государственного Совета Чувашской Республики // Конституционное развитие субъектов Российской Федерации: современные проблемы и пути их решения: материалы межрег. науч.-практ. конф., посвящ. 11-летию Конституции Российской Федерации 29 марта 2004 г. Чебоксары: Русика, 2012. С. 234.

ШАШКОВА Людмила Владимировна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ishashkina@ rucoop.ru

SHASHKOVA, Lyudmila Vladimirovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ishashkina@rucoop.ru

УДК 347.23

ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЯХ

С.А. Яхатин

Проанализирована борьба государства с нарушением авторских прав в Интернете. Изучен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Представлены материалы опроса «Практики потребления Интернет-контента», проведенного ФОМ.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность; права; Интернет; информационно-телекоммуникационные сети; автор; контент; пользователь.

S.A. Yahatin. PROTECTION OF INTELLECTUAL RIGHTS IN THE INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS NETWORKS

Analyzed state struggle with copyright infringement on the Internet. Studied the Federal Law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the protection of intellectual property rights in the information and telecommunications networks». Materials presented survey «Practice of Internet content consumption» held FOM.

Keywords: intellectual property; law; the Internet; information and telecommunications networks; author; content; user.

2013 г. запомнится российской Интернет-аудитории как начало активной борьбы государства с нарушением авторских прав в Интернете.

2 июля 2013 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав

в информационно-телекоммуникационных сетях» 187-ФЗ (далее - Закон № 187-ФЗ), который еще называют «антипиратским» законом.

Вместе с тем едва ли такой Закон можно считать неожиданным - он вполне вписывается в современные тенденции развития правового регулирования отношений в сети Интернет, причем не только в России, но и на международном уровне. В условиях текущей парадиг-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.