Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАКУПКАХ'

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАКУПКАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL BUSINESSES / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATION / ПРЕИМУЩЕСТВА / BENEFITS / ЗАКУПКИ / PROCUREMENT / ОГРАНИЧЕНИЯ / RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галкина Е.А.

В статье исследуются особенности участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Показано, что способами осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства являются: проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок выступают только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Рассмотрены ключевые нормативные акты, регулирующие указанную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PARTICIPATION SMALL BUSINESSES, SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS PROCUREMENT

The article investigates the features of participation of small businesses, socially-oriented non-profit organizations in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. It is shown that the method of procurement from small businesses are holding open competitions, competitions with limited participation, two-stage competition, electronic auctions, requests for quotations, requests for proposals, in which participants act purchases only small businesses, socially-oriented non-profit organizations. Address key regulations governing these areas.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАКУПКАХ»

УДК 346.21

ГАЛКИНА Е.А. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАКУПКАХ

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, преимущества, закупки, ограничения

В статье исследуются особенности участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Показано, что способами осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства являются: проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок выступают только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Рассмотрены ключевые нормативные акты, регулирующие указанную сферу.

GALKINA, E.A.

FEATURES OF PARTICIPATION SMALL BUSINESSES, SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS PROCUREMENT

Keywords: small businesses, socially oriented non-profit organization, benefits, procurement, restrictions

The article investigates the features of participation of small businesses, socially-oriented non-profit organizations in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. It is shown that the method of procurement from small businesses are holding open competitions, competitions with limited participation, two-stage competition, electronic auctions, requests for quotations, requests for proposals, in which participants act purchases only small businesses, socially-oriented non-profit organizations. Address key regulations governing these areas.

В рамках регламентации участия субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) в закупках п.4 ст.27 федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-

ФЗ) предусмотрено предоставление преимуществ таким субъектам, являющимся участниками закупок [1].

Согласно п.1. ст. 3 федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ) субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), которые отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям [2].

В силу п.1. ст. 4 Закона №209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [3].

Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [4];

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которым установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей [5].

СОНКО, которым предоставляются преимущества при их участии в закупках, определены в ч. 2 ст. 30 Закона №44-ФЗ - это СОНКО (за исключением СОНКО, учредителями которых являются Россия, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами следующие виды деятельности:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, в силу ч.1 ст. 30 Закона №44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ).

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ СГОЗ - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с названным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала этого финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Представляется целесообразным отметить, что данное определение было введено в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ ввиду того, что существовали споры по поводу включения сумм длительных контрактов, заключенных в предыдущем году и продолжающих исполняться в текущем [6]. Таким образом, если контракт заключается в текущем году и будет исполняться в течение нескольких лет, в СГОЗ войдет лишь та часть суммы контракта, которая в соответствии с доведенными лимитами (для бюджетных учреждений - в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности) будет оплачена в текущем году [7].

Однако необходимо иметь в виду, что при определении объема закупок, предусмотренного ч.1 ст. 30 Закона №44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Способами осуществления закупок у СМП, СОНКО являются: проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Согласно ч. 3 ст. 30 Закона №44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) извещения об осуществлении закупок должны содержать ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО.

В письме Минэкономразвития России и ФАС России от 4 апреля 2014 г. № 7158-ЕЕ/Д28и/АЦ/13590/14 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к отношениям, связанным с осуществлением закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» с учетом положений ч. 1 и 3 ст. 30 Закона №44-ФЗ сделан вывод о том, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса,

электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии с данной статьей, является декларация; необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника, как СМП, СОНКО, данным Законом не предусмотрена [8].

Как отмечено в письме Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № Д28и-2183: из системного понимания положений ст. 27 комментируемого Закона следует, что преимущества предоставляются СМП, СОНКО в целом, а не раздельно для каждого вида; таким образом, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть одновременно СМП, СОНКО (ч. 3 ст. 30 Закона №44-ФЗ); установленный частью 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ размер является совокупной величиной объема закупок, осуществляемых СМП и СОНКО [9].

В ч. 1.1 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СМП, СОНКО в размере менее размера, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок [10].

В случае если определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) признаются не состоявшимися, ч.4 ст. 30 Закона №44-ФЗ заказчику предоставлено право отменить указанное в части 3 ст. 30 Закона №44-ФЗ ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При осуществлении закупок на общих основаниях, они не будут учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО. Кроме того, по итогам года на заказчика возложена обязанность по составлению отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, он должен разместить такой отчет в единой информационной системе. Такой отчет должен содержать информацию о контрактах, которые заключены с СМП, СОНКО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП, СОНКО.

Согласно п.4.1 ст. 30 Закона №44-ФЗ Правительству РФ делегировано полномочие по определению порядка подготовки указанного отчета, его размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) и формы указанного отчета. Правила подготовки отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО, его размещения в единой информационной системе утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238 [11].

Как следует из п.5 ст. 30 Закона №44-ФЗ заказчиком при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть установлено в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), который не является СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНКО. В части 2 ст. 101 Закона №44-ФЗ на заказчика возложена обязанность осуществлять контроль за привлечением поставщиком (подрядчиком,

исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНКО [12].

Согласно ч.6. ст. 30 Закона №44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в случае, предусмотренном ч.5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО, и включается в отчет, указанный в ч.4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

Как следует из ч. 7 ст. 30 Закона №44-ФЗ типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации [13].

Согласно ч.8 ст. 30 Закона №44-ФЗ в контракте, заключаемом с СМП или СОНКО, должно содержаться обязательное условие, согласно которому оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должна быть произведена не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона №44-ФЗ.

В силу ч.15 ст.44 Закона №44-ФЗ в случае, если участник закупки относится к СМП либо СОНКО размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

3. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

5. Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории

субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 7. Ст. 646.

6. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 23. Ст. 2925.

7. Шадрина Т. Совокупный годовой объем закупок: понятие значение и порядок расчета // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 3.

8. Письмо Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы и Федерального казначейства от 19 апреля 2010 г. №№ 4736-АП/Д22, АЦ/7522, 42-7.4-05/10.4-236 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок» // [Электронный ресурс]. Доступ из спра.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 11.04.2015).

9. Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 ноября 2013 г. № Д28и-2183 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Бюллетень «Официальные документы в образовании». 2014. № 11.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.

11. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 12. Ст. 1766.

12. См.: Эртель А.Г., Абесалашвили М.З. Внутрикорпоративный договор и его отличие от гражданско-правового договора // Современная научная мысль. 2012. №1.

13. См. напр.: Вязовская Т.Н., Ефимов Е.Н. Место договора энергоснабжения в системе договорных отношений по снабжению энергией // Вестник Российского университета кооперации. 2014. №2 (16).

ГАЛКИНА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного

института (филиала) АНО ОВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (g.evgenij a@mail.ru)

GALKINA, EVGENIA A. - senior lecturer of the Department of theory and history of state and law of the Cheboksary cooperative Institute (branch) ANO OWO Centrosoyuz of the Russian Federation «Russian University of cooperation» (g.evgenij a@mail .ru)

УДК 343.2/7

КОЗАЕВ Н.Ш.

К ВОПРОСУ О ПРЕДПОСЫЛКАХ ВВЕДЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Ключевые слова: уголовная ответственность, экологические преступления, состав преступления, субъект преступления

В статье исследуется проблема повышения ответственности юридических лиц за экологические преступления. Показано, что в современной России наблюдается вполне очевидная общая тенденция к росту размеров ущерба от экологических преступлений. В связи с наметившейся тенденцией роста размеров ущерба от экологических преступлений в статье обоснован вывод о том, что меры уголовно-правового воздействия за экологические преступления не соответствуют тяжести этих деяний. Автором, со ссылкой на международную практику, где привлечение коллективного субъекта к уголовной ответственности практикуется весьма эффективно, аргументируется необходимость введения в уголовное законодательство ответственности юридических лиц за экологические преступления. Основной предпосылкой для установления уголовной ответственности юридических лиц является необходимость сделать экономически невыгодным злоупотребление производственными технологиями.

KOZAEV, N.SH. TO THE QUESTION OF THE PRECONDITIONS FOR THE INTRODUCTION OF CRIMINAL LIABILITY OF LEGAL PERSONS FOR

ENVIRONMENTAL CRIMES

Keywords: criminal liability, environmental crime, the crime, the perpetrator of the crime.

The article investigates the problem of increasing the liability of legal persons for environmental crimes. It is shown that in today's Russia there is quite obvious overall upward trend in the size of the damage caused by environmental crimes. Due to the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.