Научная статья на тему 'Особенности участия полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе в правоохранительной деятельности'

Особенности участия полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе в правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
478
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ / ПРЕЗИДЕНТ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КАДРЫ / КОРРУПЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КООРДИНАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМНЫЕ / PLENIPOTENTIARIES / THE PRESIDENT / THE RUSSIAN FEDERATION / LAW ENFORCEMENT BODIES / PROFESSIONAL COMMUNITY / CORRUPTION / INTERACTION / COORDINATION / PUBLIC RECEPTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солукова А. А.

Рассматриваются особенности участия полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в правоохранительной деятельности. Особое внимание уделено деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в сфере борьбы с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Солукова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PARTICIPATION OF PLENIPOTENTIARIES OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON FEDERAL DISTRICTS IN LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

In this article are considered the features of participation of Plenipotentiaries of the President of the Russian Federation on federal districts in law-enforcement activity. The special attention is given by the author to activity of Plenipotentiaries of the President of the Russian Federation on federal districts in fight against corruption sphere.

Текст научной работы на тему «Особенности участия полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе в правоохранительной деятельности»

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. СОЛУКОВА,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права, старший лейтенант юстиции

Аннотация. Рассматриваются особенности участия полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в правоохранительной деятельности. Особое внимание уделено деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в сфере борьбы с коррупцией.

Ключевые слова: полномочные представители, Президент, Российская Федерация, правоохранительные органы, кадры, коррупция, деятельность, взаимодействие, координация, общественные приемные.

FEATURES OF PARTICIPATION OF PLENIPOTENTIARIES OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON FEDERAL DISTRICTS IN LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

A.A. SOLUKOVA,

graduated in a military academy of chair of the constitu-tional and municipal right

The summary. In this article are considered the features of participation of Plenipotentiaries of the President of the Russian Federation on federal districts in law-enforcement activity. The special attention is given by the author to activity of Plenipotentiaries of the President of the Russian Federation on federal districts in fight against corruption sphere.

Key words: plenipotentiaries, the President, the Russian Federation, law enforcement bodies, professional community, corruption, interaction, coordination, public receptions.

В последнее время деятельность российских правоохранительных и контролирующих органов подвергается жесткой критике, в том числе на самом высоком государственном уровне. В связи с этим приобретают особую актуальность вопросы обеспечения эффективности их деятельности и ответственности.

Несмотря на то что в Указе Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» отдельно правоохранительная функция не выделяется, предоставленные полномочным представителям полномочия являются важным элементом механизма укрепления правопорядка в федеральных округах. В частности, реализуя свои кадровые функции, полномочные представители Президента РФ в федеральном округе:

Ф согласовывают назначения на все ключевые посты руководителей федеральных, в том числе силовых и правоохранительных, структур в федеральном округе; $ согласовывают представления о награждении государственными наградами, направляемые органами государственной власти субъекта (субъектов) Федерации, находящимися в пределах федерального округа, в федеральные органы государственной власти.

Без участия аппарата полпредов назначение и перемещение в региональных правоохранительных ор-

ганах невозможно. Вопрос кадрового обеспечения правоохранительной функции выдвигается на первый план при решении задачи укрепления правопорядка в стране, а следовательно, от эффективной деятельности полномочного представителя в этой сфере зависит своевременное и качественное комплектование должностей высшего начальствующего состава, квалифицированными и профессиональными сотрудниками. В России так называемый силовой блок традиционно подчинен непосредственно Президенту РФ.

Президент РФ Д.А. Медведев в статье «Россия, вперед!» отметил, что основные права и свободы граждан нуждаются прежде всего в защите от коррупции, порождающей произвол, несвободу и несправедливость.

Коррупция оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны, затрагивая все сферы жизнедеятельности общества: экономику, социальную сферу, политику. Она ведет к неэффективному использованию средств государственного бюджета, препятствует реализации государственных программ, затрудняет успешное выполнение государством своих экономических, политических и социальных функций, что негативно сказывается на росте социальной напряженности.

В 2008 г. были приняты ключевые решения и нормативные правовые акты по формированию

организационно-правовых основ системного противодействия коррупции в России. Для борьбы с этим явлением главой государства создан Совет по противодействию коррупции, утвержден Указ Президента РФ от 31 июля 2008 г. «Национальный план противодействия коррупции», приняты Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие нормативные правовые акты, направленные на реализацию его положений в законодательстве. Сформирована правовая основа противодействия коррупции, которая продолжает совершенствоваться.

Нормативными правовыми актами введены новые институты — устранение конфликта интересов, контроль над доходами государственных и муниципальных служащих, проверка достоверности представляемых ими сведений о наличии имущества на праве собственности и финансовых обязательствах; антикоррупционная экспертиза и др.

Обеспечение неукоснительного исполнения поручений главы государства по противодействию коррупции на территории России всеми уровнями власти (федеральными, региональными, местными) относится к одной их основных задачей президентского контроля, элементом которого является институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Не случайно 21 апреля 2009 г. глава государства поручил Контрольному управлению совместно с аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах провести проверку деятельности органов исполнительной власти всех уровней, обладающих контрольно-надзорными функциями и реализующих разрешительные процедуры, на наличие коррупционных связей между ними и организациями, оказывающими услуги в соответствующих сферах. Результатом такой работы должна стать разработка рекомендаций по совершенствованию функционирования и структуры контрольно-надзорных органов.

В 2009 г. деятельность по контролю над реализацией задач, определенных в посланиях Президента РФ, осуществляется в тесном взаимодействии аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с коллегами из Контрольного управления. Главе государства регулярно направляются доклады с результатами контроля над реализацией положений послания Президента РФ. Большое место в этой работе занимает контроль над ходом выполнения поручений Президента РФ, направленных на реализацию Национального плана противодействия коррупции.

Контрольное управление совместно с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах провело проверки исполнения федерального законодательства и решений Президента РФ по совершенствованию корпоративного законодательства в части обеспечения его антикоррупционной направленно-

сти и в сфере противодействия незаконному захвату предприятий (рейдерству).

Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе А. Квашнин, выступая на совещании Администрации Президента РФ 17—18 июня 2009 г. в Иркутске, отметил, что во всех субъектах Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, приняты планы по противодействию коррупции, созданы коллегиальные органы — советы, комиссии и рабочие группы; ведется работа по принятию соответствующих целевых программ; внедряются стандарты услуг и административные регламенты исполнения государственных функций. В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в округе широко используются компьютерные технологии, прямые телефоны и «телефоны доверия».

В Уральском федеральном округе выделяют следующие антикризисные мер и меры по противодействию коррупции. В январе 2009 г. заместители и помощники полномочного представителя Президента РФ в округе выезжали в субъекты Федерации с целью изучения намеченных организационных мероприятий, в том числе в муниципальных образованиях. В мае—июне состоялись повторные проверочные поездки на предмет определения степени эффективности и полноты принимаемых мер. При необходимости полученная в ходе проверок информация направляется в профильные министерства, а также собственникам организаций.

Проверки по заявлениям граждан, общественных организаций и материалам средств массовой информации проводятся рабочими группами при аппаратах полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и органами прокуратуры. Ими также ведется работа по формированию сводных планов проверок. Итоги проверок по выявлению коррупционных действий подводятся на заседаниях Совета Уральского федерального округа по противодействию коррупции.

Взаимодействие полномочных представителей Президента РФ и его аппаратов с правоохранительными органами осуществляется в следующих формах: # посредством участия в работе региональных коллегий федеральных органов исполнительной власти (все руководители правоохранительных органов являются членами региональных коллегий — прокурор, начальник УВД, УФСБ, ГВУ МЧС, Госнаркоконтро-ля, Председатель Суда), где полпреды (либо главные федеральные инспектора) являются председателями. На повестку дня региональной коллегии выносятся проблемные вопросы, в том числе вопросы, затрагивающие проблемы национальной безопасности (борьба с коррупцией, алкоголизмом, наркоманией); деятельность отдельных федеральных структур (например, План проведения расширенного заседания региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти Смоленской области от 6 августа

2009 г. «О текущих итогах выполнения в Смоленской области задания по сбору налогов и неотложных мерах по повышению эффективности указанной деятельности в условиях кризисных явлений в регионе. Основные направления совершенствования взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и федеральных структур в данной области»); выполнение ежегодных посланий Президента РФ; ® при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах проводятся межведомственные совещания, в которых принимают участие руководители правоохранительных органов и обсуждаются вопросы, требующие координации деятельности правоохранительных органов. Так, 27 ноября 2009 г. состоялось межведомственное совещание при полпреде Президента РФ в УрФО Н. Винниченко. Главный обсуждаемый вопрос — ход выполнения мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 2006 г. «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. в части создания в субъектах Федерации комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения и поручением Президента РФ от 5 декабря 2005 г. в части разработки и реализации региональных программ повышения безопасности дорожного движения; ® в федеральных округах в целях обеспечения координации и взаимодействия правоохранительных органов и органов исполнительной власти полпреды проводят оперативные, координационные и иные совещания с руководителями этих органов, участвуют в заседаниях коллегий правоохранительных органов; созданы коллегии по вопросам взаимодействия правоохранительных органов и силовых ведомств под председательством полномочного представителя Президента РФ в округе.

Необходимость межведомственной координации на уровне федерального округа потребовала от правоохранительных органов создать соответствующие организационные структуры: ГУВД по федеральным округам, главные управления ФСНП России, федеральные управления Минюста России, таможенные управления; советы начальников органов ФСБ России, объединяющие систему региональных органов ФСБ субъектов Федерации, входящих в состав федеральных округов.

В то же время у полпредов нет четких координационных полномочий, они не имеют прямых и действенных рычагов воздействия на правоохранительные органы, а следовательно, их решения по обозначенным вопросам не носят обязательного характера. Как результат возникают проблемы контроля над исполнением координационных решений и ответственности за их неисполнение.

Тем не менее в стране накоплен значительный опыт взаимодействия аппаратов полномочных пред-

ставителей Президента РФ и управлений правоохранительных органов, управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, проводятся совместные координационные совещания. Создаются советы, комитеты и т.п.

На основе анализа информации, полученной от правоохранительных органов, в аппарате полпреда готовится отчет об обеспечении в округе национальной безопасности, о политическом, социальном и об экономическом положении, о правоохранительной обстановке в федеральном округе.

Практика не ждет изменения законодательства, а ищет пути и формы совместной деятельности правоохранительных органов

В каждом федеральном округе созданы общественные приемные, куда любой гражданин может обратиться с проблемой. Тематика обращений отражает спектр социально-экономической и политической жизни округа: просьбы по решению конкретных вопросов; предложения по улучшению деятельности органов местного самоуправления, общественных организаций; обращения, касающиеся государственного и общественного устройства; жалобы на действия (или бездействие) органов государственной и муниципальной власти; заявления об эпизодах коррумпированности чиновников.

Аппарат полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе (главные федеральные инспектора) активно участвуют в правоохранительной деятельности в ходе работы по рассмотрению обращений, писем жалоб и заявлений граждан. По вопросам правоохраны полномочный представитель направляет жалобы и обращения граждан в соответствующий правоохранительный орган для проведения проверки и необходимого реагирования с их постановкой на контроль и дачей отдельных поручений. Обращения граждан обеспечивают полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе дополнительной информацией о состоянии дел в регионах, уровне социального самочувствия населения и по другим вопросам.

Таким образом, особенность участия полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе в правоохранительной деятельности заключается в следующем: несмотря на то что в Положении о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе отдельно правоохранительная функция не выделяется, реализуя свои полномочия, полпреды являются важным элементом механизма укрепления правопорядка в федеральных округах.

Правоохранительная деятельность полномочных представителей реализуется в следующих формах:

# согласование назначений на все ключевые посты руководителей федеральных, в том числе силовых и правоохранительных, структур в федеральном округе;

# согласование представлений о награждении государственными наградами, направляемые орга-

нами государственной власти субъекта (субъектов) Федерации, находящимися в пределах федерального округа, в федеральные органы государственной власти;

антикоррупционные меры;

взаимодействие полномочных представителей Президента РФ и его аппаратов с правоохранительными органами в ходе работы региональных кол-

легий; межведомственные совещания; коллегии по вопросам взаимодействия правоохранительных органов и силовых ведомств;

координация деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью; информационное взаимодействие; работа общественных приемных по разрешению жалоб и обращений граждан.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОВД ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

И.Ю. ТИМОФЕЕВА,

подполковник милиции, кандидат экономических наук, Московский университет МВД России, Смоленский филиал

Аннотация. Проблемы во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками в России существовали всегда. Концепция налоговой безопасности должна базироваться на историческом опыте существования налоговой системы, ретроспективном анализе ее уголовно-правового регулирования и полномочий ОВД по обеспечению налоговой безопасности в России. Налоговая преступность определяется изменениями в экономической жизни страны, появлением рыночных отношений. В условиях кризиса необходимо усиление роли ОВД в определении стратегии и тактики уголовно-правового воздействия на всех участников экономических отношений для обеспечения налоговой безопасности государства.

Ключевые слова: налоговая безопасность, ОВД, налоговая преступность.

CRIMINALLY POWERS OF POLICE IN THE SPHERE OF PROVIDING TAX SAFETY IN RUSSIA: THE RETROSPECTIVE ANALYSIS

I.YU. TIMOFEEVA,

officer of police, the candidate of economical sciences Moscow university of Ministry of the interior of Russia, Smolensk region

The summary. Problems between the state and tax bearers in Russia existed always. The concept of tax safety should be based on historical experience of tax system, the retrospective analysis of its criminally regulation and powers of police in the sphere of providing tax safety in Russia. In the present research the author proves, that the tax criminality is defined by changes in an economic life of the country, occurrence of market relations. It is concluded that in the conditions of crisis there is strengthening of a role of the police in definition of strategy and tactics of сriminally influence on all participants of economic relations for maintenance of tax safety of the state.

Key words: tax safety, police, the tax criminality.

Процесс становления налоговой системы в форме, приближенной к цивилизованной, начался в России в конце XIX в. в результате роста государственных потребностей в связи с переходом страны от прежнего (преимущественно натурального) хозяйства к денежному. В течение 1881—1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой отменены соля-

ной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам, и лишь небольшая доля бюджетных поступлений приходилась на налоги с недвижимости и торгово-промышленных капиталов. Современники характеризовали действовавшую в то время в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.