Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PRESCHOOL CHILDREN / CREATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Н. Ю., Акутина С. П.

В статье рассматриваются вопросы развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Описаны результаты изучения творческого развития детей дошкольного возраста, представлены рекомендации по психолого-педагогическому обеспечению помощи в творческом развитии детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article discusses the development of creative abilities of children of preschool age. The results of the study of the creative development of children of preschool age are described, recommendations on the psychological and pedagogical provision of assistance in the creative development of children of preschool age are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

research.ru/ru/article/view?id=5998 (дата обращения: 12.10.2018).

19. Дзагова С.С. 2015. Сущность категории экономическое пространство в

вопросах исследования развития территорий. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://izron.ru/articles/ekonomika-i-menedzhment-ot-teorii-k-praktike-

sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauch/sektsiya-2-

ekonomika-i-upravlenie-narodnym-khozyaystvom-spetsialnost-08-00-

05/sushchnost-kategorii-ekonomicheskoe-prostranstvo-v-voprosakh-

issledovaniya-razvitiya-territoriy. (дата обращения 15.10.2018).

Васильева Н.Ю. студент магистратуры Арзамасский филиал ННГУ научный руководитель: Акутина С.П., доктор психологических наук

доцент

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И Лобачевского

Россия, г. Арзамас ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Описаны результаты изучения творческого развития детей дошкольного возраста, представлены рекомендации по психолого-педагогическому обеспечению помощи в творческом развитии детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, творческое развитие.

Vasilevа N. Y.

Master student Arzamas branch of UNN Russia, Arzamas Scientific adviser: Akutina S.P.

A doctor of psychological sciences, associate professor is the National research N. Novgorod state university of the name N. I Lobachevckie FEATURES OF CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF

PRESCHOOL AGE Annotation: the article discusses the development of creative abilities of children of preschool age. The results of the study of the creative development of children of preschool age are described, recommendations on the psychological and pedagogical provision of assistance in the creative development of children of preschool age are presented.

Key words: preschool children, creative development.

Данная тема популярна тем, что формирование творчески активной личности, способная эффективно, творчески и нестандартно решать различные проблемы, прорастает еще в самом начале развития детства и является новым началом развития личности ребенка, его успешной творческой деятельности в дальнейшем будущем.

В педагогических исследованиях тема креативного развития детей дошкольного возраста рассматривается среди представителей различных областей наук - философии, педагогики, психологи и других. Раскрывается тем, что с постоянно возрастающими потребностями нашего века в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить выход в жестких условиях жизни, огромного количества выбора, каждодневного совершенствования полученных знаний, потому что «в 21 веке талант и творческая одаренность становятся социальным процветаним и средством высокого уровня» [4].

Работая с детьми дошкольного возраста педагоги часто не понимают, как помочь творческой личности . Они основываются на свое чувство, свой опыт и не застрахованы от ошибки, что образуется проблемой образования. Исходя из этого перед дошкольными образовательными организациями возникает важная часть развития творческого потенциала дошкольников. Главное направление психического развития дошкольника осуществляется развитие различных сторон личности, направленное, важным образом, на развитие креативности ребенка. Достаточное время, таланта, ума и энергии внесли в изучение проблем, основанные на творческим развитием личности, и главным образом на личность детей дошкольного возраста, известные и выдающиеся педагоги: Н.Я. Брюсова, П.П. Блонский, Б.Л. Яворский, С.Т. Шацкий,. Наталкиваясь на их знания, многолетним развитием науки об воспитании и обучении детей, лучшие педагоги - Н.Л. Гродзенская, Г. Гилфорд, К. Торранс, Н.И. Сац, М.А. Румер, Г.Л. Рошаль, В.Н. Шацкая продолжают по теоретически, и практически развивать последовательность творческого развития детей дошкольного возраста [6].

На сегодняшний день одним из основных критериев развития содержания дошкольного образования является личностная ориентация, основывающая творческое развитие детей дошкольного возраста, индивидуальность их развития и воспитания с учетом склонностей и интересов к творческой деятельности.

Современное наше образование основывается на том, чтобы дать возможность всем проявить свои творческие умения и весь свой творческий талант, и возможность реализации личных планов. Данные тэзисы свойственны гуманистическим тенденциям развития дошкольного образования, для которой свойственны принципы педагогов на личностное развитие детей дошкольного возраста, их непрерывное «обогащение».

Данный возраст совершенно уникальный, самоценный и важнейший период становления личности и его здоровья . Каким будет личность будущего по своим физическим и умственным качествам, нравственным

показателем, зависит от развития этого периода. Дошкольный возраст благоприятен для новообразования не только основных психологических процессов, но и составляет основу творческой активности [8].

Становление творческих способностей у дошкольного возраста - одна из важнейших педагогических задач, и выполняться она должна с учетом возраста и способностей детей, их психофизического развития, условий воспитания и других важных факторов.

Т.Н. Доронова говорила, что развитие творческих способностей в большинстве случаев зависит от воспитания внимания и наблюдательности, способности выделять особенности окружающих явлений и предметов, сравнивать их, проводить и выделять итог. Становление творческих способностей должно делаться педагогом систематически и планомерно. Иначе развитие творчества у дошкольников пойдет не по нужному направлению, и творческие способности дошкольника могут остаться на начальном этапе развития [3].

Изучения Д.С. Лихачева говорят, что обучение не мешает развитию творчества. Оно помогает началу его становления и развития. Не освоив на занятиях под предводительством педагогов необходимых умений, знаний и навыков, не поняв достаточно отчетливых представлений, дошкольник ощущает себя беспомощным, вынужден действовать не то, что задумал, а то, что выходит. Данное показывает скованность, неудовлетворенность. Обучение и деятельность детей взаимодополняют друг с другом, влияют друг на друга, развивают и поддерживают одна другую [5].

Необходимо понимать, что творчество не должно сводиться только к обучению необходимым навыкам. Е.А. Флерина дала очень точное обьяснение взаимодействия обучения и творчества. Она говорила, что в каждом обучающей деятельности должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии - обучение. Деятельность основывается в умении педагога правильно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее , побуждая ребенка к творчеству и самостоятельности. Исходя из этого не следует сводить обучение к способу решения небольшого круга задач (формированию умений и знаний) [9].

Ребенок получает удолетворение от творческого процесса, в основном благодаря тому, что включен процесс сочинения содержания, развертывания действий, близких игре. Нужно помогать в этом стремлении, не ограничивая детей только задачей сочинением отдельных предметов. Сочинение сюжета не только доставляет детям удовольствие,это очень важно, но и развивает воображение, мышление, представление об окружающем. Педагогу нужно знать это, составляя содержание учебного процесса, и не лишать возможности сочинения героев, места их действия и самого действия разрешенные им средствами.

В.М. Бехтерев высказывал в своем исследовании, что в деятельности творческой появляются нужные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые потом переходят в эстетические чувства, формированию

эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте получение таких качеств предметов, как окраска, форма, величина, положение в пространстве, помогают развитию чувства формы, цвета, ритма [1].

Насыщая знания детей наблюдениями окружающего, необходимо заботиться об эстетических эмоциях, демонстрировать детям красоту в окружающей среде; организуя занятия, наталкивать внимание на то, чтобы дети получали возможность показать полученные ими эстетические впечатления, внимательно готовиться к подбору материала к занятиям.

В процессе у детей развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика; точность движения обеих рук. Дошкольник начинает видеть, оценивать, чувствовать и созидать красоту; преобразовываются сенсорные и мыслительные способности ребенка, развивается мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.

Занятие творчеством начинается с обращения педагога к детям, беседы с ними, а также демонстрация какого-либо наглядного материала. Поэтому с самого начала необходимо привить внимание дошкольников к словам и наглядной демонстрации. Наглядность имеет большое значение при обучении. Она расширяет наблюдательность, у детей появляется способность дольше рассматривать то, что им демонстрируется, снова возвращаться к наглядному материалу в процессе работы [6].

Необходимо с самого начала прививать у детей устойчивый интерес к творческой деятельности, что учит усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении цели. Данный интерес вначале непроизволен и идет на процесс самого действия. Педагог постепенно реализовывает необходимость развития интереса к результату деятельности.

При выборе необходимого инвентаря и методов работы с детьми и их творческими способностями, нужно найти особенности творческого развития детей дошкольного возраста. На основании всего изложенного нами было проведено исследование данного феномена.

Экспериментальной базой исследования послужило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» пгт. Бутурлино Бутурлинского района Нижегородской области. В исследовании участвовало 20 испытуемых, среди них 9 девочек и 11 мальчиков в возрасте 5-6 лет из старшей группы.

Для изучения особенностей творческого развития детей дошкольников, нами были использованы следующие методики: краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П. Торренса, тест П. Торренса «круги», тест образной креативности П. Торренса.

Обобщив и проанализировав результаты, полученные при проведении исследования в группе испытуемых, были сделаны следующие выводы. При проведении краткого теста творческого мышления (фигурная форма) П. Торренса видно, по результатам беглости детей с низкими показателями оказалось 20% в группе, со средними 60% в группе, с высокими 20% в группе;

по результатам оригинальности детей с низкими показателями: 55% в группе, со средними 35% в группе, с высокими показателями результаты оказались равны 10%.

При проведении теста П. Торренса «Круги», можно сделать следующие выводы, по результатам беглости детей с низкими показателями оказалось 35% в группе, со средними результаты оказались - 45% в группе, с высокими

- 20%; по результатам оригинальности с низкими показателями 35%, со средними - 60%, с высокими - 5%.

При проведении Теста образной креативности, мы можем наблюдать следующие данные, по результатам беглости детей с низкими показателями оказалось - 55%, со средними - 40%, с высокими - 5%; по результатам оригинальности с низкими показателями - 25%, со средними - 65%, с низкими

- 10%.

Выше значение говорит о том, что проблема творческого развития дошкольников является в настоящее время важной, дошкольники, показавшие плохие результаты нуждаются в развивающей работе. Именно для решения этой проблемы нужно, оценивать не личность ребенка, а его прямые действия, начиная с хорошего, что проявилось; ребенку необходимо заниматься творчеством, а не быть в чьих-то планах; дети- это лучший возраст для творчества, цель педагога - настроить его в интеллектуальную деятельность; ребенку необходимо, чтобы действия оценили; действуйте на мотив и поступки ребенка; если нужно, проявите нежность; не пугайтесь конфликта, проявите компромисс; подводите к самостоятельному решению, считайтесь с мнением; одобряйте ; помогайте ребенку советом, воздействием ; представляйте ребенка как взрослого человека и вы можете найти союзника; не сравнивайте с другими ,а только на примере себя; научитесь принять на себя роль ребенка и вы сможете принимать решения; научитесь всегда слышать ребенка; уважайте и благодарите ребенка за хорошее; обращайтесь чаще с хорошими новостями и предложениями.

Использованные источники:

1. Бехтерев В.М. Художественное творчество и воспитание. - М.: Академия, 2009. - 145с

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление в детском саду // Дошкольное воспитание, 2014. - №1. - С. 17-19.

3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2009. - 204с.

4. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание, 2011. - №12. С.73-75.

5. Лихачев Д.С. Этнология культуры. - М.: «Знание», 2009. - 169с

6. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание, 2011. - №5. - С.21-27.

7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. -М.: Издательство Академия, 2008. - 304 с.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2008. - 397с.

9. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 2009. - 284с.

УДК 373.2

Гудкова О.В.

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Брусничка»

Россия, г. Усть-Илимск

РОЛЬ ЭТИКЕТА В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:

В данной статье рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста, неотъемлемым компонентом которого является воспитание этикета. Прописаны формы работы и методы нравственного воспитания дошкольников, формирования у них навыков этикета. Также в статье описана работа с родителями, направленная на формирование культуры общения и этикета у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: этикет, нравственность, правила, духовно-нравственное воспитание.

Gudkova O. V. educator

Municipal budget pre-school educational institution «Kindergarten № 12 «Brusnichka» Russia, Ust-Ilimsk THE ROLE OF ETIQUETTE IN SOCIAL AND MORAL EDUCATION OF PRE-SCHOOL CHILDREN

Annotation:

This article covers spiritual and moral education of pre-school children where one of the essential ingredients is learning etiquette. There are forms and methods of spiritual guidance of children and ways offorming their courtesy skills in this article. Also there is the description of work with parents which helps them to form the culture of communication and etiquette ofpre-scholars.

Key words: etiquette, moral, spiritual and moral education.

Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник - стало быть, надо для жизни нравственное занятие.

Ф. М. Достоевский

Каждому человеку хотелось бы жить среди нравственных людей, в мире, в котором нас не стали бы оскорблять, обманывать, обкрадывать, предавать, в мире, в котором люди честно относятся к своим обязанностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.