Научная статья на тему 'Особенности творческого метода архитектора Й. Б. Ван Лохема (на примере голландских периодов творчества)'

Особенности творческого метода архитектора Й. Б. Ван Лохема (на примере голландских периодов творчества) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
897
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ФУНКЦИОНАЛИЗМ / ГРУППА "СТИЛЬ" / ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС / TOWN PLANNING / FUNCTIONALISM / DE STIJL / RATIONAL DESIGN PRINCIPLES / RESIDENTIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Наталья Сергеевна

Статья посвящена исследованию биографических данных и обзору первого голландского периода деятельности голландского архитектора Йоханеса Бернардуса Ван Лохема. Целью публикации является исследование особенностей стиля архитектурных памятников и градостроительных проектов, созданных Й.Б. Ван Лохемом в Голландии в 1909-1926 годах. В число задач входит определение особенностей творческого почерка мастера и стилистических тенденций его архитектурной деятельности. В ходе решения поставленных автором задач описаны основные этапы биографии и профессионального становления архитектора Й.Б. Ван Лохема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ARCHITECT J.B. VAN LOCHEM CREATIVE METHODS (in his dutch creative period)

The article reviews biographical data and the first period of Dutch architect Johannes Bernardus van Lochem activities. The purpose of this publication is the study of the peculiarities of architectural monuments style, and urban development projects created by J.B. Van Lochem in the Netherlands in 1909-1926. The tasks include determining artistic signature features and stylistic tendencies in his work. The course of solving the problems posed by the author describes the main stages of the biography and professional development architect J.B. Van Lochem. Addition of a creative method and views on architecture from the J.B. Van Lochem occurred in the second half of the 1910s, at the time the architect joined the art group “Style” Until 1926 J.B. Van Lochem shared the principles of “Style”. However, his commitment to the ideals of “Style” did not have imitation as still crucial for J.B. Van Lochem were objective factors: the size of plot, terrain, characteristic properties of the construction materials and more. After returning to Holland, style of his work more in harmony with the European architecture of functionalism. The article also describes the direction of architectural activity, J.B. Van Lochem in the Netherlands and analyzed features of the 1909-1926-s architectural projects.

Текст научной работы на тему «Особенности творческого метода архитектора Й. Б. Ван Лохема (на примере голландских периодов творчества)»

Literatura

1. Borodina A., Borodin D. Baba ili tovarishh? Ideal novoj sovetskoj zhenshchiny v 20-30-h godah [Elektronnyj resurs] // Zhenskie i gendernye issledovanija v Tverskom gosudarstvennom universitete. - Tver', 2000. - S. 45-51. -URL: http://www.a-z.ru/women_cd1/html/borodini.htm#note4 (data obrashchenija: 06.07.2013).

2. Brik O. M. Drenazh iskusstvu // Iskusstvo kommuny. - 1918. - № 1. - S. 1-2.

3. Gorbova E. N. Dinamika traktovki kul'turotvorcheskih idej v hudozhestvennoj zhizni Rossii 1920-1930-h godov // Vestn. Kemerov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv. - 2013. - № 23. - S. 101-106.

4. Dashkova T. Transformacija zhenskih obrazov na stranicah sovetskih zhurnalov 1920-1930-h godov [Elektronnyj resurs] // Zhenskij diskurs v literaturnom processe Rossii konca XX veka. - URL: http://www.a-z.ru/women_cd1/ html/dashkova.htm (data obrashchenija: 07.07.2013).

5. Degot' E. Russkoe iskusstvo XX veka. - M.: Trilistnik, 2000. - 224 s.

6. Munipov V. M., Zinchenko V. P. Ergonomika: cheloveko-orientirovannoe proektirovanie tehniki, programmnyh sredstv i sredy: ucheb. - M.: Logos, 2001. - 356 s.

7. Uvarova I. "Veshchi tjanut k sebe v noru..." // Dekorativnoe iskusstvo. - 1968. - № 9 (130). - S. 29-33.

8. Chernjaeva E. N. Voploshchenie obraza sovetskogo cheloveka v eskizah kostjumov zhurnalov mod 1930-h godov // Vestn. Kemerov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv. - 2013. - № 24. - S. 163-167.

9. Shtejner E. Avangard i postroenie novogo cheloveka. Iskusstvo sovetskoj detskoj knigi 1920-h godov. - M.: Novoe literatur. obozrenie, 2002. - 256 s.

УДК 725.94

Н. С. Попова

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА АРХИТЕКТОРА

Й. Б. ВАН ЛОХЕМА (на примере голландских периодов творчества)

Статья посвящена исследованию биографических данных и обзору первого голландского периода деятельности голландского архитектора Йоханеса Бернардуса Ван Лохема. Целью публикации является исследование особенностей стиля архитектурных памятников и градостроительных проектов, созданных Й. Б. Ван Лохемом в Голландии в 1909-1926 годах. В число задач входит определение особенностей творческого почерка мастера и стилистических тенденций его архитектурной деятельности.

В ходе решения поставленных автором задач описаны основные этапы биографии и профессионального становления архитектора Й. Б. Ван Лохема.

Ключевые слова: градостроительство, функционализм, группа «Стиль», принципы рационального проектирования, жилой комплекс.

N. S. Popova

FEATURES OF ARCHITECT J. B. VAN LOCHEM CREATIVE METHODS

(in his dutch creative period)

The article reviews biographical data and the first period of Dutch architect Johannes Bernardus van Lochem activities. The purpose of this publication is the study of the peculiarities of architectural monuments style, and urban development projects created by J. B. Van Lochem in the Netherlands in 1909-1926. The tasks include determining artistic signature features and stylistic tendencies in his work.

The course of solving the problems posed by the author describes the main stages of the biography and professional development architect J. B. Van Lochem . Addition of a creative method and views on architecture from the J. B. Van Lochem occurred in the second half of the 1910s, at the time the architect joined the art group "Style" Until 1926 J. B. Van Lochem shared the principles of "Style".

However, his commitment to the ideals of "Style" did not have imitation as still crucial for J. B. Van Lochem were objective factors: the size of plot, terrain, characteristic properties of the construction materials and more. After returning to Holland, style of his work more in harmony with the European architecture of functionalism. The article also describes the direction of architectural activity, J. B. Van Lochem in the Netherlands and analyzed features of the 1909-1926-s architectural projects.

Keywords: town planning, functionalism, De Stijl, rational design principles, residential complex.

В последнее десятилетие со стороны европейских историков архитектуры наблюдается пристальный интерес к архитектурному наследию Й. Б. Ван Лохема в городе Кемерово. Так, в середине 1990-х годов кемеровским периодом творчества Й. Б. Ван Лохема заинтересовалась голландская исследовательница Рудольфина Эггинк, которая, совместно с доктором архитектуры Яном Молемой и президентом Фонда анализа зданий (STAG) Питером Ван дер Тоорном, приняла участие в организации в Кемерово музея-заповедника «Красная Горка». С российской стороны некоторые аспекты деятельности Й. Б. Ван Лохема в Кемерово освещали главный архитектор города Кемерово Ю. С. Зюзьков, историк архитектуры И. В. Захарова и ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Красная Горка» З. Ф. Волкова.

К сожалению, достаточно обширный материал о жизни и творчестве Й. Б. Ван Лохема существует в России только на голландском языке. Крупицы ценного материала о двух голландских периодах творчества можно найти в фотофонде музея-заповедника «Красная Горка» и в переведенном на русский язык неопубликованном фрагменте диссертации Рудольфины Эггинк «Й. Б. Ван Лохем - архитектор оптимистического поколения». Данный фрагмент, большей частью посвященный кемеровскому периоду творчества и опирающийся на многочисленный фактический материал, хранится в фондах музея-заповедника «Красная Горка». Ценным материалом являются статьи голландских и отечественных исследователей творчества Й. Б. Ван Лохема, вошедшие в альманах «Красная Горка» за 2001 год. Так, вопросы творческого метода поднимает Я. Молема в статье «В поисках золотого сечения» и Р. Эггинк в статье «Архитектор оптимистического поколения». Проблему творческого становления Й. Б. Ван Лохема разрабатывает преподаватель Дельфтского технического университета И. Невзгодин.

Однако исследования, посвященного голландскому периоду деятельности Й. Б. Ван Лохема и рассматривающего его архитектурные и градостроительные проекты с позиций искусствоведения, на русском языке в Кемерово до сих пор нет. Также не исследована взаимосвязь кемеровского и двух голландских периодов творчества архитектора. Большая часть материалов архитектурной и градостроительной деятельности Й. Б. Ван Лохема, хранящихся в фондах музея-заповеднека «Красная горка», до сих пор не введена в научный оборот. Материалы голландских исследователей не переведены на русский язык и также не доступны российскому читателю.

В Голландии биография Йоханеса Бернардуса Ван Лохема достаточно хорошо изучена. Изыскания ряда голландских исследователей систематизировали журналист Вим де Вагт, опубликовавший в 1995 году монографию о жизни Й. Б. Ван Лохема, и Рудольфина Эггинк, как уже говорилось выше, защитившая в 1998 году докторскую диссертацию о его творчестве. Для отечественного исследователя сведения о биографии Й. Б. Ван Лохема и двух голландских периодах его творчества приходится собирать по крупицам.

В экспозиции музея-заповедника «Красная Горка» хранится анкета Йоханеса Бернардуса Ван Лохема, заполненная им при въезде в СССР в 1926 году. Из этой анкеты следует, что Й. Б. Ван Лохем родился в Гарлеме 19 октября 1881 года. Отца архитектора звали Иоанн Якоб, и по профессии он был садовником. По национальности Й. Б. Ван Лохем - голландец и в 1926 году имел голландское гражданство. На вопрос о семейном положении Й. Б. Ван Лохем ответил, что его семья, состоящая из 5 человек (не считая самого Й. Б. Ван Лохема), жена Берте, дочери Маргарита (13 лет) и Эрна (10 лет), сыновья Иоанн (12 лет) и Иоаннен Якоб (8 лет) остались в Голландии.

На вопрос анкеты об образовании и профессии Й. Б. Ван Лохем ответил, что имеет высшее образование, так как в 1909 году закончил курс Дельфтской высшей архитектурной школы. Также Й. Б. Ван

Лохем написал, что владеет профессией инженера-архитектора, имеет стаж в этой профессии 16 лет и с 1909 года является членом Проф-союза архитекторов Голландии. В разделе анкеты о владении языками Й. Б. Ван Лохем ответил, что владеет 5 языками - голландский, немецкий, английский, французский, русский.

Европейские исследователи творчества Й. Б. Ван Лохема уточняют некоторые анкетные данные архитектора. Опираясь на документальные свидетельства, И. Невзгодин утверждает, что Й. Б. Ван Лохем родился в семье состоятельного предпринимателя, а не садовника, как было указано самим архитектором в анкете [3, с. 39]. Голландский исследователь Ян Молема объясняет длительность обучения Ван Лохема в Дельфтской технической высшей школы. Й. Б. Ван Лохем получил аттестат о среднем образовании в 1898 году. Таким образом, для получения диплома о высшем образовании у него ушло около 10 лет. Я. Молема объясняет этот факт тем, что специальный факультет архитектуры в Дельф-те был открыт только в 1905 году. До этого студенты отделения архитектуры специализировались только на гражданской архитектуре. «Так как Ван Лохем стремился стать настоящим архитектором, он, возможно, продлил свою учебу по этой причине еще на несколько лет» [2, с. 29]. Таким образом, Йоханес Бернардус Ван Лохем вероятно учился в Дельфтской высшей технической школе около 8-10 лет и получил диплом инженера в 1909 году.

Описывая особенности Дельфтской архитектурной школы, Н. Л. Крашенинникова характеризует ее как консервативную. Лидером Дельфтской архитектурной школы был М. Я. Гранпре-Мольер, являвшийся также профессором Высшей технической школы Дельфтского университета. Вот какую характеристику дает Дельфтской школе Н. Л. Крашенинникова: «Ярые противники функционализма, они отдавали предпочтение усложненным формам и, так же как и Берлаге, стояли за кустарный ручной метод труда, но вопреки его рационализму проповедовали воссоздание исторических стилей» [1, с. 15]. Объединившись с протестантскими архитекторами - «Группой 1932 года» - весной 1932 года представители Дельфтской архитектурной школы сформулировали свои теоретические установки. Сутью этих теоретических установок стал тезис об использовании современных материалов и конструкций для воссоздания старой, традиционной голландской архитектуры.

Творчество Йоханеса Бернардуса Ван Лохема можно разделить на три этапа: 1) первый голландский период - 1909-1926 годы; 2) кемеровский период - март 1926 года - сентябрь 1927 года; 3) второй голландский период - 1927-1940 годы. Сравнительная однородность стилистики внутри одного периода и резкое их отличие друг от друга позволяют предположить стремительную эволюцию его взглядов на архитектуру.

Так, несмотря на направленность своей alma mater, в первый период творчества Й. Б. Ван Ло-хем сформировался как сторонник функционализма и примкнул к группе «Стиль». Переход от традиционализма Дельфтской школы к функционализму группы «Стиль» хорошо аргументирует Р. Эггинк. По ее мнению, на изменение его профессиональных взглядов оказал влияние интерес к социальным изменениям в обществе [4, с. 20]. О принадлежности архитектора к группе «Стиль» свидетельствуют данные, представленные в монографии Н. Л. Крашенинниковой «Современная архитектура Нидерландов»: среди архитекторов, входивших в группу «Стиль», она называет и Й. Б. Ван Лохема [1, с. 22].

Обозначенная эволюция творческих принципов от традиционализма Дельфтской школы к функционализму группы «Стиль» не могла миновать влияния Х. П. Берлаге. Известно, что Й. Б. Ван Лохем познакомился с идеями Х. П. Берлаге через курс прочитанных им в Цюрихе в 1908 году и позднее опубликованных лекций. О том влиянии, которое оказал Х. П. Берлаге на творческое кредо молодого архитектора, упомянул сам Й. Б. Ван Лохем в некрологе на смерть Берлаге «Нашему мастеру»: «Величайшим и определяющим моментом стала для меня первая встреча с ним (Берлаге) на еще незавершенной Бирже. Неуверенность и любопытство были доминирующими чертами характера того молодого студента, каким я был, и встреча эта коснулась их как волшебной палочкой, дала направление хаотичному движению молекул моей души. Они были приведены в порядок и дисциплинированы» [2, с. 29].

Обращаясь к первому периоду творчества Й. Б. Ван Лохема, Ян Молема фиксирует формирование уникального метода работы над архитектурным произведением. Вероятно, в своих основных чертах его метод сформировался в период между 1909 и 1926 годами. В основе метода Й. Б. Ван Лохема лежали принципы рационального проектирования, введенные в Европе французским теоретиком Эженом Виоле-ле-Дюком. Сущность метода сводилась к строгому пропорциональному соотношению всех элементов конструкции и архитектурной композиции здания. При этом архитектор исходил из двух факторов: реальное положение дел и идеальные гармонические соотношения. На основе сопоставления обмеров зданий, построенных Й. Б. Ван Лохемом, Ян Молема делает вывод, что, начиная работу над проектом, архитектор тщательно изучал участок под застройку и особенности строительных материалов. При этом разрабатывая архитектурную форму, Й. Б. Ван Лохем стремился приблизить ее пропорции к соотношениям золотого сечения. Другими словами, при проектировании зданий Й. Б. Ван Лохем стремился связать гармонией реальные условия строительства - участок земли, размер кирпича, вид кирпичной кладки, особенности строительства и так далее. Этот метод особенно ярко выступает в его кемеровский период творчества. Анализ проведенных обмеров и исследование плана города, составленного Й. Б. Ван Лохемом, позволяют исследователям его творчества Я. Молеме и Р. Эггинк сделать вывод, что при проектировании типов домов и плана города основными измерениями стала серия из 62,5 - 125 - 187,5 - 250 и так далее [2, с. 30].

Размышления Й. Б. Ван Лохема об архитектуре, стремление проникнуть в сущность современного строительного мастерства выдают в нем способности к аналитике. Действительно, кроме архитектурной практики Й. Б. Ван Лохем активно участвовал в дискуссиях об архитектуре, выступал в печати с полемическими статьями и опубликовал две монографии. Так, в 1916-1918 годах Ван Лохем был соредактором «Строительного еженедельника» («Bouwkundig Weekblad»). В 1918-1925 годах он был редактором знаменитого архитектурно-художественного журнала «Вен-динген» («Wendingen» - «Повороты»). После возвращения из России, в 1928 году, Й. Б. Ван Лохем становится членом архитектурной группы «Де Опбау», а в 1932-1940 годах является редактором архитектурного журнала «De 8 en Opbouw». В 1932 году в Амстердаме выходит первая книга Й. Б. Ван Лохема «Здания нового строительства в Голландии» («Bouwen-Bauen-Batir-Building. Holland»), которая, по мнению современников, явилась манифестом функционализма в Голландии. В 1936 году Й. Б. Ван Лохем издает свою вторую книгу «Акустика и теплоизоляция в строительстве». Кроме того, в 1930-е годы в журнале «Новый Роттердамский Курант» вышли публицистические статьи» Й. Б. Ван Лохема.

Об архитектуре и решении градостроительных задач, над которым работало архитектурное бюро Й. Б. Ван Лохема в Голландии, можно судить по копиям фотографий тех лет, хранящимся в музее-заповеднике «Красная Горка». Исследователи творчества Й. Б. Ван Лохема пишут, что за первый период своей архитектурной практики Й. Б. Ван Лохем построил 6 экономичных жилых комплексов и около 25 частных домов, большая часть из которых расположена в Гарлеме. В фондах музея-заповедника «Красная Горка» находятся планы и копии фотографий 3 жилых комплексов и 14 частных особняков первого голландского периода, из них один дом принадлежал самому архитектору. О втором голландском периоде можно судить по копиям фотографий 4 памятников архитектуры.

Стилистика его архитектурных сооружений первого голландского периода неоднородная. По мнению Р. Эггинк, стилистический поиск архитектора проходит через традиционную кирпичную архитектуру в духе Х. П. Берлаге к игре рационалистическими формами экономичного жилья для малоимущих [4].

Произведения Й. Б. Ван Лохема первого голландского периода (в музее-заповеднике «Красная Горка» хранятся фотографии его работ 1910-1924 годов), можно условно разделить на две группы. В первую группу входят архитектурные сооружения, созданные под влиянием тенденций национального романтизма в архитектуре и творчества Х. П. Берлаге. Во вторую группу входят те работы, в композиции которых получают реализацию творческие принципы группы «Стиль».

Для частных особняков, относящихся к первой группе характерна сложная многофигурная планировка с включением эркеров. Основными принципами объемных композиций в архитектуре особняков этого периода явились принципы симметрии и крупномасштабности. Взаимосвязь архитектурных форм основана на тождестве и нюансе, что придает композициям особняков статичный характер. Все особняки имеют высокие двускатные черепичные крыши с мансардой. Чаще всего основным строительным материалом был кирпич и дерево. Большое количество дерева использовано в интерьере особняков. Оконные и дверные проемы часто имеют арочную конструкцию. Типичная архитектурная декорация особняков этой группы включает в себя компактные лепные медальоны на фасадах, в том числе с сигнатурой фирмы Й. Б. Ван Лохема, и украшение дверных оконных проемов узором, полученным путем сдвига кирпича или изменения направления кирпичной кладки.

В архитектуре частных особняков, построенных Й. Б. Ван Лохемом в 1918-1924 годах можно проследить тяготение к более простым архитектурным формам и отказ от архитектурной декорации. В основе композиций особняков этого периода лежат принципы симметрии, ритмичности, сомасштаб-ности частей. Появляются плоские крыши и сильно вытянутые по горизонтали окна, в том числе угловые. Характерной чертой работ этого периода стало членение фасадов ризалитами или лопатками, а также функциональное использование козырька перед входом для устройства балкона. По-прежнему излюбленными строительными материалами архитектора являются кирпич и дерево, фактура которых создает декоративный эффект его сооружений.

Особенный интерес представляют фотографии трех жилых комплексов Гарлема - Тшптеук Zuid, Tuinwyk N00^ и Rosehaghe, хранящиеся в фондах музея-заповедника «Красная Горка». Все три комплекса были построены в одно время - в 1918-1922 годах. При сходстве архитектурного и градостроительного решений застройка каждого из перечисленных жилых комплексов оригинальна.

Во всех жилых комплексах, построенных архитектором в этот период, чувствуется влияние архитектурного новаторства Х. П. Берлаге. Как и Х. П. Берлаге, Й. Б. Ван Лохем обнажает кирпичную кладку и демонстрирует тектонику стеновой конструкции здания. В тоже время, в архитектуре этих жилых комплексов чувствуется влияние архитектурных принципов группы «Стиль». Так Й. Б. Ван Лохем функционально обосновывает введение каждого элемента и изыскивает декоративный эффект из функциональных деталей композиции фасада. Использование архитектором не бросающейся в глаза центральной симметрии жилых блоков и сложного ритма архитектурных форм призвано было сделать акцент на равновесии равновеликих объемов. Визуальное дробление объема на плоскости и разложение плоскостей на отдельные элементы, также провозглашенное архитекторами группы «Стиль», прослеживается в использовании Й. Б. Ван Лохемом в композиции фасадов ризалитов и приема нарастания масс. Этим же приемом он достигает другого принципа, провозглашенного архитекторами группы «Стиль», - пересечения объемов здания под прямым углом. Таким образом, можно сделать вывод, что архитектура жилых комплексов в Гарлеме создана Й. Б. Ван Лохемом под влиянием идей группы «Стиль».

После возвращения из России Й. Б. Ван Лохем снова создает архитектурное бюро, однако его архитектурные произведения этого периода не столь многочисленны. В архитектуре этого периода преобладают функциональные решения и использования свойств современных строительных материалов. Характерными приемами в архитектуре Й. Б. Ван Лохема стали лентообразное остекление, плоские крыши, использование простых геометрических фигур (круг, прямоугольник, квадрат) при проектировании плана здания и решении архитектурных форм. Видимо в этот период архитектор больше строил в бетоне.

Кемеровский период творчества оказал значительное влияние на творческий метод архитектора-новатора. Й. Б. Ван Лохем отказывается от многих своих идеалов. Так, в частности, архитектор полностью отказывается от архитектурной декорации и многообразия архитектурных форм. Таким образом, кемеровский период сыграл роль очищения его архитектурного языка. А в духовном плане работа,

посвященная больше конструированию узкофункциональных зданий и проектированию объектов коммунального хозяйства и технических приспособлений, опустошили архитектора.

В заключение необходимо отметить основные этапы сложения индивидуального стиля Й. Б. Ван Лохема. После окончания Дельфтской высшей технической школы Й. Б. Ван Лохем не примкнул к Дельфтской архитектурной школе, а начал собственный творческой поиск. Уже с начала самостоятельной архитектурной практики в его работах чувствуется влияние идей Х. П. Берлаге. Сложение творческого метода и взглядов на архитектуру у Й. Б. Ван Лохема произошло во второй половине 1910-х годов, когда архитектор примкнул к художественной группе «Стиль», принципы которой разделял вплоть до 1926 года: ориентация на равновесие равнозначных объемов, дробление фасадов на плоскости, воспевание эстетики прямого угла, ритмичность архитектурной композиции. Однако его приверженность идеалам этой группы не носила подражательного характера, поскольку все-таки определяющими для Й. Б. Ван Лохема были объективные факторы: размеры участка под застройку, рельеф местности, характеристика свойств используемых строительных материалов и многое другое. При этом Й. Б. Ван Лохем, несмотря на идеалистические взгляды на общество и государственное устройство, прочно стоял на земле и не имел склонности к увлечению отвлеченными от практики эстетическими теориями. Использование в композиции фасадов принципов симметрии, что вообще противоречит идеям группы «Стиль», свидетельствует о том, что архитектор не бездумно интерпретирует идеи группы, а творчески их перевоплощает, сохраняя верность своему кредо.

После возвращения в Голландию, стилистика его творчества созвучна не столько принципам группы «Стиль», сколько европейской архитектуре функционализма. Видимо на стилистику второго голландского периода оказала влияние деятельность CIAM и распространение кодифицированного функционального стиля Ле Корбюзье. И вновь архитектор сохраняет верность своему творческому кредо: при создании архитектурного произведения исходить из объективных факторов, современных представлений об удобстве и классических принципов пропорций.

Литература

1. Крашенинникова Н. Л. Современная архитектура Нидерландов. - М., 1971.

2. Молема Я. В поисках золотого сечения // Красная горка. - Кемерово, 2001. - Вып. 2.

3. Невзгодин И. Истинное призвание // Красная горка. - Кемерово, 2001. - Вып. 2.

4. Эггинк Р. Архитектор оптимистического поколения // Красная горка. - Кемерово, 2001. - Вып. 2.

Literatura

1. Krasheninnikova N. L. Sovremennaja arhitektura Niderlandov. - M., 1971.

2. Molema Ja. V poiskah zolotogo sechenija // Krasnaja gorka. - Kemerovo, 2001. - Vyp. 2.

3. Nevzgodin I. Istinnoe prizvanie // Krasnaja gorka. - Kemerovo, 2001. - Vyp. 2.

4. eggink R. Arhitektor optimisticheskogo pokolenija // Krasnaja gorka. - Kemerovo, 2001. - Vyp. 2.

УДК 7.72

Е. А. Бегунова

ЭВОЛЮЦИЯ ХРАМОВЫХ ТИПОВ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В статье рассматриваются основные этапы эволюции христианской храмовой архитектуры в Византийской империи, основные архитектурные формы христианского мира, а также главные особенности храмового зодчества Византийской империи.

Ключевые слова: храм, базилика, архитектурный стиль, центрическая система, крестово-купольная система, христианство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.